Bitavtoptz.ru

Бит Авто
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вынесение постановления или определения по делу об административном правонарушении

Вынесение постановления или определения по делу об административном правонарушении

о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае:

наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ (об указанных обстоятельствах см. выше);

объявления устного замечания в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ (см. выше); прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.

В части 2 ст. 29.9 КоАП РФ говорится, что по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение о передаче дела:

судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством РФ;

на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

Уже отмечалось, что согласно разъяснению, данному в п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 г. N 5, возвращение протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку ч.

В соответствии с ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление; дата и место рассмотрения дела;

сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;

статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;

мотивированное решение по делу;

срок и порядок обжалования постановления.

Как разъяснено в п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 г. N 5, несмотря на обязательность указания в протоколе об административном правонарушении наряду с другими сведениями, перечисленными в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, конкретной статьи КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающей административную ответственность за совершенное лицом правонарушение, право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи. Пленум ВС РФ также указал, что в случае если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения.

Согласно разъяснению, данному в п. 21 этого же Постановления Пленума ВС РФ, при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя — физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (ст.

Вместе с тем, как указал Пленум ВС РФ, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

В части 1.1 ст. 29.10 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 27 сентября 2005 г. N 124-ФЗ ) сказано, что в случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении помимо указанных сведений должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.

СЗ РФ. 2005. N 40. Ст. 3986.

Такая информация указывается в соответствии с Приказом Минфина России от 24 ноября 2004

г. N 106н «Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации» , которым утверждены:

Российская газета. N 282. 2004.

Правила указания информации, идентифицирующей плательщика и получателя средств, в расчетных документах на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ;

Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в расчетных документах на перечисление налогов и сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ, администрируемых налоговыми органами;

Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в расчетных документах на перечисление таможенных и иных платежей от внешнеэкономической деятельности;

Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в расчетных документах на перечисление иных платежей в бюджетную систему РФ;

Правила указания информации, идентифицирующей лицо или орган, оформившие расчетный документ на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ.

Читайте так же:
Какое масло лить в Passat B5 1 9 TDI?

Согласно ч. 5 ст. 29.10 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении подписывается судьей, председательствующим в заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление.

Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела (ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ). Как разъяснено в п. 29 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 г. N 5, при вынесении такого постановления необходимо учитывать, что КоАП РФ не предусматривает возможности оглашения только резолютивной части постановления; оно должно быть объявлено в полном объеме немедленно по окончании рассмотрения дела.

Копия постановления по делу об административном правонарушении в соответствии с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ вручается под расписку физическому лицу, или законному его представителю, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

В определении по делу об административном правонарушении согласно ч. 1 ст. 29.12 КоАП РФ указываются:

должность, фамилия, инициалы судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших определение;

дата и место рассмотрения заявления, ходатайства, материалов дела;

сведения о лице, которое подало заявление, ходатайство либо в отношении которого рассмотрены материалы дела;

содержание заявления, ходатайства;

обстоятельства, установленные при рассмотрении заявления, ходатайства, материалов

решение, принятое по результатам рассмотрения заявления, ходатайства, материалов дела.

Определение по делу об административном правонарушении подписывается судьей, председательствующим в заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим определение (ч. 3 ст. 29.12 КоАП РФ).

Статья 29.13 КоАП РФ предусматривает внесение представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Так, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении его причин и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий (ч. 1). Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление (ч. 2).

Лекция 9. Производство по делам об административных правонарушениях

9.8. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление

Постановление по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами

Постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу.

Обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на судью, орган, должностное лицо, вынесшие постановление.

В случае рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении и (или) на последующее решение по жалобе, протесту, вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным обращать его к исполнению, в течение трех суток со дня его вступления в законную силу

Если постановление по делу об административном правонарушении не было обжаловано или опротестовано в установленные сроки, оно направляется в орган, должностному лицу, уполномоченным обращать его к исполнению, в течение трех суток со дня его вступления в законную силу, а в случае рассмотрения жалобы, протеста — со дня поступления решения по жалобе, протесту из суда или от должностного лица, вынесших решение

Постановление по делу об административном правонарушении приводится в исполнение уполномоченными на то органом, должностным лицом в порядке, установленном ст. 32 2—32 11 КоАП, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства РФ.

Принудительное исполнение постановления о наложении административного штрафа, а также исполнение постановления о назначении административных наказаний в виде возмездного изъятия или конфискации вещи, являющейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, совершаются судебным приставом — исполнителем (за исключением постановления о возмездном изъятии или о конфискации оружия и боевых припасов).

Постановление о прекращении производства по делу при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, определенных ст. 24.5 КоАП, приводится в исполнение в порядке, предусмотренном КоАП (за исключением разрешения споров с возмещением имущественного ущерба, компенсацией морального вреда, причиненных незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, рассматриваемых судом в порядке гражданского судопроизводства).

Если одновременно с вопросом о назначении судьей административного наказания за административное правонарушение решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в постановлении о назначении административного наказания указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения.

Читайте так же:
Как записаться на КТ легких по омс?

При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное правонарушение, при этом каждое вынесенное постановление о назначении административного наказания приводится в исполнение самостоятельно.

Отсрочка и рассрочка исполнения постановления о назначении административного наказания.

При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания (в виде административного ареста, лишения специального права или в виде административного штрафа, за исключением взыскания административного штрафа на месте совершения административного правонарушения) невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.

С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.

Приостановление исполнения постановления о назначении административного наказания.

Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, приостанавливают исполнение постановления в случае принесения протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста. О приостановлении исполнения постановления выносится определение.

Принесение протеста на постановление об административном аресте не приостанавливает исполнение этого постановления.

Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случае:

1) издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

2) отмены или признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное;

3) смерти лица, привлеченного к административной ответственности, или объявления его в установленном законодательствам порядке умершим;

4) истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания, установленных ст. 31.9 КоАП;

Статья 28.9. Прекращение производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение

1. При наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 настоящего Кодекса, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 настоящего Кодекса (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 203-ФЗ.

2. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по основанию, предусмотренному частью 2 статьи 24.5 настоящего Кодекса, со всеми материалами дела в течение суток с момента вынесения постановления направляется в воинскую часть, орган или учреждение по месту военной службы (службы) или месту прохождения военных сборов лица, совершившего административное правонарушение, для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности (часть дополнительно включена с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 203-ФЗ).

Комментарий к статье 28.9 КоАП РФ

1. В ст. 24.5 Кодекса содержится перечень обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении. Это означает, что при наличии хотя бы одного из таких обстоятельств начатое производство по делу подлежит прекращению.

2. При наличии указанных обстоятельств орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, не передают дело на рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, а выносят постановление о прекращении производства по делу.

3. Данное постановление должно отвечать требованиям, предусмотренным ст. 29.10 Кодекса. Применительно к рассматриваемому случаю в постановлении должны быть указаны сведения об органе, должностном лице, вынесшем постановление; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении; статья Кодекса, предусматривающая основания прекращения производства по делу; мотивированное решение; срок и порядок обжалования постановления. В постановлении также должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест (см. комментарий к ст. 29.10).

4. При вынесении постановления о прекращении производства по делу в соответствии с ч. 2 ст. 24.5 Кодекса это постановление вместе со всеми материалами дела в течение суток с момента его вынесения направляется в воинскую часть, орган или учреждение по месту военной службы (службы) или месту прохождения военных сборов лица, совершившего правонарушение, для привлечения данного лица к дисциплинарной ответственности (см. комментарий к ст. 24.5).

Другой комментарий к статье 28.9 КоАП РФ

1. Комментируемая статья устанавливает правило, согласно которому орган или должностное лицо, обязаны прекратить административное производство и вынести постановление об этом с соблюдением требований к постановлению. В постановлении указываются обстоятельства, по которым прекращается производство дела об административном правонарушении. Закрытый перечень таких обстоятельств перечислен в ст. 24.5 Кодекса.

1.1. Отсутствие события административного правонарушения — это реальный факт совершения физическим, должностным или юридическим лицом деяния (действия, бездействия), предусмотренного конкретной статьей или частью статьи КоАП РФ. То есть если не было самого правонарушения, то не может быть и наказания за него.

1.2. Отсутствие состава административного правонарушения. Состав административного правонарушения включает в себя:

а) объект правонарушения — общественные отношения, на которые посягает нарушитель;

б) объективная сторона правонарушения — возможные последствия, причинная связь между деянием и последствиями;

в) субъект правонарушения — физическое (в том числе должностное) лицо, обладающее признаком вменяемости и достигшее определенного возраста, или юридическое лицо;

г) субъективная сторона правонарушения — вина в форме умысла или неосторожности.

Читайте так же:
Как поменять топливный фильтр на форд фокус 1?

Если отсутствует хотя бы одно из этих признаков состава административного правонарушения, то не может быть и производства по делу.

1.3. Действия лица в состоянии крайней необходимости (комментарий к ст. 2.7). Если будет доказано, что действия виновного лица продиктованы крайней необходимостью, то оно не может быть привлечено к административной ответственности

1.4. Издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания. Акт об амнистии может принять Государственная Дума РФ, он должен быть одобрен Советом Федерации и подписан Президентом РФ. Акт амнистии применяется только к тем деяниям, которые были совершены и признаны оконченными до его принятия. Акт амнистии обязательно должен содержать положения о том, что он устраняет применение административного наказания.

1.5. Отмена закона, установившего административную ответственность. Здесь стоит обратить пристальное внимание на сроки, когда именно вступает в действие отменяющая ответственность норма закона. Такие сведения содержатся в самом принятом законе. Это может быть немедленное вступление в силу, либо вступление в силу по истечении какого-либо срока с момента официального опубликования закона, либо законодатель устанавливает какой-нибудь конкретный день, когда закон вступит в силу.

1.6. Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности. По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения такого правонарушения. Но если в результате совершения административного правонарушения был причинен легкий или средней тяжести вред здоровью, то срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год.

1.7. Наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела. Речь идет о том, что никто не может быть подвергнут наказанию за одно и то же правонарушение дважды, а также если это деяние является не административным правонарушением, а преступлением, то наказание за него должно быть уголовным.

1.8. Смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

При наличии одного из перечисленных оснований производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Статья 29.10 КоАП РФ — Постановление по делу об административном правонарушении

1. В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;

2) дата и место рассмотрения дела;

3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;

4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;

5) статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;

6) мотивированное решение по делу;

7) срок и порядок обжалования постановления.

1.1. В случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении, помимо указанных в части 1 настоящей статьи сведений, должна быть указана информация, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, предусмотренными законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе, а также информация о сумме административного штрафа, который может быть уплачен в соответствии с частями 1.3 и 1.3-1 статьи 32.2 настоящего Кодекса.

2. Если при решении вопроса о назначении судьей административного наказания за административное правонарушение одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в постановлении по делу об административном правонарушении указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения.

При назначении судьей административного наказания в виде административного приостановления деятельности решается вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения исполнения данного административного наказания и состоящих в запрете деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг, а в случае, если административное приостановление деятельности назначается в качестве административного наказания за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, также решается вопрос о мерах, необходимых для приостановления операций по счетам.

При вынесении постановления по делу об административном правонарушении судья решает вопрос о возвращении залога за арестованное судно залогодателю или об обращении залога за арестованное судно в доход государства, о чем указывается в постановлении по делу об административном правонарушении.

При вынесении постановления по делу об административном правонарушении в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства судья решает вопрос о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение, если назначает таким лицам административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

При назначении административного наказания с возложением обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ в постановлении по делу об административном правонарушении судья устанавливает срок, в течение которого лицо обязано обратиться в соответствующие медицинскую организацию или учреждение социальной реабилитации. Указанный срок исчисляется со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

Читайте так же:
Как прописать брелок сигнализации Шерхан 7?

3. В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно. При этом:

1) вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению;

2.1) изъятые из незаконного оборота товары легкой промышленности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, подлежат уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

3) документы, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока хранения данного дела либо в соответствии с законодательством Российской Федерации передаются заинтересованным лицам;

4) изъятые ордена, медали, нагрудные знаки к почетным званиям Российской Федерации, РСФСР, СССР подлежат возврату их законному владельцу, а если он не известен, направляются в Администрацию Президента Российской Федерации;

5) ограничения, связанные с владением, пользованием, распоряжением арестованным имуществом, установленные в соответствии со статьей 27.20 настоящего Кодекса, сохраняются до исполнения постановления о назначении административного наказания.

4. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании.

5. Постановление по делу об административном правонарушении подписывается судьей, председательствующим в заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление.

5.1. Постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено и направлено для исполнения в форме электронного документа (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия), подписанного судьей, лицом, председательствующим на заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление, усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

6. В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, постановление по делу об административном правонарушении с приложением материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, оформляется в форме электронного документа, подписанного должностным лицом, вынесшим постановление, усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Копия постановления по делу об административном правонарушении с приложением материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, изготавливается путем перевода электронного документа в документ на бумажном носителе.

8. В целях направления для исполнения постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного в форме документа на бумажном носителе, может быть изготовлен экземпляр указанного постановления в форме электронного документа, подписанного судьей, лицом, председательствующим на заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Сотрудник ГИБДД не разъяснил статью 51 Конституции и 25.1 КоАП – можно ли обжаловать постановление?

Не разъяснены права – что делать и как обжаловать постановление?

Составление административного материала должно проходить в строгом соответствии с регламентом и законом 2021 года. Так, одной из обязанностей сотрудника ГИБДД или судьи является обязательное разъяснение прав гражданина при возбуждении дела – назначении штрафа или составления протокола для лишения прав, ареста или других административных наказаний. Какие права должен разъяснить инспектор при составлении постановления или протокола, кто ещё имеет такую обязанность, как именно он должен это сделать и, главное, можно ли обжаловать и отменить постановление, если водителю не пояснены 51 статья Конституции и статья 25.1 КоАП, мы и расскажем в этой статье по порядку.

Какие права должны быть разъяснены?

Итак, обязанность сообщить автолюбителю определённую информацию ложиться на сотрудника ГИБДД в соответствии с Административным регламентом Приказа №664 МВД РФ. Инспектор обязан объяснить водителю в случаях, когда возбуждает административное дело против него:

  • статью 51 Конституции РФ – о том, что водитель вправе не свидетельствовать против себя или своих ближайших родственников,
  • статью 25.1 КоАП – о праве водителя знакомиться с материалами дела.

Обратите внимание, обязанность разъяснить права появляется у инспектора только при производстве дела, а дело возбуждается протоколом, то есть он должен зачитывать указанные нормы закона только при составлении протокола. Простая остановка автомобиля и проверка документов не инициируют такую обязанность.

Здесь также требует уточнений вопрос ближайших родственников. К ним относятся:

  • муж,
  • жена,
  • родители (или усыновители),
  • дети (или усыновленные),
  • родные братья и сёстры,
  • дедушка,
  • бабушка,
  • внуки.

Кто именно и как должен разъяснять?

Соответственно, такая обязанность ложится на того, в чьём ведении лежит составление административного материала – инспекторе ДПС, его начальнике сотруднике ГИБДД, а также на судье.

Все эти лица должны разъяснить Вам Ваши права по двум статьям указанных выше нормативных актов непосредственно перед тем, как Вы начнёте давать какие-либо показания, то есть перед опросом.

Читайте так же:
Как проверить парктроник при покупке?

При этом, разъяснить непосредственно означает зачитать данные статьи, ответить на появившиеся у Вас дополнительные вопросы, если что-то не понятно. Так, Ваши права вполне могут посчитаться не разъяснёнными в случаях:

  • если сотрудник просто назвал номера статей 51 Конституции и 25.1 КоАП, но не разъяснил их содержание, а предложил прочитать их дома или открыть интернет в смартфоне и прочитать самому,
  • если инспектор просто спросил, знаете ли Вы свои права – Вы можете их знать, но не все.

При этом, если инспектор конкретно спросил, знаете ли Вы Ваши права в отношении статьей 51 Конституции и 25.1 Административного кодекса, то такие разъяснения, хотя и «не считаются», но при обжаловании это могут посчитать несущественным нарушением, не влияющим на исход дела.

Сотрудник ГИБДД допускает нарушение Административного регламента

Важное замечание!

Что делать в случае нарушения?

Если сотрудник ГИБДД после остановки и при вынесении постановления не разъяснил статью 25.1 Кодекса и статью 51 Конституции, то это нарушение Ваших прав при производстве административного дела.

Что же делать, если такое нарушение имело место? Очевидно, в первую очередь, занести информацию об этом в документы, которые инспектор составляет на месте – постановление и протокол. Протокол составляется, если водитель не согласен с вменяемым ему нарушением ПДД (часть 2 статьи 28.6 КоАП). В пункте объяснений лица наряду с иными объяснениями следует написать просто лаконично и кратко:

Права не разъяснены (а также с нарушением не согласен, требуется помощь защитника).

Образец заполнения объяснений в протоколе с пометкой о неразъяснении прав водителю
Образец заполнения объяснений в протоколе с пометкой о неразъяснении прав водителю

Можно ли отменить постановление?

Здесь сразу следует оговориться, что напрямую отмену постановления неразъяснение прав водителя автоматически не несёт – не всё так просто, но вероятность этого есть.

Суть рассмотрения любого дела заключается в определении наличия состава и самого события правонарушения. В состав входит в том числе виновность лица, его совершившего. А виновность определяется доказательствами. Но доказательства прямо запрещено использовать, если они получены с нарушением закона (часть 3 статьи 26.2 КоАП).

Вам разъяснены Ваши права в виде статьи 51 Конституции и статьи 25.1 КоАП? Нет. Налицо процессуальные нарушения, а, значит, протокол в качестве доказательства использовать нельзя. Конечно, это абсурд – протокол как доказательство. Но, увы, в судебной и «гаишной» практике 2021 года всё именно так и происходит – решения о виновности выносятся на основании только данных инспектора (если нарушение не подразумевает прямо законом наличия фиксируемых доказательств – такое как превышение скорости, состояние опьянения), потому что инспектор принимал присягу (и, значит, врать не может).

В помощь водителям здесь также играет Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. №5:

18. При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении.

Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 КоАП РФ, статьей 51 Конституции Российской Федерации.

Верховный суд об обязательности пояснения прав водителям

Но не всё так просто!

На практике бывает так: сотрудник составляет протокол, не разъясняет права водителю, водитель пишет в протоколе об этом, в результате чего инспектор ДПС решает отправить дело на разбор. А на разборе уже инспектор ИАЗ, которому передано дело, разъясняет Вам эти права и просит поставить галочку об этом. Вы откажетесь, но далее при обжаловании судья может не поверить Вам (вот так просто не поверить). И тогда поможет только видеозапись процессуальных действий на дороге от остановки и до счастливого пути.

А ещё судья при обжаловании может посчитать, что инспектор ИАЗ разъяснил права, а нарушение инспектора ДПС на дороге являлось несущественным, потому как позже о правах Вы ведь были проинформированы.

А ещё судья сам может разъяснить Вам эти права и также поставить точку в этом вопросе.

А ещё. Есть и хитрость у рассматривающих дело – логический вывод делается из того, что если в объяснении в протоколе или постановлении Вы написали о том, что Вам не разъяснили Ваши права (особенно, подчеркнули номера статей), то это косвенно значит, что Вы их и без разъяснения знаете. Следовательно, нарушение инспектора по части неразъяснения Ваших прав снова является несущественным, а Вы пытаетесь злоупотребить таким правом. В результате отменять постановление рассматривающее дело лицо не будет.

В конечном итоге косвенно можно прийти к справедливости законодательства 2021 года. Да, Вам не разъяснили Ваши права при рассмотрении дела, но нарушение ПДД Вы совершили, значит, наказание имеет место быть. Если же Вы оспариваете само Ваше нарушение, то именно доводы в пользу этого нужно использовать как основные, а нарушение ДПС – как дополнительные.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector