Анализ произведения 451 градус по Фаренгейту Брэдбери
Анализ произведения 451 градус по Фаренгейту Брэдбери
Рэй Брэдбери имел серьёзную причину, чтобы начать работать над книгой «451 градус по Фаренгейту». Дело в том, что его оскорбила лёгкость, с которой фaшисты сжигали произведения искусства, противоречившие их идеологии. Он видел в этом чрезмерное варварство, осуждал это также как убийство невинных людей. Брэдбери решил написать книгу, которая бы смогла поднять дух и отразить в себе волнующие общество проблемы.
Смысл названия тесно связан с причиной написания книги, автор считал, что 451 градус по шкале Фаренгейта — это температура, при которой сгорает бумага.
Краткий анализ
Год написания – 1953 год.
История создания – Толчком к написанию романа послужили кадры кинохроники, на которых нацисты сжигали книги неугодных им авторов. Восприняв это как личную трагедию, Брэдбери приступил к работе над своим антиутопическим произведением.
Тема – Центральная тема романа – роль книги в жизни каждого человека.
Композиция – Композиция романа базируется по принципу антитезы. Построение ее имеет классическую форму: экспозиция (знакомство читателя с реалиями общества, в котором книги считаются злом), завязка (вызов пожарников к месту обнаружения книг), развитие событий (знакомство Монтэга с Клариссой, его переосмысление действительности), кульминация (самосожжение женщины, не пожелавшей расстаться со своими книгами), развязка (Монтэг становится оппозиционером и примыкает к людям-книгам).
Жанр – Роман.
Направление – Научна фантастика, антиутопия.
Сюжет и тема
Тема в данном произведении раскрывает, какое большое значение имеют книги для человека. Автор показывает это на примере людей, которые разучились думать и принимать решения самостоятельно. Государство разрешило только официальные источники информации, а все остальные запретила. А ведь из-за этого у гражданина отсутствовала возможность сравнивать источники и критически анализировать их.
Важная мысль в произведении говорит о том, что человечество не сможет достичь прогресса, не имея опыта предыдущих поколений. А этот опыт как раз передаётся через книги. Из-за этого всё общество будет подвержено деградации.
Кроме того, автор затрагивает тему семьи. Когда человек концентрируется только на себе, то он перестаёт обращать внимание на других людей, ценить их как личности. Если люди станут жить в одиночестве, то это плохо скажется на их душевном состоянии и им некому будет прийти на помощь.
Таким образом, Рэй Брэдбери хотел сказать, что нельзя жить только потребительскими мотивами, нужно уметь созидать и иметь духовные ценности.
Роль книги в жизни человека
. Через утопию писатель демонстрирует мир, который может быть реальностью в случае отказа от чтения литературы. Книги заключают в себе опыт наших предков, который людям стоит перенимать для движения вперед. Читатели задаются вопросами, которые обществу массового потребления не знакомы. Поэтому оно зависимо от правительства и очень уязвимо. Людям, которые не способны мыслить самостоятельно, информация поносится под нужным ракурсом, что дает государству все рычаги для полного управления.
Автор доказывает необходимость общения и поощрения общих семейных интересов. Многие люди замыкаются в себе и своих гаджетах, игнорируя важность семейных уз. Это прямой путь к отчуждению от родных и близких, которое сулит человеку одиночество и незащищенность. Ведь кто, как не родственники, сможет помочь в трудную минуту, поддержать и понять? Увы, герой поздно осознал разрушающую роль экранов в своей личной жизни, поэтому потерял любимую женщину.
Верность и предательство. Те, кому доверял Гай, предали его, повинуясь тому, что им внушили власти. Когда пропаганда становится выше морали, выше чувств и привязанностей, личность разрушается, а на ее месте появляется покорный и апатичный раб, не способный на эмоции и мысли.
Тема технического прогресса
. Мы должны понимать, что техника – это средство, а не цель нашего существования. Нельзя допустить, чтобы общество ценило гаджеты и виртуальную реальность выше, чем людей. Кроме того, прогресс не должен вытеснять достижения прошлых эпох, они могут соседствовать друг с другом, только тогда все поколения достигнут гармонии взаимопонимания, которое выступает гарантией взаимовыгодного обмена опытом.
Центральные персонажи
Гай Монтэг — главный герой, мужчина, занимается тем, что сжигает дома, в которых находят книги. Ему нравится эта работа, но он крадёт книги, чтобы спасти их от уничтожения. Он старается ни о чём не мечтать, ведь это вредно. Но однажды Гай встретил Клариссу, которая спросила у него: чувствует ли он себя счастливым? Это поразило его.
Милдред — жена главного героя. Она не интересуется ничем, кроме телевизора. Ей нравятся фильмы и телешоу, которые там показывают. Милдред совсем не понимает своего мужа и не поддерживает его. У неё нет детей, так как она не хочет их заводить.
Кларисса — соседка главного героя, девушка, которая сильно отличается от сверстников. Она не хочет ходить в школу, потому что ей не нравится процесс обучения. Кларисса любит думать о книгах и об окружающем мире.
Фабер — профессор, раньше преподавал английский язык. Он нарушает закон, храня у себя книги. В главном герое видит соратника, помогает ему скрыться от розыска, чем спасает ему жизнь.
Главные герои, их краткие характеристики, взаимодействия и сюжет
А люди уже давно перестали мыслить. Они не задумываются над вопросами бытия, над фундаментальными ценностями – их ценности уже давно заменены материальными. К примеру, жена Монтэга, главного героя, Милдред, только и думает о том, как бы приобрести еще одну телевизорную стену. Она в связи с бытующим мнением считает, что это принесет в их дом радость, но на самом деле даже она несчастна. Хотя, Милдред не задумывается о таких категориях, как счастье и несчастье.
Монтэг сначала являет собой такой же символ разрушения. Жечь для него – наслаждение. Но вскоре он знакомится с Класиссой Маклеллан, новой соседкой, прелестной 16-летней девушкой, которой скоро должно исполниться 17 (и это Кларисса шутливо приводит как довод в пользу своей «ненормальности»).
Кларисса не такая, как другие люди вокруг пожарного. Она пробует на вкус дождь, не любит жестокости, замечает каждую мелочь окружающего мира, любит общаться с людьми и даже с природой. Кларисса не спеша гуляет пешком, не терпит реактивных автомобилей и не дружит со сверстниками – ведь они считают ее антисоциальной.
Монтэг и Кларисса появляются вместе на страницах романа лишь в его начале, но благодаря девушке главный герой начинает меняться. Он постепенно понимает, что что-то не так. Понимает, что ему не нравится пустота и обыденность жизни в данном обществе, что у него нет ничего общего с ним; понимает, что ему на самом деле нравится спорить, размышлять, читать книги – что запрещено!
Далее Монтэг знакомится с Фабером, профессором, который читает, размышляет, словом, живет не так, как нужно, и всецело поддерживает идеи революции. Сюжет в романе развивается стремительно, но внутренне Монтэг меняется только в самом конце. Окончательно – только тогда, когда он знакомится у костра с «людьми-книгами». И здесь появляется уже другой образ огня. Огонь, из которого сможет возродиться феникс – появятся новые книги, люди снова будут общаться друг с другом, чувствовать, любить друг друга и мир… Новая эра.
Рецензии на книгу «451′ по Фаренгейту» Рэй Брэдбери
Станем ли мы бороться за право мыслить – или утонем в омуте невежества? Этим вопросом я задалась, читая роман Рэя Брэдбери «451° по Фаренгейту». Удивительное сочетание фантастики и философии затянуло меня с первых строк. И я, словно в параллельном мире, переживала трагедию человечества, лишенного возможности учиться, развиваться, читать… Мир невежества, праздности, массового оболванивания. А настолько ли этот мир далек от нашего? Люди живущие ради удовольствий в мире электроники, заменившей общение. Экраны, оградившие человека от реальной жизни. Пустые бесцветные лица и их безмозглые обладатели. Кричи погромче, чтобы заглушить звенящую пустоту в голове! Сколь надежная преграда защищает нас от этого странного, извращенного мира? И что же способно нас уберечь? «Ищите это сами, – напутствует Фабер своего прозревшего друга, – всюду, где можно, – в старых граммофонных пластинках, в старых фильмах, в старых друзьях. Ищите это в окружающей вас природе, в самом себе». Но способен ли простой человек, привыкший плыть по течению своей спокойной, тихой жизни, вступить в неравную схватку с вездесущим дурманом невежества? И что станет с таким маленьким человечком, возжелавшим просветления? Протянут ли ему мудрецы руку помощи? Найдется ли терпеливый наставник для жаждущего знаний? Или на него спустят всех собак, вгоняя в самые беспросветные дебри, изничтожая рвение, пытливость, интерес? И встанут ли люди защитить его? Или толкнут в спину? Я поймала себя на том, что задаю за одним вопросом другой. И мысли мои мечутся от невероятных приключений Гая Монтэга до нашего «сегодня». И тает эта невидимая черта между мирами. Люди, теряющие способность мыслить в мире, где книги все еще законны и доступны. Знания теряют силу и происходит это по нашей воле. Но почему же мы это допускаем? «Свободного времени у нас достаточно. Но есть ли у нас время подумать?» Этот вопрос касается уже не созданного фантазией Рэя Брэдбери будущего, а нашего настоящего. И причину находим на тех же страницах: «Набивайте людям головы цифрами, начиняйте их безобидными фактами, пока их не затошнит, — ничего, зато им будет казаться, что они очень образованные. У них даже будет впечатление, что они мыслят, что они движутся вперед, хоть на самом деле они стоят на месте. И люди будут счастливы, ибо факты, которыми они напичканы, это нечто неизменное. Но не давайте им такой скользкой материи, как философия или социология. Не дай бог, если они начнут строить выводы и обобщения». Но мы все еще способны мыслить, а, значит, это ужасное будущее еще не настало. В нашей власти его изменить. Изменить себя. Начать думать, задавать вопросы и искать ответы. Ведь нам доступны для этого все ресурсы. И нету преград на пути любопытства. А захватывающая воображение история Рэя Брэдбери продолжается. В ней сплелись столько мыслей, эмоций и поступков, что невозможно оторваться от книги. Сюжет развивается все быстрее, страсти накаляются. Но сгорит ли герой в пылу распаленного им пожара или зажжет сердца и умы людей жаждой знаний? Это нам и предстоит выяснить, дочитав историю до последних страниц. Нам-то закон не запрещает.
Отзывы о главных героях Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
Большинство положительных отзывов написано о Клариссе и Фабере. Эти люди вызывают больше симпатий, чем остальные жители города. Читатели хотят поближе познакомиться с этой не по годам умной и прекрасной во всех смыслах девушкой, столь глупо погибшей. Людям интересно поближе узнать Фабераь — мужчину в преклонном возрасте, не сдавшегося и способного мечтать о книгопечатании, которое уже никогда не возродится.
Положительные и теплые эмоции испытывают и к главному герою Монтэгу, вместе с ним читатель переживает все происходящие события. Когда Монтэг впервые начинает читать книгу, встречает и разговаривает с Клариссой или Фабером, бежит из города и вынужден скрываться от бездушных механических псов, таящих в себе смерть, когда он впервые в своей жизни встречает Людей, а не озлобленную, занятую своими бесполезными и ненужными никому делами и отупевшую от бесконечной деградации телевидения толпу. Все эти события не могут никого оставить равнодушным.
Отзывы критиков о » 451 градус по Фаренгейту»
Многие критики сходятся в едином мнении о том, что роман Брэдбери является одним из лучших в жанре антиутопий. Они считают, что сюжет интересен и продуман, это произведение имеет свою особую атмосферу. Сказано, что Брэдбери смог не только описать образ жизни современных людей, но и показать мир будущего, раскрыть ему его тайны и секреты. Автор книги описывает и предсказывает будущее, к которому человек так стремительно движется. На пути к комфорту не стоит забывать о том, к чему все это привело в романе Брэдбери.
Отзывы популярных критиков говорят, что книга написана именно о современном человечестве. Произведение даст не только ответы на многие вопросы, но и заставит задуматься о будущем, об отношениях и о своем образе жизни в целом. На что мы тратим свое время? Кто-то тратит его на глупые и бессмысленные развлечения, кто-то пытается осознать смысл жизни и развивается. Людей второго типа становится все меньше, все больше представители общества сосредоточены на исполнении только своих желаний. Люди меняются, они заботятся лишь о себе и для исполнения своих желаний лгут и предают не только других, но и себя, свои ценности.
Рэй Брэдбери — 451 градус по Фаренгейту:
Краткое содержание
Девиз молодого пожарного Гая Монтэга – «Сжигать в пепел, затем сжечь даже пепел». Пожарные, в своей униформе с числом «451» и эмблемой феникса, больше не борются с огнем, напротив, они сами предают огню дома. Те, в которых были обнаружены запрещенные книги. Монтэг любит свою работу и посвятил ей десять лет жизни.
Однажды вечером, возвращаясь домой, он знакомится с Клариссой Маклеллан. «Мне семнадцать лет, и я помешанная» – говорит о себе девушка. Она живет неподалеку, вместе с родителями и дядей, и часто гуляет ночью по пустым улицам. Веку скоростей, ракетных автомобилей и бесконечной череды развлечений, она предпочитает природу, общение по душам и мечты. Даже выражением лица она разительно отличается от всех, кого он знает. Ее лицо было прекрасным и умиротворяющим, а смех непринужденным. На прощанье она вдруг спросила Монтэга: «Вы счастливы?» Вначале он даже не понял вопроса. Но дома, в пустоте и темноте комнат, признал, что девушка словно сдернула с него маску. В нем тайно существует второе «я», чудак, который тоскует и задает вопросы, ищет тепла – и не находит.
В спальне он натыкается на бездыханную жену Милдред. Она выпила целый флакон снотворного. Приехавшие на вызов санитары бесцеремонно прочистили ей желудок и заменили кровь. Вот только душу не отдашь в чистку. Санитары успокоили Монтэга: жить будет. И поспешили на следующий похожий вызов. Утром жена не могла или не хотела вспомнить, что произошло. Скорей всего, она машинально наглоталась таблеток, увлеченная радиопьесой или телесериалом. В ушах Милдред вечно были наушники, и она уже научилась читать по губам все, что говорил ей муж. Сейчас ее занимали две затеи: покупка четвертой телевизорной стены и сценарий от телевизионщиков, некоторые реплики в котором должна говорить простая зрительница, вроде самой Милдред.
Монтэг общается с Клариссой. Ее обязали ходить к психиатру, настолько странной она всем кажется. Пожалуй, только в кругу своей семьи она может быть сама собой. Скучно ей и в школе, где нет цели развить мышление. Ее сверстники оживляются только на уроках, связанных со спортом. «Люди ни о чем не говорят». Монтэг признается ей, почему у них с Милдред нет детей: жена была против. «У людей теперь нет времени друг для друга».
Механический пес, в пасти которого находилась игла с морфием, своеобразный помощник пожарной команды, стал чувствовать в смятенном Монтэге угрозу, нарушителя правил, закона. А ведь Гай именно им и был. В его доме за вентиляционной решеткой уже год хранилось кое-что запрещенное. Встревоженный Монтэг допытывается у начальника, брандмейстера Битти, не мог ли кто настроить пса против него. Задумывается он и о том, что происходит с нарушителями дальше, после сожжения их книг. Ведь некоторых отправляют в сумасшедший дом.
Спустя неделю Кларисса пропала. Монтэг почувствовал странную пустоту в сердце. На очередном вызове он по-новому взглянул на свою работу. Нарушительница, пожилая женщина, отказалась выходить из облитого керосином дома. Она сгорела вместе со своими книгами, где среди авторов были Данте, Свифт, Марк Аврелий. Впрочем, одну книгу Монтэг тайком вынес. Он делал это уже не в первый раз. Именно книги он прятал за решеткой вентиляции у себя дома.
Дома он узнал от жены, куда делась Кларисса. Несколько дней назад она попала под машину. Ее семья уехала из этих мест. После такой новости Монтэгу совсем не хотелось идти на работу. Он решил сказаться больным. Словно почувствовав что-то, к нему заехал брандмейстер Битти. Он понимает чувства Монтэга и объясняет, откуда взялась необходимость жечь книги. Все началось в 20 веке. Темп жизни и потребления ускоряется. «Книги уменьшаются в объеме. Скорее к развязке!» В школах упраздняется все «лишнее» – от языков до истории. Слово «интеллектуальный» стало ругательством. Человеку доступны только работа и развлечения.
«Все должны быть одинаковыми». А книгу можно сравнить с «заряженным ружьем в доме соседа». Везде найдется группа людей, оскорбленных той или иной книгой. Тогда-то пожарные и стали хранителями общественного спокойствия, ведь в несгораемых домах пожаров больше не было. Цензор, судья и исполнитель приговора – вот кем стал пожарный. В финале своей речи Битти признался, что не раз почитывал некоторые из тех самых книг. Ничего полезного в них нет. И если пожарный из любопытства унесет домой книгу – не страшно. Главное, чтобы он ее через сутки сжег.
После визита брандмейстера Монтэг решил уволиться. Целый день он провел за чтением книг. Испуганная этим преступлением Милдред пришла в себя только после привычной болтовни по телефону. Монтэг вспомнил о случайном прошлогоднем знакомстве в парке с бывшим профессором английского языка Фабером. Монтэг знал, что в его кармане томик стихов, но промолчал – настолько его увлек ход мыслей старика.
Теперь он ехал к нему за ответами на вопросы, с надеждой научиться видеть, понимать, стать счастливым. С собой он взял Библию. Фабер объяснил ему, что книги не источник счастья. Их ценность в другом: в качестве знаний, времени усвоить эти знания, и, наконец, применить. Фабер скептик, он считает, что культура уже мертва, а вся цивилизация несется к гибели. Может быть, людей образумит угроза войны, ведь мобилизация уже началась. Впрочем, из двух атомных войн американцы уже вышли победителями, и ничего не изменилось.
Фабер пообещал связаться с человеком, знающим печатное дело, и дал Монтэгу устройство для связи с ним, вставляемое в ухо. Теперь Фабер слышал все то же самое, что и сам Монтэг, и мог подсказать, что говорить. Дома Монтэг пытается заинтересовать книгами подруг жены, расспрашивает их о детях и мужьях, но они со скандалом уходят. Монтэг возвращается на службу. И в тот же день пожарная машина привозит его к собственному дому.
Оказалось, это Милдред послала сигнал тревоги. Битти велел ему самому обойти с огнеметом весь дом. Когда Битти обнаруживает передатчик в его ухе – Монтэг направляет огнемет на брандмейстера. Достается и другим пожарным. Вся государственная машина направлена на его поимку. Погоню транслируют по телевидению. Но Монтэг уже был далеко: по совету Фабера он шел по шпалам в один из глухих уголков страны, где скрывались изгои этого мира, беглецы от закона. Тогда, чтобы успокоить общественность, смертоносного механического пса науськивают на какого-то случайного прохожего. Монтэга объявляют мертвым.
Гая приветствуют новые друзья. Каждый из них – живая книга: в свое время они заучили наизусть уничтожаемые огнем произведения. По всей стране живут их единомышленники (бывшие ученые, преподаватели) и ждут своего часа. Между тем, на город, где осталась Милдред, сбрасывают бомбу. Монтэг ведет за собой людей и вспоминает цитату из Апокалипсиса о древе жизни, которое исцелит и просветит народы.
Читательский дневник по роману «451 градус по Фаренгейту» Брэдбери
Сюжет
Гай Монтэг – пожарный. Он живет с женой Милдред и любит свою работу. Теперь она состоит в том, чтобы жечь запрещенные правительством книги, а заодно дома нарушителей закона. Все люди должны думать одинаково. Допустимы лишь работа и развлечения. Ряд встреч заставляют его задуматься: с Фабером, старым профессором, и юной Клариссой Маклеллан. Первый тайком читает книги, вторая – любит природу, сердечное общение, простые человеческие радости. Монтэг приносит домой с пожарищ книги. И решает уволиться.
Он едет за советом к Фаберу. Тот обещает найти единомышленников: книгопечатников, преподавателей. Жена сообщает пожарным, что в их доме есть книги. Его начальник Битти принуждает Монтэга лично расправиться с книгами. Монтэг оборачивает огнемет против Битти. Остается только бежать. Фабер открывает ему тайну: интеллектуальная, духовная оппозиция существует. Монтэг покидает город и в глуши находит союзников. Они помнят книги наизусть и готовы действовать. Между тем, в стране переполох: объявлена война с угрозой применения атомного оружия. На город сбрасывают бомбу. Монтэг с друзьями отправляется в путь в надежде достучаться до сердец людей.
Отзыв
Актуальная антиутопия, где схвачено множество проблем современного общества потребления. В названии обыгрывается температура воспламенения бумаги. Тема цензуры – не только в отношении книг, но и мыслей, и чувств. Тема утраты семейных ценностей, падения уровня образования развития технологий в ущерб живому человеческому общению, разъединения с природой. Манипулирование обществом через навязанные нормы поведения. Необходимость отстаивать свое право самостоятельно мыслить. Ценность опыта прошлых поколений. Книга – как приглашение познать себя и мир.
Книга как ценность на примере романа Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
Роман-антиутопия Рэя Дугласа Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» является одним из самых популярных в мире. Он описывает тоталитарное общество, в котором книги находятся под запретом и подлежат сожжению. В этой фантастической книге автор показывает мрачное будущее, к которому может привести неконтролируемый технический прогресс в совокупности с бездуховностью людей и угасанием интереса к книгам. Предлагаем ознакомиться с анализом произведения, который будет полезен ученикам 11 класса при подготовке к уроку литературы.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Ильиной Галиной Сергеевной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Краткий анализ
Год написания – 1953 год.
История создания – Толчком к написанию романа послужили кадры кинохроники, на которых нацисты гитлеровской Германии сжигали книги неугодных им авторов. Восприняв это как личную трагедию, Брэдбери приступил к работе над своим произведением.
Тема – Центральная тема романа – роль книги в жизни человека.
Композиция – Композиция романа строится по принципу антитезы. Она имеет классическую форму: экспозиция (знакомство читателя с реалиями общества, в котором книги считаются злом), завязка (вызов пожарников к месту обнаружения книг), развитие событий (знакомство Монтэга с Клариссой, его переосмысление действительности), кульминация (самосожжение женщины, не пожелавшей расстаться со своими книгами), развязка (Монтэг становится оппозиционером и примыкает к людям-книгам).
Жанр – Роман.
Направление – Научная фантастика, антиутопия.
Центральные персонажи
Гай Монтэг — главный герой, мужчина, занимается тем, что сжигает дома, в которых находят книги. Ему нравится эта работа, но он крадёт книги, чтобы спасти их от уничтожения. Он старается ни о чём не мечтать, ведь это вредно. Но однажды Гай встретил Клариссу, которая спросила у него: чувствует ли он себя счастливым? Это поразило его.
Милдред — жена главного героя. Она не интересуется ничем, кроме телевизора. Ей нравятся фильмы и телешоу, которые там показывают. Милдред совсем не понимает своего мужа и не поддерживает его. У неё нет детей, так как она не хочет их заводить.
Кларисса — соседка главного героя, девушка, которая сильно отличается от сверстников. Она не хочет ходить в школу, потому что ей не нравится процесс обучения. Кларисса любит думать о книгах и об окружающем мире.
Фабер — профессор, раньше преподавал английский язык. Он нарушает закон, храня у себя книги. В главном герое видит соратника, помогает ему скрыться от розыска, чем спасает ему жизнь.
История создания
На написание романа Рэя Брэдбери вдохновили кадры нацистской кинохроники, в которых демонстрировалось сожжение книг тех авторов, чьё творчество противоречило гитлеровской национал-социалистической идеологии.
Писатель был глубоко поражён столь кощунственным отношением к книгам. По его признанию, сжигание Гитлером книг оказало на него такое же сильное влияние, как и уничтожение ни в чём не повинных людей в концлагерях. Для Брэдбери человеческой тело и дух, разум, заключённый в книгах, были неотделимы и представляли одно целое.
В основу произведения лёг так и не изданный рассказ «Пожарный» (1949 год), а также рассказ «Пешеход».
Произведение, затрагивающее остросоциальные проблемы, Брэдбери писал в публичной библиотеке Лос-Анджелеса, на пишущей машинке, взятой напрокат. Сначала был журнальный вариант 1953 года, но потом роману пришлось выдержать критику и пройти немало цензурных изменений, связанных с адаптацией книги для средних школ.
Смысл названия напрямую связан с книгами, поскольку 451 градус по Фаренгейту – это именно та температура, при которой происходит воспламенение бумаги.
Посмотрите, что еще у нас есть:
- для самых компанейских — Главные герои «451 градус по Фаренгейту»
О чём книга
Главный герой произведения — молодой человек по имени Гай Монтэг — пожарный. Однако, в том будущем, где царит полнейший тоталитаризм и которое описывает автор, пожарные не тушат пожары и не спасают людей из горящих зданий. Их основная цель — уничтожить всю литературу, до которой только можно дотянуться. Огню предаётся всё — от старинных романов прошлых столетий до рекламных буклетов и личных дневников.
До сих пор Монтэг и не задумывался, зачем он делает это, пока не встретился с девушкой по имени Кларисса. Любимые развлечения их поколения — телесериалы, для кого-то, возможно, ещё и спорт. Но эта девушка кардинально отличалась от окружающих. Её привлекала природа, она во всём старалась найти прекрасное, чем и пленила сердце Гая. Именно благодаря Клариссе Монтэг полностью изменил взгляды на свою жизнь и открыл для себя её новые стороны.
Помимо молодой знакомой, у Гая также была и жена — Милдред. Она была классическим примером современного человека — целыми днями женщина сидела на диване и смотрела телемагазин, где услужливый ведущий, называющий её по имени, предлагал множество диковинных товаров. Монтэг уже давно заметил, что они с супругой живут совершенно по-разному, практически не пересекаясь. У них не было ничего общего, даже детей.
Однажды в жизни молодого пожарного произошёл случай, разделивший его жизнь на «до» и «после»: во время очередного вызова, женщина предпочла сгореть в доме вместе со своими книгами, чем оставить их. Теперь Гай уже не мог спокойно жить и начал задаваться «опасными» вопросами, например:
- чем занимались пожарные в прежние времена;
- почему они вообще сжигают книги и что в них плохого;
- почему люди так дорожат бумажными произведениями.
Монтэг начал собирать книги у себя дома, несмотря на предостережение начальника о том, что не стоит выделяться из толпы. Вскоре Милдред всё же сдаёт мужа, и их дом предают огню так же, как и многие другие до них.
Заканчивается история тем, что Гай покидает город и вместе с группой своих новых товарищей наблюдает, как бомбардировщики стирают с лица земли его прошлый дом.
Остросоциальная проблематика романа Рэя Брэдбери не утрачивает своей актуальности на протяжении многих лет.
Центральная тема романа – роль книги в жизни человека. Писатель без прикрас демонстрирует общество массового потребления, утратившее способность самостоятельно мыслить, испытывать глубокие человеческие эмоции, анализировать происходящее и делать собственные выводы.
Интеллектуально деградировавшим обществом гораздо легче манипулировать, и это прекрасно известно действующему правительству, которое накладывает запрет на все книги. Источником информации служат СМИ и телевидение, которые исподволь отупляют население, преподнося новости в нужном ракурсе.
Основная мысль произведения – светлое будущее человечества невозможно без опыта прошлых поколений, заключённого в важнейших источниках знаний и жизненного опыта – книгах. Выбирая между ними и развлекательными шоу в пользу последних, люди обрекают себя на неизбежную деградацию. Это чревато самыми серьезными последствиями для общества, поскольку оно само программирует себя на полное уничтожение.
Также автор раскрывает не менее важную тему семьи и семейных ценностей. Замыкаясь в себе и закостеневая в собственном эгоизме, люди начинают игнорировать важность семьи. Эмоциональная отчуждённость от самых близких людей – прямая дорога к одиночеству и абсолютной незащищённости, ведь только семья способна прийти на выручку даже в самых сложных жизненных ситуациях. Ценить своих родных, неустанно заботиться о них и беречь духовную близость – вот чему учит книга Брэдбери.
В своем романе автор поднимает проблемы манипулирования обществом посредством СМИ, чрезмерной увлечённости техническим прогрессом, замены моральных ценностей потребительскими. Своим произведением Брэдбери хочет донести простую мысль – у общества, в котором под запретом находятся книги, нет будущего.
Сюжет и тема
Тема в данном произведении раскрывает, какое большое значение имеют книги для человека. Автор показывает это на примере людей, которые разучились думать и принимать решения самостоятельно. Государство разрешило только официальные источники информации, а все остальные запретила. А ведь из-за этого у гражданина отсутствовала возможность сравнивать источники и критически анализировать их.
Важная мысль в произведении говорит о том, что человечество не сможет достичь прогресса, не имея опыта предыдущих поколений. А этот опыт как раз передаётся через книги. Из-за этого всё общество будет подвержено деградации.
Кроме того, автор затрагивает тему семьи. Когда человек концентрируется только на себе, то он перестаёт обращать внимание на других людей, ценить их как личности. Если люди станут жить в одиночестве, то это плохо скажется на их душевном состоянии и им некому будет прийти на помощь.
Таким образом, Рэй Брэдбери хотел сказать, что нельзя жить только потребительскими мотивами, нужно уметь созидать и иметь духовные ценности.
Композиция
Анализируя роман «451 градус по Фаренгейту», следует отметить, что в основе его структуры лежит принцип антитезы. Вся книга буквально пронизана противопоставлениями света и тьмы, суеты и спокойствия, шума и тишины.
Построение книги традиционно и включает в себя экспозицию, завязку, развитие событий, кульминацию и развязку.
- Экспозиция – знакомство читателя с версией современного мира, в котором нет места книгам. Любые печатные издания находятся под запретом и подлежат сожжению. Этим занимаются специально обученные люди – пожарники, к которым принадлежит главный герой романа Гай Монтэг.
- Завязка – сигнал пожарной тревоги призывает пожарников как можно скорее выдвигаться к месту обнаружения запрещённой литературы.
- Развитие событий – знакомство Монтэга с Клариссой, которая открывает ему глаза на истинное положение вещей. Постепенное переосмысление главным героем мира, в котором он привык жить, ни о чём не задумываясь и ни во что не вникая.
- Кульминация – добровольное самосожжение женщины, не желавшей расставаться со своими любимыми книгами, которые служили ей источником истинной радости, приятных переживаний, бесценных воспоминаний.
- Развязка – пережив предательство жены, зацикленной на просмотре телепередач, Монтэг примыкает к оппозиции – людям, которые решили во что бы то ни стало сохранить потомкам богатое литературное наследие.
Анализ произведения
Главный герой книги — Гай Монтэг. Он пожарный, и его задача — уничтожать книги. Он не задумывается о том, правильно ли поступает, и воспринимает свою работу как должное. У него есть жена Милдред, которая не особо интересуется мужем. Как-то раз Монтэг знакомится с соседкой Клариссой, и она меняет его представления о мире. Кларисса знакомит Гая с книгами, заставляет его задуматься о правильности работы пожарного.
Брэдбери четко обозначил проблему романа — будущее человечества без книг будет печальным. Ведь литература — это не только средство развлечения, но и способ передачи опыта поколений. Например, сказки носят поучительный характер, и их цель — показать читателям разные ситуации и их последствия: если ребенок не станет слушаться родителей и уйдет, то в лесу он попадет в неприятности и тому подобное.
Позже Брэдбери назовут провидцем. Проблематика романа стала особенно актуальной в XXI веке. В произведении описываются беспроводные наушники-вкладыши и плазменные панели, которые круглосуточно транслировали ток-шоу. Это очень похоже на современный мир. Люди стремятся смотреть телевидение, разные видео в интернете и все меньше общаются друг с другом.
Роман написан в жанре антиутопии. Автор изобразил общественный строй будущего мира в негативном свете. Брэдбери намеренно преувеличил некоторые моменты. Он хотел показать, насколько страшным может быть будущее.
Отзывы о главных героях Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
Большинство положительных отзывов написано о Клариссе и Фабере. Эти люди вызывают больше симпатий, чем остальные жители города. Читатели хотят поближе познакомиться с этой не по годам умной и прекрасной во всех смыслах девушкой, столь глупо погибшей. Людям интересно поближе узнать Фабераь — мужчину в преклонном возрасте, не сдавшегося и способного мечтать о книгопечатании, которое уже никогда не возродится.
Положительные и теплые эмоции испытывают и к главному герою Монтэгу, вместе с ним читатель переживает все происходящие события. Когда Монтэг впервые начинает читать книгу, встречает и разговаривает с Клариссой или Фабером, бежит из города и вынужден скрываться от бездушных механических псов, таящих в себе смерть, когда он впервые в своей жизни встречает Людей, а не озлобленную, занятую своими бесполезными и ненужными никому делами и отупевшую от бесконечной деградации телевидения толпу. Все эти события не могут никого оставить равнодушным.
Роман «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери
В научной фантастике есть много авторов, которые оставили яркий след в этом жанре. Таким писателем был и Рэй Брэдбери, написавший большое количество рассказов и романов в жанре фантастики. Одним из его произведений стал роман-антиутопия «451 градус по Фаренгейту», который был опубликован в 1953 году.
Сюжет романа «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери
Действие романа происходит в будущем, где общество полностью контролирует тоталитарное руководство. В общество усиленно насаждают потребительское мышление вместе с массовой культурой. Из-за этого государство даже запретило жителям держать в своих домах книги, с помощью которых люди могут начать мыслить критически. «Пожарные» сжигают обнаруженные книги, при этом книги сжигаются вместе с домом, в котором они хранились, ну а их владельцев ожидает незавидная судьба – их арестовывают, а некоторых даже отправляют в сумасшедший дом.
Главным героем романа является Гай Монтэг. Он работает «пожарным», он убеждён, что его деятельность направлена на благо общества, однако затем происходит случай, заставляющий его серьёзно задуматься над тем, стоит ли уничтожать книги.
Семнадцатилетняя девушка Кларисса Маклеллан показывает ему, что жить можно и не так серо и скучно, как живёт большинство других людей. Она показывает, что можно говорить о чувствах, просто наслаждаться каждым прожитым днём. Под её влиянием главный герой забирает несколько книг.
Через некоторое время девушку сбивает автомобиль, из-за чего она погибает. А затем женщина, в доме которой были книги, отказалась из него уходить и сгорела вместе с домом и книгами. Всё это в значительной степени усилило внутренний разлад главного героя. В итоге он принимает решение уйти со своей работы.
Пытаясь разобраться в том, насколько могут быть опасны книги, главный герой пытается зачитать отрывки из спрятанных книг своей жене, однако та его не понимает. Через некоторое время герой находит старика Фабера, вместе с которым он договаривается работать сообща – они намереваются создавать копии книг, чтобы затем, когда произойдёт разрушительная война и установленный порядок рухнет, они смогли передать литературные произведения новому поколению.
На главного героя доносят, из-за чего ему приходится ехать на сжигание собственного дома. Ему, впрочем, удаётся сбежать, однако в погоню за ним пускают электрического пса. Он договаривается с Фабером, что через некоторое время они, если останутся живы, обязательно свяжутся друг с другом и продолжат своё дело.
Покинув город, главный герой встречает неких людей, которые, как выясняется чуть позже, входят в общество, занимающееся заучиванием некоторых книг – члены общества рассчитывают на то, что в будущем они смогут воспроизвести запомненные книги на бумаге и вернуть их людям.
Этот роман впоследствии был экранизирован, при этом его сюжет частично изменили, в частности в экранизации Кларисса выжила. Кроме того, идеи, описанные в романе «451 градус по Фаренгейту», были использованы при создании сценария для фильма «Эквилибриум», который появился в 2002 году.
Рецензия на роман «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери
Роман «451 градус по Фаренгейту» вызывает и страх, и печаль одновременно. Страх он вызывает из-за того, что писатели-фантасты на самом деле очень часто угадывают будущее, которое ожидает людей. Даже в романе «451 градус по Фаренгейту» описаны некоторые вещи, которые появились в будущем, к примеру, в своём произведении автор описывает банкоматы и «телевизионные стены», которые представляют собой аналог появившихся относительно недавно плоских телевизионных панелей. Грусть же возникает из-за того, что современная жизнь уже во многом похожа на подобные антиутопии, ведь в жизни современного человека всё меньше и меньше остаётся места высокой культуре, всё больше распространяется так называемая массовая культура, не дающая людям развивать свой интеллект.
В мире, который показывает Брэдбери в своём произведении, настоящих друзей уже давно и прочно заменили «родственники». И они занимают у людей всё свободное время, из-за чего люди больше не тратят это самое время на закаты, первые цветы, чтение стихотворений, собственных детей и другие мелочи. Для жителей этого мира важными стали только стены-телевизоры да «родственники», с которыми они перебрасываются пустыми фразами. К сожалению, многие современные люди живут именно в таких условиях, что были показаны в романе «451 градус по Фаренгейту» — просто нужно «телевизионные стены» заменить на Интернет.
Тем не менее, жители мира романа Брэдбери счастливы. А рецепт этого счастья на самом деле очень прост – все люди в придуманном автором мире одинаковы. У них мозги заполнены одним и тем же ширпотребом, из-за чего спустя всего несколько лет после свадьбы они даже не в состоянии вспомнить время и место знакомства с супругом.
Брэдбери показал мир, в котором всё направлено на то, чтобы превратить нормальных людей в не думающих и не страдающих зомби. Государство лишило людей времени на размышления, окружило людей развлечениями, из-за чего люди были лишены возможности страдать, чувствовать, сопереживать и размышлять. И это превратило их в растения. В растения, в которые постепенно превращаются и современные люди, точно так же окружённые развлечениями, чьё время точно так же заполнено разнообразным эфирным шумом в виде телепередач, не несущих никакой смысловой нагрузки.
Роман «451 градус по Фаренгейту» можно с уверенностью назвать лучшим произведением для знакомства с антиутопиями, которые были написаны в большом количестве. Не менее известная антиутопия «1984», написанная Оруэллом, безусловно, хороша. Однако чтобы этот роман пробрал до костей, читатель должен иметь некоторые знания в политике и истории. А вот роман «451 градус по Фаренгейту» несколько проще и понятнее, хотя он тоже обладает пессимистической энергетикой, как произведение «1984».
Да, после прочтения романа «451 градус по Фаренгейту» читатель испытывает боль и грусть, однако прочитать это произведение следует уже для того, чтобы самостоятельно подумать о том, куда катиться весь наш мир…
Рэй Брэдбери "451 градус по Фаренгейту"
Аннотация:
Мастер мирового масштаба, совмещающий в литературе несовместимое. Создатель таких ярчайших шедевров, как «Марсианские хроники», «451° по Фаренгейту», «Вино из одуванчиков» и так далее и так далее. Лауреат многочисленных премий. Это Рэй Брэдбери. Его увлекательные истории прославили автора не только как непревзойдённого рассказчика, но и как философа, мыслителя и психолога. Магический реализм его прозы, рукотворные механизмы радости, переносящие человека из настоящего в волшебные миры детства, чудо приобщения к великой тайне Литературы, щедро раздариваемое читателю, давно вывели Брэдбери на высокую классическую орбиту. Собранные в этой книге произведения – достойное тому подтверждение.
Всегда с нетерпением жду Новый Год. В основном из-за того, что Новый Год сопровождается длинными выходными. Каждый год я строю кучу планов на них. Сходить на каток, встретиться с друзьями, пройтись по магазинам и отоспаться. Так и в этом году, планов было громадье, а удалось воплотить в жизнь только последний пункт. По закону всемирного свинства я заболела, и провалялась в постели неделю с температурой, и ещё на неделю оказалась взаперти дома. Настроение, понятно дело, на нуле. Ведь можно было поболеть и в рабочее время, а не тратить на это долгожданные длинные выходные. И вот в таких расстроенных чувствах я взяла в руки книгу Рэя Брэдбери «451° по Фаренгейту». Наверняка, общее впечатление зависит от настроения, в которых читалась книга.
Книга «451° по Фаренгейту» не очень длинная. Жанр – антиутопия. Часто «451° по Фаренгейту» сравнивают с Оруэлловским «1984», точнее противопоставляют. В общем то, я прочла эту книгу именно для того, чтобы иметь возможность сравнить эти произведения самостоятельно.
На мой взгляд «1984» выигрывает по всем статьям
С другой стороны, опять-таки на мой взгляд, сравнивать эти два произведения не корректно. Их объединяет только жанр.
Повествование меня не захватило, рассказывается история противостояния личности и общества. Не захватило, наверное, из-за того, что не было достойного антагониста главного героя. Общество описано ленивое, инфантильное, разобщённое и равнодушное. Сражаться с таким – одно удовольствие.
Интересным показалось другое – то, как главный герой дошёл до мысли противостояния. То, как он решил выйти из этого ленивого, инфантильного, разобщённого и равнодушного общества и противопоставить себя ему.
Между тем, сам главный герой, тоже получился никаким. У меня не получилось ему сочувствовать, удалось только наблюдать за его метаморфозами. Но, может быть так и было задумано.
Ну и, наконец, брэдберейский слог не вполне подходит для написания напряжённых текстов – он слишком притчевый. Вот притчи или истории таким слогом писать – самое то!
Между тем книга, безусловно, заслуживает пристального внимания. Не только и не столько как литературное произведение. Скорее это замечательный образчик того, на сколько порой писателям удаётся предвидеть будущее, или же строить прогнозы к чему придёт общество при том или ином выборе пути. Ещё большее внимание заслуживает то, что в «451° по Фаренгейту» показано то общество, в котором живём мы. Конечно, литературное отражение более утрировано, но тенденции отражает верно. В мире антиутопии жить никому не хочется, но оглядываясь, мы видим, что до него остался лишь один шаг, и пугает именно это.
Последняя чёрточка: На сайте ReadRate книга «451° по Фаренгейту» уже давно висит на первом месте в рейтинге «100 лучших книг», рейтинг этот составляется автоматически на ,основе активности пользователей, а именно: как много людей книгу читает или прочитали, как книгу оценили, сколько людей процитировало книгу и т.д. и т.п. На мой взгляд, первое место здесь не справедливо… для сравнения: на втором месте «Мастер и Маргарита» Булгакова.