Можно ли доливать дистиллированную воду в гелевый аккумулятор
Можно ли доливать дистиллированную воду в гелевый аккумулятор?
Что заливать в гелевый аккумулятор? Можно доливать дистиллированную воду также, как и в обычную аккумуляторную батарею. При этом нужно время, чтобы жидкость смешалась с двуокисью кремния либо впиталась в стекловолокно. Добавлять электролит нельзя, так как он способен разрушить пластины.
Нужно ли доливать дистиллированную воду в гелевый аккумулятор?
Доливать в гелевый аккумулятор следует дистилированную воду, а не электролит, который может разрушить пластины. Доливать в батарею можно дистиллированную воду, как и в обычный аккумулятор – с той лишь разницей, что нужно некоторое время, чтобы она «впиталась» в стекловолокно, либо перемешалась с двуокисью кремния.
Как проверить состояние гелевого аккумулятора?
Как проверить гелевый аккумулятор
При отсутствии явных изъянов устройство проверяют с помощью вольтметра и нагрузочной вилки, в течение 3-4 секунд имитирующей работу стартера. Нагрузку подключают после установки значений напряжения на клеммах, а далее на короткий период подсоединяют импровизированный движок.
Можно ли доливать электролит в AGM аккумулятор?
Доливать ничего не нужно, тем более электролит. Внутри, простыми словами не жидкость, а губка. Которая напитана электролитом. И она никуда не выльется.
Можно ли реанимировать гелевый аккумулятор?
Единственное, что Вы можете сделать, не навредив – это долить дистиллированной воды, если та все-таки испарилась. … Испарение воды – это, повторимся, единственный случай, когда можно довольно безопасно восстановить характеристики гелевого аккумулятора.
Каким током заряжать гелевый аккумулятор?
Каким током заряжать гелевый аккумулятор
Заряжают 10% ми от емкости аккумулятора. 50ти амперный аккумулятор, следует заряжать током 5 А. Как было указано выше, для гелевого аккумулятора, очень важно при зарядке не использовать напряжение выше граничного. Обычно это 14,5 вольт.
Можно ли ложить на бок гелевый аккумулятор?
Все дело в том — что эта стеклоткань, держит внутри электролит, не дает ему испариться и растечься, однако пропитывает свинцовые пластины нужным электролитом. … Из-за того что электролит заперт внутри, АКБ можно ставить как угодно на любой бок, есть небольшое ограничение – нельзя ставить вверх ногами.
Чего боятся гелевые аккумуляторы?
Типы гелевых аккумуляторов
Они гарантированно выдерживает до 1000 циклов разрядки — зарядки. Гелевые АКБ не боятся глубокого разряда и не требует подзарядки сразу после израсходования энергии. Аккумуляторы GEL имеют хорошую рекомбинацию газов в процессе работы, но малая часть газов выходит в окружающую среду.
Какой срок службы гелевого аккумулятора?
Гелевые аккумуляторы могут храниться без подзаряда в течение 1 года в сухом помещении при температуре окружающей среды от –35° до +60°С. Они рассчитаны на работу в буферном режиме работы в течение пяти лет (при 25°С). На рисунке ниже показана зависимость доступной емкости гелевого аккумулятора от времени.
Как проверить гелевый аккумулятор нагрузочной вилкой?
Как пользоваться нагрузочной вилкой для проверки аккумулятора Пользоваться электронной вилкой очень просто. Необходимо подсоединить разъемы типа «крокодил» к выводам аккумуляторной батареи, после чего на дисплее отобразится напряжение аккумулятора без нагрузки.
Какой акб можно эксплуатировать на боку?
Аккумулятор DELTA HR 6-12 можно использовать в положении «на боку». Только учтите, что при перезаряде и вскипании аккумулятора, повышается вероятность выдавливания небольшого количества электролита через крышку. При использовании в этом положении, заряжать аккумулятор лучше в вертикальном положении.
Какое напряжение у заряженного аккумулятора AGM?
Напряжение полностью заряженного AGM или гелевого аккумулятора составляет 13,0 Вольт. Перед проверкой напряжения следует отключить всё от плюсовой клеммы АКБ и подождать 10 минут. Таблица и график зависимости напряжения гелевого аккумулятора от степени разряда.
Как проверить аккумулятор AGM?
Поместите датчик на конец черного провода на клемму «-» батареи AGM. Прочитайте дисплей мультиметра. Полностью заряженная батарея AGM имеет выходное напряжение около 13 вольт. Это немного выше, чем 12 вольт, которые вы найдете на боковой стороне батареи, чтобы обеспечить сопротивление напряжения в кабелях батареи.
Как восстановить гелевый аккумулятор 12в?
Для восстановления гелевого аккумулятора, необходимо снять или содрать верхнюю крышку, и снять все заглушки, залить воду в банки батареи. Достаточно будет шприца емкостью 2 мл. Вода впитается в гель, примерно через 30 минут нужно проверить остаток воды в каждой банке АКБ.
Какая разница между гелевым и кислотным аккумулятором?
Главными отличиями между гелевыми и кислотными аккумуляторами является то, что кислотные имеют в несколько раз меньшую удельную емкость, а также частый постоянный разряд для кислотных является критическим, поскольку в будущем это приведет к сокращению количества циклов «разряд-заряд».
Каким током заряжать аккумулятор 7 Ач?
Наиболее оптимальным считается ток заряда, соответствующий 10% от емкости заряжаемого аккумулятора. Для акб Delta DT 1207 он составит 0,7 А. При применении зарядного устройства с таким током, полностью разряженный аккумулятор будет заряжен за 10 часов работы.
Гелевый аккумулятор — преимущества, недостатки и зарядка
Любой аккумулятор требует периодической подзарядки, вне зависимости от типа устройства. Гелевые не входят в число исключений. У автомобилистов возникает много вопросов — можно ли заряжать такое оборудование и в чем преимущество гелевой АКБ? Перед тем, как разбираться в этих тонкостях, следует вспомнить, что вообще собой представляет аккумулятор. Это источник тока, преобразующий энергию химическую в электрическую. Еще одна функция — накапливание энергии на продолжительный срок.
Главный плюс на фоне остальных типов АКБ — гелевый электролит не способен вытекать, что обеспечивает дополнительную безопасность
В автомобильной промышленности можно встретить несколько типов АКБ, все они отличаются по составу и особенностям действия. Самыми распространенными можно считать стационарные батареи типа AGM и типа GEL. Первые представляют собой распространенные АКБ, в основе которых предусмотрен пористый заполнитель-сепаратор из стекловолокна. Его пропитывают электролитом, чтобы не использовать жидкость. GEL — технология создания, которая предполагает использование электролита в виде геля. В составе этого материала есть кремний.
Преимущества. Главный плюс на фоне остальных типов АКБ — гелевый электролит не способен вытекать, что обеспечивает дополнительную безопасность и устойчивость к вибрации. Это позволяет ставить аккумулятор вертикально. Если сравнивать с кислотным электролитом, гелевый не разлагается и не кристаллизуется. Использовать такое оборудование можно в экстремальных погодных условиях — от -35 до +50 градусов. Гелевая АКБ держит глубокий разряд и не выделяет газ — масса электролита не будет теряться, как и производительность батареи.
Нормальным считается напряжение в пределах 12.6 — 13.4 В
Недостатки. Эффективность рекомбинации газов в таких установках меньше, чем в АКБ типа AGM. Так как в основе лежит плотная среда, подвижность ионов здесь ниже, что сказывается на параметрах заряда-разряда батареи. Еще один нюанс — гелевый аккумулятор не переносит короткое замыкание. Последний минус — большие токи с такой установки не снять из-за повышенного внутреннего сопротивления.
Зарядка. Используются гелевые аккумуляторы не только в автомобильной технике. Но все они объединены тем, что нужно правильно подходить к эксплуатации и заряду. Если устройство длительное время простаивало, емкость начинает сокращаться, а электролит испаряется. В большинстве случаев, такие установки не обслуживаются, поэтому их отправляют на свалку. Но если аккумулятор не сел до конца, есть способ его оживить.
В процессе выполнения процедуры нужно следить за электролитом
Сперва нужно провести тест и определить, насколько пострадала батарея. Для этого стоит провести замер остаточного напряжения. Если показатель выше 9 В, значит восстановление возможно. Напомним, что нормальным считается напряжение в пределах 12.6 — 13.4 В. Процесс восстановление не сложный:
- Снять пластину или заглушки с верхней части корпуса вместе с пробками для залива.
- В шприц набрать дистиллированную воду и иглой небольшими порциями заливать в отвертстия, пока на поверхности не образуется жидкость. На этом этапе процедуру можно завершить — дать устройству постоять 3 часа. Если вода за это время полностью впиталась, следует добавить еще.
- Подключить АКБ с открытыми отверстиями к зарядному устройству, чтобы напряжение не выходило за рамки 14 – 14.4 В. Величина тока не должна быть больше 1/10 емкости АКБ. После полноценного заряда и отстоя напряжение должно сохраняться на уровне 12.6 — 12.8В.
Остается только отключить АКБ от зарядки и вытереть все элементы корпуса. В процессе выполнения процедуры нужно следить за электролитом. Если он вытекает, его следует сразу выбирать, чтобы он не проливался на борта батареи. После полного восстановления нельзя класть батарею на бок или переворачивать.
Итог. Гелевые аккумуляторы давно используются в автомобильной сфере. Такие батареи имеют свои особенности обслуживания, в том числе и зарядки.
Как залить электролит в гелевый аккумулятор?
Гелевые аккумуляторы довольно широко применяются в самых различных областях. Это и источники бесперебойного питания, различные игрушки, в общем они уже довольно плотно вошли в нашу жизнь, мы например используем 6-ти и 12-ти вольтовые аккумуляторы на занятиях радиокружка, в качестве безопасных источников питания. Это довольно удобно, во-первых одной зарядки надолго хватает, во-вторых, в итоге это гораздо дешевле чем постоянно покупать батарейки, ну и конечно же безопасность, наверное важнейший критерий при работе с детьми. В отличии от обычного, классического свинцово-кислотного аккумулятора, в котором между положительными и отрицательными пластинами ток протекает по электролиту — водному раствору кислоты, в гелевых аккумуляторах электролитом является гель, по сути, тот же самый электролит но сгущенный до состояния геля. Это имеет ряд преимуществ, например, такой аккумулятор практически не выделяет вредных испарений, в отличии от своего свинцово-кислотного собрата, пары кислорода и водорода удерживаются внутри геля, реагируют и превращаются в воду, которая снова впитывается гелем. Кроме того, гель смазывает пластины, так что активная масса не стекает, а его повышенное сопротивление разрядным токам препятствует образованию вредных не разрушаемых веществ — сульфатов свинца. Но есть и недостаток, такие аккумуляторы являются необслуживаемыми аккумуляторами. Но как и любой другой аккумулятор – со временем они начинают терять емкость, и часто после этого просто выбрасываются. Но несмотря на то, что эти аккумуляторы являются необслуживаемыми – их все-таки можно обслужить, а учитывая то, что цена нового аккумулятора сегодня весьма существенна, восстановление таких аккумуляторов становиться весьма актуальной задачей.
В принципе, процесс восстановления уже много где описан, суть его сводится к тому, то в процессе эксплуатации – гель все-таки высыхает, несмотря на рекомбинацию газов – они все-таки испаряются, и суть процесса восстановления сводится к восстановлению геля, путем добавлению воды, точно также как и в свинцово-кислотный аккумулятор. Но процесс этот несколько сложнее, а сами АКБ намного капризнее.
Попробую рассказать о своем опыте восстановления гелевых аккумуляторов.
Внешний осмотр. Не все аккумуляторы можно восстановить. Если на корпусе аккумулятора есть трещина или при потряхивании внутри аккумулятора что-то «брякает» — такой аккумулятор скорее всего восстановить уже не получится. Далее, если остаточное напряжение на клеммах аккумулятора менее 30%, то скорее всего его также восстановить не получится, хотя попробовать конечно можно. Идеальными для восстановления являются аккумуляторы с целым корпусом, внутри которых «не брякает» и остаточное напряжение более 30% (лучше если 60%).
Разборка. АКБ закрыт крышечкой, которая легко снимается с помощью острого шила или тонкого ножа. У 6-ти вольтовых АКБ – одна крышечка, у 12-ти вольтовых – шесть. Под крышечками резиновые пробки, закрывающие заливные отверстия — снимаются обычным пинцетом.
Заливка воды. Вода нужна дистиллированная и только она, водопроводная не годится. Воду можно приобрести в аптеке или в любом магазине для автолюбителей. Заливается с помощью шприца через заливное отверстие. И вот тут есть несколько методик, я попробовал их все, и особой разницы не увидел:
- Заливаем “банки» полностью, даем постоять 5-10 минут, затем сливаем всю воду. За 5-10 минут гель должен набрать нужное количество воды, кто-то рекомендует подождать 30 минут. Закрываем колпачки и ставим АКБ на зарядку.
- Заливаем в каждую банку ровно по 3 мл воды. Закрываем колпачки и сразу ставим АКБ на зарядку.
- Заливаем воду пока вода не закроет пластины, но не до краев, и ставим на зарядку. Колпачки не закрываем, так как лишняя вода и газы будут выходить. После зарядки закрываем колпачки.
Зарядка.
Заряжать батареи нужно током равным 10% от емкости аккумулятора. Для 7-ми амперных это 0,7A. Напряжение заряда должно быть чуть выше, величина напряжения написана на корпусе АКБ, (Cycle use) для 12-ти вольтовых АКБ это 14-14,2 В, для 6-ти вольтовых 7,2-7,5 В. Я использовал зарядное устройство на L200C:
При первом подключении к зарядному устройству, потерявший ёмкость из-за высыхания связанного электролита, аккумулятор не будет потреблять ток, поэтому на амперметр сначала ориентироваться не нужно. Через некоторое время «изголодавшийся» аккумулятор постепенно начнет потреблять ток, если это произошло – заряжаем, пока напряжение на АКБ не достигнет 12,6-12,8 для 12-ти вольтовых или 6,75-6,9 для 6-ти вольтовых (Stan d by use ).
Заряжать придётся долго – не менее 10 часов, но если после 10 часов батарея так и не стала потреблять ток – поднимаем напряжение до 10-ти вольт (для 6-ти вольтовых) и до 20-ти вольт (для 12-ти вольтовых). И теперь придется очень внимательно следить за аккумулятором , так как в случае восстановления электролита ток через батарею пойдёт слишком большой, что сначала приведет к нагреву, затем это может попросту «убить» аккумулятор. В момент, когда аккумулятор начнёт принимать ток, напряжение на нём начнёт быстро падать.
После первой зарядки, следует разрядить аккумулятор, подключив небольшую нагрузку, скажем лампочку мощностью 5-10 Вт, при этом слдедует следить за напряжением на клеммах АКБ, оно не должно опуститься более чем на 20%. После чего аккумулятор следует снова зарядить. Таких циклов можно сделать несколько, после чего поставить аккумулятор на длительную зарядку малым током, 0,05-0,1 от емкости аккумулятора.
Что надо знать о гелевых и AGM-аккумуляторах, чтобы не тратить деньги впустую?
Когда в январе 2011 года мы выясняли, в какие деньги обойдется покупка аккумулятора AGM в розничной торговле, оказалось, что такие батареи марок Varta и Banner емкостью 70 Ач и пусковым током 760 А предлагались по цене 780 тыс. руб., что в переводе в «условные единицы» по действующему на тот момент курсу составляло около 250 у.е.
Сегодня в рознице аналогичные батареи тех же марок можно купить за 290-300 руб., что составляет порядка 152-158 у.е. при нынешнем курсе. Это к тому, что просьба рассказать про преимущества гелевых и AGM-аккумуляторов, поскольку они стали более доступными, с которой обратился к нам один из читателей ABW.BY, в той части, где приславший письмо указывает на их доступность, соответствует действительности.
Осталось поговорить об особенностях устройства гелевых аккумуляторов и батарей, изготовленных по технологии AGM, их отличиях от аккумуляторов традиционной конструкции, достоинствах, а также недостатках, которые могут повлиять на срок службы.
На наши вопросы согласился ответить начальник отдела розничной торговли компании «Батавтотрейд» Александр Романенко.
— В автомобилестроении гелевые аккумуляторы распространения не нашли, — начал рассказ Александр. — Их упоминание в присланном вам письме, видимо, является следствием заблуждения отдельных владельцев автомобилей, которые думают, что гелевые батареи и AGM-аккумуляторы — это одно и то же.
На самом деле это не так. В гелевых батареях в качестве электролита используется силикатогель. Говоря иначе, электролит в них загущен до состояния геля, причем сам гель имеет пористую структуру. Гель полностью обволакивает электродные пластины и заполняет пространство между ними.
Электролит в аккумуляторах AGM более концентрированный, чем в обычных батареях, но он жидкий, поэтому, повторюсь, называть AGM гелевыми неправильно. В AGM пространство между пластинами занимают прокладки из пористого стекловолокна, или, по-другому, маты. Собственно AGM расшифровывается как Absorbent Glass Mat — абсорбирующий стеклянный мат.
Причин, почему гелевые аккумуляторы не находят применения в автомобилях, несколько, а главная из них — низкий ток холодной прокрутки. На этикетках батарей указывают пусковой ток. Это 7-секундный ток при температуре минус 18 градусов. Дальше этот ток можно делить практически надвое. У гелевых батарей пусковой ток меньше, чем у аккумуляторов AGM, даже меньше, чем у обычных кислотных батарей. А ведь главная задача аккумулятора — запуск двигателя. Остальные задачи второстепенны, но для решения главной задачи гелевые батареи приспособлены плохо, особенно в холода. Поэтому они не используются в качестве пусковых, а применяются как тяговые — вот в этом качестве из-за своих особенностей они намного лучше, чем AGM.
Тяговыми AGM-батареи тоже бывают. Но если их использовать в этом качестве, то они выдерживают 200 циклов полного разряда и последующей зарядки на стационарном устройстве, а гелевые способны выдержать 400 циклов. А еще гелевые аккумуляторы существенно дороже. Если взять один и тот же бренд, то AGM-аккумулятор примерно на 50 процентов дороже обычного с подобными характеристиками, а гелевая батарея на 50-60 процентов дороже AGM. И поскольку в автомобильное издание с вопросами об аккумуляторах обращаются, скорее всего, люди, которых интересуют стартерные батареи для автомобилей, а на белорусском рынке я таких гелевых аккумуляторов не встречал, на этом с ними покончим.
Что касается AGM, то их присутствие в автомобилях постоянно увеличивается. Растет энергопотребление — обычные кислотные батареи со своими обязанностями, которые они должны выполнять помимо запуска двигателя, не справляются. Поясню примером, с которым мы сталкиваемся в своей практике регулярно. Приходит владелец BMW, допустим, 2006-2007 года, в котором штатно стоял AGM. Владелец ищет замену старой батарее, но AGM ему кажется дорогим, платить за него он не готов. Он покупает обычный аккумулятор — его хватает максимум на год. В то же время если в машине, где раньше стояла обычная батарея, поставить AGM, то он прослужит как минимум в два раза дольше обычной батареи.
Разработаны AGM были в 1970 году и существуют в двух видах — со спиральной укладкой электродных пластин и с обычной, как в батареях традиционной конструкции. Патент на аккумуляторы, в которых пластины скручены по спирали, принадлежит концерну Johnson Controls.
Выпускаются эти батареи под брендом Optima в Америке, кроме Johnson Controls, никто другой их выпускать не может. Достоинство таких аккумуляторов при их компактности — в площади пластин: если пластину развернуть, ее площадь гораздо больше, чем в AGM-аккумуляторах с плоскими, как в обычных батареях, пластинами. Отсюда лучшие характеристики, но среди AGM-батарей Optima — самые дорогие, что можно отнести к их недостаткам для покупателей (в январе 2011 года Optima стоили около 355 у.е., сейчас — около 225 у.е. — Прим. ред.).
Если говорить о AGM-аккумуляторах с плоскими пластинами, то внешне они похожи на обычные батареи, главные различия — внутри. Как я упоминал, между пластинами уложены маты из пористого стекловолокна. Уж извините за такое образное сравнение, но это «памперсы», которые пропитаны жидким электролитом. Укладка очень плотная, чтобы электролит контактировал с пластинами.
В то же время количество электролита подбирается так, чтобы он не занимал все место внутри матов. Должны оставаться свободные поры. Это сделано, чтобы газы, которые выделяются из электролита при работе аккумулятора, никуда не улетучивались, а задерживались в порах. Далее между водородом и кислородом происходит рекомбинация — они опять превращаются в воду, которая возвращается в электролит. В этом весь смысл технологии — газы и испарения воды остаются в «памперсах». Газы рекомбинируются, испарения конденсируются. И благодаря плотной укладке пластин и стекловолокна обеспечивается второй эффект — активной массе некуда выпадать из пластин. Активная масса приперта к решетке и в ней остается.
Этим достигается длительный срок службы AGM-батарей, но помимо особенностей устройства есть и другие тонкости, которые обеспечивают их преимущества над обычными аккумуляторами. В частности, пластины у них более толстые и делаются из особо чистого свинца. Если при производстве обычных батарей используется вторичное сырье, или, говоря проще, свинцовый лом, то в AGM применяется первичный свинец самого высокого качества. Кстати, только одно это делает AGM гораздо дороже, но продолжим про преимущества.
Про такой важный для запуска двигателя показатель, как величина пускового тока, я говорил. Те цифры, что написаны на этикетке, у AGM-батарей почему-то не соответствуют действительности. Реальный пусковой ток больше — не намного, процентов до десяти, но зимой, особенно когда автомобиль дизельный, эти проценты могут сыграть свою роль.
И так же хорошо, как AGM отдают ток при запуске, они его принимают при зарядке. Если по какой-то причине будет поврежден корпус батареи, электролит из нее не вытечет, а это безопасность. Батареи AGM более виброустойчивы, чем обычные, опять-таки благодаря плотной укладке пластин и стекловолокна.
В общем, преимуществ много, а недостаток только один — AGM очень критичны к перезарядке. Зарядку напряжением свыше 14,6 вольта боятся и обычные аккумуляторы, но AGM к ней особенно чувствителен. Когда батарея заряжается под повышенным напряжением, газов выделяется много, а для их рекомбинации нужно время. Из-за того что газы не успевают превратиться в воду, увеличивается давление внутри корпуса. Сама батарея герметичная, но есть предохранительный клапан, через который газы удаляются, а значит, теряются безвозвратно. Прокладки из стекловолокна высыхают, а для AGM это смерти подобно.
В обычный аккумулятор еще можно как-то добавить дистиллированную воду, но как это сделать с AGM? Аккумулятор герметичный, вскрывать банки нежелательно, потому что если в них попал атмосферный воздух, то, считайте, на 50 процентов аккумулятор вы уже потеряли. И опять-таки как угадать, сколько воды нужно добавить, чтобы не только пропитать «памперсы», но и оставить в них то количество свободных от жидкости пор, которое необходимо для нормальной работы?
Как я говорил, если в автомобиле изначально стоял AGM-аккумулятор, то меняться он должен на AGM. Замена обычных батарей на аккумуляторы AGM не только допускается, но и, на мой взгляд, предпочтительна. Да, они дороже, однако их более высокая стоимость компенсируется преимуществами, которые у них есть по сравнению с обычными батареями, — лучшими характеристиками и фактически в два раза более длительным сроком службы.
Что лучше — ездить с AGM или за время его эксплуатации купить как минимум две обычные батареи? Однако учитывая чувствительность AGM к напряжению зарядки, перед тем как сделать этот шаг, требуется убедиться, что генератор исправен, и в дальнейшем чаще его проверять, к чему, к сожалению, владельцы автомобилей не привыкли и не приучены.
Недозарядка тоже не сулит ничего хорошего, но не так страшна. Другое дело, что для зарядки разряженного AGM-аккумулятора должны применяться специальные стационарные устройства. Если устройство не выключается автоматически, когда батарея полностью зарядится, а вы поставили AGM на зарядку и забыли, этого он уже не простит.
Однако вспомним про то, что AGM лучше принимают зарядный ток и быстрее заряжаются. Если обычные батареи при эксплуатации автомобиля в городе зимой с короткими поездками, как правило, всегда находятся в недозаряженном состоянии, то для AGM благодаря способности к быстрой зарядке такое состояние практически исключено. Нет недозаряженности — нет сульфатации.
В принципе все шло к тому, что AGM когда-нибудь вытеснят обычные аккумуляторы, но сейчас популярной становится другая технология — EFB. Разница с обычными батареями по цене у EFB небольшая — процентов на 15 выше, но разница в сроке службы больше. На автомобили с системами Старт/Стоп обычную батарею не поставишь, а EFB работают, что само по себе уже неплохо их характеризует. Вдаваться в подробности, думаю, не стоит — о EFB ваши читатели не спрашивали. А спросят — встретимся и поговорим.
Сергей БОЯРСКИХ
Фото автора
ABW.BY
Благодарим СООО «Батавтотрейд» за консультации и помощь в подготовке статьи
Про гелевые аккумуляторы и их правильное использование
Свинцово-кислотные аккумуляторы получили довольно широкое распространение как в качестве тяговых батарей (например для питания электропогрузчиков), так и в качестве стартерных батарей автомобилей. В системах бесперебойного и резервного электропитания домов и предприятий также применяются свинцово-кислотные аккумуляторы.
Системы автономного электроснабжения домов зачастую содержат аккумуляторную батарею большой емкости, или сборку на несколько сотен ампер-часов, призванную обеспечить длительное энергоснабжение жилища.
Заряжаться такая батарея может от различных альтернативных источников электричества, таких как блок солнечных панелей, ветряной генератор и другие, а разряд батареи происходит традиционно через мощный инвертор, от которого потребители снабжаются уже переменным током промышленной частоты и стандартного сетевого напряжения.
Традиционные источники бесперебойного питания компьютеров также включают в себя герметичный свинцово-кислотный аккумулятор на несколько ампер-часов.
Первые свинцово-кислотные аккумуляторы в качестве электролита использовали исключительно водный раствор серной кислоты, приготовленный на дистиллированной воде, чтобы соли кальция и магния, присутствующие обычно в воде, не мешали процессу работы аккумулятора. Такой аккумулятор был изготовлен следующим образом.
В электролит погружаются свинцовые решетки, в которые запрессованы диоксид свинца (на аноде, положительном электроде) и металлический свинец (на катоде, отрицательном электроде) в виде порошка.
Между пластинами помещается пористый сепаратор, изготовленный из порошка поливинилхлорида (Мипласт), микропористого эбонита (вулканизированная смесь каучука с силикагелем и серой — Мипор), или полиэтилена, функция которого предотвратить замыкание электродов между собой.
Если шесть таких ячеек, соединить в последовательную цепь, получится аккумуляторная батарея на 12 вольт, соответственно, большее количество ячеек дадут большее напряжение.
Стартерные аккумуляторы с жидким электролитом, повсюду применяются в автомобилях, но особенность этих аккумуляторов такова, что при протекании большого тока в течение длительного времени, их жидкий электролит может легко закипеть. Именно поэтому в таких аккумуляторах предусмотрена возможность доливать электролит.
Их пористые пластины большой площади позволяют кратковременно получать ток силой в 200-300 Ампер для питания стартера. Однако для длительной работы в системах альтернативного электроснабжения и в источниках бесперебойного питания такие аккумуляторы малопригодны.
В начале 1970-х годов инженеры американской компании Gates Rubber Company разработали новый тип герметичных свинцово-кислотных аккумуляторов на основе абсорбированного электролита.
Технология получила название AGM (Absorbent Glass Mat). С качестве заполнителя батарейных отсеков было впервые применено стекловолокно, пропитанное электролитом. Позже электролит стали сгущать, добавляя силикагель (смесь на основе растворов кремниевых кислот), это создало дополнительные поры, в которых теперь еще лучше удерживался электролит, и позволило полностью заполнить пространство между пластинами. Новый тип аккумуляторов получил широкую популярность как «гелевый аккумулятор», поскольку заполнитель имел консистенцию геля.
Такое решение позволило получить ряд важных преимуществ перед аккумуляторами с жидким электролитом. Во-первых, пропала необходимость в обслуживании нового типа аккумуляторов, поскольку газ наружу не выделяется, он абсорбируется в порах, и ничего не кипит, электролит не меняет свою плотность ни при зарядке, ни при разрядке. Пластины уже не осыпятся.
Гелевый аккумулятор может работать в совершенно любом положении, даже в перевернутом, ничего не выльется и не нарушится. Клапанная регулировка не дает утечь кислоте, и исключает коррозию клемм. Работоспособность гелевого аккумулятора не подводит даже при температурах до минус 30 градусов Цельсия.
Срок службы до 10 лет, а также устойчивость к глубокому разряду – вот те качества, которые делают гелевый аккумулятор перспективным инструментом эффективного электроснабжения на базе устройств альтернативной энергетики.
Особенности конструкции делают батарею на основе геля менее подверженной сульфатации, чем обычная AGM-батарея, и потому гелевые батареи могут без ущерба для емкости оставаться в полностью разряженном состоянии по несколько дней. Гелевая батарея способна выдержать в среднем на 50% больше циклов разряда, чем обычная AGM-батарея.
Один из известных производителей таких аккумуляторов заявляет, что их гелевые батареи способны перенести 350 циклов разряда с глубиной 100%, до 550 — с глубиной 50% и до 1200 — с глубиной 30%. Это превосходные результаты, сводящие эксплуатационные расходы к минимуму, касается ли это автономной системы электроснабжения или источника бесперебойного питания.
Все больше, в некоторых западных странах, набирают популярность гелевые аккумуляторы со спиральными пластинами, которые могут быть значительно большей площади, чем в вариантах компактных корпусов.
За счет большой площади взаимодействия пластин, токи в таких аккумуляторах могут быть чрезвычайно высокими. В некоторых аккумуляторах этот показатель достигает 800 А и даже выше. Единственным серьезным недостатком всех современных гелевых аккумуляторов остается высокая цена.