Bitavtoptz.ru

Бит Авто
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Шкала уровней английского языка

Шкала уровней английского языка

Сегодня владеть английским уже не модно. Но еще более не модно не знать его совсем. И если в обычной жизни понимать свой уровень не обязательно, то при поиске работы вас наверняка застанет врасплох вопрос:

«Какой у вас уровень владения языком?»

Хорошо, если вы вспомните результаты онлайн теста, на который по приколу перешли с рекламы в прошлом году. Лучше, если произнесете название правильно.

Но сказать — не значит говорить, и опытный HR поймет это после первого вопроса на английском. И вашего ответа, конечно же.

Содержание:

Какие уровни существуют при изучении английского языка

Чаще всего вы встречали на просторах интернета такие родные нам уровни:

  • Beginner
  • Elementary
  • Pre–Intermediate
  • Intermediate
  • Upper–Intermediate
  • Advanced

Обычно, эти же уровни называют создатели онлайн-тестов, школы, люди, которые хотят похвастаться результатами и претенденты на вакансии.

Классификация эта была придумана создателями учебников, по которым, скорее всего, учились и вы. Возможно, удивитесь, но в общеевропейской шкале языковой компетенции (CERF) таких пунктов вы не найдете.

Будете долго искать глазами знакомый и понятный Intermediate, но вместо этого вам предложат выбрать только такое: A1, A2, B1, B2, C1, C2.

Как видите, уровней здесь меньше. Поэтому и ввели создатели учебников дополнительное деление, чтобы более точно определять навыки учеников.

Ситуация знакомая. Вспомните, сколько вы раз искали соответствие размеров обуви и одежды с российским рынком,

заказывая что-то за рубежом? Будем считать, что ситуация аналогичная.

Для простоты, подготовили сравнительную табличку, чтобы вы безошибочно смогли определить уровень владения английским языком и соотнести его с международным стандартом.

Ваш уровень согласно результатам тестаЯзыковые компетенции и навыкиCERF (международный стандарт)
BeginnerВы знаете, где находится языковая школаA1
ElementaryУже знаете несколько слов на английском. Уверенно заказываете колу на отдыхе и понимаете название любимых песенA1
Pre-intermediateМожете пообщаться собеседником на знакомую тему. Пока еще большая часть разговора останется вам неясной, но это первый шаг к серьезным результатамA2
IntermediateМожете общаться и отвечать на вопросы. Вы освоили простую лексику и грамматику. Умеете писать. При употреблении сложных конструкций, вероятнее всего, будут ошибкиB1
Upper-intermediateНеплохо разговариваете на английском языке. Читаете, смотрите фильмы и лишь иногда подсматриваете. субтитры. Можете не понимать отдельные слова и допускать ошибки в речиB2
AdvancedБегло говорите на английском языке, понимаете устную речь, читаете, пишете и имеете надбавку на работеC1
ProfficiencyПовод задуматься о получении второго гражданстваC2

Иногда к знакомым терминам из первого столбца добавляются еще более странные классификации: False, Low, Very. Это уже подуровень для подуровня, но давайте не будем усложнять, нормально же общаемся.

Просто вы должны знать, что и такое деление существует.

Уровень Beginner

Реже Starter. Уровень присваивается всем, кто пришел на первый урок английского языка в языковой школе. Считается и присутствие на пробном уроке, который лучше всего будет пройти в LengviPark 😉

Курс начинается с изучения фонетики и правил чтения слогов и дифтонгов. Здесь формируется фундамент и закладываются основы ваших навыков. По завершению курса, в арсенале студентов не менее 500 активно используемых слов и умение высказаться на пройденные темы.

Уровень Elementary

На базовом уровне студенты проходят бытовые топики, среди которых «семья», «работа», «дом». Говорить на эти темы отлично помогает словарный запас в 1000 слов и умение понимать речь на слух.

Студенты учатся высказывать свое мнение на английском языке, читать короткие тексты и составлять предложения из знакомых слов.

Наибольших успехов достигают ученики, которые посвящают языку все свое свободное время. Они среди первых перескакивают уровень и переходят на принципиально новый курс изучения языка.

Уровень Pre–Intermediate

Разговорный уровень английского языка. Студенты разыгрывают диалоги в рамках заданной темы. Хорошо владеют пройденной лексикой (не менее 1500 слов). Уже могут смотреть английские фильмы с субтитрами, понимая суть происходящего.

Студенты читают со словарем адаптированную литературу и участвуют в продолжительных диалогах на знакоми тему со студентами, чей уровень не отличается от их собственного.

Уровень английского Intermediate

Студент, достигший уровня Intermediate, уже способен использовать его во многих речевых ситуациях. С таким уровнем вы уже можете рассчитывать на должность, предусматривающую звание разговорного английского. Вы справитесь с деловой перепиской и даже проведете презентацию для коллег и клиентов.

На уровне Intermediate вы знаете порядка 2500 слов, которые активно используете в своей речи, и узнате новые в процессе коммуникации.

Уровень позволит вам улавливать не только общий смысл сказанного, но и вникать в суть деталей и нюансов. Понимать сюжет фильма, реплики героев, смотреть интервью без перевода.

Важно, что вы не будете бояться новых ситуаций и незнакомой лексики, поскольку всегда поймете контекст разговора, в котором принимаете активное участие.

Сложные тексты тоже будут вами поняты, хоть и не целиком. Обязательно прочтите любимую книгу на языке оригинала — в недаптированном виде. Такое доступно не каждому.

Уровень Upper–Intermediate

Или как принято называть «уровень выше среднего». Достигнув такого уровня, в вашей речи будут звучать сложные грамматические конструкции и разнообразные лексика объемом в 3000-4000 символов.

Вы сможете понимать на слух беглую речь на незнакомые темы и участвовать в обсуждении, даже если значение некоторых слов будет вам не понятно. Книги, фильмы, подкасты и песни — для вас открывается удивительный англоязычный мир, не доступный студентам с более низким уровнем.

Уровень позволит вам на равне с выпускниками языковых вузов претендовать на вакансию в зарубежной компании. Вы способны написать полноценную статью или отчет в официальном стиле.

Дадите оценку ситуации и отстоять свое мнение.

Уровень Advanced

Продвинутый уровень. До него добираются далеко не все студенты. В процессе изучения языка вы должны будете погрузиться в языковую среду и самостоятельно практиковать английский с носителями. Можно это сделать и в языковой школе.

Такой уровень владения языком позволит вам на равне с носителями обучаться за рубежом и осваивать специальные факультеты, курсы и дисциплины.

Вы можете получить должность в любой компании, которая нуждается в вашей специальности. Словарный запас насчитывает 6000 слов и вы можете применить все грамматические конструкции в речи.

На таком уровне вы можете безошибочно понимать специальную литературу и документацию из области физики, химия.

Строительства и медицины.

Это уровень владения языком, который создает комфортные условия для работы и жизни за рубежом.

Уровень Proficiency

Уровень носителя языка с высшим образованием. Вы понимаете, разговариваете, читаете и пишете на английском языке без ошибок, как справился бы с этими же задачами выпускник Кэмбриджа или университета Лиги Плюща. Да кто вы такой?

Хотите выяснить свой уровень владения языком и получить рекомендации и сроки достижения нужного вам уровня? Тогда записывайтесь на пробный урок в LengviPark и не откладывайте свои мечты и цели в дальний ящик! Мы научим английскому быстро и эффективно.

Насколько хорошо английским языком владеют в России и мире?

Английский язык сейчас везде, куда ни глянь. Его начинают изучать уже в начальной школе, а кто-то и еще раньше. Звучит так, будто к концу обучения у школьника обязательно должен найтись ответ, если к нему на улице подойдет иностранец с просьбой подсказать дорогу. Но так ли это на самом деле? Тихие яблони – о том, что мы имеем на выходе, изучая английский язык 10 лет в школе.

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к отчету EF English Proficiency Index – крупнейшему в мире рейтингу уровня владения английским языком. Отчет опубликован в ноябре этого года. Его автор – небезызвестная швейцарская компанией English First, занимающаяся обучением английскому языку во всем мире.

В основе рейтинга EF EPI лежат результаты онлайн-тестирования EF SET изучающих английский язык старше 18 лет. Тестирование может пройти любой желающий, для этого нужно лишь зарегистрироваться через социальную сеть. Мы сами не удержались и тоже прошли тест.

В этом году рейтинг составлен по результатам, полученным от более 2,3 млн человек из 100 стран. Средний возраст участников 23 года. В зависимости от успешности прохождения теста присваивается один из пяти уровней: очень высокий, высокий, средний, низкий и очень низкий уровни.

Кения в топе?

В исследовании указаны не только места стран, но и выявлены некоторые тенденции в зависимости от региона:

  • в европейском регионе лучше всего на английском говорят в Нидерландах (70,27), хуже всего – в Азербайджане (46,13). За этот год свои результаты значительно улучшила Португалия (+3,12), а Люксембург — ухудшил свою позицию (-2,30);
  • в азиатском регионе максимальный показатель принадлежит Сингапуру (66,82), минимальный – Киргизской Республике (41,51). Наибольшее улучшение зафиксировано в Китае и на Тайване (+2,30), наибольшее понижение – в Шри-Ланке (-2,29);
  • в африканском регионе ЮАР заняла первенство (65,38), на последнем месте Ливия (40,87). Камерун подвинулся вперед (+3,83), а Египет, наоборот, отстал (-1,65);
  • в латиноамериканском регионе максимальный балл у Аргентины (58,38), минимальный – у Эквадора (46,57). Боливия улучшила свои результаты (+2,77), чего не скажешь о Доминиканской Республике (-2,39);
  • в ближневосточном регионе лучше всего дела с английским обстоят в Бахрейне (50,92), хуже – в Саудовской Аравии (41,60). Ирак за год продвинулся в списке (+1,57), в Саудовская Аравия, к сожалению, нет (-2,05).

Если сравнивать регионы, то получим:

А что в России?

С 2011 по 2017 годы Россия не отличалась высоким уровнем знания английского языка. В 2014 году 70 процентов взрослых россиян признались, что не владеют каким-либо иностранным языком, и только 11% указали, что могут поддержать беседу на английском языке. Ситуация изменилась в 2018 году: уровень владения английским языком достиг среднего (52,96). Так продлилось недолго и уже в 2019 году Россия вновь вошла в список стран с низким уровнем (52,14).

Изменение показателя EF EPI по отношению к прошлому году:


Выяснилось, что в России лучше всего английским владеют в Челябинской (54,28), Тульской (54,16), Московской (53,04), Нижегородской (53,03), Ярославской (52,86) и Омской (52,51) областях, а также в Пермском (52,67) и Ставропольском (52,56) краях. В противовес этому в Калининградской области (48,32) и Республике Башкортостан (47,98) зафиксированы самые низкие результаты.

Как и можно было ожидать, Санкт-Петербург (54,94) и Москва (53,86) могут похвастаться высоким уровнем знания языка. Чего, к сожалению, нельзя сказать об Уфе (48,38). К сожалению, Москве и Санкт-Петербургу еще очень далеко до Сингапура и Нидерландов, а ведь английский язык мы изучаем со 2 класса по три часа в неделю, а в глубленке аж по пять. Вывески и меню, кинофильмы на языке оригинала, туристы и бизнес-партнеры, всемирные форумы и спортивные состязания – крупные города активно создают иноязычную среду. Пока безрезультатно.


Интересный факт: в России юноши опережают девушек в знании английского языка, в то время как в Европе и мире – наоборот.

А вы согласны с результатами исследования? Почему же Россия все еще не выучила английский? Поможет ли введение обязательного ЕГЭ по английскому языку? Поделитесь своим мнением в комментариях!

Спасибо за уделенное время. Чтобы не пропустить новый материал от Тихих яблонь, не забудьте подписаться справа вверху на наш канал на Педсовете.

А если вас интересует тема образовательных практик в разных странах мира, то предлагаем вам подписаться на наш канал в Яндекс.Дзен.

Уровни владения английским языком

Условно уровень владения английским языком оценивается по двенадцати балльной шкале. На многих языковых курсах английского языка за рубежом, да и на приличных курсах у нас в стране, формирование учебных групп происходит именно в соответствии с этими уровнями. Эту информацию я привожу здесь для того, чтобы нам с вами проще было определить, что мы имеем и что мы хотим в результате.

А1 – Beginner. «Нулевой уровень» знания английского

Нулевой уровень для тех, кто никогда не учил английский язык и не знает даже алфавита.

А1 — Elementary. Элементарный уровень знания английского

Опыта применения английского языка нет. Отдельные простые слова и выражения вспоминаются и понятны. О грамматике очень смутное представление. Это типичный уровень для выпускника обычной общеобразовательной школы.

А2 – Pre-Intermediate. Низший средний уровень знания английского

Можно поддержать разговор на знакомую тему. Знание грамматики английского довольно хорошее, хотя словарный запас ограничен. Можно произносить связные предложения практически без ошибок, если эту тему вы проходили на занятиях. Это иногда приводит к ситуации, если вам приходится общаться с иностранцами – им кажется, что вы вполне хорошо говорите по-английски, и они начинают что-то вам рассказывать уже в нормальном темпе. И здесь вы осознаете, что больше ничего не понимаете.

На этом уровне можно пробовать сдать какой-нибудь тест по языку, хотя практической пользы это не принесет.

В1 – Intermediate. Средний уровень знания английского

Это он только так называется – «средний». На самом деле это вполне приличный уровень знания — можно свободно общаться на повседневные темы. Чтение и письмо уже на хорошем уровне, хорошее владение грамматикой и понимание разговорной речи. Но ошибки встречаются еще довольно часто, и словарь ограничен. Это примерно уровень выпускников спецшкол с преподаванием ряда предметов на английском языке – можно сдавать вступительные экзамены по языку в университеты или поступать на подготовительные курсы в западные учебные заведения.

В2 – Upper-Intermediate. Верхний средний уровень знания английского

Начиная с этого уровня, владение английским языком имеет уже функциональный характер – можно поступать в какие-то западные университеты, устраиваться за рубежом на работу, не требующую чрезмерного общения с клиентами и т.д.

С1 – Advanced. Продвинутый уровень знания английского

На уровнях выше «продвинутого» разница в уровне владения английским языком понятна только специалистам. Этот уровень владения языком дает возможность сдачи международных экзаменов вплоть до IELTS 7.0, TOEFL 110, Кембриджского экзамена Advanced (CAE). Можно поступать практически в любые университеты за рубежом, устраиваться на любую работу.

С2 – Proficiency. Владение языком на уровне носителя

Это уровень владения носителя английского языка. И именно этот уровень можно назвать «владение английским языком в совершенстве», подтвердить его можно сдачей Кембриджского экзамена Proficiency (CPE), TOEFL или IELTS.

Насколько хорошо надо знать английский, чтобы поступить в топ-10 мировых вузов?

Учить английский нужно. Точка. Сегодня это знает каждый родитель. Если хочешь путешествовать, учиться, работать с иностранцами, то без английского это сделать трудно.

Читайте статью до конца, мы разберемся, насколько хорошо нужно знать английский для поступления в иностранный вуз, и дадим полезные материалы для подготовки.

Итак, для поездок достаточно знания базовой грамматики и 500 английских слов, а вот если вы замахнулись на международное образование и работу в иностранной компании, то придется карабкаться до уровня Advanced (С1) или даже Mastery of proficiency (C2).

Вместе с онлайн-школой английского языка Skyeng мы изучили, какой уровень английского вам понадобится, чтобы поступить в топовые вузы мира. За основу взяли мировой рейтинг университетов THE-2020 и требования к поступающим в каждом отдельном университете. Давайте посмотрим, сложно ли это?

Какие экзамены нужно сдавать, чтобы поступить в иностранный вуз

При поступлении в международные вузы, где обучение идет на английском, необходимы результаты одного из экзаменов на знание английского как иностранного: TOEFL, IELTS или менее популярного CAE (или CPE). Экзамены различаются по структуре, но основное отличие в том, что TOEFL оценивает знание американского варианта английского, IELTS и CAE — британского. Максимальный балл за TOEFL— 120, IELTS оценивается по 10-балльной шкале, а максимальный балл для CAE — 210.
Подробнее о различиях в этих экзаменах в статье Skyeng >>

Насколько реально поступить в лучшие мировые вузы? И с каким уровнем английского? Давайте посмотрим требования к знанию языка в каждом вузе из топ-10.

1. Оксфордский университет, или University of Oxford (Великобритания)
Первый университет в мире — Оксфорд — отличается жестким отбором студентов. Ежегодно он принимает около 3500 студентов, средний конкурс — 7 человек на место.
Для поступления вам понадобится IELTS не менее 7.0 баллов или TOEFL не менее 100 баллов на технические дисциплины и 110 — на остальные, что соответствует уровню С1 (Advanced). Но, чтобы поступить в Оксфорд, языковых и профильных экзаменов будет недостаточно: понадобится пройти британскую программу A-levels, которая соответствует нашим 10-11 классам школы, или сходные подготовительные программы —
International Baccalaureate (IB) или Foundation. Причем результаты A-levels должны быть очень высокими — AAA или ААА*. Это означает, что после школы придется учиться в Великобритании или в редких российских школах. В России по программам IB уже готовят несколько школ вроде «Летово», пермского лицея №10 при ВШЭ и других.

2. Калифорнийский технологический институт, или California Institute of Technology, или кратко Калтех (США)
Caltech – это частный университет, который специализируется на точных науках и инженерии. Калифорнийский технологический занимает первое место в США по проценту выпускников, которые получают докторскую степень (по исследованию 2015 года). Официально на сайте Калтеха написано, что минимального порога для экзаменов по английскому как иностранному нет. Но, по мнению абитуриентов и образовательных консультантов, даже 100 баллов TOEFL не будет достаточно для поступления. Желательно иметь сертификат на 105 или 110 баллов TOEFL (уровень C1 — Advanced) — IELTS не примут, оставьте его для британских вузов.

3. Кембридж, или University of Cambridge (Великобритания)
Давнишний соперник Оксфорда, не менее престижный Кембридж, имеет сходные условия приема: отличные результаты A-levels (или программ IB и Foundation), IELTS не ниже 7.5 или TOEFL не ниже 110. Причем важно, чтобы каждая из частей IELTS — чтение, письмо, аудирование и говорение — была не ниже 7.0. A так как в Великобритании обучение длится 12 лет, то поступать в Кембридж после наших 11 классов не получится, придется пропустить год или, что логичнее, поступить на 1-й курс российского вуза.

4. Стэнфорд, Stanford University (США)
Стэнфорд — это университет на западном побережье США, который известен тем, что его выпускники основали самые известные IT-компании в мире: Yahoo, Google, Cisco Systems, Hewlett-Packard, Electronic Arts и другие. Именно на базе Стэнфорда выросла Кремниевая долина (Silicon Valley),место притяжения всех айтишников мира. Для поступления на бакалавриат в пакете документов и результатов экзаменов необходимо приложить и результаты TOEFL. Стэнфорд не примет результаты IELTS, а TOEFL нужно будет сдать не менее, чем на 100 баллов из 120.

5. Массачусетский технологический институт, или Massachusetts Institute of Technology, или просто MIT (США)
MIT – постоянный конкурент Калтеха и при этом самый известный технический вуз мира. Очень похож на нашу родную Бауманку, так как выпускает высококлассных прикладных инженеров и сотрудничает с Министерством обороны. Указанный на сайте минимальный проходной балл по TOEFL – это 90 баллов (самый низкий проходной балл в нашем списке), то есть верхняя планка уровня B2 Upper-Intermediate. Но, если учесть, что MIT в прошлом году из 4327 иностранных абитуриентов принял только 134 (всего 3% от поданных заявок), понятно, что 90 баллами английского нельзя обойтись, и сам университет рекомендует хотя бы 100. Что касается тестов SAT (аналог нашего ЕГЭ, которые требуют вузы США), они должны быть сданы на высшем уровне: каждый предмет (математика и одна научная дисциплина) – на 700-800 баллов. И держите настоящий лайфхак: поступить станет гораздо проще, если вы медалист какой-нибудь международной олимпиады.

6. Принстон, или Princeton University (США)
Американский Принстон славится научно-исследовательской деятельностью, с ним связаны имена более 40 нобелевских лауреатов. В Принстоне одинаково сильно преподаются как технические, так и социально-гуманитарные дисциплины. Университет принимает результаты как TOEFL, так и IELTS (что необычно для американского вуза). Средний балл TOEFL у абитуриентов, успешно поступивших в прошлые года, был 108 баллов: 28 баллов за аудирование, 29 баллов за чтение, 24 — за говорение и 27 — за письмо. Интересно, что студентов, которые набрали за секцию говорения менее 27 баллов TOEFL и 8.0 IELTS, приглашают на дополнительный тест в университет и курсы английского языка уже во время учебы.

7. Гарвард, или Harvard University (США)
Старейший университет США и сосед MIT. Добраться от одного университета до другого можно за 6 минут на велосипеде. В Гарварде учились Теодор Рузвельт, Джон Кеннеди, Барак Обама, Билл Гейтс, Марк Цукерберг и актриса Натали Портман. Похоже, отличное место, чтобы заводить друзей. Приемная комиссия Гарварда отдает предпочтение абитуриентам с TOEFL не ниже 104 баллов.

8. Йель, или Yale University (США)
Йельский университет был основан в 1701 году. Вместе с Гарвардом и Принстоном входит в «Лигу плюща» — восемь самых престижных университетов Америки. Те президенты США, что не оканчивали Гарвард, учились в Йеле. Если бы вы поступали в Йель еще в 1930-м году, пришлось бы сдавать латынь, но сегодня проще — все на английском. Наряду с вступительными экзаменами и мотивационным письмом нужны минимальные баллы по TOEFL — 100, по IELTS — 7.0.

9. Чикагский университет, или University of Chicago (США)
Чикагский университет – многопрофильный вуз, в котором можно учить все: от точных наук до театрального мастерства. В Чикагском университете была открыта первая независимая кафедра социологии, построен первый искусственный ядерный реактор, а еще 12 лет там преподавал конституционное право Барак Обама. Интересно? Тогда для поступления в Чикагский университет понадобится пакет документов и результаты одного из 3-х экзаменов: TOEFL не меньше 100 баллов, IELTS от 7.0 или даже Duolingo English Test (DET) на 120 из 160 возможных баллов.

10. Имперский колледж Лондона, или Imperial College London (Великобритания)
Десятку лучших завершает британский университет Imperial College London. Он специализируется на четырех направлениях: инженерия, естественные науки, медицина и менеджмент. Минимальные требования на знание английского очень даже невысокие: IELTS — 6.5 баллов и TOEFL 92 балла, то есть, уровень Upper-Intermediate. Кроме того, Имперский колледж совместно с Казанским федеральным университетом (КФУ) с 2019 года делают программу двойного диплома, а магистранты КФУ, которые осваивают специальности в области математики, химии, физики и моделирования, могут пройти годовое обучение в Имперском колледже Лондона. Тоже отличный вариант поучиться в одном из лучших университетов мира.

Итак, чтобы поступить в топ-10 мировых вузов, а главное, продолжить учиться там, слушать лекции, писать эссе и исследовать, нужно знать английский хотя бы на уровне Upper-Intermediate или продвинутом Advanced. Этого уровня вполне можно добиться уже к окончанию школы.

Если и вы думаете, что нет ничего невозможного, то начинайте готовиться к международному экзамену. Онлайн-школа Skyeng написала подробные инструкции по подготовке к TOEFL и IELTS. А для наших читателей действует промокод CAMBRIDGE на 3 бесплатных занятия в Skyeng при первой оплате. Узнайте больше на сайте школы.

Не бойтесь челленджей и поступайте в сильный вуз!

Автор: Ольга Биккулова, специалист ЦТР «Гуманитарные технологии»

Если вы хотите получать свежие статьи о поступлении в вуз или колледж, подпишитесь на нашу рассылку.

Экзамен по иностранному языку больше не нужен

Экзамен по иностранному языку больше не нужен

Владение иностранным языком отныне не будет обязательным условием для получения аттестата зрелости в российских школах. Такой своеобразный новогодний подарок сделало школьникам Министерство просвещения РФ, издав еще в сентябре приказ за № 519.

Этим документом, который официально вступил в силу в первый день Нового года, иностранные языки исключаются из перечня предметов, обязательных для включения в Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Проверка знания иностранных языков должна была стать обязательной с 2021-22 учебного года согласно распоряжению и.о. главы этого же министерства (тогда оно называлось Министерством образования и науки) Андрея Фурсенко от 17 мая 2012 года. Саму же идею связывали с Дмитрием Медведевым, который будучи в должности президента РФ видел в этом одно из условий модернизации, «конька» его президентства.

Решение, как вскоре оказалось, было больше политическим, чем рационально просчитанным. Уже в 2015 году новый министр Дмитрий Литвинов перенес сроки реализации идеи с 2020 на 2022 года.

Следующая глава Минобрнауки Ольга Васильева столкнулась с еще более мощной оппозицией планам введения иностранного языка в обязательный список. По мере приближения назначенного срока протесты усиливались со стороны родительских организаций, от ОНФ, Общественной палаты Москвы и некоторых депутатов Госдумы от правящей партии.

Министр держалась позиции, что иностранный язык должен быть включен в обязательный список ЕГЭ, едва ли не до последнего дня в этой должности, 15 января 2020 года. Что не сделала Ольга Васильева, сделал ее преемник Сергей Кравцов.
Это благодаря ему в конце 2020-2021 учебного года выпускникам предстоит тестирование всего по двум обязательным для всех предметам: русскому языку и математике. Плюс еще один — на выбор учащегося (что, конечно, не запрещает выбрать иностранный язык).

Иностранный язык вошел в категорию предметов, куда Минпросвещения также отнесло литературу, физику, химию, биологию, историю, обществознание, информатику и словесность на национальных языках тех регионов, где такие языки используются в обиходе. Эти предметы школьники могут выбрать добровольно — например, чтобы получить нужные баллы для поступления в профильный вуз.

Таким образом, Министерство просвещения учло требования той части общественности, которая не первый год выступает против тестирования школьников по предметам, преподавание которых школы не могут обеспечить на уровне, достаточном для полноценной сдачи ЕГЭ. А общественность не в первый раз доказала, что ее слаженные действия способны заставить, казалось бы, индиферентную ко всему систему дать задний ход.

Остров образования

Данное решение Министерства просвещения идет в общем «нисходящем тренде» российского среднего образования на примитивизацию и вымывание одного за другим «архитектурных излишеств», считает доцент факультета иностранных языков МГУ Татьяна Тарабанова.

«Этим решением Минпросвещения сняло со школ ответственность за качество образования по всем тем предметам, которые переведены в разряд факультативных, и переложило эту ответственность на семьи будущих абитуриентов. То есть, изначальная сверхзадача ЕГЭ — дать возможность потенциальным ломоносовым получить бесплатный доступ к качественному бюджетному образованию — перед этими экзаменами более не ставится. И это отражает отсутствие запроса в российском обществе на получение качественных знаний», — сказала она «Эксперту Online».

Это мнение Татьяны Тарабановой достаточно спорно. В последние года в России предпринимаются реальные, а не только декларативные, шаги по реанимации качественного образования — наподобие федерального учебного центра «Сириус», созданного еще в 2014 году. А президент Владимир Путин состоит в попечительском совете образовательного фонда «Талант и успех». В январе прошлого года Путин поручил правительству и регионам определить необходимое количество дополнительных школьных мест и внести изменения в нацпроект «Образование».

Однако, настаивает доцент МГУ, такие проекты являются «островными», идущими скорее против течения, чем в его русле. Она подчеркивает, что ЕГЭ так и не стал социальным лифтом для талантов из провинции, как планировалось. Наоборот — для его успешной сдачи семьи школьников должны сами подняться на таком лифте достаточно высоко, чтобы иметь возможность оплачивать репетиторов или кружки дополнительного образования.

«Можно создать какое-то количество таких образовательных проектов. Но ведь получение хорошего образования — не самоцель, это только ступенька к нахождению достойной работы. А в много ли в России работодателей, которые предлагают рабочие места мирового уровня? Все наши ломоносовы поэтому неизбежно будут искать себе применения за рубежом. Что совершенно естественно убивает мотивацию у работников системы образования, как среднего, так и высшего. Зачем преподавателям выкладываться по полной, если они знают, что обучают кадры для экономик других стран?» — объясняет она свою точку зрения.

Самые продвинутые студенты, особенно в технических вузах, начинают поиски будущей работы чуть ли не с первого курса и многие из них ведут эти поиски не в Сколково, а в Кремниевой долине. Некоторые особо «продвинутые» деятели делают из этого вывод, что незачем и обучать специалистов, которые заведомо не найдут себе применения в сложившемся в России экономическом укладе. Например, в 2017 году глава Сбербанка Герман Греф ошарашил всех заявлением, что России не нужны математики точно так же, как ей не нужны экономисты и юристы. «Век айтишников закончился», — прогнозировал тогда он.

Вышли из окружения

Для того, чтобы у специалиста, а перед этим у студента, а перед этим у школьника была мотивация развиваться за пределы базовых знаний, тестируемых во время ЕГЭ, нужно определенное социальное окружение, в котором человека оценивают именно по этим критериям, подчеркивает Тарабанова. В минувшие же десятилетия в России пропагандировались совершенно иные ценности, к фундаментальным знаниям имеющим весьма косвенное отношение.

Самое ужасное, что эти ценности пропагандируются, в том числе, и самими же школьными учителями.
Осенью 2018 года родительское и школьное сообщество было шокировано выходкой учительницы из Холмска на Сахалине: та публично унизила свою ученицу за дырку на кофте (учительницу тогда быстро уволили). В последние годы похожие скандалы происходят регулярно. То в московском Чертаново классная руководительница обзывает младшеклассников «мразью» и «животными» и заявляет, что работает с ними только из-за денег. То в Санкт-Петербурге и Красноярске преподаватели критикуют учеников за «дебилизм» и ставят им в вину бедность родителей.

Уволить распоясавшихся преподавателей, конечно, можно во всех таких случаях, но где гарантия, что вновь нанятые будут чем-то отличаться, сомневается Тарабанова.

«Я три года работала в школе и затем сказала себе, что больше в школу — ни ногой. Редкая школа, редкий учитель дает детям качественное образование. Возьмем те же иностранные языки. Даже в сильных московских школах их преподавание не позволяет выпускникам сдать ЕГЭ, потому что детей не учат излагать свои мысли даже на русском, в курсе истории, например — что уж про иностранные языки говорить! Это не вина конкретных учителей, это порок самой системы среднего образования, которая не готовит учеников к сложным интеллектуальным вызовам. Чтобы создать в школе атмосферу творческого роста, руководству надо проделать огромную работу, на которую у директоров просто нет времени», — говорит доцент, приводя в пример школу «Летово» как образец креативного environment — социального окружения, где школьники и учителя одинаково «пашут» и создают атмосферу, поощряющую тягу к знаниям, а не отбивающую ее.

Некомпетентные органы

Можно как угодно комментировать «крылатую фразу», брошенную тогдашним премьер-министром Дмитрием Медведевым о том, что учитель — это призвание, а не профессия, в которую идут ради денег. Но именно введение ЕГЭ, по мнению ряда экспертов, стало причиной вымывания из школ компетентных учителей.

Такой же предмет, как иностранные языки, особенно чувствителен к компетенциям преподавателей и поэтому действительно стоит несколько особняком по сравнению с другими «необязательными» для сдачи в ходе ЕГЭ предметами. Тому есть причины, на которые сторонники вывода иняза из списка обязательных экзаменов указывают совершенно справедливо, соглашается член Российской академии образования Михаил Рыжаков.

«Уровень преподавания иностранных языков в школе действительно не выдерживает критики. Но это только последнее звено в цепочке. Ему предшествует звено подготовки учителей-предметников в самих педвузах. Поезд не может разогнаться быстрее локомотива — учителя иностранных языков обучают школьников на том уровне компетенции, которого сами достигли будучи студентами», — сказал он «Эксперту Online».

Иностранные языки в педагогических вузах вовсе не назначены кем-то на роль изгоев. Напротив, по качеству их преподавания можно делать вывод о том, на каком уровне выпускают в школы молодых учителей по другим предметам. Родительская общественность ополчилась конкретно против иноязычной филологии потому, что провалы в знаниях языка у ребенка заметны даже тому родителю, кто сам языком не владеет, в то время как недостатки в преподавании математики родителю обнаружить нелегко, если только он сам не математик по образованию.

«Давайте называть вещи своими именами. Учителей иностранных языков, даже самого популярного английского, повсеместно готовят плохо. Это ведь, наверное, единственный предмет, который будущие педагоги должны осваивать одновременно в два потока: в первом — грамматику, лексику, фразеологию, и методику преподавания — во втором. Все прочие предметы изучаются на родном языке, то есть там отсутствует этот дополнительный фактор. А ЕГЭ безжалостен, он составлен без скидок на то, что у ученика могли быть некомпетентные преподаватели», — указывает эксперт.

Компетентность школьных учителей является предметом постоянной заботы федерального агентства по надзору в сфере образования (Рособрнадзора). Ведомство регулярно устраивает разного рода «экзамены для экзаменаторов» — не только по иностранном языку, но и по другим предметам школьной программы.

Результаты таких тестов в основном подтверждают то, о чем говорит Рыжаков. По результатам проверки, состоявшейся в ноябре 2018 года, почти половина учителей математики и информатики не справились с контрольной работой в своих предметных областях. По истории, экономике, даже по русскому языку и литературе, «неуды» получила почти четверть учителей. Остается ли у них после этого моральное право ставить «двойки» ученикам — вопрос риторический. Но, по заверению Рособрнадзора (которым тогда руководил нынешний министр просвещения Сергей Кравцов), никаких запретов на преподавание провалившим тесты педагогам издано не было, show must go on.

Если это кого-то утешит, низкий уровень подготовки учителей иностранных языков — беда не только российских вузов. Ставшая минувшим летом знаменитой Светлана Тихановская, лидер белорусской оппозиции, явила миру свое «владение» английским языком после того, как стала общаться с иностранными политиками и журналистами. И те, и другие прощают Тихановской ее ломаный English. Они, наверное, удивились бы, если бы знали, что по профессии оппозиционерка является. школьным преподавателем английского (закончила филфак Мозырского педагогического университета) и даже работала одно время переводчиком.

Выходом из ситуации могло бы быть приглашение преподавать иностранные языки носителей этих языков. Ведь в негосударственной системе образования подобные «трудовые мигранты» давно и с успехом работают. Однако государственные школы рассчитывать на приток экспатов вряд ли смогут даже после того, как Россия ослабила введенные из-за корнавируса ограничения на приглашение иностранных специалистов. Иностранцев, во-первых, просто не хватит, чтобы закрыть все вакансии в российских школах — во время декабрьской пресс-конференции Владимир Путин упомянул, что в стране работает 39,9 тысяч школ. Во-вторых, государственные школы непривлекательны для «гастарбайтеров» из-за намного более низких зарплат, чем предлагают коммерческие школы. Наконец, мало кто из иностранцев рискнет поехать в какую-нибудь сельскую школу в глубинах Сибири (если это только не носитель китайского языка).

Поэтому единственным выходом для улучшения уровня преподавания иностранных языков в школах является следование совету, данным еще Лениным — «учиться, учиться и учиться», уверен Рыжаков.

«Дом надо строить с фундамента, а не с крыши — то есть надо начинать с системы подготовки студентов педвузов. И делать при этом упор на методики преподавания языка. Как мы видим на примере тех же самых экспатов, говорят-то они на них превосходно, это же их родные языки! Но хорошо говорить и хорошо обучать — это вещи, совершенно одна из другой не вытекающие. И понятно, что процесс этот долгий, не на один год», — предупреждает эксперт.

В текущем учебном году в России число школьников составляет около 19 миллионов. Период сдачи ЕГЭ в 2021 году запланирован в два потока с 31 мая по 17 июля. Из-за вызванных пандемией коронавируса пертурбаций, на этот раз аттестаты зрелости будут выданы всем 9- и 11-классникам независимо от результатов ОГЭ/ЕГЭ — последние будут учитываться только для тех выпускников, которые намерены продолжить обучение в вузах.

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Где находится реле поворотов Уаз Патриот?
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector