Bitavtoptz.ru

Бит Авто
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто может управлять автомобилем, кроме владельца: консультация юриста

Кто может управлять автомобилем, кроме владельца: консультация юриста

Автомобиль на сегодняшний день является важной частью жизни практически любой семьи. Бывает, что одна машина используется всеми членами семьи, имеющими водительские права. Кроме того, иногда возникает необходимость по разным причинам передать управление ТС третьим лицам. Каждый владелец авто должен знать, как это правильно сделать, не нарушая закон. Также важно знать, кто может управлять автомобилем, кроме владельца?

консультация юриста

Бланк доверенности

Бланк на управление ТС можно приобрести в готовом виде, например, в киоске Роспечать. В данную бумагу вписываются данные:

  • о месте составления – город;
  • о владельце транспортного средства – ФИО, адрес проживания, паспортные данные;
  • о ТС – марка, модель автомобиля, VIN, государственный регистрационный номер, год выпуска, цвет, кузов, наличие шасси;
  • о документах на автомобиль – реквизиты паспорта и свидетельства о регистрации авто;
  • о лице, которому доверяют управление авто – аналогично данным владельца ТС;

Также в бланк автомобильной доверенности вписывается дата выдачи доверенности и срок ее действия, ставится подпись лица, выдавшего документ и ее расшифровка.

Доверенность может быть выписана на любое лицо, вне зависимости от родственных или иных связей. Заверение или регистрация данного документа не требуются.

право управлять автомобилем

Можно ли управлять авто без данного документа

Можно ли управлять автомобилем без доверенности?

Согласно действующим правилам дорожного движения, водителю, не являющимся владельцем автомобиля, не обязательно иметь выписанную доверенность. Юридической силой данный документ не обладает. Соответствующие изменения в законодательстве произошли еще в 2012 году. При остановке транспортного средства дорожным инспектором на пути следования или на посту он не имеет права требовать предъявить доверенность.

Временное разрешение на управление транспортным средством

Временное разрешение на управление авто выдается водителю в случае потери водительского удостоверения или его конфискации. Оно дает право управлять автомобилем временно – пользоваться им можно до возвращения прав, а при передаче их в связи с соответствующим правонарушением – до вынесения решения судом.

Рассматриваемый документ отличается от водительского удостоверения следующим:

  • не содержит фотографии лица, которому выдан документ;
  • в связи с первым пунктом, действителен при предъявлении документа, удостоверяющего личность – паспорта;
  • содержит надпись «временное разрешение», реквизиты – номер и назначение, дату выдачи, уполномоченный орган, открытые категории, период действия документа и причину его изготовления, а также номер утерянного или отобранного водительского удостоверения.

В данный документ могут включаться и другие сведения, которые, правда, не имеют такого же весомого значения, как те, что перечислены выше.

можно ли управлять автомобилем без доверенности

Срок действия временного разрешения

Статья 27.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации устанавливает следующий срок выдачи временного разрешения на право управления ТС – два месяца. Он может быть продлен решением суда или иного уполномоченного представителя. Если лицо, лишившееся прав, совершило правонарушение за пределами того региона, где он проживает, время разбирательств может увеличиться. Для продления действия временного разрешения водитель должен ходатайствовать об этом в государственную инспекцию.

Временное разрешение на управление транспортным средством обойдется гражданину в пятьсот рублей, размер государственной пошлины при выдаче водительского удостоверения составляет восемьсот рублей.

С 2013 года ситуация изменилась в связи с тем, что удостоверение до суда остается у водителя. Хотя при утере документа действует тот же порядок. Автолюбитель может испытывать некоторые неудобства во время пользования временным разрешением.

Так аренда автомобиля становится недоступной. Для проверки этой информации даже не нужно проходить консультацию у юриста. Обращаясь за этой услугой человек должен предоставить не только паспорт, но и водительское удостоверение, которого, по понятным причинам, нет в наличии.

Также лучше не пересекать границу с таким документом на руках. При остановке транспортного средства уполномоченным лицом другой страны могут возникнуть неприятности при предъявлении такого документа без фотографии.

можно ли ездить по доверенности

Лица, имеющие право управлять ТС, помимо его хозяина

Кто может управлять автомобилем, кроме владельца? После уже упомянутых изменений в законодательстве теперь не нужно оформлять доверенность на управление транспортным средством для того, чтобы передать автомобиль третьему лицу. Родственные или иные отношения не имеют значения.

По новым правилам, кто может управлять автомобилем, кроме владельца? На сегодняшний день садится за руль автомобиля могут только те лица, которые упомянуты в полисе обязательного страхования автогражданской ответственности. Такая мера стала удобным и прогрессивным новшеством.

Сущность полиса ОСАГО

Полисом ОСАГО водитель производит страхование своей ответственности на дороге перед остальными участниками дорожного движения. Когда происходит авария, разбираются между собой не сами автолюбители, а их страховые компании. Страховщик виновной стороны должен будет компенсировать нанесенный ущерб потерпевшему. Данный порядок распространяется тогда, когда с обеих сторон ответственность застрахована. Полис оформляется отдельно на каждую машину со сроком действия один год. В случае нарушений, которые регулируются Уголовным кодексом, вина с водителя не снимается.

Не стоит забывать, что автомобиль не будет застрахован без прохождения им техосмотра. Это мероприятие, в ходе которого выясняется, соответствует ли транспортное средство требованиям безопасности, находится в исправном состоянии. По его итогам автовладельцу выдается диагностическая карта, второй экземпляр остается у эксперта и сохраняется в течение трех лет. Документ сохраняется еще и в электронной форме, которая передается в соответствующую базу и может там храниться более пяти лет.

Читайте так же:
Куда обратиться если не выплачивают пособие по безработице?

Срок действия диагностической карты зависит от возраста автомобиля. Ежегодно проверяют техническое состояние авто с максимальной разрешенной массой более 3,5 тонн, со специальными сигналами, а также учебные машины. При страховании предъявление диагностической карты в бумажном виде не требуется, так как ее наличие можно проверить в единой базе.

На сегодняшний день техосмотр транспортного средства включает в себя проверку: аптечки, регистрационных знаков, огнетушителя, тормозной и осветительных систем, подвески, люфт руля, дверных замков, токсичность выхлопных газов, жидкостей, а также проводится инструментальное диагностирование машины.

Стоимость проведения техосмотра зависит от региона и характеристик транспортного средства. Проводить его могут только организации, прошедшие соответствующую аккредитацию.

управление чужим автомобилем

Сколько человек можно вписать в страховой полис

Список лиц, которые вписаны в данный полис, автоматически отвечает на вопрос «кто может управлять автомобилем, кроме владельца?».

Бланк полиса с его лицевой стороны предусматривает пять строк для водителей, которые имеют право управлять транспортным средством. На обратной стороне есть поле «Особые отметки». Оно позволяет внести в документ дополнительную информацию.

В частности, здесь можно продолжить записи о допущенных к управлению лиц. Число лиц, которых можно внести в страховку, неограниченно. Если на одном бланке все они не помещаются, оформляется дополнительное соглашение к договору страхования и еще один бланк.

Такой вид страховки называют ограниченной. Есть возможность оформить неограниченную страховку, тогда управлять транспортом может любой, имеющий водительские права. Тогда вопрос «кто может управлять автомобилем, кроме владельца?» можно считать практически неактуальным.

Стоимость указания водителей в страховом полисе

Первые пять водителей, сведения о которых располагаются на первом листе страховки, вносятся на безвозмездной основе. За остальных людей придется доплачивать. Однако сами автолюбители влияют на стоимость страховки.

Тот, кто вписан в страховку, получает право управления чужим автомобилем.

Имеют значение следующие параметры человека:

  • возраст;
  • стаж вождения;
  • наличие аварий, в которых участвовал рассматриваемый водитель.

Для водителей возрастом старше двадцати двух лет и со стажем более трех лет увеличение стоимости полиса ОСАГО не предусмотрено.

Неограниченная страховка стоит не только гораздо больше иных типов страховок, но и влияет на стоимость полиса, оформляемого в следующий период.

временное разрешение на право управления тс

Электронный полис ОСАГО

Самостоятельно владелец автомобиля не может сделать запись о новом, допущенном к управлению лице. Для этого нужно обратиться в страховую компанию. Сделать это можно в любой момент, не только при оформлении полиса обязательного страхования.

При оформлении страховки в электронном виде процедура добавления водителя довольно простая. Соответствующие действия необходимо произвести в личном кабинете на сайте страховой организации.

Вносятся данные о добавляемом лице, после чего рассчитывается сумма к доплате, если такая есть. После оплаты на электронную почту присылается обновленный полис. Его можно вывести на печать на обычной бумаге.

Плюсы такого полиса

Плюсы электронного полиса неоспоримы:

  • не требует больших затрат времени на дорогу и оформление;
  • уплачиваются только обязательные услуги, без дополнительных, навязанных специалистом;
  • сохраняются льготы в случае безаварийной езды в связи с использованием единой базы;
  • печать на специальном бланке не требуется, в случае потери полиса его можно распечатать повторно;
  • информация о заключении договора страхования хранится в базе, нет необходимости иметь постоянно в наличии с собой определенный комплект документов на управление автомобилем.

Несмотря на все преимущества, сохраняется риск стать клиентом компании, не имеющей права выдавать полис ОСАГО. В таком случае оформленный документ окажется недействительным. Распознать фальшивку можно по следующим чертам:

  1. Заниженная стоимость – сумма к выплате по страховке имеет единый принцип вычисления и регулируется Центральным банком России. Акции и специальные предложения могут выдать мошенника.
  2. Неизвестный сайт – существует множество ресурсов, не являющихся официальными страницами страховых компаний.

Если все-таки не получилось избежать сотрудничества с мошенниками, можно заказать консультацию юриста, чтобы он помог найти выход из ситуации.

кто может управлять автомобилем кроме владельца новые правила

Меры наказания за неправомерное управление автомобилем

Согласно статье 12.37 Кодекса об административных правонарушениях за управление транспортным средством лицом, который не упомянут в страховке, может быть наложен штраф в размере пятисот рублей. Эта цифра увеличилась на двести рублей по сравнению с 2013 годом.

Даже если владелец автомобиля находился рядом во время рассмотренного нарушения, наказания это не меняет и тем более не отменяет. Если же владелец автотранспортного средства не осуществил обязательное страхование своей ответственности, управлял машиной без полиса, он будет наказан на восемьсот рублей.

Если произошло дорожно-транспортное происшествие с участием лица, которое не было оформлено в полисе страхования, компания, выдавшая его, возместит потерпевшим ущерб. Однако после она имеет право потребовать материальную компенсацию с незаконного водителя.

Заключение

Ежегодно на дорогах погибает огромное количество человек. Государство старается уменьшить количество аварий и жертв. Для этого необходимо контролировать участников дорожного движения. В связи с этим требования к управлению транспортными средствами время от времени меняются.

Читайте так же:
Как происходит Шинирование зубов?

Например, минимизируется юридический вес доверенности по сравнению со страховым полисом. Можно ли ездить по доверенности? Можно, только инспектора ДПС все равно больше будет интересовать страховой документ.

Вместе с тем водителям стараются облегчить порядок получения документов и сэкономить их время для выполнения норм законодательства. Тем не менее первоочередным аспектом остается безопасность участников дорожного движения.

ВС объяснил, когда выпившего водителя не надо отправлять на освидетельствование

Верховный суд (ВС) РФ вступился за водителя, лишенного права управлять транспортом за отказ пройти медицинское освидетельствование. Житель Новосибирска переставил на парковке машину и ушёл по своим делам, а в это время в автомобиль врезалась другая машина. Отсутствие автолюбителя за рулём в момент ДТП, а также значительный временной промежуток между аварией и приездом на место сотрудников ГИБДД не помешали последним обязать водителя пройти «экспертизу на трезвость». Новосибирские суды также не стали принимать во внимание, что между аварией и отправкой водителя на медосвидетельствование прошло более часа, да и за рулём в момент столкновения тот не находился. Верховный суд РФ объяснил, почему судьи были не правы и когда водителя на медосвидетельствование отправлять незачем.

Суть дела

Из материалов дела следует, что на территории производственной базы Красный Яр произошло ДТП: водитель «УАЗ Патриота» врезался в припаркованный «Ситроен». В легковом автомобиле в момент аварии никого не было, но сотрудники ГИБДД просмотрели запись с видеокамер, вычислили человека, который последним управлял «Ситроеном», и так как от этого мужчины исходил запах алкоголя, обязали его пройти медицинское освидетельствование.

Водитель от процедуры отказался, пояснив, что он находился за рулем более двух часов назад, а в момент аварии его за рулём не было, следовательно, участником ДТП он не является. По словам водителя, он лишь переставил машину на стоянке по просьбе своей знакомой.

Несмотря на то, что на записи отчетливо видно, что в момент столкновения в «Ситроене» никого не было — и это подтвердили и инспекторы ГИБДД, и ряд свидетелей — а также материалы дела установили, что между моментом аварии и прибытием на место сотрудников автоинспекции прошло более двух часов мировой суд Кировского района Новосибирска посчитал автолюбителя виновным по статье 12.26 КоАП РФ и лишил его на 1,5 года права управлять транспортом, а также оштрафовал на 30 тысяч рублей.

Вышестоящие инстанции — Кировский районный и Новосибирский областной суды никаких противоречий в этом решении не нашли.

Верховный суд РФ с такой трактовкой событий не согласился.

Кто является водителем

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, напоминает ВС РФ.

Он также ссылается на статье 26.1 КоАП, согласно которой в судебном процессе выяснению, в числе иных обстоятельств, подлежит наличие самого события правонарушения, кто его совершил, а также виновность этого человека.

Субъектом административного правонарушения об отказе проходить медосвидетельствование является водитель транспортного средства, а в силу пункта 1.2 Правил дорожного движения водителем признается лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, указывает высшая инстанция.

«При определении субъекта административного правонарушения, следует учитывать, что водителем является лицо, управляющее транспортным средством, независимо от того, имеется ли у него право управления транспортными средствами всех категорий или только определенной категории либо такое право отсутствует вообще (пункт 1 постановления Пленума ВС РФ от 24 октября 2006 года No 18)», — отмечает ВС.

При этом обязательным условием правильной квалификации действий лица по части 1 статьи 12.26 КоАП является установление законности требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, напоминает суд.

При составлении сотрудниками полиции процессуальных документов, а также в ходе производства по данному делу автолюбитель последовательно утверждал о том, что в момент предъявления сотрудниками полиции требования о прохождении медицинского освидетельствования транспортным средством он не управлял, следовательно, водителем не являлся.

При рассмотрении дела мировым судьей водитель и его защитник указывали на то, что требование сотрудников полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения являлось незаконным, поскольку в момент дорожно-транспортного происшествия и после него он автомобилем не управлял.

Собственница «Ситроен» также в суде подтвердила, что водителем является она, а привлекаемый к ответственности лишь переставил ее автомобиль на парковке. ДТП произошло через 40 минут после перестановки машины, а ГИБДД приехала на место, когда с момента аварии прошло более часа.

Сотрудники Госавтоинспекции и другие свидетели подтверждали в суде, что события развивались именно так и материалы дела зафиксировали именно эти факты.

Таким образом, при рассмотрении дела было установлено, что с момента управления заявителем транспортным средством до предъявления требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования прошел значительный промежуток времени, в момент, относящийся к событию административного правонарушения, он не являлся водителем транспортного средства, констатировал ВС.

Читайте так же:
Какое масло залить в механическую коробку передач Chevrolet Cruze?

В связи с вышеизложенным нельзя сделать однозначный вывод о том, что требование сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования предъявлено автору жалобы именно как к лицу, управляющему транспортным средством.

Поскольку частью 1 статьи 12.26 КоАП предусмотрена ответственность за невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения именно водителем транспортного средства, то квалификация действий заявителя по указанной норме является неправомерной.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, напоминает высшая инстанция.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи Кировского района Новосибирска и последующие решения вышестоящих инстанций подлежат отмене, решил ВС РФ. А так как к моменту поступления дела в Верховный суд РФ срок давности по нему истёк, то высшая инстанция прекратила преследование водителя.

Ответственность водителя

“Водитель обязан”, “водитель должен”, “водитель несет ответственность” и “это сфера ответственности водителя” — часто употребляемые экспедиторами и грузовладельцами словосочетания. Безусловно, профессия водителя нужная и ответственная, но так ли много должен водитель (за исключением случаев, когда он же является перевозчиком)? Давайте разбираться, чтобы не делать ошибки, пытаясь взыскать убытки с ненадлежащего лица.

Повторюсь — в рамках этой статьи не рассматриваются случаи, когда водитель является одновременно перевозчиком, который заключает договор на перевозку груза. Принимаем, что водителем является работник перевозчика, который управляет грузовым автомобилем (пусть даже ему принадлежащим).

Для удобства эта статья оформлена в стиле “вопрос — ответ”. Это позволит не растекаться мыслью по древу, но при этом давать краткие и ёмкие ответы.

Ответственность за сохранность груза лежит на водителе?

