Bitavtoptz.ru

Бит Авто
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Категории водительских удостоверений: что означают

Категории водительских удостоверений: что означают

Автор: Снегина Екатерина. Высшее образование: СтГТУ. Юрист. Опыт работы в налоговых органах. Дата: 27 мая 2019. Время чтения 4 мин.

Российское законодательство подробно оговаривает категории транспортных средств, управлять которыми имеют возможность граждане. Каждая из них имеет особенности, с которыми связаны ограничения по возрасту для водителей. Выдачей удостоверений занимается ГИБДД. Для спецтехники предусмотрены особые документы, которые выдаются органами Гостехнадзора.

Основные категории

Категория водительских прав фактически обозначает тот вид транспортных средств (далее – ТС), управлять которым уполномочен водитель. Нормативные акты, регулирующие безопасность дорожного движения в России, закрепили следующие категории, представленные далее в виде таблицы.

Таблица 1. Удостоверения и характеристики ТС

Категории автомобилей и прочих ТС Виды транспортаХарактеристики
АМотоцикл
ВАвтомобиль (далее а/м)Вес до 3,5 т, количество пассажирских сидений не более 8.
СА/мВес ‒ более 3,5 т.
DА/м для пассажирских перевозокКоличество пассажирских сидений ‒ более 8.
BEТС типа В с прицепомВес прицепа ‒ не более 0,75 т, общая масса ТС с прицепом ‒ не более 3,5 т.
CEТС типа С с прицепомВес прицепа ограничен 0,75 т.
DEТС типа D с прицепомВес прицепа ограничен 0,75 т.
TmТрамвай
TbТроллейбус
MЛегкие квадрициклы и мопеды
A1МотоциклОбъем двигателя ‒ не более 125 куб. см, мощность не превышает 11 кВт.
B1Три- и квадрициклы
C1А/мВес ‒ от 3,5 т до 7,5 т.
D1А/м для пассажирских перевозокОт 8 до 16 пассажирских сидений.
C1EТС типа С1 с прицепомМасса прицепа ‒ не более 0,75 т при общей массе состава не больше 12 т.
D1EТС типа D1 с прицепомПрицеп не предназначен для пассажирских перевозок, он должен весить не более 0,75 т при общей массе состава не больше 12 т.

Источник: Законодательство о безопасности дорожного движения.

Чтобы узнать, к примеру, какие машины можно водить с категорией D, достаточно ознакомиться с данными в таблице.

Если к средству прикреплен прицеп, он не должен быть тяжелее самой автомашины, при этом максимальный его вес ограничен 0,75 тонны.

Речь здесь идет исключительно о транспортных средствах, то есть устройствах, которые передвигаются по дорогам и служат для перевозки грузов и пассажиров. Таким образом, сюда включаются легковые автомобили, автобусы, грузовые автомашины и маршрутные такси.

Выдачей удостоверений занимается ГИБДД, этот же орган производит их замену.

Историческая справка! Первые в СССР удостоверения водителя были выданы в 1936 году. Эти документы именовались Свидетельствами на право управления экипажем. Выдавались они в произвольной форме. Поэтому часто случалось, что документы, полученные в одном городе, не имели силы в другом. Наивысшим мастерством обладали те водители, которые имели стаж от 6 лет и могли самостоятельно отремонтировать свое авто.

Подкатегории, которые присваиваются («открываются») автоматически

Некоторые типы прав водителя требуют отдельного подтверждения, другие присваивают («открывают») автоматически на основании предыдущих. Здесь речь идет о подкатегориях, например, категория прав B1 – это подкатегория:

  • А дает право управлять ТС из подкатегорий А1 и В1;
  • категория В – В1;
  • категория C – С1;
  • D – D1;
  • CE ‒ C1E;
  • DE ‒

Рис. 1. Водитель с удостоверением

Рис. 1. Водитель с удостоверением

Возрастные ограничения

В отношении каждого вида прав имеются ограничения, связанные с возрастом и/или опытом. ГИБДД вправе выдавать удостоверение в соответствии со следующими правилами.

Таблица 2. Возраст водителя

Тип правМинимальный возрастной предел, летОсобые требования
А1 и М16
А, В, В1, С, С118
D, Tb, Tm21
D, Tm, Tb
BE, CE, DEНаличие прав типа, соответственно, В, С и D сроком от 1 года.
C1E, D1EНаличие прав типа (подкатегорий) C, D, С1, D1 сроком от 1 года.

Для типов В и С допускается выдача прав в 17 лет, если гражданин прошел медицинскую комиссию и обучение.

Помимо отличия по категории, водительские удостоверения подразделяются на российские и международные.

Спецтехника

Для операторов внедорожной специализированной техники предусмотрены специальные удостоверения, схожие с водительскими. К такой технике относятся гусеничные и колесные специализированные машины, в том числе тракторы и экскаваторы. Выдачей удостоверений о праве управления такой техникой занимается Гостехнадзор. Обучающиеся проходят инструктаж и подробное обучение. Также они получают сертификат о прохождении программы.

Рис. 2. Спецтехника

Рис. 2. Спецтехника

Права для работы со спецтехникой также подразделяются на: А1 – А4, B, C, D, E, F. Аттестацию специалистов проводит Гостехнадзор, он же производит замену удостоверений.

Более подробный рассказ о типах удостоверений водителей ТС – в фильме:

технический регламент / Категории транспортных средств

Чуть меньше года назад вступил в силу технический регламент о безопасности колесных транспортных средств — нормативный документ, который содержит требования, предъявляемые к техническому состоянию автомобилей. В настоящее время эти требования проверяются при прохождении государственного технического осмотра транспортного средства.

Хотя новый документ вступил в силу достаточно давно, далеко не все водители могут им в полной мере воспользоваться. Связано это в первую очередь с тем, что в техническом регламенте вводятся новые категории транспортных средств, которые ранее в нормативных правовых документах не встречались. Ну а рядовой водитель, привыкший к категории B своего автомобиля (по правилам дорожного движения), далеко не сразу может понять, к какой же категории по техническому регламенту относится его «железный конь».

Читайте так же:
Как узнать заряд кейса Realme BUDS Air?

В этой статье речь пойдет о категориях транспортных средств в новом техническом регламенте, а также о транспортных средствах, к которым эти категории относятся.

Для начала хочу напомнить, что при проведении государственного технического осмотра проверяется соответствие транспортного средства требованиям приложения № 7 «Требования к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации«.

Перейдем непосредственно к рассмотрению категорий транспортных средств.

Категории мототранспортных средств

Мопеды, мотовелосипеды, мокики

Категория L1 — Двухколесное транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, и характеризующееся: — в случае двигателя внутреннего сгорания — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб. см, или — в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.

Категория L2 — Трехколесное транспортное средство с любым расположением колес, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, и характеризующееся: — в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб. см, или — в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт, или — в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт

Со скутерами дело обстоит достаточно просто:

1. Если скутер имеет 2 колеса, то он относится к категории L1.

2. Если скутер имеет 3 колеса, то он относится к категории L2.

Таким образом, категориям L1-L2 соответствуют механические транспортные средства, для управления которыми не нужны водительские удостоверения.

Мотоциклы, мотороллеры, трициклы

Категория L3 — Двухколесное транспортное средство, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

Категория L4 — Трехколесное транспортное средство с колесами, асимметричными по отношению к средней продольной плоскости, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см3 и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

Категория L5 — Трехколесное транспортное средство с колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

Категории L3-L5 относятся к транспортным средствам, для управления которыми требуется водительское удостоверение категории А:

L3 — двухколесные мотоциклы;

L4 — ассиметричные трехколесные мотоциклы (например, мотоцикл с коляской);

L5 — симметричные трехколесные мотоциклы (например, мотоцикл с кузовом по центру).

Квадрициклы

Категория L6 — Четырехколесное транспортное средство, ненагруженная масса которого не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства), максимальная конструктивная скорость не превышает 50 км/ч, и характеризующееся: — в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или — в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью двигателя, не превышающей 4 кВт, или — в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью двигателя в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.

Категория L7 — Четырехколесное транспортное средство, иное, чемтранспортное средство категории L6, ненагруженная масса которого не превышает 400 кг (550 кг для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт.

Категории L6-L7 относятся к транспортным средствам, для управления которыми требуется не водительское удостоверение, а удостоверение тракториста-машиниста категории А1.

Деление между категориями L6 и L7 осуществляется исключительно на основе мощности двигателя квадроцикла. Более мощные квадроциклы относятся к категории L7.

Пассажирские транспортные средства

Автомобили легковые

Категория M1 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения.

Рассмотрим категорию M1, которая относится к легковым транспортным средствам. Именно эта категория заинтересует большую часть автовладельцев, так как именно категории М1 соответствует категория B обычного водительского удостоверения.

Так что если Вы ищите в техническом регламенте требования, относящиеся к легковому автомобилю, то Вам следует обращать внимание исключительно на пункты, относящиеся к категории M1.

Обратите внимание, что к категории M1 не относятся грузовые транспортные средства категории B. Речь о них пойдет несколько ниже.

Автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства

Категория М2 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 тонн.

Категория М3 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн

Пассажирские автобусы и троллейбусы в зависимости от их веса относятся к категориям M2 или M3. Таким образом, категории M2 и M3 соответствуют категории D обычного водительского удостоверения.

Грузовые автомобили

Категория N1 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 тонн.

Категория N2 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн.

Категория N3 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 тонн.

Читайте так же:
Что такое возвращение компьютера в исходное состояние?

Грузовые автомобили относятся к категории N технического регламента, внутри которой они также как и автобусы делятся на подкатегории по весу.

Грузовым автомобилям категории B соответствует категория N1 технического регламента, грузовым автомобилям категории C — категории N2 и N3.

Категория O — Прицепы (полуприцепы) к легковым и грузовым автомобилям, мотоциклам, мотороллерам и квадрициклам, в том числе:

Категория O1 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых не более 0,75 тонн.

Категория O2 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 0,75 т, но не более 3,5 тонн.

Категория O3 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 3,5 т, но не более 10 тонн.

Категория O4 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых более 10 тонн.

Категория O включает в себя все прицепы и полуприцепы, которые также подразделяются в зависимости от их допустимой максимальной массы.

Прицепами категории O1 можно управлять при отсутствии категории E в водительском удостоверении.

Категориям O2, O3, O4 соответствует любая из категорий E к B, E к C, E к D водительского удостоверения.

Таблица соответствия категорий

Для того, чтобы Вам было проще ориентироваться в многообразии категорий технического регламента, я составил специальную таблицу, содержащую соответствующие категорииПДД и технического регламента. Просмотрев эту таблицу, Вы сразу же сможете определить, к какой категории относится Ваше транспортное средство.

Категории колесных транспортных средств

Категория транспортного средства — классификационная характеристика транспортного средства, используемая для установления соответствующих требований к безопасности. Категории ТС и соответствующие им требования к безопасности этих ТС установлены документом, который именуется как Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) . Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств установлены несколько категорий ТС, которые обозначаются латинскими буквами: L, M, N, O, G

1.Категория L — Мототранспортные средства, в том числе:
1.1. Мопеды, мотовелосипеды, мокики, в том числе:
Категория L1 — Двухколесные транспортные средства, максимальная конструктивная скорость которых не превышает 50 км/ч, и характеризующиеся:
— в случае двигателя внутреннего сгорания — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или
— в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.
Категория L2 — Трехколесные транспортные средства с любым расположением колес, максимальная конструктивная скорость которых не превышает 50 км/ч, и характеризующиеся:
— в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или
— в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт, или
— в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.
1.2. Мотоциклы, мотороллеры, трициклы, в том числе:
Категория L3 — Двухколесные транспортные средства, рабочий объем двигателя которых (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см3 (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.
Категория L4 — Трехколесные транспортные средства с колесами, асимметричными по отношению к средней продольной плоскости, рабочий объем двигателя которых (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см3 и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.
Категория L5 — Трехколесные транспортные средства с колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства, рабочий объем двигателя которых (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см3 и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.
1.3. Квадрициклы, в том числе:
Категория L6 — Четырехколесные транспортные средства, масса которых без нагрузки не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства), максимальная конструктивная скорость не превышает 50 км/ч, и характеризующиеся:
— в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или
— в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью двигателя, не превышающей 4 кВт, или
— в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью двигателя в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.
Категория L7 — Четырехколесные транспортные средства, иные, чем транспортные средства категории L6, масса которых без нагрузки не превышает 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт.

2. Категория M — Транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров
2.1. Категория M1 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения — легковые автомобили.
2.2.Автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства и их шасси, в том числе:
Категория M2 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т.
Категория M3 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 т

Транспортные средства категорий M2 и M3 вместимостью не более 22 пассажиров помимо водителя, подразделяются на класс A, предназначенные для перевозки стоящих и сидящих пассажиров, и класс B, предназначенные для перевозки только сидящих пассажиров.
Транспортные средства категорий M2 и M3 вместимостью свыше 22 пассажиров помимо водителя, подразделяются на класс I, имеющие выделенную площадь для стоящих пассажиров и обеспечивающие быструю смену пассажиров, класс II, предназначенные для перевозки преимущественно сидящих пассажиров и имеющие возможность для перевозки стоящих пассажиров в проходе и (или) на площади, не превышающей площадь двойного пассажирского сидения, и класс III, предназначенные для перевозки исключительно сидящих пассажиров.

Читайте так же:
Какое масло залить на Ауди а6 с5?

3. Категория N — Транспортные средства, используемые для перевозки грузов — автомобили грузовые и их шасси, в том числе:
Категория N1 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т.
Категория N2 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т.
Категория N3 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 т.

4. Категория O — Прицепы (полуприцепы) к транспортным средствам категорий L, M, N, в том числе: (замечание АСМАП).
Категория O1 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых не более 0,75 т.
Категория O2 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 0,75 т, но не более 3,5 т.
Категория O3 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 3,5 т, но не более 10 т.
Категория O4 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых более 10 т.

Примечания:
1. Транспортное средство, имеющее не более восьми мест для сидения, не считая места водителя, предназначенное для перевозки пассажиров и грузов, относится к категории:
M1, если произведение предусмотренного конструкцией числа пассажиров на условную массу одного пассажира (68 кг) превышает расчетную массу перевозимого одновременно с пассажирами груза;
N, если это условие не выполняется.
Транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и грузов, имеющее, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, относится к категории M.
2. В случае полуприцепов и прицепов с центрально расположенной осью (осями) под технически допустимой максимальной массой принимается статическая вертикальная нагрузка, передаваемая на грунт осью или осями максимально загруженного сцепленного с тягачом полуприцепа и прицепа с центрально расположенной осью (осями).
3. Для целей пункта 1.1 настоящего приложения оборудование и установки, находящиеся на специальных транспортных средствах (автокраны, транспортные средства, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, автоэвакуаторы и т.п.), приравниваются к грузам.

Транспортные средства повышенной проходимости (категории G)

1.2.1. К транспортным средствам повышенной проходимости (категории G) могут быть отнесены транспортные средства категорий M и N, если они удовлетворяют следующим требованиям:
1.2.1.1. Транспортные средства категории N1, технически допустимая максимальная масса которых не более 2 т, а также транспортные средства категории M1 считают транспортными средствами повышенной проходимости, если они имеют:
1.2.1.1.1. Хотя бы одну переднюю и одну заднюю оси, конструкция которых обеспечивает их одновременный привод, включая и транспортные средства, в которых привод одной оси может отключаться;
1.2.1.1.2. Хотя бы один механизм блокировки дифференциала или один механизм аналогичного действия, и
1.2.1.1.3. Если они (в случае одиночного транспортного средства) могут преодолевать подъем 30%.
1.2.1.1.4. Они также должны удовлетворять хотя бы пять из шести приведенных ниже требований:
1.2.1.1.4.1. Угол въезда должен быть не менее 25°;
1.2.1.1.4.2. Угол съезда должен быть не менее 20°;
1.2.1.1.4.3. Продольный угол проходимости должен быть не менее 20°;
1.2.1.1.4.4. Дорожный просвет под передней осью должен быть не менее 180 мм;
1.2.1.1.4.5. Дорожный просвет под задней осью должен быть не менее 180 мм;
1.2.1.1.4.6. Межосевой дорожный просвет должен быть не менее 200 мм.
1.2.1.2. Транспортные средства категории N1, технически допустимая максимальная масса которых свыше 2 т, или транспортные средства категорий N2, M2 или M3, технически допустимая максимальная масса которых не более 12 т, считают транспортными средствами повышенной проходимости, если их конструкция обеспечивает одновременный привод всех колес, включая транспортные средства, в которых привод одной оси может отключаться, либо если они удовлетворяют следующим требованиям:
1.2.1.2.1. По меньшей мере, одна передняя и одна задняя оси имеют одновременный привод, включая и транспортные средства, в которых привод одной оси может отключаться;
1.2.1.2.2. Имеется, по меньшей мере, один механизм блокировки дифференциала или один механизм аналогичного действия;
1.2.1.2.3. Транспортные средства (в случае одиночного транспортного средства) могут преодолевать подъем 25%.
1.2.1.3. Транспортные средства категории M3, технически допустимая максимальная масса которых свыше 12 т, и транспортные средства категории N3 (за исключением седельных тягачей) считают транспортными средствами повышенной проходимости, если они имеют одновременный привод всех колес, включая транспортные средства, в которых привод одной оси может отключаться, либо если соблюдаются следующие требования:
1.2.1.3.1. По меньшей мере, половина осей имеет привод;
1.2.1.3.2. Имеется, по меньшей мере, один механизм блокировки дифференциала или один механизм аналогичного действия;
1.2.1.3.3. Транспортные средства (в случае одиночного транспортного средства) могут преодолевать подъем 25%;
1.2.1.3.4. Соблюдаются, по меньшей мере, четыре из шести следующих требований:
1.2.1.3.4.1. Угол въезда должен быть не менее 25°;
1.2.1.3.4.2. Угол съезда должен быть не менее 25°;
1.2.1.3.4.3. Продольный угол проходимости должен быть не менее 25°;
1.2.1.3.4.4. Дорожный просвет под передней осью должен быть не менее 250 мм;
1.2.1.3.4.5. Межосевой дорожный просвет должен быть не менее 300 мм;
1.2.1.3.4.6. Дорожный просвет под задней осью должен быть не менее 250 мм.
1.2.2. Специальные и специализированные транспортные средства, изготовленные на базе (шасси) транспортных средств категории G, относятся к категории G, если они удовлетворяют требования подпункта 1.2.1 выше.
1.2.3. При обозначении категории транспортных средств повышенной проходимости буква G должна сочетаться с буквами M или N (например, N1G).
Примечания:
1. При проведении проверки в целях отнесения транспортных средств к категории G транспортные средства категории N1, технически допустимая максимальная масса которых не более 2 т, и транспортные средства категории M1 должны быть в снаряженном состоянии, т.е. заправлены охлаждающей жидкостью, смазкой, топливом, укомплектованы инструментом и запасным колесом, также должна быть учтена стандартная масса водителя, принимаемая равной 75 кг. Остальные транспортные средства должны быть загружены до технически допустимой максимальной массы, устанавливаемой изготовителем.
2. Способность транспортного средства преодолевать подъем установленного значения (25% или 30%) подтверждается расчетным методом; однако технические службы могут потребовать представления транспортного средства соответствующего типа для проведения реального испытания.
3. При измерении угла въезда и угла съезда, а также продольного угла проходимости защитные устройства не учитывают.
4. Применяются следующие определения, касающиеся угла въезда и угла съезда, а также продольного угла проходимости и дорожного просвета:

Читайте так же:
Какое масло заливать в двигатель 4b11?

угол въезда — по стандарту ИСО 612, пункт 6.10 (см. рисунок 1);

Рисунок 1. Угол въезда

угол съезда — по стандарту ИСО 612, пункт 6.11 (см. рисунок 2);

Рисунок 2. Угол съезда

продольный угол проходимости — по стандарту ИСО 612, пункт 6.9 (см. рисунок 3);

Рисунок 3. Продольный угол проходимости

межосевой дорожный просвет — кратчайшее расстояние между опорной плоскостью и самой нижней точкой транспортного средства, находящейся на его жестком элементе. Многоосные тележки рассматривают как одну ось (см. рисунок 4);

Рисунок 4. Межосевой дорожный просвет

дорожный просвет под одной осью — расстояние между верхней точкой дуги окружности, проходящей через центры пятен контактов шин одной оси (в случае сдвоенных шин — шин внутренних колес оси) и касающейся самой нижней точки транспортного средства, жестко зафиксированной между колесами, и опорной плоскостью (см. рисунок 5). Ни одна жесткая часть транспортного средства не должна находиться, полностью или частично, в заштрихованной зоне (см. рисунок 5).

Рисунок 5. Дорожный просвет под одной осью

Если вам пригодился изложенный материал, поделитесь им с вашими знакомыми, нажав кнопку, изображенную ниже

Категории транспортных средств

Категории транспортных средств

Технический регламент таможенного союза вступил в силу достаточно давно, однако далеко не каждому водителю приходилось с ним сталкиваться. Особенность регламента заключается в том, что в нём используются специальные категории транспортных средств, которые ранее в нормативных правовых документах не встречались.

Категория L — Мототранспортные средства

Мопеды, мотовелосипеды, мокики

Категория L1 — Двухколёсное транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, и характеризующееся:

  • в случае двигателя внутреннего сгорания — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб. см, или
  • в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.

Категория L2 — Трехколёсное транспортное средство с любым расположением колёс, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, и характеризующееся:

  • в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб. см, или
  • в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт, или
  • в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт
Мотоциклы, мотороллеры, трициклы

Категория L3 — Двухколёсное транспортное средство, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

Категория L4 — Трехколёсное транспортное средство с колёсами, асимметричными по отношению к средней продольной плоскости, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см3 и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

Категория L5 — Трехколёсное транспортное средство с колёсами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

Квадрициклы

Категория L6 — Четырехколёсное транспортное средство, ненагруженная масса которого не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства), максимальная конструктивная скорость не превышает 50 км/ч, и характеризующееся:

  • в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или
  • в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью двигателя, не превышающей 4 кВт, или
  • в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью двигателя в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.

Категория L7 — Четырехколёсное транспортное средство, иное, чем транспортное средство категории L6, ненагруженная масса которого не превышает 400 кг (550 кг для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт.

Категория М — Пассажирские транспортные средства

Легковые автомобили

Категория M1 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения.

Автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства

Категория M2 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 тонн.

Читайте так же:
Какие колеса стоят на Весте?

Категория M3 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн.

Категория N — Грузовые автомобили

Категория N1 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 тонн.

Категория N2 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн.

Категория N3 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 тонн.

Категория O — Прицепы

Категория O1 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых не более 0.75 тонн.

Категория O2 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 0.75 т, но не более 3,5 тонн.

Категория O3 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 3.5 т, но не более 10 тонн.

Категория O4 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых более 10 тонн.

Таблица категорий транспортных средств

Все колесные транспортные средства разделяются на категории. Это разделение осуществляется с учетом их свойств и характеристик.

Существующие категории

Категории транспортных средств в таблице, расположенной ниже представлены с учетом самых последних изменений:

ПодкатегорииХарактеристики
Кол-во колесМаксимальная скорость движения км/чОбъем в куб см или мощность двигателя в кВтМасса в кгКол-во пассажирских мест
L1 (мотоциклы)2До 50До 50 или 4 кВт
L2 (мотоциклы)3До 50До 50 или 4 кВт
L3 (мотоциклы)2Свыше 50Свыше 50 или 4 кВт
L4 (мотоциклы с коляской)3 с ассиметричным расположениемСвыше 50Свыше 50 или 4 кВт
L5 (трициклы)3 с симметричным расположениемСвыше 50Свыше 50 или 4 кВт
L6 (квадроциклы)4До 50До 50 или 4 кВтНе выше 350
L7 (квадроциклы)4Не выше 400
M1 (легковые авто)Не более 8
M2 (автобусы)Не выше 5000Более 8
M3 (троллейбус)Свыше 5000Более 8
N1 (грузовые)До 3500
N2 (грузовые)От 3500 до 12000
N3 (грузовые)Свыше 12000
О1 (прицепы)До 750
О2 (прицепы)От 750 до 3500
О3 (прицепы)От 3500 до 10000
О4 (прицепы)Свыше 10000

Боле полная расшифровка категорий ТС содержится в техрегламенте Таможенного союза.

Понятие дорожных транспортных средств

Дорожные ТС – это автомобили и машины, предназначенные для эксплуатации на трассах общего пользования. К ним не относятся другие виды безрельсового транспорта не соответствующие определенным параметрам по массе и размеру. Например, карьерный транспорт или специальные тягачи по техническому регламенту относятся к спецтранспорту. Их эксплуатация на дорогах общего пользования запрещена.

Согласно действующей редакции ПДД к дорожным ТС относятся машины, соответствующие этим параметрам:

  1. Высота не более 4 метров от дорожного покрытия.
  2. Длина грузовых машин и автобусов не более 12 метров. В случаях если используется сочлененное соединение не более 15 метров.
  3. Ширина не более 2.55 метра, для машин с изотермическим кузовом допускается не более 2.6 метра.
  4. Длина в составе автопоезда не более 20 метров.

Разделение ТС по типам

В настоящий момент во всех нормативных документах и при регистрации автомобилей используется классификация по типу. Согласно ей существуют две категории ТС: механические и буксируемые.

Механические ТС

Основное определение категории механических ТС – это наличие двигателя. Также они могут входить в состав автопоездов, состоящих из ведущего автомобиля и одного или нескольких прицепов.

Механические ТС классифицируются на следующие категории:

  1. Стандартные.
  2. Мототранспортные.
  3. Тракторы.

Буксируемые

Буксируемые ТС не имеют собственного источника движения. Их назначение – использование в качестве прицепных устройств. В зависимости от вида их можно разделить на прицепы и полуприцепы.

Первые – это ТС вертикальная нагрузка у которых через колеса распределяется по всей опорной поверхности. Вторые – предназначенные для использования только с тягачом. У них часть нагрузки через специальное сцепное устройство приходится на тягач.

Классификация по назначению

Кроме описанных выше категорий все ТС классифицируются по своему назначению. При этом существует два основных типа:

  • грузовые;
  • пассажирские.

Грузовые

К этой категории относятся автомобили, оснащенные специальными шасси для перевозки строительного оборудования, цистернами и бетоносмесителями. Все они для повышения функциональности оснащены устройствами для погрузки и разгрузки. Также в зависимости от вида грузовые автомобили могут состоять из тягача и прицепа или полуприцепа.

Пассажирские

Эта категория ТС – основное назначение которой перевозка пассажиров и багажа. Их конструкция и оснащение должны обеспечивать высокий уровень комфорта и полную безопасность. Если количество пассажирских мест, включая водительское в таком транспортном средстве не превышает 9, то оно относится к легковым. В противном случае оно классифицируется как автобус.

Пассажирские места в ТС принимаются к учету, только если они оснащены специальными креплениями. Для пассажиров – это чаще всего механизмы, фиксирующие сиденья. К их креплению предъявляются особые требования. Их устройство должно полностью исключать возможность снятия посредством ручного инструмента.

На видео о классификации транспортных средств

Классификация ТС на категории имеет важное значение. Без нее невозможно установить принадлежность автомобиля к определенному типу. Наиболее часто такая необходимость возникает при прохождении технического осмотра.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector