Bitavtoptz.ru

Бит Авто
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Можно ли смешивать моторное масло: о чем молчат производители

Можно ли смешивать моторное масло: о чем молчат производители

Бывает, что нужно долить в двигатель не то, что было залито в него ранее – можно ли смешивать моторное масло? Однозначного ответа на этот вопрос нет, поэтом приходится рассматривать варианты.

В первом приближении ответ такой: смешивать моторные масла можно. Но – (тут начинаются оговорки) – если они имеют одинаковый тип базы (минеральное, полусинтетическое или синтетическое), относятся с одному классу качества (SL, SN, CH-4, CJ-4 и т.п.) и имеют одинаковую вязкость (5W-30, 10W-40, 20W-50 и т.д.).

Качество моторного масла – один из важнейших факторов, определяющих долговечность двигателя. Капремонт которого по цене порой близок к цене машины.

Собственно говоря, при детальном анализе многие масла по составу могут оказаться одинаковы или очень похожи. Поскольку производителей базовых масел и пакетов присадок во всем мире можно пересчитать на пальцах – все торговые марки закупают их, смешивают на своих заводах, фасуют и продают под своим брендом. Естественно, если смешать такие масла, ничего страшного не случится.

Но в том-то и тонкость, что мы не знаем, какой марки база и какой пакет присадок использованы в маслах, которые мы собираемся смешать. А тут еще производители говорят о синергии и диссинергии – о взаимном влиянии компонентов присадок, которые при смешивании могут снизить эффективность друг друга. То есть можно сказать так: если смазывающие свойства составленной водителем масляной смеси как таковые и сохранятся, то ее высоких характеристик, ее соответствия особым условиям эксплуатации гарантировать нельзя.

Можно – если осторожно

Интересно, что одним из условий сертификации любого современного моторного масла является его проверка на совместимость с другими распространенными маслами. Новый продукт не будет допущен к официальной продаже (не получит одобрение, скажем, от API), если окажется, что смешивание его с аналогами приведет к потере потребительских свойств. Для чего это сделано?

Лучше смешать два масла разной марки, чем продолжить движение с загоревшейся лампой аварийного давления в двигателе.

Да потому что при регламентной замене масла полностью слить (откачать) из мотора старый, отработанный продукт на все 100 % невозможно. То есть к новому маслу обязательно подмешивается старое – и к слову, довольно часто при полной замене масла марка старого и нового не совпадают, но катастрофических проблем владельцы не наблюдают.

Скажем больше: в любом товарном синтетическом масле всегда есть хоть немного “минералки”. Журналистам “Авто24” доводилось “под большим секретом” слышать от представителей масляных компаний, что пакет присадок – обязательный в любом масле – можно растворять только в минеральной основе. Что и делается на заводах производителей, а затем полученный концентрат дозированно добавляют в “синтетику”.

Даже если уровень моторного масла ниже метки “минимум”, у большинства машин можно продолжить движение до СТО. Главное, чтобы не подала сигнал тревоги красная лампа аварийного давления масла.

То есть теоретически даже полностью синтетическое масло можно разбавлять “минералкой”, во всяком случае, принципиального конфликта между ними нет! Но сообщая данную информацию, мы не подталкиваем потребителя к нарушению официальных рекомендаций производителей силовых агрегатов – все-таки в этом вопросе есть немало и других факторов.

Рекомендации “Авто 24”

Наше мнение: смешивать моторные масла разных марок можно, но только для коротких пробегов. Даже если присадки вступят в конфликт, за пару часов ненапряженной работы тяжелого вреда мотору это не принесет. А при первой же возможности полученную смесь лучше будет заменить – если вы хотите, чтобы ваш двигатель служил долго и безотказно.

Допуски моторных масел для бензиновых и дизельных авто

Автор: Евгений Живоглядов.
Дата публикации: 09 мая 2019 .
Категория: Автотехника.

От качества моторного масла зависит работоспособность и долговечность силового агрегата авто. Если смазка не подходит для двигателя по допускам, то она будет не только больше расходоваться, но и не сможет должным образом защищать детали мотора. В конечном счете это приведет к дорогостоящему ремонту. Допуски – это допустимый класс качества смазывающего состава. Они определяются в зависимости от поколения авто и года выпуска силового агрегата.

Классификация API

Классификация была создана в США. Согласно этой системе, определяется 3 категории составов в зависимости от эксплуатационных характеристик моторов:

  • S (Service) – масла для движков на бензине;
  • C (Commercial) – составы для дизельных ДВС;
  • EC (Energy Conserving) – новые маловязкие и легкотекущие масла энергосберегающего типа (позволяют уменьшить расход топлива).

Полезно! Популярностью пользуются универсальные масла, которые подходят для обоих типов ДВС. Они имеют соответствующую маркировку типа API S/С.

Для бензиновых моторов

В классификации масел для бензиновых моторов после буквы S идет еще одна, которая определяет «современность» состава. Таким образом, получаем:

  • SG – составы для силовых агрегатов, выпущенных с 1989 г (включая дизельные агрегаты). Подходят для легковушек, микроавтобусов, небольших грузовиков. Из присадок в таких смазках есть добавки против коррозии.
  • SH – масла для агрегатов (только бензиновых), выпущенных после 1994 г. Составы обладают улучшенными антинагарными, противоокислительными и антикоррозийными характеристиками. Подходят для машин разного типа.
  • SJ – смеси, которые используются для моторов после 1996 г. Подходят также для спортивных автомобилей. Соответствуют дополнительным требованиям к образованию нагара, устойчивы к низким температурам.

Классификация API моторных масел

  • SL – для ДВС, произведенных после 2000 г. Масла этого типа можно использовать доя турбированных и многоклапанных моторов, при использовании обедненных топливных смесей. Составы отвечают экологическим нормам.
  • SM – стандарт, утвержденный в ноябре 2004 г. Масла для современных турбированных и многоклапанных ДВС. Обладают повышенной защитой от процессов окисления, а также преждевременного износа.
  • SN – стандарт, появившийся в 2010 году. Главное отличие масел с индексом SN заключается в ограниченном содержании фосфора и их хорошей совместимости с более современными системами нейтрализации выхлопов. Это энергосберегающие смеси.

Классификация API моторных масел бензиновых двигателей по эксплуатационным свойствам

Полезно! Такие классы как API SA, SB, SC, SD и SE считаются устаревшими. Они применимы для моторов, которые не нуждались в присадках, поэтому и в продаже сегодня таких смазок не найти.

API SP – самый новый стандарт

В мае 2020 г был принят новый стандарт, который определяет самый высокий допуск моторных масел по API. Смазочные составы категории SP лучше по сравнению с SN сразу по нескольким пунктам. Прежде всего они лучше защищают мотор от неконтролируемого воспламенения и высокотемпературных отложений. Также тесты показали, что при использовании таких масел увеличивается срок службы цепи ГРМ.

Масла API SP могут заменять собой предыдущие типы смазок. То есть более высокий допуск масла использовать можно, а более низкий нельзя. Но также стоит проверять не противоречит ли это рекомендациям производителя, так как в редких случаях допускается применение только определенного типа смазок.

Дополнительно выпускаются составы API SP RC. Последние две буквы говорят о том, что смесь является ресурсосберегающей (Resource Converving). Это не одно и то же, что энергосбережение. Новая характеристика ресурсосбережения означает, что:

  • повышается топливная экономичность;
  • улучшается работа системам по доочистке выхлопных газов;
  • снижается объем высокотемпературных отложений в ДВС, оснащенных турбокомпрессорами.

Также масла RC совместимы с этанол-содержащим топливом.

Читайте так же:
Как скинуть Windows до заводских настроек?

API для дизельных моторов

В допусках смазывающих составов для дизельных ДВС также указывается дополнительная буква. По ней можно определить, насколько современным является состав:

  • CF (также сюда относятся масла CF-2 /CF-4 для двухтактных и четырехтактных силовых агрегатов). Это составы для дизельных движков с непрямым впрыском или моторов, работающих на дизеле разного качества (например, с высоким содержанием серы). Масла подходят для авто, выпущенных в период с 1990 по 1994 г. Преимущественно подобные составы используются для силовых агрегатов сверхмощных тягачей и прочих авто, которые используются при дальних поездках.
  • CG-4 – класс 1995 г. Такие смазки применимы для 4-тактных грузовиков, автобусов, а также тягачей разного типа. Составы подходят для моторов, в которых заливается топливо с низким показателем серы. Смазки препятствуют износу внутренних деталей авто, образованию нагара, окисления.

Полезно! В Европе масла с допуском API CG-4 используются крайне редко, так как ресурс смазки сильно зависит от качества топливной смеси.

  • CH-4 – стандарт, принятый в конце 1998 г. Такие масла подходят для 4-тактных движков, эксплуатируемых при высоких скоростях. По токсичности подобные смеси соответствуют стандартам 1998 г. Подходят для двигателей, работающих на качественном топливе, в котором серы не более 0,5%.
  • CI-4 – спецификация, введенная 15 лет назад. Масла применимы для дизелей с разным типом впрыска или наддува. В составы входят дополнительные присадки диспергирующего и моющего типа. Такие масла более устойчивы к термоокислению, снижают количество образования дыма. Составы отличаются высокой текучестью, что делает их более эффективными в условиях отрицательных температур. Также выпускаются масла с индексом CI-4 Plus. Подобные смазки образуют намного меньше сажи, медленно испаряются и почти не окисляются при повышенных температурах.

Классификация API моторных масел дизельных двигателей по эксплуатационным свойствам

  • CJ-4 –класс масел, введенный в 2006 г. Это специализированные масла для движков, которые должны справляться с повышенными нагрузками. Данные смазки полностью соответствуют стандартам образования нагара, принятым в 2007 г. Зольность в таких маслах не превышает 1%, а концентрация серы должна быть менее 0,4%, фосфора – не более 0,12%. Также такие масла успешно используются в современных моторов авто разного класса.

Классификация ACEA

Это европейская классификация, по которой определяются эксплуатационные качества смазочных составов. Последняя редакция стандартов ACEA была принята в 2004 г. С этого времени было решено отказаться от разделения автомобилей в зависимости от типа мотора (бензиновый или дизельный). Было выделено 3 группы категорий смазывающих составов:

  • A/B – универсальные смазки для дизельных (В) и бензиновых двигателей (А).
  • C – универсальные составы, которые отвечают последним (более жестким) требованиям Euro-4 (от 2005 г). Такие масла можно использовать для движков, оснащенных сажевыми фильтрами.
  • E – смазки для моторов тяжелого транспорта.

А теперь немного подробнее.

Масла класса ACEA А/B

Универсальные масла имеют следующую классификацию:

  • A1/B1 – масла для ДСВ легковушек, в которых применяются смазки для снижения трения. Подходят только для довольно узкого перечня силовых агрегатов.
  • A3/B3 – составы повышенной устойчивости к деструкции и с хорошими эксплуатационными характеристиками. Применяются для высокофорсированных моторов. Применяются при необходимости увеличить интервал между заменами смазки. Подходят для тяжелых условий езды.
  • A3/B4 – масла с повышенной устойчивостью к деструкции. Составы этого подкласса обладают хорошими эксплуатационными характеристиками, успешно применяются для высокофорсированных бензиновых ДВС и дизельных движков с непосредственным впрыском.
  • A5/B5 – составы, устойчивые к механической деструкции. Хорошо снижают трение, остаются маловязкими при повышенных температурах и высокой скорости сдвига, который может составлять 2,9-3,5 мПа·с.

Категория ACEA A/B моторных масел

Масла класса ACEA С

Есть несколько категорий масел этого типа:

  • С1 – составы, отличающиеся устойчивостью к механической деструкции. Подходят для высокофорсированных бензиновых движков, а также дизельных моторов с фильтрами DPF и 3-компонентными катализаторами. В этих составах отмечается наименьшая сульфатная зольность и содержание фосфора с серой.
  • С2 и С3 – смазки, которые отличаются совместимостью с устройствами нейтрализации отработанных газов. Подходят для тех же движков, что и масла категории С1. Главной отличительной чертой является увеличенный срок службы сажевых фильтрующих элементов и катализаторов. Подобные масла обеспечивают небольшую экономию топлива.
  • С4 – современные универсальные составы, которые соответствуют более жестким правилам и стандартам Euro-4. Подходят для силовых агрегатов, нуждающихся в SAPS и дизельных движков с фильтрами DPF и катализаторами TWC.

Категория ACEA С моторных масел

Масла класса ACEA E

К данной категории относятся новые составы. Есть всего 2 типа таких смазок:

  • Е6 – составы с повышенной устойчивостью к старению. Поддерживают чистоты поршней и обеспечивают низкий износ деталей. Масла класса Е6 оптимальны для дизелей, которые работают в тяжелых условиях. Составы соответствуют требованиям Euro 1/2/3/4. Характеристики смазки не меняются более долгий период времени, что позволяет увеличивать интервалы замены. Применяются для обычных силовых агрегатов, движков с сажевыми фильтрами. Подходят для авто с системой рециркуляции отработанных газов.
  • Е7 – смеси, которые преимущественно применяются для высокооборотных моторов дизельного типа. Соответствуют всем стандартам Euro, обладают высокими противоизносными характеристиками. Устойчивы к старению и способны предотвращаться образования отложений в турбокомпрессоре.

Категория ACEA E моторных масел

Классификация ILSAC

Это еще классификация разработана американской и японской ассоциациями производителей авто. Главной идеей создания такого стандарта стало желание ужесточить требования, которые предъявлялись к бензиновым движкам. Есть 5 стандартов ILSAC, которые соответствуют определенным стандартам API:

  • GF-1 – класс, который уже относится к устаревшим, отвечает только самым низким требованиям. Соответствует API SH.
  • GF-2 – полностью соответствует API SL. Сегодня требования к подобным составам также считаются довольно низкими, поэтому они применяются редко.
  • GF-3 – тоже соответствует API SL, но используется чаще. Масла отвечают сегодняшним требованиям по экологичности, позволяют немного экономить на топливе. Подходят для ДВС, работающих при повышенных нагрузках.
  • GF-4 – сопоставимы с маслами класса API SM. Обладают хорошими моющими свойствами. Отвечают ужесточенным требованиям по содержанию фосфора (не более 0,08%).
  • GF-5 – максимально соответствуют API SM. Могут использоваться для моторов на биотопливе.

Классификация ILSAC моторных масел

Каким должен быть расход моторного масла

Это насущный вопрос, который не имеет точного ответа. Дело в том, что расход масла зависит от многих параметров. Например, на него влияет не только состояние силового агрегата, но и топливо, уровень запыленности, качество дорожного покрытия, тип езды и многое другое. Считается, что дизельные агрегаты (например, такие как Volvo) вовсе не расходуют масло. Для бензиновых моделей некоторые используют правило «расход масла должен составлять не более 0,3% от расхода топлива». На деле же оказывается, что владельцы одних и тех же авто могут заявлять о расходе 100-200 мл, а другие говорят, что у них уходит до 2 л на такой же отрезок пути.

Проще всего заглянуть в техническое описание авто. Но и там довольно размытые понятия. Например, согласно таким документам, для автомобилей Honda и Hyundai максимальный расход масла при нормальной езде не должен превышать 1,5 л на 1000 км. В Mazda этот стандарт чуть ниже – не более 800 мл на 1000 км. Предполагается, что отечественная Лада должна потреблять не более 700 мл, а VW и Renault должны быт менее прожорливыми и расходовать до 500 мл.

Соответственно, для того, чтобы определить лучшее моторное масло для авто, необходимо уточнить год выпуска силового агрегата. Если под рукой нет технических рекомендаций по авто, то можно самостоятельно определить, какой состав больше походит для машины.

Читайте так же:
Какое моторное масло лучше?

Классификация и обозначение моторных масел, индекс вязкости

Существует много видов моторных масел с различными параметрами, которые зашифрованы в символьных обозначениях. Для того чтобы правильно выбрать масло для двигателя необходимо понимать, что скрыто за буквенно-числовым набором, какая классификация используется и какими характеристиками обладает такое масло.

Но обо всем более подробно будем разбираться в этой статье.

Какова роль масла в автомобиле

Первоначально функцией моторного масла было смазывание шеек коленчатого вала, избавление от побочных продуктов износа и снижение температуры путем вывода жидкости в поддон двигателя.

В современной автоиндустрии функции моторных жидкостей стали заметно шире и изменился состав под осуществление новых функций.

Базовые функции машинного масла:

  • защита деталей и рабочих поверхностей от трения за счет образования на них тонкой устойчивой пленки;
  • предупреждение появления коррозии;
  • охлаждение мотора путем отвода рабочей жидкости в поддон, находящийся в самом низу двигателя;
  • удаление из мест повышенного трения отходов механического износа;
  • удаление продуктов сгорания топливной смеси, таких как нагар, сажа и других.

К основной составляющей моторного масла добавляются различные присадки, которые могут удалять загрязнения, удерживать пленку, образованную на трущихся деталях и выполнять другие функции.

Как классифицируются моторные масла

Разработчики двигателей подбирают моторные масла и требования к ним в зависимости от особенностей конструкции и условий работы.

Можно заливать неоригинальные моторные жидкости, но с учетом класса качества и групп качества, рекомендаций производителя. Правильно подобранное неоригинальное масло, удовлетворяющее всем критериям производителя, не является основанием для отказа в гарантийном ремонте в случае выхода из строя двигателя.

Признанной во всем мире классификацией масел для двигателей является SAE — градация по вязкости в зависимости от температуры внешней среды, при которой функционирует двигатель.

При изменениях внешних температур меняется вязкость рабочей жидкости, при низких температурах для оптимальной работы мотора масло должно оставаться достаточно текучим, а при высоких — достаточно густым для защиты мотора.

По стандартам SAE машинные масла разделяются на семнадцать классов от 0W до 60W.

Среди них восемь зимних (первые числа — 0; 2,5; 5; 7,5; 10; 15; 20; 25) и девять для эксплуатации в летнее время (2; 5; 7,5; 10; 20; 30; 40; 50; 60).

Первое число сообщает минимальную минусовую температуру, при которой прокачивается масло в двигателе насосом и обеспечивается безопасный запуск мотора.

Второе число характеризует вязкость моторной жидкости при высоких температурах, чем больше число — тем гуще жидкость при высоких температурах.

Разделение обоих чисел W говорит о всесезонности применения моторных жидкостей.

Наиболее распространенными в России индексами вязкости для холодного запуска мотора (первые цифры — температура) являются:

  • 0W ниже -35°C;
  • 5W до -30°C;
  • 10W до -25°C;
  • 15W до -20°C;
  • 20W до -15°C.

Наиболее распространенными в России вторыми числами индексов, характеризующих максимальную внешнюю температуру, являются:

  • 30 +25°C;
  • 40 от +30°C до +45°C (в зависимости от первых чисел — при 0W +30°C, при 5W +35°C, при 10W +35°C, при 15W и 20W +45°C).

При умеренно холодной зиме и не жарком лете рекомендовано заливать масло 10W, как более универсальное, подходящее для многих автомобилей. При очень холодных зимах следует заливать рабочую жидкость с индексом 0W или 5W.

Современным моторам с пробегом не более 50% от запланированного ресурса требуется масло с невысокой вязкостью.

Классификация API подразумевает разбивание рабочих жидкостей на две категории — «S» для бензиновых моторов и «C» для дизелей. Для моторных масел, подходящих как для бензиновых, так и для дизельных двигателей применяется двойная маркировка через дробь, например, SF/CH.

Далее идет подразделение по уровню эксплуатационных качеств (вторая буква). Чем дальше вторая буква по порядку в алфавите, тем лучше такие машинные масла обеспечивают работу мотора и снижают расход жидкости на угар.

Классы машинных масел для бензиновых двигателей по качеству в зависимости от года выпуска:

  • SN для двигателей современных автомобилей с высоким экологическим классом и энергосбережением;
  • SM с 2004 г.в.;
  • SL с 2000 г.в.;
  • SJ с 1996 г.в.;
  • SH с 1993 г.в.

Масла класса SN рекомендованы для замены более ранних.

Классы моторных жидкостей для дизельных двигателей по качеству в зависимости от года выпуска:

  • CJ с 2006 г.в., для обеспечения максимальной защиты окружающей среды от вредных выбросов в атмосферу;
  • CL с 2002 г.в., с учетом норм экологичности 2002 г., а с окончанием PLUS введен в 2004 г.с повышенными экологическими требованиями 2004 г.;
  • CH с 1998 г.в., для работы на высоких скоростях с учетом норм экологичности 1998 г.;
  • CG с 1995 г.в., для условий работы при повышенных нагрузках и высокоскоростных режимах;
  • CF-2 для моторов не с прямым впрыском с 1994 г.в., CF-4 с 1990 г.в. для двигателей работающих в высокоскоростных режимах;
  • CE с 1993 г.в. для условий работы при повышенных нагрузках.

Цифра 2 или 4 через дефис обозначает двухтактный или четырехтактный двигатель. Все современные автомобили обладают четырехтактным мотором.

Моторные жидкости классов SM и SN подходят для турбированных моторов.

Классификация ACEA является европейским аналогом API.

В самой последней редакции 2012 г. масла для двигателей подразделяются на категории:

  • A/B для бензиновых (А) и дизельных (В) моторов;
  • C для дизельных и бензиновых моторов с повышенным экологическим классом и наличием сажевых фильтров и каталитических нейтрализаторов;
  • E для дизельных моторов тяжелого автотранспорта.

Классы и основные характеристики согласно самой последней редакции:

  • A1/B1 предназначены для применения в бензиновых и дизельных моторах легковых автомобилей, увеличенный интервал для замены, низкий коэффициент трения;
  • A3/B3 предназначены для использования в высокофорсированных бензиновых и дизельных моторах легковых автомобилей, увеличенный интервал для замены, тяжелые условия работы, всесезонность;
  • A3/B4 предназначены для использования в высокофорсированных бензиновых и дизельных моторах, экономия топлива;
  • A5/B5 предназначены для использования в высоконагруженных бензиновых и дизельных моторах легковых автомобилей, увеличенный интервал для замены;
  • C1 и С2 заливаются в высокофорсированных дизельные и бензиновые моторы легкового транспорта, снабженными сажевыми фильтрами и трехкомпонентными нейтрализаторами, низкий коэффициент трения, экономия топлива и продления ресурсов сажевых фильтров и катализаторов, различаются по содержанию различных присадок;
  • C3 и С4 предназначены для высокофорсированных дизельных и бензиновых моторов легкового транспорта, снабженными сажевыми фильтрами и трехкомпонентными нейтрализаторами, продляют ресурсы сажевого фильтра и катализатора, различаются по количеству присадок;
  • E6 предназначены для дизельных моторов грузового транспорта работающих в особо тяжелых режимах, оборудованными сажевыми фильтрами и нейтрализаторами, увеличенный интервал для замены;
  • E7 предназначены для дизельных моторов грузового транспорта работающих в особо тяжелых режимах, оборудованными системами рециркуляции нейтрализаторами, без сажевых фильтров, увеличенный интервал для замены;
  • Е9 предназначены для самых современных дизельных моторов с повышенной нагрузкой и жесточайшими требованиями к экологичности, как с сажевым фильтром, так и без него, продленный интервал для замены.

ILSAC

Классификация масел для двигателей ILSAC предназначена для сертификации и лицензирования рабочих жидкостей для моторов легкового транспорта производства США и Японии.

Читайте так же:
Какой мотор стоит на газ 24?

Особенности машинных жидкостей по классификации ILSAC:

  • энергосбережение;
  • снижение расхода топлива;
  • низкая вязкость;
  • стойкость к вспениванию;
  • малая летучесть;
  • защита от засорения каталитических нейтрализаторов за счет низкого содержания фосфора.

Классы качества и год введения:

  • GF-1 устаревший класс, соизмеримый с AРI SH, по индексу вязкости SAE 0W, 5W, 10W при вторых числах 30, 40, 50, 60;
  • GF-2 с 1996 года, соизмеримый с AРI SJ, по индексу вязкости SAE 0W, 5W, 10W со вторыми числами 20, 30, 40, 50, 60;
  • GF-3 с 2001 года, соизмеримый с AРI SL, отличие от GF-2 и API SJ состоит в улучшенных противоизносных и антиокислительных характеристик и энергосберегающих параметрах;
  • GF-4 с 2004 года соизмеримый с AРI SM с энергоэффективными характеристиками и улучшенными очищающими и антиокислительными свойствами, по индексам SAE — 0W-20, 0W-30, 5W-20, 5W-30, 10W-30, совместимы с каталитическими нейтрализаторами;
  • GF-5 с 2010 года, отличается от GF-4 увеличенными энергоэффективными и противоизносными свойствами и совместимостью со всеми системами экологической защиты.

Классификация машинных масел согласно ГОСТ 17479.1 первоначально была принята в СССР в 1985 году, но с учетом изменений в автомобилестроении и требованиям для защиты окружающей среды, последняя редакция была в 2015 году.

Классификация машинных масел по ГОСТ в соответствии с международными требованиями

В зависимости от области применения машинные масла подразделяются на группы от А до Е.

Как грамотно выбрать машинное масло

Автомобильные производители указывают рекомендуемое масло для двигателя и его допуски в инструкции по эксплуатированию. Возможен подбор масла по тем же критериям, оставшись при этом на гарантии. При грамотном подходе к выбору масла характеристики неоригинального масла ничем не будут уступать оригинальному, а в ряде случаев превосходить его.

Подбирать масла следует по классификациям SAE (вязкость) и API (по типу мотора и году выпуска). Рекомендуемые допуски по этим классификациям должны быть указаны в инструкции.

Рекомендации для подбора автомасла по вязкости:

  • при пробеге транспорта не более 25% от заложенного ресурса (новый мотор) требуется заливать автомасла SAE 10W-40 или 5W-40 независимо от сезона;
  • в технически исправный двигатель (пробег 26-74% от заложенного ресурса) рекомендовано заливать автомасла с вязкостью 10W-40, 15W-40 — в теплое время года, с вязкостью 5W-30, 10W-30 — в холодное время года, независимо от сезона – 5W-40;
  • в старый двигатель (пробег более 76% от заложенного ресурса) необходимо заливать автомасла с вязкостью 15W-40, 20W-40 — в теплое время года, а 5W-40, 10W-40 — зимой, независимо от сезона — 5W-40.

По классификации API моторные жидкости необходимо подбирать класса SМ или SN для современных бензиновых моторов, для дизельных не ниже СL-4 PLUS или СJ-4 для автомобилей с экологическим классом EURO-4 и EURO-5.

На что влияет неправильный выбор моторного масла

Неправильно подобранное машинное масло в ряде случаев рискует вылиться в крупные неприятности для мотора.

Поддельное или некачественное моторное масло может привести в худшем случае к заклиниванию двигателя, а в лучшем — к заметному увеличению расхода масла и его черноте при минимальном пробеге, к образованию отложений в двигателе и снижении планового пробега двигателя.

Если залить в двигатель масло с вязкостью ниже, чем рекомендовано производителем, то это может привести к повышенному расходу машинного масла, в связи с тем, что оно будет оставаться на стенках и увеличится угар. Если вязкость масла выше рекомендуемой производителем, то увеличится износ маслосъемных колец из-за образования более толстой пленки на рабочих поверхностях.

Грамотный подбор и покупка качественного моторного масла позволят мотору выходить не меньше заложенного производителями ресурса.

Классификация моторных масел по API

В многообразии современных моторных масел подчас нелегко разобраться даже профессионалу, количество брендов и марок очень велико. Американцы всерьез озадачились этим вопросом еще в далеком 1969-ом; и воплотили в жизнь классификацию стандартов масел по API, специалистами именно этого института была разработана система. Классификация API вполне удачная попытка навести порядок среди различных масел. Основной задачей была расстановка по качественным показателям.

В странах Европы разработана и используется система классификации ACEA, в России эти функции возложены на ГОСТ 17479.1-85. Японский масляный рынок регулирует JASO.

Недостатка в современных классификациях масел явно нет, но наиболее часто используется именно API.

Логотип API

Выглядит это следующим образом все масла делятся на 2 основных класса для бензиновых и дизельных моторов.

Относящиеся к первым двигателям проходят под литерой S (Service), ко вторым C (Commercial). Помимо разделов S и C, существуют еще 2 класса для двухтактных двигателей Т (Two-stroke), и для трансмиссий, они обозначаются буквой G.

В маркировке масел первый символ после названия системы классификации это тип двигателя. Второй символ указывает на год выпуска двигателя, для которого подходит это масло. Логичнее и проще было бы обозначать год выпуска цифрами, но американцы используют именно буквы.

Пример: в названии API SM символы API указывают на систему, по которой классифицировано данное масло, литера S говорит о предназначении для бензиновых моторов, а последний знак М, означает подкласс. В данной конкретной ситуации, М это масла для двигателей моложе 2004 года.

Некоторые виды масел подходят и для бензиновых, и для дизельных двигателей. В названии таких масел пишутся оба класса, для которых оно подходит. Обозначения классов разделяются косой чертой (слэш).

Пример: API SJ/CF масло классифицировано по API, подходит для бензиновых двигателей с 1996 по 1999 год, а также для дизелей с 1990 года. Первым в названии указан SJ бензиновый двигатель. Это значит, что в первую очередь, масло предназначено именно для него. Но при этом вполне подойдет и для CF дизельного двигателя.

Расшифровка класса API

Классификация API бензиновых двигателей

Масла для двигателей на бензине, имеют следующие марки:

SA, SB, SC, SD, SE, SF и SG. Применялись с 1930 до 1991 года. Сегодня вышеперечисленные категории признаны устаревшими и недействительными. Несмотря на это, они периодически выпускаются в некоторых странах.

SH. Для автомобилей, выпущенных после 1992 года. Выпускаются и сегодня, но в качестве дополнения, например, API CG-4/SH. SJ. Применяется с 1996 г., соответствует минимальным стандартам, может использоваться вместо SH, или ранних версий.

SL. Для многоклапанных и турбированных двигателей с 2000 года с повышенными экологическими стандартами. Может служить заменой SJ, или более ранним категориям масел.

SM. Категория основана в конце 2004 года для нынешних двигателей. Относительно ранней версии, масло обладает лучшими анитиокислительными и противоизносными качествами. Сохраняет свои свойства при морозах, имеет возможность сертификации по стандарту энергосбережения ILSAC. При необходимости, заменяет SL, или ранние категории.

SN. Октябрь 2010, самая новая версия. Разрабатывалась API вместе с такими американскими организациями, как SAE и ASTM. Обновления этой категории более масштабные, чем у предыдущих. Связано это, по большей части, с ужесточением требований к экологии. Максимально снижен уровень фосфора, что дало лучшую адаптированность к нынешним системам очистки выхлопов. Можно применять в двигателях, функционирующих на биотопливе. Отличная защита двигателя и повышенное энергосбережение. На сегодняшний день моторные масла категории SN лучшее, что есть в индустрии моторных масел для бензиновых двигателей.

Читайте так же:
Как синхронизировать две пары Аирподс?

API для дизелей

В свою очередь, масла для дизелей поделены на следующие:

CA, CB, CC, CD, CD-II, CD+, CEВсе эти категории последовательно применялись к двигателям с 1940 до 1990 года, сегодня не выпускаются.
CF-4С 1990 года. Масла для четырехтактников с турбированием, либо без него. Могут заменить CD и CE. CF. 1994 год. Выпускаются для внедорожников и движков с раздельным впрыском топлива. Используются, как заменитель класса D.
CF-2Тот же год, но уже для двухтактной техники. Сменили класс CD-II. CG-4. 1995 год. Соответствуют принятым в Америке годом ранее усиленным требованиям к токсичности выхлопа. Заменяет категории CD,CE, а также CF-4. CH-4. Появились в 1998 году, как ответ на вновь ужесточенные в этом году требования к выхлопу. Могут заменять четыре предыдущие категории.
CI-4В 2002 году американские экологические требования в очередной раз ужесточились. Как следствие, появилась новая категория моторного масла, применяемая в двигателях с рециркуляцией отработанных газов. CI-4 PLUS. Очередные ужесточения, принятые в 2004 году, и обновленный вариант CI-4. Сниженное саже образование, улучшены вязкостные показатели.
CJ-4Версия 2006 года. Самое продвинутое масло для четырехтактных дизелей на сегодняшний день. Первое масло, которое было выпущено до принятия повышенных норм по токсичности выхлопных газов. Новые нормы увидели свет позже, чем появилось масло, отвечающее этим нормам. Такой вот превентивный удар по нормам, которые на момент появления CJ-4 еще находились в стадии разработки. Рекомендуется для быстроходных дизельных двигателей, оснащенных системами обработки выхлопа.

описание классификации API

Классификация API для небольших моторов

Следующий раздел классификации API посвящен двухтактным двигателям и выглядит так: API TA. Для двухтактников объемом до 50 куб.см скутеры, мопеды, газонокосилки, снегоочистители и прочая садово-парковая техника малых кубатур.

API TB. Для скоростных двухтактных двигателей с объемами от 50 до 200 куб.см максискутеры, мотороллеры, легкие мотоциклы. Эта категория масел также используется в бензопилах. API TC. Масла для моторов с большими объемами: крупнокубатурные тяжелые мотоциклы, снегоходы, квадроциклы.

API TD. Категория предназначена для подвесных лодочных двигателей. По общим показателям этого класса масел можно заметить, что экологи относятся к ним более снисходительно, чем к автомобильным маслам. Однако и эти категории обновляются и совершенствуются.

Классификация API для трансмиссионных масел

Завершающий квалификационную таблицу API класс масел редукторные.

Это масла, эксплуатируемые при повышенных силовых и ударных нагрузках, требования к ним достаточно высоки.

API GL-1. Применяют чаще всего в МКПП. Также подходят для зубчатых передач с низкими нагрузками. Выпускаются либо в чистом виде, либо с присадками против пены и окисления. Не содержат противозадирные составляющие.

API GL-2. Применяются для червячных передач с нагрузками, схожими с GL-1, но содержат антифрикционные присадки.

API GL-3. Для МКПП и систем рулевого управления автомобилей. Большое количество присадок повышает переносимость силовых нагрузок. Имеют более высокие противоизносные показатели.

API GL-4. От предыдущего класса отличаются повышенным содержанием присадок. Сфера применения идентична GL-3.

API GL-5. Для шестеренчатых передач авто, также для КПП мотоциклов. Используются для карданов в немногочисленных моделях мото. Хорошо переносят ударные нагрузки. Этот класс масел также отличается повышенным содержанием присадок, защищающих шестерни механизмов.

API GL-6. Класс, схожий с предыдущим, но предназначенный для работы в высокоскоростных механизмах. Повышено ударное сопротивление.

API PG-2. Показатели идентичны классу GL-5, но лучше адаптированные к температурным нагрузкам. Используются для приводов крупной пассажирской техники и самосвалов.

API MT-1. Для МКПП с максимальной силовой нагрузкой, применяемых в мощной технике тягачах, карьерных самосвалах и т.д.

Система API классифицирует все известные разновидности масел, используемых сегодня в тех или иных областях. Она не стоит на месте и постоянно обновляется, над этим работают целые институты. Поддержку оказывают многие авто производители, и не только они, ведь масла применяют в станкостроении, нефтедобыче, энергодобывающей отрасли.

Несмотря на обилие других систем, принятых в странах, API на сегодня наиболее полная, удобная и распространенная система классификации масел в мире.

Классификация моторных масел ILSAC

oil-gf5_sn00

Японская ассоциация производителей автомобилей (JAMA) и Американская ассоциация производителей автомобилей (ААМА) создали совместно Международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел (ILSAC — International Lubricant Standardization and Approval Committee). Комитетом издаются стандарты качества масел для бензиновых двигателей легковых автомобилей: ILSAC GF-1, ILSAC GF-2, ILSAC GF-3, ILSAC GF-4 и ILSAC GF-5.

Основные отличия масел категории ILSAC

  • малая летучесть (по NOACK или ASTM);
  • хорошая фильтруемость при низких температурах (испытание от General Motors);
  • низкая склонность к пенообразованию (испытание ASTM D892/D6082 Sequence I–IV);
  • обязательная экономия топлива (испытание ASTM, Sequence VIA);
  • малое содержание фосфора (для предотвращения засорения катализатора).

GF-1 (Давно устарела)
Соответствует классификации API SH по качеству; с классами вязкости: SAE 0W-XX, SAE 5W-XX, SAE 10W-XX; где XX — 30, 40, 50, 60

GF-2 (Введена с 1996 г.)
Соответствует требованиям качества по API — SJ, с классами вязкости дополнительно к GF-1: SAE 0W-20, 5W-20

GF-3 (Введена с 2001 г.)
Соответствует классификации API SL. Существенно отличается от API SJ и GF-2 и выражено лучшими свойствами по антиокислению, противоизносности , испаряемости.
Во многом совпадают требования к маслам классов ILSAC GF-3 и API SL, но масла класса GF-3 являются энергосберегающими.

GF-4 (Введена с 2004 г.)
Соответствует классификации API SM с обязательными энергосберегающими свойствами. Классы вязкости SAE 0W-20, 5W-20, 0W-30, 5W-30 и 10W-30.
Отличается от категории GF-3 более высокой стойкостью к окислению, улучшенными моющими свойствами и меньшей склонностью к образованию отложений. Кроме того, масла должны быть совместимыми с каталитическими системами отработанных газов.

На сегодняшний день, самым современным классом качества по API/ILSAC считается SN/GF-5 – это категория масел, принятая 1 октября 2010 г.
На просторах интернета много базовой информации по этим классификациям, кому-то вполне достаточно, но для полноты информации, ну и для общего развития, капнем эту тему поглубже.

2011-04-26_235355

Следующие 3 пункта являются основными претерпевшими изменения в результате перехода с GF-4 на GF-5:

  • Энергосберегающие свойства и увеличение продолжительности действия этих свойств.
  • Усиленные противоизносные свойства для двигателя.
  • Совместимость с системами по контролю за выбросом вредных веществ.

В первую очередь самое основное изменение в ILSAC-GF-5 – это усиленные энергосберегающие свойства. Судя по цифрам выглядит не убедительно — приблизительно на 0,5% больше чем в GF-4, но тем не менее это значительный показатель.

Изменился и метод лабораторных испытаний с Sequence VIB на Sequence VID

Испытания проводятся на другом, более современном моторе. До этого в испытаниях применялся двигатель Ford V8 4.6L 1993 года выпуска. Будучи устаревшим, он не отвечал современным требованиям, а также давал погрешности расчетах.

Сейчас применяют мотор GM V6 3.6L 2008 года выпуска. Этот переход увеличил степень доверия к результатам испытаний.

2011-04-26_235325Дополнительный метод термического испытания окислительной стойкости

Все масла категории SM в обязательном порядке проходят тест на окислительную стойкость TEOST MHT-4. В дополнение к этому категория GF-5 подразумевает дополнительный тест TEOST-33С.

К слову, это то не изменение, а дополнение еще одного метода. При проведении TEOST-33С наблюдают за повторным появлением осадка в турбине. Данный тест показывает, что масло может быть применено в турбодвигателях. 4inim.ru Поэтому можно советовать масла категории SN/GF-5 владельцам автомобилей с турбированными моторами.

Читайте так же:
Какие симптомы если не работает датчик коленвала?

Стоит также отметить, что категории GF-2 также проходили испытания TEOST-33С, по результатам которого было отмечено снижение образования осадка (лакового отложения на нагретых деталях) в 2 раза с 60 мг до менее 30 мг.

О содержании серы и фосфора

Также как и в случае с категорией SM/GF-4 содержание фосфора строго ограничено на уровне от 0,08% до 0,06%, поэтому показатели противоизносных свойств не снизятся, но при этом, введено ограничение на кол-во испаряемого фосфора. Это означает, что фосфорсодержащие присадки будут стабильнее и не будут терять своих свойств.

Снижение уровня серы достигается путем использования более совершенных базовых масел, в которых меньше концентрация серы.

Когда будете самостоятельно производить на свет моторные масла, то имейте ввиду, что повышенная концентрация серы и фосфора отрицательно влияет на эксплуатационные качества катализаторов дожига и нейтрализаторов, но без них никак, потому что эти компоненты входят в наиболее важные присадки. Поэтому сохранить баланс между одними свойствами масел, не допустив снижение других, является очень важным вопросом при соблюдении требований к моторным маслам.

Пока что все вышеуказанные свойства соответствуют и иногда превосходят по своим показателям стандарты и допуски регламентируемые автоконцернами. (MB 229.5: Сера 0,5% Фосфор 0,11%)

2011-04-26_235430SN категория

Основным преимуществом данной категории масел являются выраженные свойства, препятствующие появлению отложений. Пожалуй, это самое ощутимое достижение в связи с чем и повышена категория моторных масел. О чем это говорит? Масла теряют свои свойства при длительной работе в условиях, в которых человек, конечно, не выдержал бы ))). Это высокая температура, адовая, я бы сказал, и множество трущихся элементов которые в этой нелегкой обстановке приходится смазывать. И даже больше создавать на смазываемых поверхностях защитную пленку. Как и все в этом мире — масло тоже стареет. Процесс старения моторного масла выглядит таким образом:

а:Горючее→углеводороды→сажа→шлам (нагар)→старение масла

б:Горючее→сера→производные серной кислоты→истощение ресурса присадок→шлам (нагар)→старение масла

в:Масло→углеводороды→производные оксидантов→истощение ресурса присадок→шлам (нагар)→старение масла

г:Примеси→абразивные вещества, пыль, вода →шлам (нагар)→старение масла

В отличии от категории SM показатели такие, как образование нагара в двигателе, на клапанной крышке двигателя, на сетчатом фильтрующем элементе, стали качественно выше. Также ужесточены требования к образованию нагара на поршневой системе. Улучшены чистящие свойства применительно к этому узлу.

Но логично возникает вопрос: почему появляется нагар и непонятные черные смоляные отложения в моторе (двигателе) в том числе под клапанной крышкой, которую страшно открывать, чтобы не рухнуть в ужасе от увиденного. Как работник автосервиса ТО-Авто в Красносельском и Ломоносовском районе Санкт-Петербурга, Таллинское шоссе 40а со стажем отвечу на этот вопрос: не экономьте на ремонте автомобиля, не покупайте дешевые запчасти и материалы, так как в результате вложите в ремонт гораздо больше, да и ремонтировать придется больше или вообще лишитесь тачки. Покупая запчасти, масла, другие материалы проверяйте всегда целостность и содержимое упаковки.Понятно что вы будете моторное масло в магазине на вкус пробовать, но проверьте соответствие упаковки приобретаемому бренду. Благо интернет есть практически везде и у всех. Так что выяснить по каким параметрам определить оригинал не составит особого труда.

2011-04-26_235420

Изменения в классификации вязкости

Применительно к вязкостям 0W, 5W, 10W-40 этот показатель увеличен с 2.9 до 3.5 чего-то там. Что касается вязкостей 15W и 20W, то показатель остался на прежнем уровне – 3.7. То есть, в рамках категории SN — масла с верхним пределом вязкости 40 должны иметь показатель идентичный требованиям европейских автопроизводителей ACEA A3 (HTHS более 3.5 cp. При 150 градусах). Также, данные масла стали отвечать требованиям ACEA, в которых совместимость с сальниками – обязательна. Но и сальники тоже должны быть качественные, вспомните что я писал выше про экономию в ремонте автомобиля. Качественные прокладки и сальники бренда victor reinz

Вслед за изменениями в положении SAE J300 минимально-допустимое значение HTHS (High Temperature High Shear Rate, т.е. высокая температура — высокая прочность на сдвиг или стабильность масла.), т.е вязкость при высокой температуре 150 град и высокой скорости сдвига — этот показатель характеризует работу масла в подшипниках коленчатого вала. Измеряется в вmPa.s

Внесен пункт совместимости с биотопливом Е85

Вот только то небольшое описание основных изменений, связанных с появлением новой категории. Резюмируя, отмечу наличие преимуществ присущих GF-5 а также улучшенных качеств и совместимости с сальниками самой категории SN.

Сравнение ILSAC GF–5 и API SN

ТребованияСпецифическая вязкость SAEILSAC GF–5API SN для ILSAC классовAPI SN для прочих классовAPI SN ресурсо сбережение
Тест на пену метод А1 мин1 мин10 мин1 мин
Фосфор, мин %0,06 мин0,06 мин0,06 мин0,06 мин
Фосфор, макс. %0,08 макс0,08 макс
Удержание фосфора, %79 мин79 мин
Стенд TEOST MHT–4 мг35 макс35 макс45 макс35 макс
Стенд TEOST 33С, мгДля 0W20
Совместимость с эластомерамиДаДаДаДа
Индекс застывания (желирования)12 макс12 макс12 макс
Стойкость к эмульгированиюДаНетНетДа
Сера, % макс.0W и 5W0,5 максНетНет0,5 макс
Сера, % макс.10W0,6 максНетНет0,6 макс
Стенд ROBO Seq.IIIGAДаДаНетДа
Seq.VID0W–X2,6/1,2 минНет2,6/1,2 мин
Seq.VID5W–X1,9/0,9 минНет1,9/0,9 мин
Seq.VID10W–301,5/0,6 минНет1,5/0,6 мин

Испытания моторных масел ILSAC и API

Категория ILSACGF–1GF–2GF–3GF–4GF–5
Категория APISHSJSLSMSN
Год введения1992–93199620012004–052010
Испытания и параметры
Защита от коррозииSeq.lllDllDBall RustBall RustBall Rust
Коррозия подшипников, стабильность сдвигаL–38L–38Seq.VlllVlllVlll
Износ и вязкостные присадкиSeq.lllElllElllFlllG & lllAlllG & ROBO
Износ клапановSeq.lVAlVA
Низкотемпературные отложенияSeq.VEVEVGVGVG
Экономия топливаSeq.VIVIAVIBVIBVID
ВязкостьSae J300Sae J300Sae J300Sae J300Sae J300
Содержание фосфора0.12 макс0.10 макс0.10 макс0.06–0.080.06–0.08
Способность удерживать фосфор79%
Содержание серы, %0.5–0.70.5–0.6

Если вы терпеливо дочитали всю статью до конца, то искренне Вас поздравляю и приглашаю в наш автосервис. Мы находимся на юго-западе Санкт-Петербурга — автосервис с хорошей репутацией. Звоните, обращайтесь, спрашивайте: +7-952-270-56-56, подскажем сколько стоит ремонт, какие запчасти лучше приобрести, не всегда кстати нужно тратиться на дорогостоящие оригинальные запчасти, так как есть качественные аналоги. Скажу больше, многие аналоги используются в производстве Вашего автомобиля, только значок при этом на них ставится марки автомобиля и запчасть становится «оригинальной». Но это интересная тема для другой стати. Всем удачи на дорогах.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector