Bitavtoptz.ru

Бит Авто
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие и общая характеристика стадии рассмотрения дела об административном правонарушении

Понятие и общая характеристика стадии рассмотрения дела об административном правонарушении

Рассмотрение дела об административном правонарушении – это центральная стадия административно-юрисдикционного производства, которая представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на проверку и юридическую оценку всех фактических обстоятельств дела об административных правонарушениях и принятие решения по делу.

Стадия рассмотрения дела об административном правонарушении в зависимости от характера процедурно-процессуальных действий участников административно-юрисдикционного процесса осуществляется в три этапа:

1) подготовительный этап (этап подготовки дела к рассмотрению);

2) непосредственное рассмотрение дела по существу;

3) вынесение постановления (определения) по делу и его оглашение.

На первом этапе – этапе подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению, судья, орган, должностное лицо, к которым поступило на рассмотрение данное дело, должны в соответствии со ст. 29.1 КоАП РФ выяснить следующие вопросы:

1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;

2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом (перечень таких обстоятельств содержится в ст. 29.2 КоАП РФ);

3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении, другие протоколы и иные материалы дела;

имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;

6) имеются ли ходатайства и отводы, наличие которых является своего рода гарантией всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела.

После выяснения всех этих обстоятельств судья или компетентное должностное лицо выносит:

а) либо одно из следующих определений:

1) о назначении времени и места рассмотрения дела;

2) о вызове лиц, указанных в ст.ст. 25.1-25.10 КоАП РФ, а также об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу либо о назначении экспертизы;

3) об отложении рассмотрения дела;

4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол (в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела);

5) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица;

б) либо постановление о прекращении производства по делу, если имеются исключающие производство по делу об административном правонарушении обстоятельства (их перечень содержится в ст. 24.5 КоАП РФ).

Статьи 29.5 и 29.6 КоАП РФ регламентируют место и сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях.

По общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. В то же время по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство, дело может быть рассмотрено и по месту жительства данного лица.

Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование. Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства.

По общему правилу дела об административных правонарушениях рассматривается в 15-дневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. В то же время в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока выносится мотивированное определение.

Дела об административных правонарушениях, посягающих на избирательные права граждан (а это ст.ст. 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.45, 5.56 КоАП РФ), должны рассматриваться в пятидневный срок со дня получения судьей протоколов об административном правонарушении и других материалов таких дел. Причем продление указанного срока законом не допускается.

Дело об административном правонарушении, совершение которого в качестве санкции влечет административный арест либо административное выдворение, должно быть рассмотрено в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, – не позднее 48 часов с момента его задержания.

Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено судьей не позднее пяти суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. при этом срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

Вторым этапом стадии рассмотрения дел об административных правонарушениях является непосредственное его рассмотрение, порядок которого регламентирован нормами ст. 29.7 КоАП РФ.

При рассмотрении дела об административном правонарушении:

1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

2) устанавливается факт лиц, участвующих в рассмотрении дела;

3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины в случае их неявки и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;

5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;

6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в одном из следующих случаев:

Читайте так же:
Как транслировать экран с айфона на Windows 10?

а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;

8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела;

9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со ст. 29.5 КоАП РФ.

Если рассмотрение дела не прерывается по одному из перечисленных выше обстоятельств, то далее оглашаются протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется административно-юрисдикционного производство, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела – заслушивается и его заключение.

В случае рассмотрения дела об административном правонарушении коллегиальным органом, закон (ст. 29.8 КоАП РФ) предусматривает ведение соответствующего протокола.

Кульминационным моментом стадии рассмотрения дела об административном правонарушении является этап вынесения соответствующего постановления (о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу) и его оглашение (а также вручение под расписку или высылка по почте привлекавшемуся к ответственности лицу и потерпевшему) либо одного из следующих определений:

1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

Постановление по делу об административном правонарушении

Постановление по делу об административном правонарушении выносит государственный орган. В этом документе обозначается вердикт о применении наказания к виновному лицу за проступок или о прекращении производства. В статье более подробно разберем, что из себя представляет постановление и в каком случае оно выносится.

Если в отношении вас заведено дело об административном правонарушении и наложен штраф, не унывайте. Постановление можно обжаловать и отменить. Однако самостоятельно, не имея юридического образования, оспорить такой документ затруднительно. Поэтому советуем обратиться к профессионалам.

Кто имеет право вынести постановление об административном правонарушении?

Правом вынесения постановления об административном правонарушении и наложения санкций обладают только сотрудники государственных органов. Например, это могут быть судьи, инспекторы дорожной полиции или налоговой службы.

Знайте, что постановление о наложении штрафа, выписанное обычным гражданином, незаконно. Часто на заборах пишут угрожающие таблички: «Не заходить, иначе штраф 1000 рублей». Или летом на пляже можно столкнуться с объявлением: «Палатку не ставить! В противном случае вас ждет административное наказание в размере 5000 рублей».

Несмотря на угрозу, люди, которые повесили табличку, взыскать с вас денежные средства не имеют права.

В каких случаях выносится постановление об административном правонарушении?

В соответствии с законом, вынесение постановления является конечным итогом стадии рассмотрения дела об административном правонарушении. Исхода может быть два. Сотрудник государственной службы выносит постановление о назначении наказания либо о прекращении.

Например, курение на детской площадке является противоправным деянием. Санкция за него предусмотрена ст. 6.24 КоАП. Поэтому сотрудник полиции имеет право возбудить административное дело и оштрафовать курильщика на сумму от двух до трех тысяч рублей. А если вы захотите днем на этой же площадке спеть, то вас за это наказать не смогут. Даже если ваш творческий порыв никому не понравится. Так как в нашей стране пение не считается административным правонарушением.

Когда имеются обстоятельства, исключающие производство по делу, а оно все таки возбуждено, то оформляется постановление о прекращении. Например, если нарушитель совершил проступок при крайней необходимости или умер. Также дело должно быть прекращено, если истек срок привлечения к административной ответственности. Полный список обстоятельств, при которых оформляется такой документ, вы можете посмотреть в конце статьи.

Постановление о назначении наказания за правонарушение или о прекращении производства оформляют сразу же после окончания рассмотрения дела. В течение трех дней оно должно быть направлено нарушителю, пострадавшей стороне и должностному лицу, которое составило протокол об административном проступке.

Обжалование постановления

Если вы не согласны с результатом постановления об административном правонарушении, то его можно обжаловать. Для этого дается 10 дней. Срок начинает идти с момента получения документа на руки.

Оспорить постановление об административном правонарушении может не только виновник, но и пострадавшая сторона, а также орган, оформивший протокол. Обжаловать документ можно через вышестоящее должное лицо либо через суд.

Кроме того, нужно учесть и подведомственность суда. Например, если предприятие получило постановление о нарушении правил ГИБДД, то штраф обжалуется у мирового судьи. Если организация получила санкцию за налоговое нарушение, то дело по оспариванию документа будет рассматриваться уже в Арбитраже.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Стадии производства по делам об административных правонарушений.

Существует 2 подхода по данному вопросу. Основной вопрос состоит в том, входит ли исполнение как составная част в производство, либо выделяется как составная часть производства.

Первую точку зрения представляют Бахрах, Козлов и другие, они выделяют 4 стадии:

1. возбуждение дела;

2. рассмотрение дела;

3. пересмотр вынесенного решения по делу;

4. исполнение постановления по делу.

Некоторые авторы выделяют 5 стадий: исполнение постановления по делу они разделяют на рассмотрение дела и вынесение решения.

Вторая позиция, которой придерживаются Агапов и Панова, предполагает следующие стадии:

1. возбуждение дела;

2. рассмотрение дела;

Читайте так же:
Какая акпп стоит на Форд Мондео 3?

3. пересмотр вынесенного решения по делу.

