Какой размер штрафа за парковку и движение по тротуару? Обжалование и тонкости ПДД
Какой размер штрафа за парковку и движение по тротуару? Обжалование и тонкости ПДД
Определение тротуара в ПДД: «Тротуар — это элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном».
Как бывает в жизни: около дома меняют асфальт и вместо тротуара полоса гравия. Это уже обочина или еще тротуар? По закону, обочина — это элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней и отличающийся типом покрытия.
Что делать: все нарушения сотрудники ГИБДД отследить не могут, но от штрафа лучше застраховаться — лучше посчитать такое место тротуаром и не заезжать на него. Тротуар во дворе дома часто не отличить от проезжей части.
Не всегда видно, где граница тротуара и проезжей части — лучше не рисковать и объехать спорный участок по дороге.
Для кого предназначен тротуар и что об этом написано в ПДД?
Правила Дорожного движения обозначают тротуар, как элемент дорожного полотна, передвигаться по которому разрешается исключительно пешком. Как правило, пешеходную часть дороги отделяют от автомобильных полос газоном или бордюром. Бордюры и газоны предназначены для ограничения движения машин.
Существует ещё один вид пути, рассчитанный только на пешеходов – пешеходная дорожка. В отличие от тротуара дорожки располагаются около шоссе или на существенном удалении от него (например, в парках или скверах). Для обозначения путей пешего передвижения разработан специальный дорожный знак (пункт 4.5.1), который по общим правилам действует до ближайшего перекрёстка.
Часто водители нарушают ПДД оттого, что не замечают различий между обочиной и тротуаром.
Особенности обочины, как элемента дороги, заключаются в следующем:
- Имеет иные покрытие и разметку.
- Находится на уровне проезжей части.
- Примыкает к дорожному полотну.
- Не используется для пешего передвижения.
На вопрос: допускается ли движение автомобилей по тротуарам (или пешеходным дорожкам), Правила дорожного движения дают положительный ответ в следующих ситуациях:
- для машин спецтехники (например, аварийные службы);
- для личного ТС, если нет иной возможности подъехать к домовой парковке;
- для выгрузки товара в магазин (погрузки для доставки покупателю).
Законодатель категорически запрещает размещение транспортных средств на тротуарах независимо от времени остановки. Движение по тротуару ПДД также не разрешают.
Кому и когда можно ездить по тротуару
Если проезжая часть занята, по тротуару могут проехать:
- Пожарная охрана
- Скорая помощь
- Полиция
- Дорожные и коммунальные службы
- Грузовые машины для погрузки/разгрузки
Так говорит закон. В жизни может быть по-другому. Вот ситуация: водитель ехал по своей полосе, через разметку — встречное движение, позади летит скорая. Чтобы пропустить врачей и, возможно, спасти кому-то жизнь, водителю пришлось заехать на тротуар за что он получил штраф. Решение о штрафе можно оспорить — об этом ниже.
![]()
Скорую пропустил — штраф получил. Источник: pikabu
А вот нюанс для мотоциклистов: если владелец мототранспорта спешился, заглушил двигатель и ведет свой транспорт за руль — таким способом по тротуару передвигаться можно. В этом случае владелец приравнивается к пешеходу.
Какой штраф за езду по тротуару
Если водитель просто объехал пробку и вернулся в свою полосу — он просто получит штраф за езду по тротуару на машине. Если наехал или сбил пешехода — ответственность гораздо выше. Вот список нарушений и ответственность за них.
Нарушение | Штраф за выезд на тротуар |
Езда по тротуару, штраф 2021 | 2000 рублей |
Сбитый пешеход (легкий вред здоровью) | От 2 500 до 5 000 рублей. Либо лишение прав до 1,5 лет. |
Сбитый пешеход (средний вред здоровью) | От 10 000 до 20 000 рублей. Либо лишение прав до 2 лет. |
Сбитый пешеход на тротуаре (смерть или тяжелый вред здоровью) | До 4 лет тюрьмы |
Статья 12.15.2 КоАП РФ
Движение по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение Правил дорожного движения — влечет наложение административного штрафа в размере двух тысяч рублей.
А вот как закон определяет степени тяжести:
Легкий вред | Средняя тяжесть | Тяжкий вред |
кратковременное расстройство здоровья | длительное расстройство здоровья | вред, опасный для жизни человека |
незначительная стойкая утрата общей трудоспособности | значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть | потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций |
прерывание беременности | ||
неизгладимое обезображивание лица | ||
значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть | ||
полная утрата профессиональной трудоспособности |
Бывает так, что камера или сотрудник ГИБДД ошибаются, и штраф приходит не на ту машину. Лучше перестраховаться и проверить.
