Bitavtoptz.ru

Бит Авто
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Конспект занятия «Разные виды транспорта»

Конспект занятия «Разные виды транспорта»

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром «Разные виды транспорта»

Автор занятия: Кадоркина Марина Владимировна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №27 «Золотой ключик», г. Бугульма.

Образовательные: познакомить обучающихся с видами транспортных средств и с терминами «наземный», «водный», «воздушный», «общественный», «легковой», «грузовой», специальный»; научить применять полученные знания в жизни.

Развающие: вызвать интерес к предмету; развивать внимание, память, любознательность, умение сравнивать, обосновывать свои суждения.

Воспитательные: воспитывать нравственные качества, культуру поведения в общественном транспорте.

Ход занятия:

Воспитатель:

Здравствуйте, дети! Посмотрите, ребята, кто прилетел к нам на шариках.

Воспитатель:

Это необычный клоун, он прилетел на волшебных шарах, на которых написаны числа и буквы. Но, пока он летел, шарики спутались, помогите собрать их. Для этого надо расположить числа в порядке возрастания. Читаем хором, какое получилось слово.

Воспитатель:

Посмотрите внимательно на шары, какого они цвета?

Красный, желтый, зеленый.

Воспитатель:

Что напоминают эти цвета?

Воспитатель:

То, что вы узнали,
Подтвержу для ясности:
Светофор стоит на страже
Нашей безопасности.
Он и вежливый и строгий,
Он известен на весь мир,
Он на улице широкой
Главный для транспорта командир!

Как вы понимаете слово транспорт?

Это машины, велосипеды, трамваи.

Воспитатель:
На улице нашей
Машины, машины,
Машины малютки,
Машины большие.
Эй, машины, полный ход!
Спешат грузовые,
Фырчат легковые.
Торопятся, мчатся,
Как будто живые.
У каждой машины
Дела и заботы.
Машины выходят
С утра на работу.

Транспортных средств очень много. Давайте рассмотрим самый близкий нам вид транспорта. Машины, которые передвигаются по земле мы относим к наземному виду транспорта. Давайте расскажем Клоуну о них. О какой из этих машин вы можете рассказать?

Клоун улыбается, он доволен вашими рассказами.

Работа по блок-схеме

Воспитатель:

Наземный вид транспорта делится на группы. Есть специальный, общественный, легковой, грузовой. Как вы думаете, почему их так назвали и чем они отличаются друг от друга?

Грузовые машины перевозят грузы, а общественные пассажиров, специальные для выполнения специальных работ.

Воспитатель:

Ребята, какие машины относятся к специальным машинам?

Пожарная машина, скорая помощь, милицейская машина, машина газовой службы.

Беседа о видах транспорта и их назначении

Воспитатель:

Правильно, молодцы! Ребята, есть такие специальные автомашины, которые мчатся, гудя на всю улицу, не останавливаясь на перекрестках. На одной написано: «Скорая помощь». Почему эту машину все пропускают? Потому что больного надо поскорее доставить в больницу. По телефону 03 мы связываемся со службой скорой помощи.
А вот и другая машина, которая летит, обгоняя всех, и некто ее не задерживает. На ней ничего не написано, но ее сразу все узнают, ведь одни только пожарные машины бывают красные, как огонь. Пожарную машину пропускают без задержки – огонь нужно скорее потушить, пока он дом не сжег. Набрав, по телефону 01 мы можем, вызвать пожарную помощь.
Сигнал по номеру 02 получают работники милиции, когда жизни людей угрожает опасность от преступников.

Игра «Подбери подходящий транспорт»

Воспитатель:

Клоун устал и хочет с вами поиграть. У вас на партах лежат картинки, где изображено какое – либо транспортное средство. Клоун показывает сигналы вызова экстренной помощи (01, 02, 03, 04), а вы покажите соответствующие картинки.
Специальные машины мы вызываем в экстренных случаях. Но чаще в жизни мы сталкиваемся с общественным транспортом. К общественному транспорту относится трамвай, троллейбус, метро, автобус. Слово трамвай пришло к нам из Англии. «Трем» — вагон, ходящий по путям, по рельсам. Двигается он за счет тока, который поступает от электростанции в верхний провод, оттуда в дугу трамвая и к электродвигателю, который и движет его. Затем ток идет через колеса к рельсам и возвращается на электростанцию. Трамвай может иметь один, два, а иногда и три вагона.
Что касается троллейбуса, то слово «бус» — это сокращенное слово «омнибус» — карета для всех. Слово «троллей» означает «Контактный провод». А слово автобус означает «авто» и «бус», они бывают разной формы. А в Англии даже в два этажа.
Самым быстрым общественным транспортом в больших городах является метро. Впервые метро было, построено в Англии, а в России оно появилось в 1935 г. в Москве.

Игра «Запрещается – разрешается»

Ребята, у Клоуна возник вопрос, знаете ли вы правила поведения в общественном транспорте? И поиграем в игру «Разрешается – запрещается». Игру будем проводить с движениями. Сейчас вы увидите, сюжетные картинки если действие изображенное на картинке разрешается вы должны хлопать, а если действие которое не приемлемо на транспорте то топаете ногами.
Мы с вами поиграли, отдохнули, а теперь продолжим нашу работу. Мы подробно разобрали наземный вид транспорта, но существуют еще другие виды транспорта. Посмотрите на экран и назовите, какие еще виды транспорта вы здесь видите?

Корабль, катер, теплоход – водный.
Самолёт, вертолёт, ракета – воздушный.

Воспитатель:

Правильно. А как вы думаете, для чего нам нужны все эти транспортные средства?

Чтобы ездить на них, чтобы плавать, летать, перевозить грузы, людей!

Воспитатель:

Но кто же управляет всеми этими машинами?

Машина — водитель
Ракета — космонавт
Корабль — капитан

Воспитатель:

Вот на картинах мы видим с вами три вида транспортных средств. А скажите, правильно ли транспорт выбрал свой путь?

На самолёте мы с вами летим по воздуху.
На машине мы едем по дороге.
На корабле мы плывём по морю, по океанам!

Воспитатель:

А теперь, давайте поиграем в игру «Что лишнее?»

Воспитатель:

Ой, ребята, посмотрите, что это за дорожка? И наш Клоун тут. Это, ребята, дорожка знаний, давайте пройдем по ней и повторим, как вы все запомнили. О чем мы сегодня говорили? Отправляемся в путь. Чтобы не скучать в пути, давайте я вам загадаю загадки.

Не птица, а летает,
Не пчела, а жужжит.
Всех людей, кто пожелает
Быстро – быстро он домчит.
(Самолет)

К какому виду транспорта относится самолет? Что мы узнали об этом виде транспорта?
(Ответы детей).

Молодцы! Можем двигаться дальше. Слушаем следующую загадку:

Паровоз без колес!
Вот так чудо – паровоз!
Не с ума ли он сошел?
Прямо по морю пошел!
(Пароход)

Да, правильно, что вы можете рассказать о пароходе? (Ответы детей).

Умницы! Слушайте следующую загадку:

Для этого коня еда –
Бензин, и масло, и вода.
На лугу он не пасется,
По дороге он несется.
Что же это?
(Автомобиль)

Читайте так же:
Как слить воду с ваз 2105?

Для чего нужны автомобили? К какому виду транспорта он относится? (Ответы детей).

Клоун улыбается, он доволен вашими ответами. А отгадаете ли вы следующую загадку?

Дом по улице идет,
На работу всех везет.
Не на тонких курьих ножках,
А в резиновых сапожках.
(Автобус)

Молодцы! Клоун приглашает нас сесть в автобус и проехать одну остановку. Но автобус не двинется с места, пока мы не расскажем как нужно вести себя в транспорте. Давайте повторим правило, докончив, предложения словами «разрешается», «запрещается».

При посадке в транспорт
Входить в задние двери . (разрешается)

А выходить через передние . (разрешается)

Если едешь в транспорте,
И вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая,
Проходи скорей вперед.
Ехать «зайцем», как известно, . (запрещается)

Уступать старушке место . (разрешается)

Опираться на входную дверь . (запрещается)

Сесть на свободное место . (разрешается)

Высовываться из окна . (запрещается)

Громко разговаривать и кричать . (запрещается)

Вы Клоуну показали свои знания, можем отправляться в путь. И так, последняя остановка, автобус остановился, но двери почему-то не открываются. Для того, чтобы они открылись, мы должны вспомнить, как обходят автобус?

Надо подождать, когда он уйдет.

Воспитатель:

Молодцы, ребята! Мне и Клоуну очень понравилось, как вы работали, были внимательными, активными. Клоуну было интересно на уроке и в знак благодарности он хочет вам подарить свои шарики.

Новый курс сайта Воспитатель для четырехлеток»

В 1930 году в американский прокат вышел фильм «Песня мошенника» (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

«Виды транспорта»

1. Систематизировать и расширять знания детей о разнообразии и видах транспорта, их значении для человека; упражнять в умении классифицировать транспорт по видам; дать представление о том, что автомобиль бывает не только другом, но и врагом для человека.

2. Расширять кругозор уч-ся; развивать умения работать в группах, речь, мышление.

3. Воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к окружающей природе.

1. Организационный момент

— Здравствуйте ребята! Сегодня у нас очень интересная и важная тема.

В течение занятия мне очень хотелось чувствовать вашу поддержку, будьте активны и внимательны, а мои глаза будут видеть вас, мои руки вам всегда придут на помощь, мое сердце всегда отзовется на вашу просьбу.

2. Введение в тему

Чтобы узнать о чём мы будем говорить на уроке, разгадайте кроссворд.

1.Он по рельсам катит резво,
Все колеса из железа.
Эй, прохожий, не зевай –
Это катится?…

2. Там, где строят новый дом,

Ходит воин со щитом.

Где пройдет он, станет гладко,

Будет ровная площадка.

3. С трудным названием

Плывет белый гусь —

4. Для этого коня еда —

Бензин, масло и вода.

На лугу он не пасется,

По дороге он несется.

5. Дом по улице идет,

На работу всех везет

Не на курьих тонких ножках

А в резиновых сапожках

6. Я зашел в зеленый дом,

Больше суток пробыл в нем.

Оказался этот дом

В дальнем городе другом.

7. Летит птица-небылица,

А внутри народ сидит,

Меж собою говорит.

8. Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень быстро в час любой

Провезу вас под землей.

9. Несется и стреляет,

Трамваю не угнаться

За этой тараторкой.

Ключевое слово: транспорт

2. Сообщение темы и цели урока.

— Итак, сегодня мы будем говорить о видах транспортных средств и их назначением.

— Сегодня на уроке мы познакомимся с различными видами транспорта, научимся делить на группы, рассмотрим, как влияет транспорт на окружающую среду.

3. Работа над новым материалом.

1. Вступительная беседа.

— Что такое транспорт? (Транспорт – средство передвижения человека на любые расстояния.)

— Для чего нужен транспорт? (Чтобы быстро передвигаться, чтобы перевозить груз, чтобы облегчить труд.)

— На какие группы по месту передвижения можно разделить транспорт?

— Как вы думаете, каким транспортом пользовались люди, когда не было ни машин, ни самолётов, ни поездов?

На помощь человеку пришли домашние животные: лошади и ослики, а в жарких странах слоны и верблюды. Такой транспорт называется гужевым. Человек получил возможность путешествовать и перевозить небольшие грузы. Позднее человек изобрёл лодку и парус и стал использовать силу ветра, надувающего паруса и тем самым получил возможность плавать по рекам, морям и океанам. Это открыло перед людьми далёкие загадочные земли.

А какие современные виды транспорта вы знаете? (Автомобиль, теплоход, метро, самолёт).

Есть разные виды транспорта – одни летают в небе, другие – ездят по дорогам, третьи – плавают по морям и океанам. Весь транспорт можно разделить на такие виды:

1. Воздушный – к нему относятся самолёты, вертолёты, воздушные шары, ракеты, дирижабли.

2. Наземный – к нему относятся автомобили, пожарные машины, велосипеды, поезда, автобусы, мотоциклы, трактор, трамвай, экскаватор.

3. Водный – корабли, лодки, катера, яхты, подводные лодки, моторная лодка, парусник.

4. Подземный – к нему относится метро.

5. Но есть ещё транспорт, который выполняет специальные перевозки: полиция, скорая помощь, пожарная. Такой транспорт называется специальным.

Когда у нас всё хорошо, мы мало обращаем внимание на проезжающие мимо машины «скорой помощи», «полиции», «пожарной». Но когда случается беда, мы ждём их с нетерпением.

— Каждый транспорт приносит пользу человеку. Одни помогают строить дома, другие перевозят грузы и пассажиров. На работу люди добираются на автобусах и трамваях. Многие пользуются личным транспортом.

— На какие группы по месту передвижения можно разделить транспорт?

— Ребята, давайте сейчас обратимся к сказкам. (Показываются картинки со сказочными героями: Баба-Яга, Карлсон, Маленький Мук, Избушка на курьих ножках.)

— Как передвигаются в сказках эти герои?

— Давайте движениями покажем это. (Карлсон – пропеллер – руками махать как пропеллером; Баба-Яга – ступа – взмахи руками поочерёдно, как будто машут метлой; Маленький Мук – сапоги-скороходы – на месте бежать; Избушка – курьи ножки – приседать.)

4. Экологическая минута.

— Трудно представить нашу жизнь без транспорта. Мы ездим на автомобилях, поездах, мотоциклах, самолётах, кораблях. На транспорте перевозим грузы, путешествуем, ездим на работу и учёбу. А представьте себе, что может случиться, если исчезнут машины скорой помощи, пожарные и другие специальные машины?

— Всегда ли автомобили приносят пользу?

— Как автомобили вредят природе? (Ответы детей: сигналом своим распугивает животных, бензин из автомобилей попадает в реку и загрязняет её, выхлопные газы загрязняют воздух.)

Читайте так же:
Когда менять масло в коробке Королла 150?

— Что же нужно сделать, чтоб решить проблему с загрязнением транспортом окружающей среды?

— Какие виды транспорта не загрязняют окружающую среду?

— Какую помощь можете предложить вы?

— Конструкторы уже создают транспортные средства, не загрязняющие окружающую среду. (Показ иллюстраций, где изображены автомобили будущего: электромобили)

— Эти люди очень умные. А вы хотели бы быть такими изобретателями?

— Значит, надо хорошо учиться уже сейчас.

5. Закрепление изученного материала.

— В завершении нашего урока давайте проверим, насколько вы были внимательны на уроке. Я буду зачитывать по одному предложению, а вам нужно будет согласиться или не согласиться со мной. Если вы согласны с моим утверждением, то говорите «да», если не согласны, то говорите «нет».

1. Транспорт – это средство передвижения. (+)

2. Автобус – вид воздушного транспорта. (–)

3. Корабль является наземным транспортом. (–)

4. К подземному транспорту относится метро. (+).

5. Лодка – это транспорт, который передвигается по воде.

6. Весь транспорт делится на 4 группы: воздушный, наземный, водный, подземный. (+)

7. Шум автомобиля может испугать зверей. (+)

8. При выбросе выхлопных газов загрязняется воздух. (+)

6. Итог урока.

— Что такое транспорт?

— На какие виды мы разделили весь транспорт?

— Как человек использует транспорт, в своей жизни?

— Как транспорт влияет на загрязнение окружающей среды?

— Каким должен быть транспорт, чтобы он не загрязнял воздух?

— Интересным ли вам был урок?

-75%

Отличие рейсового от междугороднего автобуса

Современная индустрия автобусостроения не стоит на месте. Если раньше некоторые категории транспортных средств мало чем отличались друг от друга, то сегодня даже близкие по своим техническим характеристикам модели имеют серьезные отличия. Оценить прогресс в этом направлении нам поможет сравнение некогда близких между собой групп автобусов: междугородних и рейсовых, которые также используют для перевозок туристов.

междугородний автобус

Отличие в технических требованиях

И междугородные и рейсовые автобусы относятся к категории автобусов дальнего следования. Транспорт этого класса рассчитан на дальние перевозки и длительное пребывание в пути. Но если междугородние автобусы обычно осуществляют перевозки между соседними городами, то рейсовые ориентированы на транспортировку пассажиров между удаленными друг от друга населенными пунктами, расположенными иногда в разных странах. Поэтому максимальное время пребывания транспорта в пути будет отличаться в несколько раз. Рейсовые автобусы в отличие от междугородних могут осуществлять перевозки в течение нескольких дней в пределах нескольких стран.

Перемещение по зарубежным автомагистралям осуществляется согласно установленным международным нормам, определяющим правила перевозок и требования к техническим характеристикам транспортных средств:

  1. Рейсовые автобусы должны иметь несколько независимых тормозных систем.
  2. Маршрут может пролегать через высокогорные участки трассы, поэтому пассажирские сидения дополнительно оснащаются ремнями безопасности.
  3. Шины рейсовых автобусов должны иметь повышенную прочность.
  4. В обязательном порядке на рейсовые автобусы дальнего следования устанавливают тахографы для контроля скорости движения и времени в пути.

Кроме того, рейсовые автобусы отличаются от междугородних более вместительным багажным отсеком. Возникающий дефицит места компенсируют за счет снижения площади коридора салона и накопительных площадок. Для обеспечения безопасности движения на габаритные модели современных рейсовых моделей устанавливают вспомогательные зеркала для заднего обзора и видеокамеры. Из-за дополнительной комплектации цена туристического автобуса обычно выше стоимости междугороднего.

Требования к комфорту

рейсовый автобус

Перевозки рейсовыми автобусами могут длиться несколько дней подряд, поэтому требования к комфорту их салонов заметно выше, чем к междугородним модификациям.

Одним из базовых требований является наличие широких панорамных окон для обзора достопримечательностей и снижения уровня психологического дискомфорта. Устранить проблемы, связанные с продолжительным сидением в одной позе, помогают удобные кресла с механизмом регулирования положения спинок и подлокотников. В обязательном порядке в рейсовых автобусах монтируют системы принудительной вентиляции, кондиционирования и отопления. Для обеспечения полного комфорта в салоне также устанавливают туалет, бойлер, кофеварку, мониторы и систему навигации.

О продукции YUTONG

Компания YUTONG прошла долгий путь от небольшого предприятия, использующего зарубежные технологии, до флагмана индустрии, продукция которого стала эталонной. Китайский производитель внес свой вклад в развитие технологий автобусостроения и способствовал определению критериев более четкого разграничения автобусов разных категорий. Продукция YUTONG соответствует стандартам качества РФ, КНР, ЕС, США и других стран мира, что в сочетании с широким ассортиментом позволяет найти в каталоге оптимальный вариант для всех возможных условий перевозки. Помимо городских, рейсовых и междугородних моделей здесь можно купить пригородный автобус для маршрутов длиною менее 20 км.

Классификация видов городского транспорта

Современный городской транспорт по своему назна­чению подразделяется на следующие категории:

пасса жи р с к и й — электрифицированные желез­ные дороги, метрополитен, трамвай, монорельсовый транспорт, троллейбус, автобус, конвейерный транспорт, легковые автомобили, мотороллеры, мотоциклы, велоси­педы, речной трамвай, вертолеты;

грузовой— грузовые автомобили, трамваи, трол­лейбусы, мотороллеры;

специальный — санитарные и пожарные авто­мобили, автомобили для уборки улиц и домовладений и т. п.

В свою очередь, пассажирский транспорт в зависимо­сти от вида пользования транспортными средствами и их принадлежности может быть подразделен на три группы:

· общественный массовый общего пользования — элек­трифицированные железные дороги, метрополитен, трам­вай, моиорельсовый транспорт, троллейбус, автобус, конвейерный транспорт и вертолеты;

· общественный индивидуального пользования — так­си, легковые автомобили проката и ведомственные;

· личный индивидуального пользования — легковые автомобили, мотороллеры, мотоциклы и велосипеды.

Общественный и личный транспорт индивидуального пользования но условиям организации движения можно объединить под общим названием — легковой автомо­бильный транспорт.

Массовый транспорт общего пользования отличается значительной по сравнению с индивидуальным транс­портом вместимостью и большой провозной способно­стью. Характерной особенностью массового транспорта является то, что он работает на установленных марш­рутах.

Классификация массового пассажирского транспорта может быть произведена по различным признакам.

В зависимости от расположения транспортных линий относительно улиц массовый транспорт подразделяет­ся на:

· уличный — трамвай, троллейбус, автобус;

· в н е у л и ч н ы й — метрополитен, глубокие вводы электрифицированных железных дорог, скоростной под­земный трамвай, моиорельсовый транспорт и вертолеты.

По характеру путевых устройств различают два вида городского транспорта:

· рельсовый — метрополитен, глубокие вводы элек­трифицированных железных дорог, трамвай, монорель­совый транспорт;

· безрельсовый — троллейбус, автобус.

Наконец, но роду используемой двигательной силы весь городской общественный транспорт можно объеди­нить в две большие группы:

· с электрическим двигателем — метрополитен, глубо­кие вводы электрифицированных железных дорог, трам­вай, троллейбус, монорельсовый транспорт;

· с двигателем внутреннего сгорания — автобус с кар­бюраторным и дизельным двигателем, речной трамвай, вертолет.

Читайте так же:
Какие колеса поставить на ваз 2104?

2. Пассажирский транспорт общего пользования

Автобусы — наиболее распространенный вид транс­порта. Сеть автобусных линий, как правило, характери­зуется наибольшей протяженностью. В зависимости от назначения автобусные линии подразделяются на два вида:

· основные, обеспечивающие непосредственную транспортную связь между отдельными районами и пас­саж прообразующими пунктами;

· подвозящие, обеспечивающие доставку пассажи­ров к остановочным пунктам более мощных видов транс­порта (трамвай, метрополитен, железнодорожные ли­нии).

Основные автобусные линии по положению в плане города подразделяются на:

· внутренние, оба конечных пункта которых нахо­дятся в пределах города;

· в ы л е т н ы е, связывающие город с пригородной зо­ной и имеющие один конечный пункт за его пределами.

Основные внутренние линии имеют длину, соответст­вующую линейным размерам города; вылетные линии до­стигают большей длины (50 км п более). Подво­зящие линии отличаются обычно малой протяжен­ностью.

Чтобы создать наилучшие условия эксплуатации, трассы автобусных линий прокладывают по улицам с усовершенствованными покрытиями (цементобетои-ным, асфальтобетонным, мостовым из брусчатки и мо­заики), которые обеспечивают высокую скорость движе­ния при наименьшем расходе горючего и минимальном износе ходовых частей и резины. Однако автобусы могут временно эксплуатироваться и на трассах с переходны­ми типами покрытия (булыжная мостовая, щебеночное шоссе н пр.).

По сравнению с другими видами массового транспор­та автобусы обладают наибольшей маневренностью, но по провозной способности уступают трамваю. Недостат­ком автобусов, как и всего автомобильного транспорта, является загрязнение воздушного бассейна городов от­работанными газами.

Автобусное движение играет существенную роль в обслуживании развивающихся районов города, для ко­торых устройство более мощных видов транспорта на первых этапах может быть экономически нецелесооб­разным. Кроме того, автобус с успехом применяют па городских маршрутах в центральных районах, особенно в старых городах с извилистыми и недостаточно широ­кими улицами.

Автобусные перевозки можно подразделить на: го­родские, пригородные, местные (с протяженностью маршрута до 100 км), междугородные ближние (100— 300 км), междугородные дальние (свыше 300 км), слу­жебные и т. д. Провозная способность автобусной липни при хорошей организации составляет 4500—5000 пас/ч в одном направлении. Тенденция повышения провозной способности автобусных линий выражается в увеличении вместимости автобусов за счет применения сочлененных кузовов и двухэтажных автобусов.

Автобусы местного сообщения используются для внутрирайонных и межрайонных пассажирских перево­зок. Их отличительные особенности — надежность и вы­сокая проходимость, допускающие использование авто­бусов на неблагоустроенных дорогах, а также возмож­ность провоза негромоздкого ручного багажа.

Междугородные автобусы служат для перевозок пас­сажиров по автомагистралям на значительные расстоя­ния. Их повышенная комфортабельность и конструктив­ные особенности позволяют осуществлять безопасное движение с высокими скоростями.

Экскурсионные автобусы отличаются планировкой салона, конструкцией сидений, имеют хорошую обзор­ность. Они применяются па городских и пригородных линиях.

Служебные автобусы предназначены для служебных поездок сотрудников предприятий и учреждений, сана­торно-курортного обслуживания, а также для город­ских, местных перевозок и перевозок туристов. По вместимости и размерам различают автобусы: особо малой вместимости длиной до 5,5 м (10— 12 мест);

малой вместимости длиной до 7,5 м (45—48 мест); средней вместимости длиной до 9,5 м (60—65 мест); большой вместимости длиной до 11 м (70—80 мест); особо большой вместимости длиной до 12 м (100— 120 мест).

Троллейбусы по основным эксплуатационным пока­зателям немногим отличаются от автобусов, однако для их движения требуется устройство тяговых подстанций и оборудование линий двухпроводной контактной сетью. Троллейбусы используются на внутригородских (иногда и на вылетных) линиях, имеющих пассажиропотоки средней мощности.

При проектировании троллейбусной сети стремятся до минимума сократить число пересечений линий между собой и с линиями трамвая, так как пересечения и воз­душные стрелки снижают скорость движения троллей­буса, а иногда вызывают его остановку из-за соскакива­ния токосъемника. Вместимость подвижного состава троллейбуса 74—139 пассажиров. По условиям надежно­сти токосъема трассы троллейбусных линий проклады­вают только по улицам с усовершенствованными капи­тальными покрытиями. Продольный уклон троллейбус­ной линии не должен превышать 0,07.

По маневренности троллейбусы уступают автобусам, что особенно ощутимо в условиях старых городов с ули­цами недостаточной ширины. Основное преимущество троллейбуса по сравнению с трамваем в том, что посад­ка и высадка пассажиров осуществляются непосредст­венно с тротуара. Кроме того, троллейбус при движении может отклоняться в обе стороны от оси контактного провода до 4,2 м, что позволяет эксплуатировать его па улицах с интенсивным движением.

Трамвайные линии имеют более высокую стоимость оборудования, чем автобусные и троллейбусные. Поэто­му сеть трамвайных линий характеризуется относитель­но меньшей плотностью.

Наибольшая но сравнению с другими видами улично­го транспорта провозная способность трамвая опреде­ляет и размещение трамвайных линий по трассам с боль­шими устойчивыми пассажиропотоками. Вылетные трам­вайные линии проектируют в том случае, если автобус не обеспечивает перевозок на данном направлении и по­требность в перевозках не может быть удовлетворена существующей линией электрической железной дороги, а также если необходимо обеспечить беспересадочную трамвайную связь города с пригородом.

Трамвайные линии в настоящее время проектируют преимущественно двухколейными с центральным (по отношению к оси улицы) или с боковым расположением путей. На периферийных линиях с небольшими пасса­жиропотоками иногда строят одноколейные линии с разъездами через каждые 0,5—2 км.

Сосредоточие пассажиров на остановках трамвая, расположенных па середине проезжей части улиц, за­ставляет безрельсовый транспорт останавливаться или снижать скорость. Кроме того, наличие трамвайной ли­нии уменьшает возможность обгона. Таким образом, об­щая эффективность эксплуатации автомобильного транс­порта снижается. Из-за этого происходит своеобразный процесс перемещения трамвайного движения из цент­ральных районов старых городов в периферийные, где интенсивность движения значительно ниже.

Снятие путей трамвая с магистральных улиц улучша­ет условия движения транспорта в целом и повышает безопасность движения. Однако снятие трамвайных ли­ний должно сопровождаться либо переносом их на па­раллельные дублирующие направления, либо сооруже­нием линии метрополитена иа направлениях с мощными пассажиропотоками. Иногда ликвидация трамвайной линии может компенсироваться усилением работы трол­лейбусного и автобусного транспорта.

3. Легковой автомобильный транспорт

Личный легковой автомобильный транспорт индиви­дуального пользования является за рубежом наиболее многочисленным в уличном потоке. Количество легко­вых автомобилей непрерывно растет во всех странах мира.

Основные преимущества легкового автомобильного транспорта — комфортабельность поездки, высокая ско­рость сообщения, возможность поездки по любому маршруту.

Легковые автомобили по принадлежности и назначе­нию подразделяются па четыре категории:

· личные индивидуального пользования, т. е. при­надлежащие гражданам;

· ведомственные индивидуального пользования, т. с. принадлежащие государственным учреждениям;

· такси и автомобили проката индивидуального пользования;

Вместимость автомобилей всех указанных категорий 4—7 пассажиров.

4. Грузовой автомобильный транспорт

В отличие от пассажирского транспорта грозовые потоки в городе не имеют установленных маршрутов, но перевозки в значи­тельной степени осуществляются между постоянными грузообразую-щимн и грузопоглощаюшими объектами

Размеры грузооборота городского транспорта зависят от раз­мера города, его планировки, характера и степени развития промыш­ленности, производственных связей данного города с другими населенными пунктами.

Читайте так же:
Когда нужно снять машину с ручника?

Грузовые перевозки, осуществляемые городским транспортом, складываются из грузов прибытия в город, грузов, отправляемых из города, и грузов внутригородского происхождения.

Указанные виды грузов имеют специфические особенности. Так, грузы прибытия в основном состоят из грузов для строитель­ного производства, сырья и топлива для промышленности, промыш­ленных товаров, продуктов питания и сельскохозяйственных продук­тов, предназначенных для переработки. Грузы отправления обычно представляют собой готовую продукцию, выпускаемую предприя­тиями города. Грузы внутригородского происхождения состоят из строительных материалов п конструкций; продукции, вырабатываемой промышленными заводами и предприятиями и из различных отходов, получаемых в результате переработки продукции.

В уличном потоке города кроме грузового автомобильного транспорта, выполняющего внутригородские перевозки на отдельных на­правлениях, значительный процент составляет транзитный автомо­бильный транспорт.

Автомобильный транспорт выполняет значительную работу по пе­ревозке грузов пс только внутри города, но и в пригородном сооб­щении. Главное преимущество автомобильного транспорта — это быстрота доставки без дополнительных погрузочно-разгрузочных опе­раций и высокая маневренность.

На себестоимость автомобильных грузовых перевозок оказывает влияние величина грузооборота, размеры автохозяйства, грузоподъ­емность автомобилей, степень использования автомобильного парка, дорожные условия и т. п.

Дальность перевозки на автомобильном транспорте оказывает меньшее влияние на изменение себестоимости, чем на водном и же­лезнодорожном транспорте.

Большое влияние на величину себестоимости перевозок оказы­вают тип и состояние дорожного покрытия и организация уличного движения. Чем прочнее дорожное покрытие, лучше его содержание и выше скорость движения, тем ниже себестоимость автомобильных перевозок.

На себестоимость перевозок оказывает влияние и организация погрузочно-разгрузочных работ. Применение механизации при погруз­ке и разгрузке дает на автотранспорте значительный экономический эффект.

С точки зрения народнохозяйственной эффективности целесооб­разно осуществлять перевозки автотранспортом в районах, пс имею­щих магистральных железных дорог и водных путей, а также перевозки срочных грузов, короткопробежные перевозки грузов в го­родах, на строительстве и в сельском хозяйстве, перевозки грузоз на расстояние до 100 км и более между предприятиями и пунктами, непосредственно не связанными железнодорожными путями.

Классификация транспортных средств

Классификация транспортных средств – это распределение различных автомобилей на группы, классы и категории. В зависимости от типа конструкции, параметров силовой части, назначения или особенностей, которые имеют те или иные транспортные средства, классификация предусматривает несколько таких категорий.

Транспортное средство (ТС) — это техническое устройство для перевозки людей и/или грузов. В отличие от грузоподъёмных и подъёмно-транспортных устройств, транспортные средства используют, как правило, для перевозки на относительно дальние расстояния.

Согласно классификатору типов транспортных средств международной перевозки, прицеп — это транспортное средство без двигателя, предназначенное для перевозки пассажиров или грузов, вертикальная нагрузка которого передается на опорную поверхность через колеса и которое приспособлено для буксирования автомобилем.

Подвижной состав автомобильного транспорта в настоящее время представляет собой широкий спектр транспортных средств, различных по техническим характеристикам и назначению. В целях упорядочения классификации транспортных средств ⭐ принят ряд критериев, служащих их характерными особенностями. На основании этих особенностей транспортные средства делятся на группы, обладающие общими свойствами и характеристиками.

Для того чтобы выделить область транспортных средств, подлежащих данной классификации, был определен термин «дорожный транспорт», выделивший из всей гаммы транспортных средств те, которые эксплуатируются преимущественно на автомобильных дорогах общего пользования всех категорий. Вне данной классификации остается прочий колесный безрельсовый транспорт, который по своим массовым и размерным характеристикам не предназначен для движения по дорогам общего пользования. Это, например, карьерный транспорт, вездеходы, аэродромные и шахтные тягачи и т.п.

Согласно действующим Правилам дорожного движения в настоящее время для дорожных транспортных средств приняты следующие габаритные показатели:

  • по высоте — не более 4 м от поверхности дороги
  • по длине — не более 12 м для грузового автомобиля, автобуса, троллейбуса и прицепа, не более 15.18 м для сочлененного автобуса или троллейбуса
  • по ширине — не более 2,60 м для транспортных средств с изотермическим кузовом, не более 2,63 м для автомобиля КрАЗ, автомобилей-лесовозов МАЗ-509А, МАЗ-543, не более 2,55 м для других транспортных средств

Общая длина автопоезда должна быть не более 20 м.

В настоящее время применяют классификацию двух видов — по типам и по категориям транспортных средств. Классификация по типам является наиболее распространенной в нашей стране, многие годы применялась на территории СССР, продолжает использоваться во многих нормативных документах, относящихся к транспортным средствам (государственных стандартах, правилах дорожного движения и т.п.). Кроме того, данная классификация применяется при регистрации транспортных средств. Схема классификации транспортных средств по типам приведена на рисунке.

Схема классификации транспортных средств по типам

Рис. Схема классификации транспортных средств по типам

В качестве критерия наиболее общего подразделения транспортных средств применяется наличие двигателя. При этом транспортные средства делятся на механические, оборудованные двигателем, и буксируемые, не оборудованные двигателем.

Механическое и одно или более буксируемое транспортное средство могут создавать комбинированное транспортное средство, которое называется автопоездом в случае, если оно состоит из автомобиля и соединенных с ним с помощью сцепного устройства одного или нескольких прицепов.

Классификация механических транспортных средств

  • на автомобили
  • на мототранспортные средства
  • на тракторы

Автомобиль — это механическое транспортное средство, которое приводится в действие источником энергии, имеет не менее четырех колес, расположенных не менее чем на двух осях, предназначено для движения по безрельсовым дорогам и используется для перевозки людей и(или) грузов, буксирования транспортных средств, предназначенных для перевозки людей и(или) грузов, выполнения специальных работ. Этот термин распространяется также на транспортные средства, двигатели которых питаются постоянным электрическим током от подвесной контактной сети (троллейбусы), а также на трехколесные транспортные средства, снаряженная масса которых превышает 400 кг.

Под снаряженной массой понимается полная отгрузочная масса транспортного средства вместе с массой охлаждающей жидкости, смазочных материалов, жидкости стеклоомывателя, топлива (бак, наполненный не менее чем на 90 % номинальной вместимости), запасных колес, огнетушителей, стандартного набора запасных частей, противооткатных упоров, стандартного набора инструментов.

Мототранспортное средство — это одноколейное двухколесное механическое транспортное средство.

Трактор — это механическое транспортное средство, используемое для реализации напорного или тягового усилия посредством смонтированного на нем оборудования.

Классификация буксируемых транспортных средств

  • на прицепы
  • на полуприцепы

Прицеп — это транспортное средство без двигателя, предназначенное для перевозки пассажиров или грузов, у которого вся вертикальная нагрузка передается на опорную поверхность через свои колеса, и приспособленное для буксирования автомобилем.

Полуприцеп — это прицеп, который по своей конструкции предназначен для использования с седельным тягачом и часть полной массы которого передается на седельный тягач через седельно-сцепное устройство.

Характерным признаком подразделения автомобилей является их основное назначение. Он может служить для перевозки пассажиров или перевозки грузов (специального оборудования).

Читайте так же:
Как завести машину с автоматической коробкой передач без стартера?

Пассажирский автомобиль — это автомобиль, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки пассажиров и багажа с обеспечением необходимого комфорта и безопасности. При этом пассажирский автомобиль с числом мест для сидения не более девяти, включая место водителя, называется легковым, а более девяти — автобусом.

Для перевозки грузов применяется грузовой автомобиль. Если шасси грузового автомобиля используется для перевозки специального оборудования (автокран, автовышка, буровая установка и т.п.), определенного груза (автоцистерна, автобетоносмеситель) или оборудовано средствами погрузки-разгрузки, то такой автомобиль относится к специальным.

Для перевозки грузов применяются также автомобили-тягачи и седельные тягачи, которые осуществляют свою функцию посредством буксирования прицепов и полуприцепов.

Имеются ряд промежуточных типов транспортных средств, характеризуемые какой-либо определенной особенностью. Так, например, одноэтажный автобус с числом мест для сидения не более 17, включая место водителя, называется микроавтобусом; автомобиль, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки пассажиров и грузов, называется грузопассажирским; прицеп, предназначенный для использования в дорожных условиях во время стоянок в качестве мобильного жилого помещения, называется караваном.

Несмотря на такие уточнения типа транспортных средств, они все равно относятся к типам автобуса, грузового автомобиля и прицепа соответственно.

Классификация транспортных средств по категориям является более определенной в плане четкости разделения транспорта по критериям и соответствует «Сводной резолюции конструкции транспортных средств» ЕЭК ООН. Именно согласно данной классификации к транспортным средствам предъявляются требования международных нормативных правовых актов.

Классификация транспортных средств по категориям

  • категория L1 — двухколесное транспортное средство, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания не превышает 50 см3 и максимальная расчетная скорость при любом двигателе не превышает 50 км/ч;
  • категория L2 — трехколесное транспортное средство с любым расположением колес, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания не превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе не превышает 50 км/ч;
  • категория L3 — мотоцикл — двухколесное транспортное средство, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе превышает 50 км/ч;
  • категория L4 — мотоцикл с коляской — транспортное средство с тремя колесами, асимметричными по отношению к средней продольной плоскости, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе превышает 50 км/ч (мотоциклы с коляской);
  • категория L5 — трицикл — транспортное средство с тремя колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе превышает 50 км/ч;
  • категория Ц6 — легкий квадрицикл — четырехколесное транспортное средство, ненагруженная масса которого не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов для электрического транспортного средства и максимальная расчетная скорость не превышает 50 км/ч, характеризующееся:
    • при установке двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или
    • при установке двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт, или
    • при установке электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт;

    категория М — механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров:

    • категория М1 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя не более восьми мест для сидения;
    • категория М2 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т;
    • категория М3 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышет 5 т;

    категория N — механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и предназначенные для перевозки грузов:

    • категория N1 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых не превышает 3,5 т;
    • категория N2 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых превышает 3,5 т, но не превышает 12 т;
    • категория N3 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых превышает 12 т;

    категория О — прицепы (включая полуприцепы):

    • категория О1 — прицепы, максимальная масса которых не превышает 0,75 т;
    • категория О2 — прицепы, максимальная масса которых составляет более 0,75 т, но не превышает 3,5 т;
    • категория О3 — прицепы, максимальная масса которых составляет более 3,5 т, но не превышает 10 т;
    • категория О4 — прицепы, максимальная масса которых превышает 10 т.

    В данной классификации имеется определенная трудность при уточнении требований, согласно которым транспортные средства категории М1 могут быть отнесены к категории Это может быть сделано при выполнении следующих условий:

    • число мест для сидения не превышает шести, при этом считается, что место для сидения имеется, если транспортное средство оборудовано «доступными» креплениями для сидений. Под «доступными» подразумеваются крепления, которые могут быть использованы для установки сидений. Для того чтобы крепления не были «доступными», изготовитель должен воспрепятствовать возможности их использования, например путем приваривания на них стыковых накладок или установки аналогичных неподвижно закрепленных деталей, которые не могут быть сняты с помощью обычных инструментов;
    • обеспечивается условие Р- (М + N 68) > N 68, где Р — технически допустимая масса транспортного средства, кг; М — масса транспортного средства в снаряженном состоянии, кг; N — число мест для сидения, помимо места водителя.

    Поскольку 68 кг — средняя расчетная масса пассажира без багажа, последнее условие следует понимать таким образом: грузоподъемность транспортного средства должна более чем в два раза превышать массу всех находящихся на его борту пассажиров или максимальная разрешенная масса груза, находящегося на борту транспортного средства при полной загрузке его пассажирами, должна быть больше суммарной массы всех находящихся на его борту пассажиров.

    Под технически допустимой максимальной массой понимается максимальная масса снаряженного транспортного средства с грузом (пассажирами), установленная изготовителем в качестве максимально допустимой согласно эксплуатационной документации.

    При государственном техническом осмотре нередко возникают ситуации, когда необходимо определить соответствие между типами и категориями транспортных средств. Принадлежность категорий к основным типам транспортных средств, находящихся в регистрационной базе ГАИ МВД Республики Беларусь, представлены в таблице:

    голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector