Юридическая Компания «»
Административное расследование: как это происходит? Виды, сроки, результат.
В административное делопроизводство априори заложено противоречие, заключающееся в приоритете сжатых сроков, определённых законом для его осуществления, над набором процессуальных действий, установленных в качестве инструментов для установления полноценной и доказательно обоснованной картины правонарушения.
Можно сказать, что налицо классический конфликт между юридической теорией и жизненной практикой. Срок в один месяц, установленный в общем случае законом для проведения административного расследования, может быть легко исчерпан, например проведением технической экспертизы при ДТП. Как же тогда быть с другими, будь они необходимы, процессуальными действиями? Или, скажем, с формальностями, связанными с делопроизводством, как с таковым.
Ограниченная многообразность видов процессуальных действий
КоАП посвящает целую главу (№ 26) предмету доказывания и видам доказательств. Это является синонимом и тем методам, при помощи которых это осуществляется.
Краеугольным камнем процессуальных действий в процессе расследования остаётся получение объяснений. Они могут приниматься как в устной, так и в письменной форме, как от лица, по отношению к которому осуществляется производство, так и от потерпевшей стороны, равно, как и от свидетелей. Общий порядок этих действий, оформление и применимость в качестве доказательства описаны в статье 26.3 Кодекса.
Для других, более специализированных видов действий, КоАП отводит по целой отдельной статье:
- в случае необходимости использования специализированной компетенции в каких-либо областях знаний может проводиться экспертиза (статья 26.4);
- в случае необходимости использования для экспертизы или сравнения, может быть осуществлён отбор проб и образцов (статья 26.5);
- фиксация вещественных доказательств, в том числе с применением фотосъемки, с помощью других способов вещественного сохранения следов правонарушения определена в статье 26.6, и как отдельный вид вещественных доказательств — приобщение документов и показаний технических средств. Причём термины последних видов доказательств трактуются максимально широко (статья 26.7, 26.8);
- поручения и запросы с установленным сроком исполнения в 5 дней (статья 26.9);
- получение необходимой для дела информации путём т.н. истребования сведений, с максимально сжатым сроком реагирования на такое требовании в течение 3 дней (статья 26.10)
Из изложенного выше видно, что перечень процессуальных действий при расследовании широк, но всё же конечен. Этим в правовое поле заложена ещё одна коллизия, связанная с приобщением к делу доказательств, полученных отличными от прямо перечисленных Кодексом видами действий. Попросту говоря, их допустимость может быть оспорена по формальному признаку несоответствия.
Сроки в расследовании административных дел
Как уже упомянуто выше, общеустановленный срок для проведения административного расследования не может превысить 1 месяц, начало отсчёта — момент возбуждения дела.
Исключением из этого правила, т.е. допустимым при наличии особых обстоятельств увеличением срока административного расследования, КоАП определяет ещё один месяц для всех случаев административного производства. Полномочия для этого предоставляются руководителю органа, ведущего данное дело. Более длительным, до полугода, может быть продление дел, связанных с нарушениями таможенного законодательства, правил дорожного движения и законодательства в области азартных игр. Об этом полномочны принимать решения руководители ведомств, вышестоящих над учреждением, ведущим расследование.
Продление срока оформляется совершенно аналогично инициативе о начале административного расследования — вынесением определения, с аналогичными же реквизитами документа. И таким же образом осуществляется информирование всех заинтересованных фигурантов дела. Все формальности, связанные с увеличением срока указаны в составе статьи 28.7 Кодекса.
И что в итоге
Цель расследования — установление фактов. Факты могут, как подтверждать вину, так и внести сомнения в её наличии, а то и вовсе — опровергнуть. Факты, кроме того, могут указать на смягчающие или отягчающие обстоятельства. Вся совокупность таких собранных доказательств в административном расследовании порождает один из двух, образно говоря, вердиктов, прописанных в пункте 6 той же статье (28.7) КоАП. При наличии виновности дело кончится составлением протокола об административном правонарушении. В обратном же случае будет вынесено постановление о прекращении дела об административном правонарушении. Как говорится, третьего не дано.
Франклин: «Человек, добившийся соблюдения своих законных прав приносит государству пользу большую, чем человек покорно лишь исполняющий свои обязанности.»
71. Административное расследование.
Административное расследование — представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий уполномоченных на то должностных лиц, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.
Составлению протокола об административном правонарушении может предшествовать административное расследовании на основании определения, вынесенного должностным лицом, уполномоченным составлять такой протокол за предусмотренные КоАП РФ административные правонарушения: монопольного, валютного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, охраны окружающей среды, пожарной безопасности, дорожного движения и на транспорте и др. (ст. 28.7 КоАП РФ).
Административное расследование проводится, если осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, по месту совершения или выявления административного правонарушения.
Его срок не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении, который в исключительных случаях может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок до одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил — на срок до шести месяцев.
По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела о нем. Протокол (постановление прокурора) направляется субъекту административной юрисдикции, уполномоченному рассматривать дело, в течение суток с момента его составления. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, влекущем административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).
Решение о возбуждении дела об адм. правонарушении и проведении адм. расследования принимается д/л, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об адм. правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения адм. правонарушения.
В определении о возбуждении дела об адм. правонарушении указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об адм. правонарушении, данные, указывающие на наличие события адм. правонарушения, статья настоящего Кодекса либо закона субъекта РФ, предусматривающая адм. ответственность за данное адм. правонарушение.
Адм. расследование проводится по месту совершения или выявления адм. правонарушения.
72. Рассмотрение дела об административном правонарушении.
Статья 29.7. КОАП РФ:
1. При рассмотрении дела об административном правонарушении:
1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;
2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;
3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;
5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;
6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;
7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:
а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;
8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с частью 3 статьи 29.4 настоящего Кодекса;
9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со статьей 29.5 настоящего Кодекса.
2. При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.
3. В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ
В отличие от проведения проверки, которая представляет собой действия инспекторов труда, направленные на обеспечение соблюдения работодателем требованийтрудового законодательстваи защиту трудовых прав работников, административное расследование представляет собой комплекс процессуальных действий, проводимых государственными инспекторами труда в порядке, установленном ст. 28.7 КоАП, которые направлены исключительно на установление факта совершения работодателем административного правонарушения в области трудового законодательства, фиксирование всех обстоятельств правонарушения и привлечение работодателя к административной ответственности.
Положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
(далее – Закон № 294-ФЗ), устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при проведении трудовыми инспекторами административного расследования (п. 3 ч. 3 ст. 1 Закона № 294-ФЗ). То есть требования Закона № 294-ФЗ, в частности, касающиеся предварительного уведомления работодателя, согласования с органами прокуратуры на действия государственных инспекторов труда при проведении административного расследования не распространяются.
Административное расследование проводится по окончании проведения проверки, когда выявлено нарушение работодателем трудового законодательства, однако инспектору труда необходимо осуществить определенные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, в частности:
· получить объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей, если получить такое объяснения или показания при составлении протокола невозможно (ст. 26.3 КоАП);
· истребовать сведения, необходимые для разрешения дела (ст. 26.10 КоАП).
Кроме того, административное расследование может быть проведено инспектором труда и в том случае, когда поступившие материалы, сообщения или обращения содержат в себе достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается самостоятельно должностным лицом Роструда или должностным лицом его территориального органа — государственной инспекции труда, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с ч. 4 ст. 28.3иприказом Роструда от 02.09.2015 № 238, которым утвержден перечень таких лиц (п. 4 ч. 4 ст. 28.1, ч. 2 ст. 28.7 КоАП).
Соответственно, принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении и вынести определение о проведении административного расследования в отношении юридического лица вправе только должностные лица, указанные в п. 2 Переченя должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации), уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержден приказом Федеральной службы по труду и занятости от 02.09.2015 № 238, то есть должностные лица занимающие должности главного государственного инспектора труда и выше (заместители начальников структурных подразделений инспекции, начальники структурных подразделений инспекции, заместители руководителя инспекции, руководитель инспекции).
Такое решение оформляется в виде определения, в котором указываются (ч. 3 ст. 28.7 КоАП):
· дата и место составления определения;
· должность, фамилия и инициалы инспектора труда, составившего определение;
· повод для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии с ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ;
· данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
· статья КоАП, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение в области трудового законодательства;
· запись о разъяснении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых вынесено определение, а также иным участникам административного производства их прав и обязанностей.
Копия определения в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему (ч. 3.1 ст. 28.7 КоАП).
Срок проведения административного расследования составляет не более одного месяца со дня возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству государственного инспектора труда, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, может быть продлен решением руководителя государственной инспекции труда (его заместителя) на срок не более одного месяца (п. 1 ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ).
Ведет административное расследование, как правило, тот государственный инспектор труда, который вынес соответствующее определение, но по решению руководителя инспекции или его заместителя он может быть заменен другим государственным инспектором труда (ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ).
По окончании административного расследования, если данные о совершении работодателем административного правонарушения в области трудового законодательства не подтвердились, то государственным инспектором труда, проводившим административное расследование, выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении (ч. 1 ст. 24.5,ч. 6 ст. 28.7,ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ). Если же в ходе административного расследования установлен факт совершения работодателем нарушения трудового законодательства, то по его окончании уполномоченным должностным лицом государственной инспекции труда составляется протокол об административном правонарушении в отношении виновного физического лица и (или) законного представителя юридического лица (ч. 3,п. 3 ч. 4 ст. 28.1,ч. 1 ст. 28.5,ч. 6 ст. 28.7 КоАП РФ). Дело об административном правонарушении, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, подлежит рассмотрению непосредственно должностными лицами государственной инспекции труда в течение 15 дней со дня составления протокола (ст. 23.1,ч. 1 ст. 29.6КоАП РФ). Судьи районных судов рассматривают дело лишь в том случае, когда по окончании административного расследования государственный инспектор труда передает его на рассмотрение в соответствующий суд (определение ВАС РФ от 23.01.2009 № 14892/08).
Далее для наглядности представим порядок проведения инспекторами труда административного расследования в виде схемы:
Возбуждение дела об административном правонарушении и административное расследование.
( полученная в установленном законном порядке информация о соответствующих фактах). В законодательстве, в юридической литературе процессуальное основание начала первой стадии принято называть поводом.
В части 1 ст. 28.1 КоАП РФ закреплены законные поводы к возбуждению дела об административном правонарушении.
Прежде всего, это непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным осуществлять контроль за выполнением определенных правил и составлять протоколы об их нарушении, достаточных данных, свидетельствующих о наличии события административного правонарушения. На практике именно сотрудники милиции, гос. инспекторы и иные долж.лица, осуществляющие гос.надзор за выполнением соответствующих норм, обнаруживают многие неправомерные действия и, реагируя на них, возбуждают дела об административных правонарушениях.
Поводами для возбуждения дел могут быть материалы, полученные из государственных, муниципальных органов, общественных организаций; органа управления юридического лица, сообщения средствах массовой информации, сообщения и заявления, полученные от граждан,организаций, если они содержат данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Административное расследование
Статья 28.7 КоАП РФ не содержит всех правил особого производства, но в ней закреплены специальные правила – правила административного расследования по ряду категорий дел об административных правонарушениях.
Так, в статье закреплены два фактических условия проведения административного расследования. К первому отнесено выявление административных правонарушений в области:
— законодательства о естественных монополиях;
— законодательства о рекламе;
— законодательства о выборах и референдумах и др.
Второе фактическое условие имеет место в случае, когда для выявления конкретных обстоятельств совершения перечисленных правонарушений необходимо назначить и провести какую-либо экспертизу или осуществить иные процессуальные действия, требующие значительного времени.
Третье (формальное) условие проведения административного расследования: решение компетентного лица, которое издается в письменной форме. Должностное лицо, уполномоченное составлять протоколы по соответствующей категории дел об административных правонарушениях, принимает решение о проведении административного расследования.
Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. В случае необходимости соответствующие органы по месту совершения правонарушения и органы по месту его выявления могут договориться между собой о том, кто из них будет проводить административное расследование( это административный договор).
Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях он по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил, а равно правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, начальником вышестоящего органа на срок до шести месяцев.
По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении этого дела.
Возбуждение и расследование дел об административных правонарушениях.
Возбуждение дела об административном правонарушении — начальная стадия производства. Применительно к производству по делам об административных правонарушениях данная стадия имеет специфическое процессуальное оформление. Суть его состоит в составлении особого процессуального документа — протокола об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении — процессуальный документ, свидетельствующий о совершении данного противоправного деяния (конечно, предположительно). Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления о его совершении или вынесении прокурором постановления о возбуждении административного производства.
Возбуждение дела по своему юридическому значению можно квалифицировать в качестве процессуального действия, являющегося юридическим фактом; оно влечет за собой возникновение конкретного административно-процессуального отношения.
Поводами к возбуждению дела являются: непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом факта совершения административного правонарушения; материалы, поступающие из правоохранительных органов, а также от других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений; сообщения и заявления физических и юридических лиц; сообщения в средствах массовой информации.
Основанием для возбуждения дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки административного правонарушения (наличие события правонарушения).
Протокол об административном правонарушении составляется не во всех случаях.
В случаях когда после выявления административного правонарушения возникает потребность в осуществлении экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, проводится административное расследование (например, правонарушения в области антимонопольного законодательства, налогов и сборов, таможенного дела, дорожного движения и т.п.). Оно проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. По окончании расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела.
В целях пресечения административных правонарушений, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения принятого по нему постановления уполномоченные лица вправе применять предусмотренные КоАП меры, процессуального обеспечения производства: доставление, административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей; досмотр транспортных средств, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов и др. По своему юридическому характеру они представляют собой разновидность административно-предупредительных и административно-пресекательных мер.
Административное расследование проводится в случаях, если после выявления административного правонарушения в области антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, валютного законодательства, законодательства о защите прав потребителя, в области налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, дорожного движения и на транспорте осуществляется экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных затрат.
77. Рассмотрение дел об административных правонарушениях.
Рассмотрение дела и вынесение постановления — центральная стадия, в рамках которой проявляются важнейшие черты, свойственные юрисдикционной административно-процессуальной деятельности.
Судья, орган (должностное лицо), уполномоченный рассматривать дело осуществляет подготовку к рассмотрению, в рамках которого решаются вопросы: относится ли данное дело к их компетенции; правильно ли составлены протокол и другие материалы, если таковые имеются; извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела, о месте и времени рассмотрения; имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; имеются ли ходатайства и отводы.
При этом учитывается, что данное дело не может рассматриваться в случаях родственных связей между участниками производства либо наличия личной, прямой или косвенной заинтересованности в решении дела судьи или должностного лица, рассматривающего дело. При наличии этих обстоятельств они обязаны заявить самоотвод, а другие участники производства вправе заявить отвод этим официальным лицам.
Рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется по месту его совершения или по месту жительстванарушителя, а также по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.
Установлен определенный порядок рассмотрения дел. Главное в содержании данной стадии административного производства состоит в том, что судья, орган (должностное лицо) при рассмотрении дела обязан выяснить: было ли совершено административное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, причинен ли имущественный ущерб. Аналогичные вопросы выясняются и в отношении юридических лиц.
78. Содержание и значение протокола об административном правонарушении, сроки составления.
В протоколе об АП указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об АП, ФИО, адрес места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие АП.
Статья 28.2 КоАП или закона РФ, предусматривающая административную ответственность за данное АП, объяснение физ.лица или законного представителя юр.лица, в отношении которого возбуждено дело, иные сведения необходимые для разрешения дела.
Физ.лицам или законным представителям юр. лиц, в отношении которого возбуждено дело об АП и иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП, о чем делается запись в протоколе.
Физ.лицам или законным представителям юр. лиц, в отношении которого возбуждено дело об АП и иным участникам производства, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об АП, лица в праве предоставить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки лица или законного представителям юр. лиц, в отношении которого ведется делопроизводство по делу АП, если они извещены в установленном порядке, протокол об АП составляется в их отсутствие. Копия протокола об АП направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течении трех дней со дня составления протокола (№ 210-ФЗ от 24.07.2007)
Протокол подписывается должностным лицом, его составлявшим, Физ.лицом или законным представителем юр. лиц, в отношении которого ведется делопроизводство по делу АП. В случае отказа лиц от подписания протокола, в протоколе делается соответствующая запись.
Физ.лицу или законному представителям юр. лиц, в отношении которого возбуждено дело об АП , а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об АП.
Административное расследование: понятие, процедура проведения
Административное расследование представляет собой совокупность действий, осуществление которых необходимо для получения дополнительных сведений и материалов, необходимых для правильного разрешения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Административное расследование проводится в случаях, если после выявления административного правонарушения в области антимонопольного, патентного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе, законодательства об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах, законодательства о выборах и референдумах, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прокурсорах, миграционного законодательства, валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, законодательства о защите прав потребителей, об охране здоровья граждан, об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, в области налогов и сборов, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, таможенного дела, экспортного контроля, государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, в области охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, промышленной безопасности; дорожного движения и на транспорте, несостоятельности (банкротства), размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат.
Таким образом, главным условием для принятия решения о проведении административного расследования является необходимость осуществления экспертиз или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат. К подобным действиям КоАП относит:
- получение объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ст. 26.3);
- получение показаний потерпевшего и свидетелей по делу об административном правонарушении (ст. 26.3);
- взятие проб и образцов (ст. 26.5);
- фотографирование или фиксирование иным способом вещественных доказательств (ст. 26.6);
- направление поручения для совершения определенных действий по делу об административном правонарушении (ст. 26.9);
- направление запроса по делу об административном правонарушении (ст. 26.9);
- истребование сведений (ст. 26.10).
В процессе административного расследования реализуются такие процессуальные действия, как сбор и фиксация доказательств, оформление протокола о возбуждении административного дела, решение вопроса о приостановлении или прекращении производства. Основанием для возбуждения дела об административном производстве является совершение административного проступка и наличие нормы, предусматривающей ответственность, о чем составляется протокол. Определены и меры обеспечения производства по делам, в частности, административное задержание; личный досмотр и досмотр вещей; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством и освидетельствование на состояние опьянения.
Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после вы-явления факта совершения административного правонарушения.
В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья КоАП либо закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в определении. Копия указанного определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.
В целях обеспечения своевременного рассмотрения дела административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. По общему правилу административное расследование должно быть закончено не позднее месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях срок административного расследования по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен на срок не более месяца, а по делам о нарушении таможенных правил — на срок до шести месяцев.
При этом продление срока является правом вышестоящего должностного лица. Решение о продлении срока проведения административного расследования принимается в виде определения. В определении о продлении срока проведения административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, основания для продления срока проведения административного расследования, срок, до которого продлено проведение административного расследования. Копия определения о продлении срока проведения административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых проводится административное расследование, а также потерпевшему.
Административное расследование завершается в общем порядке составлением протокола об административном правонарушении либо вынесением постановления о прекращении дела. Дело об административном правонарушении подлежит прекращению после проведения административного расследования при наличии установленных законом оснований.