1. Возбуждение дела об административном правонарушении. Данная стадия состоит из двух этапов: предварительной проверки поступившего сообщения о правонарушении и принятия решения о возбуждении дела. На данной стадии даётся первичная правовая квалификация действий лица. В зависимости от того, насколько правильно дана классификация, будет зависеть решение по делу. Данная стадия начинается при наличии поводов и оснований возбуждения по делу.

Поводами является:

1) непосредственно обнаружение должностными лицами, уполномоченными на составление протоколов, данных признаков составов правонарушений;

2) поступившие материалы из правоохранительных органов и иных органов, содержащие данные о наличии в действиях лиц признаков составов административных правонарушений;

3) сообщение и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в СМИ.

Основанием для возбуждения дела являются данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Дело об административном правонарушении может возбуждаться несколькими способами:

1) с момента составления протокола об административном правонарушении – это те ситуации, когда лицо непосредственно обнаруживает правонарушение;

2) когда лицо вправе вынести постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и отправить данное постановление в подведомственность (ст.28.2 КоАП);

3) вынесение решение об административном правонарушении и проведение административного расследования.

1) составление протокола осмотра места совершения административного правонарушения.

2) составление первого протокола о применении мер процессуального обеспечения по производству по делу мер административном правонарушении (ст.27.1. КоАП РФ). Например, административное задержание.

3) оформление предупреждения на месте или постановление-квитанция о штрафе.

2. Административное расследование. Данная стадия может совпадать со стадией возбуждения дела.

Дана стадия состоит из этапов:

1) принятие решения о проведении административного расследования;

2) Установление обстоятельств по делу;

3) Процессуальное оформление результатов расследования;

4) Направление протокола лицу, уполномоченному рассматривать дело;

5) Факультативными этапами могут быть: приостановление, дополнительное расследование и повторное рассмотрение материалов.

Ст.28.7 КоАП — основание для проведения административного расследования. Срок составляет 1 месяц и может быть продлен также не более, чем на 1 месяц. по окончанию административного расследования составляется протокол, который фиксирует итоги, либо постановление о прекращении производства по делу в тех случаях, когда будет установлено отсутствие признаков состава правонарушения или иные признаки.

Протокол – это всегда документ, который содержит правовою квалификацию деяния. Требования к составлению протокола содержатся в ст.28.2 Эти же требования предъявляются и при вынесении прокурором соответствующего постановления

3. Рассмотрение дела. Состоит из нескольких этапов:

1) подготовка материалов к рассмотрению;

2) анализ собранных материалов и обстоятельств дела;

3) установление причин и условий совершения правонарушения;

4) вынесение постановления.

Даётся квалификация виновного. На данной стадии происходит окончательное рассмотрение дела. Постановление не может быть вынесено с момента установления правонарушения. Факт вынесения постановления носит правопрекращающий характер.

На данной стадии фактически то лицо, которое уполномочено, выясняет все обстоятельства: устанавливается факт наличия правонарушения; устанавливается лицо, совершившее данное противоправное деяние; устанавливается виновность данного лица; определяются обстоятельства смягчающие или отягчающие ответственность; устанавливается характер и размер материального ущерба, причиненного деянием; выявляются обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, а также иные юридически значимые обстоятельства. Установление обстоятельств производится путём доказательств – т.е. любых фактических данных.

К числу доказательств по делу относятся: протоколы по делу об административном правонарушении; объяснения лица, по которому ведется производство по делу; показания потерпевшего; показания свидетелей; заключение эксперта; показания специальных технических средств; вещественные доказательства; и иные документы (письменные доказательства).

Доказательства должны отвечать двум требованиям: требованию относимости и требованию допустимости. Относимость – доказательства должны иметь отношения к тем обстоятельствам, которые непосредственно возникают по делу. Те обстоятельства, которое не имеют отношения к делу, не могут признаваться доказательствами по делу. Допустимость – это доказательства, которые получены с соблюдением требований законодательства и должен быть известен источник данных доказательств.

Дело должно быть рассмотрено по общему правилу в 15-тидневный срок, если рассмотрение дела в указанный срок является возможным, то лицо, рассматривающее дело, вправе продлить срок, но не более, чем на 1 мес.

Существует ряд категорий дел, который имеет более короткие сроки (напр., административное приостановление деятельности – 5 суток; когда в отношении лица применено административное задержание и правонарушение, которое предусматривает административный арест, то срок рассмотрения сокращается до 1 суток.).

Дела об административных правонарушениях рассматриваются по месту их совершения, вместе с тем по ходатайству лица, которое обвиняется в совершении правонарушения, рассмотрение дела может быть перенесено по месту жительства.

Важнейшей гарантией деля является непосредственное исследование всех доказательств по делу лицом, уполномоченным на вынесение соответствующего решения. Принцип непосредственности означает, что орган или суд самостоятельно выявляет все обстоятельства по делу.

КоАП РФ предусматривает открытое разбирательство дел об административных правонарушениях. Вместе тем, может быть и закрытое заседание.

КоАП РФ не предусматривает обязательное участие в разбирательстве дела лица, привлекаемого к ответственности. В любом случае это лицо должно быть извещено и времени и месте разбирательства. Имеется ряд ситуаций, когда без участия правонарушителя не может рассмотрено дела, тогда явка лица является обязательной.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено два основных решения:

1. о назначении административного наказания;

2. о прекращении производства по делу.

В тех случаях, когда выясняется, что дело принято с нарушением требований подведомственности, либо когда лицо, осуществляющее рассмотрение дело, придёт к выводу, что необходимо применять ту меру наказания, которое оно не вправе применять, в таких случаях происходит передача дела по подведомственности: в мировой (к физ. лицам) или арбитражный суд (к юр. лицам).

По результатам рассмотрения дела о назначении административного наказания выносится Постановление, в котором указывается лицо, которое вынесло данное постановление, и лицо, которому вынесено данное постановление, а также нормы, в которых предусмотрено данное наказание.

4. Пересмотр вынесенного Постановления по делу.

Данная стадия является факультативной (лицо может обжаловать Постановление, а может и не обжаловать).

Читайте так же:
Как поменять противотуманки на Хендай Солярис?

Обжалование происходит в течение 10 дней с момента вручения гражданину копии Постановления. Постановление обжалуется либо в вышестоящий орган, либо в суд. В том случае, если срок на подачу жалобы пропущен гражданином по уважительным причинам, то этот срок может быть восстановлен тем лицом, которое рассматривало данное дело.

По результатам рассмотрения заявления о пересмотре возможно несколько варрантов решения:

1. Оставление жалобы без удовлетворения а Постановлении без изменения

2. об изменении Постановления (только в том случае, если не превышает первоначальное решение);

3. об отмене Постановления; прекращение производства по делу.

4. об отмене Постановления; возвращении дела на повторное рассмотрение.

5. принято решение о приостановление и направлении дела по подведомственности.

То решение, которое вынесено по жалобе или протесту, окончательным не является и оно может быть обжаловано в вышестоящий суд. Решение о назначении административного наказания может быть оспорено в порядке надзора (круг лиц, имеющих право на принесение протеста, установлен процессуальным законодательством).

Производство по делам об административных правонарушениях

Принципы производства по делам об административных правонарушениях

Руководящие идеи производства по делам об административных правонарушениях именуются принципами. Это:

  • Законность. Производство по делам об административных правонарушениях требует совершения процедур в полном соответствии с положениями нормативных актов, что обеспечит надлежащий правовой результат.
  • Принцип госязыка. Производство по делам об административных правонарушениях должно вестись на русском языке, однако лицо, не владеющее им, вправе пользоваться услугами переводчика.
  • Лицу, привлекаемому к ответственности, обеспечивается право на защиту, что предполагает наделение его возможностью участия в рассмотрении, отстаивания своих интересов.
  • Открытость производства по делам об административных правонарушениях. Из этого принципа есть и исключения, например угроза разглашения гостайны.
  • Дело рассматривается не только объективно, но и всесторонне, своевременно, ведь главное — это установление истины.

Участники производства по делам об административных правонарушениях

Субъектам производства по делам об административных правонарушениях посвящена гл. 25 КоАП РФ. По процессуальной роли всех участников можно разделить на 3 группы:

  1. Субъекты, обладающие личной заинтересованностью в исходе дела: привлекаемые к ответственности лица, их законные представители.
  2. Содействующие установлению объективной истины в процессе производства по делам об административных правонарушениях субъекты: переводчики, эксперты, понятые, свидетели.
  3. Наделенные властными полномочиями должностные лица (органы), которые контролируют ход производства по делам об административных правонарушениях, движение дела, принимают обязательные для исполнения акты: должностные лица ОВД, налоговых, таможенных и иных органов, наделенных функциями контроля, судьи, иные представители власти.

Порядок производства: стадии производства по делам об административных правонарушениях

Выделяют 4 взаимосвязанные стадии рассмотрения дела об административном правонарушении, которые только в единстве можно назвать производством по делам об административных правонарушениях:

  1. Стадия, начинающая производство по делам об административных правонарушениях, именуется возбуждением дела. Есть две обязательные составляющие, без которых дело об административном правонарушении не запускается:
    • повод — обнаружение должностными лицами факта нарушения, заявления лиц, иные способы получения информации;
    • основание — им считается наличие у властных субъектов достаточных сведений о том, что конкретные действия обладают признаками административного правонарушения.
      Более подробно порядок возбуждения дела об административном правонарушении разбирается ниже.
  2. Рассмотрение дела — центральный элемент производства по делам об административных правонарушениях.
  3. Этап пересмотра имеет место только тогда, когда лицом, привлеченным к ответственности, или другими уполномоченными субъектами подается жалоба. В результате пересмотра производство по делам об административных правонарушениях может быть завершено оставлением постановления в силе, его изменением либо отменой.
  4. Завершают производство по делам об административных правонарушениях действия по исполнению решения.

Возбуждение дела об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении

Момент начала производства по делам об административных правонарушениях всегда связывается с моментом вынесения уполномоченным субъектом процессуального акта.

В подавляющем большинстве случаев это протокол об административном правонарушении. Он составляется непосредственно после выявления нарушения. При необходимости выяснения дополнительных данных должностное лицо имеет на это двухдневный срок с момента выявления.

Чтобы при составлении протокола были соблюдены права субъекта, в отношении которого он составляется:

  1. Лицу разъясняются права и обязанности (см. ст. 25.1 КоАП), о чем делается отметка в протоколе.
  2. Лицо должно иметь возможность ознакомиться с содержанием протокола, указать свои замечания, объяснения, прилагаемые к протоколу.
    Обратите внимание! Несогласие с процедурой оформления следует выразить именно в графе «Объяснения».
  3. Если между выявлением нарушения и составлением протокола есть временной промежуток и привлекаемое лицо извещено о том, где и когда он будет составляться, но не является, протокол может быть составлен в отсутствие субъекта. Однако в течение 3 дней после этого должностное лицо должно направить указанному лицу копию протокола.
  4. Действует правило об обязательном подписании протокола как лицом, его составлявшим, так и субъектом, в отношении которого он составляется. Если последний отказывается ставить подпись, отказ фиксируется в тексте протокола.
  5. Копия протокола в обязательном порядке должна быть вручена лицу под расписку.

Постановление прокурора и определение о возбуждении как старт производства по делам об административных правонарушениях. Возможность обжалования актов

Другой акт, которым возбуждается дело, — постановление прокурора. Оно может быть вынесено при осуществлении им надзорной функции, на основе результатов проведенной проверки либо обращений субъектов, в качестве реакции на любое нарушение.

Важно! На практике были попытки обжаловать протокол и постановление прокурора. Однако суды сходятся во мнении, что действующие нормы такого права лицу не предоставляют, а непосредственно возбуждением дела права лица не нарушаются (см., например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2010 по делу № А56-5526/2010).

Конституционный суд РФ также указал (определение от 25.01.2012 № 72-O-O), что обжаловать можно только постановление по делу. При этом в жалобе могут быть приведены возражения относительно протокола.

Когда наказание (штраф или предупреждение) назначается непосредственно на месте нарушения, протокол может не составляться. В этом случае сразу же выносится постановление о правонарушении.

Читайте так же:
Как узнать поддельный паспорт или нет?

Специфическая ситуация — когда решение о возбуждении принимается в форме определения. Такой акт выносится при необходимости совершения после выявления правонарушения процессуальных действий, предполагающих затраты времени, то есть проведения административного расследования. Данный порядок характерен для нарушений страхового, антимонопольного, налогового и других отраслей законодательства (ст. 28.7 КоАП).

Рассмотрение дела об административном правонарушении: кто рассматривает, стадии рассмотрения, доказательства

Дела об административных правонарушениях рассматриваются перечисленными в ст. 22.1 КоАП субъектами: органами исполнительной власти, судьями, комиссиями (по делам несовершеннолетних) и иными. Подведомственность дел определяется гл. 23 КоАП, кругом полномочий каждого из субъектов.

Производство по делам об административных правонарушениях на этапе рассмотрения дела включает ряд этапов:

      1. Субъект, обладающий полномочиями на рассмотрение дел, должен осуществить подготовку к рассмотрению. К примеру, если дело передано для рассмотрения в суд, судья проверяет правильность оформления протокола о правонарушении, выявляет недостатки. При установлении факта неуправомоченности лица, составившего протокол, он возвращается должностному лицу для устранения недостатков.
      2. Должностное лицо или орган анализируют обстоятельства дела.
      3. Принимается решение (постановление или определение), которое объявляется по завершении рассмотрения.

      Источником доказательств (фактических данных о нарушении) в производстве по делам об административных правонарушениях могут выступать:

          • протокол;
          • объяснения привлекаемого к ответственности лица;
          • документы и вещественные доказательства;
          • показания иных участников производства по делам об административных правонарушениях.

        Территориальная подведомственность по административным правонарушениям (место рассмотрения) и срок рассмотрения

        Основные моменты, касающиеся подведомственности административных правонарушений, следующие:

            • Общим критерием определения места рассмотрения выступает место его совершения.
            • Нарушитель может ходатайствовать о переносе процедуры по месту его жительства.
            • По месту выявления рассматриваются такие категории дел, как неповиновение законным распоряжениям представителей властных субъектов, несоблюдение порядка осуществления митинга, иных общественных мероприятий.
            • Если же по делу проводилось расследование, определяющим станет место нахождения осуществлявшего его органа.

          Общее правило о сроке гласит, что на рассмотрение дается 15 дней после получения управомоченным субъектом протокола или остальных материалов дела. Судья же имеет в распоряжении 2 месяца.

          Актуальной проблемой на такой стадии производства по делам об административных правонарушениях, как рассмотрение дела, является истечение срока давности (общий — 2 месяца, для судей — 3) до момента окончательного разрешения дела. Это часто приводит к прекращению производства по нему и фактически освобождает лицо от ответственности. В настоящее время рассматривается законопроект об увеличении этого срока до 6 месяцев.

          Производство по делам об административных правонарушениях, осуществленное в точном соответствии с предписаниями закона, выступает гарантией соблюдения прав лиц, привлекаемых к ответственности, а также потерпевших. В этом случае оно становится эффективным инструментом обеспечения правопорядка в государстве.

          Административные дела на стадии рассмотрения и обжалования постановления мирового судьи

          Порядок рассмотрения мировым судьей дела об административном правонарушении объясняет автоюрист Юридического Центра «ЗаконЪ» поясняет Алексей Чернов:

          Рассмотрение дела и вынесение постановления мировым судьей являются центральными стадиями административного процесса. Прежде чем приступить к рассмотрению дела мировой судья осуществляет подготовку к его рассмотрению.
          По поступившему делу об административном правонарушении мировой судья в соответствии со ст. 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) проверяет: относится ли оно к его компетенции; нет ли оснований для самоотвода; правильно ли составлены: протокол об административном правонарушении и другие документы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены материалы по делу в целом; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу (т.е. не имеется ли формальных поводов к прекращению дела производством); достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу (на данном этапе судья не вправе входить в оценку доказательств, предрешать вопрос о виновности; его полномочия ограничиваются только проверкой наличия в материалах дела соответствующей информации, которая может стать предметом исследования в судебном заседании); имеются ли ходатайства и отводы.

          Административное дело к моменту поступления к мировому судье должно быть подшито, пронумеровано, по нему обязательно: наличие описи документов, заполнение в них всех необходимых граф, строк, учинение соответствующих подписей.

          Ходатайства на стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении являются одной из гарантий всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела. По общему правилу на данном этапе процесса ходатайства могут быть заявлены только в письменной форме.

          Ходатайства рассматриваются немедленно. По результатам их рассмотрения мировым судьей выносится определение. О результатах рассмотрения ходатайства сообщается лицу, их заявившему.

          В соответствии со ст. 29.2 КоАП РФ мировой судья, которому на рассмотрение передано дело об административном правонарушении, не может его рассматривать, если является родственником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя. Также в случае, если мировой судья лично, прямо или косвенно заинтересован в разрешении дела.

          При наличии вышеуказанных обстоятельств мировой судья обязан заявить самоотвод. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законный представитель физического или юридического лица, защитник, представитель, прокурор также вправе заявить отвод судье по указанным основаниям. Отвод может быть заявлен и иным участникам процесса.

          Заявление об отводе рассматривается судьей, в производстве которого находится дело об административном правонарушении. По результатам рассмотрения заявления об отводе судьи, рассматривающего дело об административном правонарушении, выносится определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.

          В случае самоотвода или удовлетворения ходатайства об отводе мирового судьи, дело направляется председателю соответствующего районного суда для организации его разрешения судьями районного суда.

          При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:

          1. о назначении времени и места рассмотрения дела;

          2. о вызове лиц, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;

          3. об отложении рассмотрения дела;

          4. о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;

          5. о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции мирового судьи, к которому протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе мирового судьи.

          При наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, без рассмотрения дела выносится постановление о прекращении производства по делу. Данное решение мировой судья может принять как по ходатайству сторон, так и своей инициативе.

          В случае если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, мировой судья, рассматривающий дело, выносят определение о приводе указанных лиц.

          По общему правилу — дело об административном правонарушении рассматривается мировым судьей по месту его совершения.

          По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

          Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

          Дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства.

          Установлены определенные сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях.

          По общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

          В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен мировым судьей, рассматривающим дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока мировой судья, рассматривающий дело, выносит мотивированное определение.

          Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.

          Дела об административных правонарушения рассматриваются в следующем порядке.

          1. Объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности.

          2. Устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела.

          3. Проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя.

          4. Выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

          5. Разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности.

          6. Рассматриваются заявленные отводы и ходатайства.

          7. Выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:

          а) поступления заявления о самоотводе или об отводе мирового судьи, если отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

          б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

          в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы.

          8. Выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с ч. 3 ст. 29.4 КоАП РФ.

          9. Выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со ст. 29.5 КоАП РФ.

          При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости — и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

          В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ.

          Если по делу участвуют обе стороны, то судебное заседание завершается прением сторон. Сначала в прениях предоставляется слово представителю органа, составившего протокол, потерпевшему, гражданскому истцу, их представителям, а затем лицу, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, его защитнику.

          После выступления в прениях участникам процесса в том же порядке предоставляется право на реплику. Право на последнюю реплику имеет лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении.

          Разрешение дела об административном правонарушении выражается в вынесении мировым судьей постановления по делу.

          Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.

          Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

          Копия вынесенного судьей постановления по делу об административном правонарушении направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

          Автоюристы Юридического Центра «ЗаконЪ» профессионально защитят Ваши интересы в рамках рассмотрения административного дела в мировом суде и в установленные процессуальные сроки обжалуют постановление мирового судьи, если оно вынесено не в Вашу пользу.

          голоса
          Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector