Bitavtoptz.ru

Бит Авто
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто изобрел автомобиль газ 66

Кто изобрел автомобиль газ 66?

Автор проекта двухосного грузовика — Александр Дмитриевич Просвирнин. Специалистов такого уровня на фронт посылали редко, так что войну он прошел на Горьковском автозаводе в качестве инженера-конструктора.

Кто создал машину газ 66?

Доподлинно известно, что ГАЗ-66 разработала группа мужчин под общим руководством А. Д. Просвирнина.

Какой двигатель стоит на газ 66?

Технические характеристики автомобиля ГАЗ-66

ТипДвухосный грузовой автомобиль
ДвигательЗМЗ-66-06 восьмицилиндровый четырёхтактный, с жидкостным охлаждением
Рабочий объём4254 см3
Мощность115 л. с.
КППмеханическая 4-ступенчатая с синхронизаторами на 3-й и 4-й передачах

Сколько весит автомобиль газ 66?

Техническая характеристика ГАЗ 66

Тип автоБортовой автомобиль
Колесная формула4×4
Полная масса авто, кг5770
Полная масса автопоезда, кг7770
Допустимая нагрузка на переднюю ось , кг2715

Какие права нужны на газ 66?

Однако, согласно изменениям от 05.11.2013 года к закону “О безопасности дорожного движения”, для управления автомобилем ГАЗ-66 нужна категория С водительских прав: Категория «С» — автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов.

Сколько весит газ 66 с кунгом?

Общая длина — 565 сантиметров, ширина — 234 сантиметра. При массе в 3,5 тонны (которые, можно сказать, стали основными для всех грузовиков ГАЗ тогдашнего поколения) он мог разогнаться до 90 километров в час. И при таких параметрах в нем устанавливалось два топливных бака, каждый из которых рассчитан на 105 литров.

Сколько весит газ 66 без кузова?

полная масса машины без оснастки — 5800 кг; вес с лебедкой — 5970 мм; вес платформы — 446 кг; масса прицепа — 2000 кг.

Чем отличается двигатель газ 53 от газ 66?

Отличия моторов устанавливаемых на газ 53 и газ 66 незначительные, но они есть: на двигателе 66 стоит гидро усилитель, у 53 его нет. Поддон, (картер) двигателя у ГАЗ 66 глубже чем на ГАЗ 53. А также разные крепления генератора. Сейчас пользуются большим спросом конверсионные моторы.

Почему газ 66 шишига?

«Шишига» — народное название модели ГАЗ-66, которое появилось из созвучия с цифрой 66. Но есть и иное значение этого слова. Оказывается, «шишига» в русских сказаниях — это еще и нечистая сила, которая обитает на болоте или в лесу (типа кикиморы). Также может селиться в бане или за печкой.

Какой лучше дизельный двигатель поставить на газ 66?

На смену «66-ого» пришел ГАЗ 3308 «Садко», он в 2001 году получил дизель Минского моторного завода Д-245. Этот «движок» сейчас актуален и для машины ГАЗ 66, его часто устанавливают на нее, внеся необходимые изменения в конструкцию. Технические характеристики Д-245: Максимальная мощность – 117-122 л.

Сколько весит двигатель газ 53?

Тип устройства — бензиновый мотор, оборудованный V8. Объем — 4,25 л. Максимальный момент вращения вала — 295 Н/м. Вес — 262 кг.

Сколько весит двигатель газ 66?

Двигатель ГАЗ 66- Устройство и технические характеристики

Тип мотораКарбюратор (К-126, К-135)
Крутящий момент284,4 Нм (при 2500 об/мин коленвала)
Диаметр цилиндров92 мм
Длина хода поршня80 мм
Вес мотора262 кг

Сколько весит газ 66 на металлолом?

Сколько весит грузовой автомобиль? Как узнать вес грузового автомобиля?

Грузопассажирские-автомобилиВес грузового автомобиля в кг
Сколько весит ГАЗ 66 (вес грузового автомобиля ГАЗ 66)3440 кг
Сколько весит ГАЗ 69 (вес грузового автомобиля ГАЗ 69)1525 кг
Сколько весит ГАЗ 69А (вес грузового автомобиля ГАЗ 69А)1535 кг

В чем разница между С и с1?

Категория «С» — автомобили, разрешенная максимальная масса которых более 3,5 тонны. … К подкатегории «С1» относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых свыше 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов.

Какой расход топлива на газ 66?

С 1991 года предпринята попытка модернизировать ГАЗ-66 – расход топлива на ЗМЗ-66 просто зашкаливал, достигая 32-35 л/100 км. На грузовик установили модифицированную версию мотора под названием ЗМЗ-153.10, имеющий такой же объем и крутящий момент, но мощность уже 125 л. с. и расход топлива в 25-29 л/100 км на трассе.

