Bitavtoptz.ru

Бит Авто
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как работать на мотоблоке

Мотоблок

Мотоблок — универсальное мобильное энергетическое средство на базе одноосного шасси, разновидность малогабаритного трактора. Слово мотоблок вошло в употребление в русском языке лишь в 1980-е годы, во многом благодаря журналу «Моделист-Конструктор». Оно заменило неудобные в употреблении термины, используемые ранее: пешеходный трактор, малогабаритный пешеходный трактор, одноосный трактор. Оператор, управляющий мотоблоком, шагает вслед за машиной по обрабатываемой почве, держа машину за ручки управления (реже сидит на прицепленном орудии).

По способу агрегатирования с орудием различают колёсные мотоблоки и мотокультиваторы (мотоорудия). Однако, жёсткой классификации нет и машины обладающие признаками мотокультиватора могут называться «мотоблоком» (например, мотокультиватор Крот), а машины обладающие признаками мотоблока могут называться «культиватор» (например, мотоблок Caiman Quatro Junior). [1]

У колёсного мотоблока работа орудия осуществляется за счет тягового усилия, создаваемого колёсной или гусеничной ходовой частью, а у мотокультиватора орудие (фреза, пропольник) устанавливается на ведущую ось вместо колёс. Многие мотоблоки допускают различные схемы агрегатирования, но, как правило, для лёгких мотоблоков базовой комплектацией является фрезерный мотокультиватор, а для тяжелых — колёсный плуг.

Содержание

История [ править | править код ]

Первые прототипы лёгкого двухколёсного трактора для ручной вспашки появились ещё в начале XX века. Один из первых патентов был выдан швейцарскому подданному Конраду фон Мейенбургу (Konrad von Meyenburg) в 1912 году, который впоследствии продал права на него германской фирме Siemens-Schuckertwerke, наладившей выпуск мотокультиваторов под маркой Siemens Bodenfräse (дословно — «фреза для почвы»). Среди них были как совсем небольшие, так и весьма крупные модели, по размерам и мощности приближающиеся к настоящим тракторам. С 1934 года подразделение, занимавшееся выпуском культиваторов, было выкуплено фирмой Bungartz, продолжившей производство под своей маркой.

В 1920-х — 30-х годах аналогичные конструкции стали появляться в других развитых странах — швейцарский SIMAR, английский British Anzani Iron Horse, американский Beeman Tractor и другие — однако пик их популярности пришёлся на послевоенные годы.

Устройство мотоблока [ править | править код ]

Мотоблок состоит из двигателя, трансмиссии, ходовой части, системы агрегатирования и системы управления.

Двигатель [ править | править код ]

На мотоблоках применяются бензиновые и дизельные двигатели (на старых моделях — двухтактные, на новых — четырёхтактные). Двигатели мотоблоков снабжаются автоматическими регуляторами частоты вращения, упрощающими работу оператора. Диапазон номинальной мощности двигателей у лёгких мотоблоков составляет 1—5 л. с., а у тяжёлых 4—10 л. с. Более мощные двигатели на мотоблоках применяются редко.

Трансмиссия [ править | править код ]

Трансмиссии мотоблоков отличаются большим разнообразием технических решений:

  • Зубчатые трансмиссии — классическая тракторная трансмиссия. Содержит только зубчатые передачи (цилиндрические и конические). Применяются на тяжёлых мотоблоках. Обычно имеют несколько ступеней и реверс. Муфта сцепления как правило имеет отдельный орган управления. Коленчатый вал двигателя расположен горизонтально, перпендикулярно оси ведущих колёс. Такие мотоблоки обычно имеют вал отбора мощности.
  • Зубчато-червячные трансмиссии. Применяются на лёгких мотоблоках. Состоят из двух редукторов — верхнего зубчатого и нижнего червячного. Коленчатый вал двигателя расположен вертикально. Обычно имеют центробежную автоматическую муфту сцепления а иногда ещё и разобщительную муфту. Могут иметь вал или шкив отбора мощности для привода косилки от первичного вала зубчатого редуктора. Такие передачи наиболее компактны.
  • Ременно-зубчато-цепные. Двигатель вращает входной вал редуктора посредством ременной передачи, одновременно выполняющей роль сцепления. Зубчатая и цепная передачи как правило выполнены в едином картере. Применение цепной передачи позволяет увеличить агротехнический просвет. Коленчатый вал двигателя расположен горизонтально, параллельно оси ведущих колёс. Для возможности отбора мощности ведущий шкив имеет дополнительный ручей. Иногда ременная передача выполняет роль вариатора и/или реверса. Зубчатый редуктор может быть одноступенчатым или двухступенчатым.  — позволяют плавно регулировать скорость движения мотоблока и его тяговое усилие. Облегчают управление. Начали получать распространение с 2010-х годов.

Система агрегатирования [ править | править код ]

Система агрегатирования мотоблока предназначена для его сопряжения с орудиями. У мотокультиваторов орудия устанавливаются на ведущую ось, а у колёсных мотоблоков — закрепляются на специальном кронштейне. Ряд мотоблоков имеют систему отбора мощности для привода активных рабочих органов навесного орудия.

Система управления [ править | править код ]

Так как при работе с мотоблоком оператор шагает по земле, все органы управления должны приводиться в действие только руками оператора. Обычно мотоблок имеет рулевые штанги, с помощью которых оператор удерживает и направляет его. На рулевых штангах располагают часто используемые органы управления двигателем и трансмиссией. Редко используемые органы управления (воздушной заслонкой карбюратора, включения вала отбора мощности и пр.) располагаются на соответствующих узлах и агрегатах. На левой рулевой штанге обычно располагают органы управления муфтой сцепления, а на правой — органы управления двигателем («ручка газа»). Лёгкие мотоблоки и мотокультиваторы не имеют тормозов, а на тяжелых мотоблоках управление тормозом обычно выведено на правую штангу.

Применение мотоблоков [ править | править код ]

Мотоблоки применяются для сплошной (вспашка) и междурядной (окучивание) обработки почвы на небольших участках (сады, теплицы, клумбы), для скашивания травы, уборки снега, привода стационарных машин, перевозки грузов на небольшие расстояния (с использованием буксируемых полуприцепов).

Лёгкие мотоблоки и культиваторы обычно комплектуются только фрезами и, иногда, окучником.

Мотоблоки среднего класса комплектуются съёмными колёсами и почвообрабатывающими фрезами, плугом, бороной, окучником, косилкой, полуприцепом.

Тяжёлые мотоблоки имеют несменные колёса. Комплектуются плугом, фрезой, приводимой от вала отбора мощности, косилкой, бороной, культиватором, снегоочистителем, бульдозерным отвалом, граблями, полуприцепом, становясь техническим устройством для перевозки людей и/или грузов.

Необходимый набор орудий потребитель приобретает отдельно от мотоблока.

Файл:Si mb001.ogv

Воспроизвести медиафайл

Тележка для мотоблока [ править | править код ]

Широко распространенным сменным орудием для мотоблока является грузовая тележка (полуприцеп). Для использования с тележкой пригодны мотоблоки среднего и тяжёлого классов. Необходимо учитывать, что такой агрегат неэффективен, так как ведущие колёса мотоблока практически не нагружаются, в то время как ведомые колёса тележки воспринимают основной вес. Следовательно, тягового усилия мотоблока может не хватить для преодоления подъёма или для движения по тяжёлой грунтовой дороге. Так же некоторые тележки для мотоблоков делаются активными .По этой причине мотоблок с тележкой пригоден лишь для перемещения грузов на небольшие расстояния по твёрдому грунту (внутризаводские перевозки, перевозки на приусадебных участках, перевозки грузов в или из близнаходящихся населённых пунктов).

Производительность [ править | править код ]

Размер обрабатываемого участкаМощность двигателяШирина захвата
до 20 соток3,5 л. с.60 см
до 60 соток4,0 л. с.80 см
до 1 гектара5,0—6,0 л. с.90 см
1—4 гектара9,0—12,0 л. с.100 см
> 4 гектаровИспользование мотоблока неэффективноИспользование мотоблока неэффективно
Читайте так же:
Как сделать вибратор дома

Безопасность мотоблоков [ править | править код ]

Работа с мотоблоком сопряжена с опасностью получения оператором травмы. Поэтому современные мотоблоки имеют ряд элементов, обеспечивающих безопасность эксплуатации:

  • кожухи над фрезами, защищающие оператора от выброса различных предметов (камней, комков земли).
  • упругая подвеска штанг управления, защищающая оператора от вибраций двигателя.
  • автоматическое выключение трансмиссии при отпускании оператором рукоятки управления.

Дополнительную опасность в мотоблоках, имеющих передачу заднего хода представляет наезд машины на оператора при работе задним ходом. Особенно опасно падение оператора при движении мотоблока задним ходом. В целях предотвращения указанной ситуации некоторые производители сознательно ограничивают максимальную скорость заднего хода значениями не более 0,3 м/с.

Распространенность мотоблоков в мире и региональные особенности [ править | править код ]

Мотоблоки находят применение в крестьянском и фермерском хозяйстве практически во всем мире. Однако их распространенность и конструктивные особенности определяются региональной спецификой.

Китай и страны Юго-Восточной Азии [ править | править код ]

Китай — мировой лидер по производству и применению мотоблоков. Данный тип техники начал развиваться в стране сразу после Второй мировой войны. В Китае распространены тяжелые дизельные мотоблоки, которые широко применяются в крестьянских и фермерских хозяйствах вместо легких тракторов. Это связано с меньшей стоимостью мотоблока по сравнению с трактором и большей его эффективностью при работе на слабых и увлажненных почвах при возделывании риса, а также высокой маневренностью, необходимой при работе на чайных плантациях и во фруктовых садах. Доля мотоблоков в общем объёме механизации сельского хозяйства в Китае очень велика. Мотоблоки широко применяются и в роли одноосного тягача для буксировки и привода небольших строительных и дорожных машин: кранов, грузоподъёмностью до 2 тонн, миниэкскаваторов, минискреперов. Такая техника весьма эффективна в стесенных условиях китайских городов. Широко используются мотоблоки и в качестве легкого грузового транспорта в городах и сельской местности.

Аналогичная практика применения мотоблоков местного или китайского производства распространена во всей Юго-Восточной Азии.

Китайские мотоблоки, в основном, имеют литой прочный корпус трансмиссии, колёсный ход, одноцилиндровый дизельный двигатель с горизонтальным расположением цилиндра и испарительным или термосифонным водяным охлаждением. Мощность двигателя, обычно от 6 до 22 л. с. Так как мотоблок используется как тяговое средство, его конструкцию не облегчают. Типичная масса китайского мотоблока — от 100 до 600 кг. Трансмиссии механические. Передача от двигателя к сцеплению ременная. К мотоблокам в Китае выпускается большое количество как пассивных, так и активных орудий (с приводом от двигателя).

Северная Америка [ править | править код ]

В Северной Америке мотоблоки распространены мало. Это связано с региональной спецификой сельского хозяйства и уклада жизни. В США и Канаде мотоблоков почти нет: в профессиональном сельском хозяйстве и на фермах для выполнения работ малых объёмов используется малогабаритные тракторы. Личное подсобное хозяйство в этих странах не распространено. В Мексике мотоблоки (в основном китайского производства) применяются фермерами, но объём работ, выполняемый ими, небольшой.

Южная Америка и страны Карибского бассейна [ править | править код ]

В этих странах мотоблоки находят весьма широкое применение по тем же причинам, что и в Китае. Встречаются агрегаты собственного производства или китайские. Дизельные мотоблоки обычно заправляют рапсовым маслом или биотопливом.

Австралия [ править | править код ]

Информации о применении мотоблоков в Австралии достаточно мало.

Африка [ править | править код ]

В сельском хозяйстве многих стран Африки мотоблок — основной тип механизации по причине их существенно меньшей стоимости по сравнению с тракторами. Распространены, в основном, китайские мотоблоки.

Европа [ править | править код ]

В профессиональном сельском хозяйстве мотоблоки широко применяются при тепличном возделывании культур. Применяются и коммунальными службами при уходе за клумбами, скверами, парками. В Европе распространены легкие мотокультиваторы с бензиновыми двигателями. Дизельных моделей почти нет. Европейские мотоблоки, как правило, не имеют отбора мощности, а комплектация их сменными орудиями не предусматривается.

Центральная Азия (кроме СНГ) [ править | править код ]

Долгие годы в сельском хозяйстве Центральной Азии мотоблоки встречались редко. Но примерно с 2005 года тяжелые мотоблоки китайского производства стали получать распространение и в этом регионе.

Россия и страны СНГ [ править | править код ]

В России и европейских странах бывшего СССР (Украина, Белоруссия, Молдавия) мотоблоки в основном распространены в личном подсобном хозяйстве как сельских жителей, так и дачников. Первые, обычно, предпочитают тяжелые и средние универсальные модели, такие как Зубр 12 л. с. и Нева МБ-2Б RS 6.5 л. с., [2] и тяжелые китайский дизельные агрегаты, а последние — лёгкие мотокультиваторы европейских типов (хотя, чаще всего — китайского производства). С помощью мотоблоков осуществляется пахота почвы, возделывание картофеля, заготовка сена. Применяются и для перевозки грузов. Однако такая техника не применяется в профессиональном сельском хозяйстве и строительстве, где доминируют тракторы семейства «Беларус».

Совсем иная ситуация в Среднеазиатских странах: Киргизии, Казахстане, Узбекистане и в Закавказье. Здесь мотоблоки (чаше всего — тяжелые китайские) полноправные средства механизации сельского хозяйства и строительства.

Как выбрать мотоблок: характеристики, цены, отзывы

Какой мотоблок лучше: цены, отзывы и характеристики данного вида техники

Сегодня все чаще незаменимым помощником на сельскохозяйственном участке становится техника. Она позволяет экономить время и силы при обрабатывании больших участков, и при этом справляться с поставленными задачами эффективно и быстро. Как правило, для этих целей выбирают мотоблоки.

В статье будет раскрыта информация о том, как выбрать мотоблок: цены, отзывы и советы по выбору оптимально подходящей для ваших целей модели.

kak-vybrat-motoblok-foto-video-harakteristiki-czeny-otzyvy-1

Мотоблок или культиватор: что выбрать

Прежде чем приобрести садовую технику, необходимо понимать различия между мотоблоком и культиватором: цены, отзывы, какие лучше модели, и т.д. Некоторые фермеры поддаются общему ажиотажу или вовсе путают эти два вида оборудования. На деле же мотоблок и культиватор – два разных устройства, отличающихся своим назначением и функционалом.

kak-vybrat-motoblok-foto-video-harakteristiki-czeny-otzyvy-2

Основные особенности культиваторов и мотоблоков

Особенности и назначение культиватора в следующем:

  • единственная функция культиватора, сообразно его названию – культивирование почвы;
  • результат работы культиватора – мягкая земля и измельчение корней сорняков;
  • двигатель культиватора может быть бензиновым или электрическим;
  • у культиватора отсутствуют другие возможности и функции, помимо культивации почвы;
  • культиваторы стоят куда дешевле мотоблоков.

Мотоблоки – техника более сложная и универсальная:

  • функционал мотоблока зависит от установленного на него навесного оборудования;
  • установить на мотоблок можно культиватор, окучиватель, плуг и другие приспособления;
  • данный вид техники также можно использовать для транспортировки грузов, установив прицеп и колеса — таким образом, мотоблок превращается в мини-трактор. В интернете можно найти видео трактора из мотоблока своими руками;
  • при приобретении мотоблока и навесного оборудования к нему, вы сразу обзаводитесь в хозяйстве электрогенератором, сенокосилкой, водяной помпой и рядом других устройств, в качестве которых может выступать данный агрегат;
  • замена оборудования отличается простотой и не занимает более 15 минут;
  • в базовую комплектацию техники входят колеса и культиватор, остальное оборудование необходимо докупать отдельно, выбирая только актуальные в вашем хозяйстве приспособления;
  • на современном рынке представлены как отечественные, так и импортные модели мотоблоков, а также гибридные варианты, когда японские или китайские двигатели для мотоблоков совмещают с ходовой частью местного производства.
Читайте так же:
Как сделать гусеницы для мотоблока

Таким образом, цены мотоблоков с валом отбора мощности выше, чем обычных культиваторов, однако, первые предоставляют несравнимо больше возможностей, ведь прицепное оборудование делает эту технику по-настоящему универсальной. Поэтому большинство предпочитает эти устройства культиваторам. Однако, если единственная ваша цель приобретения техники – обеспечение культивирования почвы, целесообразно купить простой культиватор, экономя при этом денежные средства.

kak-vybrat-motoblok-foto-video-harakteristiki-czeny-otzyvy-5

Что собой представляет мотоблок

Название данного вида техники говорит само за себя. Механизированный блок работает на основе двигателя, который может быть бензиновым или дизельным. Вал редуктора дополнен правым и левым мотором – на него крепится навесное оборудование, отвечающее за расширение функциональности устройства.

За передвижение мотоблока отвечают колеса с мощными шинами. Налипшая грязь самостоятельно очищается с колес во время передвижения по земле при условии правильной установки исходя из направления их вращения. Узнать, как установить колеса можно из инструкции к мотоблоку.

kak-vybrat-motoblok-foto-video-harakteristiki-czeny-otzyvy-6

Для регулировки высоты подъема и угла поворота руля предусмотрен специальный рычаг. В качестве аккумулятора выступает неразборная самозарядная батарея.

Виды и цены мотоблоков и навесного оборудования к ним

Функциональность мотоблока зависит от количества навесного оборудования, ведь именно оно отвечает за выполнение различных задач. Такие приспособления могут входить в базовую комплектацию техники или докупаться отдельно.

Разумеется, чем более универсально и функционально устройство, тем выше его цена, поэтому целесообразно изначально решить, какие дополнения к мотоблоку вам нужны сразу, а затем по мере необходимости докупать дополнительные элементы.

kak-vybrat-motoblok-foto-video-harakteristiki-czeny-otzyvy-7

Многие детали можно сделать самостоятельно, например, легко найти чертежи, видео картофелесажалки для мотоблока своими руками. Или можно видоизменить устройство, если сделать снегоходы из мотоблоков своими руками. Так, вы сэкономите финансы и получите технику, идеально соответствующую вашим потребностям, ведь самостоятельные работы более выгодные, чем цены снегоходных приставок к мотоблокам.

Существуют следующие основные типы навесного оборудования:

  • косилки: бывают навесными, фронтальными или роторными, с их помощью скашивают ботву, ухаживают за газоном и заготавливают сено. Можно изготовить косилку для мотоблока своими руками или купить заводскую модель за 8500 рублей или выше;
  • окучники: бывают спаренные, одиночные, дисковые, лемешные. С их помощью окучивают растения и рыхлят почву межу рядами, чтобы удалить сорняки. Цена стартует от отметки в 400 рублей;
  • культиваторы: применяются для культивации земли также могут быть применены для боронования плодоносного слоя почвы. Стоимость заводской модели составляет около 3500 руб., хотя можно сделать специальную насадку по видео бороны для мотоблока своими руками;
  • ездовой модуль: при необходимости обрабатывать большие площади участка такой модуль позволяет человеку сидеть. Стоимость пахотно-ездовой телеги стартует от 10300 рублей;
  • прицеп: служит для транспортировки грузов, может быть обычным или иметь опрокидывающийся кузов. Его можно сделать своими руками, чертежи прицепов для мотоблока найти в интернете не составит труда. Купить изделие в магазине можно за 13700 руб. и выше.

Бензин или дизель: выбор оптимально типа двигателя

Между бензиновым, электрическим и дизельным типом двигателя большинство выбирают дизель. Выбор бензин-мотоблоков 9 л зачастую обусловлен стремлением сэкономить на покупке, ведь бензиновые модели стоят дешевле.

Однако дизельная техника обладает рядом неоспоримых преимуществ:

  • КПД ее работы выше;
  • при эксплуатации такого устройства наблюдается значительно меньший расход топлива, чем бензиновыми аналогами, поэтому можно с уверенностью утверждать, что при приобретении дизельного устройства уже через небольшой промежуток времени вы сэкономите больше, чем если купите мотоблок бензин 9 л;
  • долговечность: для дизельного двигателя используются более износостойкие и надежные детали;
  • идеальная приспособленность для вспахивания, культивации и окучивания, благодаря возможности функционировать на низких оборотах из-за высокого тягового усилия;
  • удобство в использовании: отсутствие карбюратора ликвидирует необходимость постоянной регулировки оборудования;
  • наличие воздушного или водяного охлаждения.

Какой купить двигатель на мотоблок: выбор объема и мощности

Главным параметром при выборе является показатель мощности, так как от нее напрямую зависит цена двигателя на мотоблок, а также мощность влияет на эффективность работы оборудования.

Классификация мотоблоков: тяжелые, легкие и средние

В зависимости от мощности двигателя и веса самого оборудования, мотоблоки делятся на три категории:

  1. Легкие.
  2. Средние.
  3. Тяжелые.

Вес тяжелого мотоблока превышает 100 кг, а мощность 10 л.с. У такой техники есть вал отбора мощности, передающий на фрезы вращающий момент – скорость движения самого мотоблока на этот процесс не влияет также от этого не зависит цена. Какой мотокультиватор лучше? Отзывы утверждают, что стоимость тяжелой техники целиком оправдана ее эффективностью, ведь вес гарантирует отсутствие резких рывков в процессе эксплуатации устройства, что важно при обработке целины или случайном попадании камней или корней под навесные приспособления.

kak-vybrat-motoblok-foto-video-harakteristiki-czeny-otzyvy-11

Комплектующие таких мотоблоков отличает высокая износостойкость и долгий срок службы без потери эксплуатационных характеристик, что крайне важно, ведь подобные механизмы способны работать до 20 часов в сутки.

Цены тяжелых мотоблоков всегда выше, однако, и их характеристики несравнимы с техникой других категорий. В рейтинге мотоблоков среди тяжелой техники первенство держат немецкие производители, за ними следуют американские фирмы. Отечественные модели не менее универсальны, но несколько уступают в надежности своим импортным аналогам. Хотя выгодные цены и доступность таких мотоблоков делает их достойными конкурентами на современном рынке.

kak-vybrat-motoblok-foto-video-harakteristiki-czeny-otzyvy-12

Легкие и средние мотоблоки: параметры и особенности

Вес средних устройств составляет от 80 до 100 кг. Мощность мотора обычно – 5-6 л.с. С их помощью можно перевозить грузы весом до 500 кг. Как и в случае с тяжелыми моделями, средние мотоблоки легко дополняются навесным оборудованием, что существенно расширяет их функционал. При использовании насоса их можно применять для перекачки воды.

Читайте так же:
Как разобрать бензопилу партнер

Легкие мотоблоки весят до 80 кг. Мощность двигателя такой техники не превышает 4 л.с. Они способны прорабатывать почву на глубину до 15 см. При выборе таких моделей учтите, что они не годятся для обработки целины или тяжелой почвы: мотоблок будет работать рывками, что приведет в результате к неоднородности вспахивания и наличию островков нетронутой земли.

А вот для обработки легких почв, например, торфяных, легкие модели подходят оптимальным образом. При минимальном сопротивлении грунта мотоблок легко и эффективно вспахивает, рыхлит и окучивает землю.

kak-vybrat-motoblok-foto-video-harakteristiki-czeny-otzyvy-13

Расчеты мощности двигателя исходя из площади участка

Показатели объема и мощности двигателя, необходимые для обработки мотоблоком конкретного участка, зависят от его площади.

Захват (ширина) мотоблока и объем двигателя в зависимости от площади участка:

Площадь участкаМощность двигателя, л. с.Захват (ширина) мотоблока, см
до 20 соток3,560
до 60 соток480
до 1 га5-690
1-4 га9100
более 4 гацелесообразнее приобретение мини-трактора

Мощность техники напрямую влияет на ее прочностные характеристики и выносливость. Поэтому выбирая мотоблок с хорошей мощностью, вы можете быть уверены в долговечности и надежности устройства.

Зная площадь участка и мощность техники, вы можете рассчитать количество проходов, а также суммарный путь за время работы на нем. Также при помощи таких расчетов вы можете прикинуть необходимую для вашего участка мощность мотоблока.

kak-vybrat-motoblok-foto-video-harakteristiki-czeny-otzyvy-14

Пример: площадь вашего участка составляет 1 га, что равно 100х100 м. При захвате мотоблока 60 см и необходимости идти внахлест на 5 см фактическая ширина обработки составит 55 см. Разделив одну сторону участка на это число, получаем 182 – количество проходов, необходимых для его обработки. Получается, что длина пути составляет 18,2 км. Работая на скорости 0,4 км/ч выходит, что на обработку участка потребуется 44,5 часов – почти 6 смен без перерывов и заправки техники. Таким образом, понятно, что легкий мотоблок не справится с участком в 1 га и нужна техника помощнее.

Данный тип устройств потребляет мало топлива, обычно расход составляет 0,9-2,5 л/ч. Одна канистра топлива обычно уходит за 8-22 часа работы техники.

Какой мотоблок лучше: цены, отзывы и важные параметры для выбора

Расход топлива не относится к определяющим параметрам при выборе мотоблоков, так как более мощные модели с большим расходом топлива, в свою очередь, характеризуются большей шириной захвата и справляются с обработкой участка той же площади за меньшее количество времени.

kak-vybrat-motoblok-foto-video-harakteristiki-czeny-otzyvy-15

По отзывам владельцев мотоблоков, техника отечественного производства обладает немного меньшим уровнем надежности, чем японские и немецкие аналоги. Поэтому учтите, что при эксплуатации такой техники время от времени возможны поломки.

kak-vybrat-motoblok-foto-video-harakteristiki-czeny-otzyvy-16

Часто это касается устройств отечественного производства с двигателями иностранного изготовления, например, мотоблоков с двигателем Хонда. Особенно это актуально для двигателей для мотоблоков с редуктором. Проблема в том, что в двигателях для мотоблоков с редуктором и сцеплением часто выходит из строя именно редуктор – особенно актуальна эта поломка с использованием ременных передач.

Таким образом, если периодические простои техники для вас не критичны, можно сэкономить на покупке дорогостоящей модели. Если же малейшие сбои оборудования грозят вам финансовыми потерями, обращайте внимание на самую надежную технику.

Ориентировочные цены на некоторые модели мотоблоков различных производителей:

Культиватор или мотоблок: какой помощник лучше для вашей дачи?

Дача многие годы была и остается неотъемлемой частью отечественного быта. Промышленные сельские хозяйства так и не смогли вытеснить частников. В последние годы рвение к экологически чистым овощам и фруктам так выросло, что земледелие вернулось в моду.

Для обработки участков многие все еще используют традиционные лопаты. Однако культиватор или мотоблок способны кардинально изменить жизнь дачников. Трудоемкий процесс становится легче, быстрее и удобнее. Главная трудность остается только в выборе, что же приобрести из этих двух вариантов.

Что такое культиватор и мотоблок

И мотоблок, и культиватор являются машинами для обработки почвы. Они работают на бензиновом двигателе, имеют в своем строении корпус, ручку и насадки для выполнения функций.

Оба вида техники используются для формирования и рыхления грядок, выпалывания сорняков, сбора урожая. Человек устанавливает насадки, задает направление движения и наслаждается результатом. Таким образом можно привести в порядок внушительное количество земли при минимуме усилий.

Особенности мотоблоков

Мотоблок можно назвать «трактором в миниатюре». Машина работает на карбюраторном или дизельном моторе с несколькими передачами. На ось установлены отдельные колесные пары, чаще всего вездеходы. Имеется возможность поставить навесное оборудование.

При всей компактности, мотоблок отличается высокой скоростью работы и многофункциональностью. «Мини трактор» способен не только пахать и рыхлить, но и легко подравнивает газоны, убирает снег и сено, помогает транспортировать небольшие грузы.

В некоторые модели включены даже насосы для полива, дровоколы, прицепы.

Выпускаются в тяжелом и облегченном варианте. Тяжеловесы без труда справляются даже с сильно сухими грунтами, крутыми зарослями и залежами грязи.

Легкие мотоблоки не всегда хороши для запущенных участков, но прекрасно подходят для регулярного ухода за дачей. Современные мотоблоки имеют противоскользящие ручки, транспортировочные колеса, дисковые и звездообразные фрезы.

Плюсы:

  • удобство пользования;
  • многофункциональность;
  • возможность работы в разные сезоны;
  • надежность конструкции;
  • большая мощность и глубина работы.

Минусы:

  • высокая стоимость;
  • большой вес;
  • высокий расход топлива.

Некоторые бренды выпускают электрические модификации. Аккумуляторный двигатель актуален при обработке земли в теплице и парнике, но у топливных вариантов мощность ощутимо больше.

Особенности культиваторов

Культиватор также имеет в конструкции ось, ручку управления, дисковые фрезы, трансмиссию. Колеса будут присутствовать уже не у всех моделей. Кроме того, опционален двигатель.

Ручной культиватор максимально прост, легок и вспахивает самые простые грядки.

Автоматический оснащен дизельным или бензиновым двигателем, более тяжел и иногда имеет колеса для упрощения передвижения. Реже встречаются электрические культиваторы.

Культиватор – узкопрофильный помощник. Он годится только для основной обработки земли.

Высокая маневренность позволяет разбивать комки почвы, вытаскивать сорняки с корнями даже в труднодоступных местах дачи, тщательно вмешивать удобрения. Все это действительно для нормальных почв, но с сильно залежавшейся твердой землей культиватор рискует не справиться.

Читайте так же:
Как сделать прицеп к мотоблоку

Плюсы:

  • скромный вес;
  • низкая стоимость;
  • простота обслуживания;
  • маневренность.

Минусы:

  • ограниченность функций;
  • неэффективность на сложных почвах;
  • небольшая глубина работы.

Мотокультиваторы имеют функции реверса и аверса в направлении движения. Редуктор может быть цепным, червячным или шестеренчатым, так же как и в мотоблоке. Цепной вариант наиболее долговечный.

Сравнение

Объединение основных характеристик в одну таблицу поможет перейти к выбору в дальнейшем:

МотоблокКультиватор
МногофункциональностьОграниченность в функциях
Вес от 80 до 150 кг.Вес от 20 до 50 кг.
Мощность более 12 л.с.Мощность не более 3-6 л.с.
Много насадок, передач и скоростей работыМинимум режимов
Высокий расход топливаНизкий расход топлива
Ширина захвата 60-90 смШирина захвата 30-110 см
Возможны сложности в обслуживанииМаксимальная простота обслуживания
Глубина захвата более 30 смГлубина захвата до 20 см

Исходя из данного сравнения, наглядно видно, что производительность и функциональность мотоблока гораздо выше, равно как и стоимость. Средняя цена на культиватор составляет от 3 до 25 тысяч рублей. Цена на мотоблок начинается примерно от 27 тысяч рублей и растет далее.

Что выбрать?

Выбирать мотоблок или культиватор следует после тщательного изучения своего участка и условий эксплуатации.

Опираться нужно на такие критерии:

  • качество почвы. Тяжелую, сухую, глинистую, залежавшуюся, целинную землю лучше доверить мотоблоку. Легкий грунт с воздушной текстурой можно отдать культиватору;
  • размер участка. До 10 соток, в теплицах и парниках нет нужды в мотоблоке. Большим дачам он будет уже необходим;
  • необходимые функции. Если нужна уборка, глубокая вспашка, перевозка грузов, кошение травы, о простом культиваторе не может идти речи;
  • комплекция, способности и возраст пользователя. Пожилым, физически неподготовленным людям, подросткам будет сложно обслужить тяжелый мотоблок. Также с ним будет непросто в случае общения с техникой «на вы». Культиватор максимально доступен по данному параметру;
  • кратность использования и наличие места для хранения. Вряд ли есть резон приобретать дорогой громоздкий мотоблок если дача очень тесная, без дополнительных построек и посещается пару раз в год;
  • доступность запчастей в продаже. Перед покупкой лучше изучить, насколько реально купить расходные элементы и осуществить ремонт в конкретном регионе. Сложности с обслуживанием часто делают самую совершенную технику абсолютно бесполезной.

Подводя итоги, можно сказать, что мотоблок намного актуальнее для среднего или крупного сельского участка, коммерческого фермерства, хозяйства у большой семьи, при постоянном проживании на частной территории. Скромной даче с несколькими грядками высокая эффективность требуется редко, значит вполне достаточно культиватора с нужной мощностью.

В целом, выбор зависит от личных предпочтений каждого человека, его финансовых возможностей и пожеланий

Читайте также другие полезные статьи:

Видео-обзор основных отличий мотоблока от культиватора

Мотоблок, который умеет почти все

:

Среди садово-огородной техники есть особая категория − мощные труженики полей, которые могут справиться с самой сложной работой. Сегодня мы поговорим о мотоблоках и о том, во что можно превратить знакомый агрегат при помощи навесного оборудования.

Для обработки крупных участков земли, превышающих стандартные дачные наделы, а также небольших фермерских хозяйств нужна хорошая многофункциональная техника. Давайте поговорим о том, как выбрать самый производительный и вместе с тем экономичный вариант. Лучше всего в данном случае остановить свой выбор на мотоблоке. Оказывается, ему под силу почти все садово-огородные работы. К тому же он может отлично их совмещать.

мотоблок в работе alt=»мотоблок в работе» width=»460″ height=»308″ />

Для земельного участка площадью 15 соток, достаточно мотоблока мощностью 3-4 л.с., 20-30 соток – 4-5 л.с. и т.д.

Что такое мотоблок?

В понимании многих дачников мотоблок часто отождествляется с культиватором. На самом деле, это абсолютно разные виды техники. Мотоблок – это скорее разновидность мини-трактора. Его двигатель имеет большую по сравнению с культиваторами мощность (5-20 лошадиных сил), что позволяет мотоблоку использовать в качестве движителя колеса на оси. При достаточной мощности он может использоваться в качестве транспортного средства. К тому же для этого вида техники можно использовать различное навесное оборудование.

трактор из мотоблока alt=»трактор из мотоблока» width=»460″ height=»345″ />

Умелые дачники превращают мотоблок в транспортное средства

Какое навесное оборудование может быть у мотоблока?

В продажу мотоблоки поступают, как правило, с ограниченным набором оборудования, чтобы не увеличивалась базовая стоимость модели. Но существует множество приспособлений, которые можно купить дополнительно.

Прицеп для мотоблока. Бывает двух видов: грузовой (тележка) и прицеп-адаптер. На тележке в зависимости от мощности можно перевозить до 500 кг грузов. А прицеп-адаптер состоит из сидения и рамы, на которую сзади можно цеплять дополнительное оборудование. Например, борону. Сидение же позволяет оператору управлять техникой с комфортом и при ограниченных физических возможностях. Можно также использовать в этом случае мотоблок в качестве полноценного транспортного средства. Разумеется, для дальних поездок прицеп не предназначен (да и ресурс двигателя будет сильно сокращаться), но в нем можно перевозить различные грузы (удобрения, урожай) в пределах собственного хозяйства.

мотоблок с прицепом alt=»мотоблок с прицепом» width=»460″ height=»345″ />

мотоблок с грузовым прицепом

Фреза-культиватор. Одна из самых популярных насадок. Она вспахивает землю и разбивает крупные комки. Можно цеплять разное количество фрез, регулируя таким образом ширину обработки почвы. В отличие от культиватора, фрезы мотоблока не зарываются в землю полностью. Этому препятствуют колеса.

мотоблок с фрезой-культиватором alt=»мотоблок с фрезой-культиватором» width=»460″ height=»345″ />

Фреза-культиватор иногда устанавливается сразу, а иногда идет в качестве аксессуара

• Плуг для мотоблока. Как и фреза-культиватор, он используется для вспашки земли. Однако при этом остаются крупные пласты, как после трактора. Плуг целесообразно использовать в тех случаях, когда нужно быстро вспахать ранее не обрабатываемую землю, отделить пахотой один дачный участок от другого.

мотоблок с плугом alt=»мотоблок с плугом» width=»460″ height=»307″ />

Плуг для мотоблока позволяет распахать целину

Борона. Этим инструментом можно разбивать крупные комья земли после плуга, убирать камни, сгребать сорняки.
Окучник. Название этого приспособления говорит само за себя. Производители изготавливают окучник в двух вариантах: дисковый и V-образный лемех. Дисковые окучники цепляются впереди мотоблока или по бокам. Они вращаются и не создают дополнительного сопротивления при работе. Лемех цепляется, естественно, сзади и дает возможность производить несколько операций одновременно за счет оборудования, навешенного спереди.

мотоблок с окучниками alt=»мотоблок с окучниками» width=»460″ height=»307″ />

Читайте так же:
Как сделать кран своими руками

Окучники в основном используются для возделывания картофеля

Измельчитель веток. Очень полезный инструмент, благодаря которому снижаются отходы в садоводчестве. Ведь после обрезки деревьев или после полного их удаления остается много мелких веток. На дрова они не годятся и часто сжигаются в костре. Однако благодаря измельчителю можно получить щепу, которую потом можно использовать в качестве мульчи или бросить в компост.
• Роторная щетка. С таким приспособлением, установленным на мотоблок, можно подметать большие территории, очищать асфальт или плитку от загрязнений, льда. Кроме того, это позволит выполнять подобные работы людям с ограниченными физическими возможностями.

Навесное оборудование и мощность

Не стоит упускать из виду факт, что любое оборудование, присоединенное к мотоблоку, увеличивает нагрузку на двигатель. Все виды можно условно разделить на неподвижное (плуг, лемех, лопата, борона), механическое (фрезы, косилки, щетка, измельчитель), а также смешанного типа (шнекороторный снегоуборщик, картофелекопалка, дисковый окучник, прицеп) оборудование.

Первый тип во время применения создает значительное сопротивление от трения. И мотоблоки небольшой мощности (например, до 10 л. с.) могут хуже справляться с работой, их ресурс будет сокращаться из-за большой нагрузки на двигатель.

Второй тип может успешно использоваться на блоках любой мощности, и от двигателя будет зависеть только производительность.

Третий тип также можно использовать на всех мотоблоках, однако производительность техники будет зависеть от мощности двигателя. Естественно, при перегрузках (плотная почка или, например, большой вес груза на прицепе) приведут к сокращению ресурса двигателя и мотоблока в целом.

мотоблок на участке alt=»мотоблок на участке» width=»460″ height=»345″ />

Мотоблок может выполнять практически любые виды работ и стать незаменимым помощником на участке

***
Благодаря своей многофункциональности и мощности, при разумном подходе мотоблок может не только сократить время на проведение тех или иных работ на участке, но также сэкономит деньги на покупку дополнительной техники и позволит обходиться с минимальным количеством помощников или вовсе без них.

Как сделать мотоблок

Мотоблок – нужный агрегат, но дорогой. К счастью, сделать это можно самостоятельно. Подробнее читайте в статье.

Петр Михайлович

Работа по обработке участка вручную требует много сил и временных затрат. Намного проще использовать специальный агрегат, позволяющий сократить время на вспашку и другие работы с грунтом. Новый мотоблок легко найти в магазине, но дешевле изготовить самостоятельно.

Конечно, для некоторых это будет трудно. Но в том, чтобы собрать машину самостоятельно, есть много плюсов. Один из них: будете знать устройство агрегата и при поломке сразу устраните причину.

мотоблок

Чертеж мотоблока

Чтобы собрать машину с нуля, нужно умело орудовать подручными материалами. Основа – бензопила, если её нет, то подойдут также мотороллер или мопед. Они наверняка найдутся в гараже. Если хочется по итогу получить более мощную машину, то используйте устаревшую модель мотоцикла.

Перед тем как собирать мотоблок, желательно получить базовые знания и представление о том, что нужно делать. Поможет обучающее видео. Затем приготовьте инструменты для создания чертежа. На нём указываются в подробностях детали. Не умеете рисовать – не проблема. Главное, чтобы схема была понятна вам.

  1. силовой агрегат культиватора;
  2. металлический защитный кожух;
  3. топливный бак;
  4. колесо с грунтозахватами и другие основные детали, которые могут вызвать вопросы.

Необходимо использовать следующие инсрументы, которые пригодятся при сварке и сборке агрегата.

чертеж мотоблока

Инструкция по строительству мотоблока

Делаем раму мотоблока

Должна быть сварной, но прочность необходимо сохранить, так как именно к ней будут прилегать другие детали. Пригодятся ненужные трубы из железа и сплава. Вновь понадобится схема. От прежней конструкции понадобится убрать переднюю вилку, а также другие элементы, которые могут как-то поприпятствовать мешать.

Сзади прикрепляется механизм для сцепки с остальным оборудованием. Если не совсем ясно, то видео или пособие поможет разобраться.

рама мотоблока своими руками

Двигатель мотоблока

Что подойдёт в качестве двигателя, было уже сказано ранее, но, чтобы сделать агрегат полезнее, мощности двигателя может не хватить. Тогда приобретите или найдите дизельный мотор от мотоцикла.

Сперва перестройте систему охлаждения. Это легко можно сделать, используя 12-ти вольтный движок. Одновременно с этими процессами неспеша меняется клапан. Итог – улучшение характеристик. Когда двигатель готов, его прочно крепят.

Важно понаблюдать за тем, чтобы он не болтался и не выпадал при движении. Прикрепляют рычаг. Им может быть прутик. Длина ручки выбирается самостоятельно, главное, чтобы была удобна владельцу.

Также потребуется деталь, которая защитит от едкого запаха. Его сделать совсем просто из подручных средств. Подойдёт железная банка из под кофе, например. Топливным баком послужит любая ёмкость, не пропускающая жидкость.

двигатель мотоблока

Трансмиссия мотоблока

Для самодельной машины потребуются цепи, звёздочки и переходной вал. Их можно найти у уже отжившей своё время техники. Ступицы звёздочек просто сделать без определённых знаний, достаточно представить как это должно выглядеть и иметь достаточно железа. Для редуктора потребуются пластины из железа, а также диски цилиндрической формы с зубьями.

Инструкция и план действий должен быть очень простым, чтобы система работ механизмов была понятной. Необходимо установить обычную роликовую цепь с звёздочками. Важно, чтобы был понятен принцип работы. Если нет – посмотрите объясняющее видео.

Благодаря установке данного приспособления, улучшается управляемость агрегатом. Ходоуменьшитель можно сделать своими силами, но легче купить.

Трансмиссия мотоблока

Ходовая часть мотоблока

Лучше выбирать пневмоколёса, чей диаметр не больше 10 дюймов. Подойдут от легковых автомобилей. Если потребуется работать на заиндевевших почвах, то можно заменить обычные колёса железными. На самодельном культиваторе вместо колёс можно установить почвофрезу для того, чтобы можно было вскопать грунт.

Ходовая часть мотоблока

Устройство управления

Голова машины – человек. Без него она бесполезна. Для этого предназначены рукоятки. Их можно сделать самостоятельно из двух толстых железных труб. Для удобства, придайте им такую форму, которая будет удобна вам.

На концах устанавливают ручки газа и муфты сцепления. С коробкой передач не должно возникнуть проблем. Рычаги лучше всего сделать из металлического прутика. Необходимо закрепить рычаги тормоза, а также переключатель скоростей.

Рулевой адаптер тоже подойдёт. В таком механизме сошка является сцепкой. Можно использовать шаровую опору, которая даст возможность укрепить сцепку и сделать её независимой. Вновь обратитесь к видео, если что-то не понятно.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector