Система старт-стоп и ее применение в автомобилях Subaru
Система старт-стоп и ее применение в автомобилях Subaru
Последнее время для экономии топлива и сокращения вредных выбросов многие автопроизводители оснащают автомобили системой старт-стоп. Ожидается, что к 2022 году 55 миллионов продаваемых ежегодно автомобилей будет оснащено системами старт-стоп. В Европе, где стоимость топлива существенна, около 45% новых автомобилей уже оснащено системой старт-стоп. Производители декларируют снижение расхода топлива при использовании этой системы от 6% до 31%, однако многие автомобилисты не доверяют таким системам, считают их раздражающими или опасаются износа двигателя или поломки стартера. Существует и такое мнение, что эти системы — больше навязанная законодательством бесполезная пустышка и очередное маркетинговое ухищрение автопроизводителей, выгодное больше им, чем автомобилистам. Многие автовладельцы даже выключают ее сразу же, как только садятся в свои машины. Что же это такое и действительно ли она помогает сэкономить?
Идея крайне проста: пока автомобиль стоит в пробке или ждет пассажиров, можно выключить двигатель. В принципе, в затяжных пробках многие водители и сами выключают двигатель, но эта система делает это автоматически, даже на светофорах. Первые эксперименты по созданию такой системы предприняла компания Toyota в середине 1970-х годов, установив на свою модель Crown устройство, выключающее двигатель после 1,5-секундного простоя. Тестирование в городском потоке Токио показало снижение расхода топлива на 10%. Первые автомобили Subaru, оснащенные системой старт-стоп (Idling Stop System) были продемонстрированы в Японии в 2011 году, в России Subaru XV с системой старт-стоп стал доступен для покупки только в этом году.
Конечно, работа такой системы создает повышенную нагрузку на аккумулятор, стартер и сам двигатель. Если обычный автомобиль за свой срок службы пройдет через 50 000 циклов остановки/запуска двигателя, то автомобиль с системой старт-стоп может испытать до 500 000 таких циклов. Это создает повышенную нагрузку как на стартер с аккумулятором, так и на двигатель, подшипники коленвала которого соприкасаются с шейкой коленвала без масляной пленки при старте двигателя. Поэтому автомобили с такой системой оснащаются усиленными стартерами и аккумуляторами, которые могут выдержать большее число запусков, обеспечивают больший пусковой ток, быстрее заряжаются и выдерживают глубокие разряды, используются улучшенные масла и материалы для подшипников коленвала, чтобы уменьшить износ двигателя от частых стартов.
По принципу работы системы старт-стоп делятся на три основных типа:
- Первый вариант такой системы мало отличается от обычного автомобиля. Система следит за движением автомобиля и действиями водителя и глушит двигатель через определенное время после того, как автомобиль останавливается. Когда водитель отпускает педаль тормоза (или выжимает педаль сцепления на автомобилях с механической коробкой передач) двигатель запускается.
- Второй вариант использует совмещенный стартер-генератор — устройство, которое может работать как в качестве стартера, так и в качестве генератора. Впервые такую систему представила компания Citroën в 2006 году. Производить такой стартер-генератор стали французская компания Valeo и японская Denso. Такой стартер-генератор работает бесшумно и затрачивает меньшее время на пуск двигателя.
- Третий вариант предложила компания Mazda под названием SISS (Smart Idle Stop System). Такая система не требует внедрения специальных элементов, или узлов. Блок управления двигателем при помощи датчика положения коленчатого вала останавливает двигатель в определенном положении, способствующем его последующему пуску. Когда водитель отпускает педаль тормоза и система определяет, что необходимо запускать двигатель, топливо подается в цилиндр, находящийся на такте рабочего хода, и воспламеняется искрой от свечи зажигания, тем самым облегчая работу стартера и уменьшая время запуска. Эта система работает только на автомобилях с автоматической трансмиссией.
Существуют определенные нюансы в работе системы старт-стоп- например, она не выключает двигатель, если включены мощные потребители электроэнергии (кондиционер, обогрев заднего стекла и т.п.), при движении с небольшой скоростью или маневрировании, при сильном разряде аккумулятора, и т.п.
Система старт-стоп работает только при скорости движения выше 4 км/ч, при этом водительская дверь должна быть закрыта, а сам водитель должен быть пристёгнут, производители могут устанавливать дополнительные условия. Кроме того, система не будет включаться в непрогретом автомобиле и в условиях минусовых температур, поэтому у нас зимой такая система чаще всего работать не будет.
На автомобилях Subaru применяется система старт-стоп первого типа, но с определенными усовершенствованиями. Для системы «старт-стоп» Subaru (Idling Stop System или ISS) используется стартер с так называемыми “тандемными соленоидами”. Применение этого стартера позволяет сократить промежуток времени между остановкой и запуском двигателя, а, стало быть, и началом движения автомобиля приблизительно до 0,2 секунды. Также на автомобили Subaru с системой старт-стоп установлены специально разработанные реле катушки зажигания и стартер, которые повторно запускают двигатель в течение всего лишь 0.35 секунд после того как водитель отпустил педаль тормоза. Функцию автоматического запуска/остановки двигателя можно отключить с кнопки в салоне.
Стартер Subaru с тандемными соленоидами был разработан, чтобы справляться с ситуациями, когда двигатель уже останавливается, но все еще крутится по инерции, и в этот момент водитель намеревается продолжить движение. Обычная система старт стоп в такой ситуации не может включить стартер, потому что маховик двигателя еще крутится, а шестерня стартера — нет. В результате может случиться поломка зубьев шестерни или как минимум неприятный хруст. В усовершенствованной Idling Stop System Subaru для того, чтобы избежать поломки, стартер запускается еще до того, как шестерня стартера и маховик вошли в зацепление, при этом первый соленоид в «тандеме» отвечает за возбуждение электромотора стартера и синхронизацию скорости его вращения с маховиком двигателя автомобиля. Второй соленоид плавно передвигает шестерню стартера и приводит ее в зацепление с зубчатым венцом маховика.
Система старт-стоп Subaru с помощью тандемных соленоидов, установленных в стартере, действует более быстро, чем традиционная система старт-стоп. Если автомобильный поток начинает двигаться, как только автомобиль остановился, традиционной системе старт-стоп потребуется какое-то время для того, чтобы подождать пока двигатель полностью остановится и только потом она сможет перезапустить его. Однако система старт-стоп Субару сокращает это время ожидания до 0,2 секунды, и может вновь инициировать двигатель гораздо быстрее, подключив специальный стартер напрямую к блоку питания еще до того, как вращения двигателя полностью прекратилось.
На автомобилях Subaru, оснащенных вариатором Lineartronic CVT двигатель выключается через 0.5 секунды после того, как автомобиль останавливается. Когда педаль тормоза отпускают, двигатель запускается спустя 0.35 секунд.
На Subaru Impreza с шестиступенчатой механической трансмиссией двигатель также выключается через 0.5 секунды после того, как автомобиль останавливается, когда автомобиль на нейтрали или отпущена педаль сцепления. Он снова запускается через 0.35 секунды после того, как выжимается сцепление.
Достигаемая экономия топлива с использованием этой системы, очевидно, зависит от количества остановок и стартов при движении, но домашние испытания во время типичного движения в час пик в пробках показали, что двигатель останавливается на время до 20 процентов от продолжительности поездки. За реальной экономией топлива можно наблюдать, используя многофункциональный дисплей, который показывает общее время поездки, время остановки двигателя и экономию топлива в мл.
Как же работает система старт-стоп Subaru в реальности и действительно ли она позволяет сэкономить топливо?
Австралийские журналисты испытали Subaru Outback 2.5 Premium и ездили на нем неделю в обычных условиях, сочетая городскую езду и загородные поездки; вероятно, это довольно типичный режим использования автомобиля у среднего владельца.
За неделю они проехали общее расстояние в 402 км, при этом бортовой компьютер показал средний расход топлива за неделю в 8.3 л/100 км (официальные цифры расхода топлива для 2.5-литрового четырехцилиндрового Outback с горизонтально-оппозитным двигателем составляют 7.3 л/100 км)
За эту неделю, опять же в соответствии с показаниями бортового компьютера, они стояли на месте с выключенным системой старт-стоп двигателем в сумме 22 минуты и 43 секунды. На самом деле, как рассказывают испытатели, они стояли на месте намного больше, но с работающим мотором. Не вполне понятно, почему так получилось. Правда, все время был включен кондиционер, но обогреватель заднего стекла не включался, и система старт-стоп не выключалась принудительно. Интересно, что в предыдущем их опыте, проведенном с с Mazda 3, оснащенной своим вариантом системы старт-стоп (SkyActiv) двигатель вообще ни разу не выключился за целую неделю городской езды.
Вот итог испытаний. На то, чтобы проехать 402 км на Субару, было потрачено 48.43 литра бензина Аи-91. При средней цене 1.42$ за литр, это дает 68.78$. Бортовой компьютер показал, что было сэкономлено 0.603 литра топлива, и мотор был заглушен на 22 минуты 43 секунды. Это дает суммарную экономию 86 центов.
Если экстраполировать этот эксперимент на целый год, то это означает суммарный ежегодный пробег в 20 904 км, кстати, удивительно близко к среднему расстоянию, которое проезжает за год «средний» австралийский автомобилист, который, правда, существует, лишь в воображении. При расходе 8.3 л/100 км ежегодный расход топлива составил бы 1735 литров, стоимостью 2464$ (предполагая, что цена остается на уровне 1.42$ на литр). Если бы оказалось возможным достигнуть заявленных производителем цифр расхода топлива в 7.3 л/100 км, числа были бы такими: 1526 литров использованного топлива, стоимостью 2167$. Экономия 0.603 литра топлива каждую неделю соответствует 31.36 литров экономии, или сэкономленные 44.50$. Не будем глубоко забираться в скучные вычисления, но 31.36 литров — это 1.8% от 1735. Это намного меньше заявленной выгоды «от пяти до семи процентов».
Однако эти числа могут заметно изменится, если большинство поездок будет совершаться в городе или поблизости (и очевидно, что этот тест австралийских журналистов, как говорят статистики, нерепрезентативен). Но с другой стороны, планируемой экономии на бензине надо противопоставить возможные более значительные расходы на замену интенсивно используемого аккумулятора и более высокие расходы на запасные части для усиленных узлов и деталей, которые удовлетворяют условиям технологии старт-стоп.
По мнению журналистов журнала «За рулем» система старт-стоп, установленная на автомобиль, экономит топливо, когда авто двигается по неоживленным магистралям и полупустым дорогам, и иногда останавливается на светофорах. Если ездить постоянно по пробкам система ничего не сэкономит.
Кроме экономии необходимо учитывать еще одну важную вещь — сокращение выброса CO2, а это важно и с каждым годом будет становиться все важнее, даже, несмотря на то, что оно не влияет в данный момент непосредственно на ваш кошелек.
Критическое отношение понятно, и для некоторых людей раздражающие аспекты технологии старт-стоп не перекрываются заявленными преимуществами. Несомненно, что технология старт-стоп помогает производителям достичь более приемлемых цифр расхода топлива и выбросов. А что касается того, дает ли она реальные преимущества покупателям, окончательный вывод еще не ясен.
Как сделать своими руками кнопку Старт-стоп для автомобиля
Успехи восточных производителей в частности – в области электроники дают нам возможность за недорого превратить слегка устаревший автомобиль в более современный. Мы знаем, как сделать своими руками интеллектуальную кнопку «Двигатель Старт/Стоп», заменяющую ключ зажигания.
Как многие могут догадаться, одной только кнопки для замены замка зажигания мало. Ведь ключ, который она тоже заменяет собой, имеет несколько положений, а кроме того, служит противоугонным устройством. На популярных сайтах – торговых площадках недавно появились комплекты электронных устройств, установка которых на автомобиль должна обеспечить его такой же кнопкой Engine start/stop, как на многих современных моделях. То есть которая помимо прочего повышает комфортность пользования автомобилем.
Самой кнопки для оснащения машины полноценным кнопочным запуском двигателя мало – нужна еще электронная схема, которая сделать пользование действительно удобным
Cразу скажем, что цена на девайс вполне приемлемая ($18 – 25), а производитель сделал много для того, чтобы установить комплект можно было своими руками, не неся расходы на услуги профессионального электрика. Немаловажно также то, что монтаж девайса не есть необратимым – то есть при нужде его можно заменить обратно на родной замок зажигания легко и без серьезных последствий для машины.
Интенесно, что некоторые автовладельцы уже используют такие комплекты взамен вышедшего из строя замка зажигания – при причине более доступной цены.
Что в комплекте
В набор для оснащения автомобиля кнопкой «Engine start/stop» входит собственно кнопка, модуль управления, ключ-трансподер (2 шт.) с встраиваемой антенной и провода с разъемами.
В недорогой комплект для самостоятельной установки кнопки «Engine start/stop» вместо замка зажигания входит все необходимое, включая проводку.
Кнопку предлагается вставить на место замка зажигания или врезать в пластик торпедо в удобном месте. В нее встроено два вида LED-подсветки: синяя кольцевая и оранжевая. Когда какая активируется, в описании на сайте не указывается. Способ крепления допускает определенные отклонения в диаметре посадочного отверстия, за счет перекрытия огрехов декоративным кольцом.
Модуль с электроникой можно установить в любом месте под торпедо, куда дотянутся жгуты проводов, которые, собственно, никто не мешает удлинить. По утверждению производителя, силовыми цепями блок управляет через 20-амперные реле, чего вполне достаточно для коммутации систем зажигания и топливоподачи.
Трансподер – заменитель ключа представляет собой безконтактную пассивную метку типа RFIT (Radio-frequency identification) технологии радиочастотного распознавания. Внутри брелока, подобного тому, которыми мы открываем подъезды многоэтажек – антенна и программируемый микрочип. Степень секретности и противостояние «хакерским» атакам у этой системы достаточно высокая – во всяком случае, не ниже, чем у классического ключа зажигания.
Стальной ключ зажигания китайские тюнеры предлагают заменить трансподером – меткой RFIT, не самой хитрой, но волне надежной системой.
Антенна-считыватель сигнала трансподера размещается в автомобиле так, чтобы к ней можно было легко и малозаметно поднести этот самый трансподер.
Провода снабжены несложными стандартными разъемами, что дает возможность при необходимости удлинить или сократить их. Хомутов и иных фиксаторов, препятствующих ненужной свободе жгутов во время движения машины, в комплекте не наблюдается. Для правильного подключения проводов к проводке автомобиля прилагается довольно толковая схема-инфографика. В принципе, все необходимые провода в стандартном жгуте замка зажигания автомобиля имеются, разве что на некоторых моделях может понадобиться дополнительно подвести провод от выключателя стоп-сигнала.
Как она работает
Итак, у вас в машине вместо замка зажигания установлена кнопка «Engine start/stop». Вы подходите к запаркованному авто, отключаете известным вам способом вашу прежнюю охранную систему (ее наличие никак не конфликтует с рассматриваемым нами сегодня девайсом), садитесь в салон.
Вместо того, чтобы вставить ключ в замок зажигания, вы подносите трансподер к известному вам месту, где установлена антенна считывателя (это может быть любая неметаллическая деталь отделки). В инструкции к большинству таких устройств утверждается, что касание необязательно, достаточно расстояния в 2 – 5 см. Короткий звуковой сигнал подтвердит, что электроника вас узнала – то есть считайте, что ключ зажигания в замке. Теперь, чтобы включить зажигание, нужно нажать кнопку «Engine start/stop» — приборы оживут, лампы на панели засветятся, можно включить радио, открыть окна, люк и т.п. Чтобы завести двигатель, нужно перед нажатием заветной кнопки нажать педаль тормоза. Повторное нажатие кнопки выключает зажигание – приборы и лампы тухнут, двигатель останавливается.
Как правило, производители комплектов для “электронного” тюнинга предусматривают возможность проведения апгрейда своими руками.
Полезная возможность: после выключения зажигания система еще 35 секунд “держит ключ в замке” – не становится на охрану, то есть в этот период вы можете, не поднося трансподер к считывателю, снова завести двигатель или включить зажигание.
Почему угоняют автомобили с кнопкой старт/стоп?
Все большее число автомобилей получают в штатной комплектации системы бесключевого доступа и запуска двигателя с кнопки. Современные системы бесконтактного доступа позволяют комфортно управлять охранными функциями автомобиля, но несут определенный риск в процессе эксплуатации автомобиля.
Принцип работы системы доступа к автомобилю без ключа
Авторизация владельца происходит с помощью электронного ключа-метки, который взаимодействует посредством передаваемых радиоволн на частоте 125 кГц с приемо-передающим устройством автомобиля.
Чтобы открыть автомобиль и запустить двигатель нет необходимости вставлять ключ в личинку замка. Достаточно, чтобы в зоне приема находилась идентификационная метка.
Обычно брелок-метка определяется модулем бесконтактного доступа в радиусе 2-3 метров от автомобиля, т.е. в непосредственной близости владельца от машины.
После обмена «паролями» и подтверждения подлинности сигнала, автомобиль деактивирует штатную охранную сигнализацию и дает разрешение на запуск двигателя.
По окончании поездки, достаточно закрыть дверь и прикоснуться к сенсору на ручке водительской двери или багажника. Центральный замок будет принудительно закрыт, а машина встанет на охрану.
Почему автомобильные воры предпочитают автомобили с системой бесключевого доступа?
Как правило, автопроизводители не уделяют должного внимания защите штатного радиоканала, по которому происходит обмен данными между ключом-меткой и приемо-передающим устройством в автомобиле. Именно поэтому, машины, оборудованные кнопкой Старт/Стоп, в последнее время все чаще попадают в сводки правоохранительных органов по фактам угона.
С момента начала установки автопроизводителями подобных систем преступники достаточно быстро нашли способ их деактивации.
Для этих целей используется специальное устройство, позволяющее ретранслировать сигнал, передаваемый охранной системой автомобиля на метку владельца, на десятки и даже сотни метров.
Усиленный таким образом сигнал, позволяет сымитировать приближение владельца к своему автомобилю. В результате, штатная сигнализация проводит авторизацию и снимает автомобиль с охраны.
После чего, угонщик, не привлекая внимания, попадает в салон и, нажав кнопку Start/Stop, заводит двигатель и угоняет автомобиль. Начав движение, связь с меткой уже не играет роли. Автомобиль на ходу не заглохнет и продолжит движение в нужное для угонщика место.
Процесс угона данным методом занимает не более минуты. Злоумышленники работают в паре: один находится в непосредственной близости от автомобиля, а второй – рядом с водителем, у которого находится ключ-метка.
Как правило, угоняют с помощью ретранслятора автомобили с общественных парковок у крупных торгово-развлекательных центров и даже с охраняемых стоянок.
Как уберечь автомобиль, оборудованный системой бесключевого доступа, от угона?
Наиболее простой способ обезопасить автомобиль от использования ретранслятора – приобрести специальный чехол для ключа, обладающий экранирующими свойствами. В результате угонщики не смогут перехватить и передать с помощью «удочки» сигнал от метки на принимающее устройство.
Еще более дешевым, но не менее эффективным элементом защиты от ретрансляции сигнала может выступить простая пищевая фольга. Обернув в нее ключ, вы также экранируете метку.
Но данные способы не дают 100% гарантии защиты от угона. Использование угонщиками более мощных ретрансляторов позволяют осуществить угон быстро и незаметно. Так же такие способы защиты делают не очень комфортным эксплуатацию автомобиля, т.к. в этом случае необходимо будет каждый раз доставать ключ из чехла.
Надежно защитить автомобиль от угона с помощью «удочки» позволяет установка внешних охранных комплексов, не подверженных радиоперехвату сигнала, с одновременной блокировкой штатного радиоканала.
Установить современную сигнализацию и заблокировать радиоканал вы можете в любом филиале Автостудио в Москве или Санкт-Петербурге.
Секс в автомобиле или ещё одна кнопка старт-стоп с ардуино и светодиодами
Однажды, занимаясь вышеуказанным действием в вышеуказанном месте кто-то из участвующих пнула ногой брелок на ключе. Брелоку тогда сильно досталось, но он тоже хорошо стоял и выдержал удар. В этот самый момент, не отвлекаясь от происходящего, меня второй раз посетила мысль, что болтающийся брелок — это чуть-чуть лишний элемент интерьера авто.
Теперь, когда я привлёк ваше внимание, продолжим. Первый раз мысль о том, что я хочу исключить ключ из пользования автомобилем, посетила меня тогда, когда я зае… мне надоело открывать багажник, который открывался исключительно ключом. Приходилось доставать ключ из замка зажигания, чтобы открыть багажник. Как я сделал открывалку багажника — это статья скорее для drive2.ru, чем для geektimes, поэтому багажник я пропущу и перейду к описанию создания кнопки запуска автомобиля.
Как и положено, изучение вопроса началось aliexpress. Данный рай различного барахла предоставлял огромный выбор одинаковых решений. Разных было штуки три, остальные отличались только магазинами и ценой. Решения от соседей по континенту представляли из себя готовый набор с инструкцией (головной модуль, провода и кнопка). Более менее хорошо, но мне не нравился алгоритм их работы.
Подумав, что из себя представляет данный готовый набор, понял — что это микроконтроллер, кнопка со светодиодами и релюшки, которые замыкают контакты замка зажигания. Как вы уже поняли, именно в этом месте появилась мысль про ардуино.
На момент появления этой мысли в голове про ардуино я знал только то, что это микроконтроллер. И всё. Я даже не знал, что такое микроконтроллер. Позвонил товарищу, который мог знать. Он сказал, что знает, что знаком, что идея хорошая, и вообще приезжай, выдам тебе набор для экспериментов. Забрав у товрища arduino nano 3, блок на 4 реле, монтажную плату и энтузиазм поехал домой, по дороге мечтая, как эта кнопка будет выглядеть в действии.
Далее, чтобы понять, с чем я могу столкнуться, поискал, а делал ли кто уже похожую штуку. Нашёл статью на drive2. Там человек не просто сделал, а сделал уже вторую версию для второго автомобиля. Списались, поговорили, выяснил, что незнакомого для меня много, но сверхсложного ничего нету. И работа закипела.
Пару дней я учился моргать диодиками и получал какое-то странное наслаждение от этого. Наигравшись понял, что пора учится включать/выключать диод нажатием кнопки. Знающие люди уже поняли, а незнающим скажу, что так я узнал про эффект, называемый «дребезг контактов». Справившись и с ним, приступил таки с созданию первого прототипа.
Одна кнопка — это собственно кнопка «старт-стоп», вторая — это педаль сцепления, а третья — это кнопка, удержание которой говорило «двигатель работает». Диоды сигнализировали режим работы: ACC, On, ReadyToStart, Starter и «двигатель работает». Впоследствии вместо некоторых диодов были подключены реле, которые щёлкали и имитировали положение ключа в соответствующем положении.
Здесь некоторых, наверное, разочарую: нет никакой магии. Вся магия заключается в том, чтобы релюшками замыкать контакты замка зажигания так же, как это делал бы ключ.
Появилась первая интересная сложность и бросила вызов моему логическому мышлению. Мышления победила.
Типичная схема работы контактов в замке зажигания
Off: всё разомкнуто
Acc: B1-Acc
On: B1-Acc-Ig1 и B2-Ig2
Starter: B1-Ig1 и B2-St
Схему работы решил повторить точь-в-точь, хотя это и не обязательно, можно упростить.
Кракие пояснения:
B1, B2 – питание +12В
Acc – питание аксессуаров (магнитола, прикуриватель)
Ig1 – зажигание (ЭБУ, бензонасос, фары)
Ig2 – вентилятор салона и что-то ещё
St – питание на стартер
Тут хочется сказать про протекающие токи: не мерил, но оценивал. Поскольку (почти) все большие потребители в машине питаются через реле, то суммарный ток через контакты замка зажигания не должен превышать пары ампер. Это ток, который нужен, чтоб питать все эти реле. Тестовая езда с 10А релюшками это подтверждает, ни реле, ни провода не нагрелись.
Вернёмся к решению интересной задачи: как с помощью реле сымитировать работу контактной группа замка зажигания. Со второго подхода решение было найдено. Вы хотите его знать? Отправьте смс на короткий номер Вот оно, красиво и элегантно уместилось в четыре релюшки:
Следующая интересная задача — это как понять, что двигатель работает. Путей несколько. Самые простые — это по сигналу тахометра и по лампе на приборной панели. Самый логичный — это, конечно же, по тахометру ибо лампа гаснет с запозданием. Его и будем пробовать. Лампу оставим на всякий случай, если вдруг по тахометру не получится. Скажу наперёд — получилось по тахометру. Открываю RTFM по автомобилю, ищу провод на приборной панели, который отвечает за тахометр. Хотя тахометра на панели у меня нету, но провод, на моё счастье, такой есть. Параллелюсь к этому проводу. И внезапно соображаю, что в машине грязное напряжение в 10..14В, а ардуино любит чистое и 5В. «Ну конечно же! Мне нужна гальваническая развязка» — думаю я и удивляюсь тому, откуда я знаю такие слова. Звоню своему товарищу, у которого взял ардуину, он говорит: «Оптопара. Занят. Пока» и кладёт трубку. Гуглю в яндексе и действительно, ситуацию спасает очень популярный оптрон PC817 от Sharp. И цена у него приятная – 100 рублей за кучку. Еду, покупаю и делаю такую схему
Ну вот теперь всё готово для сборки первого тестового образца. А где собирают тестовые образцы? Ну конечно же на фанерке! Собираю прототип на фото ниже и бегом в машину, тестировать.
Небольшой этап подключения. Питание ардуины с ноутбука, питание реле с автомобиля через стабилизатор. Ноутбук попутно отображает показания тахометра, считываемые ардуиной.
Волнительный момент. Жму кнопку. Щёлкает релюха, включается магнитолога. Жму второй раз — Снова щелчки реле и загудел бензонасос, заработал вентилятор салона, панель засветилась, ожидая запуска. Зажимаю имитатор педали сцепления, мысленно скрещиваю пальцы и жму кнопку.
Тем временем был, как сейчас помню, тёплый и солнечный день последнего месяца лета. По небу плыли редкие облачка. Листва на деревьях была зелёной, но уже понимала, что скоро ей опадать. Мимо прошли две студентки в коротких юбочках, видимо возвращались с учёбы.
Дак вот, жму кнопку и время замедляется от волнения. Я отчётливо слышу, как щёлкают реле, замолкает вентилятор салона, мне показалось, что я даже вижу, как электроны побежали по проводам к стартеру, щёлкает втягивающее реле, бендикс срывается со своего насиженного места и настойчиво цепляется за маховик, стартер начинает крутить двигатель. Полсекунды! Двигатель работает, стартер отдыхает, вновь заработал вентилятор салона, заиграла магнитола.
Дотошные скептики скажут, что если система заработала с первого раза, значит вы что-то сделали не так. И будут правы. На следующих попытках машина не заводилась с одного нажатия. Отгадка была простая: при попытке стартануть с таходатчика прилетал паразитный сигнал о больших оборотах и ардуина, думая что двигатель уже работает, не крутила стартер. Не зря же рядом стоял ноутбук, который отображал обороты 😉 Поправил скетч, чтобы не проверять обороты первые 100мс и проблема была решена.
Раз система работает, то можно собирать её из фанерки в маленькую коробочку и, как некоторые говорят, в продакшн. Оставлять удобный блок реле я побоялся и решил поставить настоящие автомобильные пятиконтактные релюхи. Значит нужно собрать свой блок управления реле. Конечно же, в эту же плату и впаяем ардуину.
Поискав, как ныне модно делать платы печатные, узнал про технологию ЛУТ. Для тех, кто не в курсе, ЛУТ — это лазерно-утюжная технология. Да-да, с помощью лазера и утюга делают платы 🙂 Целый день до 5 утра ушёл на рисование платы в PCB редакторе. Затем перенос, который, к моему удивлению, получился всего лишь со второго раза. Затем травление. Чтобы «болтать» и доставать плату привязал к ней алюминиевую проволочку. Знающие люди уже посмеялись, потому что проволочка растворилась быстрее медной фольги. В целом этот этап завершился быстро и явил мне вот это
Ахренев от собственной крутости, начал думать, как мне отверстия сверлить. Дрелью слишком тяжело и не удобно, бор- машинки нет и взять не у кого. Ну не беда, ведь голь на выдумки хитра. Хитрая голь подсказала мне сделать бор-машинку из двигателя радиоуправляемой машинки. «Вот ещё развлечения» — подумал я. «Делай давай» — сказала хитрая голь. В итоге смастерилось вот такое чудо
Для понимания размера: длина моторчика около двух сантиметров. В процессе изготовления были использованы: супер-клей, термоусадка и стержень от ручки.
Видео работы дрели. Звуковая дорожка шикарна
Ещё пару вечеров ушло на распайку деталей. Получилось довольно круто, как я сам считаю, почти как у взрослых.
При подключении плата не заработала. Она в случайном порядке счёлкала релюшками и вообще, вела себя некрасиво. Не так, как должна себя вести хорошая девочка. Пару дней ушло на поиск проблемы. Разгадка оказалась в том, что я в качестве флюса при пайке использовал паяльную кислоту, а эта кислота является токопроводящей, и бессовестно проводила праздники тока на моей плате. После тщательного отмывания платы спиртом карусель токовакханалии остановилась и плата заработала ровно так, как от неё ожидалось. При тестах выяснилось, что транзисторы MPSA44 в корпусе ТО-92 сильно греются и были заменены на настоящие отечественные КТ972А в 192 корпусе. Они в работе еле тёплые.
Плата сделана, самое время смастерить ей домик корпус. Корпус был вырезан из обрезков вспененного ПВХ. Отличный материал для рукоделия, ящитаю. Склеен и высушен.
Для удобства монтажа впоследствии синие клеммы были заменены на белые, а перед финальной сборкой одна сторона платы была покрыта цапонлаком. Красной машине — красный лак!
Именно в таком виде это изделие уже в дальнейшем было установлено в машину.
Перед эти я возомнил себя крутым макрофатографом и сделал несколько высококачественных фото на китайский телефон
На установку системы в авто ушло несколько часов. Невидимая часть пердставляет из себя адское месиво проводов
Ну а видимая, вполне себе элегантно вписалась в интерьер
Как и положено в конце таких статей — видео работы
Послесловие.
По прошесвии четырёх месяцев эксплуатации могу сказать, что очень доволен своей поделкой.
Морозы в -30C выдерживает и работает.
Прилагать скетч для ардуино смысла не вижу, ибо код очень простой.
Какие должны манипуляции при системе Стар-Стоп после автозапуска?
После автозапуска, снял с охраны сел и поехал, но как оказалось после окончания таймера сигнализация глушит ДВС прямо на ходу! Начал разбираться провод на стоп не подключен, провод вместо «Паркинга» подключен на «Ручник» и остальное тоже так все смонтировано погано не пытаясь даже скрыть нештатную проводку и все блоки и релюхи в одном месте!
Ответы 11
Речь идёт об автомобиле из вашего профиля? Как реализован обход штатного иммобилайзера?
Да из моего профиля Киа Соул.
StarLine BP-02 или 03
Замечательные люди Вам ставили сигнализацию. Могу допустить, что статус паркинга пытались получить через CAN шину, а он нормально не заработал, но этого не проверили или забили. Но может и ничего не подключили никуда. Тут есть несколько разных вариантов. Но рекомендую посетить нормальных установщиков для переделки монтажа нормально, для корректного подключения цепей автозапуска и обхода иммобилайзера по цифровым шинам. Заодно они Вам и расскажут как правильно выполняется перехват и про остальное.
мне это жопорукство досталось по наследству, прошлый владелец ставил где-то в Железнодорожном если не ошибаюсь за 20т.р! Это без CAN модуля все по проводам! Хочу сам во всем разобраться.
то есть сели и поехали на ручнике !
Да ручник был поднят на один щелчек еще с вечера для активации автозапуска, щас я запитал вместо ручника на массу т.к. нет возможности подцепить на «Паркинг» без CAN модуля и чтоб не забывать ставить на ручник вечером на авто с АКПП
щас я запитал вместо ручника на массу т.к. нет возможности подцепить на «Паркинг» без CAN модуля и чтоб не забывать ставить на ручник вечером на авто с АКПП
На автомобиле с АКПП это и не требуется и рекомендуется сине-красный провод сигнализации на таких автомобилях цеплять именно на массу. НО в таком случае — надо обязательно оранжево-фиолетовый провод цеплять на провод ламп СТОП такого автомобиля. Вы проверяли — у Вас оранжево-фиолетовый провод сигнализации подключен на такой провод в проводке автомобиля, на котором — пока педаль СТОП не нажата — МАССА, а при нажатии педали- появляется +12 вольт? Идеальное место- провод ламп СТОП при условии, что лампы — обычные накаливания (не светодиМодные).
Хочу сам во всем разобраться.
А надо-ли?Может воспользоваться советом Васи Пупкина?
Раз смотрели монтаж, то есть вопрос — к проводам в разъеме кнопки Start есть подключения черно-желтого провода со стороны сигнализации? или есть подключения толстых проводов сигнализации (от отдельной небольшой коробочки — модуля запуска) к толстым проводам в монтажном блоке или вокруг него?
От этого будут зависеть
манипуляции при системе Стар-Стоп после автозапуска.
— Провод на Стопы не подключен — буду его подключать как руки дойдут.
— Советы от опытных людей уважаю — но свой опыт бесценный!
— Кнопка Старт-стопа запитана от модуля запуска черно-желтый если не путаю
То есть если запитать Стопы и кнопку Старт- стоп от самой сигнализации как на схемах СтарЛайна, то сигнала не будет глушить ДВС?
Не совсем так. Просто от этого будет зависеть то — как Вам садиться в машину «мягко». На основании
Кнопка Старт-стопа запитана от модуля запуска черно-желтый если не путаю
и Как реализован обход штатного иммобилайзера?
StarLine BP-02 или 03
После того, как сделаете полноценную схему запуска (с имитацией выжима тормоза синим толстым проводом и контролем этой самой педали тормоза через оранжево-фиолетовый
— Провод на Стопы не подключен — буду его подключать как руки дойдут.
(как на схеме) с обратной стороны плаката, а заодно — правильно настроете сигналку под этот монтаж (пункты 1,8, 11,13,14,15,17 таблицы SF)
то для мягкой посадки Вам нужно будет:
1) заводить с пульта
2) приходить, снимать с охраны
3) садиться в салон с меткой бесключевого доступа от машины И ДЛИТЕЛЬНО НАЖИМАТЬ педаль СТОП (около 5 сек) — пока фонари машины не отморгают серию (вот для чего нужно подключение оранжево-фиолетового — чтобы сигнализация увидела ЭТО НАЖАТИЕ и сделала ПРЕХВАТ — передачу управления с автозапуска на обычный режим работы зажигания). Затем включать передачу и ехать.
Поищите ТУТ и ТУТ «карту монтажа» на свой автомобиль. Если их будет несколько (пусть даже и с монтажом ДРУГОЙ модели сигнализации) — СКАЧАЙТЕ ВСЕ и изучайте с учетом следующих постулатов:
1) карта монтажа — НЕ ДОГМА, но руководство к действию и в пределах возможности сигнализации её можно модифицировать, понимая — что, куда, зачем.
2) одну и ту же сигнализацию в один и тот же автомобиль, особенно — если он «кнопочный» — можно поставить ПО-РАЗНОМУ. Как минимум по так называемым схемам: а) «по кнопке» б) «по силе»
3) самая полная информация о назначении и возможностях проводов — в инструкции по установке конкретной модели. Раз у Вас А93, то ищите инструкцию ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ с учетом версии ПО Вашей сигнализации (указана на белом стикере 2х3 см на блоке сигнализации и на коробке упаковочной)
А на самые первые версии А93 (Ведь непонятно — когда же именно старый владелец установил в машину 2011 года сигнализацию) ищите ТУТ
У разных версий — есть отличия в функционале и таблицах настроек.
Добрый день! Нашёл
И мягкая посадка заработала — нажимаешь тормоз держишь пока не моргнет и пикнет, таймер отключается ДВС работает!
Коммутацию с кнопкой старт-стоп переделывать не стал т.к. мягкая посадка заработала и на кнопку с блока запуска управляется «+» , а с блока сигнализации управляется «-«, во общем не стал марочится с реле!
Теперь появились другие вопросы!
Приехал я на стоянку, выхожу не глуша двс, ставлю на сигнализацию, двери заблокировались, а на охрану а/м не встал — бей стекло и уезжай и ДВС не глушится через 6мин как запрограммирован пульт!
Имитация открытия двери после автозапуска?
И приобрёл CAN-LIN модуль
Залил ПО под мой а/м, вставил в сигнализацию(там малость не понятка с ножками подключения), подсоединил коричневую пару проводов к щётку приборов на единственную витую пару — но не чего не заработало по Кану не чего не видеть, а проводные функции отключились автоматом! Пробовал подсоединял к диагностическому разъему, тоже нет!
Схему точную я на свою Кию не нашёл корейци часто меняли и обновлялись а/м!
На сайте Старлайна рекомендуют к кнопки аварийки подсоединять, но до ней я не добрался и не уверен что там есть Кан?
Как я понял дополнительных настроек в самой сигнализации не требуются, если только отключить ЦЗ?
Добрый день! Нашёл
Я смотрю — на фото МАССА зажата через пластмассу — через энное время — контакт прослабнет из-за усыхания пластмассы и начнутся чЮдеса. Рекомендую черный проводок с клеммой перенести под какой-нить болтик или гаечку ПРЯМО НА МЕТАЛЛЕ в недрах автомобиля. Без прослоек из пластмассы.
Теперь появились другие вопросы!
Турботаймер
Приехал я на стоянку, выхожу не глуша двс, ставлю на сигнализацию, двери заблокировались, а на охрану а/м не встал — бей стекло и уезжай и ДВС не глушится через 6мин как запрограммирован пульт!
Так это потому что Вы не поставили вообще-то на охрану, а просто заперли двери с пульта сигнализации. И никакого ТУРБОтаймера при этом. Вы почитайте-ка раздел инструкции «ОХРАНА С ЗАВЕДЕННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ». И учтите, что на машине с КНОПКОЙ START» она (ОХРАНА С ЗАВЕДЕННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ), КАК И ТУРБОТАЙМЕР возможны только в случае наличия ПОДДЕРЖКИ ЗАЖИГАНИЯ, которая возможна только в двух случаях: либо запуск ПО СИЛЕ (а не по кнопке, как у Вас сейчас), либо в проводку авто внедрено реле поддержки зажигания.
Имитация открытия двери после автозапуска?
Не понял вопроса — КАК СДЕЛАТЬ? Ну или тащить один из каналов сигнализации к концевику двери и программировать канал под исполнение этой имитации, или смотреть — заявлена имитация через CAN или нет. И если заявлена — то пробовать ставить галку ВКЛ напротив нужного пункта в настройках CAN-адаптера.
И приобрёл CAN-LIN модуль
Залил ПО под мой а/м, вставил в сигнализацию(там малость не понятка с ножками подключения), подсоединил коричневую пару проводов к щётку приборов на единственную витую пару — но не чего не заработало по Кану не чего не видеть,
Смелый Вы человек. Однако — если всё правильно «залить» и правильно воткнуть и правильно присоединить — всё работает, при условии, что автомобиль соотвествует и он есть в перечне поддерживаемых через CAN.
Вывод: или неправильно «залили», или неправильно воткнули, или неправильно присоединили. А может и не одно что-то неправильно — а букет, так сказать. По интернету — не видно — что и как Вы наделали.
а проводные функции отключились автоматом!
Жесть. но ожидаемо.
Пробовал подсоединял к диагностическому разъему, тоже нет!
коричнево-красный провод сигнализации надо присоединять к проводу CAN-HiGH, а коричневый — к проводу CAN-LoW. Где они в диагностическом разъеме — Вам виднее — Вы на него смотрите, а не мы.
Схему точную я на свою Кию не нашёл корейци часто меняли и обновлялись а/м!
Настоящему установщику она не нужна.
На сайте Старлайна рекомендуют к кнопки аварийки подсоединять, но до ней я не добрался и не уверен что там есть Кан?
Карты монтажа и сайты — плохого не порекомендуют, но как распорядиться этими рекомендациями — каждый выбирает сам. НО ПЕРЕПРОВЕРИТЬ информацию о точках подключения ВЖИВУЮ, а не доверять слепо и бездумно — святая обязанность любого, кто решил стать установщиком.
Как я понял дополнительных настроек в самой сигнализации не требуются, если только отключить ЦЗ?
Смотря что заработает через CAN, а что нет.
Правило простое и прямолинейное: всё, что работает через CAN — НЕ ПОДКЛЮЧАТЬ ПРОВОДАМИ (если было ранее подключено, то отключить). Всё, что не заявлено через CAN или не заработало корректно через CAN — запретить в настройках CAN и сделать проводным подключением.