Как можно доказать подобное правонарушение
Самым простым способом «попасть» на штраф станет неожиданная встреча с инспектором ГИБДД, что происходит, как правило, в самое неподходящее для нарушителя время и в самом неожиданном для него месте. Справедливости ради стоит сказать, что дорожной полицией относительно слабо контролируются подобные манёвры автомобильных хамов. Причина, видимо, в том, что подобные правонарушения нельзя считать системными, то есть, такими, которые регулярно происходят на определённом участке дороги. Ведь довольно сложно предвидеть, появится сегодня подобный нарушитель, разгоняющий капотом своего автомобиля пешеходов на тротуаре, как катер волны, или нет. Да и патрули дорожной полиции базируются, как правило, у проезжей части и следят за движением на дороге, а не на тротуаре. Ну, разве что водитель поедет по тротуару с откровенной наглостью…
Для доказательства правонарушения стражам порядка будет достаточно видеофиксации езды автомобиля по тротуару и показаний свидетелей. Вполне возможно, что недостатков последних не будет, поскольку сами пешеходы очень категорично относятся к проявлению подобного хамства и неуважения к их правам. В принципе, если инспектором правильно составлен протокол, то его будет довольно сложно оспорить в суде. Хотя законодательная норма, касающаяся штрафных санкций за езду по тротуару, имеет свои недостатки и юридические изъяны, как и любая другая. Часто это помогает юридически грамотным водителям избежать законного и справедливого наказания.
Что делать, если вас остановили
Даже если вы нарушили на глазах инспектора, у вас есть вот эти права.
- Объяснить свои действия или отказаться от показаний.
- Спросить о причине остановки.
- Не выходить из машины.
- Снимать все происходящее, в том числе инспектора, на камеру.
- Ознакомиться с протоколом и получить копию.
- Не подписывать протокол.
- Уточнить телефон дежурной части, где служит инспектор, его звание, имя и фамилию.
- Не отдавать права без постановления суда.
- Отказать в досмотре без понятых и видеозаписи.
- И главное — не уплачивать штраф за проезд по тротуару на месте
От кого ждать штраф и что будет, если не платить
Езду по тротуару еще надо доказать. Основанием для штрафа может стать:
- показания свидетелей нарушения
- видеозапись
- нарушителя заметил сотрудник ГИБДД
После того как камера сняла и отправила фото, информацию проверяет сотрудник ГИБДД — смотрит на читаемость номера и разметки. Затем инспектор выносит решение и отправляет в печатном виде на терминал Почты России. Информация хранится на сервере ГИБДД — проверить ее можно в любой момент. Сколько штраф за езду по тротуару можно там же. Бывает, что инспектор нарушение видит, а доказать нечем. Вот почему.
Если разметку не видно из-за осадков, сотрудник не сможет выписать штраф. Это одна из причин, по которой дорожные службы стараются быстро убрать выпавший снег.
Если разметку не было видно, вы можете оспорить штраф
Если штраф не удалось оспорить и он не был уплачен в течение двадцати дней, водитель обязан заплатить по двойному тарифу. Если через девяносто дней штраф все еще не уплачен, инспектор передает дело в суд. Далее, суд будет взыскивать деньги, а если это невозможно, то нарушитель получит арест до пятнадцати суток или принудительные работы до пятидесяти часов.
Как доказывается подобное правонарушение?
Движение по тротуару наказывается штрафом, если сотрудник ГИБДД зафиксирует эпизод правонарушения. Однако основная задача патрулей ДПС контролировать поведение ТС на проезжей части. Поэтому в пешеходных зонах редко задерживают автомобильных хамов.
Доказательствами административного проступка являются:
- видеофиксация езды по тротуару;
- показания очевидцев.
Немаловажное значение имеет грамотное оформление протокола инспектором.
Законодательство в области ответственности за передвижение по пешеходным путям обладает определёнными недостатками. Юридические недоработки позволяют многим водителям избегать наказания.
Как обжаловать штраф
В течение десяти дней у вас есть право оспорить решение сотрудника ГИБДД. Если штраф выписал инспектор, срок начинает истекать со следующего дня. А если была фотофиксация — со следующего дня после того, как вы получили копию постановления по почте. Обжалование госпошлиной не облагается, нужно только правильно оформить жалобу.
/>
Если опаздывали на свадьбу, так и пишите. Суд примет во внимание.
Еще можно попросить о смягчении штрафа:
Что с парковкой на тротуаре
Штраф ГИБДД за парковку на тротуаре в 2021 году — 1000 рублей, а в Москве и Санкт-Петербурге — 3000 рублей. Даже если был всего лишь наезд на тротуар, штраф все равно инспектор выпишет. К тому же автомобиль могут эвакуировать — придется заплатить за эвакуатор и штрафстоянку. В столицах это около 2500 рублей в сутки. Скидка работает так же: в течение двадцати дней со дня постановления. Подробнее об этом читайте в статье о штрафах за парковку на тротуаре.
Все статьи автора: Евгений Леснов
Правила перемещения по тротуарам и штраф за их нарушение
Выполнение этого требования (12.15 КоАП), обычно, не создает проблем, так как определить зону тротуара визуально — не составляет труда: это дорожка шириной не менее 1 метра находится выше проезжей части дороги, и отделена бордюрами или газоном.
Однако, в некоторых случаях тротуарные дорожки могут оказаться не оборудованными и схожи с дорожной обочиной. В такой ситуации действует правило: если это обочина — там можно только парковаться (но не ехать!), а если тротуар — ни парковаться (12.19 КоАП), ни перемещаться на транспортном средстве по нему нельзя.
Перемещение по тротуарам разрешено только пешеходам и велосипедистам, если рядом отсутствует выделенная велодорожка. Любые виды транспортных средств (от мопеда и скутера до автомобиля) при попытке двигаться по тротуарам немедленно должны быть оштрафованы на 2000 рублей.
Велосипедисты также приравниваются к нарушителям ПДД, если перемещаются по тротуару при наличии рядом автодорожки или запрещающих знаков, и штрафуются на 800 рублей (12.29 КоАП). Пьяный велосипедист, нарушающий правила или нанесший вред пешеходам во время езды, получит штраф в 1000-1500 рублей (12.30 КоАП).
Важно! В отличие от нарушения правил парковки на тротуаре (12.19 КоАП), при нарушении правил движения по тротуару (12.15) вы можете быть только оштрафованы. Автомобиль не арестовывается, на штрафстоянку не доставляется, и платить за автоэвакуатор не придется.
Велодорожка: можно ли на нее выезжать и каков штраф за нарушение
Мы уже привыкли, что вероятность встретить в городе оборудованную велодорожку крайне невысока, и обычно велосипедисты, соблюдая ПДД, в ее отсутствие движутся по тротуару или правому краю проезжей части. Но на самом деле в ПДД есть даже две зоны, по которым могут двигаться только велосипедисты: это велодорожка и полоса для велосипедистов. Чем они отличаются, можно ли на них выезжать и каков штраф за нарушение?
В ПДД велодорожка и полоса для велосипедистов – это два отдельных понятия. Ключевое отличие в том, объединена ли эта полоса с проезжей частью для автомобилей. Велодорожка – это конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1. Кроме нее есть еще велопешеходная дорожка, тоже конструктивно отделенная от проезжей части. А вот полоса для велосипедистов – это полоса проезжей части, предназначенная для движения на велосипедах и мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 5.14.2.
На самом деле, знаков, обозначающих велосипедные дорожки и полосы, в ПДД предостаточно: фактически набор очень похож на тот, что используется для обозначения полос общественного транспорта.
Знаки 4.4.1 и 4.4.2 обозначают начало и конец велосипедной дорожки, а набор знаков 4.5.2, 4.5.3, 4.5.4, 4.5.5, 4.5.6 и 4.5.7 обозначает велопешеходные дорожки с совмещенным или разделенным движением пешеходов и велосипедистов.
Знаки 4.4.1 и 4.4.2
Знаки 4.5.2, 4.5.3, 4.5.4, 4.5.5, 4.5.6, 4.5.7
Однако выехать по невнимательности на велодорожку, конструктивно отделенную от основной проезжей части, почти невозможно, так что для сознательных автомобилистов более важны знаки, выделяющие полосу для велосипедистов, отделенную от остальной проезжей части только разметкой. Это знаки 5.11.2, 5.12.2, 5.13.3, 5.13.4, 5.14.2 и 5.14.3. Кроме того, все эти велосипедные дорожки и полосы обычно выделяются не только знаками, но и горизонтальной разметкой 1.23.3.
Знаки 5.11.2, 5.12.2, 5.13.3, 5.13.4, 5.14.2 и 5.14.3
А еще при движении и маневрировании на автомобиле стоит помнить, что велосипедистам разрешено двигаться и по полосам общественного транспорта, расположенным справа.
Нет, автомобилистам выезжать на велодорожки нельзя. Пункт 9.9 ПДД запрещает «движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов», а также «движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам». Более того, велодорожка не упомянута непосредственно даже в части пункта 9.9 ПДД, который разрешает «подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда». Однако движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб по велодорожке возможно.
При этом на велодорожке запрещено не только двигаться, но и останавливаться. Пункт 12.4 ПДД запрещает остановку «в местах, где транспортное средство <…> сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств (в том числе на велосипедных или велопешеходных дорожках, а также ближе 5 м от пересечения велосипедной или велопешеходной дорожки с проезжей частью), а также на полосе для велосипедистов».
Таким образом выезд, движение, остановка и стоянка автомобилей на велодорожках и полосах для велосипедистов всегда запрещены.
Для тех водителей, которые выезжают и движутся по велодорожке, предусмотрено наказание согласно части 2 статьи 12.15 КоАП. она указывает, что движение по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение Правил дорожного движения влечет наложение административного штрафа в размере 2000 рублей. Любопытно, что в формулировку не включено движение по полосе для велосипедистов. Однако кодекс ссылается на правила дорожного движения и, в частности, все тот же пункт 9.9, который запрещает ездить и по дорожкам, и по полосам для велосипедистов, так что избежать наказания не получится.
А вот штраф за остановку и стоянку на велодорожке в отдельный пункт КоАП не вынесен. Такое нарушение трактуется по части 1 статьи 12.19 как «нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств» и влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей.
Езда по тротуару: штрафы и другие меры наказания
Определение тротуара в ПДД: «Тротуар — это элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном».
Как бывает в жизни: около дома меняют асфальт и вместо тротуара полоса гравия. Это уже обочина или еще тротуар? По закону, обочина — это элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней и отличающийся типом покрытия.
Что делать: все нарушения сотрудники ГИБДД отследить не могут, но от штрафа лучше застраховаться — лучше посчитать такое место тротуаром и не заезжать на него. Тротуар во дворе дома часто не отличить от проезжей части.
Не всегда видно, где граница тротуара и проезжей части — лучше не рисковать и объехать спорный участок по дороге.
Штраф за парковку на тротуаре во дворе в 2020 году
Можно ли парковаться на тротуаре в городском дворе или есть штраф?
За парковку на тротуаре во дворе, автомобилиста могут наказать штрафом ГИБДД в размере 1000/3000 руб. по статье КОАП РФ 12.19.3. Считается, что это не вполне законно, но такова реальность.
Найти окончательный ответ на этот вопрос в Интернете у вас не получится. С парковкой на тротуаре во дворе в России юридическая коллизия. Есть несколько законов, нормативно-правовых актов и правил которые противоречат друг дуру. Дело в том, что по определению «тротуара» в ПДД он должен прилегать к дороге, а если не прилегает то это не тротуар а «прилегающая территория/ жилая зона». Однако в определении «движения в жилых зонах» откуда-то возникает понятие «тротуар» хотя по определению «тротуара» рядом с ним обязательно должна быть дорога которая не всегда бывает в жилой зоне.
Проблема также в том, что для городов как правило нет единых баз с указанием конкретной принадлежности той или иной территории. Наслоение строительных площадок, остатков отражения, бордюров и кусков асфальта превращают наказание водителей припарковавших свои машины во дворе в квест или лотерею.
Еще один аспект связан с формой собственности в которой находится земля вокруг дома. Чаще всего это коллективная собственность жильцов дома в котором проживают автомобилисты. Из этого следует что штраф за неправильную парковку на тротуаре во дворе по осмысленности примерно равен штрафу за неправильную парковку в огороде деревенского дома.
Кому и когда можно ездить по тротуару
Если проезжая часть занята, по тротуару могут проехать:
- Пожарная охрана
- Скорая помощь
- Полиция
- Дорожные и коммунальные службы
- Грузовые машины для погрузки/разгрузки
Так говорит закон. В жизни может быть по-другому. Вот ситуация: водитель ехал по своей полосе, через разметку — встречное движение, позади летит скорая. Чтобы пропустить врачей и, возможно, спасти кому-то жизнь, водителю пришлось заехать на тротуар за что он получил штраф. Решение о штрафе можно оспорить — об этом ниже.
![]()
Скорую пропустил — штраф получил. Источник: pikabu
А вот нюанс для мотоциклистов: если владелец мототранспорта спешился, заглушил двигатель и ведет свой транспорт за руль — таким способом по тротуару передвигаться можно. В этом случае владелец приравнивается к пешеходу.
Для кого предназначен тротуар и что об этом говорится в ПДД
Тротуар представляет собой часть улицы, предназначенной исключительно для передвижения пешеходов. В больших населённых пунктах автомобилисты, которые долго «ползут» в заторах, часто теряют самообладание и решают ехать по тротуарам. Иногда они пытаются даже сигналить идущим пешеходам с требованием освободить проезд. ПДД России (пункт 9.9) говорит об этом следующее:
Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, оговорённых в пунктах 12.1, 24.2 Правил). Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.
Тротуар всегда можно определить по наличию отдельного бордюра или зелёным насаждениям. Пешеходная дорожка обозначается знаком 4.5, который может действовать только до ближайшего перекрёстка. На нём, как мы заметили, не указан ни автомобиль, ни мотоцикл. Соответственно, передвигаться им в пределах данных пешеходных зон запрещено. И не беда, если бы в каждом населённом пункте тротуар обозначался соответствующим образом, который предусмотрен в Правилах дорожного движения. Но вот не всегда это получается. Особенно в провинциальных городах и местечках, где качество покрытия дорог оставляет желать гораздо лучшего. Прискорбное состояние дороги приводит к тому, что не видно линии разметки, которая разграничивает тротуарную и проезжую части. Поэтому водитель просто не в состоянии произвести объективную оценку, на какой именно из частей он находится. И тут его, потирая руки, ждёт бдительный инспектор ГИБДД.
Таким знаком обозначаются пешеходные дорожки
Какой штраф за езду по тротуару
Если водитель просто объехал пробку и вернулся в свою полосу — он просто получит штраф за езду по тротуару на машине. Если наехал или сбил пешехода — ответственность гораздо выше. Вот список нарушений и ответственность за них.
Нарушение | Штраф за выезд на тротуар |
Езда по тротуару, штраф 2020 | 2000 рублей |
Сбитый пешеход (легкий вред здоровью) | От 2 500 до 5 000 рублей. Либо лишение прав до 1,5 лет. |
Сбитый пешеход (средний вред здоровью) | От 10 000 до 20 000 рублей. Либо лишение прав до 2 лет. |
Сбитый пешеход на тротуаре (смерть или тяжелый вред здоровью) | До 4 лет тюрьмы |
Статья 12.15.2 КоАП РФ
Движение по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение Правил дорожного движения — влечет наложение административного штрафа в размере двух тысяч рублей.
А вот как закон определяет степени тяжести:
Легкий вред | Средняя тяжесть | Тяжкий вред |
кратковременное расстройство здоровья | длительное расстройство здоровья | вред, опасный для жизни человека |
незначительная стойкая утрата общей трудоспособности | значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть | потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций |
прерывание беременности | ||
неизгладимое обезображивание лица | ||
значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть | ||
полная утрата профессиональной трудоспособности |
Бывает так, что камера или сотрудник ГИБДД ошибаются, и штраф приходит не на ту машину. Лучше перестраховаться и проверить.
Оспаривание штрафа
Для того, чтобы в ситуации, когда в отношении водителя зафиксировано нарушение, но он уверен в своей невиновности, можно было его опротестовать, существует определенный промежуток времени – 10 дней. Оспаривая выписанный штраф, автомобилист может привести следующие аргументы:
- У него не было возможности проехать иным путем;
- У автомобилиста есть доказательства того, что в момент фиксации нарушения машина находилась в совершенно другом месте;
- На том месте, где было зафиксировано нарушение, отсутствуют знаки, обозначающие пешеходную зону и ее отличительные элементы – бордюр или зеленая зона.
Итак, проезд по тротуару на транспортном средстве за рулем авто грозит водителю привлечением к ответственности и наложением штрафа в размере 2 тыс. рублей. Избежать наказания допустимо только в том случае, если водитель докажет, что иного способа проехать у него не было.
Что такое Тротуар по ПДД?
Движение пешеходов вдоль проезжей части, как правило, организовано по специальной дорожке – тротуару. Такие меры принимаются для обеспечения безопасности граждан, перемещающихся пешком. Движение по тротуару регламентировано ПДД.
- Тротуар: определение по ПДД
- Штраф за остановку на тротуаре в 2021 году
- Остановка на тротуаре для разгрузки товара
- Езда по тротуару на автомобиле
- Езда по тротуару на велосипеде
Тротуар: определение по ПДД
Каждый элемент дорожной части имеет свое определение, закрепленное в общих положениях Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, а именно:
- Дорога, представляющая собой участок земли для передвижения транспортных средств и пешеходов. Элементами дороги являются: проезжая часть с одной или несколькими полосами движения ТС, трамвайные рельсы, конструкции разделительного характера, обочины и тротуары.
- Тротуар является одним из составляющих дороги. Он предназначен для безопасного движения пешеходов. Примыкает к проезжей части дороги, но отделен от нее бордюром или газоном.
- Пешеходная дорожка – это выделенная зона для людей, двигающихся пешком. Она не является частью дороги, поскольку не граничит с проезжей частью.
- Обочина представляет собой примыкающую к полосе движения транспорта территорию. Включается в состав дороги, но имеет отделение от нее разметкой.
Зачастую люди путают понятия тротуара и обочины. Существенными различиями между ними являются:
- плотное примыкание к проезжей части обочины, отделение тротуара от нее бетонным бордюром или газоном;
- расположение обочины на одном уровне с проезжей частью, тротуар чаще всего немного приподнят по отношению к уровню части дороги для передвижения транспорта;
- для организации обочины используются те же материалы, что и для проезжего полотна дороги, тротуар может быть асфальтовым, бетонным или деревянным.
Штраф за остановку на тротуаре в 2021 году
Правила дорожного движения вводят для ограничения транспортных средств по использованию пешеходных дорожек. Автомобилистам запрещается:
- Двигаться по пешеходной (и выделенной для велосипедистов) полосе. Исключение составляют случаи, когда при отсутствии иных вариантов необходимо заехать специальной технике (дорожной или коммунальной), а также осуществляющей подвоз товара к магазину или предприятию, чье месторасположение примыкает к тротуару. При этом должна быть обеспечены условия безопасности для граждан.
- Останавливаться и парковаться. Для парковки транспортных средств дорога должна быть оснащена специальными заездами, отгороженными от тротуара, имеющая соответствующие обозначения.
В случае нарушения этих норм водитель будет штрафом в следующих размерах:
- 2 000 рублей за движение по тротуару;
- 1 000 рублей за остановку и стоянку на полосе, выделенной только для пешеходов и/или велосипедистов (для нарушителей в Москве и С-Петербурге штраф составляет 3 000 рублей).
При внесении суммы наказания в 20-дневный срок от даты постановления о его наложении автовладелец имеет право на уплату только половины размера штрафа.
Во многих городах осуществляется тщательный контроль над соблюдением ПДД по части стоянки и остановки на тротуаре. Нарушителю грозит не только штраф, но и эвакуация транспортного средства на специализированную стоянку.
Остановка на тротуаре для разгрузки товара
В ПДД содержится разрешение заезжать на тротуар транспорту для подвоза грузов (пункт 9.9) только при отсутствии иных вариантов. Когда местоположение организации торговли и иной сферы деятельности непосредственно примыкает к тротуару, а иных подъездов нет. При этом обязательно соблюдение норм безопасности граждан, осуществляющих движение по участку дороги, предусмотренному для движения пешеходов и/или велосипедистов.
Если же на тротуар выехал личный автомобиль для погрузки в него приобретенного товара, то это уже нарушение правил. Инспектор ГИБДД вправе выписать водителю штраф.
Езда по тротуару на автомобиле
Движение транспортных средств по частям дороги, кроме проезжей, запрещается пунктом 9.9 ПДД. Такое перемещение предусмотрено только в исключительных случаях транспорту дорожных и эксплуатационных служб, а также для подвоза грузов (ситуация рассмотрена ранее).
Езда по тротуару на велосипеде
Движение по участкам дороги велосипедистов регулируется пунктом 24 ПДД. В зависимости от возрастной категории действуют следующие условия:
Когда можно ездить по тротуарам
Движение транспортных средств по тротуарам и пешеходным дорожкам запрещено. Однако не всегда и не везде, напоминает Олег Ткачук.
Перенасыщенность наших городов транспортными средствами уже никого не удивляет. Загруженность дорог растет с каждым годом, а обустройство новых мест для движения, остановки и стоянки автотранспорта требует немалых средств. В результате водители начинают ездить там, где этого делать и не стоило бы, а представители правоохранительных органов наказывают нарушителей — причем часто тоже незаконно, особенно когда норма закона, подлежащего применению в том или ином случае, допускает различные варианты ее толкования.
Для того чтобы внести хотя бы некоторую ясность, попробуем разобраться с частью 1 статьи 122 КУоАП, которая предусматривает ответственность за нарушение установленного для транспортных средств запрета двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам в виде наложения штрафа в размере от 255 до 340 грн.
Но для начала следует определиться с терминами, которые приводятся в Правилах дорожного движения и имеют решающее значение при установлении факта и события правонарушения.
Итак, согласно ПДД движение транспортных средств по тротуарам и пешеходным дорожкам, кроме случаев, когда они применяются для выполнения работ или обслуживания торговых и других предприятий, расположенных непосредственно возле этих тротуаров или дорожек, из-за отсутствия других подъездов и при условии выполнения требований пунктов 26.1-26.3 ПДД (по поводу движения в жилой и пешеходной зоне), запрещается.
Пешеходная дорожка — это дорожка с покрытием, предназначенная для движения пешеходов, выполненная в границах дороги или вне ее и обозначенная знаком 4.13.
Тротуар — это элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов, который прилегает к проезжей части или отделен от нее газоном. И довольно часто возникает проблема определения того, является ли тот или иной участок тротуаром или пешеходной дорожкой.
Жизнь на обочине
Рассмотрим реальную ситуацию. Инспектор ГАИ привлек водителя к административной ответственности на том основании, что тот управлял мопедом на тротуарной дорожке. Водитель же в свою очередь утверждал, что на данной части улицы тротуар отсутствует вообще. Он ехал по тропинке, которая образовалась самопроизвольно. Бордюрного камня там не было, а в наличии были только пластины, установленные для предотвращения оползней.
По мнению же инспектора, водитель двигался именно по тротуару, так как там есть искусственно насыпанная основа, а по бокам проезжей части установлен бордюрный камень.
Суду были предоставлены фотоснимки, на которых было видно, что вдоль дороги тянется грунтовой участок, по которому двигаются пешеходы и мопеды. Этот участок отделен от проезжей части конструктивно, но признаков специального оборудования нет. На основании чего суд решил, что этот участок является лишь обочиной — выделенным конструктивно или сплошной линией дорожной разметки элементом автомобильной дороги, который прилегает непосредственно к внешнему краю проезжей части, расположенный с ней на одном уровне и не предназначенный для движения транспортных средств, кроме случаев, предусмотренных ПДД. Обочина может использоваться для остановки и стоянки транспортных средств, движения пешеходов, мопедов, велосипедов (из-за отсутствия тротуаров, пешеходных, велосипедных дорожек или в случае невозможности передвигаться по ним), гужевых телег (саней). То есть движение по обочине мопедам не возбраняется. Поэтому суд пришел к выводу, что в данном случае основания для привлечения к административной ответственности отсутствуют, и постановление инспектора ГАИ было отменено.
У старых ворот
Теперь другая ситуация. Управляя автомобилем, водитель заехал на обочину и высадил пассажиров. Собственно, остановка была осуществлена у въезда на прилегающую территорию. Поскольку въезд был закрыт воротами, то пассажиры были высажены именно в данном месте. Через некоторое время подъехали сотрудники ГАИ и обвинили водителя в движении по тротуару. Водитель же доказывал, что в месте стоянки автомобиля отсутствует тротуар, поскольку дорога ведет к прилегающей территории.
В свою же очередь инспектор утверждал, что данный участок дороги является именно тротуаром, поскольку ворота, у которых произошла остановка, не функционируют, и данная территория не предназначена для движения транспортных средств. Кто же прав?
В данном случае суд отнес территорию к прилегающей, то есть такой, которая прилегает к краю проезжей части и не предназначенная для сквозного проезда, а лишь для въезда во дворы, на стоянки, автозаправочные станции, строительные площадки и т.п. или выезда из них. То есть этот участок дороги не предназначен для движения пешеходов, и поэтому не является тротуаром. Действия инспектора ДПС признаны неправомерными, а его постановление отменено как незаконное.
А зачем заезд?
Порой водители оправдывают нарушение тем, что тротуар или пешеходная зона должны обозначаться соответствующими дорожными знаками. Если же таковые отсутствуют, то и нарушения как такового нет. И это в корне не верная позиция.
Дорожным знаком 4.13 должна обозначаться только пешеходная дорожка. Обозначение же тротуаров дорожными знаками никакими нормами не предусмотрено, и наличие или отсутствие тротуара следует устанавливать на основании его определения, данного в ПДД.
Часто через тротуары пролегают сквозные проезды к той или иной территории. Как показывает практика, водителям иногда ставится в вину то, что они совершили движение по тротуару — хотя на самом деле движение осуществлялось именно по такому проезду.
Так, один водитель был привлечен к ответственности за то, что двигался по одной из улиц города, после чего совершил поворот на площадку, которая располагалась у автомагазина. В процессе выполнения поворота он был остановлен инспектором ГАИ, который сообщил, что тот нарушил правила дорожного движения, заехав на тротуар. На объяснение, что в указанном месте имеется специально созданный асфальтный заезд через бордюр на площадку возле магазина, инспектор никак не отреагировал и молча составил протокол об административном правонарушении. Там же, на месте, было вынесено постановление о наложении административного взыскания в виде штрафа в размере 255 грн. Постановление, конечно, было обжаловано в суде.
В подтверждение своей невиновности водителем был предоставлен план благоустройства территории, прилегающей к магазину, из которого следовало, что главным архитектором города согласован заезд и выезд через тротуар на площадку для парковки автомобилей, возле которой его остановил инспектор. Таким образом, в похожих случаях в действиях водителей отсутствуют признаки правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 122 КУоАП.
Под разгрузку
Как уже отмечалось ранее, Правила дорожного движения Украины предусматривают отдельные случаи, в которых разрешается движение транспортных средств по тротуарам и пешеходным дорожкам. В частности, если такое движение осуществляется для выполнения работ или обслуживания торговых и других предприятий, расположенных непосредственно возле них. Однако для этого необходимо отсутствие других подъездных путей. Обязательным условием такого движения является также необходимость выполнения отдельных пунктов Правил дорожного движения, касающихся движения в жилой и пешеходной зоне.
В частности, в жилой зоне запрещается:
— транзитное движение транспортных средств;
— стоянка транспортных средств вне специально отведенных мест и такое их расположение, которое затрудняет движение пешеходов и проезд оперативных или специальных транспортных средств;
— стоянка с работающим двигателем;
— учебная езда;
— движение грузовых автомобилей, тракторов, самоходных машин и механизмов (кроме тех, которые обслуживают объекты и граждан, выполняют технологические работы или принадлежат гражданам, которые проживают в этой зоне).
В пешеходную зону въезд разрешается только транспортным средствам, обслуживающим граждан и предприятия, которые расположены в указанной зоне, а также транспортным средствам, принадлежащим гражданам, которые проживают или работают в этой зоне, или автомобилям (мотоколяскам), обозначенным опознавательным знаком «Инвалид», которыми управляют водители-инвалиды. Если к объектам, расположенным на этой территории, есть другие подъезды, водители должны пользоваться только ими.
Однако трактовать все эти нормы надо тоже исходя из здравого смысла. Так, в Херсоне водитель, управляя легковым автомобилем, подъехал к своему месту работы. К нему подошел инспектор ГАИ и сообщил, что он нарушил Правила, выехав на тротуар. Был составлен протокол об административном правонарушении и вынесено соответствующее постановление о наложении штрафа.
Водитель же заявил, что он подъехал на автомобиле к входной двери предприятия в связи с производственной необходимостью проведения работ по разгрузке товара для торговли, которая здесь осуществляется, и — обратился в суд.
В суде водитель и вовсе утверждал, что место, куда он заехал, является не тротуаром, а прилегающей домовой территорией, которая отремонтирована предприятием, где он работает, кроме того, другого входа в помещение не существует.
Инспектор же заявил, что место, куда въехал истец, в соответствии с ПДД является тротуаром и предназначено оно именно для движения пешеходов. Кроме того, на нем и так уже стояло три автомобиля, а машина нарушителя полностью заблокировала проход для пешеходов. Также он показал, что никакой отгрузки товара не происходило: в руке истца действительно был пакет с вещами, который он без труда забрал из транспортного средства.
В результате суд признал необоснованными доводы водителя относительно того, что место, где он остановил автомобиль, не является тротуаром. Это опровергалось предоставленными фотографиями и другими материалами дела. Также суд достаточно критически оценил «проведение разгрузки товара», поскольку согласно накладной, которую водитель предоставил суду, количество и объем товара были незначительными. В иске было отказано, а постановление инспектора ГАИ о наложении административного взыскания оставлено в силе.
То есть словосочетание «разгрузка товара» следует понимать так, что количество товара, которое необходимо разгрузить, таково, что его невозможно занести за один раз или из-за габаритов доставка из автомобиля до конечного пункта является затруднительной.
Ехал или толкал?
Ну и наконец, еще один вопрос, дискуссии по которому не раз случались как между обычными водителями или инспекторами, так и между юристами.
В Мелитополе инспектором ГАИ был привлечен к административной ответственности водитель мопеда за то, что он двигался пешком по тротуару и при этом катил рядом свой мопед. Инспектор объяснил, что налицо нарушение п. 11.13 ПДД Украины, и вынес постановление о привлечении к административной ответственности с наложением штрафа в размере 255 грн.
Водитель, конечно, считал, что постановление об административном правонарушении подлежит отмене, поскольку в его действиях нет состава правонарушения: он на мопеде не ехал, а просто вел, что не является нарушением ПДД, и подал соответствующий иск в суд.
В этом конкретном иске было отказано в связи с пропуском срока исковой давности, однако при этом судом был сделан вывод о виновности лица! В Кодексе Украины об административных правонарушениях предусматривается ответственность за нарушение установленного для транспортных средств запрета именно двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам. С логической точки зрения лицо, которое толкает мопед, а не едет на нем, трудно назвать водителем. Однако, с другой стороны, если, к примеру, автомобиль совершил заезд на тротуар не своим ходом, а его туда затолкали, для квалификации правонарушения это не будет иметь значения, поскольку движение транспортного средства в запрещенном месте все же состоялось и неважно, каким образом.
Похожая коллизия, кстати, возникает и при штрафовании водителей мопедов по ст. 130 КУоАП (управление в нетрезвом состоянии). Диспозиция статьи в этом случае предусматривает ответственность за управление транспортными средствами в состоянии опьянения. Соответственно, мнение инспекторов ГАИ сводится к тому, что неважно, едет человек на мопеде или толкает его перед собой, — он им управляет. И следует отметить, что многие суды также придерживаются такой позиции. Но это уже другая история.
Підпишіться на наш Telegram-канал або читайте нас в Google News, щоб нічого не пропустити.