Как выявить неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости
Как выявить неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости
Современные автомобили строят свои алгоритмы действия на основании показаний различных датчиков. Большинство из этих устройств анализирует какой-либо параметр и передает информацию в электронный блок управления (ЭБУ).
Если, например, появляются признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) или другого тестера, то такие приборы стоит заменить. Неправильная информация с них чревата сбоями в работе мотора и остальных важных систем автомобиля. Разберем ситуацию на примере с охлаждением блока цилиндров.
Работоспособность ДТОЖ
Во время работы двигателя в автомобиле образуется тепло от блока цилиндров. Отведение избытков этого тепла занимается охлаждающая жидкость. Она циркулирует по каналам блока, а также в радиаторе. Разбирая, на что влияет датчик температуры охлаждающей жидкости, нужно понимать, как такой прибор работает. Ведь в его задачу входит отправка сигналов о состоянии двигателя, руководствуясь косвенными данными (температурой).
ЭБУ информируется если мотор холодный, работает в штатных диапазонах температур, происходит перегрев или ДВС только выходит в рабочие параметры после старта. Такие данные анализируются электроникой, и на их основе формируется общая работа систем управления силовой установкой.
Влияя на работоспособность этого датчика, можно повысить управляемость авто при езде на неразогретом двигателе, стабилизировать обороты на холостом ходу, понизить уровень вредных выхлопов. Соответственно, неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости или передача им искаженных данных на блок управления создаст заметные неприятности.
На какие процессы влияет температурный датчик
Благодаря сигналам от этого электронного прибора формируются автоматические команды для таких систем:
- Процесс обогащения топлива. Если на головной блок идет информация о низкой температуре жидкости для охлаждения, то для форсунок пересчитывается время впрыска в сторону увеличения. Такое действие способствует стабильности работы на холостых оборотах. Постепенно температура растет, и на основе таких показаний форсунки обедняют смесь. Если же датчик не даст правильной информации, то произойдет переобогащение, дополнительные ненужные расходы на выброс топлива, увеличение загрязнения выбросов.
- Повышение оборотов во время старта. Мотор может заглохнуть, если частота оборотов при запуске будет недостаточной. Избавиться от этого помогает команда из ЭБУ на ускорение вращения, чтобы авто не заглохло.
- Рециркуляция выхлопов. Чтобы поддержать управляемость на стадии запуска, рециркуляционный клапан должен быть закрыт до выхода системы в рабочий температурный режим. Если не сделать этого, то получим нестабильные обороты или заглохнувший автомобиль.
- Угол зажигания. Выставление этого параметра должно быть строго регламентировано, чтобы снизить количество вредных выхлопов до набора температуры. От опережения/запаздывания зажигания зависит расход и выходные параметры силовой установки.
- Состояние фильтра, улавливающего пары топлива. Проводить продувку угольного фильтра надо лишь тогда, когда произойдет полный прогрев мотора.
- Муфта гидротрансформатора в КПП не блокируется до прогрева мотора. Это делается для того, чтобы сохранялась оптимальная управляемость.
- Включение вентилятора охлаждения. На основе данных от ДТОЖ происходит запуск или отключение вентилятора охлаждающей системы. Он помогает быстрее снижать температуру хладогена. В некоторых моделях автомобилей исключительно для запуска такого вентилятора применяется отдельный датчик с единственной функцией.
Разновидности датчиков температуры охлаждающей жидкости
Чаще всего в качестве рабочего инструмента ДТОЖ выступает терморезистор. Он способен изменять сопротивление в электроцепи при изменениях температуры среды, в которой находится. Обычно используются материалы, в которых электрическое сопротивление снижается, если жидкость нагревается.
Как выкрутить ДТОЖ
Когда происходит ее остывание, то сопротивление датчика температуры охлаждающей жидкости существенно растет. На основании этих показаний выстраиваются сигналы, отправляющиеся в ЭБУ.
В качестве примеров рассмотрим датчики General Motors. При температуре 0 С он обладает сопротивлением на уровне 10 кОм. Если же охлаждающаяся жидкость в процессе работы двигателя прогревается примерно до 93 С, то показатель терморезистора снижается до 0,2 кОм. У компании Ford ДТОЖ при О С обладает параметром в 95 кОм. При выходе в рабочий температурный режим силовой установки с 93 С уровень сопротивления доходит да 2,3 кОм.
Из этих показаний видно, что характеристики для разных автопроизводителей установлены индивидуальные. Поэтому, выбирая в магазине новый датчик, необходимо учитывать автомобильный бренд и конкретную модель. В противном случае показания нового прибора и его сигналы могут существенно отличаться от запланированных для конкретного ЭБУ.
Нужно знать, что измеритель термодатчик для охлаждающей жидкости должен непосредственно касаться хладогена.
Находится ДТОЖ, как правило, во впускном коллекторе недалеко от установленного там же термостата. Реже конструкторы устанавливают этот датчик ближе к головке цилиндров. При V-образном расположении цилиндров инженеры монтируют пару ДТОЖ на каждый ряд камер сгорания. Пара датчиков может также ставиться отдельно для вентилятора и ЭБУ.
Для точности показаний электроники в системе должен быть нормальный уровень хладогена. При недостатке охладителя возможны сбои в работе ДТОЖ. Поэтому нужно вовремя доливать охлаждающую жидкость в систему.
Выявление неработоспособности датчика и его возможных сбоев
Много систем опирается на показания термодатчика, поэтому его несправная работа влечет за собой цепочку ошибочных действий автоматики и некорректную работу мотора. Такие проблемы способны быстро вывести из строя отдельные детали и целые узлы.
Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости
Нужно знать, что большинство проблем, как свидетельствует опыт, связаны не с поломкой ДТОЖ или его внутренними проблемами, а с неприятностями с проводкой или заржавевшим либо негерметичным соединением в системе.
Одним из факторов воздействия от работы термодачика является термостат. Запуск хладогена постоянно по большому кругу даже на непрогретом моторе не даст долго выйти двигателю в рабочий температурный режим. Это приведет к дополнительному расходу топлива, интенсивному износу деталей силовой установки, повышению выбросов и другим проблемам.
При осмотре зоны установки ДТОЖ можно самостоятельно выявить возможные неисправности.
Беспокоиться стоит при таких признаках:
- наличие повреждений корпуса термодатчика (трещины, сколы и т.д.);
- утечка хладогена (видимые потеки, наличие капель вокруг соединения, присыпанные пылью высохшие потеки);
- окисления вокруг резьбового соединения (проблемы с выкручиванием датчика даже на неполный оборот).
Однако, даже с такими дефектами электроприбор может быть в работоспособном состоянии. Причина может заключаться в несоответствии его электрических выходных параметров.
Проводить проверку можно с помощью мультиметра. Показания надо сверять с эталонными значениями для каждой модели авто. При выявлении короткого замыкания, некорректных выходных данных либо неисправностью контактов прибор подлежит замене.
Когда тест выявил работоспособность датчика, правильную реакцию на колебания температур, но мотор при этом продолжает функционировать с разомкнутым контуром, не обращая внимания на сигналы с ДТОЖ, то нужно выявлять проблемы в электронном блоке управления.
Способы проверки на работоспособность
Контролировать выходные параметры помогут два прибора:
- цифровой осциллограф с функцией запоминания;
- вольтметр с электронной шкалой.
Ориентироваться нужно на значение в 3 В. При разогревании мотора и повышении температурных показателей напряжение будет опускаться до 1,3-0,5 В. На осциллографе выход на эти значения должен произойти через 4-5 минут.
Когда тестеры показывают напряжение менее 5 В, то это свидетельствует о потере опорного напряжения или коротком замыкании. Некоторые датчики оснащены функцией максимум/минимум. Во время тестирования их появятся резкие скачки напряжения при повышении температуры. На полученных данных осциллограммы закороченные моменты будут в виде падения к нулю, а разрывы в цепи обозначатся повышением напряжения до 5 В.
В том случае, когда выходные параметры ДТОЖ соответствуют норме, а температура в системе не выходит в рабочий режим, причина неисправности, скорее всего, кроется в термостате. Его цепь остается в разомкнутом положении, и хладоген не нагревается до установленной автопроизводителем температуры.
Замена датчика температуры охлаждающей жидкости
Водители редко уделяют внимание этому элементу системы до тех пор, пока не начнутся сбои в работе ДВС. Действия начинаются только послы его поломки. Однако, ДТОЖ рекомендуется менять при каждой разборке двигателя, ведь в процессе эксплуатации термодатчик подвергается интенсивному износу в агрессивных условиях. Изношенный прибор может выдавать неверные сигналы или с погрешностью. Избавиться от этого можно только заменой прибора.
Кроме ремонта мотора, рекомендуется менять этот электронный индикатор вместе с термостатом после значительного перегрева двигателя, во время которого оба элемента охлаждающей системы обычно выходят из строя. При замене нужно слить хладоген до такой степени, чтобы его уровень опустился ниже отверстия датчика.
Одновременно с заменой датчика часто проводят обновление охлаждающей жидкости. Срок ее работы обычно около 3-5 лет. Загрязнений, растворенные в ней, способны искажать передаваемые данные, а также они снижают эффективность работы всей системы. Резьбу перед завинчивание принято смазывать герметиком. После установки заливаем новую охлаждающую жидкость.
Датчик температуры стиральной машины
Датчик температуры стиральной машины, как очевидно из названия, служит для регулирования температуры воды во время стирки. Существует несколько типов таких датчиков. Газонаполненный использует способность газа расширяться при нагревании. Для диапазона температур, применяемых в стиралке, лучше всего подходит фреон. Газ давит на специальную пластину, которая может замкнуть либо разомкнуть контакт. В другом типе датчиков используется биметаллическая пластина. Нагреваясь от горячей воды в баке, она выгибается, в результате чего также контакты размыкаются. Наконец, в самых современных стиралках применяют термисторы – резисторы, способные реагировать на изменение температуры.
В первых автоматических стиралках датчик температуры был напрямую связан с ТЭН, то есть размыкание контактов датчиком обесточивало нагреватель. В более поздних моделях информация от датчика поступает в модуль управления, а уже оттуда идет сигнал к ТЭН. Так, термистор, тип датчика, появившийся последним, не рассчитан на прямой контакт с нагревателем, а только с программатором. Но он самый надежный из них, поскольку непосредственно в нем механическая работа не совершается.
Теперь настало время поговорить о том, какие признаки позволят вам определить, что датчик температуры стиральной машины сломался, и как в этом случае действовать правильно. Главный симптом того, что датчик вышел из строя – это кипение воды в баке. Заметив идущий из машины пар или нагревание корпуса, немедленно отключайте стиралку от питания. Такой машиной пользоваться нельзя.
Далее следует заменить испорченный датчик. В большинстве случаев пользователи стиралок поручают эту работу специалистам из сервисного центра. Если же у вас есть некоторые технические навыки и работающий датчик температуры нужного типа, вы можете устранить неисправность самостоятельно. Для этого требуется сначала демонтировать старый датчик и осмотреть бак в месте его крепления. При обнаружении трещин или других повреждений их нужно обработать герметиком, например, таким, который применяется в автотранспорте. И последний шаг – установить новый датчик. С газонаполненным следует быть особенно внимательным, чтобы не повредить подводящую трубу, идущую от баллона с газом.
Отказ стиральной машинки-автомата в отжиме белья может быть связан с элементарным отключением кнопки «Отжим». Однако частая перегрузка или недозагрузка барабана приводит к серьезной поломке датчика Холла (таходатчика). В этом случае деталь, регулирующая обороты двигателя, подлежит замене.
Любая машинка-автомат для стирки оснащена рукавами для слива и забора воды. К последнему предъявляются повышенные требования, поскольку в случае его неисправности, под давлением водопроводной воды затопить можно не только свой этаж. Собираясь приобрести новые шланги, необходимо вооружиться минимальными знаниями об их существующих видах.
Как проверить датчик температуры посудомоечной машины Indesit
Обычно из-за самых маленьких деталей стиральной машины Индезит возникают самые серьезные неполадки. Яркий пример – датчик температуры величиной всего в несколько сантиметров. Ломается такой датчик нечасто, но если это происходит, то подобная поломка может по цепочки вывести из строя ТЭН или, как минимум, привести к проблемам с нагревом воды. Посмотрим где найти эту деталь, как вытащить ее и как проверить датчик температуры? Не откладывая будем разбираться.
Какие инструменты потребуются для ремонта посудомоечной машинки
Отметим, что практически все вышеперечисленные детали меняются в сборе. Ремонтировать их очень сложно. Более того, не всегда за такой ремонт берутся даже мастера сервисного центра. Поэтому, если отталкиваться от того, что придется просто поменять запчасть, никаких специализированных инструментов не потребуется.
Приготовьте набор отверток, плоскогубцы, мультиметр и толстую иглу.
Вода не нагревается: причины и описание проблемы
Главные причины, из-за которых техника перестала нормально греть воду:
Сбой | Описание проблемы |
Перегорел нагреватель. | В конструкции ПММ есть проточный водонагреватель или чаще ТЭН. Внешне деталь напоминает ту, что установлена в стиралках, а работает по принципу электрочайника. Из-за жесткой воды со временем он покрывается толстым слоем накипи и выходит из строя. Починить деталь невозможно — требуется замена оригинальным аналогом. |
Сломался температурный датчик (сенсор, термостат). | Датчик присутствует в конструкции любой посудомойки. Он представляет собой сенсор, определяющий температуру воды и сообщающий полученные данные электронной плате. Если процесс нарушен, командный блок не запускает ТЭН в работу, и машинка моет посуду без горячей воды. Ремонт термостата невозможен, он подлежит замене. |
Нарушена работа электронного модуля управления. | Электронные ПММ оснащены «мозгом» — электронной платой, которая анализирует информацию, поступающую из различных узлов прибора, и отдает команды на их включение/отключение. Если машинка перестала греть воду, возможно, именно модуль вышел из строя и не запускает ТЭН в работу. Нужно прошить электронную плату или заменить блок новым. |
Извлечение и проверка детали
Для того, чтобы удостовериться, что неисправен именно терморегулятор и исключить иные варианты неисправностей, извлекаем его из корпуса. Первое, что мы делаем — это обесточиваем стиральную машину. Далее следуем пошаговой инструкции. Ваша задача — снять термистор, который закреплен внутри ТЭНа. Для этого:
- снимаем у стиральной машины заднюю стенку;
- осторожно отсоединяем провода от датчика;
- небольшими усилиями извлекаем термистор из корпуса теплонагревателя.
Первый шаг выполнен! Теперь необходимо с помощью мультиметра выполнить диагностику неисправностей, а именно, замер сопротивления.
Переводим прибор в режим измерения сопротивления. Далее касаемся щупами контактов датчика. Сопротивление прибора покажет около 2000 Ом, если температура окружающей среды была 250С. Далее начинаем проверять деталь на исправность. Погружаем датчик в горячую воду и делаем еще один замер сопротивления. Если при температуре 500С, сопротивление будет понижаться до 1300 Ом, то датчик исправен и поломка носит иной характер.
Если датчик неисправен, то его требуется заменить, так как ремонту такие детали не подлежат. Сборка машинки происходит по той же схеме, только в обратном порядке.
Как проверить и отремонтировать термодатчик, плату управления
Термодатчик — слабый элемент в конструкции посудомойки, особенно у марок Bosch (Бош). Чтобы понять, что из строя вышел датчик температуры, а не другая деталь, действуйте так:
- Вооружитесь инструментами: тестером (мультиметром), отвертками и плоскогубцами.
- Отключите технику от сети водоснабжения и канализационного стока (обязательно закройте краны на самих трубах).
- Обесточьте электроприбор.
- Извлеките посудные корзины.
- Снимите нижнюю форсунку, «мусорный» фильтр и сеточку, открутите две крепежа, которые найдете под ней.
- Переверните машину вверх днищем и снимите крепления по бокам.
- Отсоедините патрубок слива от блока, в котором находится ТЭН, и поднимите дно ПММ наверх.
- Датчик находится внутри корпуса блока нагрева воды — такая конструкция обусловлена необходимостью передачи данных в блок управления.
- Отсоедините провода от контактов термистора.
- Зачистите контакты и тестером замерьте уровень сопротивления датчика.
- Если стало ясно, что элемент перегорел, не устанавливайте его обратно, а несите в магазин, чтобы подобрать аналогичный.
- Устанавливайте новый элемент точно так же, как и снимали, — все действия ведутся в обратном порядке.
Важно! Часто неисправен не температурный сенсор, а его проводка. Если с датчиком (и нагревателем) все в порядке, стоит искать проблему в электронном модуле.
В 1 случае из 100 бывает, что нагреватель работает исправно (по показателям тестера), с датчиком все хорошо и проводка в порядке. Проверка системы на засоры показала, что все отлично, давление в норме, а машинка продолжает мыть холодной водой. В чем причина, что делать? В этом случае высока вероятность выхода из строя электронного блока: скорее, не всего сразу, а отдельной части — симистора.
Не советуем проводить самостоятельно ремонтировать дорогостоящую деталь. Чтобы починить плату, нужны знания в области электроники, опыт и специальные инструменты. При неудаче придется покупать новый модуль, а его стоимость часто составляет до половины цены на ПММ.
Неисправен ТЭН
Производители настоятельно рекомендуют добавлять регенерационную соль при каждом цикле мойки. Если этого не делать, ТЭН быстро покроется накипью. Помимо этого, ТЭН может выйти из строя и по другим причинам: перегорание спирали, пробой внутренней изоляции (в этом случае посудомойка будет биться током).
Если не греет воду посудомоечная машина Electrolux или Bosch, Индезит, Whirlpool, Занусси, Беко, Ханса, придется полностью менять нагревательный блок. В технике этих брендов нельзя поменять трубчатый нагреватель отдельно от всего блока.
Нагревательный блок посудомоечной машины внешне представляет собой конструкцию цилиндрического вида с отводами для подключения датчиков и труб. Внутреннее содержимое прибора защищено пластиковым корпусом. Если вы не знаете, разборный ваш блок или нет, внимательно рассмотрите его. Если на пластиковом корпусе есть крепежные элементы – конструкцию получится разобрать и поменять отдельно ТЭН, если нет – блок неразборный и придется производить замену всего блока.
Как проверить нагреватель
В современных посудомойках Electrolux, AEG или Neff предусмотрена «умная» система самодиагностики, вовремя выявляющая малейшие сбои. Но надеяться на нее 100% нельзя — иногда машинка плохо греет или совсем не нагревает воду, а коды ошибок на экране не появляются. Стоит приступить к самостоятельному поиску причины неисправности. Чтобы проверить, рабочий ли нагреватель, действуйте так:
- Поставьте корпус вверх днищем.
- Отвинтите заднюю стенку (если у вас не встраиваемая модель) или снимите панель со дна (во встраиваемом варианте). Чтобы снять ее, отсоедините патрубок слива от блока нагрева воды и потяните панель на себя.
Внимание! Не снимайте ее совсем — это необязательно, да и не получится без снятия креплений.
Что понадобится для замены
Любая деталь, в том числе и ТЭН, в таких марках посудомоек, как «Индезит» или «Электролюкс», требует полной замены. Ремонту нагреватель не подлежит — проще отвинтить и выбросить деталь, заменив новой.
Подготовьте для работ инструменты:
- крестовую, шлицевую отвертку;
- тестер;
- плоскогубцы;
- обычное шило.
Перед покупкой блока нагрева убедитесь, что ТЭН неисправен, — дело может быть не в нем. Сложность в том, что в указанных выше марках ПММ нельзя отдельно заменить деталь, нужно ставить весь блок, а стоит он дороже.
Блок нагрева находится в пластиковом корпусе, в котором есть отводы для патрубков и выходы для сенсоров. Если вы не нашли креплений, по которым станет ясно, что блок разбирается, — значит, отдельная замена нагревателя невозможна. Если блок можно разобрать, получится заменить ТЭН отдельно от всей детали.
Важно! Блок неразборного типа для машинок «Бош» стоит от 3 000 до 10 000 рублей, для «Индезит» и «Электролюкс» — на порядок дешевле.
Как произвести замену ТЭНа
Если проблема в нагревателе, покупайте деталь и меняйте ТЭН. Перед этим просчитайте, насколько выгоден будет ремонт: если ПММ старая и за нее не дадут и более 10 000 рублей, то покупать запчасть не выгодно. Но решение принимать вам.
Как заменить ТЭН:
- Откройте бункер, достаньте корзины.
- Обесточьте машинку, снимите шланги.
- Снимите разбрызгиватель.
- Открутите фильтр.
- Снимите нержавеющую сеточку.
- Открутите крепления, на которых держится патрубок и проточный водонагреватель.
- Переверните прибор вверх тормашками.
- Поверните помпу на пол-оборота в правую сторону и потяните, чтобы снять деталь.
- Снимите датчик, отложите помпу.
- Проточный нагреватель удерживается на резиновом крепление. Найдите крепеж и отсоедините.
- Затем снимите штекеры датчиков, патрубки и достаньте перегоревший ТЭН.
- Установите новую деталь, соберите машинку, действуя в обратной последовательности.
Теперь вы знаете, почему ваша ПММ не греет воду. Мы составили инструкцию по ремонту на примере ведущих марок, но машины других брендов, таких как «Куперсберг», «Аристон» или «Аббат» чинятся по аналогичному принципу.
Неисправный прессостат
Еще одна возможная причина, по которой посудомойка не греет воду, – несправность датчика давления воды. Сломанный прессостат не подает сигнала управляющему модулю о том, что вода в устройство набралась. Соответственно, нагрев не происходит.
Для проверки элемента выполните следующие действия:
- Выключите прибор и снимите прессостат с корпуса.
- Аккуратно вытащите провода с клемм с помощью плоскогубцев, предварительно пометив все соединения.
- Снимите пластиковую трубочку и дуньте в нее. Вы должны услышать щелчок срабатывания реле. Если этого не происходит, вероятно, элемент вышел из строя.
И последнее. Если все вышеперечисленные элементы проверены и исправны, а посудомоечная машина так и не греет воду, быть может, вышел из строя модуль управления. Это сложный блок, диагностику и ремонт которого лучше доверить специалистам. Чаще всего управляющая плата не подлежит ремонту и придется менять модуль в сборе.
Ошибки датчика температуры охлаждающей жидкости
Работающий мотор нагревает все элементы конструкции двигательной системы. Температура может доходить до 2500 градусов. Понятно, что в ходе долгой эксплуатации, такой перегрев не сможет выдержать ни один, даже очень твердый, материал. Это неминуемо привело бы к раннему износу и выходу из строя всех связанных систем и деталей.
Для предотвращения этого, автомобиль снабдили охлаждающей системой, для нейтрализации больших температур и создания оптимальных режимов работы всех составляющих. Измерение температуры происходит с помощью датчика температуры охлаждающей жидкости. Рассмотрим какие ошибки выдает датчик и способы их устранения.
Датчик указателя температуры ОЖ, как элемент системы охлаждения
Охлаждающая система – совокупность и слаженное взаимодействие устройств, которые подводят охлаждающую жидкость к накаленным участкам, и отводят излишки теплоты наружу. Она постоянно поддерживает оптимальный тепловой режим деталей, регулируя через блок управления показатели, при разных условиях работы мотора.
Отклонения недопустимы и в сторону чрезмерного охлаждения. В таких условиях топливная смесь, взаимодействуя с холодными стенками, конденсируется на них и стекает в картер, загрязняя и разжижая масло. Низкая температура становится причиной увеличения густоты масла, затруднительной ее подачи в цилиндр, что опять же, негативно сказывается на работе мотора.
Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) – это информационная, сигнальная часть такой системы. С его помощью осуществляется передача данных в ЭБУ об изменения температуры в процессе теплообмена. Там определяются рабочие параметры двигателя и принимаются решения по его регулированию.
За что отвечает датчик ож?
- Выставление угла зажигания. Правильная его регулировка обеспечивает максимальное сгорание топлива, а значит уменьшение его расхода. Повышение КПД двигателя и мощностных его характеристик.
- Корректируется состав топливной смеси, за счет изменения положения заслонки и обеспечения доступа большего (или меньшего) объема воздуха в смесь. Благодаря этому стабилизируются обороты в разных режимах работы, уменьшается токсичность выхлопных газов.
- Поддерживается обратная связь с датчиком кислорода, необходимая для регуляции пропорций смеси для двигателя. Пока не будет изменений температуры хладагента, ЭБУ не воспримет сигнала кислородного датчика, не обогатит смесь в режиме холостого хода, что приведет к нестабильной работе мотора. Т.е. осуществлять контроль повышения оборотов в этом режиме.
- Осуществляется контроль вращательных характеристик коленчатого вала, продувке устройства улавливания отработанных паров газа, блокировки трансформатора АКПП при перегреве.
- В автомобилях, где отсутствует датчик принудительного охлаждения, датчик температуры ОЖ выполняет функцию включения вентилятора.
Что представляет собой ДТОЖ
Современные датчики – это термисторы, с полупроводником, с легкостью изменяющимся сопротивлением, при колебаниях температуры. Повышение t влечет за собой увеличения количества свободных электронов в материале полупроводника, что и является причиной падения сопротивления. Т.е. обладает обратно – пропорциональной зависимостью, с отрицательным коэффициентом. Исходное сопротивление соответствует напряжению 5В. По мере нагревания двигателя, сопротивление падает до 0, и наоборот, в холодном состоянии мотора, оно максимальное. Отклонения от этого параметра фиксирует ЭБУ.
Полупроводниковый резистор помещен в металлический корпус, с высокой теплопроводностью. Там находится, также, резьбовое крепление и электрический разъем, для соединения с бортовым компьютером.
Прибор миниатюрный, вмонтирован в выходную магистраль блока цилиндров, а точнее, его головки. Просто вкручивается в отверстие, специально отведенное для него. В разных моделях автомобилей, он может находиться в термостате или рядом с ним. Главное, чтобы был контакт с охлаждающими жидкостями.
Чтобы получать максимально правдивую информацию о температурах, монтируют на выходе радиатора дополнительный датчик.
Некорректная работа ДТОЖ. Ориентиры для водителя.
Простота устройства прибора, гарантирует его долгий эксплуатационный срок. Но иногда он дает сбои. Если датчик поломался, его надо менять. Это расходная деталь, ремонту не подлежит. Однако подавляющее большинство случаев неисправности связано с целостностью электрической цепи. Обрывы, отходы контактов, ржавчина и загрязнения – вот основные провокаторы размыкания цепи. Как раз эти неполадки каждый автолюбитель способен сам определить и устранить.
Устройство не ломается одномоментно, незадолго до «гибели» он подает сигналы бедствия, которые водитель должен уметь распознавать. Среди них:
- Не включается вентилятор. Это, конечно не основной симптом, однако, самый первый тревожный звоночек;
- Возросший расход бензина;
- Слишком высокие обороты в холостом режиме;
- Характерные звуки детонации двигателя;
- Затрудненный запуск;
- Повышенный нагрев мотора, вплоть до абсолютного перегрева;
- Сообщение бортового компьютера об ошибке.
Среди множества причин поломки прибора, выделим самые важные:
- Плохое качество охлаждающей жидкости. Приводит к покрытию поверхности чувствительного элемента кристаллическим осадком, а также, разрушает поверхность датчика;
- Утечка и снижение уровня антифриза. Причиной становится изношенная прокладка. Разгерметизация корпуса;
- Некачественный, контрафактный, прибор;
- Нарушение целостности электроцепи. Это целый комплекс причин – коррозия, неровная подача тока (скачки напряжения), обрывы, плохая пайка пинов, неправильное подсоединение контактов, короткие замыкания, потеря напряжения, накопившийся нагар на проводах;
- Загрязнение.
Самостоятельная диагностика неисправностей ДТОЖ
При первых подозрениях на неполадки, необходимо проверить датчик.
Конечно, никто не отменяет ваших визитов в специализированные сервисные центры. Там вам проведут качественное тестирование профессиональным сканером, точно определят факт и причины поломки. Правильно устранят их. Да еще, сами найдут для вашего автомобиля подходящую модель прибора и профессионально заменят его, с соблюдением всех рекомендаций производителя. Лепота!
Однако, в целях экономии, нужно научиться проверять исправность датчика ОЖ самостоятельно. Тем более, большую часть проблем каждый водитель в состоянии решить сам.
- Тестирование термометром. Приготовим чайник (любую металлическую емкость), электронный термометр, ручку и бумагу (будете записывать показания и рассчитывать коэффициент), мультиметр.
Демонтируйте датчик, слив антифриз до отметки, когда прибор больше не погружен в него. Подключаем к нему мультиметр, для измерения сопротивления. Пока вода холодная, сделайте первый замер и запишите показания на бумаге. Включите конфорку под чайником, нагрейте воду. Снимите показания мультиметра при температурах: 25, 30, 35, 40, 45. Результаты нужно сравнить с эталонными величинами, записанными в технической карте автомобиля. Когда под рукой нет карты, необходимо вычислить коэффициент, разделив каждый показатель сопротивления на соответствующее значение температуры. В случае, когда датчик работает исправно, вы каждый раз получите одно и то же число. Если полученные коэффициенты сильно отличаются друг от друга – датчик сломался.
- Без термометра. Если под рукой не оказался термометр — тоже не беда. Замер производите при холодной воде и когда она окончательно закипит. Тогда его температура будет 100 градусов, значение сопротивления должно лежать в диапазоне 190 – 210 ОМ.
Замена ДТОЖ и сброс ошибки
- Замена ДТОЖ – несложная процедура. Нужно начала демонтировать ее, предварительно слив жидкость и отсоединив от аккумулятора. Очистить посадочное место от загрязнений. Затем вкрутить на его место новый прибор. Долить недостающий антифриз (лучше тоже новый) и соединить клемму аккумулятора.
- Удалить код из памяти ЭБУ. Для этого:
— надавить и удерживать кнопку сброса пробега;
— повернуть ключ зажигания;
— высвечиваются все позиции на ЖКИ;
— надавить на любую кнопку, чтобы появилась версия программы бортового компьютера;
— следующее нажатие на кнопку выведет на экран все зафиксированные и сохраненные коды неполадок. Среди них найдите №4. Это и есть ошибка датчика температуры ОЖ;
— сброс осуществляется трехсекундным нажатием кнопки сброса пробега;
— когда датчик заменен, повторите всю процедуру заново, чтобы проверить наличие (или отсутствие) ошибки.
Итак, стало понятно, что внимательное отношение к автомобилю – залог долгого его служения. Не заливайте горючее и другие расходные материалы, в том числе и охлаждающую жидкость, низкого качества. Вовремя проводите чистку и замену деталей, регулярно проверяйте их исправность. Научитесь распознавать симптомы их нарушенной работы.
Основные поломки теплосчетчика
Счетчики тепла в сфере ЖКХ были введены относительно недавно и их задачей является точный подсчет потребленного энергоресурса каждым объектом. Благодаря этому приспособлению удалось отойти от практики оплаты отопления по нормативам. Это далеко не всегда было справедливым методом: если потребитель по факту этими услугами не пользовался, платить он должен был в любом случае. Теплосчетчики решили данную проблему и теперь каждый в праве сам решать, сколько тепла ему нужно.
Однако все эти высказывания актуальны только в том случае, если преобразователь исправен. Как и любое техническое устройство, он может сломаться или работать с перебоями, и тогда показатели будут отличаться от реальных, что приведет к переплатам за отопление. Чтобы вовремя заметить проблему и решить ее, необходимо знать, с какими неисправностями можно столкнуться при использовании теплосчетчиков и как их решить.
Основные неисправности теплосчетчиков
Счетчик работает при закрытых задвижках
Если запорная арматура на участке трубопровода закрыта, то показатели теплосчетчика не должны изменяться. Если расход продолжается, первое, что стоит проверить, это запорная арматура. Если задвижка не полностью перекрывает просвет трубы, то теплоноситель продолжит циркулировать. Для определения этой поломки достаточно прислушаться: под давлением вода, проходя через узкую щель, будет шуметь. В противном случае узел необходимо снимать и проверять.
Второй причиной может быть прохождение через счетчик тока, что может случиться в случае неправильного монтажа электрической сети. Как правило, проблема кроется в плохой изоляции болтов фланца и достаточно поменять прокладки или установить шунтирующую шину в виде тонкой проволоки.
Несоответствие показателей на входном и выходном датчиках
Если датчики установлены на впускной и выпускной трубе, их данные должны соответствовать друг другу. Допускается небольшой люфт, но не более 2%. Если показатели расходятся на большую величину, это может говорить о поломке в контуре. Проблема может быть в двух местах – трубах и первичном датчике.
Сначала необходимо убедиться, что трубопровод соответствует всем нормам и его изгибы не влияют на работу аппаратуры. Далее нужно проверить просвет на предмет засора – именно он чаще всего является виновником разности цифр, а также течей. Если все сделано правильно и никаких посторонних предметов внутри нет, то стоит демонтировать впускной датчик и отнести его в сервис для диагностики. Иногда проще и дешевле его сразу заменить на новый.
Отсутствие связи между преобразователем и вычислителем
Когда данные с датчиков не подаются сразу после установки, причиной скорее всего является неправильный монтаж первичного преобразователя. На нем всегда указано стрелкой направление потока теплоносителя, в соответствии с которым он должен быть установлен. Нарушение этой инструкции приводит к указанным проблемам.
Если проблема проявилась позже, то замыкание могло вызвать застревание электропроводящего мусора между электродами подключенного преобразователя. Достаточно проверить трубы и очистить их от засора. Также возможно нарушение соединения между преобразователем и вычислителем из-за обрыва провода.
Неисправность датчиков температуры
Выявить неисправность термодатчиков достаточно просто: данные на вычислителе не учитываются, а если в нем имеется соответствующий функционал, то он сам покажет ошибку. Это происходит из-за короткого замыкания, разрыва соединения или полного выхода датчика из строя.
Прежде всего нужно прозвонить провода и проверить сопротивление. Нормальным будет показатель в диапазоне 500-750 Ом. Если Вы получили другие цифры, это говорит о перегоревшем участке цепи, который необходимо заменить. В обратном случае можно утверждать поломку датчика. Они редко пригодны к ремонту, потому практичнее будет установить новые.
Несоответствие данных счетчика ожидаемым показателям
Когда цифры на счетчике явно меньше потребляемого тепла, это первый признак низкого уровня теплоносителя в системе. Давление внутри контура проверяется либо с помощью контроллера (вычислителя), либо отдельным манометром. За недостаток воды в радиаторах отвечает управляющая компания.
Второй причиной может быть засор. Трубы необходимо очистить от инородных тел и возможной накипи. Третий вариант – отсутствие масла в гильзе датчиков давления. В таком случае поможет только их замена.
Причины погрешностей в показателях теплосчетчика
От показателей счетчика тепла зависит размер оплаты за предоставленные услуги, потому неточности в измерениях могут преподнести неожиданные сюрпризы. Переплаты за отопительный период бывают достаточно большие – десятки тысяч рублей. Чтобы избежать такого развития событий, прежде всего нужно понимать, почему погрешность вообще возможна.
- Неправильная схема подключения. Если комплект термопреобразователей, подразумевающих трехпроводную схему, подключить по двухпроводной, несоответствие температуры может быть большим, а погрешность 30-40%.
- Некачественные прокладки. Для монтажа счетчиков лучше использовать паронитовые прокладки, а не резиновые, так как последние склонны к деформации и, как следствие, нарушению угла расположения датчиков. При этом во время диагностики приборы работают исправно, но после обратного монтажа расхождения данных повторяются.
- Отсутствие расширителей трубопровода. Если в системе установлены термопреобразователи, рабочая область которых превышает диаметр труб, точное измерение температуры невозможно.
- Неправильная прокладка кабелей. В некоторых случаях конденсат, оседающий на проводах соединения, попадает внутрь корпуса датчика. Это не только искажает показатели прибора, но и уменьшает срок его службы.
- Просроченная поверка. Со временем оборудование выходит из строя, потому так важна регулярность поверки. Многие забывают проверять исправность счетчиков, не замечая нарушения в их работе, в результате чего им приходится переплачивать за отопление.
- Вытекшее масло из датчиков. Если в гильзе термодатчиков отсутствует масло, они не могут точно изменять температуру. Такая проблема решается только полной заменой.
- Отсутствие полной теплоизоляции. Когда часть трубопровода проходит по улице или в незащищенных от холода местах, разница температур у поставщика и потребителя может значительно отличаться. Если затраты на отопление не соответствуют реально полученному теплу, стоит проверить надежность изоляции контура.
- Неправильное место установки датчиков. Нередко термодатчики устанавливаются рядом или прямо в грязевые фильтры, что сужает их рабочую зону и не весь поток проходит через них.
Заключение
При установке системы учета тепла важно обращать внимание на каждую мелочь. Неточность измерения неизбежно ударит по карману и принесет множество неприятностей. Качество материалов, сборки оборудования и монтажа является залогом надежной работы системы и хорошей экономии средств.
Если теплосчетчики вышли из строя, и вы не знаете, что делать, обратитесь за помощью к специалистам «Avitek-i» по тел. +7 (495) 139-60-20. Мы в подробностях расскажем о вероятных поломках оборудования и дадим ценные советы по их исправлению.