Bitavtoptz.ru

Бит Авто
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ГЛАВА 17. СТОИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЕЙ И ТАНКОВ

ГЛАВА 17. СТОИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЕЙ И ТАНКОВ

Нет ничего легче, чем тратить бюджетные деньги. Кажется, что они не принадлежат никому.

(Калвин Кулидж, президент США)

По опубликованным источникам [1, 2], стоимость ГТД выше стоимости дизельного двигателя (при равной мощности) в 8—10 раз.

Стоимость двигателя во многом зависит от массовости выпуска и уровня отработки технологии производства двигателя. И в этом случае ГТД проигрывает дизельному двигателю, так как специальный танковый ГТД никогда не может быть массовым двигателем, как не востребованный в других отраслях народного хозяйства.

По нашим данным, стоимость калужского ГТД-1250 превышала стоимость челябинского дизеля В-92С2 в 2002 г. в 13 раз! [3]

Высокая стоимость ГТД, наличие сложной и дорогой вспомогательной силовой установки ГТА-18 (по стоимости превосходящей стоимость основного дизельного двигателя танка Т-90 в 2,5 раза! [3]), восьми топливных баков большой емкости, выполненных из нержавеющей стали, использование сложной и уникальной технологии при изготовлении деталей корпуса танка (например, выполнение цельноштампованных бортов с выштамповками в средней части вертикальных броневых листов для увеличения внутреннего объема корпуса и установки башни [4]) и др., приводят к существенному удорожанию самого танка, что подтверждается многими авторами публикаций. Стоимость Т-80У и Т-72Б в конце 1980-х гг. составляла, по данным сведущего Ю.П. Костенко [2], соответственно, 824 тыс. руб. и 280 тыс. руб. То есть на средства для производства одного танка Т-80У, отмечает Костенко, можно было, добавив всего 16 тыс. руб., собрать три танка Т-72Б. Или выпустить два танка Т-72Б и запчасти к ним на сумму 264 тыс. руб., обеспечив их многолетнюю бесперебойную эксплуатацию. Впечатляющие цифры!

По материалам открытой печати [5], стоимость каждого единичного танка по двум контрактам, заключенным Россией в конце прошлого века с Кипром (на поставку танка Т-80У) и Индией (на поставку танков Т-90С), составила: Т-80У — 4 млн. 268 тыс. американских долларов за каждый танк; Т-90С — около 2,5 млн. долларов.

По оценкам зарубежных экспертов, стоимость американского танка М1А2 в зависимости от различных условий может колебаться в пределах от 4,4 до 5,4; украинского Т-84 — от 2,3 до 3,3, а французского «Леклерка» — до 7 млн. долларов США.

Схожие данные средней стоимости единичных танков в млн. долларов США приводит газета «Коммерсантъ» [6] со ссылкой на газету Forecast International: «Леклерк» (Франция) — 8,6; «Ариете 2» (Италия) — 7,0; «Арджун» (Индия) — 5,6; «Леопард-2» (Германия) — 5,3; «Челленджер-2Е» (Великобритания) — 5,3; М1А1 «Абрамс» (США) — 5,3; «Меркава» Мк4 (Израиль) — 5,1; Т-90С (Россия) — 2,3.

Стремительное продвижение танков Уралвагонзавода на мировой рынок американцы пытаются объяснить тем, что стоимость современной высокотехнологичной западной боевой техники «не по карману» ряду государств-импортеров. Но если бы речь шла о дешевизне, то эти страны не преминули бы обратить свое внимание на китайские, польские или словацкие танки. Здесь дело в другом. Ситуацию на рынке вооружений сейчас определяет главный его принцип: «стоимость-эффективность». Страны-импортеры выбирают современный российский танк Т-90С, который практически не уступает лучшим американским, английским, немецким и французским танкам, но дешевле их [7, 8].

Конечно, в 2008 г. цены на отечественные танки в сопоставлении с указанными цифрами стали выше, что объясняется длительной инфляцией в стране, ростом цен на энергоносители, сырье, металл и др., введением в состав танков более современных (и дорогих) комплексов и т.п. Сделаем предположение (для этого есть объективные обоснования), что соотношение стоимости танков Т-80У к Т-90С сохранилось на прежнем уровне и составляет примерно 1,7.

Какой двигатель в танке Т 90?

Сайт сдается в аренду — обращайтесь на ipassat@mail.ru

+7 905 688 68 78

Танковые двигателя: какие бывают. Технические характеристики

Традиционно к двигателям танков предъявляются довольно жесткие эксплуатационные требования, ибо в любых условиях они должны безотказно работать, гарантировать танку высокую маневренность, плюс отличаться простотой в ремонте и техобслуживании. Дело в том, что в боевых условиях вдруг может потребоваться ремонт или вообще замена мотора, что необходимо максимально быстро сделать. И в силу этого эффективность применения той или иной модели танка зависит не столько от его бронезащиты и огневой мощи (эти показатели естественно на первом месте в списке), сколько от двигателя.

В наше время лучшими современными моделями танков, которые сейчас стоят на вооружении различных стран мира, считаются «Леопард» немецкого происхождения, американец «Абрамс», старый добрый русский Т-90, француз «Леклерк», израильтянин «Меркава» и британец «Челленджер». Разумеется, что и их моторы заслуженно следовало бы считать одними из лучших в мире, и у каждого из них существует свои особенности и нюансы, плюсы и минусы. Итак, начнём обзор.

О двигателе «Леопарда»

На данный момент «Леопард2А4» является основной боевой моделью танка бундесвера, однако в войсках также активно применяются и другие версии, модификации этой боевой машины. Почти на всех современных «Леопардовских» моделях применяется V-образный дизель о двенадцати цилиндрах, при четырехтактной схеме работы. Обладает мощностью 1500 л.с. при 2.600 об/мин. Относится к моторам предкамерного типа и снабжён турбонаддувом с жидкостным интеркулером (системой охлаждением наддувочного воздуха). Имеется на нем пара турбокомпрессоров с парой охладителями наддувочного воздуха (о типах которых говорилось выше), которые инсталлированы в единую систему охлаждения. Для подачи воздуха в двигатель применяются два воздухозаборника. Находятся они на крыше МТО и прикрыты сверху кормовой нишей башни. Воздух попадает через воздухозаборники в два воздухоочистителя. Они являются двухступенчатого типа. На первом этапе благодаря им отфильтровывается пыль, и затем удаляется посредством электровентиляторов. У этого двигателя несомненным преимуществом считается то, что является единым конструкционным блоком. И в силу этого замену всего мотора в полевых условиях можно произвести всего за пятнадцать минут. Старт работы двигателя осуществляет электростартер. Чтобы облегчить пуск в зимнее время применяются свечи накаливания. Они установлены в предкамерах. Когда за бортом температура ниже минус двадцати градусов происходит предпусковой прогрев силовой установки при помощи обогревателя.

О двигателе танка «Абрамс»

«Абрамсы» примечательны тем, что в отличие от множества моделей современных танков, которые снабжены дизельными двигателями, оснащены газотурбинным двигателем! Этот агрегат называется АVCА Lyсоming АGT-1500, выдающий мощность 1500 л.с. Это трехвальный двигатель, который оборудован компрессором двухкаскадного осецентробежного типа, свободной силовой турбиной, и камерой сгорания тангенциального расположения. Чтобы гарантировать эффективное охлаждение сопловых и рабочих лопаток первой ступени турбины, применяются воздух, который берётся на выходе из компрессора. Далее воздух подается через специально предусмотренные отверстия в хвостовиках лопаток. Этот мотор отличается меньшой массой по сравнению с дизельными моторами, простотой конструкции, повышенным ресурсом и высокой надежностью. В придачу АGT-1500 лучше подходят под требования многотопливности, радует своей меньшей шумностью и обладает пониженной задымленностью. Также в список плюсов входят более легкий запуск этого «газотурбинника» при низких температурах. Он обладает высокой приемистостью, благодаря чему возможен разгон танка за шесть секунд до скорости тридцать км/ч. Правда есть и пара минусов — это повышенный расход топлива и воздуха. В результате чего, система очистки воздуха – аналог автомобильных фильтров, по своим размерам втрое больше, чем у обычных дизельных агрегатах. Помимо этого, в пустынных условиях такие двигатели выходят из строя часто, ибо «захлёбываются» песком и пылью. АGT-1500 выполнен воедино в одном (блоке) с автоматической гидромеханической трансмиссией, благодаря чему обеспечивается высокая ремонтопригодность машины при полевых условиях. Потребуется не больше чем один час для замены блока.

Читайте так же:
Какое масло лучше заливать в Ford Transit?

О двигателе танка «Меркава 4»

Данная модель израильского танка состоит на вооружении исключительно лишь в израильских ВС силах, и его поставки на экспорт не планируется. Дело в том, что руководство страны опасается и хочет предотвратить попадание своих технологий в арабские государства — недружественные Израилю. Последней модификация танка — это «Меркава 4», правда, в войсках и ныне активно эксплуатируются предыдущие модификации модели данной боевой машины. У этого танка его отличительной особенностью конструкции является «автомобильное размещение» двигателя и трансмиссии – то есть спереди, ведь традиционно под танковой компоновкой понимается нахождение двигателя в задней части танков. Это гарантирует большую живучесть экипажа. На «Четвёрку» устанавливается дизельный двигатель GD883 американского происхождения компании General Dynamics. Обладает водяным охлаждением и выдаёт мощность 1500 л.с. Этот двигатель является лицензионным «двойником» германского дизеля GD883. У предыдущих версий танка стоят дизельные двигатели АVDS-1790-5А от американской фирмы «Tеlеdynе Cоntinеntаl Mоtоrs, которые снабжались турбонаддувом и имели воздушное охлаждение, и выдавали мощность 900 л.с. У нового мотора улучшены массо-габаритные показатели, расход топлива более низкий, а также он радует своими удельными мощностными характеристиками. Механизм питания двигателя оснащён индивидуальными топливными насосами, а «подача газа», то есть регулировка подачи топлива контролирует электрогидравлическая система. Особенностью Меркавского двигателя является специальный масляной поддон, который имеет связь с добавочным плоским масляным баком. И благодаря этому мотор способен работать при любых дифференциалах, нагрузках и кренах. Двигатель управляется при помощи компьютера, которым вся информация выводится на монитор механика-водителя. Танковый двигатель выполнен в одном блоке с АКПП. Чтобы заменить этот блок в полевых условиях, необходим лишь меньше одного часа.

О двигателе танка T-90

Хотя T-72Б был и продолжает оставаться основным боевым танком российской армии, но постепенно он переедет эстафету различным модификациям и версиям T-90, который приняли на вооружение еще в далёком 1993 году. У ранних модификаций T-Девяностого стояли многотопливные дизельные четырехтактные V-образным 12-цилиндровые двигатели (модели – B-84MС) с жидкостным охлаждением и прямим впрыском топлива (с точки зрения автолюбителей такое сочетание плюс турбонаддув, о котором поговорим чуть позже, просто это шедевр). Двигатель свою максимальную мощность 840 л.с. выдаёт при 2.000 об./мин. Но если этого мало, то существуют модификации Т-90A и T-90С, которые оснащаются модернизированными В-84 (модель – B-92C2). Такой двигатель обладает модернизированной конструкцией и снабжён турбокомпрессором. Мощность при тех же 2.000 об./мин. вырос почти на четверть и составляет конкурентоспособные 1000 «лошадей». Последняя версия танка T-90 — это Т-90AM. На нём установлен двигатель В-92С2Ф2, стал ещё мощнее — прибавил 130 л.с., который работает в паре с «автоматом». Следует отметить, что помимо всего, был значительно повышен ресурс этого мотора, а его удельная мощность увеличилась с ранних 21 л.с./т до 23. Этот мотор способен разогнать танк на шоссе до скорости 60-65 км/ч.В планы будущего входит установка еще более мощной версии, которая позволит русскому «терминатору» разгоняться до 80 км/ч.

Танк Т-90М: «прорывная» машина

Танк Т-90М: «прорывная» машина

Уралвагонзавод в составе Ростеха продолжает поставки модернизированных танков Т-90М «Прорыв» . Машины получили принципиально новую башню и более мощный двигатель. Благодаря многоканальному прицелу танки могут применяться в любое время суток, а возможность обмениваться данными с другими машинами и иные новшества приближают Т-90М к танкам последнего поколения, По мнению военных, уже успевших познакомиться с новой моделью, сегодня Т-90М «Прорыв» является самым современным танком в российской армии. Рассказываем об истории создания и особенностях «прорывной» машины.

Т-90: международный хит

У прародителя Т-90М – основного танка российских войск Т-90 «Владимир» − была непростая судьба. В 1992 году созданный Уральским КБ транспортного машиностроения танк был принят на вооружение, и в Нижнем Тагиле началось серийное производство. Машина вобрала в себя все положительные качества своего предшественника, танка Т-72, современные технические достижения в танкостроении и опыт участия в военных конфликтах. Однако финансирование армии и ОПК в эти годы оставляло желать лучшего, заказов на Т-90 практически не было, и создание новых танков прекратилось на несколько лет. Под угрозой было не только развитие Т-90, но и будущее Уралвагонзавода.

Ситуацию спас контракт с Минобороны Индии, подписанный в 2001 году. Согласно договору Россия не только поставляла индийцам готовые Т-90, но и помогла локализовать лицензионное производство в самой Индии. Коллективы УКБТМ и УВЗ в короткие сроки смогли оживить программу Т-90 и создать экспортный вариант танка. По словам генерального директора УВЗ Александра Потапова, индийский контракт вдохнул новую жизнь в заводы и КБ, дал мощный импульс всей танкостроительной отрасли. Благодаря российским поставкам вооруженные силы Индии практически с нуля выстроили современные бронетанковые войска. Кроме того, «девяностый» прошел всесторонние испытания в условиях жаркого климата и пустыни.

Читайте так же:
Как влияет забитый катализатор на работу двигателя?

Но не только Индия проявила интерес к новому танку. В 2000-е годы Т-90 стал самым коммерчески успешным танком в мире. Кроме Индии, которая оставалась самым крупным импортером, танк поступил на вооружение в Азербайджан, Алжир, Туркмению, Уганду, Вьетнам, Ирак и другие страны. «Девяностый» стал основой для множества модификаций и платформой для создания боевых и обеспечивающих машин, таких как артиллерийский комплекс «Коалиция-СВ», РСЗО «Солнцепек», БМПТ «Терминатор» и других.

Т-90М: танк поколения 3++

При своей высокой боевой эффективности, неприхотливости в эксплуатации и других выдающихся качествах основной российский танк Т-90 – детище 1980-х годов, и за это время и танкостроение, и военная наука продвинулись вперед. Чтобы соответствовать современным тенденциям, российским танковым войскам нужна была новая, более совершенная машина. Для экономии времени и средств было решено провести модернизацию проверенного Т-90.

Опытно-конструкторская работа шла под шифром «Прорыв», и это название закрепилось за серийной машиной. Первое соглашение о поставках Т-90М «Прорыв» военным было подписано на форуме «Армия-2017». Новая машина разработки УКБТМ с апреля 2020 года поступает в танковые войска российской армии. Согласно заключенным договоренностям Уралвагонзавод проводит капитальный ремонт танков семейства Т-90 выпуска 1990-х и 2000-х годов с модернизацией их до уровня Т-90М, а также создает полностью новые машины этой модификации. В июне 2020 года танк впервые прошел по Красной площади на параде Победы.

UVZ_3808.JPG

Т-90М получил принципиально новый башенный модуль, отличающийся от серийных в прошлых версиях. Мощная 125-миллиметровая танковая пушка обеспечивает применение новых боеприпасов высокой эффективности. Например, для поражения тяжелобронированных целей новый «девяностый» может стрелять бронебойными подкалиберными боеприпасами. А управляемая ракета 9М119М разработки тульского КБ приборостроения способна поражать не только танки с современной динамической защитой, но и низколетящие цели, в том числе вертолеты. Для борьбы с живой силой, например с противотанковыми гранатометчиками, в арсенале «Прорыва» есть осколочно-фугасные снаряды дистанционного подрыва. Атаковать противника танк способен на дистанции до 5 км, в том числе и на ходу.

«Глазами» Т-90М служит многоканальный прицел с тепловизионным, телевизионным, визирным и дальномерным каналами, а также каналом управления ракетой. Новейшие электронные устройства обеспечивают всесуточное применение. На месте командира есть восемь триплексов и система видеонаблюдения, обеспечивающие полный обзор.

Не только средства нападения, но и средства защиты были обновлены в новом танке. Кроме обычной брони, Т-90М окружен толстым слоем динамической защиты. Корма и башня защищены от ручных гранатометов противокумулятивными решетчатыми экранами. Комплекс активной защиты готов автоматически выбросить аэрозольные гранаты, спрятав танк от систем наведения противника за облаком плотного дыма.

_DSC7569.jpg

За маневренность и «прорывную» скорость танка отвечает дизельный двигатель мощностью 1130 л.с. Он достаточно экономичен и обеспечивает боевой машине хороший запас хода.

В «Прорыве» появилось множество маленьких новшеств: камера заднего вида, кондиционер, кресла с регулировкой, броня с антискользящим покрытием. Все это по уровню комфорта роднит Т-90М с российским танком последнего поколения Т-14 «Армата» . Одна из важных особенностей модернизированного танка – возможность обмениваться данными с другими машинами в режиме реального времени. То есть и здесь Т-90М приближается к новому поколению танков, готовых для участия в сетецентрических войнах. До принятия на вооружение и старта массовых поставок «Арматы» именно Т-90М будет оставаться самым современным танком российской армии.

Пять самых продаваемых танков в мире. Есть ли конкуренты у российского бестселлера Т-90?

В прошлом месяце «Уралвагонзавод», единственный российский производитель танков, опубликовал отчет за 2016 год. Хоть документ был позже удален с официального сайта, его успели сохранить и изучить практически все крупнейшие СМИ. Согласно отчету, у компании появились два новых контракта на поставку танков Т-90С за рубеж — первую партию из 73 машин получит Ирак, еще 64 единицы техники этого типа поставит на вооружение Вьетнам. К тому же «Уралвагонзавод» планирует подписать в обозримом будущем контракт на поставку 146 танков Т-90МС в Кувейт, а также развернуть сборочный завод для таких машин в Египте. Позже, вся эта информация была официально подтверждена, более того, как оказалось Ирак заказал еще большее количество танков, но настоящая цифра озвучена не была. Информации о стоимости контрактов тоже нет, но только поставки во Вьетнам и Ирак, с учетом поставок боеприпасов, запчастей и т.п., принесут в сумме не менее $400-500 млн.

Даже по вышеуказанному становится понятно, что в структуре экспорта российского вооружения новые танки Т-90С и Т-90МС занимают очень важную нишу. Есть ли конкуренты у российского «бестселлера»? В нашем материале мы рассмотрим пять наиболее успешных на мировом рынке вооружения современных танков. Основным критерием для нас станет количество реализованных за рубежом новых танков (в том числе имеющихся твердых контрактов) и дальнейшие перспективы проекта, а второстепенным — количество проданных машин бывших в употреблении (здесь прибыль очевидно меньше, и обычно идет не производителю, а стране-продавцу). Такой подход нами выбран вследствие закрытости многих военных контрактов, а также крайней сложности выявления реальной прибыльности сделок и маржи производителей (особенно для поставок старой техники). Кроме того, количество дает и другой важный плюс — необходимость постоянных поставок боеприпасов, запчастей, проведения ремонта и модернизации в течение десятков лет после завершения основной сделки.

1. Т-90 — самый коммерчески успешный танк XXI века

Т-90АМ (для российской армии) и Т-90МС (для экспорта) — это наиболее современные модификации российского танка Т-90. Эта машина, созданная на основе советского танка Т-72, стала самым коммерчески успешным танком XXI века, позволив России стать безоговорочным лидером на рынке новых танков. Выпущено уже более 2100 танков Т-90 разных модификаций, из них более 1500 пошли на экспорт. При этом все еще исполняются контракты на сотни машин. Из заказанных Индией 1657 Т-90С произведены по лицензии на территории заказчика пока только около 1000 танков, еще минимум 137 машин получат Вьетнам и Ирак, а Египет, судя по всему, собирается приобрести не менее 200-300 российских танков, так как в ином случае смысла разворачивать производство в этой ближневосточной стране не было бы. Таким образом, в ближайшие годы будет реализовано минимум еще 1000 новых танков этого типа, а с учетом идущих переговоров с Кувейтом (146 танков Т-90МС) и Индией (464 танка Т-90МС) есть перспективы увеличения портфеля заказов более чем до 1600 машин этого типа.

Читайте так же:
Когда менять резину на зимнюю в Волгограде?

Таким образом производитель реализует минимум 2500 новых танков Т-90 разных модификаций на мировом рынке вооружения, к тому же имея большие перспективы увеличить это количество до 3100. Таких показателей по продажам современных новых танков нет больше ни у одной страны, как и подобных перспектив по крупным контрактам. Что касается продаж бывшей в употреблении техники — то они минимальны (машины начали массово производить с 2001 года, до этого в период с 1992 по 1998 были выпущены всего 120 единиц) и касаются в первую очередь Сирии. Но надо учитывать и тот факт, что Т-90 де-факто является модификацией танка Т-72 (в случае с западными танками в такой ситуации полной смены названия не происходило), а этих машин было построено не менее 30 000, из которых почти 7000 танков оказалась на службе 38 разных стран. Такого показателя также нет ни у одного из конкурентов.

Такой успех можно объяснить рядом причин, главная из которых — самое оптимальное соотношение цена/качество. Экспортная стоимость танка Т-90С составляет около $2,5 млн, а стоимость глубоко модернизированного Т-90МС доходит до $4,3 млн. При этом новые западные танки стоят не менее $6 млн, а в большинстве случаев и больше.

Что же касается боевой эффективности, то военный конфликт в Сирии и Ираке показал ничуть не меньшую уязвимость американской и немецкой бронетехники, которая раньше многими считалась заметно превосходящей российские аналоги. При этом Т-90А базовой модификации, в некотором количестве переданные правительственным войскам Сирии, показали себя достаточно хорошо. Еще один очевидный плюс российского танка – это наличие автомата заряжания орудия, что позволяет сократить экипаж до трех человек, тогда как в западных танках имеется четвертый член экипажа – заряжающий. Это делает российскую машину легче (47 тонн) и мобильнее, к тому же сокращаются издержки на подготовку экипажа. Еще одним большим плюсом танков линейки Т-90 является возможность вести огонь противотанковыми управляемыми ракетами «Инвар-М1» прямо из ствола основного орудия на дальность до 5 км (стандартными бронебойными подкалиберными снарядами редко стреляют дальше чем на 2-3 км).

В модификации Т-90АМ/МС сделано все возможное для нивелирования главных недостатков танков семейства Т-72. Машина оснащается новым автоматом заряжания, способным использовать более длинные бронебойные подкалиберные снаряды (ранее из-за этого ограничения российские боеприпасы заметно уступали западным по бронепробиваемости), установлена современная динамическая защита «Реликт». С целью «излечить» склонность танков линейки Т-72 к детонации боезапаса при пробитии брони (и последующей мгновенной гибели всего экипажа) автомат заряжания бронирован, а боезапас перераспределён оптимальным образом. К тому же, машина получила новую систему управления огнем «Калина», теперь и по этому показателю Т-90 не уступает конкурентам.

2. Leopard 2 — немецкий тяжеловес с «цифровой башней»

Немецкий танк Leopard 2 многими считается лучшим в мире. Его последняя модификация Leopard 2A7+. Основное орудие танка — 120-мм пушка Rheinmetall Rh-120 L55A1 — является, вероятно, лучшим в мире. При этом к недостаткам стоит отнести тот факт, что на этой машине не используются бронебойные подкалиберные снаряды с урановым сердечником, при этом вольфрамовый сердечник обладает меньшей бронепробиваемостью. Новая модификация машины обладает повышенной защищенностью от кумулятивных боеприпасов (ПТРК, ручные противотанковые гранатометы), но это достигается за счет повышения массы машины до 70 тонн. Дизельный двигатель производства компании MTU, мощностью 1500 л. с. способен справиться с таким весом, но мобильность машины все равно могла пострадать. Обновлена и система управления огнем, реализована новая концепция «цифровой башни» с круговым обзором из-под брони.

При всех этих новшествах на Leopard 2A7+, как и на всех западных танках, экипаж танка составляет 4 человека. В отличие от советских и российских танков здесь отсутствует автомат заряжания орудия — этим процессом занят «лишний» член экипажа. Хоть этот факт и является очевидным недостатком, но отсутствие автомата заряжания дает одно большое преимущество — отсутствие ограничений по длине бронебойных подкалиберных снарядов.

Что касается опыта боевого применения, то он достаточно скромен — ограниченное применение в Афганистане и участие в гражданской войне в Сирии в составе турецкой армии. Турция во время интервенции в Сирию использовала танки Leopard 2A4 далеко не самой новой модификации. Результаты оказались довольно плачевными — боевики ИГ («Исламское государство» — террористическая группировка, запрещенная в России) только в боях за небольшой городок Эль-Баб уничтожили 10 танков этого типа с помощью советских ПТРК «Фагот» и «Конкурс».

Несмотря на свою немалую цену — новый Leopard 2A6 стоит $6,79 млн, а Leopard 2 A7+ и вовсе больше $10 млн, машина раньше неплохо экспортировалась и поставлялась в 21 страну, не учитывая Германию. В этом смысле на данный момент вместе с американским танком M1 Abrams — это главный конкурент Т-90. Но надо отметить и другой факт — большая часть экспортированных танков были в употреблении. В общей сложности с 1979 года было произведено более 3200 Leopard 2 разных модификаций, из которых 2125 были произведены для Вооруженных сил Германии. Позже большая часть этого танкового парка была продана с баз хранения после окончания холодной войны за ненадобностью (в строю Бундесвера сейчас лишь около 300 машин). Новых же машин было поставлено немногим более 1000. В сумме же было продано более 2800 танков. А вот с перспективными сделками дело плохо: больше всего надежд возлагалось на то, что Саудовская Аравия приобретет 600-800 танков Leopard 2A7+, однако руководство Германии запретило проводить эту сделку по политическим причинам. При сравнении с Т-90, как мы уже выше указывали, стоит учитывать, что танки, проданные с немецких складов, относились в основном к старым модификациям, сравнимым по возрасту и уровню с танком Т-72.

Читайте так же:
Какая хорошая и недорогая летняя резина?

3. M1 Abramsамериканское технологическое совершенство

Наиболее совершенная модификация американского танка M1A2 SEP V3 Abrams является, наверное, самой технологичной западной машиной. Танк оснащен очень эффективной композитной броней, в которой используется обедненный уран, а новая система управления огнем (СУО), судя по всему, лучшая в мире. 65-тонная машина приводится в движение газотурбинным двигателем (такой тип двигателя, характерный для авиации, используется также советским танком Т-80) Honeywell AGT1500, мощностью 1500 л.с. В качестве основного орудия используется 120-мм гладкоствольная пушка М256 (лицензионный вариант немецкой пушки Rheinmetall Rh-120), имеющая отличные показатели точности. При этом новая модификация танка получит на вооружение новые бронебойные подкалиберные снаряды с урановым сердечником M829E4 АКЕ (Advanced Kinetic Energy), обладающие лучшей бронепробиваемостью на сегодняшний день (из серийных изделий).

Еще одним большим преимуществом машины является широкий опыт ее использования в реальных конфликтах — танк очень успешно прошел две иракские кампании, а сейчас воюет в гражданских войнах на Ближнем Востоке. Весь этот бесценный опыт использовался для разработки оптимальных пакетов модернизации танка. Тем не менее в тех случаях, когда M1A2 применяется не армией США (например, Вооруженными силами Ирака или Саудовской Аравии), результаты использования оказываются не лучшими. Только йеменские повстанцы-хуситы подбили не менее 20 саудовских M1A2S Abarms, боевики ИГ («Исламское государство» — террористическая организация, запрещенная в России) в Ираке тоже не отстают от них. При этом для этих задач использовались далеко не самые современные советские и американские противотанковые ракетные комплексы (ПТРК).

Несмотря на свою технологическое совершенство, стоимость одного M1A2 SEP Abarms, составляющая не менее $8,6 млн, не позволяет ему продаваться в больших количествах. Зато более простые и старые модификации танка раньше продавались хорошо — один только Египет приобрел более 1200 танков M1A1 Abrams (правда большая часть танка поставлялась со складов американской армии, новыми были только двигатели, пушка и СУО), в сумме же 6 стран, помимо США, приобрели 2217 танков M1, из них около 750 в продвинутой и дорогой модификации M1A2. Заметная часть этих машин были взяты с хранения, прошли капитальный ремонт и модернизацию и были реализованы за рубеж. Как и у Leopard 2, особых перспектив по реализации крупных партий новых танков нет, поэтому в коммерческом смысле проект пока находится на излете.

4. MBT-2000/Al-Khalid — китайское соотношение цены и качества

В последние два десятилетия военно-промышленный комплекс Китая развивается очень быстрыми темпами. Касается это и танкостроения. Наиболее успешным на мировом рынке оружия современным китайским танком стал MBT-2000/Al-Khalid. Эта машина изначально была создана для экспорта, в первую очередь в Пакистан. Именно этим и объясняется название Al-Khalid, данное танку после развертывания лицензионного производства этих машин в Пакистане. С 2001 года были реализованы 415 танков для Пакистана, 150 для Марокко, 150 для Мьянмы, 22 для Шри-Ланки и 44 для Бангладеш. В сумме получается весьма приличный результат — 781 новый танк, ко всему прочему был занят рынок, интересующий конкурентов. В обозримом будущем ожидается подписание нового соглашения по производству модернизированной версии танка для пакистанской армии.

Успех машины можно объяснить несколькими факторами. Во-первых, достаточно низкая стоимость при неплохих характеристиках. Одна машина в 2011 году стоила $4,7 млн. В этом смысле танк вписывается в концепцию «цена/качество», характерную для российского Т-90. Во-вторых, Китай дал возможность Пакистану максимально самостоятельно производить танки на своих заводах с передачей многих технологий. В этом смысле Китай и Россия (в несколько меньшей степени) тоже идут по схожему пути, позволяющему заметно переигрывать западных производителей. Ну и конечно же, не обошлось и без политики — большая часть указанных выше стран-покупателей (кроме Марокко) являются союзниками или сателлитами Китая.

Что касается самого танка, то он по своей концепции близок к советской школе танкостроения и многими решениями близок к линейке Т-72. Здесь также используется компоновка с тремя членами экипажа и автоматом заряжания орудия. Калибр орудия 125-мм тоже совпадает с российским, а не с западными 120-мм. Стоит также отметить, что по уровню системы управления огнем китайский танк несколько превосходит российский Т-90С (но уступает Т-90МС), чем и объясняется его более высокая цена (основные компоненты закупаются во Франции).

5. AMX-56 Leclercдорогой и комфортный «француз»

Франция, находясь в западном лагере, в отличие от многих других стран всегда старалась и старается оснащать свою армию вооружением собственной разработки. Наиболее современным французским танком является AMX-56 Leclerc, серийное производство которого началось в 1990 году. С тех пор 406 танков получила французская армия, а экспортировать удалось лишь 388 танков. Единственным покупателем оказались Объединенные Арабские Эмираты. Объясняется эта ситуация достаточно легко — танк стоит заоблачных денег даже по меркам западного танкостроения. Выложить €9,3 млн за одну машину не готова почти ни одна страна. Информации о возможных в перспективе контрактах тоже не возникает, а новых танков не производилось с 2008 года.

При этом надо отметить, что в том же Йемене в составе армии ОАЭ Leclerc показал себя неплохо. Из применявшихся в зоне боевых действий 70 танков повреждены оказались 4. Два на минах, один от выстрела ручного противотанкового гранатомёта и один от выстрела противотанкового ракетного комплекса «Конкурс». Лишь в последнем случае был один погибший — механик-водитель танка. Тем не менее все машины оказались в ремонтопригодном состоянии и были возвращены в строй.

Сама конструкция французского основного боевого танка очень интересна. В отличие от большинства западных танков Leclerc оснащен автоматом заряжания орудия и, соответственно, управляется тремя членами экипажа. Машину отличает от конкурентов огромное внимание, уделенное комфорту экипажа. Танк напичкан самой разной электроникой, помогающей экипажу быстро и легко справляться с разными неожиданными ситуациями. Во многом это и стало одной из причин непомерной дороговизны машины, фактически убившей ее возможный большой коммерческий успех. Тем не менее и 388 экспортированных машин — это немало, тех же британский танков Challenger 2 было продано и вовсе 38.

Читайте так же:
Как снять Сервис на Ауди а6 с5?

Танк Т-90 снаружи и внутри (23 фото)

Танк Т-90 снаружи и внутри (23 фото)

Забавно, но Музей отечественной военной истории в Падиково Московской области – это единственное место, где Т-90 можно увидеть в качестве музейного экспоната.

Остальные собратья в той или иной степени боеготовности несут военную службу, причем в основном они это делают далеко за пределами России.

Танк Т-90 снаружи и внутри (23 фото)

Из довольно приличного количества выпущенных танков, а Т-90/Т-90А было изготовлено около 625 единиц, Т-90С/Т-90СА — около 1500 единиц, всего 550 танков (в основном Т-90 и Т-90А) находятся в России, причем около 200 – на хранении. Остальные разбросаны по свету, причем, в свете удачного применения в Сирии, заключено договоров на 500 с лишним машин для Египта и Кувейта.

Танк Т-90 снаружи и внутри (23 фото)

Тем не менее, до сих пор идут споры на тему что есть Т-90. Кто-то считает его шагом вперед, кто-то просто очередной модернизацией Т-72Б.

Танк Т-90 снаружи и внутри (23 фото)

В действительности (как одно из мнений, да) Т-90 – это продолжение семейства машин Т-72 и Т-80. Именно так, потому что от Т-80 кое-что перешло, например, комплекс управления огнем (КУО) 1А45 «Иртыш», удачно совмещенный с автоматом заряжания танка.

Работы над машиной начались еще в конце 80-х годов прошлого века, а на вооружение танк поступил в 1992 году, уже в России.

Танк Т-90 снаружи и внутри (23 фото)

Если посмотреть пристально, то фактически Т-90 не имеет особенных изменений по сравнению с базовыми моделями. Конечно, в танк Т-90 было внесено столько улучшений и модернизаций, например, улучшена система управления огнем, защита, броня стала многослойной и с встроенной динамической защитой.

Танк Т-90 снаружи и внутри (23 фото)

Также на танк был установлен новейший комплекс оптико-электронного подавления (КОЭП) «Штора», который защищал машину от противотанковых средств, особенно имеющих лазерную головку наведения. Нельзя сказать, что новый танк стал прорывом, по своим техническим характеристикам, но защита и огневая мощь машины были увеличены.

Так что можно сказать, что Т-90 это глубокая модернизация Т-72Б, но глубокая настолько, что имеет право на имя собственное. После смерти в 2010 году Владимира Ивановича Поткина, главного конструктора танка, решением правительства Российской Федерации Т-90 было присвоено словесное название «Владимир».

Т-90 имеет классическую схему компоновки: в носовой части танка находится отделение управления, боевое отделение – посередине машины, а двигатель и трансмиссия – в корме танка.

Экипаж танка состоит из трех человек: в отделении управления находится механик-водитель, а командир и наводчик – внутри башни, слева и справа от орудия.

Основным вооружением Т-90 является гладкоствольная пушка калибром 125-мм. Орудие снабжено стабилизатором, работающим в двух плоскостях, имеет систему учета деформации ствола и систему откачки пороховых газов. Скорострельность пушки 8 выстрелов в минуту.

Танк Т-90 снаружи и внутри (23 фото)

Т-90 также вооружен спаренным пулеметом 7,62-мм и 12,7-мм пулеметом «Утес» на башне в качестве средства ПВО.

Танк Т-90 снаружи и внутри (23 фото)

Боекомплект танка составляет 42 выстрела и включает в себя различные виды боеприпасов:

  • бронебойные подкалиберные снаряды 3БМ42;
  • бронебойные кумулятивные снаряды 3БК29М;
  • осколочно-фугасные снаряды с электронным дистанционным взрывателем;
  • ПТУР 9М119.

Дальность стрельбы противотанковыми ракетами составляет от 100 до 5000 метров.

Система управления огнем. Все данные об обстановке, такие как дальность стрельбы, направление и скорость ветра, температура воздуха, положение танка учитываются, обрабатываются процессором. Наводчик просто должен навести прицел на цель и произвести выстрел. Танк оснащен ночным прицелом «Буран-ПА» и прицельным комплексом командира танка «Агат-С».

На Т-90 установлен четырехтактный 12-цилиндровый дизельный двигатель, на поздних модификациях машины он был заменен на более совершенный двигатель с турбокомпрессором, что позволило увеличить его мощность с 840 л.с. до 1000 л.с. Двигатель обеспечивает большую подвижность и маневренность танка, не зря Т-90 называют «русским летающим танком». Трансмиссия планетарного типа. Т-90 имеет 7 передач вперед и одну назад.

В конструкции Т-90 использована ходовая часть танка Т-72, поэтому что-то добавить сложно. Испытанная годами и конфликтами.

Танк Т-90 снаружи и внутри (23 фото)

Танк Т-90 защищает его многослойная броня, со встроенной системой динамической защитой, КОЭП «Штора», которая защищает машину от противотанковых средств с полуавтоматической системой наведения или лазерным самонаведением. Датчики лазерного излучения обеспечивают его прием в радиусе 360°, данные быстро обрабатываются, и в нужном направлении выстреливается аэрозольная граната, блокирующая луч лазера. Также на танке используется современная система пожаротушения.

Слабым и уязвимым местом защиты танка Т-90 считается расположение топливной системы. Баки с топливом частично вынесены в боевой отсек и никак не отделены от экипажа. Еще одной проблемой защищенности этой машины является размещение боекомплекта внутри боевого отделения, при этом он также не изолирован от экипажа. Его подрыв гарантировано приводит к уничтожению танка, проверено в Сирии.

По удобству. Танк не тесный внутри, но на каждом квадратном дециметре что-то да будет размещено. Блоки, панели с кнопками и тумблерами, краны. Довольно напряженное хозяйство, если честно.

Танк Т-90 снаружи и внутри (23 фото)

Танк Т-90 снаружи и внутри (23 фото)

Танк Т-90 снаружи и внутри (23 фото)

Танк Т-90 снаружи и внутри (23 фото)

Танк Т-90 снаружи и внутри (23 фото)

Танк Т-90 снаружи и внутри (23 фото)

Танк Т-90 снаружи и внутри (23 фото)

Если учесть то, что на последних модификациях Т-90АМ/СМ устанавливается современная СУО «Калина», включающая многоспектральные прицел наводчика, панорамный прицел командира с цифровым баллистическим вычислителем и комплектом датчиков условий стрельбы, то думаю, сопутствующих крутилок и нажималок стало еще больше.

Танк Т-90 снаружи и внутри (23 фото)

Танк Т-90 снаружи и внутри (23 фото)

Танк Т-90 снаружи и внутри (23 фото)

Танк Т-90 снаружи и внутри (23 фото)

Танк Т-90 снаружи и внутри (23 фото)

В состав «Калины» интегрирован программно-технический комплекс (ПТК) взаимодействия танкового/мотострелкового батальона. Он позволяет объединить в единую информационную сеть все боевые и приданные машины подразделения, производить обмен информацией о местоположении любых боевых машин батальона и приданных ему сил, размещении противника, получать и передавать информацию в вышестоящие звенья управления.

Можно долго перечислять отличия Т-90С/Т-90МС от обычных Т-90, но по моему мнению, это уже другие танки, другого поколения. Много электроники, много независимости.

Насколько реально можно сравнить Т-90МС и Т-72Б3… Думаю, это должен сделать специалист. Мы же просто показали на примере базовой модели Т-90, что потенциал для модернизаций и дальнейшего развития у танка есть.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector