Дача своими руками
Дача своими руками
Дача, что связано с дачей и загородными домами. Сайт о дачном строительстве.
Как своими усилиями сделать тележку для мотоблока
Для большинства людей в хозяйственных целях мотоблок является одним из самых главных и полезных инструментов. Благодаря нему, можно не только заниматься обработкой почвы, но также производить перевозку различных вещей: всевозможное удобрения, либо сено, топливо или собранный урожай. Но как же можно это осуществить, если данный инструмент не имеет никаких специальных приспособлений? Выход из этой ситуации довольно простой и это может быть тележка для мотоблока.
Изготовить ее самостоятельно вполне возможно, и, кстати, вы сможете сэкономить свои деньги. И все потому, что для изготовления такой тележки вам потребуются вполне обычные материалы, которые имеют небольшую стоимость. А чтобы, тележка для мотоблока получилось прочной. Ее стоит сделать своими руками, используя современные чертежи и размеры других подобных изделий.
Основные конструктивные элементы тележки
Теперь постараемся рассмотреть самый простой проект тележки, который будет без труда перевозить до 450 кг, а также такая тележка будет снабжена комфортным водительским местом.
Любой прицеп условно можно разделить на вот такие конструктивные элементы:
- тележка с кузовом,
- колеса,
- центральная рама,
- водительское место.
Поскольку большие нагрузки будут приходиться в основном на некоторую площадь, всю тележку следует усилить специальными ребрами жесткости.
Из каких материалов изготавливается рама для тележки?
Ни одна тележка не может обойтись без жесткой сварной рамы. Для того чтобы произвести эту работу самостоятельно, необходимо при помощи сварки изготовить уголки из швеллера. Последний можно отыскать в любой строительном магазине.
Приварить раму необходимо очень аккуратно, поскольку она будет выдерживать плохие сельские дороги.
Из чего можно изготовить оси для колес?
Для того чтобы изготовить ось для колес будущей тележки, нужно взять металлический прут, имеющий диаметр 30 мм и соединенный сварочным швом с продольным шарниром и с угловыми опорами. Длина этого прута должна составлять приблизительно 1050 мм (не меньше). Производить его выбор необходимо таким образом, чтобы колеса телеги не могли выходить за ее пределы.
Изготавливаем корпус для телеги.
Если вы желаете знать о том, из каких материалов изготавливается телега для мотоблока, то вы должны знать о том, что для этого случая могут быть использованы недорогие, но очень прочные материалы. Что касается монтажа этого изделия, то помните о том, что самостоятельно можно довольно просто произвести монтаж кузова из деревянных досок, по толщине в 20-25мм. Кстати, на они будут закрепляться на углам специальными уголками из стали. Эти доски монтируются к раме при помощи болтовых соединений.
Поскольку вам придется заниматься перевозкой больших грузов, лучше всего изготавливать борта откидными: за счет этого, вам будет легче производить выгрузку вещей, большого объема. В качестве колес можно использовать старые колеса из какой-нибудь старой сельхоз техники. Но в том случае, если заниматься их поиском вам некогда, то возможно могут подойти и колеса от обычной мотоциклетной коляски.
Ось должна быть отточена под нужный диаметр. Данная тележка для мотоблока будет иметь отличную проходимость. В ней можно будет перевозить любой груз по самым непроходимым дорогам.
Изготовление сцепки для прицепа производим из любого металлического куска. Для этого в нем нужно будет проделать такое отверстие, в которое без труда будет проходить наша сцепка.
Изготавливать поворотный узел, лучше всего из подшипника, имеющего нужный вам диаметр. Он должен быть хорошо закреплен при помощи сварки. Данные подшипники следует закрывать специальными пыльниками, заполнив при этом все их пространство смазкой. Если же вы не защитите должным образом подшипники, то от внешних воздействий, тележка не сможет вам долго прослужить.
Теперь настало время изготовить дно телеги для мотоблока. А днище можно изготовить из обрезной доски. Но более надежным вариантом является листовой металл. Лучше всего выбирать лист по толщине в 2-3 мм.
В заключение
Теперь вы знаете о том, как сделать тележку для мотоблока своими руками. Помимо наших рекомендаций, вам стоит посмотреть видео на эту тему. А если вы сделаете все правильно, то эта тележка для мотоблока будет вам служить верой и правдой долгое время. В общем, мы желаем вам удачи в конструировании этого элемента.
Прицепы для мотоблоков
Множество владельцев земельных участков имеют собственный мотоблок. При помощи такого агрегата можно выполнять различные работы в огороде и в поле. Однако, чтобы расширить функционал мотоблока, потребуется оборудовать для него прицепное устройство. Это позволит без труда перевозить урожай. Можно соорудить прицеп для мотоблока своими руками.
Недостатки заводских агрегатов
Самый простой и быстрый вариант – приобрести готовую тележку. Однако такое решение имеет массу недостатков:
- Не всегда в магазине могут предложить устройство, которое бы соответствовало всем требованиям владельца частного хозяйства.
- Некоторые производители экономят на деталях, что сказывается на качестве эксплуатации прицепного устройства для мотоблока.
- Не всегда цена агрегата соответствует заявленному бюджету.
По этим причинам перед покупкой прицепа необходимо разобраться, для чего он приобретается. Необходимо проконсультироваться с опытными друзьями. Это поможет без труда и лишних вложений сконструировать собственный прицеп для мотоблока.
Как собрать прицеп
Сперва стоит создать примерный план будущей работы. Он включает следующие действия:
- создание проекта;
- планирование эксплуатации основных элементов устройства;
- подготовка необходимых материалов;
- расчет требуемых затрат;
- поэтапная сборка прицепа для мотоблока;
- отделка устройства.
Каждое действие необходимо рассмотреть подробнее. Это поможет разобраться с особенностями выполняемой работы. Прицепное к мотоблоку должно отвечать требованиям безопасности и надежности. Это требует тщательного выбора деталей.
Составление проекта
План создается обязательно. Прицеп должен быть отражен на чертеже и схемах. Если эта работа выполняется самостоятельно, лучше заручиться поддержкой опытного механика. При взаимодействии с ним проект получится максимально точным.
На чертеже необходимо точно отобразить конструкцию прицепа с разных сторон. Каждый узел должен быть тщательно прорисован. Кроме того, на чертеже выставляются правильные размеры изделия. В некоторых местах потребуется сделать вырезки, чтобы отобразить соединение элементов более детально.
Эксплуатация механизма
Каждый этап работы необходимо продумать. Важно позаботиться о таких мелочах:
- Каким способом будут соединены неразборные узлы – при помощи сварочного аппарата, свинчиванием или клепкой.
- Как будут функционировать узлы.
- Каким сделать сиденье – простым или вращающимся.
- Способ соединения движущихся элементов – на шарнирах, оси, или подшипниках.
- В случаях с откидывающимся кузовом необходимо иметь самосбрасывающий узел, который оснащается ручкой.
- Важно определить, какими будут ножки для стоянки устройства.
- Продумывается и узел соединения основного узла с мотоблоком.
- Необходимо разобраться с дополнительными узлами.
Продумав такие моменты, можно приступать к подготовке необходимых материалов.
Выбор материалов
Когда особенности механической работы устройства будут определены, можно приступать к подготовке нужных для работы материалов. Для этого составляется список того, что имеется в наличии. Остальное добывается в процессе сборки. Не следует стараться сооружать такой же прицеп, как у соседей. Это может повлечь за собой дополнительные финансовые вложения.
Расчет стоимости
По списку подготовленных материалов необходимо провести расчет. Из ряда материалов следует убрать все элементы, которые уже имеются. Затем необходимо рассчитать цену на остальные материалы. Необходимо исходить из средней и высокой цены. Затем следует рассчитать цену инструментов. При наличии сварочного аппарата придется приобрести только газ или электроды.
Однако все предугадать не получится. К примеру, если решено приделать к устройству сиденье, а оно слишком старое, придется искать другое. Однако при наличии дешевых элементов конструкцию можно создать довольно функциональной.
Поэтапная сборка прицепа
Работа по сборке прицепа для мотоблока выполняется в несколько этапов:
- следует отобрать элементы прицепа;
- затем их очищают от ржавых пятен;
- после детали обрезаются, если это предусмотрено чертежом;
- элементы подгоняют друг к другу;
- их соединяют воедино.
Когда все работы будут завершены, можно окрасить изделие.
Основная работа
Самой простой рамой для будущего устройство является конструкций из двух труб и подсоединенных к ним колес. К раме при помощи болтов прикрепляют кузов. Возможна установка рессоры, чтобы смягчить тряску прицепа на кочках.
Собрать тележку для мотоблока будет намного проще, если в хозяйстве имеется собранная колесная база. Она может быть от мотороллера или машины. При отсутствии возможности купить готовую базу следует выполнить ее самостоятельно. Можно даже взять колеса от трактора. Иногда приходится уменьшать разлет колес. Для этого ось обрезается и привариваются ступицы.
Сборка прицепа
Когда все элементы устройства подготовлены, можно начинать непосредственно сборку прицепа:
- На главную профильную трубу приваривают дополнительный элемент. Он будет служить осью. Можно приварить готовую колесную базу.
- С другой стороны следует закрепить сцеп для мотоблока.
- На окончания оси следует насадить ступицы.
- Колеса крепятся на болты.
- Затем следует приделать упор для стоянки агрегата.
- На конечном этапе на устройство крепят крылья и кузов.
В завершение работы крепят сиденье. Такой алгоритм поможет разобраться, как сделать прицеп к мотоблоку самостоятельно.
Кузов
Его выполняют из металлических листов или дерева. Установка ребер жесткости необходима для повышения надежности и прочности конструкции. В случае с деревянным кузовом имеет смысл усилить углы металлическими элементами. Задний борт выполняется открывающимся. Размеры прицепа для мотоблока выбираются в зависимости от особенностей эксплуатации.
Монтаж колес
Одним из вариантов монтажа ступицы является ее напрессовка. Заднюю зону ступицы необходимо расточить, а затем насалить на ось. Не следует допускать перекосов. На штифты устанавливают колеса. Затем необходимо закрутить гайки. В конце работы необходимо ввинтить колпак. Понять особенности работы поможет простой чертеж.
Если для сборки прицепа были куплены простые колеса на оси, вращающейся не в подшипнике, стоит выполнить фиксацию другим способом. В поперечину рамы необходимо вставить уголок. К ней можно приварить отрезок трубы. В нижней части уголка следует выполнить отверстие, чтобы закрепить ось колеса.
Сцепное устройство
При наиболее простом варианте сцепа для мотоблока он изготавливается из небольшого количества деталей. Сцеп собирается из трех кусков труб. Кроме того, понадобятся детали для соединения тележки с мотоблоком. Механизмы от различных производителей могут сильно отличаться. Поэтому на место тройника придется искать элемент, который подходит для определенной модели мотоблока.
Сцеп вставляют в раму и фиксируют болтами. Вверху узла сцепа устанавливается вращающийся механизм. Он выполняется из отрезка трубы, тройника и штока, на который он насаживается. Шток заранее промасливают. Для этого выбирают солидол или тавот. Чтобы уменьшить колебания, следует установить рессоры.
Двухосные тележки
Одноосный прицеп отличается одним недостатком – необходимостью точно определить центр тяжести. Если выставить его неправильно, груз будет либо заваливаться назад, либо создаст высокую нагрузку на точку сцепа.
Важно разобраться, и как выбрать ступицу прицепа для мотоблока. Для перемещения прицепа необходимо приделать ей колеса. Можно выбрать готовый блок от автомобиля. Оптимальный выбор – колеса от мотоколяски. Они выполняются с нужными ступицами. Довольно часто владельцы мотоблоков выбирают заднюю балку от ВАЗ 2109. Это объясняется ее дешевизной.
Особенности сцепки прицепа с мотоблоком
Прицеп соединяется с мотоблоком через сцепку. Следует разобраться, как ее выполнить в случае со стандартным мотоблоком. Однако следует понимать, что мотоблоки от разных производителей выполняются с разными сцепными узлами. Поэтому в конкретном случае придется разбираться с особенностями сцепки.
Верхняя часть сцепки представляет собой ось в двух подшипниках. Вокруг нее должен перемещаться оборотный узел. Чтобы защитить подшипники, нужно установить на них пыльники. Промежуток между этими элементами заполняют смазкой.
Консоль подсоединяется к водилу. Оно фиксируется на раме прицепа – при помощи продольного шарнира. Крепление водила к шарниру выполняют болтом М8 и упорным кольцом. Благодаря такому креплению прицеп будет отлично перемещаться по любой дороге.
Сцепка выполняется довольно просто. Для этого необходимо взять трубу 60х30 мм и подсоединить ее к лонжеронам и консоли. Благодаря этому можно создать двухлучевое водило.
Итоги
Мотоблок представляет собой устройство для вспахивания земли и сборки урожая. Им можно косить траву и убирать снег. Этот функционал можно существенно расширить, если подсоединить к мотоблоку прицеп. Это объясняется тем, что устройство чаще всего применяется для перевозки различных грузов. Прицепы продаются в магазинах, однако такое устройство можно собрать и своими руками. Оно так же важно, как плуг или другое навесное оборудование.
Для этого потребуется создать точный чертеж конструкции и подготовить все необходимые детали. Многие из них уже имеются в хозяйстве владельцев мотоблоков. Другие элементы можно купить за небольшую цену с рук или в специализированном магазине.
Самодельный прицеп для мотоблока
Мотоблок – это устройство особой важности в хозяйстве любого фермера. Особенно актуален вопрос в период сбора урожая, но и для бытовых нужд он используется повсеместно. Если вы задумались о мотоблоке с прицепом, то часть своего бюджета стоит потратить на отличной мотор высокой мощности, а прицеп достаточно просто соорудить своими руками.
Прицеп для минитрактора своими руками может быть изготовлен из любых средств, которые есть в вашем арсенале. Размеры, форма – все это по вашим желаниям. Соответственно, только ваша фантазия, наличие комплектующих частей и сложившиеся потребности станут критериями в осуществлении вашей цели.
Преимущества самодельной конструкции
Впервые в России заводской мотоблок появился в середине XX века, он был выпущен в Перми. С этого момента устройство обрело широкую популярность среди землевладельцев. И по сей день оно остается значимым помощником в сельскохозяйственной деятельности.
Мотоблок представляет собой одноосную устойчивую телегу с прикрепленной на ней двигателем средней или высокой мощности. Но основную функцию по пахотным работа берет на себя навесное оборудование, которое прикрепляется к мотоблоку. Например, прицеп позволяет перевозить большие грузы. Существуют заводские грузовые тележки, но стоимость их немалая, поэтому целесообразно знать, как сделать прицепное оборудование самостоятельно. Рассмотрим основные преимущества такого варианта:
- Экономичность. Самодельная телега обходится в разы дешевле купленного агрегата.
- Заводские тележки чаще всего выпускаются стандартными, больше ориентируясь под минитракторы и автомобили. А потому случаются несостыковки в габаритах прицепа и мотоблока. Проявляется это в креплениях, высоте сиденья и др.
- Готовые прицепы могут иметь низкие эксплуатационные качества. А потому прослужит такое устройство в работе недолго. В прочности самодельной конструкции вы будете уверены.
Перед тем как приступить к изготовлению самодельного прицепа к мотоблоку, следует внимательно изучить схемы и составить чертежи. Это позволит избежать многих проблем, которые могут возникнуть в процессе монтажа.
Подготовка к сборке
Когда вы определились с целями и размерами, необходимо приступить к изучению чертежей будущей телеги. На эти моменты следует обратить внимание при подготовке к конструированию:
- Соотношение габаритов тележки и мощности минитрактора. Очень важно сделать так, чтобы размеры прицепа соотносились с шириной грядок. Поэтому такой прицеп должен быть равным по ширине с культиватором. Если задние колеса прицепа будут шире передних, то это не критично. После того, как размеры прицепа определены, стоит разобраться с мощностью мотоблока. Если у культиватора мощность равна 4,5 лошадиным силам, то это означает, что устройство будет выдерживать нагрузку примерно до 250 кг. Следовательно, это позволит рассчитать объем будущего кузова.
- Зная, для каких целей сооружается прицеп, можно понять, необходим ли самосброс или нет. Если конструкция будет использоваться под корнеплодные культуры, овощи, удобрения и др., чтобы не разгружать самому, можно сбросить груз к себе на участок.
- Ходовая часть может быть исполнена в 2 вариантах: колеса на подшипниках или на оси. Последнее найти сложнее, но дешевле. А подшипники дороже, но с ними удобнее осуществлять ремонтные работы и сборку. При принятии решения немаловажным остается аспект размера колес и предполагаемая нагрузка на них.
- Сиденье должно быть расположено таким образом, чтобы было удобно вести мотоблок и это не мешало открытию кузова.
- Необходимо установить тормоза и опору для стоянки тележки. Опора нужна для того, чтобы тележка не заваливалась без мотоблока.
Теперь, когда намечены цели, составлен план, готов чертеж, нужно определиться с тем, из какого материала будет выполнена задумка. И далее приступаем к присоединению прицепа к мотоблоку.
Материал и запчасти
Конечно, прицеп будет из того, что есть под рукой. Это может быть задний мост ВАЗа или что-нибудь еще. Но стоит ознакомиться с некоторыми особенностями изделий:
- Металлический кузов должен быть не тоньше 3,5 мм, тогда он сможет прослужить долгую службу. К такой телеге обязательно должны быть прикреплены ребра жесткости, чтобы кузов «не просел». Деревянный кузов менее долговечен, но менее дорог.
- Важное значение имеет диаметр и ширина колеса. Чем выше колесо, тем большей проходимостью будет обладать мотоблок с прицепом. Чаще всего применяют колеса от велосипеда или мотоцикла.
- Для самосброса (при наличии) необходимо приобрести готовые комплектующие. Они доступны в продаже и обладают невысокой стоимостью.
- В качестве рамы сгодится арматура или трубы небольшого диаметра.
- В качестве водительского места можно использовать сидение от стульев или кресел.
Стоит помнить, что чем меньше окажется масса прицепа, тем лучше это скажется на грузоподъемности мотоблока.
Изготовление прицепа
- Первое, с чего стоит начать, — это сборка рамы. Ее форма (квадрат или прямоугольник) зависит от размера прицепа. Важно не забыть сделать ребра жесткости на ней для того, чтобы потом прикрепить ходовую часть и прочие узлы соединения. Удобнее будет, если ходовая часть будет скреплена с подшипниками. Получится самодельная ступница. Если вы привариваете ходовую часть на ось для прицепа, то следует установить съемное крепление к раме уголками вниз.
- Переходим к установке сцепного устройства. Так как на различных моделях мотоблока механизм крепления различный, то будет лучше, если он будет покупной. Устанавливают сцепку на отрезке трубы, которая приварена к раме.
- Монтаж кузова. Металлический кузов из нержавеющей или листовой стали подойдет наилучшим образом. Подготовкой к кузову станет сваривание ребер жесткости на дне, а также борта для него. К этим ребрам, по внутренней стороне, приваривают металлический профиль соответствующего размера. Перед установкой кузова стоит позаботиться о монтаже узла самосброса (при наличии). В этом случае понадобится 2 рамы: под кузов и основную раму.
- Установка сиденья для управления. На раме необходимо сварить одну большую или две маленькие трубки, перпендикулярно оси, на которой будет построено место для водителя. Далее устанавливается из других трубок или досок место, которое оснащается мягким сиденьем. Возможна просто установка кресла или стула.
Изготовить прицеп к мотоблоку не представляется сложным процессом. Обладая элементарным навыком сварочных работ и необходимыми инструментами, справиться с этим будет под силу любому человеку. Преимущества налицо: желаемые габариты прицепа, его устройство, а также финансовая выгода.
Тележка для мотоблока своими руками – размеры, чертежи, рекомендации по сборке
Мотоблок можно встретить практически в каждом подсобном хозяйстве, где предполагаются работы на земле. Помимо основной задачи – обработки грунта, этот движитель вполне может стать транспортным средством, как минимум грузовым.
Существуют готовые конструкции, предлагаемые как производителями тяговых устройств, так и сторонними изготовителями. Телега на мотоблок превращает его в полноценное транспортное средство, которое прочно стоит на земле тремя или четырьмя колесами.
Однако, подвезти инструменты на поле, забрать урожай, заготовить в лесу дрова – с этими задачами тележка на мотоблок успешно справляется. Учитывая простоту конструкции, такое полезное приспособление легко можно изготовить самостоятельно.
Какие инструменты и материалы нам понадобятся
- Стальной профиль (квадратная труба), 20-40мм или 30-50мм, для изготовления рамы и рулевого механизма;
- Стальной уголок толщиной 3 мм, со стороной 30-40мм;
- Листовое железо 1,2-2мм, или профнастил с мелким шагом для изготовления кузова. Этот элемент можно изготовить из досок или фанеры;
- Труба стальная для изготовления оси (в зависимости от конструкции колес);
- Колеса с пневматическими шинами, соответствующие расчетной нагрузке
- Болты, гайки, и прочий крепежный инструмент;
- Заклепочник с набором заклепок разного размера;
- Угловая шлифовальная машина (болгарка) с отрезными и обдирочными дисками;
- Сварочный аппарат;
- Сверлильный станок или дрель.
Чертежи для тележки лучше разработать самостоятельно, исходя из характеристик вашего мотоблока. Мы предлагаем для ознакомления типовую конструкцию.
Иллюстрация дает общее представление об изделии. При разработке собственного проекта вы сами определите, какие элементы конструкции в каком сочетании должны присутствовать в тележке.
Основные компоненты изделия
- Рама. Изготавливается сварным способом из профтрубы;
- Кузов. Возможны различные варианты. Из досок или фанеры, закрепленных на стальных уголках. Из стальных листов, при помощи сварки. Борта могут быть фиксированными или откидными;
- Сцепное устройство (дышло). Длина подбирается исходя из удобства управления мотоблоком. Является продолжением (элементом) рамы;
- Сидение. Крепится на сцепном устройстве или в кузове, в соответствие с конструкцией мотоблока;
- Рулевой механизм. Самый сложный элемент конструкции. Должен обеспечивать горизонтальное шарнирное сочленение дышла со сцепным приспособлением мотоблока. По возможности надо обеспечить шарнир с двумя степенями свободы. Иначе на местности со сложным рельефом будут возникать дополнительные нагрузки на скручивание между рамой и мотоблоком;
- Подвеска. Может быть портальной или осевой, в зависимости от конструкции колесных дисков. Возможна установка упругих элементов, но это усложняет конструкцию и снижает грузоподъемность. При малых скоростях и достаточной высоте профиля шин – амортизаторы не обязательны.
Если мощность мотоблока позволяет, можно изготовить четырехколесную тележку. Это повышает устойчивость, и дает преимущество при перевозке габаритных грузов.
В таком варианте передняя ось выполняется на поворотной платформе. Сочленение с мотоблоком может быть жестким или шарнирным. В первом случае возрастает усилие при повороте, во втором – необходимо минимизировать люфты в шарнире.
Как своими руками сделать тележку для мотоблока, практические рекомендации
После того, как вы рассчитали размеры (для мотоблоков мощностью до 5 л/с оптимальные габариты кузова 1м * 1,5м), приступаем к нарезке профтрубы для рамы.
Собирать конструкцию следует на ровной поверхности с применением дуговой электросварки. Для размеров профиля 40-50мм, усиливающие косынки по углам не нужны. Конструкция обладает достаточной жесткостью. Главное – добиться качественного равномерного шва по всему периметру стыков.
Разумеется, швы шлифуются при помощи болгарки.
Затем свариваем обрамление бортов кузова. Для этого достаточно профиля 20-30мм. Очень важно соблюсти соответствие размеров рамы и боковых частей, иначе собрать кузов будет затруднительно.
Обшивка в данной конструкции из листового железа 1,5мм. Соединения винтовые, с резьбой в профтрубе.
Перед сборкой металл необходимо зачистить от коррозии и обработать преобразователем ржавчины с грунтующими свойствами.
Борта кузова гладкие изнутри, для удобства перевозки сыпучих грузов. Примеряем конструкцию на раме.
Перед окончательной сборкой тщательно окрашиваем элемента рамы. Можно использовать обычную масляную краску по металлу. На грунтованной поверхности адгезия будет достаточной. Если позволяют средства – используйте специальные красящие составы с полимерным наполнителем.
Такая поверхность более устойчива к истиранию. Или по окончании сезона поверхность кузова необходимо подкрашивать.
Устанавливаем настил кузова, предварительно его окрасив.
После закручивания крепежа – проходим краской по головкам болтов и местам, где покрытие повредилось при монтаже.
Из самой толстой профтрубы изготавливаем сцепное устройство (дышло).
Конструкция предусматривает кузов – самосвал. Поэтому строго посередине устанавливаем оси для откидного механизма. Здесь важно соблюсти точную ориентировку и соосность, иначе при подъеме кузова механизм будет клинить.
Втулки оси крепятся через усиливающую пластину, толщиной 5 мм. Такие же усилители навариваются на сцепное устройство, выполняющее роль основной рамы.
После окончательной сварки проверяем свободный ход механизма. Конструкция самосвала неразборная, поэтому важно правильно установить оси с первого раза, чтобы не пришлось переваривать.
Колеса вместе со ступицами взяты от старой сельхозтехники. Переходные втулки выточены своими руками на токарном станке. На ступицах заменены подшипники – просто подбирались по диаметрам.
Готовая конструкция приварена к трубе, выполняющей роль оси.
Системы подвески в классическом понимании нет. Ось на раму установлена жестко. В качестве амортизаторов выступают высоко-профильные шины.
Откидной задний борт установлен на мощных петлях для железных ворот. Створка откидывается вниз, на верхней части установлены защелки – фиксаторы борта.
Подъемного механизма не предусмотрено. Балансировка рассчитана таким образом, что пустой кузов откидывается назад под своим весом. Для фиксации на раму и переднюю часть кузова наварены втулки. В качестве замка используется стальной палец, фиксируемый шплинтом.
К изготовлению рулевого шарнирного соединения следует подойти с особой ответственностью.
Конструкция выточена из стального круга диаметром 50 мм. Использованы шпильки из закаленной стали. Подшипниковое соединение тут ни к чему, интенсивность движения шарнира низкая. Достаточно регулярной смазки.
Устанавливаем конструкцию на сцепное устройство мотоблока. Вертикальный шарнир (рулевой) установлен на штатном прицепном пальце. Втулка горизонтального шарнира выполнена съемной, и прикручивается к дышлу болтами.
Мы рассмотрели способ как сделать телегу к мотоблоку и прицеп для трактора в одном изделии. Поэтому вместо рулевого сочленения можно устанавливать стандартное шаровое сцепное устройство. И телега используется как прицеп.
Грузоподъемность в качестве прицепа рассчитана 400-500 кг. При работе с мотоблоком, без учета веса водителя можно перевозить до 300 кг. Сидение оборудовано в передней части кузова, из уголка и широкой доски. Хотя тут возможности для творчества ограничены лишь вашей фантазией.
Тележка для мотоблока своими руками – вполне реальный проект. При наличии элементарных слесарных навыков и качественных материалов, результат получается не хуже фабричного. А стоимость – в разы меньше.
Смотрите видео, как сделать тележку своими руками из того, что можно найти на свалке металлолома.
Как сделать телегу для мотоблока
Ведение сельского хозяйства требует больших вложений сил и времени. Заводское прицепное оборудование существенно облегчает работу на участке, но стоит больших денег. Пошаговая инструкция, как сделать телегу для мотоблока своими руками, поможет обзавестись полезным приспособлением для перевозки грузов. А чертежи, размеры и фото процесса помогут выполнить работу правильно.
Особенности
Тележка для мотоблока – это прицепное устройство, позволяющее перевозить тяжелые и габаритные грузы на относительно небольших садовых участках. Прицеп используют для подвоза корма для животных, стройматериалов, удобрений или отвоза мусора.
Простейший заводской вариант тележки стоит около 20000 рублей, но имеет малую функциональность и не рассчитан на выполнение сложных задач.
Самодельные конструкции лишены таких недостатков. Стоимость материалов и выполнения работ в несколько раз дешевле, а конструкция легко адаптируется под текущие нужды.
Обратите внимание! Главный недостаток самодельных тележек – мастер должен обладать навыками работы сложными инструментами.
Варианты тележек
По типу кузовной части приспособление делят на:
- цельные модели;
- с открывающимися бортами;
- самосвальные телеги.
Конструкции цельного типа используют для перевозки тяжелых грузов. Борта жестко соединены между собой и не открываются. Крепкое сцепление боковых сторон позволяет перевозить грузы в насыпном или упакованном виде.
Откидывающиеся борта облегчают погрузку и разгрузку прицепа. Усиленная рама позволяет использовать их в качестве дополнительной площади. В зависимости от целей использования тележки, стенки делают открывающимися сзади и по бокам.
Самосвалы преимущественно используют для перевозки сыпучих материалов. Опрокидывающаяся система позволяет высыпать груз на поверхность, ускоряя и упрощая выгрузку. Для крупных большегрузных телег устанавливают гидравлический подъемник.
Обратите внимание! Выбор кузовного типа зависит от целей использования прицепного оборудования. Если мастер не планирует перевозить сыпучие материалы, то предпочтительно делать конструкцию с открывающимися бортами. Прицеп будет крепче за счет отсутствия подвижных элементов.
Из чего состоит тележка для мотоблока
Чтобы обзавестись прицепом, мастеру нужно сделать:
- раму;
- кузов;
- ось и ходовую часть;
- сцепку.
Помимо этого, при работе используют:
- ступицы колес;
- колеса с покрышками;
- прицепное автомобильное устройство.
Инструменты и материалы
Проведение сборки напрямую связано с обработкой металла. Поэтому важно иметь под рукой сварочный аппарат, болгарку и набор дисков для резки и шлифовки металлических деталей.
Кроме этих инструментов, в работе задействуют:
- рулетку или другие измерительные устройства;
- молоток;
- пассатижи;
- зажимы для сварки, струбцины;
- дрель и сверла по металлу;
Также потребуются такие материалы:
- металлопрофиль 60х60 мм или 60х30 мм для рамы;
- металлопрофиль 30х30 мм или 25х25 мм для поперечин;
- уголки 25х25 мм для кузова;
- стальной лист толщиной 2 мм для дна;
- оцинкованный лист 1 мм для отделки бортов;
- крепежные элементы: болты, петли, гайки, заклепки.
Эта часть принимает на себя основную нагрузку прицепа. Поэтому она должна быть максимально прочной.
Рама представляет собой цельную сварную конструкцию из металлопрофиля по лонжеронной системе. Пошаговый процесс сборки выглядит следующим образом:
- Внешний контур делают из прочной трубы 60х60 мм, а для поперечин (траверсов) используют 30х30 мм.
- Детали разрезают и раскладывают на ровной поверхности.
- Стыки приваривают небольшими швами.
- Перед тем, как сварить каркас основательно, проверяют правильность сборки угольником. Все углы должны быть равны 90°.
- После проверки правильности соединений проводят основательную сварку.
- Готовую раму грунтуют и окрашивают
Читайте также:Как собрать картинг своими руками
Кузов
Детали кузова размечают по раме, оставляя небольшой запас для сварки стоек и бортов. Каркас изготавливают из металлических уголков 25х25 мм.
- Уголки основания сваривают между собой и затирают швы. Для самосвальных систем устанавливаю поперечину, к которой в дальнейшем крепят петли. Поперечная балка обеспечит дополнительную прочность при откидывании.
- Заготовки для бортов соединяют. Из листа оцинкованного железа вырезают обшивку и закрепляют на раме боковины заклепками.
- Для днища кузова вырезают полотно из стального листа, приваривают к основанию с шагом 3-4 см.
- К основанию приваривают передний борт, а затем боковые стороны.
- Заднюю часть делают в последнюю очередь. Для соединения с нижней частью кузова используют мебельные петли, а по краям устанавливают замки. Крепежные элементы будут удерживать борт в закрытом состоянии.
Пример собранной рамы и кузова показан на видео:
Ходовая часть
Этот элемент считают самым сложным в изготовлении. Поэтому опытные мастера рекомендуют соорудить ходовую на жигулевском мосту или сделать из балки ВАЗ 2109. Если же в наличии нет автомобильных частей, их изготавливают самостоятельно.
Для изготовления оси используют балку толщиной более 30 мм и длиной около 1 м. По краям трубы устанавливают ступицы. Ось приваривают к раме на подготовленные заранее опоры.
Обратите внимание! Длину оси выбирают так, чтобы колеса не сильно выступали за пределы прицепа. Если длина выбрана меньше положенной, то колеса могут цеплять края и мешать движению.
Читайте также:Окучник для мотоблока своими руками
Сцепка
Важный элемент, соединяющий прицеп с мотоблоком. Дышло прицепа делают из 2-х металлопрофилей 60х60 по двулучевой схеме. Балки приваривают к углам передней части рамы и между собой. Для надежности соединения стыки усиливают. В результате получается треугольная конструкция.
Для реализации простейшей сцепки к дышлу приваривают кольцо из арматуры толщиной не менее 20 мм. Допустимо использовать автомобильный сцепной механизм между фаркопом и прицепом. Это упростит задачу и обеспечит необходимую прочность.
Важно! Механизм сцепки должен подходить к креплению мотоблока. В противном случае движение транспорта усложнится и может привести к поломке техники.
В некоторых случаях важно, чтобы прицеп стоял ровно после отсоединения от мотоблока. Для этого к сочленению дышла приваривают подвижную подставку. При разворачивании она создает необходимый упор.
Дополнительные элементы
Важным дополнением для любой самоходной тележки является наличие тормозной системы. На небольшой скорости и по ровной местности прицеп ведет себя безопасно. Но при перевозке тяжелых грузов ситуация резко изменяется.
Чем больше масса, тем выше инерционная сила. Груженый прицеп тяжело сдвинуть с места и остановить после набора скорости. Поэтому наличие тормозной системы считают важным элементом безопасности устройства.
Прицеп с тормозами делают из готовых автомобильных частей. Подойдет стояночный тормозной привод. Педаль размещают рядом с подставкой для ног водителя. Трос пропускают под рамой и подключают к тормозным колодкам колес.
При нажатии на педаль происходит натяжка троса, тормозные колодки блокируют движение колес.
Обратите внимание! Задача упростится, если мастер используют ходовую часть на жигулевском мосту с установленной тормозной системой. Останется лишь подключить трос.
Читайте также:Мотособака своими руками
Сборка
После подготовки всех элементов конструкцию собирают в единое целое. Кузов крепят к раме по всему периметру (для цельной жесткой системы) или соединяют петлями (для самосвального типа). В последнем случае петли приваривают к задней части рамы и днищу кузова.
Раму ставят на ходовую часть и приваривают. Для повышения прочности в точках крепления устанавливают дополнительные опоры. Соединение должно выдерживать вес груженого прицепа при перемещении по неровной местности.
В передней части кузова ставят автомобильное водительское кресло. Его можно заменить небольшой тумбой с мягким сиденьем. К дышлу приваривают подставку для ног.
Рядом с подставкой устанавливают педаль тормоза, подключают ее к тормозному тросу. Обратный конец троса соединяют с тормозной системой обоих колес.
Прицеп соединяют с мотоблоком с помощью соединительных элементов на дышле, проверяют плавность передвижения. После тестового заезда тележку заполняют грузом для проверки прочности.
Зная, как сделать телегу для мотоблока своими руками, можно быстро и дешево обзавестись полезной техникой. Чертежи и размеры прицепа, а также фото выполнения пошаговой инструкции помогут выполнить сборку правильно и точно. Делитесь в комментариях впечатлениями и собственными примерами прицепного оборудования.