Как проверить компрессию в двигателе
Как проверить компрессию в двигателе
Приветствую вас друзья на сайте ремонт автомобилей своими руками. При значительном износе цилиндропоршневой группы (ЦПГ) автомобиль начинает работать плохо, пропадает тяга, дымит и значительно растет расход топлива.
Как проверить компрессию в двигателе
Чтоб убедится, что это действительно износ ЦПГ, а не другая поломка нужно измерить компрессию в двигателе.
Компрессия в цилиндрах двигателя указана заводом изготовителем. Если давление меньше скорее всего необходим ремонт двигателя.
Причин может быть огромное количество износ поршневых колец, потеря у них упругости и множество других неисправностей приведенных ниже.
Причины падения компрессии:
- Прогорание прокладки блока цилиндров.
- Прогорел поршень.
- Прогорел клапан.
- Цилиндропоршневая группа износилась.
- Трещины в тарелке выпускного клапана.
- Разрушение седла клапана.
- Прогорела прокладка блока цилиндров.
В характеристиках движка всегда указывается степень сжатия. Многие автовладельцы путают компрессию и эту характеристику. Степень сжатия – это отношение полного объема цилиндра к объеме камеры сгорания.
Единиц измерения такая величина не имеет. А компрессия – это давление смеси в цилиндре при полном ее сжатии. Они связаны закономерностью – если степень сжатия умножить на коэффициент 1.2, то мы получим идеальную компрессию. Для дизельного двигателя этот коэффициент будет 1.8.
Как проверить компрессию и что для этого нужно
Чтобы измерить компрессию понадобится недорогой инструмент – компрессометр, свечной ключ и шприц с машинным маслом. Компрессометр может быть различной комплектации и назначения.
Для дизельных двигателей манометр этого прибора имеет большую шкалу измерения и различные насадки для соединения манометра и головки.
На станциях технического обслуживания СТО используют более современный прибор для измерения компрессии – компрессограф.
Он отличается от компрессометра тем, что измеряет не давление воздуха, а вакуум, создаваемый поршнем. Тем самым не нужно проводить различные операции, которые нужны при измерении манометром.
Компрессию можно проверять двумя способами: при помощи инструментов и вручную. Второй вариант не очень точный и так сказать народный без применения прибора.
Для это нужно из каждого цилиндра выкрутить свечу зажигания и проворачивать коленвал. Так же если хотите чтобы ваш двигатель работал четко и без перебоев прочитайте статью, как часто менять свечи зажигания .
Узнать в каком цилиндре плохая компрессия можно сравнив усилия, что прикладывается для его поворота. Но по хорошему все же лучше купить компрессометр и проводить измерения им.
Проверяем компрессию в двигателе при помощи прибора
Как проверить компрессию в двигателе при помощи специального инструмента? А сделать это довольно просто. Все измерения должны проводится на прогретом двигателе, при этом дроссельная заслонка полностью открыта. Так же не забудьте прочитать статью чистка дроссельной заслонки .
После нужно выкрутить все свечи с двигателя. В каждое свечное отверстие нужно подключать прибор для измерения компрессии двигателя и поочередно проверять ее в каждом цилиндре. Подачу топлива необходимо отключить.
Дальше помощник должен стартером прокручивать коленвал пока показания манометра не остановятся на нужной отметки. Рекомендуется, перед процедурой зарядить аккумулятор.
Не забывайте обнулять показания прибора после каждой проверки. По полученным результатам можно будет рассуждать о состоянии двигателя. При разнице компрессии более 10% в каждом цилиндре можно судить о том, что один с цилиндров не работоспособен.
При эксплуатации двигателя с такой поломкой, в дальнейшем возможен износ других узлов двигателя. При прогаре поршня компрессия будет очень малой, порядка 2-4 бар, на это может указать и большой выход воздуха с маслозаливной горловины.
Если данные манометра не большие, в цилиндр можно добавить небольшое количество атомобильного масла и прокрутить коленвал в холостую. В итоге компрессия может увеличиться, что свидетельствует об износе ЦПГ.
Если компрессия не возросла, то это значит либо есть прогар поршня или клапана, либо клапана потеряли свою герметичность в процессе эксплуатации. Для этого их достаточно притереть при помощи небольшого резинового шлага и специальной пасты. В любом случаи придется разобрать часть движка.
Иногда, если пропала компрессия в двигателе, ее можно восстановить. Это возможно только тогда, когда не правильно собран двигатель. Например, когда неправильно выставленные метки ГРМ или зубчатый ремень был разорван, а как заменить ремень ГРМ читайте здесь . В итоге, при столкновении клапана с поршнем, первый загибается и неплотно садится на свое место.
Факторы, что влияют на погрешность измерения:
- Положения дроссельной заслонки. Она попросту может быть не полностью открытая.
- Загрязнен воздушный фильтр.
- Зазор клапанов. При малом зазоре компрессия уменьшается.
- Температура двигателя. На не прогретом двигателе она меньше, чем на прогретом.
- Прогар или повреждение прокладки головки.
- Попадание топлива в камеру сгорания. Это снижает показания манометра.
- Не герметичен обратный клапан компрессометра.
- Малые обороты двигателя.
Если двигатель трудно запускается, то проверить компрессию можно на холодную. Показания манометра при этом могут снизится в два раза. Такую методику часто применяют для дизельных двигателей.
Как проверить компрессию на дизельном двигателе
Если он имеет компрессию менее 17 бар, его практически не реально завести. Также показания зависят от количества масла на стенка цилиндра. Поэтому нужно подождать пока оно стечет в картер.
Измерение компрессии двигателя на дизельном топливе отличается от бензинового. Во первых, компрессия в таком двигателе в разы больше, чем у бензинового, поскольку степень сжатия дизеля 18-24 единицы.
Компрессометр устанавливается не в свечное отверстие, а в место установки форсунок. Он имеет только резьбовое соединение с головкой блока цилиндров.
Выжимать при этом педаль дросселя не нужно, поскольку дроссельной заслонки нет. Все остальные процедуры аналогичны процедурам при измерении компрессии бензинового двигателя. Удачной дороги и без поломок.
Как проверить компрессию в двигателе
В предложенной статье мы постараемся детально раскрыть все основные моменты вопроса, как проверить компрессию в двигателе автомобиля.
Для получения данных о компрессии в цилиндрах потребуются такие инструменты:
- компрессометр;
- шприц;
- свечной ключ или ключ для форсунок;
- 30 мл обычного машинного масла.
Замер компрессии двигателя стоит делать только после правильной настройки зазоров клапана, поскольку это значительно повлияет на итоговые результаты исследования.
Основные признаки низкой компрессии:
- уменьшение тяги двигателя;
- увеличение потребления топлива;
- повышенный расход масла;
- из глушителя выходит серый дым.
Все это явные признаки сильного износа поршневых колец. Главной причиной изнашивания является их пригорание к поршню и потеря упругости.
Проверка компрессии двигателя
Наиболее точные результаты при замере компрессии можно получить только при помощи компрессометра
Существует два способа, которыми можно воспользоваться для измерения компрессии:
- использование компрессометра (наиболее точная процедура);
- вручную (получение приблизительного результата).
Для выполнения второго метода потребуются определенные навыки, при этом ничего сложного в нем нет. Перед тем как замерить компрессию в двигателе необходимо вывернуть все свечи, кроме свечи первого цилиндра, и проворачивать коленвал мотора до того момента, когда в первом цилиндре полностью закончится такт сжатия (это будет видно по совпадению меток). Далее в другие цилиндры следует поочередно вкручивать свечи и аналогичным образом проворачивать коленчатый вал. Путем сравнения приложенных усилий для прокручивания коленвала, можно определить какой цилиндр имеет пониженную компрессию.
Безусловно, это достаточно условное измерение, которое напрямую зависит от особенностей человеческой физиологии. В такой ситуации лучше воспользоваться компрессометром. Оптимальное значение компрессии записано в техническом паспорте автомобиля. В данном случае измерение компрессии проводят на разогретом двигателе (примерно 80-85°С).
Необходимо сделать следующее:
- Завести автомобиль и разогреть мотор до нужной температуры.
- Вывернуть свечи зажигания.
- На следующем этапе потребуется сторонняя помощь. Для выполнения измерения нужно обеспечить открытие дроссельной заслонки. Помощник должен включать стартер, выжимая полностью педаль газа. Также открытие дроссельной заслонки обеспечивается простой блокировкой педали газа.
- Далее следует плотно установить наконечник компрессометра в гнездо свечи зажигания и еще раз убедиться в надежности соединения.
- Теперь можно включать стартер и проворачивать коленвал до момента, когда показания манометра перестанут расти (эта процедура займет 2-3 секунды). Коленчатый вал должен вращаться с периодичностью 100 об/мин. Такое значение достигается только при исправно работающем аккумуляторе.
- Выключаем стартер и смотрим показания прибора. Измерение проводится отдельно по каждому цилиндру.
- После каждого замера следует удалять воздух из прибора или сбрасывать данные в исходное положение. При обнаружении отклонения от нормы процедуру измерения на цилиндре нужно повторить.
Показатели уровня компрессии могут быть низкими из-за неправильно установленного ремня ГРМ
Если возможность узнать нормативные данные отсутствует, тогда нормальный показатель компрессии в цилиндрах двигателя можно вычислить по формуле:
Компрессия (измеряется в кгс/см2)= коэффициент Х * степень сжатия
Значение коэффициента Х определяется в зависимости от вида двигателя. Для четырехтактных моторов с искровой системой зажигания он равняется 1,2-1,3, а для четырехтактного дизеля составляет от 1,7 до 2. Степень сжатия можно узнать в техническом описании силового агрегата.
Компрессия дизельного двигателя или бензинового мотора нового автомобиля должна совпадать с данными производителя или в указанной формуле. Отклонение показателей компрессометра между цилиндрами должно быть меньше 10% максимального значения. Проще говоря, для бензинового двигателя разница не должна превышать цифру 1кг/см2. Уменьшение компрессии в цилиндре на 15 % говорит о сильном износе клапанов, неисправности поршневых колец, поршня или самого цилиндра. Последующая эксплуатация такого мотора только усугубит ситуацию.
Иногда компрессию автомобиля можно восстановить. Эта процедура становится возможной, когда причиной потери компрессии является неправильно собранный двигатель, распределительный и коленчатый вал изначально не установлены по соответствующим меткам, когда сорваны зубья или имеется разрыв зубчатого ремня. В этом случае клапан работает не в нужной фазе и не прилегает плотно в седло. Это становится причиной низкой компрессии. Для исправления неполадки потребуется частично разобрать двигатель и выполнить притирку клапанов и правильную установку ремня ГРМ.
Выполняем притирку клапанов
Максимальный показатель компрессии можно достичь за счет притирки клапанов. Процедура осуществляется с помощью шланга соответствующего диаметра длиной в 15 см. Он надевается на конец клапана и осуществляет функции ручки. Если специальная притирочная паста отсутствует, тогда ее готовят самостоятельно. Стекло следует измельчить в металлической ступе и добавить машинного масла. Полученную смесь наносят на кромку клапана и дальше начинают притирку. Паста не должна попадать на стержень, поскольку это повредит направляющую втулку.
Для улучшения показателей компрессии прибегают к процедуре притирки клапанов
Для удобства головку двигателя снимают и укладывают на горизонтальную поверхность. Шланг-ручку следует надеть на стержень клапана. Далее клапан прижимают к седлу и начинают вращать, при этом периодически его нужно переставлять в другое положение относительно оси. Это поможет предотвратить появление круговых рисок на клапане и седле. Притирку можно завершать, когда на поверхности клапана будет видна ровная дорожка 1,5-2 мм. в ширину. На завершающем этапе головка и места притирки тщательно промываются керосином.
Масляная диагностика поршневых колец
Компрессия в цилиндрах двигателя напрямую зависит от степени износа поршневых колец и общего состояния силового агрегата. Существует еще один метод проверки качества работы колец. Это так называемая «масляная проверка». Этот способ потребует наличие шприца и обычного машинного масла. В цилиндры с пониженной компрессией необходимо впрыснуть примерно 10-30 мл. масла. Далее следует закрыть свечное отверстие и сделать несколько оборотов коленвала, что позволит маслу заполнить цилиндр. После этого снова производиться замер компрессии. Показания до и после измерения необходимо сравнить.
Используя шприц и обычное машинное масло можно провести проверку состояния поршневых колец
Значительное повышение компрессии свидетельствует об износе цилиндров, неисправности поршневых колец или поршней. Небольшое увеличение компрессии говорит о негерметичных клапанах или повреждении прокладки в головке блока цилиндров. В случае если компрессия не изменилась, значит, клапаны негерметичны.
Конечно, было бы хорошо узнать, насколько цилиндры герметичны. Однако без специального оборудования определить это очень сложно. Поэтому диагностику герметичности цилиндров и головки блока лучше всего делать на автосервисе.
Как проверить компрессию в цилиндрах двигателя. Норма компрессии в двигателе: карбюраторном, инжектором, дизельном
Январь 12th, 2016
Admin
Одним из наиболее распространенных и действенных методов диагностики состояния цилиндро-поршневой группы (ЦПГ) является проверка компрессии двигателя. Обычно, она выполняется в рамках ТО-2, но иногда производится внепланово. Несмотря на то, что подобная диагностика не может однозначно дать ответ на вопрос о неисправности ЦПГ, она позволяет отметить негативные изменения в ее состоянии, на основании чего решается вопрос о более глубокой диагностике, подразумевающей другое оборудование и частичную или полную разборку двигателя.
Содержание:
Как правило, внеплановая проверка компрессии производится в 3-х случаях:
1. Если мотор одномоментно потерял мощность;
2. Один из цилиндров отключился и перестал участвовать в работе двигателя («троение»);
3. Повысился расход моторного масла и горючего.
Что такое компрессия в двигателе автомобиля
Компрессия представляет собой наибольшее значение давления в цилиндре. Замеряется на холостом ходу, но топливно-воздушная смесь в двигатель при этом подаваться не должна. Вращение коленчатого вала происходит с помощью стартера, прокручивания ведущего колеса при включенной передаче или установкой мотора на обкаточный стенд (обычно, так делают после капремонта). Прибор, которым измеряют компрессию, называется компрессометр.
Принцип работы компрессометра
Чтобы измерить компрессию, надо выкрутить свечу зажиганию и вкрутить на ее место наконечник компрессометра, который соединен со шлангом. В зависимости от модели, резьбы может и не быть, и наконечник просто нужно вставить в свечной колодец.
Далее надо прокрутить коленчатый вал. Поршень начнет двигаться, и появится давление. Его максимальное значение будет зафиксировано манометром.
Как видите, ничего особенно сложного в самой процедуре нет, да и стоит прибор недорого. Однако не так уж все и просто.
Показания компрессометра нужно проанализировать, и для этого крайне желательно иметь соответствующее образование. Если вы им не обладаете, можно попробовать ориентироваться на техническую документацию на авто, в которой должна быть указана степень сжатия мотора.
Затем умножьте ее на 1,3, и вы получите примерную компрессию вашего двигателя. При этом стоит учесть, что у компрессометра есть своя погрешность в районе 3 атм.
От чего зависит компрессия в двигателе:
1.) Октанового числа горючего и его качества;
2.) Вязкости моторного масла;
3.) Температуры мотора;
4.) Величины заряда аккумулятора.
Исходя из этих причин, компрессию замеряют во всех цилиндрах, а потом анализируют эти данные с учетом нормативных значений.
Как выбрать компрессометр
Если вы твердо решили измерить компрессию своими руками, то начать следует с покупки компрессометра. Учитывать тут нужно, во-первых, ваши финансовые возможности, и, во-вторых (и это главное), тип двигателя своей машины.
Если мотор бензиновый, то можно купить обыкновенный компрессометр, главное, чтобы его наконечник был с резьбой (такие приборы удобнее в использовании, чем безрезьбовые). Желательно, чтобы клапан, фиксирующий давление, располагался в самом наконечнике – так показания прибора будут точнее.
С дизелем все гораздо сложнее, поскольку демонтаж свечей накаливания или форсунок – процесс трудоемкий и требующий определенных познаний в устройстве двигателя. Кроме того, для компрессометра понадобится особый переходник, который или продается отдельно, или встречается в комплекте у дорогих моделей. Поэтому владельцам дизельных авто лучше обращаться за этой процедурой в сервис.
Виды компрессометров
- Компрессограф
Это более продвинутый вариант компрессометра, который позволяет печатать результат измерений на бумаге, что повышает удобство работы. Отличия на этом заканчиваются. Стоит данное устройство дороже.
- Мотор-тестер
Современный прибор, который часто используется в сервисах. Позволяет с высокой точностью узнать компрессию, причем делать это можно в динамике. Ниже мы рассмотрим, как работает мотор тестер.
Принцип его работы отличается от компрессометра и компрессографа, поскольку он фиксирует не саму компрессию, а пульсацию тока, потребляемого стартером. Чем выше его сила, тем больше компрессия.
Показания снимаются быстро, и при этом свечи зажигания выкручивать не надо. Результат измерений отображается в процентах, и чем их больше, тем лучше состояние цилиндра.
Причины падения компрессии в двигателе
Компрессия может упасть по многим причинам. Ниже приведены наиболее распространенные из них.
Количество воздуха в цилиндрах
Компрессия напрямую связано с тем, как хорошо поступает в цилиндр воздух. Если его недостаточно, то и она уменьшается. Обычно, такая ситуация происходит либо из-за неправильного положения дроссельной заслонки, либо из-за засорения воздушного фильтра.
Установка фаз газораспределения
Если фазы газораспределения неверно отрегулированы, то и компрессия меняется, поскольку клапана открываются/закрываются уже по-другому, что и приводит к изменению показателей. Чаще всего такое происходит после замены ремня ГРМ, когда валы не выставлены по меткам.
Зазоры в приводе клапанов
Изменение зазора привода клапанов напрямую влияют на компрессию. По этой причине соответствующую регулировку следует производить каждые 10 000 -20 000 км. пробега.
Температура двигателя
Когда двигатель прогрет, то и воздух в цилиндрах более горяч, а значит, имеет больший объем, нежели при холодном моторе. Компрессия, естественно, тоже меняется.
Утечки воздуха
Сжимаемому воздуху некуда деться из герметичного цилиндра. В противном случае происходит утечка, что приводит к падению компрессии. Диагностику этой неполадки мы рассмотрим подробнее.
Порядок проверки цилиндра на утечку:
1.) Выставите поршень так, чтобы он был чуть ниже ВМТ;
2.) Активируйте ручной тормоз и включите 4-ю или 5-ю передачу;
3.) Открутите пробку заливной горловины для масла;
4.) Дуньте в цилиндр через свечное отверстие струей сжатого воздуха (давлением от 2 до 3 атм.) с помощью компрессора.
Напрягите слух и попытайтесь локализовать шум уходящего воздуха:
1.) Если он доносится со стороны другого свечного отверстия (со свечой в нем), то порвалась прокладка ГБЦ;
2.) Частный случай для карбюраторных двигателей: если шипит из района карбюратора, то впускной клапан закрывается не до конца;
3.) Воздух выходит из маслозаливной горловины? Все плохо, поршень или треснул, или вообще прогорел;
4.) Когда звук доносится из выхлопной трубы, дело в выпускном клапане – вероятно, он прогорел.
Технология измерения компрессии
Теперь рассмотрим технологию измерения компрессии. Для начала нужно провести ряд подготовительных манипуляций:
1) Прогрейте мотор до 80 – 90°С. Измерять можно и на «холодную», впрочем, об этом ниже;
2) Прекратите подачу топлива, например, отключив бензонасос;
3) Выкрутите все свечи зажигания до единой;
4) Полностью зарядите аккумулятор.
Измерять компрессию можно как с открытой, так и с закрытой дроссельной заслонкой.
Если она будет открыта, то давление окажется в районе 0,6 – 0,8 МПа. Это небольшие показатели, поскольку и воздух в таком случае поступает не слишком активно.
Компрессия оказалась меньше этих значений? Выходит, с ЦПГ что-то не так.
При закрытой дроссельной заслонке давление будет больше: 0,8 – 0,9 МПа. Такой способ измерения хорошо подходит для обнаружения утечек воздуха.
Также следует обращать внимание на то, как быстро растет давление во время движения поршня. В частности, если зафиксированное на 1-ом такте давление внезапно увеличилось на 2,3 и 4, то это говорит о проблемах с поршневыми кольцами.
Если же происходит обратная ситуация, и компрессия, измеренная на 1-ом такте, не увеличивается, то есть смысл проверить прокладку ГБЦ или клапан компрессометра.
При подозрениях на неисправность следует копнуть глубже и воспользоваться другими, узкоспециализированными, устройствами для диагностики.
Замер компрессии на холодном двигателе
Бывают случаи, когда машину становится трудно завести или двигатель не запускается вовсе. Тогда компрессия проверяется на холодном моторе.
Если говорить о бензиновом агрегате, то нормальная компрессия «на холодную» для него около 4,5 – 5,5 атм. Измерения показали снижение этого уровня в 2 раза? Похоже, кольца залегли, и это может быть не все: более детально о состоянии ЦПГ можно узнать, только сняв ее.
Что касается дизеля, то самостоятельно замерять компрессию на нем мы не рекомендуем – лучше доверьтесь специалистам. Но если вы уверены в своих силах, то знайте, что компрессия ниже 17 – 24 атм. – признак проблем с мотором.
Следует заметить, что перед замером компрессии на холодном двигателе нельзя допускать присутствия масла в цилиндрах, и поэтому перед процедурой подождите несколько часов, чтобы оно ушло в картер.
Анализируем полученные результаты измерений
Результаты замеров нужно тщательно проанализировать, сравнив компрессию во всех цилиндрах. Особенное внимание уделите тому цилиндру, в котором она резко отличается от других, неважно в какую сторону.
Нормальная разница показаний давления – это ±1 атм. Если вас все же что-то настораживает, проверьте систему зажигания и топливную систему.
Если машина прошла более 50 000 км., то показания могут расходится несколько больше, чем на 1 атм.
Иногда в одном из цилиндров может быть аномально большое давление. Скорее всего, причина кроется в избытке масла в нем. Выверните и посмотрите на свечу зажигания. Когда она в масле, стоит проверить кольца и маслосъемные колпачки на предмет их состояния.
Норма компрессии в двигателе: карбюраторном, инжектором, дизельном
Точные данные отражены в документах о техническом обслуживании автомобиля. Ниже представлены средние показатели. Заметим, что справедливы они в том случае, если компрессия проверяется на прогретом моторе:
1) Современные инжекторные автомобили (95-й, 98-й бензин): 11 – 14 атм. ± 0,5 – 1 атм.;
2) Устаревшие карбюраторные автомобили (80-й, 92-й бензин): 9 – 10 атм. ± 0,5 – 1 атм.);
3) Современные дизельные автомобили: ≈ 45 атм. ± 2 – 3 атм.;
4) Устаревшие дизельные автомобили: ≈ 28 атм. ± 2 – 3 атм.).
Выводы и рекомендации:
В процессе замера компрессии очень важно понимать, что полученные данные окажутся весьма относительными, поскольку на них влияет множество факторов. По этой причине не стоит судить о состоянии машины, измерив компрессию только в одном цилиндре. Ведь, более-менее ясная картина предстанет перед вами, когда вы сравните показатели всех цилиндров и обнаружите недостаточную или избыточную компрессию в одном из них на фоне давления в других.
Для полноты анализа надо иметь данные предыдущих замеров, чтобы было с чем сравнивать, и вы могли понять, как меняется состояние поршневой по мере увеличения пробега. Но многие ли делают такие записи, учитывая то, что там надо указывать и условия проверки (температура масла и окружающей среды, точный пробег, общее состояние машины и пр.)?
Зачатую все эти процедуры весьма сложны, и поэтому если вы не уверены в своих силах, лучше обратиться за помощью к специалистам, не забыв сохранить данные для сравнения при следующем замере компрессии.
Как проверить компрессию бензинового двигателя?
Проверка компрессии в бензиновом двигателе осуществляется при помощи компрессометра. Перед тем как проверить компрессию двигателя, нужно убедиться в правильности установки зазоров клапанов, если необходимо, то отрегулируйте. Перед проверкой компрессии двигатель прогревается до рабочей температуры (
90 градусов), после чего выкручиваются свечи, и открывается воздушная заслонка. Воздушную заслонку так же можно открыть, нажав до упора педаль газа.
Вставьте компрессометр в свечное отверстие и плотно прижмите. В этот момент второй человек должен выжать газ до упора (если дроссель не оттянут) и повернуть ключ зажигания. Крутить стартером необходимо до тех пор, пока на компрессометре не перестанет набираться давление. После проверки одного свечного отверстия, переходим к другому, сбросив данные с прибора (не забудьте записать).
Перед тем как проверить компрессию необходимо убедится в надежности аккумулятора, он должен создавать вращение коленчатого вала минимум 180 оборотов в минуту, иначе будет допущена погрешность при измерении компрессии.
Если вы удачно смогли проверить компрессию и значения в каждом из цилиндров превышают 10 очков, то переживать не стоит. Однако для некоторых двигателей нормальной компрессией может считаться 12 очков. Узнать необходимую компрессию для вашего двигателя можно в книжке по ремонту автомобиля. Обратите внимание, что разница между компрессией в цилиндрах не должна превышать 1 кГ/см2, иначе двигатель будет работать неровно.
Пониженная компрессия в цилиндрах может быть из-за изношенных поршневых колец или неплотного прилегания клапанов к седлам. Если компрессия понижена во всех цилиндрах, то в этом случае необходимо проводить полную замену поршневых колец.
Для того, чтобы более точно определить из-за чего понизилась компрессия, можно взять 20-ти кубовый шприц с маслом и влить его в проблемный цилиндр, после чего необходимо снова измерить компрессию. Если компрессия осталась неизменной, то дело в неплотном прилегании клапанов к седлам, так может быть, что маловероятно, это повреждена прокладка ГБЦ. Если же после замера компрессии с маслом, она увеличилась, то дело однозначно в поршневых кольцах.
Бывают ситуации, когда хозяин автомобиля долго не меняет масло или использует некачественное. В этом случае поршневые кольца могли попросту закоксоваться. Решить эту проблему может раскоксовка, стоит она не много и действует очень быстро и эффективно. Выкручиваются свечи, и в равных количествах вливается жидкость в отверстия. В проблемные цилиндры необходимо лить раскоксовки больше. Подождите 30-60 минут, хорошенько прокрутите двигатель с вывернутыми свечами и смените моторное масло, так как раскоксовка вся стекает в поддон. Если после этой манипуляции компрессия вернулась, то можете не переживать, и начинать использовать более качественное масло.
На этом все, надеемся, теперь вы понимаете, как проверить компрессию и определить неисправность.
Проверка компрессии в цилиндрах автомобиля своими руками
Многих интересует ответ на вопрос, как замерить компрессию в цилиндрах мотора. Важно то, что измерять компрессию надо в каждом цилиндре отдельно – можно обнаружить «неравномерность», которая вызывает вибрацию двигателя. Общее снижение компрессии ведёт к повышению давления в картере, что влечёт ускоренный перенос паров масла во впускной коллектор. Но главное, что мотор с пониженной компрессией плохо заводится на морозе: чем температура ниже, тем эффект заметнее. А определение понятия «компрессия» выглядит так: давление в цилиндре в тот момент, когда поршень находится в верхней мёртвой точке.
Не всё так просто
Заметьте, что речь не идёт о давлении, создаваемом при горении смеси. И значит, перед тем, как измерить компрессию, нужно выкрутить свечи, чтобы в цилиндрах ненароком не образовалась искра.
Казалось бы, понятие компрессии было определено однозначно. Однако, посмотрим теперь, как в действительности работает любой 4-тактный двигатель. Станет ясно, что значение компрессии на такте сжатия (B) и на такте выпуска (D) будет отличаться – на втором из них выпускной клапан всегда открыт! Значит, будем считать, что компрессия – это максимальное давление, измеренное на такте B.
4 такта работы ДВС
Измерять значение мы будем так: стартёр крутит вал, смесь в цилиндры не подаётся, а воздух перекачивается поршнями из впускного коллектора в тракт выпуска. Представим себе график, показывающий зависимость давления от времени. Максимальное значение, то есть верхняя точка на графике – это и есть значение компрессии.
Зависимость давления от фазы (0 – ВМТ такта сжатия)
Закрытие впускного клапана совпадает с прохождением нижней мёртвой точки (НМТ). Важно, что на отрезке от -10 Гр. до +10 Гр. относительно НМТ скорость движения поршня будет минимальной. А каждый зубец на ремне ГРМ соответствует 5-ти градусам.
Перескок ремня на 1-2 зубца в любую сторону ведёт к малозаметному изменению компрессии. Но есть другие очевидные причины, ведущие к её понижению :
- «Залегание» компрессионных колец в канавки вследствие образования нагара;
- Появление механических дефектов на клапанах;
- Неплотное прилегание клапанов к сёдлам, загибание клапана. Также клапан может быть «зажат» из-за образования нагара;
- Общий износ деталей двигателя, когда делается вывод о необходимости капремонта.
Иллюстрация к пунктам 1, 2 и 4 приведена на фото:
Перед тем, как померить компрессию, нужно учесть, что появление нагара в цилиндрах ведёт к её повышению. Используя различные добавки к топливу, попытайтесь снять нагар, а уж затем проводите любые измерения.
Образование нагара, так же как его постепенное удаление – это естественный процесс для любого двигателя. Поэтому, приведённый выше совет – просто распространённая рекомендация. Следовать которой в 99% случаев не так уж и обязательно.
Процесс измерения шаг за шагом
Есть много рекомендаций о том, как правильно проверить компрессию, и везде сказано, что в цилиндрах должно быть создано максимальное давление. То есть, дроссельную заслонку надо открывать «по максимуму»! На самом деле компрессию иногда измеряют и с закрытой заслонкой: в цилиндры поступает мало воздуха, а его утечки, если они есть, станут заметны сразу. Так, например, вычисляют дефект неплотного прилегания клапана. Значение, получаемое в ходе измерений, может составлять 7-9 бар – это если заслонка закрыта полностью. Если в одном цилиндре – 8, а в остальных – 9, то вывод напрашивается сам собой.
Вообще же нужно рассчитывать на другие цифры: новый двигатель ВАЗ всегда «выдаёт» 13 бар, а с изношенными кольцами значение снижается до 11-ти.
Что именно нужно делать
Прежде всего, запаситесь исправным аккумулятором, заряженным на 80-90%. Крутить вал двигателя будет стартёр, и процесс измерения займёт не одну минуту. Перед тем, как проверить компрессию, нужно будет освободить свечные отверстия в цилиндрах – это нужно, чтобы разгрузить стартёр «по максимуму». В общем, сам двигатель надо будет правильно подготовить:
- Клеммы АКБ должны быть не окислены и надёжно подключены;
- Мотор нужно прогреть до температуры, при которой с ним ещё можно работать – 70-80 Гр. будет достаточно;
- Зажигание выключают, дают мотору немного остыть, а дальше проводят демонтаж свечей, как при замене;
- Нужно будет отключить: штекер от разъёма каждой форсунки, низковольтный штекер (или штекеры) от модуля катушек зажигания;
- Кто пропустит любое действие на шаге 4, пусть пеняет затем на себя;
- Главное – очистить пространство возле свечных колодцев от мусора и пыли, что следует сделать ещё на шаге 3.
То, как выглядят отключаемые элементы, можно понять из фото:
Подготовка выполнена. Переходим к основной части:
- Нужно взять прибор под названием компрессометр;
- В отверстие цилиндра, где хотят померить компрессию, вкручивают муфту, а к ней подключают компрессометр. Либо наконечник компрессометра прижимают к кромке отверстия;
- Помощника просят нажать на педаль газа и включить стартёр;
- Как только показания на шкале перестанут меняться, стартёр сразу выключают;
- Для каждого цилиндра все действия проводят, начиная с шага 1.
Допустим, мотор оборудован системой «Е-Газ». Значит, дроссельная заслонка на шаге 3 откроется на 40%, а не на 100%. Но будем считать, что этого тоже окажется достаточно.
Оборудование для измерения компрессии – универсальный компрессометр
Чтобы промерить давление с закрытой заслонкой, просто не нажимайте на педаль газа. Другие подробности могут быть указаны в инструкции к компрессометру.
Старт двигателя с отключенными форсунками отслеживается блоком ЭБУ. Значит, в память будет внесён код ошибки. Но все эти неприятности можно обойти: до демонтажа свечей отключают предохранитель бензонасоса, а затем пусть мотор поработает и заглохнет. Питание форсунок на шаге 4 тогда не отключают.
Варианты выбора компрессометра
Проще всего будет пользоваться прижимным компрессометром. К его корпусу прикручивается металлическая трубка, на конце которой есть конический наконечник. Понятно, что наконечник нужно прижимать к кромке свечного отверстия, а вся конструкция выглядит, как показано на рисунке ниже.
Прижимной компрессометр, 0-16 бар
Конусы, как видим, изготовляются из резины, чтобы обеспечить отсутствие утечек. Но в действительности лучше использовать не прижимной, а универсальный компрессометр, поставляемый в комплекте с набором муфт. Резьба муфты «1 в 1» повторяет резьбу свечи (М14 либо М18), а вкручивать муфту нужно свечным гаечным ключом.
Показатели компрессии для исправного двигателя редко превышают 15 бар. Значит, лучше всего, если шкала компрессометра рассчитана на 20 бар или чуть больше. С более «мощного» прибора будет труднее считывать показания. А что касается точности, можно сказать следующее:
В 2010-м году журнал «За рулём» проводил тест 10-ти компрессометров. Худший результат выглядел так: «10,5» вместо 10-ти бар, «15,5» вместо 15-ти. Погрешность остальных результатов была меньше и укладывалась в 3-процентный предел.
Многие пытаются изготовить компрессометр самостоятельно. Есть два разных подхода: в конструкцию манометра добавляют золотник, либо на стрелку устанавливают механический стопор.
Самодельный компрессометр с механизмом стопора
Может быть, право на существование есть у всех вариантов. Но стоимость фирменного оборудования – не так высока, и в любом магазине запчастей оно доступно всё время.
Значение компрессии для китайских автомобилей
Концерн Lifan Motors базируется в Китае и выпускает легковые авто. Все двигатели, собираемые на его заводах – доработанные копии моторов Toyota. А для них, то есть для ДВС Toyota, сведения находятся в свободном доступе:
- 1ZZ-FE (Lifan X60, 720) – 13,2;
- 4A-FE (Solano 620) – 13,5;
- 4E-FE (Lifan Smily) – 13 и выше.
Здесь приводятся значения в барах, характерные для исправных двигателей. Мотор мини-кара Smily по виду напоминает агрегат 5A-FE. Но блок цилиндров и ШПГ в нём используются другие – от двигателя 4E-FE.
Речь идёт об измерении компрессии, поэтому основным узлом надо считать блок цилиндров.
Случай из практики
- Двигатель: 1ZZ-FE (1,8 л);
- Симптомы: повышенный расход масла (примерно 1 литр на 400 км).
Результаты промеров (4 цилиндра): 15, 14,5, 15 и 14,5 бар. Известно, что стандартным значением является 13,2 бар. После того, как померить компрессию, демонтировали ГБЦ, но в цилиндрах ещё оставалось масло. Вывод здесь очевиден: залегли маслосъёмные кольца, что и вело к расходованию масла. В общем, высокие показатели компрессии – ещё не залог исправности двигателя.