Bitavtoptz.ru

Бит Авто
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Каков порядок допуска защитника к участию в производстве по делу об административном правонарушении

Каков порядок допуска защитника к участию в производстве по делу об административном правонарушении?

В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. … Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием.

В чем разница между защитником и представителем?

1. Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему — представитель.

Кто является специалистом при производстве по делу об административном правонарушении?

В качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении …

Кто может возбудить дело об административном правонарушении?

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из указанных поводов и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Какие доказательства по делу об административном правонарушении имеют заранее установленную силу?

Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Кто может быть защитником и представителем?

2. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. … Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием.

Кто может быть представителем по делу об административном правонарушении?

1. Представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности.

Что обязательно подлежит выяснению по делу об административном правонарушении?

По делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; … 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Какое обстоятельство не может исключать производство по делу об административном правонарушении?

Отсутствие события правонарушения в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ исключает производство по делу об административном правонарушении и влечет необходимость признания незаконным и отмены постановления административного органа.

В чем разница между экспертом и специалистом в производстве по делу об административном правонарушении?

В отличие от эксперта специалист дает пояснения, а эксперт представляет, как правило, письменное заключение. В отличие от эксперта специалист может и не обладать специальными познаниями по существу фактов и обстоятельств рассматриваемого дела об административном правонарушении.

Какие имеются формы возбуждения дела об административном правонарушении?

Формы стадии возбуждения дела об административном правонарушении: 1) упрощенная (назначение административного наказания без составления протокола – ст. … 3) сложная (административное расследование – ст. 28.7 КоАП).

Кто может возбудить дело?

Руководитель следственного органа, следователь, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают уголовное дело о любом преступлении, указанном в частях второй и третьей статьи 20 настоящего Кодекса, и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя в случаях, предусмотренных частью четвертой …

Какого момента Дело об административном правонарушении считается возбужденным?

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (пункт 3 части 4 статьи 28.1 КоАП).

Когда документы признаются доказательствами по делу об административном правонарушении?

Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.

Как осуществляется оценка доказательств?

1. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. …

Что означает требования достоверности допустимости и достаточности доказательств по делу?

Достоверность — это качество доказательства, характеризующее точность, правильность отражения обстоятельств, входящих в предмет доказывания. Достаточность доказательств — это качество совокупности имеющихся доказательств, необходимых для разрешения дела.

Каков порядок допуска защитника к участию в производстве по делу об административном правонарушении?

Библиографическая ссылка на статью:
Голубь А.Ю. Предоставление защитника в административном процессе // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/08/12396 (дата обращения: 04.10.2021).

По общему правилу, институт судебной защиты в административном процессе не находит столь чёткой регламентации как в процессе уголовном. В частности, это касается предоставления квалифицированной бесплатной юридической помощи обвиняемому.

Анализируя положения КоАП о судебной защите можно сделать вывод, что сторона обладает лишь правом привлечения защитника по делу об административном правонарушении, в то время как в уголовном процессе – его участие является обязательным условием надлежащего судебного разбирательства.

Возникает вопрос, можно ли говорить о наличии столь значительных различий между статусами обвиняемого по делу об административном правонарушении и обвиняемого по делу уголовному? Является ли условие об обязательном участии защитника на протяжении всего дела, начиная со стадии предварительного расследования и заканчивая вынесением судебного решения, приемлемой прерогативой уголовно-процессуального разбирательства?

Читайте так же:
Какого цвета машина дороже?

Бесспорно, многие из административных правонарушений являются вовсе не такими значительными, но предположение о том, что некоторые из них всё-таки можно уравнять по степени общественной опасности с преступлениями уголовно-правового характера дало бы основания полагать, что лицо, обвиняемое в совершении подобного правонарушения, так же обладает правом на предоставление ему защитника безвозмездно. Участие защитника по такому делу было бы обязательным, дабы не было никаких сомнений, что право на защиту было полностью соблюдено.

Некую толику ясности в этот вопрос внесло определение Конституционного суда РФ от 05.02.2015г. по жалобе Валентины Михайловой, которая была осуждена в 2007г. за совершение проступков, предусмотренных ч. 2 ст. 20.2 и ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере пятисот рублей за каждое из правонарушений. Заявительница оспаривала конституционность положения ст. 25.5 КоАП РФ о защитнике и представителе, ссылаясь на то, что данная норма не регламентирует предоставление обвиняемому в совершении проступка права пользоваться юридическими услугами предоставляемого защитника бесплатно, что противоречит нормам Конституции РФ о судебной защите.

Хотя Конституционным судом РФ и было отказано в принятии жалобы к рассмотрению, примечательно это оно тем, что в нём суд впервые сформулировал свою позицию о праве обвиняемых на защиту вне зависимости от того, подпадает их деяние под статьи Уголовного или же Административного кодекса РФ.

Конституция РФ в свою очередь гарантирует, что лишь определённых законом случаях юридическая помощь оказывается бесплатно (статья 48, часть 1,2).

Несмотря на то, что в КоАП РФ не предусмотрено обязательное участие защитника, в данной ситуации возможно использование дифференцированного подхода к процессуальным условиям и механизмам гарантии права на защиту в зависимости от того, к какой отрасли относится правонарушение, строгости предусмотренной ответственности и иных критериев.

Суд уточняет, данная дифференциация обосновывается также степенью вины, тяжестью содеянного, размером и характером ущерба, иными обстоятельствами индивидуализирующими применение мер государственного принуждения. Данная дифференциация обязательно должна отвечать требованиям справедливости и соразмерности.

В определении отмечается, что эти выводы находят своё отражение в практике ЕСПЧ, который в своих постановлениях впервые выделил критерии определения того факта, что в не уголовном производстве имеет место уголовное обвинение. Побочными критериями ЕСПЧ назвал факт принадлежности соответствующих норм к отрасли уголовного или иного права, а также сам характер правонарушения и возможность применения в ответ на него той или иной санкции. Основным же критерием Европейский суд назвал ощутимость ущерба ввиду несения ответственности за данное правонарушение.

Впервые эти критерии были выделены в постановлении от 08.06.1976г. по делу «Энгель (Engel) и другие против Нидерландов» критериям. Эта же позиция находит своё отражение в постановлении по делу «Каспаров и другие против России» от 03.11.2013г.

Обращая внимание на тот факт, что наказанием заявительнице послужили два административных штрафа по 500 рублей, что в 5 раз меньше чем минимальный штраф, из предусмотренного нормами УК РФ, Конституционный суд как бы направляет мысли на то, что будь этот штраф в размере 2500 рублей, то данный вопрос рассматривался бы иначе.

И всё же заканчивает свою мысль оговоркой – вопрос о необходимости привлечения защитника в обязательном порядке и на бесплатной основе приобретает конституционное значение лишь тогда, когда степень воздействия принуждения на права и свободы обвиняемого сопоставима с мерами уголовно-правового характера.

Помимо раскрытия порядка и оснований проведения данной дифференциации, Конституционный суд разъясняет право законодателя провести более чёткую регламентации положения ст. 48 Конституции РФ о предоставлении квалифицированной юридической помощи. Таким образом намекая, но не настаивая, на том, что норма КоАП о праве на защиту, возможно, не только податлива на подобное расширение, но даже нуждается в этом.

Кто может участвовать в качестве защитника по делу об административном правонарушении?

2. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. 3. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием.

Кто из участников производства по делу об административном правонарушении допускается к участию в деле с момента составления протокола об административном правонарушении?

Представитель допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении. Его иные процессуальные права аналогичны процессуальным правам защитника. В роли представителя потерпевшего в производстве также может выступать адвокат.

Кто может быть привлечен в качестве специалиста?

В качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении …

Какие требования должны выполняться для того чтобы лицу можно было принять участие в производстве по делу об административном правонарушении в качестве эксперта?

1. В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.

Читайте так же:
Как снять с охраны Шерхан 7?

Чем отличается Защитник от представителя?

для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, — защитник; для оказания юридической помощи потерпевшему — представитель.

Каков порядок допуска защитника к участию в производстве по делу об административном правонарушении?

В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. Частью 3 статьи 25.5 КоАП РФ предусмотрено, что полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием.

Какой из участников производства по делам об административных правонарушениях содействует производству?

Лица, которые содействуют осуществлению производства по делу об административном правонарушении: свидетель, понятой, специалист, эксперт, переводчик, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.

Кто может быть привлечен в качестве специалиста и какова его роль в производстве следственных действий?

164 УПК РФ установлено право следователя привлечь специалиста к участию в производстве следственного действия. В соответствии с ч. 1 ст. … Отсюда следует: 1) что в качестве специалиста может быть привлечено лишь лицо, обладающее специальными знаниями.

Что не вправе делать специалист?

Специалист не вправе уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя или в суд, а также разглашать данные предварительного расследования, ставшие ему известными в связи с участием в производстве по уголовному делу в качестве специалиста, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном статьей …

В каком порядке привлекается к уголовному делу специалист?

Специалист как лицо, обладающее специальными знаниями, привлекается к участию в процессуальных действиях в порядке, установленном этим Кодексом, в том числе его статьями 58, 164, 168 и 270, для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании …

Когда протокол об административном правонарушении считается недействительным?

Недействительный протокол: когда даже виновный не виновен

Протокол — важный процессуальный документ, описывающий факт совершения правонарушения. … отсутствует подпись, доказывающая факт того, что водителю разъяснили ту статью, под действие которой подпадает его правонарушение; отсутствует подпись понятых.

Какие обстоятельства обязательно подлежат выяснению?

По делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

  • наличие события административного правонарушения;
  • лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

Нужно ли подписывать протокол об административном правонарушении?

Внимание! Вы не обязаны подписывать протокол. В случае Вашего отказа от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. … Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после того, как выявлен факт совершения административного правонарушения.

Кто является законным представителем юридического лица в административном процессе?

Законные представители юридического лица Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. …

Какие меры обеспечения применяются по делам об административных правонарушениях?

Кроме того, к мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении относятся: задержание транспортного средства; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод; временный запрет деятельности; залог за арестованное судно; помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих …

Кто может быть вызван в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении?

Так, согласно ст. 25.6 КоАП РФ, в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.

Статья 25.5. Защитник и представитель

1. Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему — представитель.

2. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.
3. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом (часть в редакции, введенной в действие с 31 января 2003 года Федеральным законом от 31 декабря 2002 года N 187-ФЗ.

4. Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении (часть в редакции, введенной в действие с 10 декабря 2007 года Федеральным законом от 27 ноября 2007 года N 273-ФЗ.

5. Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Комментарий к статье 25.5 КоАП РФ

1. В целях эффективной защиты прав и законных интересов лиц, привлекаемых к административной ответственности, и потерпевших в производстве по делу могут участвовать защитники и представители.

Читайте так же:
Какое масло лить в двигатель Cummins?

2. Защитником является лицо, оказывающее юридическую помощь лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Представителем является лицо, оказывающее юридическую помощь потерпевшему.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевший выбирают своих защитников и представителей самостоятельно и добровольно в соответствии с собственными требованиями.

3. Защитник и представитель могут быть допущены к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента установления лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, то есть с момента составления протокола об административном правонарушении. При административном задержании физического лица защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента административного задержания.

4. Защитники и представители вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения по делу, постановление по делу и пользоваться иными процессуальными правами.

5. Защитниками и представителями могут быть адвокаты и иные лица. Защитниками и представителями не могут быть лица, которые ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу либо в соответствии со своим служебным положением осуществляют надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых стало основанием для возбуждения дела.

6. В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатом признается лицо, наделенное правом осуществлять адвокатскую деятельность. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, полномочия иных лиц удостоверяются доверенностью.

Другой комментарий к статье 25.5 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Применительно к ч. 2, 3 комментируемой статьи следует учитывать, что согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатом является лицо, получившее в установленном указанным Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым советником по правовым вопросам. Адвокат не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» формами адвокатских образований являются: адвокатский кабинет (см. ст. 21 указанного Федерального закона), коллегия адвокатов (см. ст. 22), адвокатское бюро и юридическая консультация (см. соответственно ст. 23, 24 названного Федерального закона).

Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» в случаях, предусмотренных федеральным законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием. Форма ордера утверждается Минюстом России. В иных случаях адвокат представляет доверителя на основании доверенности. Никто не вправе требовать от адвоката и его доверителя предъявления соглашения об оказании юридической помощи для вступления адвоката в дело.

В соответствии с п. 1 ст. 1 указанного Федерального закона под доверителями понимаются физические и юридические лица, которым адвокат оказывает юридическую помощь, относимую к адвокатской деятельности (виды юридической помощи, не являющиеся адвокатской деятельностью, установлены п. 3 ст. 1 данного Федерального закона).

Применительно к ч. 5 комментируемой статьи следует иметь в виду, что исчерпывающий перечень полномочий адвоката установлен ст. 6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», при этом необходимо учитывать, что по смыслу п. 1 ст. 6 указанного Федерального закона полномочия адвоката, участвующего в качестве представителя или защитника доверителя в производстве по делам об административных правонарушениях, регламентируются КоАП.

По смыслу данной статьи защитник оказывает юридическую помощь лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также лицу, в отношении которого вынесено постановление по указанному делу. Защитник, представитель вправе участвовать и в последующих процессуальных действиях, предусмотренных КоАП: при пересмотре постановлений по делу либо на этапе исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» представителями организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления в гражданском и административном судопроизводстве, судопроизводстве по делам об административных правонарушениях могут выступать только адвокаты, за исключением случаев, когда эти функции выполняют работники, состоящие в штате указанных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, если иное не установлено федеральным законом.

2. Защитник вправе приносить от имени подзащитного лица жалобы на постановление о назначении административного наказания, а также в тех случаях, когда это необходимо для обеспечения интересов лица, которого он представляет, — на постановление о прекращении производства по делу.

3. При оказании юридической помощи лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, защитник вправе от его имени обжаловать меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 27.1).

4. Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении. При назначении административного наказания без составления протокола в случаях, предусмотренных ст. 28.6 КоАП, защитник вправе оказывать юридическую помощь лицу с момента оформления предупреждения или с момента наложения (взимания) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения.

Читайте так же:
Как узнать подключен ли локатор билайн?

5. Согласно ч. 1 ст. 25.12 КоАП к участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника и представителя не допускаются лица в случае, если они являются сотрудниками государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу. Применительно к процессуальной деятельности защитника в данном случае имеется в виду не адвокат, а иное лицо, участвующее в производстве по делу в качестве защитника. Адвокат не вправе совмещать адвокатскую деятельность с иной оплачиваемой деятельностью (см. п. 1 данного комментария).

Комментарии и консультации юристов по ст 25.5 КоАП РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 25.5 КоАП РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

научная статья по теме ПРОБЛЕМЫ УЧАСТИЯ АДВОКАТА-ЗАЩИТНИКА В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ Государство и право. Юридические науки

ПРОБЛЕМЫ УЧАСТИЯ АДВОКАТА-ЗАЩИТНИКА В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ - тема научной статьи по государству и праву, юридическим наукам из журнала Закон и право

Текст научной статьи на тему «ПРОБЛЕМЫ УЧАСТИЯ АДВОКАТА-ЗАЩИТНИКА В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»

ПРОБЛЕМЫ УЧАСТИЯ АДВОКАТА-ЗАЩИТНИКА

В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Одним их важнейших и в то же время наиболее спорных институтов защиты прав граждан по делам об административных правонарушениях является институт защитника. Часть авторов полагают, что в участии адвоката-защитника в производстве по делам об административных правонарушениях нет реальной необходимости1. Другие, напротив, считают, что институт профессиональной защиты в административном процессе необходим, однако в том виде, в котором он существует сегодня, институт практически не действует2. В связи с этим имеет смысл уделить внимание проблемам профессиональной защиты по делам об административных правонарушениях.

ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (ч. 3 ст. 6) наделяет адвоката, оказывающего юридическую помощь лицу, обвиняемому в административном правонарушении, определенными правами, в том числе правом собирать любые сведения, необходимые для оказания юридической помощи, опрашивать лиц с их согласия, собирать, а также представлять предметы, документы, имеющие отношение к делу, привлекать специалистов, встречаться с подзащитным наедине, без ограничения числа свиданий и их продолжительности и т.д.

Вместе с тем если УПК РФ предусматривает право подзащитного на свидания с адвокатом, а также устанавливает условие конфиденциальности таких свиданий, то в КоАП РФ такие нормы не предусмотрены.

Справедливо возникает вопрос: как адвокат-защитник может выполнить свои обязанности по отношению к подзащитному, если последний задержан или заключен под стражу?

Отметим, что ч. 4 ст. 29.6 предусматривает в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, короткий срок рассмотрения дела — не более 48 часов с момента фактического ограничения свободы лица. При этом КоАП РФ не предусматривает ни продления данного срока по ходатайству обвиняемого в административном правонаруше-

И.И. ХОН, соискатель Воронежского госуниверситета

нии или его защитника, ни процедуры ознакомления адвоката с материалами дела об административном правонарушении, ни его права снимать копии и фиксировать предоставленные материалы с помощью технических средств для обеспечения защиты при рассмотрении дела.

Процедура вступления защитника в административный процесс особых возражений не вызывает. Полномочия адвоката-защитника должны быть удостоверены ордером; полномочия иного лица удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с действующим законодательством.

До внесения изменений в ст. 25.5 КоАП РФ ФЗ от 27 ноября 2007 г. № 273-Ф3 момент вступления защитника в производство по административному делу определялся следующим образом: «защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении. В случае административного задержания физического лица в связи с административным правонарушением защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента административного задержания».

Итак, право лица, совершившего административный проступок, на квалифицированную юридическую помощь ставилось в зависимость от составления протокола об административном правонарушении должностными лицами. КоАП РФ не требовал немедленного составления этого документа, предоставляя должностным лицам, обнаружившим правонарушение, право собирать необходимые доказательства. Фактически защитник вступал в производство по делу об административном правонарушении уже на стадии его рассмотрения, так что на практике реализация нормы о допуске защитника встречала существенные препятствия. И этот факт вызывал справедливую критику3.

Согласно новой редакции ч. 4 ст. 25.5 «защитник и представитель допускаются к участию в производ-

стве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении».

На первый взгляд КоАП РФ решил проблему допуска адвоката-защитника к оказанию квалифицированной юридической помощи лицу, обвиняемому в совершении административного правонарушения. Однако если рассматривать механизмы реализации данных норм, можно отметить, что право граждан на получение квалифицированной юридической помощи по прежнему реализуется не в полной мере.

Обратим внимание на возбуждение дела путем составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения. Порядок составления протокола предусмотрен ст. 28.1.1 КоАП РФ и составляется данный документ в двух случаях:

Читайте так же:
Как понять что пора менять барабанные тормоза?

— при нарушении Правил дорожного движения (ПДД) либо правил эксплуатации транспортного средства (ТС), повлекшем причинение легкого / средней тяжести вреда здоровью (ст. 12.24 КоАП РФ);

— при нарушении ПДД пассажиром ТС, пешеходом или иным участником движения, повлекшем по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью (ч. 2 ст. 12.30 КоАП РФ).

Часть 2 ст. 28.1.1 требует в обоих случаях составить протокол осмотра места совершения административного правонарушения немедленно после выявления совершения правонарушения. Но отметим, что сама процедура осмотра требует вовлечения в процесс как виновного в его совершении, так и других лиц.

Почему же КоАП РФ не предоставляет виновному возможность обратиться к защитнику до составления протокола и оказывать ему квалифицированную юридическую помощь уже на стадии осмотра места происшествия?

Представляется, что такой порядок регулирования данного вопроса противоречит ст. 48 Конституции РФ, тем более что осмотр места происшествия — важный источник получения доказательств совершения административного проступка.

По поводу других моментов вступления защитника в производство по делам об административных правонарушениях хочется отметить, что и в этих случаях механизмов своевременного обеспечения права на квалифицированную юридическую помощь не создано.

Согласно ст. 28.8 протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье либо в орган, уполномоченный рассматривать дело об административном правонарушении, незамедлительно. При этом ст. 29.6 КоАП РФ указывает, что дело должно быть рассмотрено в 15-

дневный срок4. Однако по делам об административных правонарушениях по ст. 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52, 5.56 КоАП РФ срок сокращается до пяти суток, и его продления КоАП РФ не предусматривает (ч. 3 ст. 29.6).

Еще более жесткие процессуальные сроки определены для рассмотрения дел, предусматривающих наказание в виде административного ареста / выдворения, а также в отношении лиц, подвергнутых административному задержанию. Здесь сроков, связанных с необходимостью подготовки к разбирательству об административном правонарушении, не предусмотрено. Единственным способом защиты в этих случаях является последующее обжалование принятого по результатам рассмотрения решения.

На наш взгляд, эти положения существенно нарушают право лиц, совершивших административные правонарушения, на получение квалифицированной юридической помощи.

В целях обеспечения защиты прав лиц, подвергнутых административному преследованию в связи с совершением административного правонарушения, представляется необходимым решить в рамках КоАП РФ следующие вопросы:

— о предоставлении виновному в совершении правонарушений, предусмотренных ст. 12.24 и п. 2 ст. 12.30 КоАП РФ, возможности обратиться к защитнику уже на стадии осмотра места происшествия, до составления протокола;

— о предоставлении лицу, подвергнутому административному задержанию, возможности обратиться за квалифицированной юридической помощью до истребования у него объяснений в рамках ст. 26.3 КоАП РФ;

— о процедуре и сроках ознакомления обвиняемого в административном правонарушении и его защитника с материалами производства;

— о праве адвоката-защитника участвовать в действиях, производимых с участием его подзащитного; согласно гл. 26 КоАП РФ к таковым могут относиться: истребование объяснений (ст. 26.3), назначение и производство экспертиз (ст. 26.4), взятие проб и образцов (ст. 26.5).

Представляется, что адвокат-защитник по просьбе подзащитного должен иметь возможность участвовать во всех этих действиях, а также задавать вопросы любым участникам административного судопроизводства. Особенно важно предоставить ему такое право при назначении экспертиз, поскольку защитник самостоятельно назначить экспертизу не может.

Действующим законодательством об административных правонарушениях не предусмотрены ни

порядок представления доказательств адвокатом-защитником, ни порядок приглашения им свидетелей при рассмотрении дела судьей или должностным лицом соответствующего уровня.

В сложившейся ситуации приходится согласиться с авторами, которые полагают, что хотя КоАП РФ и предоставляет защитнику ряд полномочий, существующий порядок не обеспечивает возможностей их реализации на практике5.

В целях повышения эффективности института защиты по делам об административных правонарушениях мы считаем необходимым предоставить адвокату-защитнику права на:

— свидание с подзащитным в случае применения мер обеспечения административного производства в виде задержания или заключения под стражу. При этом должна быть обеспечена их конфиденциальность. Срок таких свиданий с учетом коротких сроков административного задержания (3 часа, а в отдельных случаях — не более 48 часов) может быть ограничен, но не должен составлять менее 1,5 часов;

— ознакомление с материалами дела (а при необходимости и право снимать копии, в том числе и с помощью технических средств);

— участие в действиях, производимых с участием подзащитного;

— привлечение в необходимых случаях на договорной основе специалиста для оказания квалифицированной помощи;

— заявление обязательных для исполнения ходатайств о вызове свидетелей в суд либо в орган, рассматривающий дело об административном правонарушении по существу.

В связи с этим представляется, что ч. 5 ст. 25.5 КоАП РФ могла бы быть изложена в следующей редакции:

«5. Защитник, допущенный к участию в производстве по делу об административном прав

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector