История компании
История компании
20 июля 1966 года вышло Постановление правительства СССР о строительстве в городе Тольятти завода по выпуску 600 тысяч легковых автомобилей в год. Эта дата считается днем рождения Волжского автомобильного завода.
Создание предприятия-флагмана отечественного автомобилестроения тесно связано с итальянским концерном FIAT, с которым министерство автомобильной промышленности СССР подписало протокол о научно-техническом сотрудничестве.
Появление Волжского автозавода было обусловлено тем, что в то время в СССР производилось менее 150 тысяч легковых машин в год. В связи с этим ощущалась острая необходимость в комфортабельных и доступных автомобилях.
Волжский автозавод был построен в рекордно короткие сроки: в 1967 году началось строительство, а в 1970 году появилась первая продукция — автомобили ВАЗ-2101, которые положили начало широко известной и популярной сегодня марке LADA.
Развитие Общества дало толчок появлению и развитию не только целого ряда отраслей промышленности, но и других предприятий автопрома в России и за ее пределами. Постоянно проводимое Обществом обновление модельного ряда способствовало созданию компаний по производству автокомпонентов, мелкосерийных и специальных автомобилей, организации автосборочных предприятий в России и за рубежом.
1966 – Принято правительственное Постановление о строительстве в городе Тольятти автомобильного завода. Генеральным директором строящегося завода по производству легковых автомобилей назначен В. Н. Поляков;
1970 – Начат выпуск автомобилей ВАЗ-2101;
1977 – Собран первый автомобиль LADA 4×4 (ВАЗ-2121 «Нива»);
1984 – Начат выпуск автомобилей семейства LADA Samara. В истории LADA началась эпоха переднеприводных моделей;
1986 – Правительством СССР принято решение о создании в объединении «АВТОВАЗ» отраслевого научно-технического центра;
1993 – Образовано открытое акционерное общество «АВТОВАЗ»;
1996 – Стартовало серийное производство LADA 110;
2004 – Начато производство автомобилей нового семейства – LADA Kalina;
2007 – Выпуск нового флагмана в линейке автомобилей – LADA Priora;
2008 – Подписано соглашение о стратегическом партнерстве с компанией Renault;
2011 – Начато производства LADA Granta.
2012 – Выпущен первый автомобиль LADA, построенный на платформе Альянса Renault-Nissan – LADA Largus;
2015 – Стартовали продажи автомобиля LADA нового поколения – LADA Vesta;
2016 – Стартовали продажи компактного городского кроссовера LADA XRAY;
2017 – Расширение семейства Vesta: впервые в истории Марки налажен серийный выпуск битопливного автомобиля – LADA Vesta CNG. Стартовали продажи новых автомобилей LADA Vesta SW и LADA Vesta SW Cross.
Как «копейка» стала народным автомобилем
Идея о том, что стране необходим большой автомобильный завод, появилась в 1960-е годы, и родилась она на самом верху. Впервые с таким предложением выступил председатель Совета министров СССР Алексей Николаевич Косыгин. У части советских людей скопилось большое количество денег, которые не обеспечивались товарами. Власти пришли к выводу, что массовый автомобиль частично решит эту проблему. Была ещё и надежда, что машина будет пользоваться спросом за рубежом, что позволит укрепить валютные запасы.
Первая машина ВАЗ-2101
Поиски партнёров шли непросто, но в результате государственное дело доверили итальянскому концерну Fiat («Фиат»). Его условия оказались самыми выгодными, а ещё положительную роль сыграл тот факт, что в 1966 году «Фиат-124» стал лучшим автомобилем в Европе. Был и ещё один фактор, очень важный в те годы. В Италии всегда было сильное левое движение, особенные симпатии связывали коммунистов обеих стран, и это тоже сыграло роль при определении исполнителя важного правительственного заказа.
Как и положено, сначала в 1966 году ЦК КПСС и советское правительство приняли необходимое решение, а через год, в 1967 году, в Москве был подписан контракт с итальянскими бизнесменами. Концерн «Фиат» должен был создать в Тольятти автозавод с полным производственным циклом. Примечательно, что для стройки выбрали именно этот город. Ранее он носил имя Ставрополь-на-Волге, а в 1964 году был переименован и стал носить имя скончавшегося лидера итальянских коммунистов Пальмиро Тольятти.
3 января 1967 года началось строительство Волжского автозавода, ставшего Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Тысячи молодых людей всего за два года подготовили завод к эксплуатации. Многие строители по окончании стройки стали в дальнейшем автосборщиками. Оборудование для ВАЗа поставили 844 отечественных завода и 900 заводов социалистических стран, а также фирмы Италии, ФРГ, Франции, Англии и других стран.
В результате завод в Тольятти стал самым современным и передовым в СССР, неплох он был и по европейским меркам. Планы у вазовцев были гигантскими – 600 тысяч машин в год. Правда, этого всё равно оказалось мало. Дефицит личных автомобилей в СССР остался. За машиной надо было отстоять в очереди лет 5, да и цена (первоначально 5500 рублей, потом её регулярно повышали «по просьбам трудящихся») кусалась.
Тем не менее 19 апреля 1970 года с главного конвейера сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули», а 9 сентября того же года началось массовое производство отечественного автомобиля.
Наша «копейка»
Даже невооружённым глазом было видно, что новая машина внешне не особенно отличается от прототипа из Италии. Разве что массивными клыками бамперов, ручками дверей и, естественно, эмблемой. Но вот внутренности были во многом другие.
Реклама нового автомобиля
Когда завод только начинал строиться, в СССР прошли испытания несколько автомобилей «Фиат-124». Испытания проходили и в Крыму, и Воркуте. Гоняли машины по полной, после чего начал рождаться новый автомобиль «Фиат-124R» (R – значит Russia), который стал значительно отличаться от стандарта. В конструкцию было внесено около 800 изменений. За четыре года (1966–1970) было изготовлено 9 серий и 35 образцов будущих ВАЗ-2101.
Всесторонние тесты и 2,5 млн километров испытаний позволили окончательно добиться оптимального результата. ВАЗ получил более прочный, чем у «Фиата», кузов, новые подвески, увеличенный клиренс. Двигатель тоже претерпел заметные изменения: он превратился из нижневального в верхневальный, машина прибавила в весе и стала на 90 кг тяжелее.
Сбылась мечта советского руководства: автомобиль получил европейский уровень. Модель экспортировалась не только в соцстраны, но и в ФРГ, Австрию, Францию, Швейцарию, Великобританию, Египет и Нигерию. О машинах, которые шли на экспорт, наши автомобилисты могли только мечтать. Они были лучше укомплектованы, да и проверка качества у них была более тщательной. Кстати, в Западной Европе до сих пор остались клубы любителей ВАЗ-2101.
Производство на конвейере
В 1982 году производство ВАЗ-2101 было прекращено, всего было выпущено 4,8 млн разных модификаций «копеек». Новые варианты воплотили в себе лучшие решения инженерной мысли, а некоторые из них были просто уникальны.
Знаменитые «Жигули» первой модели быстро примелькались на дорогах, и «копейка» стала как «народной» машиной, так и престижной: анекдоты в 1970-е годы сочиняли о «запорожцах», а не о вазовской продукции. Теперь не только на «Волге», но и на «Жигулях» могли ездить уважаемые люди. Именно «копейка» стала основной для всего семейства автомобилей ВАЗ. По данным социальных опросов, большинство россиян считает ВАЗ-2101 лучшим отечественным автомобилем XX века.
Ведро с болтами или гордость страны. Откуда отечественные механики воровали проекты автомобилей
Российскому автомобилестроению исполнилось 124 года. 14 июля 1896 года на выставке в Нижнем Новгороде был показан первый российский автомобиль. Но тот, как и многие последующие, был просто "содран" с зарубежных.
Коллаж © LIFE. Фото © Wikipedia
Российский и советский автопром в разные времена ругали за отставание в качестве, сборке и надёжности, но и хвалили за проходимость, универсальность и дизайн. Правда, дизайн, как и многие внутренности, разработчики в разное время просто заимствовали у более продвинутых в автоделе западных аналогов.
1. Первый российский автомобиль Фрезе и Яковлева, 1896 год
Автомобиль Фрезе и Яковлева. Фото © Wikipedia
Первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания прошёл испытания в мае 1896 года, а 14 июля модель была выставлена на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде и совершала там демонстрационные поездки. Автомобиль Петра Фрезе и Евгения Яковлева развивал скорость до 21 км/ч и проходил без дозаправки 20 км. Двухместный открытый корпус и колёса были деревянными, в фарах ставились свечи.
Российские механики, правда, автомобиль этот придумали не сами, а подсмотрели идею на выставке в Чикаго. Там Яковлев, занимавшийся двигателями, увидел один из первых автомобилей серийного производства — немецкий «Бенц» модели «Вело». Он привлёк внимание инженеров. Именно поэтому они решили построить подобную машину. Несмотря на разрекламированность и желание заработать, даже бывший на той выставке в Нижнем Новгороде царь Николай II не обратил внимание на «ноу-хау».
Первый автомобиль Карла Бенца. Фото © Public Domain
2. «Руссо-Балт», модель С-24/30, 1909 год
«Руссо-Балт», модель С-24/30. Фото © Public Domain
Следующая модель авто, которая уже стала гордостью Российской империи. Вот только разработали её совсем не русские инженеры. На должность главного конструктора был приглашён 26-летний бельгиец Жульен Поттера. Первую партию машин Поттера представил спустя всего год после начала работ. Самой первой и самой массовой моделью «Руссо-Балта» стала С-24/30. Машина бельгийского конструктора вышла надёжной: во время одного из тестовых заездов водитель въехал в избу — машина не пострадала, а вот изба развалилась.
3. ЗиС-5, 1934 год
«Три брата коммуниста» — такое прозвище дали бойцы республиканской Испании этому грузовику, по-своему переиначив кириллическую надпись «З-И-С» на заводской марке. Около двух тысяч грузовиков ЗиС-5 получила Испания от СССР в годы Гражданской войны 1936–1939 годов. Неприхотливые, удобные для ремонта трёхтонки ЗиС-5 продолжали служить там ещё очень долго. Но и здесь в основу разработки лёг американский грузовик Autocar. Причём, когда появился российский аналог, модель уже, как писали современники, получилась устаревшей вместе с прототипом.
Американский Autocar Dispatch SA. Фото © trucksplanet
4. ЗИС-101, 1936 год
Первый в СССР довоенный лимузин. Один из любимых автомобилей самого вождя народов Иосифа Сталина. Да и должен быть гордостью для всей страны. Ведь и производился он на заводе имени Сталина. Лимузин предполагался семиместным и мог вместить даже большую семью. Но, пожалуй, ни у одной советской семьи на тот момент не было ни средств, ни возможностей купить такой автомобиль, как и долгие годы после. Выглядит он солидно, да и по всем законам мировой автоэволюции выполнен, есть даже отопитель салона и радиоприёмник.
Правда, здесь советские конструкторы тоже слукавили. Наверное, Сталин и не подозревал, что перемещается на копии немецкого Buick-32-90. Тот был, правда, несколько массивнее. Поэтому советские конструкторы спроектировали, по сути, нечто среднее между Buick и Cadillac V8 1934 года.
ВАЗ-2101 — VAZ-2101
В ВАЗ-2101 «Жигули» , по прозвищу «Копейка» (для самой маленькой советской монеты 1/100 Рубль), является компактным седан машина (малый класс, легковой автомобиль, модель 1 в Советская классификация) производства советского производителя АвтоВАЗ и представила в 1970 году первый продукт компании.
Автомобиль представлял собой сильно модифицированную лицензионную версию модели. Fiat 124 адаптировано для Советского Союза и большей части Восточный блок. Впоследствии он широко экспортировался на Запад под Лада бренд. Версия недвижимости была известна как ВАЗ-2102.
Содержание
Разработка
Легкий итальянский Fiat 124, который выиграл 1967 Европейский автомобиль года, [2] был адаптирован, чтобы выжить в коварных российских условиях вождения. Среди множества изменений, алюминий тормозные барабаны были добавлены к задней части, а оригинальный двигатель Fiat был заменен на новый дизайн, сделанный НАМИ. Этот новый двигатель имел современный верхний распредвал дизайн, но никогда не использовался в автомобилях Fiat. Подвеска была поднята для прохождения неровных дорог в России, а кузов был сделан из более толстой и тяжелой стали с усилением в ключевых областях шасси после того, как в ходе испытаний на долговечность были обнаружены трещины. Первые модели Lada оснащались пусковой ручкой на случай разрядки аккумулятора. Сибирский условий, хотя позже от этого отказались. Еще одна особенность, специально предназначенная для помощи в холодных условиях, — это ручной вспомогательный топливный насос.
Двигатели, установленные на оригинальную Ладу 2101, начинаются с 1,2 л. Трансмиссия простая задний привод установка с живым задним мостом. Двигатель — это рядный четыре с двумя клапанами на цилиндр и одинарный верхний распредвал.
История
2101 — это модернизированная версия Fiat 124 произведено по лицензии от Fiat и предназначен для народов Восточный блок, но широко экспортировался на Запад как экономичный автомобиль. Хотя фейслифтинг и модернизированный ВАЗ-2105, 2104 и 2107 версии в значительной степени заменили его на Западе в начале 1980-х годов, он все еще производился для внутреннего рынка вплоть до 1988 года. Жигули (за холмы рядом с заводом [3] ) в пределах Советского Союза основные различия между ВАЗ-2101 и Fiat 124 заключаются в использовании более толстой стали для кузова, барабанные тормоза на задние колеса вместо дисковые тормоза, и двигатель на заказ. Ранние версии автомобиля имели пусковую ручку для запуска двигателя вручную, если аккумулятор разряжен. Сибирский зимние условия, и дополнительный топливный насос.
В соответствии с лицензионным соглашением с Fiat, ВАЗу было запрещено продавать автомобиль в Италии, чтобы защитить прибыльный внутренний рынок Fiat, а также не разрешалось продавать его на любом экспортном рынке в конкуренции с 124; однако экспорт в Западную Европу начался в 1974 году, когда производство модели 124 было прекращено в пользу более новой модели Fiat. 131 Мирафиори. 2101 продавался на экспортных рынках как Лада 1200, Лада 1300, Лада 1200S и Лада 2101 [1] до 1989 г .; он был продан в Соединенном Королевстве с мая 1974 года до прибытия Рива в 1983 году. Это была первая Lada, проданная в Великобритании. [4]
В первый год было произведено 22000 единиц, а к 1973 году производственная мощность достигла 660 000 единиц. [3] 21 декабря 1973 года продажи достигли одного миллиона, а в 1974 году — полтора миллиона. [3] В мае 1974 года он поступил в продажу в Великобритании по цене £979. [5]
2101 выпускался практически без изменений с 1970 по 1982 год. [6]
Модели
ВАЗ-2101
- ВАЗ-2101 (1970–1982) — первый вариант оснащался двигателем объемом 1198 см3 (73,1 куб. Дюйма). верхний распредвал дизайн, никогда не использовался в Фиат) [7] мощностью 60 л.с. (44 кВт; 59 л.с.) и максимальной скоростью 140 км / ч (87 миль / ч) и 0–100 км / ч (0–62 миль / ч) примерно за 20 секунд. [8] Всего по сравнению с Fiat 124 было сделано 800 модификаций, [7] в том числе к задним тормозам (диски к барабаны), [7] подвеска (для более высоких Дорожный просвет), карбюратор, и некоторые другие части, чтобы удовлетворить широкий спектр российских климатических условий, а также более толстыеизмерять стали (таким образом, 2101 весил 945 кг (2083 фунта), Fiat на 90 кг (200 фунтов) меньше [7] ). У всех этих моделей мягкая подвеска, адаптированная к местным дорогам, обеспечивала очень комфортную езду даже по жестким гравийным дорогам. Ранние модели включали в себя кривошип на случай, если батарея разрядилась (деталь позже упала) и вспомогательный топливный насос. [7] За короткое время Lada стала настоящим хитом в Советском Союзе. 2101 (и его первые модификации) открыли новую эру в российском автомобилестроении. К сожалению, тольяттинский завод не мог удовлетворить потребительский спрос, и людям приходилось годами ждать, чтобы получить возможность купить машину. Экспорт начался 21 февраля 1971 года в Югославию, 30 июля было отправлено 32 автомобиля в Финляндию, Голландию и Бельгию. [7] После конкурса в советском автомобильном журнале За Рулём (За рулем[9] ), на которую было набрано 1812 работ, в сентябре 1971 года было выбрано название Lada (рус. «гармония»). [10] а экспортные модели будут называться Lada 1200s. [11] Производство всегда отставало от спроса, и цены росли, но к 1980 году ожидание нового 2101 сократилось до года. [11] 2102 имущество Версия запущена в производство 27 апреля 1972 года. [11] Продажи на Кубу начались в 1971 г. (и до 2006 г. Рауль Кастро ездил на работу в свой салон) и Канаду в 1978 году, но ни один из них не экспортировался в США. [12] Ангола получила свою первую тысячу ладов в 1977 году и со временем стала крупным покупателем. [12]
- 21011 (1974–1981) — модифицированный вариант с 67л.с. (50 кВт; 68 PS) Двигатель объемом 1294 куб. См (79 куб. Дюймов). [12] Дальнейшие изменения включали саморегулирующиеся барабанные тормоза на задней оси, также установленные на ВАЗ-2101. Плоские передние индикаторные линзы вместо куполообразных на ВАЗ-2101. «Рога», или перегрузчики, на бамперах были удалены и заменены резиновой полосой, проходящей по всей длине бампера. Задние фонари были также сглажены, как и линзы указателей поворота, а пассивный отражатель (ранее являвшийся отдельной частью под основными задними фонарями) был встроен в качестве небольшой квадратной детали в сам блок задних фонарей. Насос лобового стекла был перемещен вниз и управлялся ногой (а не резиновой кнопкой на приборной панели ВАЗ 2101, которой управляли нажатием пальца). Панель приборов имела пластиковую отделку под дерево; звуковой сигнал размещался на крышке рулевого колеса. Передние и задние сиденья стали удобнее. Материал и окраска приборной панели были изменены с оригинального черного на светло-серый на белый на черный, также была изменена подсветка панели приборов. На задних стойках имелись прямоугольные вентиляционные отверстия с решеткой, которых на ВАЗ-2101 не было. На передней панели чуть выше переднего бампера появились четыре горизонтальных овальных отверстия для улучшения притока воздуха к радиатору. Экспортная серия получила обозначение Lada 1300.
- 21012—правый рульсалон с объемом 1,198 куб. см (73,1 куб. дюйма), производство началось 22 мая 1973 г. для экспорта в Японию, Австралию и Великобританию (рынок оказался очень успешным). [12]
- 21013 (1977–1988) — аналог ВАЗ-21011, двигатель объемом 1198 куб. См (73,1 куб. Дюймов), экспортировался как Lada 1200 с модернизированной версией (включая изменения внешнего вида и приборной панели, внесенные с ВАЗ-21011) под названием Lada 1200S.
- 21014 имущество«Четыре» объемом 1198 куб. см (73,1 куб. дюймов) были запущены в производство 22 мая 1973 года для экспорта в Японию, Австралию и Великобританию (рынок оказался очень успешным). [12]
- 21016 (1976–1981) — специальная модификация, доступная только советской полиции, двигатель объемом 1452 куб. См (89 куб. Дюймов) (от ВАЗ-2103) в кузове ВАЗ-21011. [13]
- 21018 (1978) — модификация роторного двигателя первой серии для советской полиции и КГБ с ротором 70л.с. (52 кВт; 71 PS) ВАЗ-311Двигатель Ванкеля с электронным зажиганием и сдвоенным электродом свечи зажигания. [14] Он также имел карбюратор с нисходящим потоком, с размером жиклеров, отличных от 2101, и двухступенчатый воздухоочиститель. [15] Представлен публике к 1982 году. Всего 250 построено. [15] Долговечность двигателя была проблемой, изнашивающейся всего на 20 000 км (12 000 миль). [16]
- 21019 Аркан (1983?) — модификация роторного двигателя второй серии для советской полиции и КГБ с двухроторным 120л.с. (89 кВт; 120 PS) ВАЗ-411 или же ВАЗ-4132 Двигатель Ванкеля. [17]
ВАЗ-2102
В имущество Версия ВАЗ-2101 (на базе Fiat 124 Familiare) была известна как 2102 и была доступна с 1971 года. В 1985 году она была заменена на 2104 (Lada Riva на некоторых рынках). К концу производства в 2014 году было построено более 660 000 автомобилей. 1986 г. [18] В мае 1974 года он поступил в продажу в Великобритании по цене £979. [5]
- ВАЗ-2102 (1971–1986) — также известный как Lada 1200 Combi (1200 ES Estate).
- ВАЗ-21021 (1974–1985) — с двигателем объемом 1294 куб. См (79 куб. Дюймов). Также известна как Lada 1300 Combi. Экспортные модели получили задний омыватель / дворник. [5]
- ВАЗ-21023 (1973–1985) — с двигателем объемом 1452 куб. См (89 куб. Дюймов). Также известна как Lada 1500 Combi (1500 DL Estate). Экспортные модели получили задний омыватель / дворник. [5] Продажи Lada 1500 Estate в Великобритании начались в октябре 1977 года и закончились в октябре 1985 года как Lada 1500 DL Estate.
ВАЗ-2103
Модель 2103 (известная на экспортных рынках как Lada 1500) была очень похожа на 2101 и имела много общих черт с автомобилем. Fiat 124 Special который был разработан в то же время, что и 2103, но с внешней отделкой, более крупной и элитной. Fiat 125. Его можно узнать по четырем фарам, более квадратной передней решетке и другому интерьеру. На некоторые рынки также попали ВАЗ-2106 или Lada 1600.
Как появился ваз 2101?
"Жигули" — самый распространённый автомобиль советского, а позже и российского производства. Под этим названием объединены семь моделей на общей заднеприводной платформе, которые выпускались на Волжском автомобильном заводе (ВАЗ) с 1970 по 2012 гг. Сегодня их называют "классикой", чтобы отделить от следующего переднеприводного семейства ВАЗ "Спутник" (Lada Samara). Родоначальником серии стал ВАЗ-2101 — первый автомобиль, произведенный в Тольятти, двойник итальянского седана Fiat 124. Это была и первая советская модель, обозначенная в соответствии с отраслевой нормалью 1966 г., установившей стандартные индексы для машин разных классов (в данном случае число "21" означало малый класс с двигателем объёмом 1100-1800 см3, "01" — порядковый номер модели, а последующие цифры указывали модификацию). На территории СССР "Жигули" первого поколения продавались под официальным названием ВАЗ-2101, и в 80-е гг. за ними закрепилось прозвище "Копейка". В других странах автомобиль стал известен как Lada 1200/1300, поскольку слово "Жигули" труднопроизносимо на европейских языках и созвучно с негативным понятием жиголо. С распадом Советского Союза ВАЗ стал выпускать все свои модели под маркой Lada.
В конце 60-х гг. крупнейшие автомобильные заводы СССР — Ижевский и АЗЛК — производили не более 200000 машин в год. Этого было недостаточно, чтобы удовлетворить потребность в личном транспорте стремительно растущему населению, к тому же продукция марки "Москвич" к тому времени перестала отвечать мировым стандартам. Ещё одной причиной строительства нового предприятия называют необходимость ввода в оборот денежных средств, скопившихся у советских граждан из-за всеобщего дефицита: современный автомобиль мог бы стать очень востребованным товаром на многие годы вперёд. В 1966 г. советский Внешторг заключил с итальянской компанией Fiat договор о научно-техническом сотрудничестве, в соответствии с которым Fiat предоставлял российской стороне проект завода и лицензию на выпуск одной из своих малолитражек, модифицированной для эксплуатации в неблагоприятных климатических и дорожных условиях, а также проводил обучение советских специалистов в Италии. В 1967 г. в городе Ставрополь, переименованном в Тольятти (в честь итальянского коммуниста, в 20-е гг. устроившего забастовку на заводе Fiat), началось строительство автогиганта — Волжского автомобильного завода.
В качестве прототипа для базовой модели ВАЗ был выбран Fiat 124, в 1967 г. признанный "Европейским автомобилем года". Однако испытания, проведенные на российских дорогах, показали его ненадёжность и плохую проходимость, поэтому итальянцам пришлось значительно пересмотреть конструкцию машины, и обозначить полученный вариант как Fiat 124R. Основные изменения затронули ходовую часть и трансмиссию: автомобиль получил барабанные тормоза на задних колёсах вместо дисковых, усиленную переднюю подвеску на поперечных рычагах и винтовых пружинах, новый задний мост на пружинах и пяти реактивных штангах вместо одной реактивной трубы, увеличенное сцепление и улучшенные синхронизаторы в 4-ступенчатой механической коробке передач. Кроме того, советские инженеры потребовали разработать для ВАЗ-2101 по сути новый силовой агрегат — рядный 4-цилиндровый с распределительным валом в головке блока цилиндров (OHC) и двухкамерным вертикальным карбюратором ДААЗ-2101 (Weber 32 DCR), объёмом 1198 см3 и мощностью 64 л.с. Оригинальный двигатель Fiat 124 при том же объёме развивал 60 л.с., но его клапанная схема OHV была бесперспективной для дальнейшего развития. Колёсная база осталась неизменной — 2424 мм.
ВАЗ-2101 был совершеннее своего итальянского двойника по многим параметрам. Его кузов изготавливался из более толстых листов металла, что повышало его долговечность, но отражалось на массе автомобиля. Увеличенный клиренс и добавление буксирных проушин облегчали эксплуатацию на просёлочных дорогах. Безопасность была улучшена за счёт усиления несущей конструкции в некоторых местах, установки утопленных дверных ручек и "клыков" на переднем и заднем бамперах. В салоне ВАЗ-2101 комплектовался сиденьями, трансформируемыми в полноценные спальные места. В стандартное оборудование входили отопитель, омыватель лобового стекла, форточки в боковых окнах и венгерский радиоприёмник RD-3602. Ранние экземпляры оснащались напольными педалями вместо подвесных, вспомогательным топливным насосом и рукояткой для запуска двигателя зимой. Следует отметить, что по технологичности, динамическим характеристикам, качеству сборки и простоте обслуживания ВАЗ-2101 находился на порядок выше всех остальных машин советского производства, что обеспечило ему высокий потребительский спрос на весь период выпуска.
Первый ВАЗ-2101 сошёл с конвейера завода в Тольятти 19 апреля 1970 г. До конца года было построено 21530 ед., в 1971 г. — уже 172175 ед., а запланированных объёмов производства 660000 ед. в год предприятие достигло в 1974 г. Продажи автомобиля были высокими с самого начала, так что большинство советских граждан были вынуждены записываться в очередь и ждать машину годами. В 1971 г. Lada 1200 поступила на экспорт в Югославию, Финляндию, Чехословакию, Венгрию, ГДР и на Кубу, а в 1974 г., когда был снят с производства Fiat 124, АвтоВАЗ получил возможность продавать модель и в Западной Европе. В Великобритании Lada 1200 стоила £979. Почти сразу ВАЗ-2101 продемонстрировал и свой гоночный потенциал, заложенный в конструкции силового агрегата. В 1971 г. автомобиль принял участие в чемпионатах СССР по ралли и кольцевым гонкам, а также в марафоне "Тур Европы-71" протяжённостью 14000 км, где заводская команда выиграла серебряный кубок. Высокая удельная мощность позволяла использовать ВАЗ-2101 в качестве милицейского автомобиля в СССР и странах социалистического блока.
В 1974 г. появилась модернизированная версия "Жигулей" — ВАЗ-21011 (Lada 1300). Она оснащалась двигателем объёмом 1294 см3 (69 л.с.) и отличалась решёткой радиатора с более частыми горизонтальными поперечинами и вентиляционными прорезями над передним бампером, резиновыми накладками на бамперах вместо "клыков", отверстиями вентиляции салона в задних стойках, задними светоотражателями с фонарём заднего хода, более удобными сиденьями и изменённым расположением некоторых органов управления. Модификация ВАЗ-21011 с 1.2-литровым мотором называлась ВАЗ-21013 (Lada 1200S), а модификация базового ВАЗ-2101 с 1.3-литровым мотором — ВАЗ-21016. Также существовали праворульные варианты ВАЗ-21012 и ВАЗ-21014 и экспериментальные серии ВАЗ-21018 и ВАЗ-21019 с роторными двигателями. Высокопроизводительные модификации для милиции и спецслужб назывались ВАЗ-21015 "Карат" (с двигателем ВАЗ-2106) и ВАЗ-2101-94 (с двигателем ВАЗ-2103). Всего с 1970 по 1988 гг. было произведено около 4.85 млн. седанов ВАЗ-2101 всех модификаций. В 2000 г. по результатам всероссийского опроса, проведённого журналом "За рулём", ВАЗ-2101 был назван лучшим отечественным автомобилем XX века.