Bitavtoptz.ru

Бит Авто
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тема: Visco — муфта вентилятора: что, где, когда и главное зачем

Тема: Visco — муфта вентилятора: что, где, когда и главное зачем?

Visco — муфта вентилятора: что, где, когда и главное зачем?

Система охлаждения Passat B5…до недавнего времени, думал, что она изучена полностью, но оказалось, что нет.

В прошлом году столкнулся с викомуфтой, начал изучать, но нужной информации не нашел, даже в интернете немного нужного было.

Вискомуфта устанавливается на все Passat B5, кроме моделей с двигателем W8 4.0l, там стоит два электрических вентилятора.

Итак, начнем.
Вискомуфта приводиться в действие ремнем, через шкив. Муфта никак не связана с помпой и т.д. Помпа приводиться или ремнем ГРМ или клиновидным ремнем, который приводиться сама муфта.

1. Общий(!) принцип работы вискомуфты.

Ротор муфты жестко крепится на шкиве. По окружности диска ротора нарезаны косые зубья, которые выполняют роль насоса для перекачки масла. Корпус муфты в сборе (корпус подшипника и передняя крышка) вращается вокруг ротора на подшипнике.

С обеих сторон ротора установлены пластины, отделяющие рабочие камеры от резервуаров. Передняя (с впускными каналами A и B и возвратным каналом) закреплена на крышке ротора, задняя (с возвратным каналом) — на корпусе подшипника.

1 — биметаллическая пружина, 2 — биметаллическая пластина, 3 — впускной канал B, 4 — впускной канал A, 5 — передняя камера, 6 — возвратный канал, 7 — возвратный канал, 8 — задняя камера, 9 — передний резервуар, 10 — зубья ротора, 11 — корпус подшипника, 12 — вал ротора, 13 — корпус подшипника, 14 — задний резервуар, 15 — задняя делительная пластина, 16 — ротор, 17 — передняя делительная пластина, 18 — передняя крышка.

Рабочие камеры представляют собой «лабиринты», образованные ребрами на роторе и на делительных пластинах. Момент передается от ротора к корпусу за счет «внутреннего трения» в силиконовом масле.

Биметаллическая пружина, установленная с внешней стороны корпуса муфты, перемещает пластину, открывая и закрывая впускные каналы и регулируя перетекание масла в зависимости от температуры воздуха.

При вращении ротора его зубья через возвратные каналы «откачивают» в передний резервуар масло из обоих камер и заднего резервуара. В результате его количество в камерах падает, передача усилия через жидкость уменьшается и частота вращения вентилятора становится значительно ниже частоты вращения ведущего ротора.

Под действием центробежной силы масло из переднего резервуара вытесняется в переднюю камеру через открывшийся впускной канал A. «Вязкое трение» между ротором и передней пластиной возрастает, а разница в частоте вращения уменьшается.

Открываются оба впускных канала, после чего масло поступает в обе рабочих камеры. Объем жидкости в них и «трение» максимальны, так что максимальна и передача вращения через муфту.

Примечание. Поскольку управление оборотами происходит за счет изменения объема силиконового масла в полостях муфты, то его утечка неизбежно ведет к снижению скорости вращения вентилятора и возможному перегреву двигателя.

Часть муфт ранней конструкции не имела заднего резервуара. Поскольку после остановки двигателя масло стекает в нижнюю часть муфты, то здесь его уровень в камерах значительно увеличивался и сразу после запуска двигателя, когда «трение» между ротором и пластинами достаточно велико, частота вращения вентилятора нарастала слишком сильно. При наличии заднего резервуара уровень жидкости в камерах на заглушенном двигателе оказывается ниже, а после запуска падает быстрее — в результате снижается уровень шума от вентилятора.

2. Итак, мы разобрались как работает муфта. Что получается на практике, теория это все прекрасно.

Ради примера берем классический вариант VW Passat B5 с двигателем 1.8 Турбо 20 клапанов.

Термостат в системе охлаждения рассчитан на открытие в 87С. Значит уже на этой температуре антифриз в радиаторе начинает нагреваться и воздух, обдувающий муфту начинает разогревается. Муфта начинает все быстрее и быстрее вращаться.
Чем выше температура, тем больше муфта «зажимается» и виско-сцепление (передача момента от ремня к крыльчатке вентилятора) постепенно увеличивается. Это происходит плавно, чтобы избежать скачков температуры.
И, наконец, при определенной температуре муфта блокируется насколько возможно.
Если температура при этом падает, то «блокировка» муфты немного ослабевает и скорость вращения крыльчатки падает. Таким образом, получаем достаточно хорошую систему охлаждения с быстрой реакцией.
Раз уж речь пошла о моторе 1.8Т, то его рабочая температура при штатном термостате, рассчитанном на 87С, 92-93С. Уже на этой температуре(+1..2С) муфта начинает «блокироваться».

Само собой, шкив муфты раза в 3 меньше по геометрическим размерам(диаметру), чем коленвала и муфта вращается на холостом ходу около 2500-3000 обм. При оборотах коленвала 3000 обм, шкив муфты вращается уже 6000-7000 обм. С повышением скорости вращения крыльчатки возрастает момент, необходимый для вращения крычальчатки вентилятора (воздушный поток в единицу времени увеличивается). Что это значит? Это значит, что в некоторый момент повышения оборотов скорость вращения крыльчатки перестает расти.
Скажем, на 2500 обм и на 5000 обм скорость вращения крыльчатки будет одинаковая, т.к виско-сцепление это не механическая блокировка, а гидравлическая. Это потому, что муфта может передать только определенный максимальный момент, и когда момент, требуемый для вращения вентилятора равен макс моменту, который передает муфта, то это будет являться максимальной частотой вращения вентилятора при «блокировке» муфты.

Именно поэтому НЕ возникает той ситуации, что при большой скорости вращения муфты, вентилятор разломается от большой частоты вращения.

Что происходит утром при запуске после ночной стоянки? В вышеописанном материале, о том, как работает муфта, вполне ясно описан эффект «блокировки» муфты «по утру».
И действительно, исправная муфта после продолжительной стоянки шумит, т.е блокируется на минуту или чуть больше/меньше. Это вполне нормальное явление. Так и должно быть! При первом же нажатии на педаль газа муфта перестает блокироваться.

3. Что происходит с муфтой со временем.
Все просто, ровно, как и с амортизаторами и прочими гидро-устройствами – сальники теряют эластичность и жидкость вытекает. Тоже самое и с муфтой. Вытекает рабочая жидкость, тем самым падает крутящий момент через виско-сцепление муфты, он снижается. Чем больше теряет муфта масла — тем ниже момент передачи.

На практике. Скорость вращения муфты в холостом режиме (когда она не «замкнута» и не начинает «замыкаться») снижается и когда температура антифриза в радиаторе подбирается к тому моменту, что необходимо увеличивать скорость вращения вентилятора, у нас возникает ситуация, что обдув спирали или пластины в муфте уменьшается (из-за снижения скорости вращения муфты в холостом режиме), а так же из-за малого уровня масла муфта начинает блокироваться поздно, скажем вместо 94С на 96 или еще хуже на 99С. При этом крутящий момент, передаваемый через виско-сцепление ниже, чем должен быть (как на исправной муфте) и соответственно воздушный поток от вентилятора падает, хуже обдув радиатора.
Чем больше масла теряет вискомуфта, тем больше это все усугубляется, пока в один прекрасный момент, муфта вообще перестанет хоть как-то «блокироваться».

Читайте так же:
Как правильно крепить металлочерепицу

4. Ну… так как же вычислить неисправную муфту?

1) Отсутствие шума и «блокировки» после продолжительной стоянки
2) долгое реагирование муфты на повышение температуры.
Тут стоит еще раз обратить внимание. Исправная муфта не позволить, скажем, на холостом ходу в пробке, поднять температуру двигателя до 97-98(для двигателя 1.8Т), а потом заблокироваться. Это и есть поздняя и медленная реакция. Исправная муфта уже на 94-95С начинает «блокироваться» и охлаждается радиатор.
3) По уровню шума. Здесь, конечно, рядовой пользователь не поймет разницу между умирающей муфтой и исправной. Поэтому на него можно не ориентироваться.
4) Слабая передача момента через виско-сцепление. Хотелось тут напомнить старый тест с газетой, мол на холодном можно газетой остановить муфту, а на горячем нет. К сожалению, даже умирающую муфту газетой остановить нельзя. Не выходит, газета на кусочки рвется. Оценить сопротивление можно только сравнить 100% исправную муфту(не все новые муфты таковы являются, почему? Ответ ниже будет) с какой-то конкретной. И для сравнения нужно полностью остановить крыльчатку и уже на ощуп сравнивать.

Суммируя все вышесказанное.
Муфты делятся на 3 вида
— неисправные (которые вообще не блокируются)
— полу мертвые (которые медленно реагируют на повышение температуры, поздно блокируются, могут шуметь при запуске после стоянки, а могут и нет)
— исправные (быстро реагируют и рано блокируются, шумят при пуске)

Стоит отметить, что шум от исправной вискомуфты в жару с кондиционером на ХХ не слышен, стоит добавить 3000-3500 обм, как звук работы муфты становиться достаточно сильным, который слышен иногда даже в салоне. Это абсолютно нормальное явление, так и должно быть. Значит муфта охлаждает.

5. Существует ошибочное мнение, что электрический вентилятор должен включатся без включения кондиционера. Оно НЕ верное.
Электрический вентилятор предназначен для кондиционера и для подстраховки вискомуфты, в случае её неисправности.
На исправной муфте электрический вентилятора НЕ включается (с ВЫКЛюченным кондиционером, конечно же) даже в пробке и даже в +40С. Если у Вас включается, то либо вискомуфта неисправна, либо проблемы с остальными компонентами системы охлаждения.

Что делает, если муфта у вас умирает или уже умерла?
МЕНЯТЬ.
Ремонтировать можно…потом расскажите, сколько залили масла и как регулировали.

Менять…на что менять? Тут вопрос встал.
В оригинале идет…точнее шли, т.к Пассаты в июне 2005г перестали выпускать.
Шли муфты Behr, она же Hella. Были и с пружинами и с пластинами.

Обычно муфты живут 5-8 лет, при постоянной эксплуатации в пробках с «блокированной» муфтой еще меньше.
Так вот, как показывает обзор последнего года по муфтам, Hella-Behr делает муфты, которые еле-еле блокируются при 99С, о причинах чуть ниже.
Sachs – отзывы по интернету говорят о том, что подшипники на пол года.

Ради эксперимента в прошлом году около 10 одноклубников поставили муфты Ava. 30-40 тысяч км – полет отличный, блокировка отличная, реакция муфты быстрая.

Насчет Behr-а, сейчас они идут с пластинами. Как говорит народ на BMW club, их нужно регулировать (регулировать пластину). Я с трудом могу представить себе это, т.к нужно снять, поджать пластину, попробовать разные режимы и так пока не будет результата.
В условиях сервиса никто делать не будет этого.

Поэтому ЛИЧНО я, никому не навязываю свое мнение, чистое ИМХО, рекомендовал бы Ava (кстати, это не Китай) ставить. Стоит 1000р, ну плюс – минус в Экзисте.

6. Как снять-поставить вискомуфту.
Для снятия НЕ нужно снимать морду.
Достаточно снять натяжитель генератора, снять генератор. Далее открутить болт муфты и вытащить её наверно вместе с вентилятором. Вытаскивать нужно на холодную, на горячую не идет, не хватает расстояния. Вылезает трудно, приходиться покрутить, но вылезает.
Затем просто в шкив вставляем гвозди(чтобы зафиксировать) и откручиваем муфту от шкива.

Меняйте, если Ваша муфта умирает, мотор скажет только спасибо.

Не надо забывать, что от муфты зависит и охлаждение мотора и охлаждение конденсора кондиционера. Продлите им жизнь и дайте работать в верном тепловом режиме.

К слову о последнем. Когда вы активно зажигаете на Пассате, то тепла бензиновый мотор выделяет много и после остановки в случае неисправной муфты температура легко идет за 100С, при этом исправная муфта сразу начинает охлаждать, не допуская подниматься выше 95-96С.

Немного информации и фоток по муфтам.

Вот масло с грязью, то из-за чего муфта умерла.

[/URL]

Оригинал муфта, оригинальный каталожный номер:

[/URL]

[/URL]

В целом я все вроде бы описал. Все описанное исключительно мое ИМХО и мой взгляд на эту проблему.

Спасибо одноклубнику TurboKot за сотрудничество и помощь в написании материала и вообще!

Как работает вискомуфта вентилятора охлаждения

ОФА, С24NE, 94 г.в.При включенном и прогретом двигателе, стрелка температуры чуть выше среднего положения, вентилятор который перед радиатором можно остановить рукой и легко так запустить вращение в противоположенную сторону.Нормальное ли это явление или вискомуфту необходимо заменить?При какой температуре она должна блокироваться?

#3 GOGA

  • />
  • Members
  • 754 сообщений
  • 4852
  • 23DTR(была), SSY Korando

ОФА, С24NE, 94 г.в.При включенном и прогретом двигателе, стрелка температуры чуть выше среднего положения, вентилятор который перед радиатором можно остановить рукой и легко так запустить вращение в противоположенную сторону.Нормальное ли это явление или вискомуфту необходимо заменить?При какой температуре она должна блокироваться?

#4 bcserv

  • />
  • Beginners
  • 228 сообщений
  • Минск
  • Monterey 93 г., 3.2i МКПП & ВАЗ-2102

ИМХО это ненормально, хоть жосткой блокировки муфты нет но при прогреве усилие проворачивания возрастает заметно, появляется как бы "резиновость" на проворот, вродебы ранее тут проскакивал критерий исправности: невозможность остановить вентилятор скрученной газетой.А начало "включения" очень чётко можно услышать если завести холодный двилатель и внимательно слушать, при подхвате муфты появляется я бы сказал вертолетный гул под капотом.

#5 SERGAFAN

  • />
  • Beginners
  • 235 сообщений
  • OFA 1994 C24NE Была. Н,Новгород.Сейчас Mark 2-JZX100 — 2.5 c vvt-i-200 коней

ОФА, С24NE, 94 г.в.При включенном и прогретом двигателе, стрелка температуры чуть выше среднего положения, вентилятор который перед радиатором можно остановить рукой и легко так запустить вращение в противоположенную сторону.Нормальное ли это явление или вискомуфту необходимо заменить?При какой температуре она должна блокироваться?

#6 BuFox

  • />
  • Members
  • 448 сообщений
  • Питер, Ржевка, Хасанская ул.
  • Opel Frontera-A 92г С2.4NE green

Лично я при таких симптомах прошлым летом перегревался(в +27-31 стоя в пробке весь на нервах)-спасала четвертая скорость печки(в +31 представь с печкой в пробке стоять-вешалки).Сейчас починил-прям на душе отлегло(в предверии лета).

#7 alekseyka77

  • />
  • Members
  • 4 918 сообщений
  • Москва, СЗАО. Хорошево-Мневники +7 9036два9 89один4
  • OFА, 5дв. c24ne, с кондеем и ГБО
Читайте так же:
Как снять тнвд с двигателя

#8 Skull

  • />
  • Members
  • 959 сообщений
  • Питер
  • Jeep Grand Cherokee I. 4.0, 249, акпп, '93 (94), 3", 31", ГБО

#9 BuFox

  • />
  • Members
  • 448 сообщений
  • Питер, Ржевка, Хасанская ул.
  • Opel Frontera-A 92г С2.4NE green

проще новую купить. если муфту можно остановит рукой, не потеряв халявщегмясо на пальцах — то ее в морг. елктровентифляторы от тазов и прочей шняги — это все фигня. надежность — ни на грощ

#10 Master

  • />
  • Beginners
  • 112 сообщений
  • Ереван, Армения
  • ОФБ, 3,2 АККП, 2000 г.

А начало "включения" очень чётко можно услышать если завести холодный двилатель и внимательно слушать, при подхвате муфты появляется я бы сказал вертолетный гул под капотом.

#11 SERGAFAN

  • />
  • Beginners
  • 235 сообщений
  • OFA 1994 C24NE Была. Н,Новгород.Сейчас Mark 2-JZX100 — 2.5 c vvt-i-200 коней

Хе, я тоже так делал. пока стеклоподъемники работали. Теперь, только с открытым люком- банька, да венника нету. А как чинил если не секрет? Поменял штоль? Вроде дорого, аналог искал, чет не нашел, а наглухо заблокировать- тоже не дело.

#12 alekseyka77

  • />
  • Members
  • 4 918 сообщений
  • Москва, СЗАО. Хорошево-Мневники +7 9036два9 89один4
  • OFА, 5дв. c24ne, с кондеем и ГБО

проще новую купить. если муфту можно остановит рукой, не потеряв халявщегмясо на пальцах — то ее в морг. елктровентифляторы от тазов и прочей шняги — это все фигня. надежность — ни на грощ

Не, у меня ее так просто не остановишь, но и крутится она, кажись, не так хорошо. В пробках температура доходит до последней риски и там висит. Это нормально? А с электровентилятором такое исключено, т.к. он не зависит от оборотов движка, имхо конечно.alekseyka77 а куда подключается датчик температуры для электровентиля? или делать врезку в патрубок с датчиком.

#13 egor_ny

  • />
  • Beginners
  • 29 сообщений
  • Якутск
  • ОФА C24NE 94 г.

#14 Sam_nvrsk

  • />
  • Members
  • 233 сообщений
  • Новороссийск
  • Isuzu MU 4JB1-T UCS55DW

#15 diadya-fedor

  • />
  • Members
  • 10 073 сообщений
  • Москва, Юго-западная
  • Isuzu Trooper 5dr 4ze1 МКП 1988, более 10 лет

#16 GOGA

  • />
  • Members
  • 754 сообщений
  • 4852
  • 23DTR(была), SSY Korando

Пока новую муфту ждешь старую снимаешь, просверливаешь и болт туда — под капотом будет конечно вертолет но чтоб машика не грелась можно и потерпеть немного.хотя некоторые так и ездят

#17 Skull

  • />
  • Members
  • 959 сообщений
  • Питер
  • Jeep Grand Cherokee I. 4.0, 249, акпп, '93 (94), 3", 31", ГБО

и есть шанс что новую муфту ставить уже некуда будет. или незачем.

#18 GOGA

  • />
  • Members
  • 754 сообщений
  • 4852
  • 23DTR(была), SSY Korando

+1. а еще можно получить крыльчаткой в капот.

#19 Shaman

  • />
  • Members
  • 262 сообщений

В FAQ-реанимация вискомуфты-200 рублей на ремонт и больше не парюсь.(ПСМ 200-покупал на радиорынке)

#20 Sam_nvrsk

  • />
  • Members
  • 233 сообщений
  • Новороссийск
  • Isuzu MU 4JB1-T UCS55DW

Как работает вискомуфта вентилятора в автомобиле?

Детали, узлы и механизмы автомобиля рано или поздно выходят из строя. Не исключением является и вискомуфта вентилятора и многим автомобилистам будет полезно знать, как производить её ремонт самостоятельно. Не спешите отправлять вискомуфту в утиль, так как многие автовладельцы утверждают, что её ремонт не потребует особых знаний и усилий.

Как работает вискомуфта вентилятора в автомобиле?

Принцип работы вискомуфтыКак проверить работоспособность вискомуфты радиатора?Самостоятельный ремонт вискомуфты Заправка рабочей жидкостиЗамена подшипника

Принцип работы вискомуфты

Что такое вискомуфта вентилятора охлаждения? Это специальный механизм, который выполняет функцию избирательной передачи, что зависит от внешних условий, крутящего момента.

Вязкостная муфта выглядит как корпус, который полностью герметичен, с расположенными внутри двумя рядами дисков. Один из них связывается с ведомым валом, второй с ведущим. Эти диски перемежаются друг с другом. Каждый из них имеет как отверстия, так и выступы, а расстояние между плоскостями дисков минимальное.

Корпус вискомуфты внутри заполнен вязкой жидкостью, которая, зачастую, изготавливается на силиконовой основе.

Жидкость для вискомуфты отличается специфическими особенностями, которые позволяют эффективно её использовать. Это:

Увеличение вязкости при возрастании интенсивности перемешивания.Высокий коэффициент расширения во время нагрева.

Когда автомобиль движется с постоянной скоростью, диски вискомуфты вращаются равномерно и масло между ними не перемешивается. Когда скорость ведомого и ведущего валов разнится, также различается и скорость вращения дисков. В результате этого вязкость жидкости увеличивается, и она воздействует на передачу крутящего момента к ведомому валу.

Когда разность скоростей вращения дисков очень велика, масло для вискомуфты становится настолько вязким, что она блокируется. Жидкость переходит в состояние, близкое к твёрдому.

Как проверить работоспособность вискомуфты радиатора?

Во многих эксплуатационных пособиях по ремонту автомобильной техники говорится, что следует проверить вращение вентилятора на холодном и горячем моторе. Там же пишется, что на холодном силовом агрегате при перегазовке частота вращений не изменяется, а на горячем существенно возрастает.

Читайте так же:
Как подключить генератор к сети дома схема

Проверьте продольный люфт муфты вентилятора охлаждения, если такой наблюдается, значит ей требуется ремонт. Появившиеся при вращении посторонние звуки, в большинстве случаев свидетельствуют о том, что из строя вышли подшипники.

К неисправностям относятся также постаревшие уплотнительные сальники. Но чаще всего встречается такая неполадка, как утечка масла из разгерметизированного корпуса вязкостной муфты.

Знаете ли вы? В начале двадцатого века братья Стенли установили скоростной рекорд. Сконструированный ими автомобиль мог развивать скорость до 200 км/ч. В скором времени они открыли гостиницу и стали предоставлять услуги пассажирских перевозок от железной дороги на своём паровом автобусе. То время и считается началом мирового автобусного туризма.

Самостоятельный ремонт вискомуфты

Гидромуфта вентилятора охлаждения не всегда требует полной замены в случае появления какой-либо неисправности. Постарайтесь в первую очередь отремонтировать деталь самостоятельно.

Заправка рабочей жидкости

Самая распространённая причина выхода из строя вязкостной муфты – это утечка силиконовой жидкости из корпуса. Самостоятельный ремонт заключается в замене жидкости.

План действий следующий:Снимите вязкостную муфту и разберите её.Осмотрите верхний диск механизма. На нём имеется пластина с пружиной, под которой есть отверстие. Туда и следует заливать силиконовую жидкость.Очень аккуратно снимите штифт и залейте масло специальным шприцом.

Важно! При этой процедуре вискомуфта должна находится строго в горизонтальном положении.

Пятнадцати миллилитров вполне хватит для залития.Залив силиконовой жидкости следует производить максимально аккуратно.Не вынимайте шприц сразу же. Дождитесь пока вещество полностью не зальётся внутрь корпуса вязкостной муфты.Протрите поверхность механизма от лишней смазки.Поставьте на место штифт и монтируйте муфту на место.

Важно! Если строение автомобиля не ваша сильная сторона, тогда лучше отложить самостоятельное проведение ремонта. Дело заключается в том, что обратная сборка деталей может оказаться весьма сложной.

Очередной не менее частой причиной выхода из строя вязкостной муфты являются её подшипники. Главный признак такой неисправности – это появившиеся инородные шумы в радиаторе охлаждения автомобиля. Порядок работ по устранению данной поломки следующий:

Прежде чем начать ремонтные работы, нужно снять вентилятор из главной конструкции силового агрегата. Нужно открутить три болта крепления, после чего муфта вентилятора системы охлаждения будет легко снята из моторного отсека.

Теперь можно непосредственно заменять подшипник вязкостной муфты. Разберите узел и слейте жидкость полностью. Чтобы снять подшипник, возьмите специальный запрессовыватель. Подручные средства лучше отложить в сторону, так как деталь весьма хрупкая и может повредиться.1

Установите новый подшипник и поставьте вентилятор на место. Залейте новую силиконовую жидкость в корпус вискомуфты.

Важно! Часто найти специальный съёмник для подшипника вискомуфты достаточно сложно, так как он продаётся далеко не во всех специализированных магазинах. Относительно других деталей, то таких сложностей не возникает.

Не все вязкостные муфты оборудованы специальным отверстием для слива силиконовой жидкости. Опытные ремонтники проделывают их самостоятельно, но новичкам мы этого делать не рекомендуем.

Важно! И запомните, что при данном ремонте применять грубую силу категорически запрещено!

Гидромуфта вентилятора в процессе работы не требует специального технического осмотра и обслуживания. Она без проблем эксплуатируется длительный срок. Но для большей уверенности в её дальнейшей бесперебойной работе следует следить за её чистотой.

Нужно удалять даже малейшие загрязнения и потёки, ведь они могут мешать оптимальной работе. Загрязнённый механизм работает с запозданием и не нагревается до нужной температуры, что приводит к некорректному управлению вентилятором.

Знаете ли вы? Слово «амфибия» пришло к нам из греческого языка и означает оно «тот, кто ведёт двойной образ жизни». Первый автомобиль-амфибия с ДВС был сконструирован в 1899 году в Дании.

Вискомуфта, просто о сложном.

Вискомуфта – устройство, которое хоть и не очень широко, но применяется в автомобилях. К примеру, работают они на «паркетниках» с автоматически подключаемым полным приводом, используются в некоторых системах охлаждения. Поэтому иметь представление об их устройстве, принципе работы и проверке в случае неполадок полезно каждому автолюбителю.

Что такое вискомуфта?

Свое название деталь (происходит от латинского слова viscosus – вязкий) или вязкостная муфта (ВЗ) получила, благодаря использующемуся в ее работе главному принципу. Он заключается в передаче импульса движения между двумя элементами системы не за счет имеющейся между ними механической связи, а за счет вязкого трения.

вискомуфта

Этот принцип позволяет поставить глубину связи и долю энергии, передаваемой от ведущего элемента к ведомому, в зависимость от рассогласования в движении. В качестве среды передачи энергии используется жидкость, вязкость которой изменяется в зависимости от интенсивности перемешивания и/или нагрева.

Работу вязкостной муфты иллюстрирует простой пример. В общий герметичный корпус помещены два диска, один из которых связан с ведущим валом, а другой – с ведомым. Расстояние между ними достаточно мало, но постоянной связи нет. Пространство между дисками заполняется дилатантной жидкостью (вязкость которой растет тем сильнее, чем интенсивнее в ней деформация сдвига, т.е. перемешивание),

Пока валы движутся согласованно (с одинаковой скоростью) вязкость наполняющей корпус жидкости мала, движение дисков не испытывает сопротивления и остается независимым. При изменении скорости одного из валов угловые скорости дисков друг относительно друга изменяются, слои жидкости между ними сдвигаются, начинается перемешивание. При этом увеличивается вязкость вещества, возрастает сила трения дисков об нее. Соответственно усилие от ведущего вала и закрепленного на нем диска (ускоряющее или тормозящее) передается на диск ведомого вала, за счет чего происходит выравнивание скоростей вращения.

Вязкость вещества возрастает тем больше, чем значительнее разница скоростей. При особо сильном рассогласовании происходит полая блокировка валов за счет того, что свойства дилатантной жидкости становятся аналогичны свойствам твердого тела.

Видео (основной принцип работы).

Виды вискомуфт.

В настоящее время в автомобилях используется 2 вида устройств:

  • с постоянным объемом дилатантной жидкости;
  • в которых рабочий объем вещества зависит от внешних условий.

Первые применяются в т.н. самоблокирующихся дифференциалах в трансмиссиях автомобилей, в том числе, для автоматического подключения полного привода.

вискомуфта полного привода

Область применения вторых – системы охлаждения двигателей, здесь они используются для управления вентилятором.

вискомуфта вентилятора охлаждения

Устройство и принцип действия вязкостных муфт для трансмиссий.

Одно из главных назначений детали, использующейся сегодня в автомобилестроении – автоматическое подключение полного привода.

Читайте так же:
Как сделать гусеничный вездеход своими руками

Конструкция такого узла включает две группы круглых пластин – дисков с выступами и отверстиями. Одна группа пластин соединена с ведущим валом, другая – с ведомым. Ведущие и ведомые диски чередуются между собой, механической связи между ними нет. Вся эта конструкция помещается в герметичный корпус и заливается жидкостью на основе силикона.

принцип действия вязкостных муфт для трансмиссий

Для использования в качестве самоблокирующегося межосевого дифференциала вискомуфта располагается между раздаточной коробкой и одной из осей автомобиля. Вторая ось имеет постоянную связь с двигателем.

вискомуфта в трансмиссии

Работа детали в трансмиссии.

При движении в штатном режиме на нормальном покрытии угловые скорости колес обеих осей одинаковы. Диски вязкостной муфты вращаются с равными скоростями, передача момента от двигателя к ведомой оси минимальна. Фактически, автомобиль становится полностью передне- или заднеприводным.

При движении по льду, снегу, грязи, неровностям синхронность вращения колес нарушается, вязкость жидкости в устройстве возрастает, увеличивая передачу вращающего момента на вторую ось. Теоретически, такая передача мощности в некоторых экстренных режимах может составлять до 100%, хотя, как правило, даже частичного подключения второй оси достаточно для безопасного преодоления проблемного участка.

Важно! Следует понимать, что вязкостная муфта ни в коем случае не является полноценным межосевым дифференциалом, обеспечивающим перераспределение крутящего момента двигателя на обе ведущие оси.

Использование детали оправдано на неровных покрытиях, при гололеде в городе или влажной трассе. При езде в условиях полного бездорожья запаздывание срабатывания такого самоблокирующегося дифференциала является недопустимым. Кроме того, постоянные нагрузки могут привести к перегреву жидкости в устройстве, потере ею рабочих свойств и полному самоблокированию, что чревато поломками других систем автомобиля.

В настоящее время на автомобилях с автоматически подключаемым полным приводом вискомуфты эксплуатируются в «предстартовом режиме». Для него характерна постоянная передача от 5% до 15% мощности двигателя на ведомую ось, что значительно снижает время реакции механизма.

Видео (работа устройства на автомобилях Hyundai Tucson JM и Kia Sportage FQ).

Использование вискомуфт для колес одной оси.

Возможен и другой вариант использования муфты – для колес одной оси. При таком применении устройство устанавливается между осевым дифференциалом и полуосью. В этом случае при прохождении поворотов или пробуксовке одного из колес устройство способствует перераспределению момента между ними, обеспечивая безопасное выполнение маневра или прохождение проблемного участка.

Существуют решения, в которых на колеса одной оси ставится пара деталей. Такая конструкция позволяет отказаться и от осевого (межколесного) дифференциала. При этом использование пары вискомуфт позволяет обеспечить все режимы – как дифференциальное вращение, так и блокировку колес оси.

Плюсы и минусы вискомуфт полного привода.

Как и любое устройство, ВЗ в полноприводных автомобилях имеют и достоинства, и недостатки.

  • Автоматическое подключение полного привода или взаимная блокировка колес оси, что значительно повышает проходимость и безопасность движения на сложных покрытиях;
  • Простота технического решения и, соответственно, его дешевизна и надежность – производители, чаще всего выполняют устройства необслуживаемыми, рассчитывая на срок службы, равный сроку жизни автомобиля.

На практике пробег 90-100 тыс км (в тяжелых условиях и меньше) становится предельным из-за потери жидкостью своих свойств и неисправностей в других системах автомобиля. При таком пробеге рекомендуется замена устройства.

  • Запаздывание и нелинейность срабатывания не позволяют осуществлять абсолютный контроль за полным приводом;
  • В большинстве случаев на автомобилях, оборудованных вискомуфтами, ручное включение/отключение второй ведущей оси не предусмотрено;
  • Ограниченные размеры вносят ограничения на передачу крутящего момента, а также на возможности длительной работы в нагруженном состоянии (возможен перегрев и выход из строя);
  • Совместная работа ВЗ и электронных систем типа ABS, ESP и аналогичных затруднена, поскольку решают они противоположные задачи.

Вискомуфта в системах охлаждения.

В системах охлаждения для управления вентилятором тоже используется ВЗ. Решает она одну из важных задач – подключение агрегата только в случае прогрева двигателя.

Конструкция ее включает:

  • Корпус, жестко соединенный с вентилятором;
  • Диск с крыльчаткой (оребрением), связанный с валом водяного насоса;
  • Резервную емкость;
  • Клапаны для перелива вещества и биметаллическую пластину или другой температурно-зависимый узел для управления клапанами.

устройство вискомуфты вентилятора охлаждения

Как работает вискомуфта вентилятора охлаждения (ВО)?

Пока двигатель не прогрет, термостат направляет поток охлаждающей жидкости по малому кругу. В этом режиме вещество в вискомуфте выдавливается вращающимся диском в резервную емкость. Зацепление между диском и корпусом отсутствует, вентилятор не вращается.

Поступление охлаждающей жидкости в радиатор вызывает деформацию биметаллической пластины, срабатывание клапанов и накопление жидкости вязкостной муфты не в резервной емкости, а в пространстве между диском и корпусом. За счет вязкости происходит блокировка агрегата, на который передается мощность с вала. Вентилятор приходит во вращение, направляя воздушный поток на радиатор, обеспечивая снижение температуры ОЖ.

При остывании ее до уровня порога срабатывания температурно-зависимого узла открываются пути для перелива жидкости, сила вязкого трения между диском и корпусом уменьшается, вентилятор останавливается.

принцип работы вискомуфты вентилятора охлаждения

Проверка вискомуфты.

Любые подозрения о нештатной работе детали требуют немедленной проверки, поскольку ее неисправность может привести к серьезным поломкам основных систем.

Как проверить в трансмиссии?

Наиболее точные результаты дает проверка снятой с раздаточной коробки вискомуфты.

Для этого достаточно:

  • Снять деталь;
  • Провернуть шестерню дифференциала ключом с динамометром (или измерить усилие пружинным динамометром).

Усилие не должно превышать пределы, установленные производителем (найти можно в технических писаниях на устройство и справочниках по комплектующим).

Проверить деталь можно и не снимая ее. Для этого следует:

  • вывесить колесо ведомой оси;
  • попытаться его провернуть, измерив усилие динамометром;
  • момент рассчитать по известному диаметру колеса

Если полученная величина не превышает заданных производителем пределов – деталь рабочая. Если же колесо не удалось провернуть вовсе – устройство необходимо срочно менять.

Видео пособие.

Как проверить вискомуфту ВО?

Проверка вязкостной муфты ВО не составляет особого труда:

  • Завести двигатель «на холодную»;
  • Через 30-60 с шум вентилятора уменьшится – он перейдет в холостой режим (в этот момент его можно остановить любым препятствием, например, свернутой газетой, но делать это не рекомендует техника безопасности);
  • Через некоторое время при прогреве двигателя (контролируется по датчику температуры) вязкостная муфта начнет увеличивать скорость агрегата;
  • При этом должна быть однозначная реакция на повышение оборотов двигателя – быстрее вращается двигатель – быстрее вращается вентилятор.
Читайте так же:
Как работает турбина самолета

Проверить устройство можно и в движении (точнее, на стоянке среди дня). При повышении температуры на холостых оборотах – однозначно можно говорить о проблемах с вязкостной муфтой.

Какой принцип работы вискомуфты и её ремонт

Каждый автовладелец должен досконально знать конструкцию своего автомобиля. Пожалуй, большинство людей только абстрактно понимают, что такое вискомуфта, принцип работы и способы её ремонта. Этот инструмент имеет большую важность для автомобиля, поэтому важно понимать его технологию.

Вискомуфта вентилятора

Принцип работы устройства

Она была изобретена в США в 1917 году инженером Мелвином Северном. Это изделие не сразу нашло своё применение, поэтому долгое время не было признано. В 1964 году вискомуфту устанавливали в автомобиль Interceptor FF, где она выполняла роль автоматического блокиратора для дифференциала. Только в 1965 году этот механизм занял своё место в двигателе.

Вискомуфта представляет собой устройство, которое отвечает за вращение специального вентилятора, который охлаждает систему благодаря специальной жидкости. Оно имеет вид круглого механизма, выполненного из силиконовой основы и заполненного смазывающим веществом. Вискомуфта обеспечивает плавную регулировку вентилятора.

Внутри корпуса изделия расположены плоские диски. Некоторые из них соединяются с ведущим валом, а другие — с ведомым. На их поверхности находятся различные выступы и отверстия. Особенности конструкции располагают эти элементы в непосредственной близости друг к другу. Силиконовая жидкость, расположенная внутри, имеет свойство сгущаться при сильном перемешивании. Также она расширяется при нагреве, поэтому создаёт большое давление на диски при работе двигателя и сжимает их вместе.

Особенности механизма

С первого взгляда принцип работы вискомуфты вентилятора охлаждения кажется сложным, но это не так. Подвижный коленчатый вал приводится во вращение и передаёт свою энергию муфте. От этого её силиконовая основа становится более мягкой и вязкой. Муфта начинает блокироваться, отчего приводится во вращение второй диск с вентилятором.

Практически в каждом двигателе встречается вискомуфта. Это связано с важностью её функций и качеством выполнения устройства, ведь оно находится на достаточно высоком уровне. В вискомуфте отлично реализован механизм безопасности: когда человек по собственной неосторожности засовывает руку к движущему элементу, он остановится, чтобы не допустить травму.

Проверка вентилятора охлаждения

Не всегда удаётся регулярно использовать автомобиль, поэтому он оказывается в состоянии простоя. Вискомуфта в это время требует проверки своей работоспособности. Это же поможет предотвратить поломку от износа.

Распознать неисправность непросто в штатных условиях, но есть методы, как проверить вискомуфту вентилятора. Чтобы осмотреть механизм, нужно проверить состояние оборотов изделия при включённом разогретом и холодном двигателе. При охлаждённом моторе не должно возникать никаких посторонних звуков, а обороты должны соответствовать норме. Горячий же двигатель часто может провоцировать различные шумы и сбои в частоте оборотов.

Такие проблемы могут возникать из-за неисправностей в подшипниках или несвоевременной замене масла. Также уплотнённые сальники и протечка силиконовой жидкости могут стать причиной поломки.

Ремонт вискомуфты

Решение проблемы своими руками

Если были обнаружены дефекты в работе, не всегда должна проводиться замена вискомуфты. Эти проблемы часто можно решить своими руками. Одной из самых частых проблем, возникающих в этом устройстве, является утечка силиконовой жидкости. Чтобы восполнить недостаток, нужно выполнить следующие действия:

  1. Разобрать виcкoмуфту, сняв её из водяного насоса.
  2. Стоит присмотреться к диску изделия. На его поверхности находится специальная пластина с пружиной, под которой имеется отверстие для силикона. Нужно с особой осторожностью снять штифт и залить внутрь смазку с помощью специального шприца. Во время этого процесса саму деталь нужно класть в горизонтальном положении.
  3. Достаточно будет залить в шприц 15 миллилитров жидкости.
  4. Нужно подождать несколько минут, пока вещество не затечёт внутрь вискомуфты, не вынимая при этом шприц.
  5. Проверив правильность выполненной процедуры и нет ли излишек силикона, деталь можно установить обратно.

Тем, кто не считает себя опытными автомобилистом, лучше не заниматься подобными работами, ведь это может стать причиной полной поломки устройства. Как правило, самая большая трудность состоит в обратной сборке всех элементов.

Новая и старая вискомуфта

Другие проблемы

Нередко подшипники могут стать причиной выхода из строя вискомуфты. Этому свидетельствует появление несвойственных шумов в зоне охлаждения. Но его ремонтом также можно заняться самостоятельно:

  1. Для починки изделия его нужно снять с основной конструкции мотора. Для этого откручиваются 3 болта, на которых крепятся подшипники.
  2. Замена этих элементов должна производиться только после того, как была слита масляная жидкость и разобран узел. Чтобы упростить процесс, можно использовать специальный инструмент — съёмник. Не стоит применять подручные приборы, так как они могут окончательно повредить детали.
  3. После установки подшипника можно проводить установку всего устройства в механизмы мотора. Перед этим нужно залить свежий силикон, который был слит перед заменой деталей.

На заметку: не всегда неправильное поведение деталей требует их скорой замены. Часто можно обойтись и простым ремонтом, который не требует особых навыков.

Частой проблемой при проверке вискомуфты или замене подшипников является поиск подходящего инструмента. Такой съёмник не всегда просто найти в автомагазине, поэтому ремонт может быть затруднённым.

Особенности ремонтных работ

Как некоторые автомобилисты могли заметить, не всегда на вискомуфте есть отверстие для заливки силиконовой жидкости. В таком случае оно проделывается самостоятельно, но не стоит это делать новичкам, чтобы не навредить изделию. Лучше обратиться к мастерам, которые сделают аккуратное сверление.

Ремонт вискомуфты вентилятора должен проводиться без напора грубой силы. Основной материал устройства — алюминий, который достаточно просто согнуть и окончательно вывести из строя вискомуфту.

Работа автомобиля зависит от многих механизмов, которые должны работать как единое целое. При выходе из строя хоть одного элемента нарушается исправность всего транспортного средства. Вискомуфта необходима для нормальной работы вентилятора охлаждения. От этого зависит безопасность поездки, поэтому нужно следить за её работоспособностью.

Ремонт вискомуфты вентилятора охлаждения должен проводиться только специалистами. Конечно, можно сделать это и самостоятельно, но любая ошибка может вывести устройство из строя. Нужно заранее позаботиться о сервисных работах.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector