Bitavtoptz.ru

Бит Авто
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Распределительный вал и его привод

Распределительный вал и его привод

Распределительный вал – чугунный, литой, вращается на пяти опорах в алюминиевом литом корпусе подшипников, установленном на головке цилиндров. От осевых перемещений удерживается упорным фланцем, помещенным в проточке передней опорной шейки вала. Основные размеры распределительного вала и корпуса подшипников распределительного вала даны на рис. Основные размеры распределительного вала и расточек в корпусе подшипников распределительного вала .

Основные размеры распределительного вала и расточек в корпусе подшипников распределительного вала

Распределительный вал и его привод

На автомобилях ВАЗ выпуска до апреля 1982 г. устанавливались распределительные валы с кулачками и опорными шейками, закаленными токами высокой частоты. С апреля 1982 г. устанавливались азотированые распределительные валы. С 1984 г. на валах маркируется год выпуска. С 1985 г. устанавливаются распределительные валы с отбелом кулачков; эти валы имеют отличительный шестигранный поясок между 3-м и 4-м кулачками.

Клапаны приводятся в действие распределительным валом через короткие стальные рычаги 4 (см. рис. Разрез головки цилиндров по выпускному клапану ). Рычаги качаются на сферической головке болта 7, которым регулируется зазор А между кулачками распределительного вала и рычагами.

Разрез головки цилиндров по выпускному клапану

Распределительный вал и его привод

Привод распределительного вала

Привод распределительного вала осуществляется от ведущей звездочки 5 (см. рис. Схема механизма привода распределительного вала и вспомогательных органов ) коленчатого вала двухрядной роликовой цепью. Этой же цепью приводится и звездочка 4 вала привода масляного насоса. Цепной привод имеет полуавтоматический натяжитель 8 с башмаком 7 и успокоитель 3 цепи с резиновыми накладками. В нижней части блока цилиндров устанавливается ограничительный палец 6, предотвращающий спадание цепи в картер при снятии на автомобиле звездочки распределительного вала.

Схема механизма привода распределительного вала и вспомогательных органов

Распределительный вал и его привод

Натяжитель состоит из корпуса 2 (см. рис. Разрез натяжителя цепи ), стержня 3 с двумя пружинами, плунжера 7 и колпачковой гайки 1 с зажимным сухарем 9, который фиксируется в гайке стопорным кольцом. Плунжер удерживается от выпадения из корпуса стопорным кольцом 4.

Разрез натяжителя цепи

Распределительный вал и его привод

Распределительный вал и его привод

1. Зазоры регулируйте на холодном двигателе, предварительно отрегулировав натяжение цепи. После регулировки зазор должен быть 0,14–0,17 мм.

2. Поверните коленчатый вал по часовой стрелке до совпадения метки на звездочке распределительного вала с меткой на корпусе подшипников, что будет соответствовать концу такта сжатия в четвертом цилиндре. В этом положении регулируется зазор у выпускного клапана 4-го цилиндра (8-й кулачок) и впускного клапана 3-го цилиндра (6-й кулачок).

3. Ослабьте контргайку регулировочного болта рычага.

4. Вставьте между рычагом и кулачком распределительного вала плоский щуп А.95111 толщиной 0,15 мм и гаечным ключом завертывайте или отвертывайте болт 2 с последующим затягиванием контргайки 3, пока при затянутой контргайке щуп 1 не будет входить с легким защемлением.

5. После регулировки зазора у выпускного клапана 4-го цилиндра и впускного клапана 3-го цилиндра последовательно поворачивайте коленчатый вал на 180° и регулируйте зазоры, соблюдая очередность, указанную в таблице.

Последовательность регулировки зазоров в клапанном механизме

Замена распредвала нива шевроле

Средний срок службы распредвала автомобиля Нива составляет 100–150 тыс. км, в зависимости от условий эксплуатации и качества купленной запчасти. Признаками его поломки может стать постоянно глохнущий двигатель, потеря мощности и стук клапанов. Хотя перед тем как будет проведена замена распределительного вала Нива новой деталью, следует убедиться, что старая не подлежит ремонту.

В этой статье будут подробно описаны наиболее важные аспекты связанные с неисправностью, ремонту и замене распредвала для знаменитого отечественного внедорожника НИВА.

Устройство распредвала на Нива 2121

Распределительный вал – чугунный, опирается на пять шеек и вращается в алюминиевом корпусе подшипников, установленном на головке блока цилиндров. Основные размеры распределительного вала и корпуса подшипников даны на рис. 2-54

Поверхности кулачков отбеливаются для повышения износостойкости. От осевых перемещений распределительный вал удерживается упорным фланцем, помещенным в проточке передней опорной шейки вала.

Привод распределительного вала. Осуществляется от ведущей звездочки 5 (рис. 2-55) коленчатого вала двухрядной роликовой цепью 2. Этой же цепью приводится и звездочка 4 вала привода масляного насоса. Цепной привод имеет полуавтоматический натяжитель 8 с башмаком 7 и успокоителем 3 цепи с резиновыми накладками.

В нижней части блока цилиндров установлен ограничительный палец 6, предотвращающий спадание цепи в картер при снятии на автомобиле звездочки 1 распределительного вала.

2.2.1.3 Осмотр, проверка и ремонт головки блока цилиндров

Распредвал без рокеров (постель) на ВАЗ Классика, Нива, Шевроле Нива

Уважаемые покупатели, во избежание ошибок при отправке распределительного вала в сборе, в строке «Комментарий» указывайте модель и год выпуска вашего автомобиля.

Распределительный вал или (распредвал) — это главный элемент газораспределительного механизма (ГРМ), который служит для обеспечения сгорания горючей смеси в камере сгорания, синхронизации тактов работы двигателя — своевременного впуска воздуха и выпуска отработанных газов. Распердвал расположен в верхней части ГБЦ (головки блока цилиндров), и соединяется со шкивом или зубчатой звёздочкой коленвала при помощи ремня ГРМ или цепи.

Распределительный вал ВАЗ 21213 – чугунный, литой, вращается на пяти опорах в алюминиевом литом корпусе подшипников, установленном на головке цилиндров. От осевых перемещений удерживается упорным фланцем, помещенным в проточке передней опорной шейки вала.

Составной частью распредвала являются его кулачки, количество которых традиционно соответствует количеству впускных и выпускных клапанов двигателя. Таким образом, каждому клапану соответствует индивидуальный кулачок, который и открывает клапан, набегая на рычаг толкателя клапана. Когда кулачок «сбегает» с рычага, клапан закрывается под действием мощной возвратной пружины.

Нива 2121 – особенности распредвала

На первый взгляд, распредвал автомобиля НИВА очень схож с любым другим распредвалом, однако есть некоторые моменты, по которым можно с лёгкостью определить, что эта деталь именно для НИВЫ.

  1. На большинстве распредвалов имеется шестигранник под ключ (обычно на 27) между кулачками второго цилиндра. Распредвалы, которые изготавливаются для автомобиля НИВА, имеют сразу два шестигранника на своей оси (между кулачками второго цилиндра и третьего). Визуально это является главной отличительной особенностью этой детали.
  2. Следующим отличительным фактором является расстояние между базой и вершиной кулачка. Если необходимо убедиться, что деталь именно для НИВЫ, и наличие второго шестигранника для вас ещё не гарантия подлинности изделия, берите в руки штангенциркуль и приступайте к измерению. Базовый размер кулачка распредвала в большинстве случаев один и тот же и составляет 30 миллиметров. А вот расстояние от базы до вершины у НИВЫ составляет 37 миллиметров. Измерив любой другой распредвал, расстояние окажется не больше 36.3 миллиметров.

Если оба из этих пунктов соблюдаются, будьте уверены – запчасть подлинная и можно приступать к установке распредвала на вашу НИВУ.

Стук распредвала на Нива 2121 – в чем проблема?

Такая проблема как стук коленчатого вала на Нива 2121 знакома многим водителям, но далеко не все понимают момент, когда начинает стучать распределительный вал. Связано это с тем, что звуки, которые слышит водитель в подобной ситуации, сильно похожи. Определить, что стучит коленчатый вал, а не любой другой агрегат автомобиля, достаточно просто:

  • Стук распредвала можно назвать «глухим», и он проявляется при старте холодного двигателя;
  • Звуки, которые издает неисправный коленчатый вал, как отмечалось выше, похожи на звуки, возникающие при проблемах в распределительном вале, но имеются некоторые отличия. Если стучит коленвал, то при наборе оборотов звук становится значительно более звонким.

Следует понимать, что услышать стук в распределительном вале можно только при «холодном» старте двигателя, поскольку за время простоя смазка полностью уходит от трущихся деталей. Как только двигатель начнет работать, масло начнет смазывать подшипники. Через некоторое время они получат необходимое количество смазки, и стук распредвала прекратится.

Распределительный вал автомобиля Нива 2121 состоит из ряда элементов, и неисправность большинства из них приводит к появлению характерного стука в процессе работы двигателя автомобиля. Если вы услышали, что стучит распредвал, можно предполагать одну из следующих причин:

  • Проблемы с постелью распределительного вала. В такой ситуации самостоятельный ремонт невозможен. Потребуется проводить расточку или хонингование постели распределительного вала или полностью менять деталь;
  • Неисправность системы смазки. Даже малое отклонение работы системы смазки от нормы может привести к тому, что распределительный вал начнет стучать. При этом причина может быть связана не только с малым количеством поступающего масла, но и с его качеством. Если в процессе прохождения по агрегатам в масло попадает охлаждающая жидкость или другие примеси, оно начинает хуже справляться со своими задачами;
  • Деформация распределительного вала или его механическое повреждение (его частей). В качестве наиболее распространенных проблем можно привести лопнувшие опоры распределительного вала и сломанные шейки; Нарушены регулировки процесса подачи топлива;
  • Выработан ресурс кулачков. Данную неисправность можно диагностировать, если вы уверены, что стучит распредвал. Если он продолжает стучать в процессе работы двигателя «на горячую», значит проблема именно в изношенных кулачках.

Выше описаны лишь некоторые проблемы, которые могут привести к стуку распределительного вала. Чем быстрее будет выявлена конкретная неисправность при помощи диагностического оборудования или визуального осмотра специалистами, тем больше шансов устранить проблему до того момента, как она начнет сказываться на других элементах агрегата.

Снятие и ремонт распредвала Нива 2121 своими руками – пошаговая инструкция

Для того, чтобы снять и заменить распредвал на Нива 2121 необходимо выполнить следующий порядок действий:

  1. Подготовить необходимый инструмент Подготовка к замене состоящий из: гаечных ключей; динамометрического ключа; зубила; торцевых головок на 10, 13 и 17.
  2. На первом этапе работ по снятию вала выполняются следующие действия: Снятие отрицательной клеммы с автомобильного аккумулятора Нива 21213 (2121 и любой другой отечественной модификации этого авто); Демонтаж крышки головки блока цилиндров; Установка распредвала в положение, при котором метка на его звёздочке совпадает с соответствующим выступом на корпусе подшипников. А метка на шкиве – с выступающей частью привода вала. Отгибание зубилом лепестков у стопорной шайбы крепящего звёздочку болта.


• закручивание проводится в определённой последовательности, которую можно увидеть на схеме:

Замена распредвала Нива Шевроле своими руками

Замена распредвала на автомобиле Нива Шевроле процесс сложный и требует особого внимания, если вы решили это сделать самостоятельно, своими руками. При достаточно сильном износе распределительного вала на Ниве, да и других автомобилях, происходит не только потеря мощности, но ряд других неприятностей. К примеру, отрегулировать клапана при большой выработке кулачком становится очень трудно и зачастую полностью избавиться от их стука не удается. Также, клапана не могут нормально работать и впуск будет не полным, что и будет способствовать потери мощности.

Я на личном примере покажу, как заменить распределительный вал Нивы и какие инструменты для этого понадобятся:

  • Торцевые головки на 13 и 17
  • Трещотка и вороток
  • Удлинитель
  • Рожковый ключ на 10 и 13

Итак, прежде чем приступать к выполнению этого ремонта, сначала понадобится сделать некоторые подготовительные моменты:

  • Снять клапанную крышку с головки
  • Открутить натяжитель цепи

Итак, для того, чтобы открутить болт натяжителя цепи ГРМ, можно обычным рожковым ключом его отвернуть и полностью выкрутить. Находится он с правой стороны двигателя, около водяного насоса:

После чего можно откручивать болт крепления звезды распредвала, предварительно отогнув отверткой контрящую шайбу:

После чего можно снять звезду, отведя ее в стороны, предварительно ослабив цепь:

Теперь можно приступать к отворачиванию гаек крепления корпуса (пенала). Более наглядно это продемонстрировано на приведенном ниже фото:

И когда все гайки вывернуты полностью, можно приступать к снятию, просто потянув за пенал вверх:

Далее, необходимо освободить сам распредвал из корпуса. Для этого откручиваем два болтика ключом на 10 с передней части вала:

И сейчас можно свободно вынимать распределительный вал из корпуса, просто с небольшим усилием потянуть его вверх:

После этого необходимо купить новый распредвал, цена которого на Ниву составляет около 1400 рублей в сборе с корпусом. Желательно так и покупать, так как выработки в пенале быть не должно. Также стоит иметь ввиду, что при замене распредвала нужно будет менять и рокера, и их стоимость около 600 рублей.

При установке стоит иметь ввиду, что гайки крепления корпуса необходимо заворачивать с определенным моментом силы в 19 Нм. И должна соблюдаться строго определенная последовательность:

Устанавливаем все снятые детали в обратной последовательности и производим регулировку тепловых зазоров клапанов, так как все детали новые.

Как правильно установить распредвал ваз 21213

Средний срок службы распредвала автомобиля Нива составляет 100–150 тыс. км, в зависимости от условий эксплуатации и качества купленной запчасти. Признаками его поломки может стать постоянно глохнущий двигатель, потеря мощности и стук клапанов. Хотя перед тем как будет проведена замена распределительного вала Нива новой деталью, следует убедиться, что старая не подлежит ремонту.

В этой статье будут подробно описаны наиболее важные аспекты связанные с неисправностью, ремонту и замене распредвала для знаменитого отечественного внедорожника НИВА.

Устройство распредвала на Нива 2121

Распределительный вал – чугунный, опирается на пять шеек и вращается в алюминиевом корпусе подшипников, установленном на головке блока цилиндров. Основные размеры распределительного вала и корпуса подшипников даны на рис. 2-54

Поверхности кулачков отбеливаются для повышения износостойкости. От осевых перемещений распределительный вал удерживается упорным фланцем, помещенным в проточке передней опорной шейки вала.

Привод распределительного вала. Осуществляется от ведущей звездочки 5 (рис. 2-55) коленчатого вала двухрядной роликовой цепью 2. Этой же цепью приводится и звездочка 4 вала привода масляного насоса. Цепной привод имеет полуавтоматический натяжитель 8 с башмаком 7 и успокоителем 3 цепи с резиновыми накладками.

В нижней части блока цилиндров установлен ограничительный палец 6, предотвращающий спадание цепи в картер при снятии на автомобиле звездочки 1 распределительного вала.

Приступаем к разборке (порядок действий)

  1. Первым делом снимается воздушный фильтр. Откручивается четыре шурупа по краям крышки. Отцепляются патрубки.
  2. Размыкается трос и привод газовой заслонки.
  3. Крышку клапанов необходимо почистить от грязи, это выполняется для того, чтобы избежать засорения двигателя от скопившейся под крышкой пыли и мусора.
  4. Далее необходимо ослабить крепления распредвала. Важно зафиксировать двигатель от случайного проворота, фиксацию можно выполнить с помощью любого прочного металлического предмета, зажатого между цепью и звездочкой ( например отвёрткой ).

Нива 2121 – особенности распредвала

На первый взгляд, распредвал автомобиля НИВА очень схож с любым другим распредвалом, однако есть некоторые моменты, по которым можно с лёгкостью определить, что эта деталь именно для НИВЫ.

  1. На большинстве распредвалов имеется шестигранник под ключ (обычно на 27) между кулачками второго цилиндра. Распредвалы, которые изготавливаются для автомобиля НИВА, имеют сразу два шестигранника на своей оси (между кулачками второго цилиндра и третьего). Визуально это является главной отличительной особенностью этой детали.
  2. Следующим отличительным фактором является расстояние между базой и вершиной кулачка. Если необходимо убедиться, что деталь именно для НИВЫ, и наличие второго шестигранника для вас ещё не гарантия подлинности изделия, берите в руки штангенциркуль и приступайте к измерению. Базовый размер кулачка распредвала в большинстве случаев один и тот же и составляет 30 миллиметров. А вот расстояние от базы до вершины у НИВЫ составляет 37 миллиметров. Измерив любой другой распредвал, расстояние окажется не больше 36.3 миллиметров.

Если оба из этих пунктов соблюдаются, будьте уверены – запчасть подлинная и можно приступать к установке распредвала на вашу НИВУ.

Зачем устанавливать разрезную шестерню

Существует две основных причины, по которым целесообразно заменить штатную шестерню на разрезную.

Прежде всего, в процессе изготовления и сборки деталей на заводе ВАЗ допускаются некоторые отклонения от проектных размеров. Вследствие этого, даже в двигателях одной серии (например, ВАЗ-2108 или ВАЗ-2112) положение распредвала относительно коленвала может колебаться в пределах 10 градусов (это соответствует одному зубу на штатной шестерне) как в сторону более раннего, так и в сторону более позднего зажигания. В результате страдают мощностно-динамические характеристики силового агрегата.

Кроме того, установка разрезной шестерни крайне желательна при замене штатных распредвалов на спортивные, с увеличенным подъемом кулачков и измененным профилем. Установка более эффективных фаз газораспределения позволяет получить дополнительную прибавку к мощности от 3 до 5 процентов.

Стук распредвала на Нива 2121 – в чем проблема?

Такая проблема как стук коленчатого вала на Нива 2121 знакома многим водителям, но далеко не все понимают момент, когда начинает стучать распределительный вал. Связано это с тем, что звуки, которые слышит водитель в подобной ситуации, сильно похожи. Определить, что стучит коленчатый вал, а не любой другой агрегат автомобиля, достаточно просто:

  • Стук распредвала можно назвать «глухим», и он проявляется при старте холодного двигателя;
  • Звуки, которые издает неисправный коленчатый вал, как отмечалось выше, похожи на звуки, возникающие при проблемах в распределительном вале, но имеются некоторые отличия. Если стучит коленвал, то при наборе оборотов звук становится значительно более звонким.

Следует понимать, что услышать стук в распределительном вале можно только при «холодном» старте двигателя, поскольку за время простоя смазка полностью уходит от трущихся деталей. Как только двигатель начнет работать, масло начнет смазывать подшипники. Через некоторое время они получат необходимое количество смазки, и стук распредвала прекратится.

Распределительный вал автомобиля Нива 2121 состоит из ряда элементов, и неисправность большинства из них приводит к появлению характерного стука в процессе работы двигателя автомобиля. Если вы услышали, что стучит распредвал, можно предполагать одну из следующих причин:

  • Проблемы с постелью распределительного вала. В такой ситуации самостоятельный ремонт невозможен. Потребуется проводить расточку или хонингование постели распределительного вала или полностью менять деталь;
  • Неисправность системы смазки. Даже малое отклонение работы системы смазки от нормы может привести к тому, что распределительный вал начнет стучать. При этом причина может быть связана не только с малым количеством поступающего масла, но и с его качеством. Если в процессе прохождения по агрегатам в масло попадает охлаждающая жидкость или другие примеси, оно начинает хуже справляться со своими задачами;
  • Деформация распределительного вала или его механическое повреждение (его частей). В качестве наиболее распространенных проблем можно привести лопнувшие опоры распределительного вала и сломанные шейки; Нарушены регулировки процесса подачи топлива;
  • Выработан ресурс кулачков. Данную неисправность можно диагностировать, если вы уверены, что стучит распредвал. Если он продолжает стучать в процессе работы двигателя «на горячую», значит проблема именно в изношенных кулачках.

Выше описаны лишь некоторые проблемы, которые могут привести к стуку распределительного вала. Чем быстрее будет выявлена конкретная неисправность при помощи диагностического оборудования или визуального осмотра специалистами, тем больше шансов устранить проблему до того момента, как она начнет сказываться на других элементах агрегата.

Настройка разрезной шестерни на ВАЗ-2108

На автомобиле ВАЗ-2108 или ВАЗ-2110 с восьмиклапанным двигателем, разрезная шестерня устанавливается и настраивается следующим образом:

  1. На неподвижной и подвижной частях разрезной шестерни ставится стандартная метка, как и на штатной шестерне.
  2. Разрезная шестерня монтируется на место штатной, и на нее надевается ремень ГРМ. После этого необходимо убедиться, в совпадении меток, расположенных на шкиве распредвала и задней крышке ремня; метка на маховике при этом должна располагаться напротив среднего деления шкалы на лючке картера сцепления.
  3. Необходимо контролировать перекрытие впускного и выпускного клапанов четвертого цилиндра. При верно выставленных фазах они должны быть открыты на строго определенную величину. Если вал равноподъемный, степень открытия клапанов должна быть одинаковой.
  4. Если необходимого перекрытия добиться не удалось, нужно ослабить затяжные болты шестерни, после чего, удерживая подвижную часть, повернуть распредвал таким образом, чтобы получить требуемое перекрытие. В результате операции распредвал оказывается в оптимальном положении.
  5. При необходимости можно дополнительно скорректировать фазы газораспределения.

Снятие и ремонт распредвала Нива 2121 своими руками – пошаговая инструкция

Для того, чтобы снять и заменить распредвал на Нива 2121 необходимо выполнить следующий порядок действий:

  1. Подготовить необходимый инструмент Подготовка к замене состоящий из: гаечных ключей; динамометрического ключа; зубила; торцевых головок на 10, 13 и 17.
  2. На первом этапе работ по снятию вала выполняются следующие действия: Снятие отрицательной клеммы с автомобильного аккумулятора Нива 21213 (2121 и любой другой отечественной модификации этого авто); Демонтаж крышки головки блока цилиндров; Установка распредвала в положение, при котором метка на его звёздочке совпадает с соответствующим выступом на корпусе подшипников. А метка на шкиве – с выступающей частью привода вала. Отгибание зубилом лепестков у стопорной шайбы крепящего звёздочку болта.


• закручивание проводится в определённой последовательности, которую можно увидеть на схеме:

Проверка состояния перед началом работ

Проверку необходимости замены вала на модели 2121, 21214 и любой другой отечественной «Нивы» быстрее и выгоднее провести самостоятельно – так же как и сам процесс монтажа и демонтажа. При этом даже, если распредвал не будет меняться, его всё равно придётся снять и отремонтировать (отшлифовать, отрихтовать, провести балансировку). Для сильно изношенной, треснутой или изогнутой детали требуется замена на новую.

Подготовка к замене

  • гаечных ключей;
  • динамометрического ключа;
  • зубила;
  • торцевых головок на 10, 13 и 17.

Модификации двигателя ваз 21214 и их отличия

Модификация мотораНаличие ГУРВыпускной коллекторКласс экологичности ЕВРО
21214-41сварен из нерж. стали3
21214-34_литой из чугуна
21214-33
21214-32*
21214-31сварен из нерж. стали4
21214-30

*21214-32 – имеет топливные трубки с быстрыми разъемами, маховик под сцепление 215 мм (на остальных моделях на 200 мм).

Геометрия блока цилиндров 21214 и 21213 одна и та же. Гильзы в цилиндрах не предусмотрены. Из-за применения эжектора изменена конфигурация передней крышки двигателя для монтажа датчика положения коленчатого вала. Для монтажа ГУР на блоке сделано отверстие для установки кронштейна, дополнительно, имеется резьбовое отверстие для установки датчика детонации, а также резьбовые отверстия со шпильками для монтажа кронштейна модуля зажигания.

ШПГ досталась от 21213. Коленвал 21213-1005015 задает ход поршня – 80мм. Шкив коленвала отличается наличием зубьев по наружному диаметру для работы датчика положения коленчатого вала. Последние модели ДВС оснащены демпфирующим шкивом (21214-1005058-10). Наличие демпфера позволило снизить нагрузки на коленчатом валу для исключения срезания шпонки, а также сделать работу менее шумной.

Головка цилиндров 21214-1003011-30 (36) доработана из головки от 21213. Для доработки потребовалось ввести отверстия для установки датчика фаз и шпилек для монтажа впускного ресивера. Для установки гидрокомпенсаторов в головке отлиты приливы в которых выполнены резьбовые отверстия. С введением гидрокомпенсаторов тепловых зазоров в конструкции головки упразднены регулировочные болты. По отдельным трубкам к гидрокомпенсаторам поступает масло под давлением.

Имеются два вида головок: российские 21214-1003015 и канадские 21214-1003015-30. Отличие головок следующие: у первых, диаметр резьб в отверстиях под гидрокомпенсаторы М18/1,5, колодцы под гидрокомпенсаторы не имеют дренажных отверстий; у вторых, отверстия М24х1,5, а колодцы с дренажными отверстиями (маркировка выполнена в отливке). Взаимозаменяемость головок, как и гидроопор старой и новой конструкции не возможна.

Применена новая масляная рампа 21214-1007180-30 из нержавеющей стали, подводящая масло к гидрокомпенсаторам. Взаимозаменяемость с рампой 21214-1007180 сохранилась.

Рычаги клапанов 21214-1007116-30 в отличие от предыдущих 2101-1007116, имеют меньший радиус (11 мм) опоры площадки взаимодействующей с кулачком распределительного вала, а также, дополнительную проточку со стороны гидрокомпенсатора. Оба варианта рычагов взаимозаменяемые.

В приводе распределительного вала ГРМ вместо двухрядной цепи применена однорядная цепь 21214-1006040-03 на роликах и втулках. Однорядные звездочки для цепи взяты с мотора 2123. У звездочки масляного насоса для повышения производительности масляного насоса и улучшения работы гидронатяжителя цепи и гидрокомпенсаторов, уменьшено количество зубьев до 30.

Настройка разрезной шестерни на ВАЗ-2101


На «классику», например, ВАЗ-2101, разрезная шестерня устанавливается и настраивается следующим образом:

Полый распределительный вал двигателя внутреннего сгорания

Использование: в механизмах газораспределения двигателей внутреннего сгорания. Вал содержит средство для подвода в полость вала масла и каналы отвода масла из полости на поверхности функциональных элементов вала, размещенных на его внешней стороне. Внутри вала размещен стержень, выполненный из маслопроницаемого, металлического пористого материала. Причем стержень может быть выполнен составным и иметь сквозной осевой канал, а его наружная поверхность может быть выполнена оребренной, которое может быть выполнено аксиальным или радиальным. Аксиальные и радиальные ребра при своем взаимном пересечении образуют полости, сообщающиеся с каналами отвода масла из полости вала. Применение предложенного вала позволит улучшить эксплуатационные и акустические качества двигателя. 6 з.п.ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к устройству механизмов газораспределения (ГРМ) двигателей внутреннего сгорания (ДВС), в частности к конструкции распределительного вала привода клапанов ДВС.

В настоящее время широкое применение получили полые облегченные конструкции РВ (патент СССР (SU), 1722243, кл. F 16 C 3/00, публик. 23.03.92, БИ N 11; патент США, 5165303, кл. F 16 H 53/00, публик. 24.11.92; PCT(WO), 93/05323, кл. F 16 H 53/00, публик. 18.03.93, N 8, заявка Японии (JP)B 370089, кл. F 01 L 1/04, публик. 06.11.91, N 51753; заявка Японии (JP)B 24763, кл F 01 L 1/04, публик. 30.01.90, N 5-120).

Такие РВ имеют малую массу (расход материала), незначительную стоимость и высокую технологичность в изготовлении. Вместе с тем, учитывая значительные динамические нагрузки, передаваемые как со стороны привода от коленчатого вала, так и со стороны газораспределительных (впускных и выпускных) клапанов, следует отметить недостаточную изгибную жесткость, высокую динамическую податливость и виброакустическую возбудимость такой конструкции. Одновременно с этим, указанная тонкостенная структура распределительного вала, обладая высокой виброактивностью, вызывает повышенное шумообразование, как ГРМ, так и двигателя в целом.

Для повышения изгибной жесткости и некоторого уменьшения виброактивности РВ, во внутренние полости аналогичных описанных валов монтируют различные армирующие элементы (заявка Германии, 4122251, кл. F 01 L 1/01, публик. 25.01.92, N 1; заявка Японии (JP), A 62199909, кл. F 01 L 1/04, публик. 03.09.87), где РВ усилен пластиком из стекловолокна; заявка Японии (JP), A 60138215, кл. F 01 L 1/01, публик. 27.11.85), где внутренняя полость РВ залита эпоксидной смолой, армированной волокнами.

Известен, например, РВ для ДВС (заявка Японии (JP), A 62199907, кл. F 01 L 1/04, публик. 03.09.87), во внутренней полости которого размещен армирующий элемент из стекловолокнистого пластика, снабженный сквозным осевым отверстием, а поперечное сечение которого имеет многоугольную форму со срезанными вершинами. В зазоры, образованные срезами вершин арматурного элемента и внутренней стенкой полого РВ заливается под давлением аналогичный стекловолокнистый пластик, при этом при затвердевании пластика в зазорах сформировываются фильтрующие элементы. Поскольку сам РВ и фиксирующие элементы выполняются из одного материала, обеспечивается их надежное взаимное соединение.

Такие валы представляют собой уже более сложную и дорогую конструкцию. Усложнены производство и технология изготовления, как с точки зрения трудоемкости, так и применения экологически небезопасной технологии. В состав конструкции входят достаточно дорогие полимерные материалы, которые в процессе длительной эксплуатации, под воздействием знакопеременных динамических нагрузок, высоких температур, воздействия картерных газов и паров масла, могут достаточно быстро утрачивать заданные физико-механические свойства.

Широко известные ДВС автомобилей ВАЗ (Вершигора В.А. и др. «Автомобиль ВАЗ-2121 «Нива», — М.: Транспорт, 1980, с. 25 — прототип), имеют отлитый из чугуна, пятиопорный распределительный вал привода клапанов. Опорные шейки вала вращаются в алюминиевом литом корпусе подшипников, установленном на головке цилиндров. К переднему торцу распределительного вала (далее РВ) крепится ведомая звездочка. ОТ осевых перемещений РВ удерживается упорным фланцем, помещенным в проточке передней опорной шейки вала. Смазка опор и кулачков РВ, (там же, с. 28), осуществляется через каналы в блоке и головке цилиндра и через центральный канал в РВ.

РВ такой конструкции представляет собой полое чугунное изделие, подверженное значительным знакопеременным, импульсным и вибрационным динамическим нагрузкам и имеющее по крайне мере два весьма существенных недостатка. Во-первых, это достаточно высокая виброактивность непосредственно конструкции РВ, передающая возбуждение корпусу через опорные связи, что при работе ДВС приводит к повышенному излучению шума. Во-вторых, при запуске двигателя масло из центрального канала РВ не сразу начинает поступать в зоны трения функциональных элементов РВ и элементов ГРМ, а по мере наполнения маслом центрального канала из системы смазки ДВС под воздействием давления, нагнетаемого масляным насосом. При этом, в период запуска двигателя, работа трущихся пар осуществляется практически в условиях «сухого» трения (без смазки), что приводит к повышенному износу кулачков РВ, его опорных шеек, толкателей клапанов и др. , возрастает шум вследствие отсутствия демпфирующего слоя смазочного масла. Одновременно с этим ухудшается и сам процесс пуска двигателя, ускоряется процесс разрядки аккумуляторной батареи.

Цель изобретения — улучшение эксплуатационных и акустических качеств двигателя.

Сущность изобретения заключается в том, что в известном полом распределительном вале, содержащем средство для подвода в полость вала масла и каналы отвода масла из полости на поверхности функциональных элементов вала, размещенных на его внешней стороне, внутри вала размещен стержень, выполненный из маслопроницаемого металлического пористого материала (ПСМ). В стержне может быть выполнен осевой канал, а на его наружной поверхности может быть выполнено аксиальное или радиальное оребрение, плотно контактирующее с внутренней стенкой вала. Полость осевого канала стержня к средству для подвода внутрь вала масла. Стержень может быть составленным из отдельных блоков. Между стержнем и внутренней поверхностью полого вала, в местах расположения каналов отвода масла, могут быть образованы замкнутые полости.

При таком конструктивном исполнении, за счет высоких адсорбционных свойств пористой структуры материала, из которого состоит стержень, последний всегда оказывается насыщенным маслом, которое «выбрасывается» из структуры в момент запуска двигателя, под воздействием центробежных сил (а не масляного насоса) и практически сразу поступает в пары трения ГРМ. Более того, обладая высокими шумовибродемпфирующими свойствами, стержень в значительной степени уменьшает вибровозбудимость вала и прилегающих к нему элементов двигателя, демпфируя тонкостенную структуру вала изнутри. Кроме того, стержень из ПСМ, выполняемый из металлических волокон, не теряет своих физико-механических свойств в процессе длительной эксплуатации двигателя, т.е. эффект от его введения внутрь РВ сохраняется в пределах всего ресурса двигателя.

На фиг. 1 показан полый распределительный вал; на фиг. 2 и 3 — варианты выполнения стержня, снабженного, соответственно аксиальными ребрами; на фиг. 4 — вариант исполнения стержня, составленного из двух блоков; на фиг. 5 — сечение Б-Б по разъему блоков.

Полый РВ 1 ДВС содержит средство 2 для подвода в полость вала 1 масла, которое выполнено в виде канала 3 в опорной шейке 4, каналы 5 отвода масла из полости на поверхности функциональных элементов 6, которыми являются кулачки (эксцентрики) 7 и некоторые приводные элементы, например эксцентрик 8 привода бензонасоса. На носке вала 1 смонтирован приводной шкив 9. Внутри вала 1 размещен стержень 10, выполненный из маслопроницаемого металлического пористого (с открытыми порами) сетчатого или волокнистого материала. В стержень сквозной осевой канал 11, а его наружная поверхность выполнена оребренной. На фиг. 2 ребра 12 расположены аксиально, а на фиг. 3 ребра 13 расположены радиально. Полость сквозного осевого канала 11 через канал 3 в опорной шейке 4 подключена к магистрали смазки ДВС. На фиг. 4 стержень 10 выполнен составным, из двух блоков 11 и 15. Между стержнем 10 и внутренней стенкой полого вала 1, в местах расположения каналов 5 отвода масла на поверхности трения, образованы замкнутые полости 16.

Работает предлагаемый полый распределительный вал обычным образом.

При запуске ДВС масляный насос системы смазки двигателя под давлением подает масло в канал 3, через который оно через некоторое время, определяемое производительностью насоса и протяженностью масляных магистралей, поступает внутрь вала 1 и заполняет его внутреннюю полость. При вращении вала 1, под действием центробежных сил, масло по каналам 5 поступает на поверхность пар трения функциональных элементов 6. В частности, это контактные поверхности кулачков 7 с торцами впускных и выпускных клапанов (или плоскостями толкателей), контактная поверхность эксцентрика 8 с торцом штока бензонасоса, поверхности скольжения опорных шеек 4 в постелях корпуса подшипников РВ и др.

Особенностью предлагаемого РВ 1 является то, что он снабжен средствами, обеспечивающими практически мгновенный подвод масла в пары трения в промежуток времени, который необходим для достижения масла из полости масляного поддона в полость РВ 1. Это достигается за счет наличия внутри полости РВ 1 стержня 10, выполненного из маслопроницаемого, обладающего адсорбционными свойствами, металлического пористого сетчатого или волокнистого материала, поры которого в процессе работы двигателя насыщаются маслом и сохраняют его в своей структуре после остановки двигателя. При очередном пуске двигателя, под действием центробежных сил, масло из пористой структуры стержня 10 высвобождается практически сразу, попадает на внутренние стенки полости вала 1 и по каналам 5 отвода масла попадает в пары трения. Маслонасыщенность стрежня, конструктивно зависящая от толщины его стенок, степени пористости структуры и конкретного материала, подбирается исходя из условия достаточности количества масла, адсорбируемого внутри полости РВ 1 при остановленном двигателе, для нормального обеспечения смазки пар трения в период очередного запуска двигателя, до поступления в полость РВ 1 масла из главной масляной магистрали двигателя.

Пористые сетчатые материалы, из которых предлагается изготовление стержней 10, обладая высокими физико-механическими и шумовибродемпфирующими свойствами, с одной стороны, позволяют повысить изгибную жесткость полого РВ, а с другой стороны, — в значительной степени уменьшить вибровозбудимость его конструкции. При этом, металлическая структура ПСМ, из которого изготовлен стержень 10, практически не подвергается изменениям под воздействием температурных факторов, что позволяет сохранить положительный эффект практически в течение всего рабочего ресурса двигателя.

В зависимости от конкретной конструкции полого РВ 1, наличия материалов и возможностей технологии изготовления, конструктивно стержень 10 может иметь самые различные варианты изготовления, некоторые из которых приведены на фиг. 2 — 5. Так, поверхность стержня 10 может быть снабжена аксиальными 12 или радиальными 13 ребрами, либо эти ребра 12 и 13, выполненные одновременно, могут образовывать на поверхности стержня 10 ячеистую поверхность. При этом полости образованных ячеек 16 сообщаются с каналами 5. Сам по себе стержень 10 может быть выполнен составным, например их двух 14 и 15 или более блоков.

Для более скорого насыщения стержня 10 маслом, в нем выполняется сквозной осевой канал 11, который имеет прямую связь с каналом 3 подвода масла из масляной магистрали двигателя.

Можно отметить и возможные дополнительные преимущества выполнения стержня 10 из ПСМ. В частности это дополнительная очистка масла порами ПСМ от возможного наличия в нем продуктов механического износа элементов двигателя (что бывает при некачественной работе масляного фильтра), а также частичное восстановление химического состава масла, или повышение его ресурса, при изготовлении стержня из материала, обладающего каталитическими свойствами. В некоторых случаях возможно предусмотреть периодическую замену или очистку структуры пористого стержня.

Предлагаемые ПСМ для изготовления стержней 10 применяются в технике в высокотемпературных динамических нагруженных конструкциях машин, производство их достаточно высокотехнологично и экологически безопасно.

1. Полый распределительный вал двигателя внутреннего сгорания, содержащий средство для подвода в полость вала масла и каналы отвода масла из полости на поверхности функциональных элементов вала, размещенных на его внешней стороне, отличающийся тем, что внутри вала размещен стержень, выполненный из маслопроницаемого, металлического пористого материала.

2. Вал по п.1, отличающийся тем, что в стержне выполнен сквозной осевой канал, а его наружная поверхность выполнена оребренной, причем ребра плотно контактируют с внутренней стенкой вала.

3. Вал по пп.1 и 2, отличающийся тем, что оребрение выполнено аксиальным и/или радиальным.

4. Вал по п.3, отличающийся тем, что аксиальные и радиальные ребра при своем взаимном пересечении образуют полости, сообщающиеся с каналами отвода масла из полости вала.

5. Вал по пп.2 — 4, отличающийся тем, что полость сквозного осевого канала подключена к средству для подвода в полость вала масла.

6. Вал по пп.1 — 5, отличающийся тем, что стержень выполнен составным из отдельных блоков.

7. Вал по пп.1 — 6, отличающийся тем, что между стержнем и внутренней стенкой полого вала в местах расположения каналов отвода масла образованы кольцевые замкнутые полости.

Лекция 2

2.1 Принцип преобразования возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала.

2.2 Понятия и определения двигателя.

2.3 Рабочие циклы четырехтактных карбюраторных и дизельных двигателей.

2.4 Назначение кривошипно-шатунного механизма.

2.5 Неподвижные и подвижные группы деталей КШМ: блок цилиндров или блок-картер, головка (головки) блока цилиндров, цилиндры, шатунно-поршневая группа, коленчатый вал, подшипники, картер.

2.6 Установка и крепление двигателей на раме.

Содержание лекции

2.1 Принцип преобразования возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала

Двигатель внутреннего сгорания состоит из механизмов и систем, выполняющих различные функции. Рассмотрим устройство и принцип работы двигателя внутреннего сгорания на примере одноцилиндрового бензинового ДВС с внешним смесеобразованием (рис. 2.1). В цилиндре 1 находится поршень с поршневыми кольцами, соединенный с коленчатым валом 11 шатуном 8.

При вращении коленчатого вала поршень совершает возвратно-поступательное движение. Одновременно с коленчатым валом вращается распределительный вал, который через промежуточные детали (толкатель, штангу и коромысло) механизма газораспределения открывает или закрывает впускной и выпускной клапаны. Когда поршень опускается вниз, открывается впускной клапан, и в цилиндр поступает (за счет разрежения) горючая смесь (мелкораспыленное топливо и воздух), приготовленная в карбюраторе, которая при движении поршня вверх сжимается.

Рис. 2.1. Схема одноцилиндрового бензинового ДВС с внешним смесеобразованием:

1 – цилиндр (с картером в сборе); 2 – головка цилиндра; 3 – впускной клапан; 4 – свеча зажигания; 5 – выпускной клапан; 6 – поршень; 7 – поршневой палец; 8 – шатун; 9 – маховик; 10 – поддон; 11 – коленчатый вал

В работающем двигателе при появлении электрической искры между электродами свечи зажигания 4 смесь, сжатая в цилиндре, воспламеняется и сгорает. Вследствие этого образуются газы, имеющие высокую температуру и большое давление. Под давлением расширяющихся газов поршень опускается вниз и через шатун приводит во вращение коленчатый вал. Так преобразуется прямолинейное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала. При открытии выпускного клапана и при движении поршня вверх из цилиндра удаляются отработавшие газы.

2.2 Понятия и определения двигателя

С работой двигателя связаны следующие параметры.

Верхняя мертвая точка (ВМТ) – крайнее верхнее положение поршня (рис. 2.2).

Нижняя мертвая точка (НМТ) – крайнее нижнее положение поршня.

Радиус кривошипа – расстояние от оси коренной шейки коленчатого вала до оси его шатунной шейки.

Ход поршня S – расстояние между крайними положениями поршня, равное удвоенному радиусу кривошипа коленчатого вала. Каждому ходу поршня соответствует поворот коленчатого вала на угол 180° (пол-оборота).

Рис. 2.2. Основные положения кривошипно-шатунного механизма:

S – ход поршня; D – диаметр цилиндра; r – радиус кривошипа

Такт – часть рабочего цикла, происходящая за один ход поршня.

Объем камеры сгорания – объем пространства над поршнем при его положении в ВМТ (рис. 2.2).

Рабочий объем цилиндра – объем пространства, освобождаемого поршнем при перемещении его от ВМТ к НМТ.

Полный объем цилиндра – объем пространства над поршнем при нахождении его в НМТ. Очевидно, что полный объем Va цилиндра равен сумме рабочего объема Vh , цилиндра и объема Vc камеры сгорания, т. е. Va = Vh + Vc.

Литраж: двигателя (в л) для многоцилиндровых двигателей – это произведение рабочего объема Vh на число i цилиндров, т. е. Vл = Vh · i.

Степень сжатия ε – отношение полного объема Va цилиндра к объему Vc камеры сгорания, т.е.

Ход поршня S и диаметр D цилиндра обычно определяют размеры двигателя. Если отношение S/D < 1, то двигатель называют короткоходным. Большинство современных двигателей — короткоходные.

Степень сжатия показывает, во сколько раз уменьшается полный объем цилиндра двигателя при перемещении поршня из НМТ в ВМТ. Степень сжатия — величина безразмерная. В карбюраторных двигателях ε = 6,5…10, а в дизелях ε = 14…21. С увеличением степени сжатия возрастает мощность и улучшается экономичность двигателя.

2.3 Рабочие циклы четырехтактных карбюраторных и дизельных двигателей

Рабочий цикл четырехтактного карбюраторного двигателя состоит из следующих тактов: впуск, сжатие, рабочий ход (сгорание – расширение), выпуск.

Впуск. Поршень перемещается от ВМТ к НМТ, впускной клапан открыт, в цилиндре возникает разрежение, вследствие чего в него поступает горючая смесь, которая перемешивается с отработавшими газами, оставшимися в небольшом количестве в цилиндре от предыдущего цикла, и образует рабочую смесь. Температура смеси в конце впуска равна 100. 130°С, а давление примерно 0,07. 0,08 МПа (0,7. 0,8 кгс/см2).

Сжатие. Поршень перемещается от НМТ к ВМТ. Оба клапана закрыты, рабочая смесь сжимается, вследствие чего ее температура повышается и улучшается испарение бензина.

К концу такта сжатия давление в цилиндре повышается до 0,8. 1,2 МПа (8. 12 кгс/см2), температура смеси достигает 280. 480 °С.

Рабочий ход (сгорание — расширение). Рабочая смесь в цилиндре воспламеняется электрической искрой и сгорает за 0,001. 0,002 с, выделяя при этом большое количество теплоты. Оба клапана закрыты. Температура сгорания свыше 2000 °С, а давление – 3,5. 4,0 МПа (35. 40 кгс/см2).

Под действием силы давления газов поршень перемещается к НМТ, вращая через шатун коленчатый вал. В процессе расширения газов за счет внутренней энергии топлива совершается механическая работа. В конце расширения давление в цилиндре падает до 0,3. 0,4 МПа (3. 4 кгс/см2), а температура снижается до 800. 1100 °С.

Выпуск. Открывается выпускной клапан. Поршень перемещается к ВМТ и очищает цилиндр от отработавших газов, выталкивая их в атмосферу. Давление в цилиндре к концу такта выпуска снижается до 0,11. 0,12 МПа (1,1. 1,2 кгс/см2), а температура до 300. 400 °С.

Рабочий цикл четырехтактного дизеля, как и рабочий цикл четырехтактного карбюраторного двигателя, состоит из четырех повторяющихся тактов: впуска, сжатия, расширения газов или рабочего хода и выпуска. Однако рабочий цикл дизеля существенно отличается от рабочего цикла карбюраторного двигателя. В цилиндр дизеля поступает чистый воздух, а не горючая смесь. Воздух сжимается с высокой степенью сжатия, вследствие чего значительно повышается его давление и температура. В конце сжатия в нагретый воздух из форсунки впрыскивается мелкораспыленное топливо, воспламеняющееся не от электрической искры, а от соприкосновения с горячим воздухом. Поэтому дизель иногда называют двигателем с воспламенением от сжатия. Горючая смесь в этом двигателе образуется при впрыскивании топлива в цилиндр.

Первый такт — впуск (рисунок 2.3 а). При движении поршня от ВМТ к НМТ в цилиндре создается разрежение. Впускной клапан 5 открывается, и цилиндр наполняется воздухом. В цилиндре воздух смешивается с небольшим количеством отработавших газов. Давление воздуха в цилиндре (у прогретого двигателя) при такте впуска составляет 8 – 9 кПа, а температура достигает 50-80°С.

Рис. 2.3. Схема работы четырехтактного одноцилиндрового дизеля:

а – впуск воздуха, б – сжатие воздуха, в – расширение газов или рабочий ход,

г – выпуск отработавших газов, 1 – цилиндр, 2 – топливный насос,

3 – поршень, 4 – форсунка, 5 – впускной клапан, 6 – выпускной клапан

Второй такт – сжатие (рисунок 2.3 б). Поршень движется от НМТ к ВМТ, впускной 5 и выпускной 6 клапаны закрыты. Объем воздуха уменьшается, а его давление и температура увеличиваются. В конце сжатия давление воздуха внутри цилиндра повышается до 400 — 500 кПа, а температура до 600 — 700°С. Для надежной работы двигателя температура сжатого воздуха в цилиндре должна быть значительно выше температуры самовоспламенения топлива.

Третий такт – расширение газов или рабочий ход (рисунок 2.3 в). Оба клапана закрыты. При положении поршня около ВМТ в сильно нагретый и сжатый воздух из форсунки 4 впрыскивается мелкораспыленное топливо под большим давлением (1300—1850 кПа), создаваемым топливным насосом 2. Топливо перемешивается с воздухом, нагревается, испаряется и воспламеняется. Часть топлива сгорает при движении поршня к ВМТ, т. е. в конце такта сжатия, а другая часть – при движении поршня вниз в начале такта расширения. Образующиеся при сгорании топлива газы увеличивают внутри цилиндра двигателя давление до 600 – 800 кПа и температуру до 1800 – 2000 °С. Горячие газы расширяются и давят на поршень 3, который перемещается от ВМТ к НМТ, совершая рабочий ход.

Четвертый такт – выпуск (рисунок 2.3 г). Поршень перемещается от НМТ к ВМТ и через открытый выпускной клапан 6 вытесняет отработавшие газы из цилиндра. Давление и температура в конце выпуска равны соответственно 11 — 12 кПа и 600-700°С. После такта выпуска рабочий цикл дизеля повторяется в рассмотренной выше последовательности.

2.4 Назначение кривошипно-шатунного механизма

Кривошипно-шатунный механизм преобразует прямолинейное возвратно-поступательное движение поршней, воспринимающих силу давления газов, во вращательное движение коленчатого вала. Детали кривошипно-шатунного механизма можно разделить на две группы: подвижные и неподвижные. К первым относятся поршень с кольцами и поршневым пальцем, шатун, коленчатый вал и маховик, ко вторым – блок цилиндров, головка блока, прокладка головки блока и поддон (картер). В обе группы входят также и крепежные детали.

2.5 Неподвижные и подвижные группы деталей КШМ: блок цилиндров или блок-картер, головка (головки) блока цилиндров, цилиндры, шатунно-поршневая группа, коленчатый вал, подшипники, картер

Блок цилиндров или блок-картер является остовом двигателя. На нем и внутри него располагаются основные механизмы и детали систем двигателя. Блок цилиндров может быть отлит из серого чугуна (двигатели автомобилей ЗИЛ-130, МАЗ-5335, КамАЗ-5320) или из алюминиевого сплава (двигатели автомобилей ГАЗ, УАЗ и др.). Горизонтальная перегородка делит блок цилиндров на верхнюю и нижнюю части. В верхней плоскости блока и в горизонтальной перегородке расточены отверстия для установки гильз цилиндров. В цилиндре, являющемся направляющей при движении поршня, совершается рабочий цикл двигателя. Гильзы могут быть мокрыми или сухими. Гильзу цилиндра называют мокрой, если она омывается жидкостью системы охлаждения, и сухой, если непосредственно не соприкасается с охлаждающей жидкостью.

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Как закрыть двери на Кашкай без аккумулятора?
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector