Bitavtoptz.ru

Бит Авто
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Общая характеристика мировой транспортной системы

Общая характеристика мировой транспортной системы

География транспорта мира. Структура и размещение транспортного комплекса России. Железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный и трубопроводный транспорт – формирование и направление грузопотоков.

Общая характеристика мировой транспортной системы

Транспорт – особая сфера материального производства. В отличие от сельского хозяйства и промышленности он не создает в процессе производства новый продукт, не изменяет его свойства (физические, химические) и качество. Продукция транспорта это перемещение в пространстве грузов и людей, изменение их местонахождения. Поэтому показателями работы транспорта являются соответственно грузооборот в тонно-километрах (т-км) и пассажирооборот в пассажиро-километрах (пасс-км), представляющих собой произведение объема перевозок (в т или пасс.) на расстояние (в км). Сумма тонно-километров и пассажиро-километров называется приведенными тонно-километрами, или приведенной продукцией транспорта [1] .

Основные виды современного транспорта – железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный, воздушный и трубопроводный. Вместе они образуют единую транспортную систему мира.

Оценку уровня развития транспортной системы по видам путей сообщения производят с помощью следующих показателей: длины (протяженности) и густоты транспортной сети (последняя определяется как отношение длины путей к единице площади территории или к определенному количеству жителей); доли того или иного вида транспорта (в %) в общем грузообороте.

Если говорить о мировой транспортной системе, то быстрее всех в последнее время развивался автомобильный, трубопроводный и воздушный транспорт. Возросло значение морского и ухудшились позиции железнодорожного транспорта.

Подавляющая часть всех транспортных средств и путей сообщения сосредоточена в странах с развитой экономикой. На них приходится значительная доля грузооборота и пассажирооборота мирового транспорта. Страны Африки, Азии и Латинской Америки гораздо хуже обеспечены транспортом, поскольку уровень развития их экономики ниже.

Среди региональных транспортных систем особо выделяются система

Северной Америки, лидирующая в мире по общей протяженности путей сообщения (около 30% мировой транспортной сети) и по грузообороту большинства видов транспорта;

транспортная система Европы, превосходящая системы всех других регионов по густоте сети и частоте движения;

единая система стран СНГ (10% мировой транспортной сети), занимающая первое место по общему объему грузооборота.

В остальных регионах мира – в странах Африки, Азии и Латинской Америки транспортные системы в стадии формирования, еще велика роль гужевого транспорта, некоторые виды современного транспорта развиты слабо либо вообще отсутствуют (железные дороги, трубопроводный транспорт и др.).

В целом в мире происходит качественное изменение транспортной сети:

— растет протяженность электрифицированных железных дорог, автомагистралей с твердым покрытием, сети трубопроводов большого диаметра;

— идет дублирование транспортных коммуникаций мирового значения: прокладка нефтепроводов, автомагистралей параллельно водным каналам, другим путям сообщения (например, созданы нефтепроводы параллельно Суэцкому и Панамскому каналам, построена Транспиренейская автомагистраль вдоль Гибралтарского пролива и др.);

— идет формирование контейнерной системы перевозок грузов (в контейнерах перевозится около 40% генеральных грузов), формирование трансконтинентальных контейнерных «мостов», представляющих собой комбинацию морского транспорта с маршрутными железнодорожными составами и автопоездами-контейнеровозами (Транссибирский: Япония – Восточное побережье США, Трансамериканский: Западная Европа – Ближний и Средний Восток);

— идет создание транспортных коридоров (полимагистралей) для перевозок грузов через территорию нескольких государств (например, в Европе выделено девять, через Россию проходят два транспортных коридора:

Берлин – Варшава – Минск – Москва – Нижний Новгород,

Хельсинки – Санкт-Петербург – Москва – Киев – Одесса с продолжением до Новороссийска и до Астрахани).

Железнодорожный транспорт занимает второе место по грузообороту (после морского) и по пассажирообороту (после автомобильного). По общей длине сети дорог (около 1,2 млн км) он уступает не только автомобильному, но и воздушному транспорту. Главная функция железнодорожного транспорта – перевозка массовых промышленных и сельскохозяйственных грузов (уголь, сталь, зерно и пр.) на большие расстояния. Отличительная особенность – регулярность движения независимо от погоды и времени года.

Велики различия в уровне развития железнодорожного транспорта (протяженность, густота сети, степень электрификации железных дорог и др.) по регионам и странам мира. В целом в мире идет сокращение протяженности сети железных дорог, особенно в странах с развитой экономикой.

По протяженности сети железных дорог ведущие позиции в мире занимают крупнейшие (по размерам территории) страны: США (176 тыс. км), Россия (87,5 тыс. км), Канада (85 тыс. км), Индия, КНР, ФРГ, Австралия, Аргентина, Франция, Бразилия. На долю этих стран приходится более половины общей длины железных дорог мира. Страны Северной Америки и Западной Европы перенасыщены железными дорогами, а некоторые страны Африки и Азии их вообще не имеют.

По густоте сети железных дорог лидируют европейские страны (плотность их в Бельгии составляет 133 км на 1 тыс. кв. км). Густота железнодорожной сети в среднем по странам Африки составляет всего 2,7 км на 1 тыс. кв. км.

По уровню электрификации железных дорог также опережают всех европейские страны (в Швейцарии электрифицировано около 100% железных дорог, в Швеции 65%, в Италии, Австрии и Испании более 50%, в России 43%).

В отдельных регионах и странах мира железные дороги имеют разную колею. В странах СНГ колея более широкая, чем в странах Восточной и Западной Европы, Северной Америки, Азии. Не соответствует западноевропейской колея некоторых других государств (например, Финляндии, государств Пиренейского полуострова). В целом на западноевропейскую колею приходится до 3/4 протяженности дорог мира.

По грузообороту лидирующие позиции в мире занимают США, КНР и Россия,

по пассажирообороту Япония (395 млрд пасс-км), КНР (354 млрд пасс-км), Индия (320 млрд пасс-км), Россия (192 млрд пасс-км), Германия (60 млрд пасс-км).

В ряде развитых стран (США, Япония, Германия, Франция и др.) созданы сверхскоростные (скоростью более 200 км/ч) железные дороги.

Железные дороги стран СНГ, зарубежной Европы, Северной Америки в рамках своих регионов соединены в единую транспортную систему, т.е. образуют общерегиональные системы железных дорог.

Читайте так же:
Какая высота колеса газ 66?

Автомобильный транспорт играет ведущую роль в перевозках пассажиров (обеспечивает 80% мирового пассажирооборота), а также грузов на короткие и средние расстояния. Среди других видов транспорта он лидирует и по протяженности сети дорог (24 млн км, или 70% мировой транспортной сети).

Большая часть автомобильного парка и сети, шоссейных дорог сосредоточена в странах с развитой экономикой. При общем количестве автомобилей в мире, превышающем 650 млн., около 80% их сконцентрировано в странах Северной Америки (примерно 250 млн машин, из которых 200 млн в США), Западной Европы (более 200 млн машин) и Японии (свыше 50 млн).

Наиболее развитую сеть автодорог имеют США (1/4 всей протяженности), Китай, Япония, Индия, Россия, европейские страны. Последние по плотности автодорог превосходят страны всех регионов мира. По грузообороту авто­мобильного транспорта первое место занимают США.

В отдельных странах и регионах мира (СНГ, зарубежная Европа, Северная Америка) автомагистрали образуют единые транспортные системы (государственные, межгосударственные).

Трубопроводный транспорт, сравнительно молодой, но быстро развивающийся, служит для транспортировки жидких, газообразных и твердых видов продукции. В наибольших объемах по трубопроводам перемещаются природный газ, нефть и нефтепродукты. Газо- и нефтепроводы (их суммарная протяженность в мире составляет 1,8 млн. км) наибольшее распространение получили в нефте- и газодобывающих странах Северной Америки (США, Канада), России, Ближнего и Среднего Востока, а также в странах Западной и Восточной Европы, бедных ресурсами нефти и газа, но потребляющих в большом количестве эти виды топлива. По объему работы трубопроводного транспорта превосходит всех Россия (здесь сосредоточено более половины мирового грузооборота этого вида транспорта).

Морской транспорт имеет первостепенное значение для осуществления внешнеэкономических (межгосударственных, межконтинентальных) связей. Он обеспечивает более 3/4 всех международных перевозок. В их составе особенно велика доля массовых грузов (нефть, нефтепродукты, руды, уголь, зерно и др.).

Наряду с межконтинентальными, межгосударственными перевозками, морской транспорт осуществляет в больших размерах перевозки грузов большим и малым каботажем в пределах своей страны. Большой каботаж – это плавание судов между портами разных морских бассейнов (например, Владивосток – Новороссийск, Новороссийск – Архангельск). Малый каботаж – перевозки между портами одного моря (Новороссийск – Туапсе).

По грузообороту (29 трлн т-км) и производительности труда морской транспорт существенно превосходит другие виды транспорта. Себестоимость перевозок грузов морским путем самая низкая на транспорте [2] . Наиболее эффективно использование морского транспорта при транспортировке грузов на большие расстояния. Морские перевозки во внутренних сообщениях (малый каботаж) менее эффективны.

Для осуществления перевозок морской транспорт имеет сложное многоотраслевое хозяйство; флот, морские порты, судоремонтные заводы и др.

Морские перевозки обслуживает несколько десятков тыс. судов, общим тоннажем 500 млн брутто-регистровых тонн (БРТ) [3] .

Самые большие флоты имеют Панама (72 млн БРТ), Либерия (60), Греция (30), Кипр (25), Багамские острова (государство в Вест-Индии) и Япония (по 20), КНР (17), Россия (15), Норвегия (15), США (13 млн БРТ). Однако мировое лидерство Панамы, Либерии, Кипра и Багамских островов весьма условно, так как значительная доля их флотов является собственностью США и западноевропейских стран (в том числе Франции, Великобритании, Германии), использующих политику «удобного» флага для уклонения от высоких налогов.

Примерно 40% всего флота мира – танкеры, осуществляющие международные перевозки нефти и нефтепродуктов. Главные направления морских перевозок нефти – из района Карибского моря в США и Западную Европу, из стран Ближнего Востока в Западную Европу, США и Японию.

Среди океанических бассейнов первое место по объему морских грузоперевозок занимает Атлантический океан, по побережью которого расположены крупнейшие морские порты мира: Роттердам (Нидерланды), Антверпен (Бельгия), Гамбург (Германия), Лондон (Великобритания), Марсель (Франция), Генуя (Италия), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия (США). Много крупных портов и на берегах Тихого океана (Кобе, Тиба, Иокогама, Нагоя (Япония), Шанхай (КНР), Пусан (Республика Корея), Сидней (Австралия), Ванкувер (Канада) и др. Индийского океана (Карачи (Пакистан), Бомбей и Калькутта (Индия), Коломбо (Шри-Ланка) и др.

Наряду с универсальными есть порты специализированные:

по вывозу нефти (например, в Персидском заливе Рас-Таннура (Саудовская Аравия), Мина-Эль-Ахмади (Кувейт), Амуай и Ла-Салина (Венесуэле),

руды (Тубаран в Бразилии), угля (Ричардс-Бей в ЮАР),

зерна, лесоматериалов и других грузов.

На географию морских перевозок большое влияние оказывают морские каналы. Международное значение имеют Суэцкий и Панамский каналы.

Речной транспорт. Положительными особенностями этого вида транспорта являются высокая провозная способность (на глубоководных реках), сравнительно невысокие себестоимость перевозок и затраты на организацию судоходства. Развитие и география речного транспорта во многом определяются природными условиями. В этом отношении большими возможностями для организации речного судоходства располагают многие страны Северной и Латинской Америки, Европы и Азии.

В Европе сеть транспортных путей образуют реки Сена, Рейн с притоками, Эльба, Одра, Висла, Дунай, Днепр, Волга, Дон и др.

В Азии – Ганг, Инд, Иравад, Янцзы, Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, Лена, Амур и др.

В Северной Америке – Миссисипи с притоками, Св. Лаврентия, Маккензи и др.

В Латинской Америке – Амазонка и Парана.

В Африке – Конго, Нигер, Нил.

В Австралии – Муррей с притоком Дарлинг.

Общая протяженность судоходных рек и каналов мира составляет 550 тыс.км, из которых почти половина приходится на Россию и Китай (более 100 тыс.км в каждой), США (более 40 тыс.км) и Бразилию (30 тыс.км).

По общему грузообороту внутренних водных путей первое место занимают США, второе Китай, третье Россия, далее следуют Германия, Канада и Нидерланды.

Воздушный транспорт, скоростной, но дорогостоящий, имеет наибольшее значение в международных пассажирских перевозках для осуществления связей с отдаленными и труднодоступными районами мира. Инфраструктура воздушного транспорта представлена сетью аэропортов международного и местного значения. Аэропорты обеспечивают управление полетами, прием пассажиров, организацию их обслуживания и т.д. В международных воздушных сообщениях участвует свыше 1 тыс. аэропортов. Самые большие аэропорты мира (от 30 до 70 млн пассажиров в год) находятся в США (Чикаго, Атланта, Даллас, Лос-Анджелес), Великобритании (Лондон), Японии (Токио), Франции (Париж), Германии (Франкфурт-на-Майне). Эти же страны, вместе с Австралией, Китаем, Россией, Канадой и Нидерландами образуют десятку ведущих воздушных держав (по пассажирообороту) мира.

Читайте так же:
Какой аккумулятор выбрать на камри 50?

Воздушный транспорт в основном осуществляет пассажирские перевозки. Грузовые авиаперевозки, несмотря на быстрый рост, в общем, объеме грузооборота всех видов транспорта занимают незначительный удельный вес (доли процента).

Таблица классификации видов транспорта (география, 9 класс)

Таблица виды транспорта (география 9 класс)

География

Транспортная инфраструктура государства — один из важных показателей развития страны, который отражает уровень и структуру экономики. Отдельная составляющая этой системы — транспорт, который задействован при ее обслуживании. При изучении транспортных путей на уроках географии в 9 классе таблица видов транспорта помогает познакомиться с характеристиками основных современных средств передвижения.

Существующие категории средств передвижения

В настоящее время в мире существует несколько разных видов средств передвижения. В целом все их можно разделить на 3 большие категории:

Плюсы и минусы автомобильного транспорта

  1. Наземный
  2. Воздушный
  3. Водный.

Отличительные особенности видов транспорта

Для уроков географии в 9 классе в виде таблицы транспорт и его категории представить проще всего. В каждой категории можно заполнить графы, где будут учтены характеристики средств, плюсы и минусы автомобильного транспорта, железнодорожного и пр.

Вид транспортаДостоинстваНедостаткиВлияние на экологиюСфера использования
Гужевой (животные)Легко заменить животное, низкие затраты на обслуживание, необязательно наличие дорогОчень низкая скорость (в сравнении с остальными видами), низкий уровень комфортаПрактически не приносит вреда окружающей средеТуристические маршруты, перевозки на небольшие расстояния в сложной и пересеченной местности
АвтомобильныйУниверсальный, большая скорость, маневренность, удобство планирования маршрута и комфортДороговизна топлива, относительно низкая проходимость, не везде наличие подходящих дорогШум, вредные выбросы выхлопных газов в больших объемахПовсеместное использование для различных целей (пассажирские, грузовые перевозки)
ЖелезнодорожныйДоставка больших грузов, покрытие больших расстояний, скорость, относительно низкая цена поездкиНе везде наличие жд путей, высокая стоимость обслуживания транспорта и строительства новых путейШум, загрязнение окружающей пути местности отходами и выбросами газаДля относительно дальних перевозок пассажиров и грузов
СамолетныйВысокая скорость, комфортДороговизна полета, обслуживания и строительства, зависимость от погодных условий и географических особенностейВысокий уровень шума при полете, загрязнение атмосферыГрузовые и пассажирские перевозки, использование в военных, сельскохозяйственных или поисково-спасательных целях
ВертолетныйБольшая маневренность и мобильность, возможность попасть в труднодоступные места, нет взлетной полосы
МорскойОгромная грузоподъемность, дальние перевозкиОтносительно низкая скорость, высокая стоимость обслуживания судов и морских портовЗагрязнение акваторииГрузовые и пассажирские перевозки
РечнойОтносительно большая грузоподъемность, дальность перевозки, отсутствие необходимости дорог, небольшие затраты на обслуживание речных портовСезонность, не всегда соответствие направления маршрута и течения реки (что снижает скорость судна)Загрязнение рекГрузовые и пассажирские перевозки

Отраженные в таблице преимущества и недостатки железнодорожного транспорта и другого не являются исчерпывающими характеристиками. Кроме этого, весь транспорт можно условно разделить и на множество других типов.

Рейсовый автобус

Для каждого типа определяющим будет тот или иной признак:

  • Дальность следования (городской, пригородный, междугородный).
  • Комфортность на борту (эконом, стандарт, вип).
  • Количество пассажиров (общественный, индивидуальный) и т. д.

Если сделать сравнительный анализ, то самым дорогостоящим транспортом является воздушный и автомобильный. Главной особенностью их является высокая стоимость топлива. Но в то же время два этих вида транспорта составляют наибольшую долю пассажирских перевозок.

Транспортные сети России

В Российской Федерации используются все эти категории транспортных средств. Транспортное сообщение наиболее распространено в центральной части страны, где она имеет кольцевую структуру. В остальной части государства магистрали имеют широтное направление и заполняют в большинстве своем юг данной территории.

Если рассматривать классификацию транспорта исходя из количественной характеристики пригодных для него дорог и путей, можно сделать вывод, что транспортная сеть в России является одной из обширнейших в мире. В нее входят:

Транспортные сети России

  • Автомобильные дороги с покрытием — 984 тыс. км;
  • Воздушные линии — 600 тыс. км;
  • Речные судоходные пути — 115 тыс. км;
  • Железнодорожные пути сообщения — 87 тыс. км;
  • Троллейбусные линии — 5,3 тыс. км;
  • Трамвайные пути — 2,5 тыс. км;
  • Пути метрополитена — 0,514 тыс. км;

(Для удобства можно составить диаграмму из представленных данных.)

Самую обширную и протяженную сеть путей имеет наземный транспорт — это автомобильный и жд. В целом же, если рассматривать пассажирские перевозки, то лидерами являются воздушный и автомобильный, а в грузовых перевозках преобладают железнодорожный и морской транспорт.

§ 27. Транспорт

Значение транспорта заключается в том, что он обеспечивает взаимодействие производителей продукции и услуг и их потребителей.

Для эффективной работы транспорта необходимы: транспортные средства; объекты транспортной инфраструктуры; транспортные организации, которые выполняют работу по перевозкам грузов и пассажиров.

2. Какие показатели используются для характеристики транспорта?

Общее количество транспортных средств и уровень обеспеченности ими, протяжённость и густота транспортных путей, грузопоток, пассажиропоток.

3. На какие виды делится транспорт?

В состав входят: автомобильный, железнодорожный, трубопроводный, речной морской, воздушный.

4. Какими преимуществами и недостатками характеризуется каждый из видов транспорта?

Автомобильный транспорт наиболее эффективен при перевозке грузов и пассажиров на небольшие и средние расстояния. Главные его достоинства — манёвренность (доставка «от ворот до ворот») и высокие скоростные характеристики. К недостаткам относятся малая вместимость и влияние на окружающую среду.

Железнодорожный транспорт используется преимущественно для перевозок грузов на средние и дальние расстояния. Основные преимущества железнодорожного транспорта — большая вместимость и сравнительно низкая стоимость перевозок. Однако он уступает автомобильному транспорту в манёвренности и скоростных характеристиках.

Трубопроводный транспорт используется для транспортировки нефти (нефтепроводы) и природного газа (газопроводы). Основные его преимущества — независимость от погодных условий, беспрерывность действия, возможность транспортировки грузов в больших объёмах. Недостатки – загрязнение территории в результате протечки трубопровода.

Читайте так же:
Какие комплектации у Ниссан Жук?

Водный транспорт осуществляет перевозки грузов и пассажиров по акваториям рек, озёр, морей и океанов. Главные преимущества водного транспорта — низкая стоимость перевозок и возможность перевозить большие объёмы грузов. К недостаткам относятся невысокая скорость перевозок и зависимость от погодных условий.

Воздушный (авиационный) транспорт осуществляет перевозки пассажиров и грузов по воздуху с помощью разнообразных типов летательных аппаратов, преимущественно самолётов. Основное преимущество авиационного транспорта — высокая скорость и возможность доставлять грузы и пассажиров в труднодоступные для других видов транспорта районы. К его недостаткам относятся относительная дороговизна и необходимость взаимодействия с другими видами транспорта, поскольку большинство крупных аэропортов размещается за пределами городов.

5. Какова общая закономерность развития и размещения транспорта?

Чем более экономически развита страна, тем более густая и равномерная сеть транспортных путей проходит по ее территории.

2. От теории к практике.

Представьте, что вам нужно доставить небольшую партию скоропортящегося груза из Беларуси в Польшу. Каким видом транспорта вы для этого воспользуетесь?

Я бы доставляла это продукт специально оборудованным автомобильным транспортом. Если же продукция очень быстро портится, то тогда авиационным транспортом.

3. Обсудим.

Как вы думаете, в чём преимущества электрифицированных железных дорог? Является ли актуальным это направление для развития железнодорожного транспорта в Беларуси?

Основные преимущества электрификации железных дорог: повышение пропускной и провозной способности железных дорог; повышение производительности труда не только в локомотивном хозяйстве, но и по другим службам, что позволило снизить себестоимость перевозок на 30 40%; быстрая окупаемость капитальных затрат на электрификацию (3 4 года); повышение устойчивости работы железных дорог особенно в районах с тяжёлыми климатическими условиями.

В Беларуси электрификацию выгодно проводить только на путях с большим трафиком, это направление является актуальным.

Какие новые виды транспорта появились в крупнейших мегаполисах

Столица активно готовится к запуску МЦД — Московских центральных диаметров, который состоится уже в ноябре. Это будет принципиально новый для столицы вид транспорта: наземное метро, соединяющее Москву и область. Какие еще новые виды транспорта уже появились в крупнейших мегаполисах мира? Какие только в проектах? Что может взять для себя Москва? Об этом в материалах тематической страницы «Транспорт» рассуждают эксперты.

Из относительно новых видов личного транспорта наиболее прочно, пожалуй, «прописался» в мегаполисах электросамокат.

— Дело в его устойчивости, легкости и ультракомпактности. На этом транспорте можно ездить по пробкам, по тротуарам, в парках и вообще где угодно, — пояснил урбанист Григорий Мельник. — Более того, его можно сложить вдвое и взять с собой в метро, электричку или даже в офис. А еще этот транспорт не требует отдельной парковки.

Действительно, электросамокатов в Москве сейчас так много, что Мосгордума даже задумалась об особых правилах передвижения, которые нужно для них создать.

Значительно менее распространенное новшество — автомобили на одного человека. Современные производители автомобилей выяснили, что огромное количество людей ездит на своих персональных авто в одиночку, без других пассажиров. При этом используют его лишь для поездки из дома на работу и обратно. Так зачем же покупать обычные, полноразмерные машины, если вы не используете их возможности? Компания Toyota выпустила автомобиль специально для городских водителей-одиночек. Это ультракомпактный трехколесный электромобиль, который может при езде по дорогам протискиваться даже в самые малые щели между другими машинами, что позволяет ему куда быстрее преодолевать пробки.

— Я сильно сомневаюсь, что в Москве это получит массовое распространение, — считает Григорий Мельник. — Да, мы нередко ездим на машинах одни. Хотя, по статистике, среднее число людей в московском автомобиле все-таки 1,6. Но есть два крайне важных нюанса. Автомобиль в Москве не только и не столько средство передвижения, но и социальный маркер. Многие ездят на нем не потому, что так удобно — в Москве это как раз неудобно, а чтобы продемонстрировать свой социальный статус. Маленький одноместный авто гипотетически может быть у нас тонким писком моды, но широкого распространения не получит. Наш потребитель скорее купит джип — для престижа. Второй нюанс: большинство москвичей живет на два дома — есть квартира, и есть дача. Поэтому еще много лет будут востребованы автомобили, на которых можно возить инструменты, рассаду, урожай и прочие атрибуты дачного образа жизни.

Еще одно ноу-хау — система автобусных пассажирских перевозок. Сейчас, как известно, городские автобусы ходят по заранее определенным маршрутам, а в будущем они могут стать более похожими на такси. В качестве примера можно привести транспортную систему Navia, которая запущена в Сингапуре.

Она основана на использовании одноименных компактных электробусов. Они вмещают максимум восемь человек, следовательно, их можно использовать при поездках в нужную точку малых компаний людей, для совместных прогулок или корпоративных выездов.

— Это вполне работающая история, но исключительно для рекреационных целей. Если подобные автобусы появятся в наших лесопарках, я не удивлюсь, — считает Григорий Мельник. — Дело в том, что маршрутным транспортным средством они быть не могут по определению. Москве как мегаполису необходимы большие автобусы, подвозящие пассажиров к метро. А такие «маршрутки без водителя» — это скорее для развлечения.

Идея, которая уже широко реализована во всем мире, — электромобили. Их главный плюс — не дают выхлопов. К тому же они более тихие. В Москве уже есть станции для их подзарядки, но счет самих электромобилей пока идет на десятки.

Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики, уточняет:

— Ситуация неудивительна. Пока электромобиль стоит как минимум 6–7 миллионов рублей, трудно предположить, что он вытеснит личный транспорт, работающий на углеводородах, — пояснил эксперт.

Читайте так же:
Как восстановить доступ к Альфа Мобайл?

Григорий Мельник уточняет:

— Дело не только и не столько в цене, сколько в государственной политике. Во многих городах Европы, например, налог на электромобили значительно ниже, чем на автомобили обычные. Плюс они могут бесплатно парковаться. В общем, если власти предусмотрят ряд стимулов, доля электромобилей вырастет.

Во многих странах мира уже начали курсировать беспилотные автомобили. В Москве их тоже тестировали, и реальное применение — вопрос ближайшего будущего.

— Беспилотные автомобили, вне сомнения, на дорогах появятся. И плюсов в них точно много, — считает Григорий Мельник. — Главный, пожалуй, в том, что они позволяют экономить все дорожающее время. Ты сел в беспилотный автомобиль и можешь не следить за дорогой, а заниматься своими делами. К тому же в беспилотниках исключен человеческий фактор и, следовательно, вероятность автоаварий.

Вместе с тем, как пояснил эксперт, будущее самих автомобилей в мегаполисах под большим вопросом.

— Одна из главных тенденций развития городов — их уплотнение. Города растут ввысь, людей в них живет все больше, шины тут просто физически не помещаются, — рассказывает Мельник. — Ведь одному автомобилю нужно иметь место дом с домом и рядом с офисом. Плюс иметь место на дороге. Все вместе это 40–50 кв. метров. Если учесть, что средняя обеспеченность москвичей жильем — 19 кв. метров, а наше офисное пространство еще меньше, то получается, что машина сейчас занимает больше места, чем человек! Рано или поздно подобная ситуация закончится. Сама логика развития города вытесняет из него автомобиль. Во всяком случае — личный. Рано или поздно машины станут малодоступной роскошью.

Столица также решила развивать сеть канатных дорог. Ее презентация состоялась на прошедшем в парке «Зарядье» Урбанфоруме. Напомним, одна канатка уже ездит над Москвой-рекой — между Воробьевыми горами и Лужнецкой набережной. Следующий этап — дорога над Химкинским водохранилищем: между станциями метро «Сходненская» и «Речной вокзал». Еще одна трасса строится на ВДНХ. Также канатки планируют построить от станции метро «Алма-Атинская» до района Капотня, от улицы Липецкой до метро «Орехово».

— То, что сейчас строится или построено в Москве, — это для туристов, — пояснил Григорий Мельник. — А вот канатные дороги как транспортный проект — пока под вопросом. Чисто гипотетически они необходимо. Во-первых, не занимают дефицитное место на земле. Во-вторых, бесшумны, в-третьих — соединяют между собой объекты, которые на земле соединить проблематично. В общем, посмотрим, как это будет выглядеть на практике. Принципиальный момент — цена проезда. Если она будет, как на канатной дороге в «Лужниках» — 200 рублей в одну сторону, то перспектив, как у общественного транспорта, у нее крайне мало. А вот если будет можно расплатиться «Тройкой» по городскому тарифу, то это скорее неплохой вариант.

А вот с речными маршрутками ситуация более определенная. Уже в 2021 году в Москве появится регулярный речной транспорт. Об этом заявил заммэра Максим Ликсутов.

—Первый маршрут будет проходить от Нижних Мневников до Киевского вокзала. Он свяжет «Деловой центр» с городскими парками, — пояснил Ликсутов.

Как предполагается, каждое судно будет отчаливать в свое время и приходить обратно ровно по расписанию. Интервал движения — шесть минут. Длина маршрута — 10 километров.

Движение речных трамваев не прекратится и зимой. Вода на их пути не успеет схватиться толстым слоем льда. А если такое и случится, по маршруту с утра будут пускать ледокол.

— Тарифы будут действовать городские, — добавил Ликсутов. — Но сколько именно будет стоить проезд, говорить пока рано. В европейских городах эта практика давно уже есть. Вот и мы попробуем. Вместимость судна — 100 человек.

Холдинг «Вертолеты России» заявил о планах запуска вертолетного такси в Москве и Подмосковье после 2025 года. Предполагается три вида перевозок. Первый — это полет по запросу между разными районами Москвы для одного-двух пассажиров, он будет занимать в среднем 15 минут. Второй — это полет по расписанию из города в аэропорты с максимальной вместимостью в пять пассажиров. Третий — из города в область.

Мегаполис ездит по рельсам

Юрий Аралов, член общественного объединения «Город и транспорт»

— Глобальной транспортной революции в ближайшие десятилетия я бы не ждал. Как показывает практика, новые системы передвижения по городу — например, монорельс или канатная дорога, да, появляются, но по-прежнему имеют довольно узкую сферу применения. В Москве к тому же монорельс приносит более миллиарда рублей убытков в год, и уже принято решение заменить его трамваем. В других странах, как и в Москве, монорельс это скорее экзотика. Он нужен, чтобы развозить гостей по территории выставок или пассажиров из аэропортов.

Говоря о «канатках», многие кивают на дорогу между Нижним Новгородом и городом Бор. Да, это серьезный транспортный проект, но его появление вызвано лишь тем, что в этом месте просто нет моста через реку. Появится мост — «канатка» станет таким же аттракционом для туристов, как в Москве, на Воробьевых горах.

Если говорить о чем-то реальном, то будущее — за рельсовым транспортом. И подземным (метро) и наземным — комфортные электрички между Москвой и областью, скоростные и обычные трамваи.

Главное достоинство этого транспорта — он не стоит в пробках. Второй большой плюс — не делает выбросов, что для Москвы крайне важно.

По этой же причине, кстати, город будет делать ставку на электробусы. Сейчас большинство из тех, что уже есть в Москве, имеют дизельные двигатели, которые включаются на морозе — если заряда аккумулятора не хватает для поддержания комфортной температуры в салоне. Дизель — это очень плохой, самый грязный выхлоп. Но есть и хорошая новость — производители электробусов нашли новое технологическое решение и от дизеля намерены отказаться. Москве, кстати, имеет смысл использовать и электробусы с динамической подзарядкой — как в Крыму и Санкт-Петербурге. Это удобно: часть пути транспорт проходит именно как электробус, а часть — как троллейбус, цепляясь «рогами» к контактной сети, чтобы подзарядиться.

Читайте так же:
Какой штраф за использование летней резины в зимний период?

Тенденция развития транспорта в Европе — переход на рельсы и электричество. Хотя бы потому, что он более экологичный и, как правило, более быстрый. Москва, я уверен, тоже начнет постепенно отказываться от автобусов. Это технология ХХ века, а мы живем уже в ХХI, который диктует более высокие требования. Тот же скоростной трамвай, я считаю, будет вполне удобен для Новой Москвы. Он намного дешевле метро, а проходная способность очень высока. К тому же в Новой Москве достаточно места, чтобы этот вид транспорта развивался. Хотя, разумеется, и метро тоже необходимо. Ну, разумеется, в ближайшем будущем будут развиваться МЦД — Московские центральные диаметры. Они надежно свяжут Москву и область.

Новые транспортные системы изобретают во всем мире. В Лондоне, например, решили построить огромную сеть велосипедных эстакад с названием SkyCycle, которая покроет практически весь город, соединив по принципу магистральных автострад окраины британской столицы между собой и с центром города. Всего планируется построить 220 километров подобных велосипедных дорог, часть из которых будет крытой и, следовательно, всепогодной.

— Что-то похожее в свое время предлагалось в Москве. Этот проект называли велополитен, — рассказывает президент Российского велотранспортного союза Игорь Налимов. — Идея интересная, она бы способствовала развитию велосипеда не как средства для прогулок, а именно как транспорта.

SkyTran — еще один проект, подразумевающий создание персонального городского железнодорожного транспорта. Технологию разработала израильская компания Israel Aerospace Industries. Система работает про принципу магнитной левитации: вагоны будут «притягиваться» к рельсам наверху. При этом сами вагончики будут совершенно небольшими, они рассчитаны на перевозку двух-четырех человек. Капсулы будут курсировать в среднем каждые 30 секунд. Пассажиры смогут вызывать их при помощи SMS или через специальное приложение в смартфоне. Средняя скорость движения — 70 километров в час, но на специальных скоростных участках вагончики смогут разгоняться до 250 км/ч.

Читайте также: Как Москва-река превратилась в главную водную артерию столицы

Транспорт России – морской, железнодорожный (география, 9 класс)

Транспорт является одной из важнейших отраслей хозяйства, крупнейшей частью экономики любой страны. Он обеспечивает внешнюю и внутреннюю торговлю, развитие производственных связей, пассажирские и грузоперевозки. Транспорт России имеет свои характерные особенности, с которыми познакомимся поближе.

Транспорт России – морской, железнодорожный (география, 9 класс)

Общая характеристика

Транспортная система России отличается развитой обширной транспортной сетью, одной из наиболее крупных в мире. Развитие хозяйства невозможно представить без данной отрасли, которая включает в себя несколько основных видов транспорта:

  • сухопутный(автомобильный и железнодорожный);
  • водный(речной и морской);
  • воздушный(авиационный);
  • трубопроводный.

Суровый климат в совокупности с огромными пространствами предопределили особенности российского транспорта как хозяйственной отрасли страны. В настоящее время наибольшее значение для России имеет наземный всепогодный транспорт: трубопроводный и железнодорожный. Именно эти виды транспорта выполняют основной объем грузовой работы.

Транспорт России – морской, железнодорожный (география, 9 класс)

Рис. 1. Железнодорожный транспорт России.

Текущее состояние отечественной транспортной системы характеризуется низким техническим уровнем, износом большинства транспортных средств, отсутствием инвестиций для решения накопившихся проблем. Все эти факторы снижают качество их работы, отрицательно сказываются на безопасности транспортировки.

Виды транспорта России

В России представлены все виды транспорта, каждый из которых имеет свои особенности.

  • Железнодорожный транспорт. Занимает ведущее место в транспортной системе России благодаря своей универсальности. На него приходится основная масса грузов, которые нужно перевозить на большие расстояния. По-прежнему очень популярными остаются и пассажирские перевозки, как на небольшие, так и дальние расстояния. Кроме того, эффективность работы железнодорожного транспорта не зависит от погодных условий, что особенно актуально для севера России.
  • Морской транспорт России. Является лидером в межгосударственном грузообороте. Имеет важное стратегическое значение, поскольку располагается на берегах морей трех океанических бассейнов: Северного Ледовитого, Атлантического и Тихого.

Транспорт России – морской, железнодорожный (география, 9 класс)

Рис. 2. Морской транспорт России.

  • Речной транспорт. Россия имеет густую речную сеть, и многие реки являются судоходными. Главным в стране является Волго-Камский речной бассейн, а стержнем водной системы европейской части страны является Волга.

Роль водного транспорта в России не слишком велика из-за короткого навигационного периода. Так, единственным незамерзающим морским портом России является порт, расположенный в Калининграде.

  • Авиационный транспорт. Является самым дорогим, что существенно ограничивает его значимость в грузоперевозках, за исключением скоропортящихся продуктов. Однако авиационный транспорт важен для пассажирских перевозок. В районах Крайнего Севера большую роль играют вертолеты, которые существенно облегчают жизнь в условиях сурового климата.

Транспорт России – морской, железнодорожный (география, 9 класс)

Рис. 3. Вертолеты на Крайнем Севере.

  • Автомобильный транспорт. По общей протяженности автодорог России является одним из мировых лидеров. Данный вид транспорта имеет большое значение при перевозках пассажиров и грузов внутри страны, при обслуживании сельского хозяйства и промышленности, строительства, торговой сети. Главной проблемой продолжает оставаться плохое качество дорог, многие из которых не имеют твердого покрытия.
  • Трубопроводный транспорт. Один из важнейших видов транспорта в России. Благодаря ему происходит транспортировка природного газа , нефти. Протяженность трубопроводов на территории страны очень велика.

Что мы узнали?

При изучении темы «Транспорт России» по программе географии 9 класса мы узнали, как развит транспорт на территории страны. Также мы познакомились с краткими характеристиками разных видов транспорта России и выяснили, какие из них имеют наибольшее значение для экономики государства.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector