Готовимся к проведению ГИА по химии
Готовимся к проведению ГИА по химии
Вопрос подготовки к ГИА можно отнести к одному из самых актуальных в настоящее время. Особого внимания требует подготовка к ГИА по химии.
В 2017 году на выбор органов управления образованием субъектов РФ предложены две модели экзаменационной работы по химии, принципиальное различие которых заключается только в способах предъявления практико-ориентированных заданий части 2:
модель 1 без изменений повторяет экзаменационные модели предыдущих лет;
модель 2 предусматривает выполнение реального химического эксперимента (задания 22 и 23).
Представление об особенностях построения этих моделей экзаменационной работы и формах предъявления в них указанных выше заданий дают Спецификация и Демонстрационные варианты №1 и Демонстрационные варианты №2 контрольных измерительных материалов для проведения в 2017 году основного государственного экзамена по ХИМИИ.
Обратите внимание на то, что организация ОГЭ по химии в соответствии с экзаменационной моделью 2 предполагает проведение большой подготовительной работы, как с точки зрения подготовки специалистов, принимающих участие в проведении экспериментальной части экзамена, так и с позиции обеспечения аудиторий-лабораторий в ППЭ необходимым лабораторным оборудованием и реактивами
На первом этапе подготовки рекомендуем проверить наличие в аудитории-лаборатории средств пожаротушения: огнетушитель, кошма (противопожарное полотно), песок; аптечки скорой помощи, а также обеспечить оформлении аудитории Периодической системой Д.И. Менделеева, таблицей растворимости солей, кислот и оснований в воде и электрохимическим рядом напряжения металлов.
На втором этапе целесообразно провести инвентаризацию оборудования, расходных материалов и реактивов. Как показывает практика, на сегодняшний день большинство учебных учреждений оснащены необходимым оборудованием (например, набором «Лабораторные работы по химии», оборудование для лабораторных опытов (на 2-х учащихся) производства группы компаний «Экрос»), поэтому необходимо убедиться в том, что оборудование исправно, а его количества будет достаточно для формирования минимальных наборов оборудования для проведения практических работ учащихся.
Внимание! При формировании заявки на покупку оборудования мы можете приобрести только то оборудование, которое вам действительно необходимо. Полный набор оборудования рекомендуется приобретать только тем учебным учреждениям, которые вообще не оснащены оборудованием для проведения ученического эксперимента.
Минимальный набор оборудования, необходимый для проведения практических работ учащимися:
1. Штатив лабораторный ШЛБ – 1 шт.
2. Весы технические с гирями до 500 г /Весы лабораторные электронные до 200 г –1шт.
3. Спиртовка лабораторная – 1шт.
4. Воронка коническая – 1шт.
5. Стеклянная палочка – 1 шт.
6. Пробирка П-1-14-120 химическая – 7 шт.
7. Пробирка П-1-16-150 химическая – 7 шт.
8. Стакан В-1-50 высокий со шкалой – 2 шт.
9. Цилиндр мерный 2-50-2 со стекл.пробкой –1шт.
10. Штатив для пробирок (14 гнезд, h=52 мм) – 1шт.
11. Газоотводная трубка с пробкой (гибкая) – 1шт.
12. Сетка латунная распылительная – 1 шт.
13. Чаша выпарительная №2 50 мл – 1 шт.
14. Зажим-пробиркодержатель (металлический) – 1шт.
15. Шпатель (ложечка для забора веществ) – 2 шт.
16. Раздаточный лоток – 1 шт.
Оборудование для приготовления растворов в лаборатории:
1. цилиндры мерные – 2 шт.,
2. стаканы высокие со шкалой – 3 шт.,
3. шпатели (ложечки для забора веществ) – 5шт.
4. и т.д.
Объем указанной посуды вы можете подобрать из того ассортимента, который имеется у вас в лаборатории.
Внимание! Не забудьте подготовить флаконы из светлого/темного стекла с узким /широким горлом притертой/винтовой крышкой объемом не менее 500 мл для хранения приготовленных растворов и реактивов.
Помните , что работать в лаборатории вы всегда должны в халате, резиновых перчатках и защитных очках, защищая одежду и кожу от попадания и разъедания реактивами!
Кабинет химии обязательно должен быть укомплектован индивидуальными средствами защиты в соответствии с Правилами техники безопасности в кабинете химии!
Минимальный набор реактивов, необходимый для проведения химического эксперимента на экзамене:
1. Алюминий (гранулы)
2. Железо (стружка)
3. Цинк( гранулы)
4. Медь (проволока)
5. Оксид меди(II) (порошок)
6. Оксид магния (порошок)
7. Азотная кислота (разбавленный раствор)
8. Соляная кислота (разбавленный раствор)
9. Серная кислота (разбавленный раствор)
10. Фосфорная кислота (разбавленный раствор)
11. Гидроксид натрия (раствор)
12. Гидроксид кальция (раствор)
13. Гидроксид кальция (твердый)
14. Хлорид натрия (раствор)
15. Хлорид лития (раствор)
16. Хлорид кальция (раствор)
17. Хлорид меди(II) (раствор)
18. Хлорид алюминия (раствор)
19. Хлорид железа(III) (раствор)
20. Хлорид аммония (раствор)
21. Хлорид бария (раствор — не более 5%)
22. Сульфат натрия (раствор)
23. Сульфат магния (раствор)
24. Сульфат меди(II) (раствор)
25. Сульфат железа(II) (раствор)
26. Сульфат цинка (раствор)
27. Карбонат натрия (раствор)
28. Карбонат кальция (мел, мрамор)
29. Гидрокарбонат натрия (раствор)
30. Фосфат натрия (раствор)
31. Сульфит натрия (раствор)
32. Сульфид натрия (раствор)
33. Бромид натрия (раствор)
34. Иодид натрия (раствор)
35. Нитрат бария (раствор — не более 5%)
36. Нитрат серебра (раствор)
37. Аммиак (раствор)
38. Пероксид водорода (раствор)
39. Метилоранж (раствор)
40. Лакмус синий (раствор)
41. Фенолфталеин (раствор)
42. Универсальный индикатор бумага
Помните! Все растворы должны быть свежеприготовленными!
Реактивы должны находиться в емкостях объемом 20-50 мл. Для этого мы предлагаем:
набор для хранения готовых химических реактивов
Для формирования минимального набора реактивов рекомендуем приобретать только те реактивы, которые вам действительно необходимы. Не приобретайте реактивы впрок!
В случае возникновения вопросов, вы всегда можете обратиться за консультацией к специалистам компании ООО «Экрос-Аналитика» по телефонам:
Советы эксперта: как сдать ЕГЭ по химии
В этом году структура экзамена изменилась, в варианте 2017 года не осталось вопросов, которые предполагают выбор только одного ответа. Теперь все задания будут с выбором минимум двух ответов. Принципиально они не сложнее, но так как надо выбирать два раза, вероятность ошибки возрастает. Таким образом, получается, что экзамен стал чуть труднее.
Заданий теперь меньше — осталось 34 задания: пять — в части 2, которая раньше называлась «часть С»: решения этих заданий пишутся от руки, и их проверяет эксперт. И 29 заданий в части 1, той, которую проверяет компьютер. Стоит отметить, что именно в этой части дети делают больше всего ошибок. Почему это происходит, сложно сказать: мы не имеем возможности анализировать часть, которую проверяет машина, и апелляций по части 1 нет.
Скорее всего, существенная доля этих ошибок не зависит от конкретного предмета и связана с невнимательностью или волнением на экзамене. Экзамен по химии очень сложным назвать нельзя, те, кто нормально занимался на профильном уровне, должен, по идее, справиться. Но я смотрела статистику, несколько лет назад были такие цифры — 10-12% сдают предмет неудовлетворительно, то есть не набирают минимум, (а это всего 14 баллов из 60 первичных). В торичный средний балл тоже очень невысокий — около 50 баллов из 100. Я не очень понимаю, как так получается, и меня это вопрос гложет. Что-то здесь не так.
По моим ощущениям, хуже всего у школьников получается решать задания на проверку эмпирических знаний — свойств конкретных элементов и их соединений, то есть «Химия элементов» . Есть задания, для решения которых надо предъявить довольно простое знание, — например, задания № 6 (выбрать вещество, которое реагирует с предложенным в задании), № 8 и № 9 (выбрать формулы веществ, участвующих в цепочке превращений из двух шагов). Есть задание № 11, в котором нужно соотнести вещество и несколько веществ, с которыми оно будет реагировать, — традиционно это задание оказывается одним из самых сложных.
Тяжело даются некоторые задания по органической химии, особенно задания № 18 и № 19, где требуется соотнести реагенты и продукты реакции. Дело в том, что в большинстве случаев продукт однозначен, но иногда бывает, что процесс описан неоднозначно. Ученик выбирает не тот вариант ответа, на который рассчитывал составитель. При этом, вполне возможно, что ход рассуждений был верным, и, если бы это задание проверял эксперт, то он понял бы, что мысль идет в правильном направлении, но при механической проверке просто фиксируется ошибка.
Сейчас таких «кривых» заданий становится меньше, ЕГЭ в этом смысле совершенствуется — по крайней мере, судя по тренировочным ЕГЭ, которые мы имеем возможность видеть.
Есть задания № 27, № 28 и № 29, которые, по сути, очень простые, но в них легко ошибиться. Это расчетные задачи, решение которых состоит из нескольких простых шагов. На любом этапе можно сделать ошибку и «протащить» ее дальше. Да еще и в ответе, где указано «запишите число с точностью до . », можно неудачно округлить.
Но самое неприятное для школьника задание, на мой взгляд, — это задание № 26, в которое входят вопросы по производству и области применения. Эти вопросы в школьной программе обсуждаются в разных темах, и не всегда в конце курса удается обобщить и повторить их. Ответ на вопрос этого задания требует не только воспроизвести информацию из различных разделов химии, но и применить общую эрудицию, которой у школьника может не быть. Это вопрос сразу про все: про жизнь, про производство, про применение. Редкий ребенок сможет ответить, для производства какого полимера используется терефталевая кислота, даже если в 10 классе он это знал.
Вся часть 2, которая пишется от руки и проверяется экспертом, в сумме дает 20 баллов. Каждое задание здесь «весит» больше одного балла: за задание № 30 можно получить до 3 баллов, за задание № 31 — максимум 4 балла, за задание № 32 — 5 баллов, а задания № 33 и № 34 дают до 4 баллов.
В задании № 31 в текстовой форме описано проведение эксперимента, и надо описать его в форме уравнений реакций. Это достаточно сложное задание, потому что если школьник не делал или не видел эксперимента, справиться тяжело.
Задание № 32 — органическая цепочка, одно из самых сложных, поскольку школьники тут могут что-то упустить: написать схему вместо уравнения, не написать все продукты и так далее.
Все задания части 2 достаточно сложные, но нужно попытаться их сделать. Даже если не все понятно — решить хотя бы часть задач, «отгрызть» хотя бы часть баллов, потому что там оценка суммируется: написал уравнение — получил 1 балл, посчитал — еще 1 балл, и так далее.
В апреле к ЕГЭ начинать готовиться, конечно, поздновато. Правильной стратегией было бы все время учить химию, не задумываясь об экзамене, — химия, которую дают в школе на профильном уровне, несколько выше, чем требует ЕГЭ. Если школьник нормально учил этот предмет на профильном уровне, ему достаточно в апреле-мае взять с сайта ФИПИ вопросы, купить книжку с вариантами и по ним потренироваться с этой формой. Если что-то не получается, есть возможность подойти к преподавателю и поинтересоваться, мол, а что я делаю не так.
Любой школьный учебник по химии для профильного уровня подойдет для подготовки. Их несколько, и все профильные учебники приличные. «Профильный» или «углубленный» здесь ключевые слова, поскольку учебники для базового уровня не подходят для подготовки к ЕГЭ, они просто предназначены для другой аудитории.
Не все, конечно, зависит от самого ученика. Дело в том, что химия — это наука о веществе, и, по-хорошему, ее надо начинать со знакомства с веществом, с чувства вещества, чтобы она не стала набором странных и непонятных формул. В некоторых учебниках химия начинается с абстракции, со строения атома. Тогда она и становится набором формул, и это очень тяжело — у ребенка даже в 8 классе, как правило, не сформировано абстрактное мышление, психологически ребенок не готов к оперированию большим числом абстрактных понятий.
Химия — это вообще «про реальное», это экспериментальная наука, без опытов здесь никак, заучивать бесполезно. Официальная программа по химии начинается в 8 классе, но во многих школах за год до этого вводится пропедевтический курс: в течение года дети проводят реакции и опыты, а потом уже узнают про формулы.
Что может сделать школьник, если ему не повезло, и подобного курса не было? Сейчас в интернете выкладывается очень много видеозаписей опытов. Можно хотя бы смотреть, раз не можешь сделать сам. Когда есть привязка к чему-то реальному, все становится гораздо проще. Записи экспериментов имеются на портале « Российское образование » , но на этом сайте очень сложно что-либо найти. Есть ресурс «Дети и наука», где в разделе «Химия» опубликованы по некоторым темам конспекты, описан конкретный, реальный эксперимент, и к нему снято видео. В крайнем случае можно все найти на YouTube.
ОГЭ по химии в 2021 году
Всех девятиклассников, желающих продолжить обучение в профильных классах с химико-биологическим уклоном или связать свою жизнь в дальнейшем с медициной, в 2021 году ожидало первое важное испытание – ОГЭ по химии. Но, в связи с пандемией COVID-19, все экзамены по выбору отменили. Вместо этого выпускники 9-х классов 2020-2021 учебного года выполнят письменную контрольную работу.
Отмена ОГЭ по выбору в 2021 году
Выпускники 2020 года были полностью освобождены от ГИА ввиду стремительного роста числа россиян, заболевших коронавирусом в конце весны. В 2021 году выпускные экзамены полностью решили не отменять, а свести к минимуму число предметов — в рамках ОГЭ 2021 года школьники будут сдавать только русский язык и математику. Все остальные предметы, представленные в блоке «по выбору», можно будет сдать в формате контрольной работы.
Таким образом, 9-классникам предстоит сдавать — 2 обязательных ОГЭ и 1 контрольную работу из списка дисциплин на выбор (в этом списке в 2021 году представлена и химия).
Первым испытанием для выпускников станет февральское собеседование по русскому языку, которое по словам Сергея Кравцова пройдет дистанционно в онлайн-формате.
Сдача обязательных предметов ОГЭ в школах России пройдет в период с 24 по 28 мая 2021 года. Когда школьники будут писать контрольные работы по химии, а также, какими будут задания, пока неизвестно. Не исключено, что в качестве заданий для итоговой контрольной будут взяты варианты ОГЭ из открытого банка ФИПИ. Поэтому рекомендуем ознакомиться с тем, каким должен был быть ОГЭ по химии в 2021 году и продолжить подготовку с учетом уровня, заданного демонстрационной версией КИМов.
Формат ОГЭ по химии
Для всех выпускников России, заканчивающих в 2021 году 9 класс и желавших сдавать ОГЭ по химии, были определены:
- единая дата проведения испытания по химии (и резервные дни);
- единый набор КИМов, в которые войдут задания из открытой базы ФИПИ;
- единая шкала перевода первичных баллов по химии в 5-бальную оценку.
При этом, ребята должны были проходитьОГЭ в знакомых стенах родной школы (хотя их преподаватель химии не сможет присутствовать на экзамене по своему предмету). С собой разрешалось взять линейку и непрограммируемый калькулятор (имеющий стандартный функционал выполнения арифметических действий, но без возможности помещать что-либо в память устройства).
Важно! На выполнение всех 24 заданий экзамена по химии в 2021 году отведено ровно 3 часа (180 минут).
Также в процессе выполнения заданий экзаменуемым будет разрешено использование основных таблиц в качестве дополнительных материалов, поэтому организаторами каждому 9-класснику должны быть предоставлены:
- таблица Менделеева;
- таблица растворимости в воде солей, кислот и оснований;
- таблица электрохимического ряда напряжений металлов.
Для выполнения реального эксперимента для каждого участника должен быть приготовлен комплект оборудования:
Особенности новых КИМов
Основным изменением, внесенным в КИМы по химии еще в рамках модернизации 2020 года, стала обязательная практическая часть. Напомним, что ранее можно было выбрать вариант «без эксперимента». В 2021 году все учащиеся, заканчивая 9 класс, буду выполнять на ОГЭ по химии практический эксперимент (задания №23, 24).
Важно! В целях безопасности, задание №24 должно быть выполнено под наблюдением экспертов.
Эксперты дают разрешение на выполнение практического эксперимента с реактивами не ранее, чем через 30 минут после начала экзамена и только при условии, что экзаменуемый выполнил задание №23.
В остальном ОГЭ по химии в 2021 году не будет кардинально отличаться от экзамена предыдущих лет:
- І часть (задания №1-19) будет включать в себя тесты (открытого и закрытого типа), на которые выпускник должен будет дать краткий ответ;
- II часть – задачи №20-22 (расчетные и на уравнения реакций), а также практическую часть №23-24.
В КИМе 2021 года вырастет число заданий на поиск взаимного соответствия и уменьшится количество тестов с готовыми вариантами ответа. Из 24 заданий:
- 14 относятся к базовому уровню сложности;
- 5 – к повышенному;
- 5 – к высокому.
Оценивание
За каждое выполненное задание 9-классникам будут начислять «первичные баллы».
Бланк №1 (с краткими ответами) подлежит автоматизированной проверке, тогда как Бланк №2 (с развернутыми ответами), как и на ЕГЭ, будут проверять эксперты. Результаты І и ІІ частей работы суммируются для получения окончательного результата.
Максимальный первичный балл ОГЭ по химии в 2021 году (за тесты, задачи и эксперимент) – 40.
Поскольку результат ОГЭ по химии в 2021 году должен быть занесен в журнал и оказывает непосредственное влияние на итоговую оценку по предмету за 9 класс, первичные баллы, начисленные экзаменуемому, интерпретируют по шкале, рекомендованной ФИПИ.
Таким образом, для получения аттестата 9-классникам будет достаточно набрать минимальные 10 первичных баллов. Для поступления в профильные классы рекомендуемый минимальный порог в 2021 году составит 27 баллов.
Секреты подготовки
Сдать ОГЭ по химии «на отлично» вполне реально, но для этого не стоит откладывать начало подготовки до 2021 года. Оптимальным будет прорабатывать основные темы поэтапно, начав уже с лета или сентября месяца.
На ГИА-9 будут вынесены такие разделы:
- теоретические основы и понятия;
- строение вещества;
- закон Менделеева и таблица периодических элементов;
- химические реакции (классификация, признаки, формулы, задачи);
- экспериментальная химия (практические навыки).
Проверить свой уровень владения материалом можно, решив демонстрационный вариант ОГЭ по химии 2021 года, доступный на сайте ФИПИ. Понять, правильно ли вы справились с поставленными заданиями, поможет видео-урок с разбором этого КИМа:
Там же можно найти и открытый банк заданий, в котором хранятся все вопросы, которые могут встретиться на ОГЭ 2021 года. Для удобства учащихся все задания разделены по темам, что позволяет организовать повторение в оптимальном режиме. Задания, решение которых не вызывает затруднений, можно отметить как «решенные», а те, которые даются сложно «отложить» для повторного решения незадолго до даты проведения экзамена.
Важно! Во время подготовки к ОГЭ 2021 года можно частично использовать материалы, предназначенные для выпускников 2020, но справочники и решебники 2019 года лучше не брать во внимание, так как КИМы претерпели существенные изменения.
И еще один важный совет от педагогов – помните, что на ОГЭ по химии у вас есть официальная шпаргалка. Научитесь получать всю необходимую информацию о находящихся в ней элементах, используя таблицу Менделеева, и вам будет намного проще решать целый ряд химических задач, а также выполнять построение цепочек реакций.
Что можно брать с собой на экзамен
От результатов ЕГЭ зависит поступление в вуз, поэтому к этим экзаменам стоит отнестись серьезно. Важно не только подготовиться теоретически, но и знать правила проведения ЕГЭ. Например, заранее выяснить, что можно брать на экзамен, чтобы не оказаться без нужных вещей. Мы расскажем, что можно взять на экзамен ОГЭ и ЕГЭ, а что приносить запрещено.
Больше полезных советов для поступающих можно найти в нашем телеграм-канале. А другой канал пригодится тем, кто хочет воспользоваться выгодными скидками.
Что взять с собой на экзамен ЕГЭ или ОГЭ
Выпускники 9-ых классов сдают обязательный государственный экзамен — ОГЭ. Всего ОГЭ 4, в их число входят русский язык и математика, а также 2 предмета по выбору ученика.
Одиннадцатиклассники сдают ЕГЭ — единый государственный экзамен. Набор предметов ЕГЭ зависит от того, какие сертификаты нужны абитуриенту для поступления.
И на ОГЭ, и на ЕГЭ школьник должен взять:
- документ, подтверждающий личность;
- пропуск;
- 1-2 ручки.
На ОГЭ разрешается приносить необходимые справочные материалы и нужные инструменты:
- Русский язык — орфографический словарь.
- Математика — линейка и формулы.
- Физика и биология — линейка и непрограммируемый калькулятор.
- Химия — калькулятор, справочные таблицы.
- География — линейка, калькулятор, атласы.
- Литература — тексты произведений.
Что можно брать на экзамен по математике
Единственное, что можно взять на экзамен по математике — это линейка. Никакие другие чертежные приборы на ЕГЭ приносить нельзя.
Ни в коем случае нельзя брать калькулятор. Даже если вы не собираетесь использовать прибор, его наличие может привести к тому, что вас удалят из аудитории и вы потеряете право сдавать экзамен в этом году.
На какие экзамены можно брать калькулятор
Калькулятор можно приносить на экзамены по следующим предметам:
- Физика.
- Химия.
- География.
Калькулятор, который вы берете на экзамен, должен быть особого типа — непрограммируемым (производит арифметические действия и не может сохранять информацию).
Что можно брать на экзамен по химии
Кроме непрограммируемого калькулятора, на ЕГЭ по химии ученик может принести:
- таблицу Менделеева (периодическая система химических элементов);
- таблицу растворимости;
- электрохимический ряд напряжений металлов.
ЕГЭ по географии: что можно брать на экзамен
На ОГЭ или ЕГЭ по географии можно взять больше всего вещей:
- Непрограммируемый калькулятор.
- Линейка.
- Транспортир.
Что можно брать на экзамен по биологии
На ЕГЭ по биологии, русскому языку и литературе, истории и обществознанию нельзя приносить ничего дополнительного. Организаторы считают, что на этих экзаменах школьникам нужны только собственные знания и ручка.
На ЕГЭ можно писать только гелевой ручкой с черными чернилами
Можно ли взять на экзамен еду
На ЕГЭ нельзя приносить любую пищу: все шоколадки и бутерброды под запретом. Экзамены длятся менее 4-х часов и считается, что за это время школьник не успеет проголодаться. Что касается воды, в кабинетах для ЕГЭ обычно установлены кулеры.
На ОГЭ можно брать с собой воду и шоколад. Покупая плитку, внимательно осмотрите ее: на упаковке не должно быть повреждений. Иначе организаторы заподозрят вас в том, что под оберткой спрятана шпаргалка.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Почему на экзамен берут шоколад
Шоколад улучшает работу мозга и является доступным антидепрессантом. Съев несколько кусочков перед экзаменом, вы поднимите себе настроение и лучше сосредоточитесь на выполнении заданий.
Что можно взять на экзамен студенту
На экзамен в вузе нужно взять с собой больше предметов:
- Студенческий билет для входа в вуз.
- Зачетку для выставления оценки.
- Ручку и другие канцелярские принадлежности.
- Чистые листы для черновиков.
Также вам возможно понадобятся: часы (чтобы правильно распределить время) и вода (волнение часто вызывает жажду).
Если вы верите в приметы, можете взять с собой талисман.
А чтобы не полагаться только на удачу, при подготовке к экзамену обратитесь в сервис помощи студентам и абитуриентам. Его эксперты знают ответы на любой тест ЕГЭ или вопрос экзаменационного билета.
- Контрольная работа от 1 дня / от 120 р. Узнать стоимость
- Дипломная работа от 7 дней / от 9540 р. Узнать стоимость
- Курсовая работа 5 дней / от 2160 р. Узнать стоимость
- Реферат от 1 дня / от 840 р. Узнать стоимость
Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.
—>Сайт учителя биологии и географии Лотоцкой Е. Г. —>
Экзаменационная работа ОГЭ включает в себя пять содержательных блоков, которые соответствуют блокам Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по биологии.
Первый блок «Вещество» включает в себя задания, контролирующие знания: о строении атома, о Периодическом законе и Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; проверяются знания химических связях: ионной, ковалентной, металлической, о степени окисления и валентности химических элементов.
Второй блок «Химическая реакция» представлен заданиями, проверяющими знания: об условиях и признаках протекания химических реакций, о химических уравнениях. Проверяются знания об электролитах и неэлектролитах, электролитической диссоциации, реакциях ионного обмена, окислительно-восстановительных реакциях.
Третий блок «Металлы. Неметаллы. . Читать дальше »
Блок 1. Вещество
Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов Периодической системы Д. И. Менделеева
Протон – положительно заряженная частица, которая содержится в ядре.
Нейтрон – нейтральная частица, содержащаяся в ядре.
Электрон – это отрицательно заряженная частица, которая вращается вокруг ядра.
В атомах одного химического элемента число протонов всегда одинаково (равно заряду ядра), а число нейтронов бывает разным.
Блок 1. Вещество
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева
Периодический закон
Периодический закон — закон, объясняющий закономерности изменения свойств элементов. Он был открыт в результате огромной исследовательской работы Д.И.Менделеева. Д.И.Менделеев пришел к открытию закона, сопоставляя свойства и относительные атомные массы элементов различных естественных групп. В то время было известно 6 таких групп – щелочные металлы, щелочноземельные металлы, галогены, группа кислорода, группа азота, группа углерода. В своей черновой работе над классификацией элементов Д.И.Менделеев использовал карточки элементов, в которых были выписаны их основные характеристики, эти карточки он располагал в порядке увеличения атомных весов элементов. Благодаря глубокому анализу, сравнению и обобщению известных данных в 1869 г. Д.И.Менделеев сформулирова . Читать дальше »
Блок 1. Вещество
Группы и периоды Периодической системы. Физический смысл порядкового номера химического элемента
Периодический закон Д. И. Менделеева стал базой для создания ученым Периодической системы химических элементов. Она представлена 7 периодами и 8 группами.
Периодами называются горизонтальные ряды таблицы, которые делятся на малые и большие. 2 элемента (1-й период) или 8 элементов (2-й, 3-й периоды) находятся в малых периодах, а в больших периодах находятся 18 элементов (4-й, 5-й периоды) или 32 элемента (6-й период), 7-й период пока остается незавершенным. Каждый период с типичного металла начинается и заканчивается типичным неметаллом и благородным газом.
Блок 1. Вещество
Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева
Основной принцип расположения элементов единый – элементы располагаются в порядке возрастания заряда ядер этих атомов
Современная периодическая система включает 118 элементов.
Из них обнаружено 89; все элементы, следующие за ураном (трансурановые элементы: 93-118), а также Tc(43), Pm(61), At (85) – искусственно синтезированы с помощью ядерных реакций.
"Свойства элементов, а потому и свойства образуемых ими простых и сложных тел находятся в периодической зависимости от их атомного веса".
Периодической система разделена на периоды (горизонтальные ряды) (7 периодо . Читать дальше »
Блок 1. Вещество
Строение веществ. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая
Химическая связь — это взаимодействие двух атомов, осуществляемое путем обмена электронами.
ХАРАКТЕРИСТИКИ СВЯЗЕЙ
мерой прочности связи служит энергия, затрачиваемая на разрушение связи. Чем больше длина связи, тем меньше энергия.
расстояние между ядрами в том или ином соединении, зависит от количества электронных уровней у каждого элемента
определяется разностью электроотрицательностей атомов.
Чем больше разность электроотрицательностей (чем дальше элементы . Читать дальше »
Блок 1. Вещество
Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов
Валентность — это способность химических элементов к образованию химических связей;
Она определяет число химических связей, которыми данный атом соединен с другими атомами в молекуле
Валентные возможности определяются:
- числом неспаренных электронов
- наличием свободных орбиталей
- наличием неподеленных пар электронов
Валентность и степень окисления часто совпадают по цифровому значению, но это не одно и тоже.
Валентность не имеет знака и не может быть нулевой.
Блок 1. Вещество
Чистые вещества и смеси
Чистые вещества
Чистое вещество имеет определенный постоянный состав или структуру (соль, сахар).
Чистое вещество может быть элементом или соединением.
Атом — это наименьшая частица элемента, сохраняющая все его свойства. Химический элемент состоит из атомов одного вида. В элементе все атомы одинаковы и имеют одинаковое число протонов. Элементы — это, своего рода, "строительные блоки" любого вещества. Можно привести строительную аналогию:
Стройматериалы (кирпич, бетон, песок…) — это элементы
Строительные конструкции (дома, мосты, дороги…) — это вещество
Соединения элементов . Читать дальше »
Блок 1. Вещество
Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества
Химический элемент – это атомы одного и того же вида. Так, например, все атомы водорода – это элемент водород; все атомы кислорода и ртути – соответственно элементы кислород и ртуть.
В настоящее время известно более 107 видов атомов, то есть более 107 химических элементов. Нужно различать понятия "химический элемент”, "атом” и "простое вещество”
Простые и сложные вещества
По элементному составу различают простые вещества, состоящие из атомов одного элемента (H2, O2,Cl2, P4, Na, Cu, Au), и сложные вещества, состоящие из атомов разных элементов (H2O,NH3, OF2, H2SO4, MgCl2,K2SO4).