Например, в этом договоре сделана попытка переложить ответственность перевозчика на иное лицо.

Сделать это не получится по трем причинам:

  1. 1. Ответственность за груз несет перевозчик — это предусмотрено статьей 796 Гражданского кодекса РФ, а также частью 5 статьи 34 Устава автомобильного транспорта.
  2. 2. Договор перевозки или транспортной экспедиции в абсолютном большинстве случаев является двухсторонним. Водитель не является стороной договора, следовательно, в соответствии с ч. 3 ст. 308 ГК РФ, на него не распространяются обязательства сторон договора, который он не заключал.
  3. 3. Даже если водитель является стороной договора, все равно ответственность перевозчика устранить не удастся в силу ст. 37 Устава автомобильного транспорта, признающей недействительными любые соглашения сторон договора перевозки, целью которых является устранение их ответственности.

Установлено, что груз своровал водитель. Требование предъявлять к нему или к перевозчику?

Если вина водителя в хищении груза установлена приговором суда, грузовладелец или экспедитор вправе заявить самостоятельное требование к водителю о возмещении стоимости утраченного груза (это называется гражданский иск в уголовном процессе). Однако, делать это не обязательно. Например, в деле № А32-7958/2019 суды первой и апелляционной инстанций указали перевозчику на то, что ответственность за сохранность груза перед экспедитором несет именно он, а не водитель.

Перевозчик может регрессом взыскать с водителя стоимость поврежденного или утраченного груза?

Водители большегрузных автомобилей могут причинять значительный материальный вред своим работодателям. Иногда размер этого вреда достигает нескольких миллионов рублей. Например, водитель попал в аварию и разбил груз, или заболел и доставил груз с опозданием.

Правоотношения сторон трудового договора регулируются Трудовым кодексом РФ. Действительно, перевозчик вправе взыскать с водителя прямой действительный ущерб (ст. 238 Трудового кодекса РФ). Верховный Суд РФ в постановлении Пленума от 16 ноября 2006 года № 52 раскрыл понятие прямого действительного ущерба — это реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе находящегося у работодателя имущества третьих лиц, если он несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам. Однако, в соответствии со ст. 241 ТК РФ, ответственность работника за причиненный ущерб ограничена средним месячным заработком.

Случаи, в которых работник обязан возместить ущерб полностью, перечислены в ст. 243 ТК РФ. Кроме того, работодатель вправе заключить с работниками, работающими по определенным профессиям, договоры о полной материальной ответственности. Перечень таких профессий приведен в Постановлении Минтруда РФ от 31.12.2002 г. № 85. В перечне отсутствует профессия “водитель”, однако, присутствует профессия “экспедитор”.

Водитель опоздал на выгрузку, и перевозчик получил солидный штраф. Может ли работодатель взыскать его с водителя?

Да, если сможет доказать факт нарушения водителем должностной инструкции и причинно-следственную связь между действиями работника и полученным штрафом. В этом случае полученный перевозчиком штраф является его убытком. Разумеется, в этом случае к водителю также применяется законодательное ограничение среднемесячным заработком материальной ответственности за ущерб.

Читайте так же:
Когда появился антифриз в ссср?

Можно ли взыскать с водителя уплаченный административный штраф?

Аналогично предыдущему пункту — да, если есть доказательства нарушения водителем своих обязанностей и имеется прямая причинно-следственная связь между нарушением и штрафом. И здесь необходимо понимать, что невозможно вменить в обязанности водителя контролировать всё, например, нагрузки на оси транспортного средства (и уж тем более, если работодатель не предоставил работнику средства измерения этих параметров). В то же время, обязанность водителя соблюдать скоростной режим установлена Правилами дорожного движения, поэтому уплаченные штрафы с камер можно смело требовать с водителя.

Особенно актуально это станет с 1 ноября 2019 года, когда будет введена ответственность перевозчика (юридического лица или индивидуального предпринимателя) за нарушение водителем режима труда и отдыха.

Водитель должен размещать груз внутри кузова при погрузке?

Нет, за исключением случаев, когда это прямо предусмотрено договором. Ответственность за соблюдение осевых нагрузок и общей массы автомобиля с грузом всегда несет тот, кто производил погрузку — об этом говорится в ч. 12 ст. 11 Устава автомобильного транспорта.

Даже если в договоре предусмотрено, что водитель следит за распределением груза на предмет соблюдения весовых параметров, это не снимает ответственности с грузоотправителя (чаще всего погрузку производит именно он) — статья 37 Устава автомобильного транспорта именно об этом.

При этом водитель обязан следить за соблюдением весогабаритных параметров груза и его размещением в кузове транспортного средства на предмет соблюдения ПДД.

Должен ли водитель пересчитывать груз и проверять целостность упаковки?

Водитель обязан это делать. Дело в том, что перевозчик в лице водителя принимает груз по транспортной накладной. Графа 3 накладной содержит всю информацию о грузе, включая его наименование, массу и количество грузовых мест. Следует отметить, что если водитель принимает груз попаллетно, то в транспортной накладной должно быть указано количество паллет, а не количество коробов на них. Необходимо требовать заменить транспортную накладную, а в случае отказа грузоотправителя — сделать соответствующие отметки в 12-ой графе накладной.

Аналогично водитель обязан принимать груз по внешнему виду упаковки (паллет, коробов), так как при сдаче груза именно перевозчик обязан доказывать, что повреждение, бой, подмочка и т. п. произошли не по его вине. Сделать это в отсутствие записи в 12-ой графе транспортной накладной проблематично.

Должна ли у водителя быть медицинская книжка?

Если это предусмотрено договором с перевозчиком, то должна быть. Дело в том, что в чистом виде договор перевозки встречается крайне редко, чаще всего договор квалифицируется как договор транспортной экспедиции со всеми вытекающими последствиями. Говоря очень упрощенно, если договором перевозчик обязуется оказывать хотя бы одну дополнительную услугу, то он автоматически превращается в смешанный договор, содержащий элементы договора перевозки и договора транспортной экспедиции.

Это же относится и к условию договора о необходимости наличия медицинской книжки (а иногда и белого халата) у водителя. В этом случае перевозчик превращается в экспедитора, который обязан оказывать дополнительные услуги, связанные с перевозкой груза, предусмотренные договором.

Если же договором не предусмотрена необходимость наличия у водителя медицинской книжки, а грузополучатель отказывается принимать груз на этом основании, перевозчик может взыскать убытки (см., например, дело № А76-10824/2017).

Значение слова «водитель»

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Води́тель, или шофёр (фр. chauffeur — «истопник»), — человек, управляющий транспортным средством (автомобиль, повозка, автобус, троллейбус, трамвай и др.). Кроме того, водителем называют человека, который учит вождению, находясь непосредственно в транспортном средстве. Изредка водителем называют и пилота самолёта.

По словарю Ушакова, водителем ранее называли человека, являющегося руководителем, наставником, покровителем или вождём. Другое название профессии — шофёр, — произошло от французского слова chauffeur, означающего в буквальном переводе «истопник», «кочегар», что связано с тем, что в качестве топлива в первых транспортных средствах с паровым двигателем использовались уголь и дрова. В Правилах дорожного движения есть подробное определение термина «водитель».

В России на бытовом уровне, в обыденной речи, сложилось неофициальное разделение понятий «Водитель» и «Шофёр»:

«Шофёр» как человек, профессионально занимающийся вождением автотранспортных средств;

«Водитель» — более общее определение, включающее в себя как профессиональных шофёров, так и владельцев личного (частного) легкового автомобиля.

В особую категорию водителей выделяются дальнобойщики. Это слово обозначает водителя грузовика, основной вид деятельности которого составляет вождение грузовых автомобилей, транспортирующих грузы на дальние расстояния. Также, часто именуется водителем- или шофёром-дальнобойщиком.

ВОДИ’ТЕЛЬ, я, м. 1. Руководитель, наставник, покровитель, вождь (книжн. ритор. устар.). 2. Общее название для управляющих передвигающимися машинами (шофер автомобиля, вожатый трамвая, тракторист, пилот самолета и т. п.; спец.). В. транспорта.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

води́тель

1. тот, кто водит кого-либо за собой, указывая путь, направление ◆ Они будут водители мои в этом блуждалище, которое называют большим светом. А. С. Грибоедов, «Студент», 1817 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Чтобы знать водителей вкуса, нужно пройти по галереям частных торговцев и по мастерским художников. В. В. Маяковский, «Семидневный смотр французской живописи», 1923 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Махая зелёным своим лопухом, водитель процессии звонко, с задором, выкрикивал〈…〉 И. А. Новиков, «Жертва», 1921 г. (цитата из НКРЯ) ◆ — Молодые люди тренируют себя, чтобы быть водителями планетарных армий, и ни один не умеет сесть на лошадь. А. И. Куприн, «Последние рыцари», 1934 г. (цитата из НКРЯ) ◆ В старинных рукописях, записанных со слов водителей караванов, говорится, что в оврагах Карын-Ярык, в северо-восточном углу залива, есть родники, где можно напоить сто двадцать верблюдов. К. Г. Паустовский, «Кара-Бугаз», 1932 г. (цитата из НКРЯ)

Читайте так же:
Какой кузов у Митсубиси Лансер 10?

2. тот, кто управляет автомобилем или другим наземным транспортным средством ◆ Командный состав и водители танков неумело оценивают местность для действия танков, не освоили горный характер местности. «Сборник боевых документов Великой Отечественной войны. Выпуск 11», 1941–1945 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Прежние вагонщики и коногоны стали водителями электровозов. И. Т. Недвига, «Творческая дружба», 1952 г. // «Наука и жизнь» (цитата из НКРЯ) ◆ Перед водителем находятся только две педали: подачи топлива и тормоза, педаль сцепления и рычаг перемены передач отсутствуют. Н. Юрьев, «Чайка», 1959 г. // «Техника — молодёжи» (цитата из НКРЯ) ◆ Водителя нельзя нервировать, когда он за рулём сидит, а то случится авария. Николай Носов, «Незнайка в Солнечном городе», 1958 г. (цитата из НКРЯ)

С 1 января 2021 года Минтранс ввел новые профессиональные и квалификационные требования к работникам-водителям

С 1 января 2021 года применяются новые профессиональные и квалификационные требования к водителям организаций и ИП, занимающихся коммерческими перевозками и перевозками для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями. За неисполнение данных требований организацию могут оштрафовать на 100 тыс. руб.

Обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок, установлена п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ. Приказом Минтранса России от 31.07.2020 N 282 утверждены новые профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к работникам организаций и индивидуальных предпринимателей при осуществлении следующих видов перевозок:

  • коммерческие перевозки – перевозки пассажиров (на основании договора перевозки или договора фрахтования) и/или грузов (на основании договора перевозки);
  • перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями– перемещение лиц (кроме водителя) и/или материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения вышеуказанных договоров. Требования распространяются и на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих такие перевозки самостоятельно.

Для достижения необходимого уровня знаний и умений, установленных требованиями, работники должны проходить обучение в образовательных организациях.

Приказом установлены требования, в частности, к следующим профессиям и должностям работников: –водитель легкового автомобиля (ТС категорий «B», «BE», включая легковое такси); –водитель грузового автомобиля (ТС категорий «C», «CE» и подкатегорий «C1», «C1E»); –водитель автобуса (ТС категорий «D», «DE» и подкатегорий «D1», «D1E»); –водитель автомобиля(ТС, осуществляющего перевозку опасного груза); –водитель автомобиля (крупногабаритного и/или тяжеловесного ТС или сопровождающего такое ТС); –водитель автомобиля (ТС, осуществляющего перевозку пассажиров и /или грузов в международном сообщении); –контролер технического состояния ТС автомобильного транспорта; –специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения; –консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов. Приказ Минтранса вступил в силу с 1 января 2021 года и действует до 1 января 2027 года. Также, с 1 января 2021 года утратил силу Приказ Минтранса России от 28.09.2015 N 287, который ранее устанавливал профессиональные и квалификационные требования к работникам юрлиц и ИП, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (конкретные виды перевозок, на которые прежние требования распространялись, указаны не были).

Если сравнить положения новых требований с прежними, то, например: –водитель грузового автомобиля теперь должен знать правила использования тахографов, хотя уметь использовать их в работе он должен был и ранее; –установлено, что водитель грузового автомобиля может иметь иностранное водительское удостоверение в случаях, установленных законодательством РФ (ранее требования этого не позволяли и в этой части противоречили п. 13 ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ);

– к знаниям водителя легкового автомобиля тоже появились новые требования. Водитель среди прочего должен знать, как оказывать помощь при посадке и высадке пассажиров, в том числе с использованием спецустройств для инвалидов, а также основы погрузки, разгрузки, размещения и крепления грузовых мест, багажа в кузове автомобиля, опасность и последствия перемещения груза.

Ответственность за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам, установлена п. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ (для юридических лиц штраф составляет 100 тыс. руб.).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector