Установка фаркопа: правила установки, способы монтажа, советы мастеров
Установка фаркопа: правила установки, способы монтажа, советы мастеров
Установка фаркопа на сегодняшний день — это тема, которая интересует многих автомобилистов. Все дело в том, что некоторые производители вовсе не устанавливают эту деталь или же монтируют ее на малый процент своей продукции. Как показывает практика, данный элемент иногда бывает просто незаменим, а потому стоит задумать о его монтаже.
Общее описание устройства
Сколько стоит установить фаркоп? Этот вопрос задают многие их тех владельцев автомобилей, кто решил задуматься над его монтажом. Стоимость установки, к примеру, на отечественный автомобиль в штатные места, составляет примерно 2000 рублей. Однако здесь стоит сказать, что это можно сделать и своими руками. Чтобы успешно провести такую операцию, нужно лишь понимать, что это за оборудование, каков его функционал.
Фаркоп — это специальное навесное оборудование, которое предназначается для сцепления автомобиля с прицепом. Сколько стоит установить фаркоп с полным подключением и сверлением новых отверстий? Это достаточно распространенная операция, так как есть необходимость в обустройстве электрики, а также иногда нужно установить его там, где это не было запланировано изготовителем. Стоимость такой операции увеличивается до 2300 рублей.
Что касается самого приспособления, то оно представляет собой шар, который соединен с крюком. Этот шар, как и его определенная часть, выступает за задний бампер, а потому его достаточно просто заметить. Сам же крюк прикрепляется к специальной балке, которая монтируется под днищем кузова авто.
Виды фаркопа
Установка фаркопа чаще всего требуется в том случае, если у владельца автомобиля возникает необходимость в транспортировке груза, который имеет слишком большие габариты, или же он слишком тяжелый. В настоящее время имеется три основных типа фаркопа: фланцевый, сварной и съемный.
Наиболее дешевой конструкций и надежной считается сварной. Однако установка фаркопа этого типа имеет один очень серьезный минус — он не снимается. Что касается фланцевого типа, то его монтаж можно осуществить лишь в том случае, если производитель изначально оборудовал для этого машину.
Что касается выбора этой детали, то очень важно учесть не только марку и модель автомобиля, но и год выпуска самого элемента. Лучше всего, конечно же, будет проконсультироваться со специалистом перед покупкой, но если она проводиться самостоятельно, то мастера рекомендуют обязательно удостовериться в наличии сертификата на деталь. Если он отсутствует, то есть вероятность того, что фаркоп некачественный, и он может деформироваться в ближайшее время.
Чаще всего в установке фаркопа нуждаются дачники, туристы, рыболовы и другие люди, которым приходится перевозить какое-либо снаряжение или вещи. Чаще всего он приобретается именно для того, чтобы была возможность крепления прицепа.
Особенности фаркопа
Сколько стоит поставить фаркоп на машину? К примеру, крепление такого устройства на иномарки без подключения обойдется в 2000 рублей. Однако вполне реально провести эту процедуру и без вмешательства специалистов. Важнее всего правильно подобрать модель, чтобы она не только подходила к автомобилю и выполняла все нужные функции, но еще и эстетично вписывалась. Также очень важно помнить, что они могут быть как съемными, когда крюк можно демонтировать с балки, а могут быть и несъемными, когда и фаркоп, и несущая балка формируют собой единое целое.Первый вариант более распространен по вполне понятным причинам.
Сколько стоит поставить фаркоп на машину, и зависит ли это только от работы? Дело в том, что установка такого приспособления зависит еще и от некоторых характеристик самой детали. Естественно, что наиболее важная из них — это грузоподъемность. Конечно, такой элемент как сам по себе, так и его монтаж будут стоить несколько дороже, но экономить в этом случае категорически запрещается, так как его поломка, особенно во время езды, опасна для участников дорожного движения.
После того как будет выбрана нужная модель, можно приступать к установке фаркопа на автомобиль. Есть несколько наиболее известных компаний, к примеру, BOSAL,THULE, Westfalia. Эти компании отличаются тем, что сотрудничают со многими заводами по производству автомобилей. А это значит, что если фаркоп был выбран верно, то он обязательно подойдет по всем параметрам к машине, и не придется просверливать дополнительные отверстия.
Первый этап монтажа
Установка фаркопа своими руками вне зависимости от модели оборудования и машины будет проходить в несколько основных этапов.
Первый шаг на этом пути — это демонтаж такого элемента, как задний бампер, а также усилителя заднего бампера. Эти работы обычно проводятся довольно быстро и просто, так как все современные автомобили имеют в качестве крепления пару саморезов и пластиковые пистоны. В некоторых случаях работа несколько усложниться тем, что саморезы могут располагаться за задними фарами машины, а потому их придется снять. Что касается удаления усилителя бампера, то поставить фаркоп можно лишь в том случае, если демонтировать его безвозвратно. На его месте будет находиться балка, держащая тягово-сцепной механизм.
Что касается непосредственного этапа монтажа, то здесь нужно сказать, что обычно он отличается в зависимости от модели как машины, так и самого оборудования. Однако есть несколько общих требований, которые должны быть выполнены в любом случае, как при установке фаркопа на «Ладу», к примеру, так и на иномарку.
Общие требования во время установки
Во-первых, балки фаркопа, а также его кронштейны, расположенные по бокам, необходимо прикрепить к лонжеронам автомобиля так, как это показано на схеме, которая обычно продается вместе с инструкцией по монтажу. Во-вторых, к балке всегда крепится подрозетник. Далее нужно просунуть жгут с электрическими кабелями устройства через отверстие, имеющееся в задней панели кузова автомобиля. Однако прежде чем это сделать, стоит прицепить его к балке при помощи пластиковых креплений.
Далее наступает процесс электромонтажа. Обычно многие задаются вопросом о том, сколько стоит установка фаркопа, именно из-за этой части. Действительно, если это иномарка, то разница в стоимости будет в 1000 рублей за работу с подключением и без него. Однако электрический монтаж можно провести и самостоятельно. На многих транспортных средствах имеются специальные разъемы для его установки. Необходимо найти их руководствуясь при этом схемой самого автомобиля.
Важно обратить внимание на то, что все резьбовые соединения должны быть затянуты максимально крепко.
После этого нужно будет приступить к установке всех снятых ранее деталей в обратном порядке. Здесь стоит приготовиться к тому, что может потребоваться подрезать задний бампер автомобиля так, как это показано на шаблоне, чтобы он без проблем мог монтироваться вместе с фаркопом. Если этого делать вовсе не хочется, то на этот момент нужно обращать внимание еще на стадии покупки. Необходимость в подрезании указывается в инструкции по установке.
Как видно из общего плана работ, выполнить все требования по отношению к установке данной детали, в принципе, несложно.
Выбор приспособления на «Ниссан»
Можно рассмотреть все нужные этапы работы на примере такой модели, как Nissan Qashkai. Изготовитель выпускает две модели этого транспортного средства: J10 и J11. Поэтому при подборе фаркопа нужно быть внимательным, так как констуркция кузова у этих двух типов машины немного отличается, а значит, и места для крепления могут различаться.
Далее следует обратить внимание на то, что устройство может выполнять две функции. Первая — защитная, а вторая — транспортная. Если со второй все понятно, то что касается защитной, многие не понимают, причем здесь она. Дело в том, что фаркопы сделаны из очень прочного металла и вполне способны остановить удар сзади от невнимательного водителя, если он не ехал на высокой скорости.
Что касается установки фаркопа на «Ниссан», то на такую машину можно устанавливать любой из тех трех типов, что были приведены ранее. Есть еще один нюанс, который кроется в том, что сам по себе шар, который является наконечником для крюка, может быть как условно съемным, так и полностью съемным. Отличие между первым и вторым заключается в том, что первый крепится при помощи двух болтов, а второй на болтах, на гайках или полуавтомат. По способу соединения с несущей балкой они могут быть как коваными, так и сварными или же универсальными. Конечно же, лучше выбрать то оборудование, которое можно снять, чтобы в нужный момент его демонтировать и не портить эстетический вид автомобиля.
Инструкция по монтажу
Монтаж не вызовет никаких затруднений, если четко следовать инструкциям и чертежам, которые обычно прилагаются к фаркопу. Однако рассмотреть схему все же стоит.
Во-первых, придется снять задний бампер, хотя это не всегда актуально. Есть некоторые модели тягово-сцепного устройства, которые могут быть смонтированы без этого действия, а потому опять стоит заглянуть в инструкцию.
Во-вторых, при помощи болтового или же сварного соединения необходимо прикрепить, имеющийся фаркоп. Третий шаг — это укладка проводки. Завершающий штрих — это установка бампера на свое место.
Чаще всего проводить работы по монтажу нужно в гараже, где имеется яма или же эстакада. Это довольно сильно облегчит задачу. Еще одно важное требование при установке этого приспособления — сухость. Имеется в виду, что любая влага должна быть устранена, так как монтаж будет связан с подключением электрики. Во время снятия багажника рекомендуется использовать специальную отвертку с необычно конфигурацией. Она имеет загнутую форму, а это особенность в том, что она поможет без проблем отщелкивать крепления, которые удерживают элементы.
После того как удаляется бампер, нужно демонтировать еще и вспененный блок, а также металлическую балку, которая имеется на кузове. Для успешного снятия этого элемента обычно используется специальная головка на 10. После удаления крепежных элементов балки покажутся отверстия, которые и предназначены для крепления фаркопа. Боковые отверстия ребер жесткости должны быть соединены с боковыми отверстиями. Ребра жесткости крепятся при помощи болтового соединения, а между ними устанавливается балка фаркопа.
В конце стоит отметить, что не рекомендуется приобретать б/у детали, так как нет точно информации об их состоянии, а также о том, каким нагрузкам подвергалось устройство. Для автомобилей «Ниссан» несколько крупных фирм занимаются производством фаркопов, а потому выбрать подходящую новую модель не составит труда.
Комплект для «Нивы»
Установка фаркопа на «Шевроле Ниву» — довольно актуальная тема для многих владельцев автомобиля, так как на заводе этот элемент не устанавливается вовсе. Единственное, что делается при сборке — просверливаются отверстия для его монтажа. Это хорошо потому, что если делать это самостоятельно, то можно повредить целостность кузова, и он может треснуть в этом месте. Что касается покупки комплекта для установки, то его можно приобрести в любом удобном месте, но нужно убедиться, что в нем есть все необходимое и он точно соответствует модели автомобиля. Для этого нужно знать год выпуска транспортного средства. Если говорить о стоимости, то она находится в пределах от 1000 до 5000 рублей.
В сам же комплект входят такие элементы, как:
- само устройство;
- розетка из пластмассы или стали;
- провода;
- 2 гайки и винта для крепления;
- шесть болтов;
- шайбы и колпак на шар.
Этапы установки
Установка фаркопа на «Ниву» может быть проведена самостоятельно, как и в других случаях. Для этого потребуется выполнить несколько следующих шагов:
- Для начала автомобиль загоняется в гараж, где имеется смотровая яма, чтобы обеспечить удобный и беспрепятственный доступ к днищу, куда и будет монтироваться фаркоп.
- Далее необходимо найти те самые отверстия, которые предназначались изготовителем под монтаж оборудования. Они есть на любой модели «Шевроле Нива», однако иногда случается так, что их достаточно трудно обнаружить. Довольно часто это случается из-за того, что на заводе их заклеивают. Чтобы упростить задачу, можно взять фаркоп и прикладывать к тому месту, где кажется, что он должен быть. Проколоть заклеенные отверстия можно при помощи отвертки, к примеру.
- После этого следует полностью очистить скотч, которым они были заклеены.
- Основное отличие от всех предыдущих транспортных средств заключается в том, что у «Шевроле» нет необходимости в демонтаже заднего бампера, как это требовалось ранее. Здесь можно сразу переходить к процессу установки.
- По очереди в отверстия устройства и лонжеронов вставляются болты, которые закручиваются при помощи гайки. Начать лучше всего с поперечной рейки заднего бампера, которая крепится внутри к лонжерону.
- Далее нужно зафиксировать продольную рейку. Для этого сзади она крепится к поперечной рейке, а спереди к — лонжеронам автомобиля.
- Последний этап — это крепление непосредственно съемного шара. Фиксируется он при помощи болтов. После этого можно считать, что механическая часть работы полностью окончена.
Далее следует заняться работой над установкой розетки, то есть электрики.
Электромонтаж
Устанавливается розетка непосредственно возле фаркопа, для этого он имеет специально отведенное место. После этого следует руководствоваться схемой, на которой показано, как именно все установить. Электрический кабель укладывается в термоусадочную коробку или просто заматывается изолентой. Проводка прикрепляется к конструкции после чего кабели заводятся в салон через специальное отверстие, имеющееся с левой стороны.Сверлить ничего не придется, так как все необходимое там уже есть, а наконечники проводов обжимаются. Кроме того, придется установить предохранители, которых должно быть не менее 4. После этого можно приступить к подключению проводов к задней левой фаре транспортного средства. Что касается правой стороны, то сюда нужно подвести лишь один кабель и подключить его к поворотнику.
В конце хотелось бы отметить установку фаркопа на «Рено», так как здесь она немного отличается от всех предыдущих тем, что нужно снимать не задний бампер, а держатель для глушителя и непосредственно сам глушитель, так как он будет сильно мешать.
В ГИБДД разъяснили ситуацию с фаркопами, багажниками и элементами тюнинга
В прошлом году в автомобильном мире развернулась целая дискуссия на тему, считать ли установку багажника на крышу автомобиля «изменением в конструкции» машины и станет ли это поводом для штрафных санкций со стороны ГИБДД. Время от времени аналогичные споры возникали и по поводу фаркопов, колес другого диаметра и прочего тюнинга, которым автовладельцы порой занимаются самостоятельно.
Все дело в том, что готовился запрет на незарегистрированные должным образом изменения в конструкции автомобилей — в связи с принятием нового технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». С 1 февраля 2021 года эти новые нормы начали действовать. Но пока только частично, так как необходимые методы экспертиз и испытаний станут законными только летом — с 1 июля 2021 года.
А пока на официальном сайте ГИБДД появились разъяснения на сей счет, чтобы народ не путался в понятиях — запрещено или разрешено, грозят штрафы при проверке автомобиля или нет и нужно ли на каждый «чих» получать отдельное разрешение на соответствие конструкции ТС.
Итак, багажник на крышу автомобиля не требует получения отдельного свидетельства, если конструкция багажника является легкосъемной, установлена в соответствии с инструкцией по установке и возможность его использования отражена в эксплуатационной документации вашего автомобиля. Аналогично решается и вопрос по установке крышки грузового отсека для пикапа.
Что касается колес большего радиуса, то здесь нужно смотреть в рекомендации завода-изготовителя. Если завод не предусмотрел для вашей модели колеса большего радиуса, вам придется подтверждать такую возможность с помощью оформления специального протокола испытаний на устойчивость, тормозные характеристики и показания спидометра. Переводим на простой язык: если очень хочется нарушить рекомендации завода, вам придется потратить немало времени и сил, но не факт, что в конце концов полученные характеристики позволят вам добиться желаемого.
Установка лебедки и холодильника является внесением изменений в конструкцию автомобиля. Это не значит, что вам запрещено их устанавливать в автомобиль, но обратиться в специально аккредитованную лабораторию за разрешением придется. А вот установку тягово-сцепного устройства вам вряд ли разрешат даже после визита в лабораторию, если в Одобрении типа транспортного средства указано: «буксировка прицепа не предусмотрена».
Очевидно, что данные примеры в ГИБДД привели, чтобы пояснить сам принцип подхода к любым конструкционным изменениям, будь то нестандартные пороги, галогеновые лампы нестандартного света, спойлеры, рулевое колесо или проставки (лифт подвески) для увеличения дорожного просвета.
Быстро узнать актуальную стоимость автомобиля на рынке — с помощью калькулятора «Оценить авто».
Установка фаркопа и регистрация в ГИБДД
Необходимость в процедуре регистрации фаркопа прежде всего зависит от марки авто и заявленных производителем характеристик.
Для принятия решения о допустимости установки тягово-сцепного устройства (ТСУ) и необходимости его регистрации в ГИБДД как изменения конструкции автомобиля необходимо вначале изучить заводскую документацию на автомобиль. Возможны три основных варианта. Рассмотрим их.
1. Буксировка прицепа допускается заводом-изготовителем, тягово-сцепное устройство является стандартным или дополнительным оснащением автомобиля.
В соответствующей графе ПТС находим номер одобрения типа транспортного средства (ОТТС):
В ОТТС находим тягово-сцепное устройство, указанное в качестве дополнительного оборудования
Заодно убеждаемся, что в части оснащения ТСУ автомобиль прошел сертификацию
Уточняем допустимые характеристики прицепа
Приобретаем фаркоп, который сертифицирован с моделью нашего автомобиля (или базового шасси)
Устанавливаем фаркоп в штатные места.
Сохраняем для себя копии ОТТС и сертификата на ТСУ.
Так как возможность установки тягово-сцепного устройства предусмотрена конструкцией конкретного автомобиля, то с точки зрения технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» (п.6) монтаж фаркопа не будет являться изменением конструкции, а, следовательно, регистрировать его в Госавтоинспекции не нужно.
Но разъяснения на всякий случай приложим
2. Буксировка прицепа допускается заводом-изготовителем, тягово-сцепное устройство отсутствует в перечне стандартного или дополнительного оснащения автомобиля.
Если в одобрении типа транспортного средства на Ваш автомобиль указаны характеристики прицепа, допускаемого к буксировке, но в перечне возможного оборудования ТСУ нет,
то по сути это означает, что завод-изготовитель автомобиля предусмотрел возможность буксировки прицепа, но не предлагает комплектации, включающей фаркоп. Отличий с первым вариантом нет: приобретается ТСУ, сертифицированное для установки на конкретную модель автомобиля (базовое шасси). Регистрация в Госавтоинспекции так же не потребуется, но в данном случае следует сослаться уже на п.77 ТР ТС 018/2011
3. Буксировка прицепа заводом-изготовителем не предусмотрена.
В ОТТС на некоторые автомобили может присутствовать запись «Буксировка прицепа не предусмотрена»
В этом случае в ГИБДД Вам обосновано укажут на недопустимость такого переоборудования, ссылаясь на разъяснения Минпромторга России от 20.11.2019г. №82125/20.
На самом деле это тот самый случай, когда мы бы рекомендовали связаться с заводом-изготовителем автомобиля или испытательной лабораторией (что гораздо проще и быстрей) и узнать причины такого решения, так как это может быть, как конструктивная особенность, действительно исключающая возможность буксировки прицепа (замечательная статья по этому поводу от испытательной лаборатории "УслугиАВТО"http://www.uslugiavto.com/node/162), так и простая экономия изготовителя на сертификации
В любом случае при установке ТСУ на такой автомобиль избежать обращения в испытательную лабораторию невозможно, так как необходимо проведение процедуры по регистрации изменений, внесенных в конструкцию транспортного средства. Иногда может потребоваться не только подготовка заключения предварительной технической экспертизы конструкции транспортного средства на предмет возможности внесения в нее изменений и протокола проверки безопасности конструкции транспортного средства после внесенных в нее изменений, но и расчет эффективности тормозной системы. В целом процедура регистрации изменений конструкции стандартна, но из-за необходимости обоснования допустимости в ГИБДД на каждом этапе, необходимо запастись терпением или доверить регистрацию нам.
Фаркоп на легковом автомобиле: установка, регистрация, штраф
Фаркоп определяется как тягово-сцепное устройство, призванное обеспечить подсоединение к легковому автомобилю прицепа или фургона. Данное приспособление используется многими автомобилистами. Однако в связи с последними изменениями законодательства возникает актуальный вопрос, на каких условиях фаркоп устанавливают на машину, если изначально он там отсутствует.
Изменения в законе об установке фаркопа на легковой автомобиль
Отдельного закона, регламентирующего исключительно использование фаркопа на автомобиле, правилами ПДД не предусматривается. Основное положение, к которому обращаются инспекторы ГИБДД, – это статья 12.5 КоАП РФ. В данном предписании приводится перечень установленного на автомобиль оборудования, за которое полагается взыскание.
Отдельно выделенного фаркопа в статье 12.5 КоАП РФ не имеется. Однако последние изменения и комментарии к ним предписывают, что данное устройство является тем дополнением к транспортному средству, несанкционированный монтаж которого влечет за собой штраф.
Далее обращаются к Техническому регламенту «О безопасности колесных транспортных средств» ТР ТС 018/2011. Данный закон предусматривает внесение изменений в структуру автомобиля. Если таковые предусматриваются заводом изготовителем, то они считаются регламентированными, то есть законными.
Изменения в законах о фаркопе предусматривают его эксплуатацию при наличии:
- паспорта устройства с заполненными автосервисом данными о его монтаже;
- копии сертификата монтированного устройства;
- акта о выполненной работе по его монтажу.
Решение вопроса, можно ли установить фаркоп по новому закону, зависит от выполненного порядка установки.
Порядок для установки фаркопа
Для правомерного монтажа фаркопа согласно правовым нормам учитывают определенный порядок действий:
- определяются с возможностью установки – легковой автомобиль должен быть рассчитан на буксировку прицепа, для тягово-сцепного устройства изготовителем подразумевается специальное место;
- выбирают агрегат у производителя, согласовывая выбор с моделью и маркой автомобиля;
- обращаются к автосервису для монтажа с дальнейшим оформлением бумаг;
- получают документы для установки фаркопа, проходят его регистрацию в ГИБДД.
Регистрировать устройство в ГИБДД не обязательно, если соблюдаются условия:
- установка предусмотрена изготовителем транспортного средства;
- на приспособление имеется паспорт и сертификат, доказывающий правомерность его монтажа;
- устройство монтировано согласно инструкции без внесения изменений в конструкцию автомобиля, то есть сверление, сварка и иные действия не проводились.
Регистрация фаркопа в ГИБДД подразумевается в ситуации, когда монтирование проводится самостоятельно или вносятся изменения в конструкцию машины. Стоимость регистрации варьируется в зависимости от типа автомобиля и стоимости самого устройства. Для оформления предоставляются документы:
- заявку на регистрацию, ее форма для заполнения предлагается на месте;
- двустороннюю копию ПТС;
- документы на фаркоп;
- свидетельство о регистрации легкового автомобиля.
На основании заявки организуется экспертиза для установления возможности использования указанного устройства. Автовладелец должен по ее итогам собрать определенные документы:
- диагностическую карту, подтверждающую безопасность используемого автомобиля;
- договор о покупке фаркопа и иные бумаги, связанные с его использованием, включая сертификат;
- декларацию от автосервиса, где монтировалось устройство;
- решение экспертизы о возможности эксплуатации автомобиля.
На основании приведенного перечня водителю выдается свидетельство, подтверждающее правомерность использования фаркопа.
Какой штраф за фаркоп без прицепа?
Новый закон о прицепных устройствах по Техрегламенту и статье 12.5 КоАП РФ определяет штраф за незаконное использование фаркопа в 500 рублей. При этом предписывается и альтернатива – устное предупреждение. На основании этого возникает вопрос, каким образом можно избежать взыскания.
Взывать к предупреждению с большей вероятностью успеха могут те водители, которые в течение длительного времени не имели правонарушений. Инспекторы ГИБДД не часто обращают внимание на наличие у автомобиля фаркопа без прицепа. Но даже самые добросовестные будут лояльны к законопослушным гражданам.
Отличным решением станет использование съемного фаркопа. В этом случае трактовать устройство, как негативно влияющее на безопасность транспортного средства, инспектор ГИБДД не сможет. Наличие всех документов и вовсе освобождает водителя от взыскания.
Водитель автомобиля может сослаться на пункт 77 главы 5 указанного Техрегламента. Согласно его положениям, транспортное средство не проверяется на безопасность при наличии дополняющих устройств при условии:
- установленные агрегаты имеют заводское предназначение;
- имеется свидетельство о пригодности использования на данном автомобиле;
- наличие документации от производителя и соответствие эксплуатируемой марке и модели машины.
Не получится уклониться от взыскания в том случае, если устройство самодельное или при его монтаже в конструкцию автомобиля были внесены изменения. В этой ситуации понадобятся удостоверяющие от ГИБДД документы. При их отсутствии выписывается штраф.
Регистрировать фаркоп в ГИБДД необходимо, если монтирование проводится самостоятельно или вносятся изменения в конструкцию машины.
Чтобы зарегистрировать фаркоп, необходимо предоставить в ГИБДД пакет документов:
- заявление на регистрацию;
- двустороннюю копию ПТС;
- документы на фаркоп;
- свидетельство о регистрации легкового автомобиля.
Установка фаркопа не является изменением конструкции автомобиля, если при монтаже не проводятся такие работы, как сверление, сварка, без имеющихся на это документов.
Правомерная установка фаркопа предполагает получение свидетельства в ГИБДД о возможности установления конструкции.
Самостоятельная установка фаркопа или монтаж на сервисе без соответствующих документов предполагает получения штрафа в размере 500 рублей.
Тянет-потянет: как правильно выбрать и эксплуатировать фаркоп
Дожили — без согласования с электроникой на современные модели автомобилей нынче даже фаркоп не поставишь! В былые времена безопасность, которую обязано было обеспечить тягово-сцепное устройство, называемое в обыденной практике также фаркопом, или прицепным, являлась главным требованием, учитываемым при производстве, монтаже на автомобиль и дальнейшей эксплуатации фаркопа, но сегодня этого уже недостаточно.
Нетрудно представить, что способен натворить оторвавшийся прицеп. Что может сделать электрическая часть прицепа с электронным блоком управления автомобиля, понять уже труднее, но именно безопасностью автомобильной электроники производители объясняют необходимость упомянутого согласования.
Если же поставить фаркоп без согласования, на прицепе не будут работать стоп-сигналы, габаритные огни или указатели поворотов. Более того, они могут перестать работать на самом автомобиле. Стало быть, без согласования никак, в чем не было бы большой беды, если бы не цена вопроса.
Стоимость фаркопов для автомобилей, выпускавшихся ранее, розетка со жгутом проводов, с помощью которых она подключалась к разъемам задних фонарей, увеличивает на 150-200 тыс. рублей.
Блок согласования, без которого не обойдешься в случае установки фаркопа на современную модель автомобиля, «потянет» на 1,2-1,5 млн. Это означает, что вклад электрооборудования в общую стоимость комплекта тягово-сцепного устройства увеличился где-то в 7-10 раз.
Но есть и хорошая новость. Раньше в немалом числе автомобилей автозаводы в качестве базы для оснащения машины тягово-сцепным устройством предлагали лишь метки, где во время оборудования транспортного средства фаркопом в лонжеронах надлежало сверлить отверстия оговоренных технологией диаметров. Теперь автомобили, как правило, сходят с конвейера с подготовленными в заводских условиях отверстиями в лонжеронах и силовых поперечинах для установки прицепных устройств, что уменьшает трудности их монтажа.
Что осталось практически неизменным — как и в былые времена, автозаводы мало заботит вопрос взаимозаменяемости фаркопов. Иными словами, если тот или иной автомобиль выпускается в нескольких кузовных модификациях, не факт, что по крепежным местам прицепное, например, от хэтчбека подойдет для вариантов с кузовами седан или универсал. Велика вероятность, что как раз не подойдет.
И это тоже проблема, которая, впрочем, не сильно затрагивает владельцев распространенных моделей, пожелавших оборудовать свои авто фаркопами. Другое дело, когда модель редкая. Хорошо, если фаркоп для нее выпускается какой-то фирмой, занимающейся производством тягово-сцепных устройств и имеющей в Беларуси своих представителей. Тогда нужное прицепное через некоторое время привезут под заказ. Но может статься, что выпуск фаркопа к редкой модели автомобиля экономически неинтересен и производителям. Тогда с мечтой таскать за своей машиной прицеп придется распрощаться.
Какие, однако, производители присутствуют на белорусском рынке фаркопов? Если говорить об устройствах европейского производства и исходить из позиции «пойти и купить сразу без предварительного заказа», то, вероятнее всего, это будет польский Auto-Hak, а затем венгерский Bosal. Хороши немецкие фаркопы Westfalia, но недешевы, из-за чего их в Беларусь везут лишь под заказ конкретного клиента. Столь же неплохи были шведские Brink-Thulle, пока с 2015 года компания Thulle от их производства не отказалась.
7-8 лет назад упомянутыми торговыми марками белорусский рынок и ограничивался. С тех пор, как ни странно, китайские фаркопы наш рынок так и не освоили. Попытки проникновения к нам тягово-сцепных устройств производства Тайваня предпринимались, но, по всей видимости, оказались не слишком успешными и развития не получили.
Зато популярность оснащения фаркопами автомобилей в России привела к появлению на территории нашего восточного соседа сразу нескольких заводов по производству тягово-сцепных устройств. Самое серьезное из них построено в Новоорске как дочернее предприятие Bosal. Помимо этого, фаркопы выпускают в Санкт-Петербурге и Таганроге.
Это не могло не сказаться на изменении ассортимента белорусского рынка, ведь у устройств, выпущенных на территории Таможенного союза, есть ценовое преимущество над фаркопами из Европы. Обратная сторона медали — каждое тягово-сцепное устройство должно быть сертифицировано.
Подтверждением, что устройство сертифицировано, является паспорт, нередко называемый также «тюфом», который представляет собой металлическую табличку с техническими характеристиками. Паспортом снабжается любое отдельно взятое тягово-сцепное устройство.
Если выехавший в Европу белорусский автомобиль привлечет внимание какого-нибудь тамошнего дорожного инспектора, отсутствие «тюфа», а стало быть, езда на транспортном средстве с фаркопом, не имеющим свидетельства об аттестации, может закончиться серьезным штрафом. Если же такая машина станет участницей ДТП, тогда и вовсе только держись.
Тягово-сцепные устройства европейского производства сертифицируются на соответствие требованиям Е-20 ISO-9001-2000 Евросоюза. Судя по паспортам некоторых предлагаемых у нас российских фаркопов, они сертифицированы по ГОСТ. Специалисты по их реализации не исключают, что в Европе это может оказаться источником неприятностей.
Поэтому при покупке нового фаркопа для установки на автомобиль, на котором предполагается выезжать западнее белорусской границы, «паспортный» нюанс придется учитывать.
Помимо этого, специалистами рекомендуется при покупке исходить из потребностей — перевозка прицепа либо одного или нескольких велосипедов. В обоих случаях надо обращать внимание на такие характеристики фаркопа, как тяговая и вертикальная нагрузки на крюк.
Других подводных камней при покупке нового тягово-сцепного устройства не предвидится. Покупателю достаточно назвать продавцу модель своего автомобиля, год выпуска и тип кузова. Если модель ходовая, фаркоп, скорее всего, окажется в наличии, а при его отсутствии придется оформить заказ, если, конечно, нужное прицепное производится вообще.
Другое дело, если вместо нового фаркопа владелец автомобиля решит приобрести «бэушный». Первая проблема — вряд ли такое устройство будет продаваться в полной комплектации. Скорее всего, штатные детали крепления, закладываемые внутрь лонжеронов при установке, остались на автомобиле, где фаркоп стоял раньше. При его установке без них на другую машину, во-первых, вся нагрузка перераспределится на болты, а выдержат ли они все сильные рывки, которые им придется испытывать в ходе эксплуатации, — вопрос. Во-вторых, при установке фаркопа без закладных и распорных втулок произойдет сжатие лонжерона, которое ухудшит надежность. Опять же, скорее всего, старая проводка из «бэушного» устойства будет просто выдрана, поэтому розетку и жгут проводов придется докупить отдельно.
Вторая проблема — среди «бэушного» товара непросто найти фаркоп, который встанет на место, не потребовав доработки как самого себя, так и элементов кузова автомобиля, с которыми фаркоп необходимо соединить. Как ни крути, это тоже ослабление конструкции. Причина указывалась выше — «бэушное» тягово-сцепное устройство от хэтчбека может не подойти для седана или универсала той же модели.
Следующий вопрос — установка фаркопа на автомобиль. Если машина новая, то в связи с тем, что монтаж предполагает вмешательство в штатное электрооборудование, дабы не потерять гарантию, оснащать ее тягово-сцепным устройством следует в дилерских сервисных центрах.
Во всех остальных случаях все зависит от того, откуда руки растут у взявшегося за установку. Лучший вариант — обратиться к квалифицированным специалистам, особенно когда требуется установка блока согласования. Сегодня это обойдется от 700 тысяч до миллиона рублей с гарантией как минимум 12 месяцев.
Когда тягово-сцепное устройство идет с обычной розеткой, с учетом того, что к новым фаркопам прилагаются подробные установочные листы с иллюстрациями по последовательности действий при монтаже, если навыки позволяют, можно попробовать оснастить машину самостоятельно, но без гарантии и с риском совершить ошибку.
При эксплуатации фаркопов самый вероятный источник неприятных сюрпризов — розетка. Из-за места расположения розетки под задним бампером ее корпус и его крышка контактную часть розетки от вредного воздействия рассолов могут и не уберечь.
Если фаркоп не используется регулярно, контакты розетки желательно смазывать специальными смазками, изолирующими контакты от влаги и уменьшающими интенсивность их окисления.
При регулярном использовании шар крюка изнашивается. Диаметр неизношенного шара, совместимого с замком европейского прицепа, должен быть 50-51 мм. При меньшем диаметре шара появляется риск, что во время движения прицеп сумеет «отстегнуться».
Кроме того, шар крюка ржавеет. Чтобы уменьшить негативное влияние коррозии, шар можно покрыть какой-нибудь консистентной смазкой и спрятать под колпачок. Хотя бы раз в год не будет лишней проверка состояния крепежа фаркопа — от вибраций, передающихся на кузов автомобиля, от дерганья прицепа затяжка гаек и болтов может ослабеть.
При покупке, установке и дальнейшей эксплуатации фаркопа главное — не забывать, что безопасность превыше всего. В редких, к счастью, случаях, когда автомобиль с буксируемым прицепом становился фигурантом ДТП, о безопасности, похоже, забывали.
Сергей БОЯРСКИХ
Фото автора
ABW.BY
Благодарим за консультации и помощь в организации фотосъемки СООО «Белхак», за консультации — ООО «Тохома Импорт»
Хотите купить или продать прицеп? Тогда вам в наш специализированный раздел, где уже сегодня представлено более 240 как новых, так и подержанных прицепов.