Что дает Категория C?

Водительские права категории «С» позволяют управлять только средними (от 3500 кг до 7500 кг) и тяжёлыми (более 7500 кг) грузовиками. Обратите внимание, категория «C» не даёт права управления небольшими (меньше 3500 кг) грузовиками и легковыми автомобилями.

kaban4x4.ru

Длительные поездки по асфальту, и многодневные рейды по пересеченной местности. С возможностью совершать не продолжительные броски по тяжелому бездорожью,размещать на ночевку 4 человек. Т.е. во время езды двое в кабине, двое в кунге, ночью четверо в кунге.
Данный автомобиль должен иметь способность преодолевать реки и водные преграды, вплавь.

Температура окружающей среды при эксплуатации:
От – 30 до 40 градусов Цельсия.

В кунге должно быть размещено:
1. Спальное место на 4 человека.
2. Транспортные места в соотвествии с тех. Регалментом. В кол-ве 2 сидений с ремнями направленными по ходу движения автомобиля. При возможности увеличить кол-во транспортных мест до 4. Так чтобы в транспортном положении люди могли смотреть в окно.
3. Туалет, душь, по совместительству шкаф.
4. Кухонная зона — раковина с краном, плита газовая двух коммфорочная, холодильник работающий от газа, 12-220в
5. Врезка 3 окон, таких как и должны стоять в кунге.
6. Врезка 3 люков, 1 газ, 1 генератор, и аккумулятор.

Читайте так же:
Как узнать информацию о человеке в Вайбере?

Отопление в кунге:

1. Печь дизельная ОВ 65
2. Печь антифризная работающая от антифриза в двигателе (для отопления во время движения).
3. Печь дровяная (газогенераторная).

1. Установка для фильтрации воздуха ФВУА поступающего в кунг, и для создания избыточного давления в нем по необходимости.

Доработки в шасси ГАЗ 66

1. Установка баков от КАМАЗ два по 250 литров.
2. Гидроизоляция двигателя.
3. Шноркель с заменой штатного воздушного фильтра, на фильтр от Валдая.
4. Установка багажника на кабину.
5. Установка механической лебедки
6. Антикоррозийная обработка кунга, кабины и рамы.

Свет:
1. Установка заднего рабочего света.
2. Установка переднего рабочего света.

Газ 66 — 01 1976 года выпуска, с гос резерва с заводским пробегом, кунг К 1.66 алюминиевый.

Штатный автомобиль оборудован:

1. Системой подкачки колес с ресивером (механическая система)
2. Лебедка на данной модификации в штате отсутствует устанавливаем.
3. Самоблокирующийся дифференциал переднего и заднего мостов.
4. Колесные диски с болтами (аналогично бэдлокам).
5. Штатные баки 2 по 105 литров. (под замену)
6. Двигатель V образный, 8 цилиндровый -4.25 литра, 115 л.с.

Планировки кунга К 1.66

Мака » 30 апр 2011, 18:48

В процессе обсуждения я родил следующие планировки с самыми разными решениями:

1. Вариант:
Сначала была идея сделать кунг двух-объемным, т.е. с перегородкой, чтобы разделить пространство на 2 части, служебную и жилую. Даже была куплена и демонтирована стенка перегородка с кунга К131, но от этой идеи пришлось отказаться, в силу субъективных моментов, и неудобства использования пространства.
alt=»Изображение» />

2. Вариант:
Встал вопрос с освобождением пространства и в плане начали фигурировать откидные кушетки, но от данного плана тоже пришлось отказаться, все по той же причине не рационального использования места в кунге.
alt=»Изображение» />

3. Вариант :
Планомерно пришли к тому, что двухобъемное пространство нам не к чему, но и это решение оказалось мягко говоря замороченым в своем исполнении.
alt=»Изображение» />

4. Вариант:
Вот тут стало уже очень тепло, и данный вариант хорош для транспортировки 2 пассажиров, т.е. они находятся в удобных креслах. Но увы при такой раскладке, нужно ставить поворотные сидения, как вариант от Форд транзит из салона. Но так мы теряем одно спальное место и обретаем кучу гемороя в реализации данной планировки. БЫло так же принято решение отказаться от этого решения.
alt=»Изображение» />

5. Вариант заключительный:
Данная планировка была принята большинством людей, и было принято решение остановиться на ней. Данная планировка была бы безупречной, если бы не одно обстоятельство. Чтобы выполнить требования тех. регламента и собственные требования безопасности, пассажиры должны сидеть по направлению к движению, и их сидения должны быть оборудованы ремнями безопасности. Вроде все хорошо, но пассажирам придется сидеть за задней осью, если вы ездили на автобусе на заднем сидении то вы наверное знаете как там качает. Вот это единственный минус в данной планировке. Но зато в таком раскладе могут спать 4 человека в комфортнейших условиях, мы имеем полноценный кухонный блок, душ и туалет, а так же шкаф.
alt=»Изображение» />

ГАЗ-66 на радиоуправлении (игрушка WPL B-24 1/16 4×4)

Небольшой обзор игрушки на р/у (модель WPL B-24) с полным приводом и рессорной подвеской в виде автомобиля ГАЗ-66.

Машинка приходит в огромной интересной коробке.

В комплекте к машинке WPL B-24 идет пульт, запасные рессоры и зарядка.

Внешний вид автомобиля WPL B-24

Пульт управления простой, пистолетного типа, колесо не переставляется под левую руку. Питается от двух АА батареек.

Машинка имеет размер около 35 см в длину и 15 см (высота, ширина). Весит машинка около 700 г. без батарейки.

Машинка сделана на металлической (жестяной) раме, для привода используются два моста (Передний и задний) с карданным приводом от раздатки (мотор-редуктор в центре рамы.

Внешний вид заднего моста. Рессоры сменные.

Передний мост имеет поворотный привод.

Колеса мягкие, дутые, с ярковыраженным протектором.

Кстати, присутствует «запаска» — полноценное колесо, которое можно установить вместо одного из четырех колес автомобиля.

Кабина откидывается вперед (на защелках)

Под кабиной расположен аккумулятор NiCd 6V 700mA, и отсек с платой управления.

Также видно светодиоды фар головного света.

Внешний вид аккумулятора. Зарядное есть в комплекте (работает от USB)

Разбираем отсек, видим плату управления (2.4ГГц, 4 канала).

По железу: используется приемник — аналог mx1919 (4 канала: влево-вправо, вперед-назад) на 2.4ГГц и стоят пара H-bridge, правый аналог L9110 (маркировка 17V18), левый без маркировки.

Кстати, в отсек прекрасно входят пара 18650 (и остается место для DC-DC или другого оборудования.

Фары горят постоянно при работе.

В темноте выглядит достаточно внушительно

Ход подвески приличные, добавляет проходимости автомобилю.

Для сравнения — фотография рядом с краулером.

Несколько фотографий «покатушек» по снегу.

Небольшое видео

Машинка недорогая и очень интересная, подойдет как ребенку для игр, так и взрослому для коллекции/доработок.

Своих денег машинка определенно стоит.

В ассортименте есть Шишига голубого цвета и зеленая. На обе действует купон WPLB24J7 при покупке (цена становится $35).

История ГАЗ

Есть машины утилитарные, для поездок и перевозок пассажиров и грузов. Есть машины практичные и экономичные, которые специально созданы для семьи. А существуют автомобили для души. Это такие, о которых ты мечтал в детстве или продолжаешь мечтать в настоящем. Или уже владеешь ею и заботишься, как о возлюбленной. И неважно, какая именно это машина и сколько она стоит – Rolls-Royce за тридцать миллионов или старая-добрая «Волга» за тридцать тысяч.

Читайте так же:
Как подключить наушники JBL к Хуавей?

И пускай за стоимость первой машины можно купить тысячу вторых – неизменным остаётся трепетное отношение к машине, уход и пользование в формате «выходного дня» или для торжественных выездов. Тем более что автомобили Горьковского автомобильного завода как раз и выпускались для особых случаев и особых людей. Неслучайно большинство выпускаемых моделей ГАЗ – грузовые или грузопассажирские. Так обстоят дела и сегодня, когда ГАЗ не выпускает легковых авто. Но примерно так же было и всегда: легковой сегмент составлял малую часть выпускаемой продукции.

Зато если уж нижегородцы таковую производили, то с конвейера сходили роскошные «Волги» и премиальные «Чайки». И даже если некоторым экземплярам более 50 лет, эти автомобили по-прежнему пользуются повышенным спросом у автолюбителей, знающих толк в настоящей классике. Ярким примером являются с любовью реставрируемые по всей стране «Победы». Впрочем, до Победы ГАЗу ещё нужно было дожить.

Размышление об именах

Говорят, как корабль назовёшь – так он и поплывёт. К чему это я веду. Смотрите: все российские автомобильные гиганты расположились на Волге или неподалёку от неё: Нижний Новгород, Набережные Челны, Тольятти, Самара. Крупнейший отечественный автозавод так и называется – Волжский (ВАЗ). Но вот вазовские модели нарекали преимущественно цифрами, хотя в последнее время к «Ниве» и «Ладе-Самаре» добавился целый сонм «Калин», «Грант» и «Вест».

И только казанцам и нижегородцам пришло в голову назвать автомобили в честь великих русских рек – Оки и Волги. Строго говоря, река, если она образуется из нескольких притоков, называется в честь самой протяжённой своей части. В месте слияния Ока имеет большую протяжённость, так что, по-хорошему, Волга должна называться Окой и впадать в последнюю, а не наоборот. Но в данном случае исходили из полноводности рек. Собственно, это заметно и по автомобилям: малютка «Ока» и баржа «Волга».

Также заводу ГАЗ, на котором «Волги» выпускались до 2012 года, повезло с названием, появившемся, как и сам концерн, после революции. Если бы не Алексей Максимович Пешков, в честь которого Нижний Новгород переименовали в Горький, то ездили бы мы не на ГАЗ, а на ННАЗ. И слышали ли бы диалоги: «Я в ННазельке еду, неудобно разговаривать»…

История ГАЗ: начало и война

История ГАЗ уходит своими корнями в 1929 год, когда в условиях индустриализации руководство страны решило обратиться к помощи американских коллег из Ford. Надо сказать, американское влияние будет долгие десятилетия сказываться на внешнем облике и инженерных решениях, использованных в автомобилях марки ГАЗ. А тогда, имея в качестве образцов фордовские модели A и AA, волжские конструкторы поняли, что им необходимо внести ряд существенных доработок с учётом хуже развитой автомобильной сети.

В 1932 году, когда в рекордные сроки был построен завод ГАЗ, начались работы по модернизации автомобилей-доноров. Впрочем, как и сегодня, горьковчане ориентировались в первую очередь на выпуск грузовой техники, даже в названии которой звучала преемственность по отношению к «Форду» – ГАЗ-ААА. В то же время были выпущены несколько экземпляров легковых авто – фаэтонов ГАЗ-А, которые разошлись по гаражам первых лиц советского государства. Уже тогда ГАЗ ассоциировался с престижным автомобилем, чей владелец – важный человек.

В дальнейшем появились усовершенствованные модели ГАЗ-М1 (в честь Молотова) и ГАЗ-11-73. За первые 5 лет горьковчане усовершенствовали и линейку двигателей: вместо моторов объёмом 3,2 литра и мощностью 40 лошадиных сил стали ставить 3,5-литровые мощностью 76 л.с.

Впрочем, выпуск гражданских автомобилей в Горьком прекратился сравнительно скоро – в первые дни начавшейся Великой Отечественной войны. Автозавод переключился на военную технику. Так появились внедорожник ГАЗ-64 (впоследствии легший в основу УАЗ-469), артиллерийский тягач ГАЗ-67Б и бронеавтомобили БА-64. Но главное – конструкторы ГАЗ приняли участие в разработке танков Т-60 и Т-70 и легендарной «Катюши». Результатом вклада Горького автозавода в общее дело стала Победа!

Победа

«Победа»! Именно под этим именем известна модель ГАЗ-М20. Но сегодня это гордое слово могло бы и не ассоциироваться с легковым автомобилем ГАЗ. Всё дело в том, что его первоначальным вариантом названия была «Родина». Но от него отказались сразу же после вопроса Сталина к разработчикам: «И почём будем Родину продавать?». Так родилось «победное» название автомобиля, который и должен был подчеркнуть Победу советского народа над нацистскими захватчиками.

Несмотря на то, что страна нуждалась как в воздухе в грузовых машинах, советское руководство распорядились создать именно легковой автомобиль. Первая «Победа» выехала из ворот ГАЗ уже в 1946-м. Под капотом у неё работал двигатель объёмом 2,1 л и мощностью 52 л.с.

Следующей легковой моделью ГАЗ, также по заказу руководства страны, стал роскошный ГАЗ-12 «ЗИМ», получивший 6-цилиндровый двигатель объёмом 3,5 л и мощностью 90 л.с. Он сошёл с конвейера в 1950 году. К этому моменту Горьковский завод выпускал также внедорожник ГАЗ-69. Но широкому кругу потребителей ГАЗ не мог предложить сравнительно доступный легковой автомобиль. Поэтому производитель активно работал над обновлённой версией «Победы», так появилась первая «Волга».

Первые «Волги» и «Чайки»

В 1956 году Горьковский автозавод представил публике автомобиль ГАЗ-21 «Волга». На него устанавливался силовой агрегат объёмом 2,5 литра, который развивал до 75 л.с. Кроме того, – совершенная диковинка для разорённой послевоенной страны – на автомобиль, помимо механики, устанавливалась автоматическая коробка передач. Всего же было представлено более 30 модификаций, включая таксомоторные, грузопассажирские, дизельные и даже «тропические»!

Читайте так же:
Какого цвета жидкость гур?

И всё же мы несколько слукавили относительно «разорённой» страны. За десятилетие после великой победы государство успело не только встать на ноги, но и позволить себе некоторые роскошества. В автомобильном отношении ими стали «Чайки» – представительские автомобили премиум-класса с заводским индексом ГАЗ-13. Машину презентовали в 1959 году и прямо указали их будущих адресатов – дипломатов и номенклатурную элиту.

Сообразно важности лиц, для которых создавалась «Чайка», разработали первый в легковом советском автомобилестроении 8-цилиндровый двигатель 5,5 литров мощностью от 195 до 215 л.с.

ГАЗ-24

В 1960-е годы ГАЗ обновил линейки грузовых автомобилей марки. Ими стали ГАЗ-66 (знаменитая «шишига»), ГАЗ-52 и ГАЗ-53 с шестью и восемью цилиндрами соответственно. Модели оказались настолько надёжными, эксплуатационно- и ремонтопригодными, что их производили вплоть до начала 90-х.

В легковом сегменте Горьковский автозавод представил модернизированную «Волгу» – ГАЗ-24, с увеличенным кузовом и заниженным профилем. Под капот ставили двигатель 2,4 литра, который, в зависимости от использовавшегося топлива, развивал от 85 до 95 л.с. Но самым интересным вариантом оснащения был, конечно, двигатель от «Чайки», который ставился на модель ГАЗ-2424, созданную специально для спецслужб.

Вообще-то, двигатели V6 и V8 планировалось ставить на «Волги» массово, однако партийное руководство признало такие агрегаты излишеством для представителей простого советского народа. Поэтому «Волги» с такими двигателями создавались только на экспорт.

Вместе с модернизацией «Волг» обновили и «Чайку», результатом чего стал ГАЗ-14. Правда, изменения коснулись преимущественно внешнего вида, который сблизил автомобиль с лимузинами ЗИЛ.

Тем не менее, в этот период велись активные работы по внедрению технических инноваций. Причём отражение используемых новинок можно было встретить не только на страницах специализированных автомобильных журналов, но даже в детской литературе.

Вот что сообщает об автомобилях «Волга» детский альманах «Круглый год», в котором, помимо рассказов, стихов, сказок и загадок, публиковались также заметки научно-технического характера. Подчеркну: книга вышла в издательстве «Детская литература» в 1983 году. Инженерным новациям «Волги» посвящена целая заметка – «Автомат не ошибается», за подписью С. Боброва (с. 132):

«В одиннадцатой пятилетке бурно развивается наш автомобильный транспорт. Строятся новые заводы, прокладываются дороги. С конвейера отправляются в рейсы машины, оснащённые новейшими техническими средствами.

…Водитель включил мотор, «Волга» двинулась с места. Всё как обычно. Необычное начинается на трассе. Невидимый радиолуч, посланный специальным устройством (оно смонтировано под правой фарой), ощупывает всё, что впереди, – пешехода, встречный автомобиль, столб – любое препятствие. Если расстояние невелико и препятствие может стать причиной аварии, отражённый луч возвращается к нашей машине. В ней – там, где обычно стоит приёмник, – расположена ЭВМ. «Узнав» от луча об опасности, она командует автоматике: «Снизить скорость!» Или: «Остановиться!»

«Фантастика!» – скажете вы.

Нет. Уже реальность. Устройство создано учёными Московского автодорожного института. Оно не ошибается, замечает препятствие гораздо быстрее, чем мы с вами.

Недалеко то время, когда появятся автомобили без шофёров. Писатели-фантасты давно мечтают о них. А теперь уже конструкторы думают, как эту мечту осуществить».

От ГАЗ 3102 до 3111

В 1981 году с конвейера сошли первые «Волги» с заводским индексом ГАЗ 3102. Мощность силового агрегата модели сумели довести до 105 л.с., при значительном повышении крутящего момента и снижении вредных выбросов. И если в 80-е такую машину могли себе позволить лишь партийные деятели среднего и высшего звена, то в 90-е – когда «Волги» стало возможно не получить, а купить – спрос на ГАЗ 3102 необычайно возрос.

Руководство завода даже вернулось к идее установки на легковые «Волги» двигателей V8. Так появилась концепция ГАЗ 3111. Сегодня объявления о продаже этих автомобилей можно найти на многих площадках в интернете. Продаются «одиннадцатые» редко и стоят дорого. Что и неудивительно, ведь до серийного выпуска дело так и не дошло.

Зато результатом стадии перехода стали модели ГАЗ 3110 и 31105, которые выпускались до 2009 года и до сих пор бороздят просторы нашей необъятной страны.

О последовавшей после них Volga Siber говорить как-то и не хочется. Скопированная с Chrysler Sebring, «Волга Сайбер» оказалась убыточной. Дело, конечно, в финансовых кризисах, которые ознаменовали собой 2008-й и последующие годы. Но, раз оторвавшись от американских корней, «Волга» и должна была в дальнейшем продолжать плыть по собственному, русскому руслу. И есть нечто символическое, что выпуск легковых «Волг» прекратился именно на «Сайбере».

С надеждой о будущей «Волге»

Впрочем, что это такое мы говорим: «прекратился». Скажем лучше: «приостановился». Понятно, что с финансовыми кризисами и санкциями явно не до выпуска легковых автомобилей. Понятно, что ГАЗ ориентируется на вполне определённый сегмент, чему доказательством – выпуск «Газелей», «Соболей», «Валдаев», «Газелей Next» и более грузоподъёмных машин. Но ведь любые кризисы когда-то завершаются. А значит – мы вполне можем ожидать в ближайшее время появления новой легковой «Волги»!

В интернете появились сообщения о нижегородском прототипе под индексом 5000GL. Не будучи компетентным отвечать за подобные сведения, я всё же выскажу мнение, что ГАЗ всегда имел собственные, вполне оригинальные представления о дизайне. «Волги» всегда, во все времена, были красивыми. Все мы можем ожидать, что и новое детище Горьковского автозавода, если оно только действительно планируется к выпуску, будет эстетичным, мощным и возбуждающим!

Читайте так же:
Как привязать ключ к машине Пежо 206?

ГАЗ: всё правильно сделал!

И напоследок — несколько прототипов ГАЗ, которые не были запущены в массовое производство, но смотрятся, безусловно, оригинально.

ГАЗ-69 советский лёгкий внедорожник, ставший культовым

. Если уж покупать что-нибудь, так это ГАЗ-69, но их, к сожалению, не продают.

АиБ Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу»

ГАЗ-69 — машина, ставшая символом эпохи. До сих пор её название отзывается теплом в сердцах автомобилистов нашей необъятной Родины. И не зря. Легендарный «козлик» заслуживает внимания даже далёкого от автомобильной тематики человека (вроде убеждённого пешехода-меня). И дело здесь не в технике и не в эпохе, хотя и не без этого. Это наша история подвига. Успеха, какой он есть.

Дизайн машины выдержан в рамках времени и выглядит элегантно даже сейчас. По сравнению со своим предшественником командирской машиной ГАЗ-67 плавные линии, закруглённые обводы и аэродинамические наклоны кажутся нарочитой роскошью, избыточностью. Кажется, что штамповать такие крылья должно быть дорого для производителя в стране, только что начавшей восстанавливаться после величайшей в истории войны.

Но во всём есть свой смысл и логика. Внешность, напоминающая сильно облагороженный ГАЗ-62 образца как 1940 года, так и 1952, позволила создать узнаваемый стиль для последующих автомобилей Горьковского завода. Если сопоставить «шестьдесятдевятку» с шестьдесят седьмой моделью, отчётливо заметно, что предшественник заметно меньше и теснее, но 69-ый всего на двести килограмм тяжелее. Но груза или людей берёт и везёт в два раза больше, дальше и не ломаясь так часто. Ведь машина была спроектирована с учётом опыта эксплуатации и ремонта предыдущих моделей и выполнена на совершенно другой технологической базе.

Легендарный ГАЗ-67, хоть и имел намного более простые по конструкции крылья, но преимуществом в данном случае это не было. Штамповать и собирать их приходилось вручную, на болты. Их ремонтопригодность не кардинально нивелировала их хрупкость. В то время, как фирменные крылья 69-го, ещё попробуй погнуть. Да и сам 67-ый, будучи машиной военного времени работал пока новый, а через буквально несколько недель интенсивной эксплуатации (даже не боёв), машине требовался капитальный ремонт. Практически любая съёмная деталь, в отличии от заново спроектированной рамы, была довольно нежной. При большинстве поломок приходилось поднимать кузов с рамы. В уцелевших до наших дней машинах практически все детали заменены на выпущенные в послевоенный период.

Следует отметить, что предшественник имел к импортным машинам весьма отдалённое родство – размер кузовной рамы, расстояние между колёсами и высоту по ступицам. Детали и агрегаты было решено использовать только свои – локализированного производства. Решение заимствования размеров оказалось ошибочным: командирская машина сползала из накатанной грузовиками колеи в грунтовых дорогах, имела склонность к опрокидыванию и недостаточный запас грузоподъёмности, что и привело к необходимости производства новой модели. Модернизация 67-го была невозможна в связи с унификацией его деталей с другими предвоенными моделями, к середине войны успевшими устареть и снятыми с производства.

Вот, для сравнения, ГАЗ-67 — он же "Иван-Виллис"

Вот, для сравнения, ГАЗ-67 — он же «Иван-Виллис»

История создания модели только на первый взгляд незамысловата. Но, это только на первый взгляд.

Задание Горьковскому заводу на разработку лёгкого артиллерийского тягача с широким потенциалом для модифицирования и модернизации официально поступило в феврале 1943 года. В Москве прошло совещание конструкторов автомобильных и смежных заводов Народного комиссариата среднего машиностроения, где и решался принципиальный вопрос – какие автомобили выпускать в будущем. Примечательно, что 2 февраля сдались остатки армии Паулюса и была окончена Сталинградская битва, а 3-го уже начали планировать послевоенную жизнь. Это совещание запланировало развитие отечественного автомобилестроения на несколько пятилеток вперёд.

В профильных форумах можно встретить упоминания начала эскизных работ в инициативном порядке ещё до войны, некоторые авторы ссылаются на высказывания ГАЗовских конструкторов Грачёва и Вассермана, о начале работ в 1938 году, но точных данных автору данной статьи разыскать не удалось. Хотя версия правдоподобна, поскольку практика загрузки временно простаивающих конструкторов «мелкими» темами, а таковой была тема лёгкого по тем временам легкового автомобиля для профильного гиганта. Заболел ведущий тему конструктор или был в командировке, его помощники, пока тематических целеуказаний нет, занимаются «мелочёвкой». Да и уровень технических решений, выглядит из ХХІ века, вполне достижимым для предвоенного года. Ведь конструкторские решения даже для «Нивы» были разработаны ещё до войны. На первый взгляд.

При более глубоком изучении вопроса это мнение получит вполне обоснованное подтверждение. Конец 30-х, начало 40-х, это время прорыва промышленных технологий в нашей стране. С поправкой на специфику времени, конечно. А ещё – это время великих конструкторов. Генеральный конструктор ГАЗа – Виталий Андреевич Грачёв, был из них, великих. Говорят, космонавты сравнивали его с Королёвым, а поэты – с Пастернаком. За умение решать запредельно сложные задачи.

Конструктор Виталий Андреевич Грачёв

Конструктор Виталий Андреевич Грачёв

В 1936-м году, начался знаменитый автопробег Горький-Памир-Москва (спортивное мероприятие, а не дорогу потеряли). Инженер Грачёв, в свои неполные 33 года испытал своё изобретение – автомобиль-вездеход. Автомобиль не только прошёл испытание своего создателя, но и служил машиной технической помощи для остальных участников пробега.

Но по возвращению участников ждали допросы и репрессии. Организатора автопробега Смолича и директора ГАЗа Дьяконова расстреляли как врагов народа. Участники автопробега были арестованы, досталось и Грачёву. За отказ участвовать в запуске в серию автомобиля сырой конструкции. Только вмешательство наркома Орджоникидзе спасло ситуацию. Грачёв был восстановлен в должности инженера. Завод построил и приступил к испытаниям его автомобиля ГАЗ-61. Но начавшаяся война наложила свой отпечаток на работу каждого, и Грачёв не стал исключением. Его лёгкие пулеметные бронеавтомобили БА-64 и БА-64Б пришли на смену грузовым вездеходам. И всё равно, работая почти без сна, под постоянными бомбёжками вражеской авиации, уничтожавшими завод подчистую, Виталий Андреевич выдавал по новой машине каждый год.

Читайте так же:
Где находится масляный щуп Рено Меган?

Поистине, его машины пригодились и рядовому, и маршалу. Вездеход ГАЗ-61 использовали Жуков, Конев, Ворошилов, Рокоссовский. ГАЗ-64 первый армейский командирский джип. ГАЗ-67 так называемый «Иван-Виллис» внешне схожий с американской машиной, поставляемой по лендлизу. ГАЗ-68, единственная на тот момент в мире самоходная колёсная пушка. В 1954 г. по инициативе Г. К. Жукова на заводе ЗИЛ для Грачёва было организовано специальное конструкторское бюро. И не зря.

Первая же машина – колёсный вездеход – превзошёл по проходимости любую существующую в тот период гусеничную технику. ЗИЛ-135Л, машина в конструкции которой впервые в мире был применён пластик, что позволило грузовику перевозить груз равный собственному весу, более 9 тонн. А грузовой снегоход ЗИЛ-Э167 с удивительно высокими показателями проходимости был создан в рекордные сроки. От получения техзадания до испытаний прошло всего полтора месяца. И это не всё!

Вездеход-амфибия с реактивным двигателем, самолётное шасси на грузовике позволяющее маневрировать не хуже легковушки, гребные винты и конструкторская работа позволяют вездеходу плыть со скоростью катера и выдерживать пятибальный шторм.

Я просто не мог не добавить фото образца ПЭУ-1Р (Р - Реактивный). Тут он, к примеру, на воде, и колёса не видны.

Я просто не мог не добавить фото образца ПЭУ-1Р (Р — Реактивный). Тут он, к примеру, на воде, и колёса не видны.

Этому человеку посвятил свою поэму «Зарев» Андрей Андреевич Вознесенский. Ему был посвящен сборник стихов «Свет далёкой звезды» (к 95-летию легендарного Главного конструктора). Многие уникальные и непревзойдённые машины спроектировал Виталий Андреевич, включая до сих пор состоящие на вооружении амфибии морской пехоты и ЗИЛ-49042, ЗИЛ-49061 «Синяя птица» — пассажирский трёхосный полноприводный плавающий автомобиль поисково-спасательного комплекса 490, для поиска приземлившихся космонавтов и шнекороторный снегоболотоход поисково-спасательного комплекса 490 — ЗИЛ-2906. Итого – сконструировал 88 моделей и модификаций автомобилей.

Так неужели такие люди из ГАЗовской конструкторской школы Липгарта, не смогли бы получив приказ партии создать легковой артиллерийский тягач?

Впервые о ГАЗ-69 публично упомянул главный конструктор ГАЗА Липгарт 19 июня 1945 года. ГАЗ тогда проводил в московском Кремле презентацию двух новых машин – очень удачного грузовика ГАЗ-51 и знаменитой ГАЗ М-20 «Победа». Главный конструктор упомянул, что завершается работа над новинкой, которую называл просто «тягачом».

Советская Армия была на тот момент оснащена автомобильным транспортом, поставленным ещё по лендлизу. Альтернативой служил ГАЗ-67, но он был очень маленьким по габаритам, а этот недостаток никакая модернизация не лечит.

Но ещё в 1944 году, в самом начале массового производства ГАЗ-67, один из его создателей – конструктор Григорий Моисеевич Вассерман, приступил к проектированию и разработке машины посовременней и крупнее. Поэтому, когда Липгард упомянул в разговоре со Сталиным ГАЗ-69, общее представление о «тягаче» уже было сформулировано.

Новая машина унаследовала от предшественника – ГАЗ-67, только насмешливое прозвище «Козлик», устаревшую агрегатную базу переносить на модель не стали. А «брыкливый» характер – следствие двухосной конструкции и длины базы. Усовершенствовать модель, добавив к ней третью ось ради комфорта в те времена было нецелесообразно.

На борт первого выпущенного экземпляра ГАЗ-69 в 1947 году была нанесена методом штамповки надпись «Труженик», но военные присвоили модели индекс АТК-Л (артиллерийский тягач лёгкий), а заводской индекс писался как ГАЗ-69-76, вторая цифра была кодом кузова, практика, заимствованная у американцев, ещё во время лендлиза.

В 1948 году прошли сравнительные испытания ГАЗ-69 и ГАЗ-67Б как на шоссе, так и по бездорожью. Оказалось, что новая машина расходует значительно меньше топлива при значительно большей собственной массе, но проходимость старого автомобиля несколько лучше. Результаты испытаний оказались достаточными для заказа установочной партии, военным машина подходила в исходном виде, поскольку не предполагалось её использование непосредственно на передовой.

Начало серийного выпуска сорвала политика… Кампания по борьбе с «космополитизмом» привела к увольнению главного конструктора завода Липгарта и многих других инженерных кадров. ГАЗ-69 попал на сборочный конвейер только в августе 1953 года.

За прошедшее время газовцы осовременили машину, увеличив мощность двигателя от «Победы» до 55 лошадиных сил и разработали пятидверный вариант под индексом ГАЗ-69А.

В связи с загруженностью ГАЗа массовыми заказами и нарастающим спросом на новый внедорожник производство джипа было перенесено на Ульяновский автозавод. Вместе с необходимой документацией отпочковался в Ульяновск и целый конструкторский коллектив.

Уже к завершению 1954 года на УАЗе были собраны первые шесть машин. Правда – «отверточной сборки», но ГАЗ-69 был первой моделью автомобиля мирного времени, производившейся УАЗом после войны. Поэтому, серийное производство из собственных деталей удалось наладить только через два года.

Модель серийно производилась 20 лет. За это время конструкция модели получила множество модификаций – специализированные автомобили предназначались для решения как военных задач, так и для народного хозяйства. Модель экспортировалась в 60 стран мира, соответственно, получала местные модификации. Курьёзно, что Исландия, попав под британские санкции, смогла разжиться советским вездеходом и принялась его модернизировать, демонстрируя свою автомобильную самостоятельность. В Северной Корее машина получила локальное название, переводимое (автоматическим переводчиком) как «Непревзойдённая надёжность».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector